ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Особенности взаимоотношений младшего школьника в классном коллективе 3 страницаКульт интеллекта должен пронизывать все: семейные чтения, создание семейной библиотеки, посещение музеев и выставок, интеллектуальные беседы, дискуссии, споры обо всем на свете. Книги должны иметь приоритет перед телевидением. Заинтересовать ребенка просмотром программ научнопознавательного характера: о живой природе, о путешествиях, об исторических памятниках культуры, искусства, о мироздании в целом. ►► СИТУАЦИЯ №' 113. Как ни уговаривали Дениса, чтобы он постригся, ничего не помогало. Но вот сторож сказал: «Денис, тебе надо постричься». И он постригся. С чем может быть связано разрешение этой ситуации? Решение. В этой ситуации сторож оказался референтной личностыо для Дениса. В отдельных ситуациях воспитания следует задуматься о том, кто из других людей может помочь разрешить возникшую проблему: моряк, офицер, дантист, спортсмен, артист и так далее. Кто может быть референтной личностью для ребенка в данной ситуации воспитания? ►► СИТУАЦИЯ № 114. Лева, когда ему было 9 лет, заявил маме, что ему нужны деньги и он хочет найти работу. Что должна ответить мама: «Девятилетних детей на работу не берут» или: «Я понимаю тебя, твои проблемы»? Решение. Второй ответ не «отнимает» надежду, не приведет ребенка к разочарованию. В такой ситуации Лева может взять телефонный справочник и позвонить директорам фирм, которые скажут об условиях приема на работу, о возрасте и так далее. Что настроит ребенка на перспективу радостного достижения. Родители не должны лишать ребенка такого опыта! ►► СИТУАЦИЯ № 115. Саша твердо обещает маме: приду с прогулки в назначенный час, приготовлю все уроки. Но в назначенный час Саша не возвратился домой и уроков не приготовил. Искренне ли он давал свои обещания маме? В чем причина невыполнения обещаний Саши? Решение. Саша давал свои обещания искрение. Нельзя считать, что невыполнение обещаний связано с его злой волей, с его пренебрежением к маме, которой он давал обещания. Причины невыполнения обещаний могут быть разные. Желая, чтобы его оставили в покое, обещает, не собираясь его выполнить. Или в тот момент, когда давал обещание, был чем-то увлечен, плохо осознавал, о чем идет речь. Обычно обещания ребенка необходимы в тех случаях, когда ему приходится отказываться от приятных для него занятий («хочу») во имя необходимых («надо»). При иесформированности соподчинения мотивов ребенок может не выполнять своих обещаний, его желания превалируют над мотивами «надо», когда увлечен интересным для него делом. Не нужно видеть в этом злонамеренную уловку. ►► СИТУАЦИЯ № 116. Родительница сокрушается: «Мой Витя все может убирать быстро и как следует — не придерешься. Но пока не напомнишь, не скажешь много раз, так и будет сидеть в беспорядке. И ему ничего, для него никакого беспокойства». Как же это можно объяснить? Решение. У ребенка сформированы умения и навыки аккуратного выполнения, но не привычка к аккуратности. Только привычка включает в себя потребность в реализации умений и навыков и в создании определенной обстановки для своей работы, игры. Ребенок ведет себя так или иначе не потому, что он не умеет осуществлять то или иное действие, а потому, что он не может не осуществить его; иначе у него возникает внутренний дискомфорт. ►► СИТУАЦИЯ № 117. Американский учитель не проявляет никаких эмоций в отношениях с учеником. Это в какой-то мере стабилизирует внутреннюю среду в школьном коллективе: ученики чувствуют себя более спокойно. У них нет боязни того, что за неправильный ответ или за неподготовленное задание на них могут повысить голос, отчитать перед всем классом. Но это лишает их какого- либо контакта между учителем и обучаемым. Роль учителя нивелирована. Он не ведет никаких душевных разговоров ни с учениками, ни с их родителями. Он не может говорить с ними ни о чем, кроме того предмета, который он преподает. Выскажите свое отношение к такой системе обучения. Что могло повлиять на учащение случаев убийств детей детьми? Решение. Дети в американской школе очень одиноки. Учитель не является для них ни другом, ни наставником, ни советчиком. Сами учащиеся между собой очень разобщены. А в обширном потоке информации детям трудно выбрать правильные книги, нет помощи в выработке вкуса, да и получение знаний никем не подстегивается. Интеллектуальное голодание и узость в общении ведут к большому количеству подростковых депрессий. Тут и наркотики, тут и оружие. Все юные убийцы, плача в полиции, утверждали одно: им не с кем было поговорить. Психологи считают, что современная школа опасна для психики ребенка и подростка. ►► СИТУАЦИЯ № 118. При определении ребенка в школу некоторые родители считают, что очень важно выбирать для ребенка хорошую учительницу. Всегда ли правы родители, выбирая для своих детей прежде всего учителя? Решение. Нет, не правы. Прежде всего, родители должны выбирать тот коллектив сверстников, с которыми их дети должны контактировать, взаимодействовать, осуществляя учебную деятельность под руководством учителя. Сверстники будут способствовать либо серьезной учебе ребенка, либо, наоборот, — безделью. Важна и роль учителя. ►► СИТУАЦИЯ № 119. Один ученик постоянно, почти каждый день бьет другого. Мама пострадавшего мальчика считает, что учительница обязана вмешаться. Другая родительница подсказывает ей, что необходимо переговорить с родителями того мальчика. Как следует родителям поступать в таких ситуациях? Решение. Разумнее, когда дети сами разбираются между собой. В данной ситуации мальчик, которого обижали, был сам виноват: задирал и провоцировал, подталкивал других детей к подобным действиям. Учитель же должен осуществлять нравственное воспитание, подготавливая учащихся к более справедливому разрешению спорных вопросов. ►► СИТУАЦИЯ № 120. Дочка рассказала маме, что пожаловалась учительнице на то, что ребята дерутся. Какая должна быть реакция мамы? Решение. Мама сказала, что всем детям в этом возрасте хочется понравиться учителю, а потом объяснила, почему этого делать нельзя. ►► СИТУАЦИЯ № 121. Приходит Катя, ученица 3-го класса, из школы и рассказывает: «Мне одна девочка сказала, что мой папа похож на петуха, моя мама — курица, а я — цыпленок». Что должна мама ответить дочке? Решение. Мама сказала: «Ну и что же ты обижаешься, все так и есть. Наш папа — красивый и гордый, как петух, я с вами хлопочу, как курица-наседка, а вы — мои маленькие цыплята». Мама, объясняя, готовит детей к разным ситуациям, рассказывает поучительные истории и не ждет, что дети поступят так, как нужно. Плоды воспитания пожинаются не сразу, а может быть, и через несколько лет. ►► ВОПРОС № 13. Является ли школа зоной риска для детского здоровья? Ответ. Да. Во-первых, из-за стрессовой тактики педагогического воздействия: XIX окрики, неуравновешенность взрослых, психологические пощечины («Все тебя ждут!», «Опять ты не выполнил работу до конца!»); XX критические замечания («Что это за почерк!». Возникает страх постоянного унижения, обвинений в несостоятельности); XXI постоянно действующий стресс связан с ограничениями во времени. Школьник живет в постоянном цейтноте. В результате повышается артериальное давление, и начинаются головные боли. В такой ситуации школьник живет многие годы. Во-вторых, присутствует несоответствие технологий и методик обучения функциональным возрастным возможностям детей. Даже в детсаду используется, казалось бы, простое упражнение: «Я тебе брошу мячик, а ты мне скажи слово» (заданное). Выполнение этого задания вызывает большое напряжение, здесь необходимы концентрированность внимания и быстрая реакция. В-третьих, влияет интенсификация учебного процесса: XXII увеличивается объем информации, которую дети должны усвоить за определенное время; XXIII возрастает недельная нагрузка (в 2 раза в 5-9 классе); XXIV в начальной школе время, отведенное на отдельные предметы, сократилось. Обучение чтению и письму проходит за сокращенный в два раза период. В-четвертых, нерациональна организация учебного процесса и работы ученика: XXV дети гуляют на улице не больше одного часа в сутки, недосыпают от 1,5 до 2 часов, за уроками сидят не меньше 2-х часов. В целом рабочий день у детей больше, чем у взрослых; XXVI достаточно мало времени у детей на физические упражнения. В-пятых, низок уровень знаний учителей относительно того, что может отрицательно сказаться на здоровье ребенка. Учителя не знают, как действовать, чтобы не было отрицательного влияния на здоровье ребенка, да и уровень осведомленности родителей об этом низкий. Все эти факторы действуют в комплексе. ►► СИТУАЦИЯ № 122. Сотрудники института возрастной физиологии проводили исследования в начальной школе. Ученики двух классов занимались но одной программе. Исходное состояние здоровья было примерно одинаковым. В итоге четвертого года исследований была выявлена существенная разница между показателями здоровья детей. В одном из классов дети болели значительно чаще. У них наблюдались отрицательные эмоции, повышенная конфликтность. Сделайте вывод о возможных причинах неблагополучия в одном из классов. Решение. Данные различия результатов исследований в этих классах были связаны с особенностями работы учителей, один из которых имел стиль авторитарный, жесткий, бескомпромиссный. Он в ходе урока делал много замечаний, с родителями был строг, постоянно высказывал свое недовольство поведением детей. Конфликты в этих семьях также возникали значительно чаще. В результате постоянного недовольства взрослых, чрезмерности требований, которые предъявляли учитель и родители, произошли неблагоприятные изменения в психологии учащихся одного из классов. Постоянные конфликты с учителями и родителями порождают у детей чувство неудовлетворенности, неуверенности в себе, неполноценности. Если и от родителей ребенок не имеет никакой реальной поддержки, он окончательно теряет веру в себя. Реальные школьные успехи зависят не только от трудности решаемых на уроке задач, но и от ожидаемого успеха или неуспеха. Без поддержки ученик оказывается в безвыходном тупике, теряет веру в свои силы. ►► СИТУАЦИЯ «№ 123. Коля, имея высокую самооценку и завышенные притязания, к пятому классу стал учиться значительно хуже, чем во 2-3 классах. В такой ситуации и взрослые не способны снизить свои притязания. Для Коли снижение притязаний означает крах самоутверждения. Он пытается сохранить самооценку и завышенные притязания. Что может предпринять в такой ситуации Коля по отношению к учителю? Решение. В такой ситуации Коля для сохранения уровня притязаний будет стараться обвинить учителя, что именно он виноват в плохой успеваемости Коли. Ребенку трудно признаться себе, что он оказался не таким, как думал о себе, каким себе нравился. ►► ВОПРОС № 14. Какова задача контролирующей деятельности учителя? Ответ. Учителям задали вопрос: «Для чего вы проводите проверку и контролируете ученика?» Большинство учителей ответило: «Чтобы узнать, чего ученик не знает. А затем заставлю, чтобы сделал!» На самом деле нужно как раз наоборот: узнать чего ребенок достиг. Страх и боязнь только вредят. ►► СИТУАЦИЯ № 124. Митя, ученик 3-го класса, ушел в школу, не убрав свою постель, не наведя порядок в комнате. Его маму это сильно расстроило. Такому нарушению она придает очень высокую значимость. И когда Митя возвратился из школы, она ругала его за непри- бранную постель. Митя же не ожидал такой встречи: он входил в дом, улыбаясь, переполненный желанием рассказать о своих новостях, но ему даже не дали ничего сказать. Возникла конфликтная ситуация. Воспитательный эффект достигнут не был. Какими действиями мамы мог быть достигнут воспитательный эффект? Решение. Маме нужно было учесть сиюминутное радостное состояние сына и разделить с ним драгоценные минуты радости. И только после этого на конструктивной основе может быть разрешена конфликтная ситуация относительно неприбранной постели. ►► СИТУАЦИЯ № 125. Первоначально в школу приходит открытый, доверчивый ребенок. Постепенно, видя, что учитель не замечает его, игнорирует, открытость и доверие, естественность поведения в общении у этого ребенка с учителем исчезают. Возникает так называемый «барьер непонимания». Какое поведение в данном случае будет у ребенка? Решение. Чаще всего ребенок на такую ситуацию отвечает своим вызывающим демонстративным или защитным поведением. ►► СИТУАЦИЯ № 126. Мама пишет, что ее дочь Марина (10 лет) при ее разумности и хорошей учебе совсем не умеет расходовать деньги. Накупит жевательной резинки, шоколадок, массу других ненужных вещей, а потом все купленное теряет или выбрасывает. Маму беспокоит такое легкомыслие дочери. Решение. Умение обращаться с деньгами, как и всякие другие умения, требует обучения и определенного опыта. Для правильного расходования денег необходимо: XXVII хорошо ориентироваться в своих потребностях; XXVIII уметь контролировать сиюминутные желания. Что необходимо действительно сейчас, а с чем можно повременить и от чего можно вообще отказаться; XXIX иметь постоянный опыт совершения покупок. Всему этому должны учить родители. Для этого все в семье, в том числе и дети, должны участвовать в семейных финансовых делах. Все это поможет детям почувствовать, что они должны правильно распоряжаться своими деньгами. ►► СИТУАЦИЯ № 127. Учительнице очень трудно приходилось с Игорем, он то и дело не слушался. При встрече с мамой Игоря учительница не пожаловалась на него. Она рассказала о хороших способностях Игоря, о том, чем занимался Игорь в классе, чему научился, каковы его достижения. При разговоре учительница уточнила некоторые вопросы его поведения в семье, а также выяснила, как относится сама мама к поведению Игоря. Правильно ли поступила учительница, не пожаловавшись на Игоря маме? Решение. Да, правильно. Учительнице не следует жаловаться на учащихся, как бы предосудительно они себя ни вели. Для мамы ребенок всегда будет хорошим. Хорошо, когда учительница советует родителям, что они могут сделать для дальнейшего совершенствования умений своего ребенка, углубления знаний, культуры поведения, воспитания положительных черт личности своего ребенка. ►► СИТУАЦИЯ № 128. Петя (8 лет) отставал в учебе, плохие отметки он воспринимал как наказание, а не как адекватную оценку его работы. В последнее время мальчик стал ходить на занятия в баскетбольную секцию, его спортивные результаты стали быстро расти. Изменится ли психическое состояние Пети в связи с занятием баскетболом? Решение. Мотивы, связанные с занятиями баскетболом, позволили Пете утвердиться среди спортсменов, и его низкая успеваемость в школе не стала являться для него источником конфликтных переживаний. ►► СИТУАЦИЯ № 129. Учительница начальной школы старалась хорошо изучить личность каждого ученика. Она стремилась все задания, поручения как бы «примерять» к возможностям того или иного школьника. Что преследует этим учительница? Какие еще возможности получает учительница в результате изучения индивидуальных особенностей учащихся? Решение. Учитель, «примеряя» задания к возможностям ученика, дает ему возможность лучше справиться с заданием, а стало быть, и повысить свою самооценку. Изучение индивидуальных особенностей учащихся позволит учителю: XXX предвидеть, как поступит ученик в той или иной ситуации; XXXI установить подлинные причины поступка ученика; XXXII прогнозировать дальнейшее поведение ученика, его воспитание и формирование личности. ►► ВОПРОС № 15. Какие виды ценностного развития личности складываются начиная с 6-7 лет? Ответ. Складываются и сохраняются в своей индивидуальной специфике на протяжении многих лет на фоне возрастных новообразований следующие ценности: XXXIII ценность реально-практического функционирования (учебной деятельности, действий в соответствии с требованиями взрослых, в соответствии с требованиями ситуации); XXXIV ценность отношения к себе: утверждение себя через качество выполняемой деятельности, через отношение к себе окружающих; XXXV ценность познавательной деятельности. ►► СИТУАЦИЯ № 130. Учитель говорит: «Мои ученики так неинициативны и безответственны, что я просто обязан брать все руководство на себя, определять стратегию их деятельности, давать им указания, рекомендации и т. д.». К какому стилю педагогической деятельности относится подход этого учителя? Может ли этот стиль педагогического общения быть продуктивным? Решение. Обычно представители авторитарного педагогического стиля общения характеризуют своих учеников, как ленивых, недисциплинированных, безответственных и т. п. Авторитарный стиль педагогического общения может быть продуктивным и адекватным. Но это скорее исключение. 6 Психология младшего школьника ►► СИТУАЦИЯ № 131. Исследования показывают, что у учащихся первых классов уже к концу 2-го месяца обучения происходит ухудшение отношения к школе. Решено выяснить, в какой степени отношение ученика к школе связано с трудностями школьной жизни, учебы и особенностями стиля общения учителя с учениками. Как влияет стиль общения учителя на отношение ученика к школе? Решение. Ухудшение отношения ученика к школе связано не столько с трудностями школьной жизни и учебы, сколько с особенностями авторитарного стиля общения учителя с учениками. При одинаковом количестве «двоек», выставляемых учителями с демократическим и авторитарным стилями, ученики акцентировали внимание на то, что последние особенно любят выставлять «двойки». ►► СИТУАЦИЯ № 132. Исследования выявили, что чем выше уровень квалификации учителя, тем больше он уделяет внимания организационным вопросам учебной деятельности и меньше — дисциплинарным. Как можно оценить эти результаты? Решение. Если педагог не уделяет достаточного внимания организации деятельности учащихся, то впоследствии ему приходится тратить больше времени и сил на поддержание дисциплины. Беспорядок возникает тогда, когда ученики плохо организованы. Учитель низкого уровня квалификации на уроке делает гораздо больше дисциплинарных замечаний учащимся, чем учителя высокого уровня мастерства. ►► СИТУАЦИЯ № 133. Исследования показывают, что в педагогическом руководстве учитель часто склонен к доминированию своей вербальной активности в ущерб активности учащихся. Какие могут быть пути превращения ученика «слушающего» в ученика «говорящего»? Решение. Одним из путей может быть