ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Произвольное и непроизвольное запоминание
Формирование приемов осмысленного запоминания: III Многократное пропитывание. IV Чередование пропитывания с воспроизведением. V Возвращение к прочитанным частям текста с целью уяснения их содержания. VI Мысленное припоминание прочитанного, когда чтение текста полностью еще не закончено. VIIСоставление развернутого и свернутого плана. VIII Выделение смысловых единиц и группировка материала (объединение и соподчинение его основных компонентов, расчленение посылок и выводов, сведение отдельных данных в таблицу и т. д.). IX Переход от одних элементов текста к другим и сопоставление их. X Оформление результатов группировки в виде письменного плана. Воспроизведением младшие школьники начинают пользоваться при заучивании наизусть. Воспроизводят с опорой на текст, к припоминанию прибегают реже, так как оно связано с напряжением. С возрастом дети при воспроизведении учебного материала усиливают его мыслительную обработку в плане систематизации обобщения. В результате они воспроизводят материал более свободно и связно. Конкретно-образный характер памяти младших школьников особенно проявляется в сопоставлении, делении текста на части. В процессе общего развития память становится более управляемой, обогащается и замещается мышлением. Развивается произвольное запоминание, хотя непроизвольное сохраняет свое значение, в зависимости от мотивов и условий каждый из видов запоминания может быть продуктивным. ►► СИТУАЦИЯ № 44. Исследованиями установлено, что младшие школьники могут успешно запоминать и воспроизводить непонятный им текст. Какие можно сделать выводы из данного исследования? Решение. Это свидетельствует о том, что у младших школьников может быть еще недостаточно развито смысловое запоминание. Взрослые должны контролировать не только результат (точность ответа, правильность пересказа), но и сам процесс — как, каким способом ученик это запомнил. Обычно младшие школьники склонны дословно воспроизводить то, что запомнили. ►► СИТУАЦИЯ № 45. У младших школьников достаточно хорошая память, и многие из них без особого труда заучивают учебные тексты механически. Но, будучи в средних классах, когда материал становится сложнее и большим по объему, учащиеся начинают испытывать трудности. Как предупредить возможные трудности обучения в средних классах? Какими приемами можно воспользоваться для совершенствования памяти? Решение. Учителю необходимо еще в начальных классах учить смысловому запоминанию учебного материала. Рациональные способы запоминания: O. интеллектуальная работа по осмысливанию текста; P. активная мыслительная деятельность; Q. деление текста на смысловые части; R. придумывание заголовков, составление плана; S. прослеживание основных смысловых линий; T. выделение смысловых опорных пунктов или слов, моделирование; U. возвращение к уже прочитанным частям текста для уточнения их содержания; V. мысленное припоминание прочитанной части и воспроизведение вслух. В результате учебный материал усваивается, связывается со старым и включается в общую систему знаний. ►► СИТУАЦИЯ № 46. Учащиеся младших классов хорошо справляются с задачами на узнавание и плохо — с задачами на воспроизведение по памяти. Что может помочь учащимся в запоминании учебного материала? Решение. Учащиеся младших классов усваивают различные стратегии, помогающие им запоминать материал. Повторение. Учащиеся ставят задачу запомнить определенный материал и повторяют его, несколько раз произнося его про себя. Организация запоминаемого материала. Позднее дети уже могут группировать материал по категориям, по общим признакам (яблоки и груши — это фрукты). Мнемоническая обработка — когда дети могут предположить логический вывод для реконструкции события вместо простого воспроизведения. (Например, «Дети катались с горки. Были ли санки?». Дети 7 лет затрудняются ответить, а дети 10-11 лет уже логическим путем могут предположить наличие санок или лыж.) Создание умственных образов может быть применено для воспроизведения рассказа. С возрастом образы становятся более яркими. Происходит лучшее запоминание. Поиск информации в памяти. Учащиеся пытаются определить, с какой буквы пишется слово или определяют гласные и согласные звуки. Создание сценариев. Пытаются запомнить смысл происходящего на основе событий, цели. При этом в памяти сохраняется стандартная последовательность действий. Например, «Дети идут в школу»: подъем, завтрак, путь до школы, вхождение в класс и т. п. МЫШЛЕНИЕ МЛАДТТТЕГО ШКОЛЬНИКА В самом начале обучения в школе у ребенка ярко выражен конкретно-образный характер мышления, и при решении мыслительных задач он опирается на реальные предметы или их изображение. Обобщения, выводы делаются на основе определенных фактов. В процессе обучения быстро развивается абстрактное мышление, особенно на уроках математики, где от действия с конкретными предметами ученик переходит к умственным операциям с числом. То же самое имеет место и на уроках русского языка при усвоении слова, которое сначала не отделяется им от обозначаемого предмета, но постепенно само становится предметом специального изучения. При активном действии с предметами, явлениями, людьми у младшего школьника возникает потребность вскрывать причины и сущность связей, отношений между предметами и явлениями, объяснять их, т. е. мыслить абстрактно, отвлеченно. Исследования последних лет показывают, что умственные возможности младшего школьника шире, чем предполагалось ранее: при специальной методической организации обучения учащиеся могут усваивать абстрактные, теоретические материалы. На основе исследований В. В. Давыдова введено усвоение элементов алгебры для установления отношений между величинами. Эти отношения моделируются, выражаются как бы в очищенной форме и становятся ориентировочной основой действия (ООД по П. Я. Гальперину). Так, учащиеся учатся выражать сначала отношения между предметами, отличающимися по объемам, по длине, в графических отрезках, усваивать понятия «больше» и «меньше», переходя затем к абстрактным символам а > б, б < а и т. д. Учащиеся начинают активно оперировать этими отношениями. Такие же сложные зависимости, требующие абстракции, устанавливают они и при усвоении грамматического материала. Все свои действия ученики сопровождают изображаемыми моделями (действие моделирования). В начальной школе большое внимание уделяется формированию у учащихся научных понятий (схема 25).
Образование понятий, систем понятий составляет одну из центральных задач обучения, которая решается непосредственно в обучении, сочетая в себе развитие как дедуктивных, так и индуктивных видов обобщения, и состоит в выработке у детей способности идти от конкретного к более общему (от факта к явлению, от единичного к общему, от случайного к закономерному), так же и в обратном направлении. Овладение понятиями проходит следующие ступени (схема 26). Схема 26 Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|