Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Произвольное и непроизвольное запоминание




Запоминание
Непроизвольное Произвольное
Играет большую роль в учебном процессе. Еще не сформировано.
На быстроту и прочность запоминания сильно влияют эмоции, чувства. Быстро запоминаются стихи, сказки, которые вызывают яркие об­разы и сильные переживания.
Увеличивается объем запо­минания интересных тек­стов, сказок. В 1-м классе: IIнедостаточность самоконтроля; IIIколичественная сторона повто­рения (сколько задано) на уровне узнавания.
Увеличивается осмыслен­ность запоминания. Приемы запоминания способствуют лучшему усвоению.

 

Формирование приемов осмысленного запоминания:

III Многократное пропитывание.

IV Чередование пропитывания с воспроизведением.

V Возвращение к прочитанным частям текста с целью уяснения их содержания.

VI Мысленное припоминание прочитанного, когда чтение текста полностью еще не закончено.

VIIСоставление развернутого и свернутого плана.

VIII Выделение смысловых единиц и группировка материа­ла (объединение и соподчинение его основных компо­нентов, расчленение посылок и выводов, сведение от­дельных данных в таблицу и т. д.).

IX Переход от одних элементов текста к другим и сопо­ставление их.

X Оформление результатов группировки в виде письмен­ного плана.

Воспроизведением младшие школьники начинают поль­зоваться при заучивании наизусть. Воспроизводят с опорой на текст, к припоминанию прибегают реже, так как оно свя­зано с напряжением.

С возрастом дети при воспроизведении учебного мате­риала усиливают его мыслительную обработку в плане си­стематизации обобщения. В результате они воспроизводят материал более свободно и связно.

Конкретно-образный характер памяти младших школь­ников особенно проявляется в сопоставлении, делении тек­ста на части.

В процессе общего развития память становится более управляемой, обогащается и замещается мышлением. Разви­вается произвольное запоминание, хотя непроизвольное со­храняет свое значение, в зависимости от мотивов и условий каждый из видов запоминания может быть продуктивным.

►► СИТУАЦИЯ № 44. Исследованиями установлено, что

младшие школьники могут успешно запоминать и вос­производить непонятный им текст.

Какие можно сделать выводы из данного исследова­ния?

Решение. Это свидетельствует о том, что у младших школьников может быть еще недостаточно развито смысловое запоминание.

Взрослые должны контролировать не только результат (точность ответа, правильность пересказа), но и сам про­цесс — как, каким способом ученик это запомнил.

Обычно младшие школьники склонны дословно воспро­изводить то, что запомнили.

►► СИТУАЦИЯ № 45. У младших школьников достаточно хорошая память, и многие из них без особого труда заучи­вают учебные тексты механически. Но, будучи в средних классах, когда материал становится сложнее и большим по объему, учащиеся начинают испытывать трудности. Как предупредить возможные трудности обучения в средних классах? Какими приемами можно восполь­зоваться для совершенствования памяти?

Решение. Учителю необходимо еще в начальных классах учить смысловому запоминанию учебного материала. Рациональные способы запоминания:

O. интеллектуальная работа по осмысливанию текста;

P. активная мыслительная деятельность;

Q. деление текста на смысловые части;

R. придумывание заголовков, составление плана;

S. прослеживание основных смысловых линий;

T. выделение смысловых опорных пунктов или слов, мо­делирование;

U. возвращение к уже прочитанным частям текста для уточнения их содержания;

V. мысленное припоминание прочитанной части и вос­произведение вслух.

В результате учебный материал усваивается, связывает­ся со старым и включается в общую систему знаний.

►► СИТУАЦИЯ № 46. Учащиеся младших классов хорошо справляются с задачами на узнавание и плохо — с задача­ми на воспроизведение по памяти.

Что может помочь учащимся в запоминании учебного материала?

Решение. Учащиеся младших классов усваивают различ­ные стратегии, помогающие им запоминать материал. Повторение. Учащиеся ставят задачу запомнить опреде­ленный материал и повторяют его, несколько раз произ­нося его про себя.

Организация запоминаемого материала. Позднее дети уже могут группировать материал по категориям, по об­щим признакам (яблоки и груши — это фрукты). Мнемоническая обработка — когда дети могут предпо­ложить логический вывод для реконструкции события вместо простого воспроизведения. (Например, «Дети ка­тались с горки. Были ли санки?». Дети 7 лет затрудня­ются ответить, а дети 10-11 лет уже логическим путем могут предположить наличие санок или лыж.)

Создание умственных образов может быть применено для воспроизведения рассказа. С возрастом образы ста­новятся более яркими. Происходит лучшее запомина­ние.

Поиск информации в памяти. Учащиеся пытаются определить, с какой буквы пишется слово или определя­ют гласные и согласные звуки.

Создание сценариев. Пытаются запомнить смысл про­исходящего на основе событий, цели. При этом в памяти сохраняется стандартная последовательность действий. Например, «Дети идут в школу»: подъем, завтрак, путь до школы, вхождение в класс и т. п.

МЫШЛЕНИЕ МЛАДТТТЕГО ШКОЛЬНИКА

В самом начале обучения в школе у ребенка ярко выра­жен конкретно-образный характер мышления, и при реше­нии мыслительных задач он опирается на реальные пред­меты или их изображение. Обобщения, выводы делаются на основе определенных фактов.

В процессе обучения быстро развивается абстрактное мышление, особенно на уроках математики, где от действия с конкретными предметами ученик переходит к умственным операциям с числом. То же самое имеет место и на уроках русского языка при усвоении слова, которое сначала не от­деляется им от обозначаемого предмета, но постепенно само становится предметом специального изучения.

При активном действии с предметами, явлениями, людь­ми у младшего школьника возникает потребность вскрывать причины и сущность связей, отношений между предметами и явлениями, объяснять их, т. е. мыслить абстрактно, отвле­ченно.

Исследования последних лет показывают, что умствен­ные возможности младшего школьника шире, чем предпо­лагалось ранее: при специальной методической организа­ции обучения учащиеся могут усваивать абстрактные, тео­ретические материалы.

На основе исследований В. В. Давыдова введено усвое­ние элементов алгебры для установления отношений между величинами. Эти отношения моделируются, выражаются как бы в очищенной форме и становятся ориентировочной основой действия (ООД по П. Я. Гальперину). Так, учащие­ся учатся выражать сначала отношения между предметами, отличающимися по объемам, по длине, в графических от­резках, усваивать понятия «больше» и «меньше», переходя затем к абстрактным символам а > б, б < а и т. д. Учащиеся начинают активно оперировать этими отношениями. Такие же сложные зависимости, требующие абстракции, устанав­ливают они и при усвоении грамматического материала. Все свои действия ученики сопровождают изображаемыми мо­делями (действие моделирования).

В начальной школе большое внимание уделяется форми­рованию у учащихся научных понятий (схема 25).

Схема 25
Научные понятия
Предметные понятия Понятия отношений
Знание общих и существенных признаков и свойств предметов объективной действительности. Знание связей и отношений, существенных в объективном мире.

 

Образование понятий, систем понятий составляет одну из центральных задач обучения, которая решается непо­средственно в обучении, сочетая в себе развитие как дедук­тивных, так и индуктивных видов обобщения, и состоит в выработке у детей способности идти от конкретного к более общему (от факта к явлению, от единичного к общему, от случайного к закономерному), так же и в обратном направ­лении.

Овладение понятиями проходит следующие ступени (схема 26).

Схема 26






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных