ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Формирование и корректирование самооценки
Оценивая знания, одновременно оценивается личность, ее возможности и место среди других людей
Самооценка -[1] ► самоконтроль LL. конкретная самооценка должна быть адекватной, осознанной, дифференцированной. В развитии самооценки младшего школьника большую роль играет становление его рефлексивных действий. Он должен уметь обращаться к основаниям своих и чужих действий, знанию о собственном знании и незнании, о собственных возможностях и ограничениях. В результате целенаправленного формирования действия оценки младший школьник научится фиксировать трудности и анализировать их причины. Вместо дошкольного «Я не могу решить эту задачу. Что мне сделать?» младший школьник должен научиться формулировать гипотезу о недостающем знании. ►► ВОПРОС № 9. Каков уровень самооценки детей в зависимости от взаимоотношений родителей? Ответ. Уровень самооценки ребенка зависит от сплоченности семьи. Дети с пониженной самооценкой чаще всего растут в распавшихся семьях или там, где родители в разладе. Родители, как правило, не могут глубоко охарактеризовать своего ребенка, и интересует их ребенок тогда, когда он создает им трудности (отстал в учебе, плохая дисциплина), общение с родителями редкое. Дети с нормальной самооценкой обычно воспитываются в семьях, где родители ценят друг друга, уважительно относятся к личности ребенка. Здесь очень важна искренность внимания родителей, интерес к жизни ребенка, понимание его интересов, а не количество уделяемого ему времени. ►► СИТУАЦИЯ № 64. Исследовались младшие школьники. В зависимости от самооценок дети были разделены на две группы. 1-я группа — оценивали себя правильно, 2-я группа — недооценивали себя. Ученики 1-й группы были активны, уверены в себе. Они выбирали для решения трудные задачи и верили, что справятся с ними. На уроках отстаивали свое мнение. Низкая отметка, полученная за выполненное задание, не выводила их из себ#: они верили в то, что сумеют добиться лучшей. Охарактеризуйте, каким бы было поведение учащихся с пониженной самооценкой? Решение. Ученики с пониженной самооценкой отличались пассивностью, робостью, повышенной тревожностью. Они очень чувствительны к критике и неудачам. Избегали того, чтобы их оценивали. Нередко считали себя неудачниками. ►► СИТУАЦИЯ № 65. Л. С. Выготский описывает историю мальчика, страдавшего хромотой. Несмотря на свой недуг, мешавший ему играть в футбол, мальчик любил соревноваться с ребятами. В играх он проявлял неловкость, и ребята сердились на него, дразнили. Несмотря на неуспех, у него не возникало чувства собственной неполноценности, и каждый раз он стремился снова играть. И вдруг наступил момент, когда мальчик наотрез отказался от игры. Ребятам сказал, что ему неинтересно играть, расхотелось. Лучше посидит дома. Что же произошло? Каков примерный возраст мальчика? Решение. Мальчику играть не расхотелось. Просто к 7-летнему возрасту к мальчику пришло осознание своего неуспеха, возникло обобщенное переживание собственной несостоятельности в спортивных занятиях, и это оказалось сильнее непосредственного желания играть. Период кризиса 7 лет связан с коренным изменением социальной ситуации развития ребенка. ►► СИТУАЦИЯ № 66. Для формирования адекватной самооценки может быть использовано сравнение успехов ребенка с успехами других учащихся и сравнение успехов ученика с его предыдущими успехами. Дайте психологическую оценку указанным методам формирования адекватной оценки. Решение. Сравнение успехов ученика с его собственными вчерашними успехами является важным фактором формирования адекватной самооценки. Сравнение успехов ученика с успехами других учеников может показаться недостижимым, нереальным. А потому и не будет стимулировать развитие самоценности. ►► СИТУАЦИЯ № 67. Витя, ученик 2-го класса, говорит: «У меня эта задача не получается — я постараюсь и получится». А Коля говорит: «Я получил “2” за диктант, я ни на что не годен». В чем различие самооценок Вити и Коли в их частных неудачах? Решение. Эти частные неудачи произошли на различной общей самооценке учащихся. Только ребенок, знающий, что он любим и принят окружающими людьми — учителями, родителями, может спокойно относиться к частным собственным неудачам, как это произошло у Вити. Если этого нет, то любая частная неудача переживается как катастрофа — пример Коли. ►► СИТУАЦИЯ № 68. Майя (9 лет) уже четыре года занимается фигурным катанием. Ей так нравится ходить на тренировки, все задания тренера она выполняет очень старательно. Недавно Майя выиграла первенство спортшколы среди девочек своего возраста. Теперь она говорит маме, что выиграет и городские соревнования, а в скором будущем — чуть ли не Олимпийские игры. Но таких девочек, как моя дочь, считает мама, очень много в фигурном катании, и вряд ли она сможет стать лучшей. Как бы из-за маминых реалистических оценок она вообще не бросила спорт. Стоит ли приземлять мечты девятилетней дочери? Решение. Эта ситуация — одна из самых сложных. Когда ребенок в своих мечтах замахивается на что-то грандиозное (олимпийскую медаль), его самооценка явно завышена. И если мама слишком приземлит его мечты, то может их разрушить. С другой стороны, нарисовав слишком радужную картину, можно потерять доверие ребенка, особенно если в глубине души он знает, что его возможности одолеть вершину сомнительны. ►► ВОПРОС № 10. Какие мероприятия будут способствовать повышению адекватности самооценки младших школьников в учебной деятельности? Ответ. Мероприятиями, повышающими адекватность самооценки, могут быть следующие: 4. Перед тем как отдать выполненную работу учителю, ученик должен сам оценить ее, а потом сравнить с оценкой, которую дал учитель. Узнать основания, на которых строится оценка учителем. 5. Учащиеся попарно обмениваются работами для взаимных оценок, т. е. ученик в роли учителя оценивает работу других учащихся. ►► СИТУАЦИЯ № 69. Младшие школьники, которые хорошо учатся, имеют более высокую самооценку, чем неуспевающие. Учеба для младшего школьника имеет ключевое значение. И на ее основе формируется самоутверждение ребенка. Чтобы вселить в школьника уверенность, поднять его самоуважение, взрослые прибегают к похвале, пусть небольшого какого-то достижения. Если самооценка и вера в себя у ребенка в учебной деятельности низкие и не удается повысить успехи ребенка в учебе, то каким образом может быть поднято самоуважение его родителями? Решение. Самоуважение может быть поднято через другую деятельность, в которой ребенок мог бы преуспеть. Удача в любой деятельности будет способствовать повышению самооценки ребенка. ГЛАВА 8. ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
отребность в общении — одна из самых важных человеческих потребностей. Благодаря общению ребенка с родителями, взрослыми, сверстниками происходит его психическое развитие. В общении ребенок познает особенности общественных отношений. Он осваивает опыт человечества. Вместе с тем у ребенка развиваются личностноделовые качества. Общение — это необходимое условие и основной способ жизни ребенка. Только в процессе общения с родителями, учителем, сверстниками ребенок может почувствовать и понять самого себя, найти свое место в мире. В то же время с общением у ребенка могут быть связаны тяжелые переживания. Ребенок очень нуждается в понимании и признании его родителями, учителем, сверстниками. В начале школьного обучения очень важны для ребенка радостные и светлые чувства, которые рождались бы близостью общения с другими людьми. М. И. Лисина выделяет четыре критерия общения: Первый критерий: общение предполагает внимание к другому, без которого любое взаимодействие невозможно. Взгляд в глаза, внимание к словам и действиям другого свидетельствуют о том, что субъект воспринимает другого человека. Второй критерий: эмоциональная окраска восприятия партнера по общению включает в себя эмоциональное отношение к другому человеку. Третий критерий: инициативные акты, направленные на привлечение внимания партнера к себе. Поскольку общение -- процесс взаимный, человек должен быть уверен, что партнер воспринимает и его самого, и его воздействия. Стремление вызвать интерес другого, обратить на себя внимание — наиболее важный момент общения. Четвертый критерий: чувствительность человека к тому отношению, которое проявляет к нему партнер. Изменение самой активности (настроения, слов, действий) под влиянием отношения партнера явно свидетельствует о такой чувствительности. Эти критерии говорят об общении, которое обычно связано с какой-то деятельностью, направленной на достижение результата. Деятельность порождает содержание общения. Многие трудности в воспитании детей связаны с тем, что содержание общения ребенка и взрослого не совпадает: взрослый говорит об одном, а ребенок воспринимает другое и, соответственно, говорит о своем. Перед взрослым стоит важная задача: создать эту общность, т. е. принять, понять ребенка и вовлечь его в то содержание, по поводу которого происходит общение. Особенности взаимоотношений младшего школьника в классном коллективе показаны на схеме 46. Схема 46 Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|