групповое обучение, при котором каждый ученик по очереди будет занимать сначала роль слушающего ученика, обсуждающего задачу (проблему), а затем роль «учителя», говорящего, руководящего решением задачи. ►► СИТУАЦИЯ № 134. В условиях традиционного обучения, как правило, учитель сам ставит учебные цели, планирует последовательность и характер учебной деятельности учащихся, контролирует и оценивает их работу. Учебная деятельность приобретает отчужденный характер. Что необходимо, чтобы у учащихся формировалась подлинная учебная деятельность? Решение. Необходимо в учебной деятельности раскрепостить и активизировать внутреннюю свободу ученика, которая стимулировала бы самостоятельное целеполага- ние и планирование собственной учебной деятельности, осознанную ее мотивацию, деятельностную личную рефлексию, адекватную прогностическую и ретроспективную самооценку. Это позволит ученику стать полноценным субъектом своей деятельности. ►► СИТУАЦИЯ № 135. Учитель на уроке предлагает учащимся задания разных видов (решение задач), обычные и повышенной трудности, примеры на сложение и вычитание, работа с величинами и др. После выбранного задания учитель просит заполнить следующую таблицу:
Затем учитель просит каждого ученика спрогнозировать, насколько успешно он справится с этими заданиями, и свое предположение зафиксировать крестиком на вертикальном отрезке. Какую цель преследует учитель этими заданиями? Решение. Учитель побуждает учащихся осознавать мотивы собственного выбора и актуализирует развитие прогностической самооценки у младших школьников. ►► СИТУАЦИЯ № 136. Учительница словесности проводит пять минут «жужжащего чтения» в начале каждого урока словесности (русский язык и чтение): ученики читают каждый свою книгу. Что преследует учительница этой частью урока? Решение. В жужжащем шуме активизировались все учащиеся. Особенно это необходимо было для заикающихся, тихонь и тех, кто просто стеснялся. Учительница в это время собиралась с мыслями, готовила раздаточный материал, доску к работе или просто ходила по классу, прислушиваясь, кто как читает. Она дотрагивалась до плеча, «отключая звук» (читай про себя) у тех, кто хорошо читает. Все меньше становилось бубнящих голосов. В конце концов остался один ученик. А «отключенные» невольно прислушивались, становились дисциплинированными. Так учительница учит учащихся читать вслух и слушать товарища. ►► СИТУАЦИЯ № 137. Учительница первого класса на уроке показала ученикам кубик и стала задавать вопросы: «Какого цвета кубик?», «Из чего он сделан?», «Для чего он может использоваться?» и т. д. Затем показала совочек и предложила игру: «Кто больше назовет свойств данного предмета?» Какую цель преследовала учительница данными вопросами? Решение. Учительница учила детей видеть в предмете много разных свойств. Когда дети поймут, что в каждом предмете множество разных свойств, научатся их видеть, то смогут потом сравнивать предметы по общему свойству. ►► СИТУАЦИЯ № 138. Петя (9,5 лет) испытывает трудности при обучении. Он не может пересказывать прочитанное, при письме допускает ошибки, связанные с непониманием слов. В чем причина трудностей обучения Пети? Решение. У Пети нарушения понятийного аппарата. Бедный запас понятий может быть связан с тем, что в семье не было достаточного общения с ребенком. Родители мало уделяли внимания обогащению.жизненного опыта ребенка, не развивали его память и др. ►► СИТУАЦИЯ № 139. Учительница поставила своей целью — развитие коммуникативных способностей учеников. Она подобрала материал соответствующего содержания, выбрала подходящий метод, подготовила необходимые средства. Вроде бы все учла, но урок не получился. Что, на ваш взгляд, является причиной неудачного урока? С чего начинается работа учителя по совершенствованию собственной деятельности? Решение. Человеку свойственно свои неудачи связывать с внешними обстоятельствами, тогда как успехи — со своими заслугами. Причин неудачного урока может быть много: XXXVI виноват завуч, так как поставил урок по расписанию в конце учебного дня; XXXVII виновата коллега, так как отпустила учащихся раньше положенного времени, у них снизилась рабочая установка; XXXVIII виноват учитель физкультуры, так как чрезмерно перегрузил школьников физическими упражнениями, они перевозбудились; XXXIX виноваты ученики, так как не выполнили заданий. Можно продолжить перечисление причин срыва урока. Но все же главной причиной является сам учитель, который не должен самоуспокаиваться. Он должен прове сти ревизию проведенного урока, т. е. прорефлексиро- вать его. Именно с рефлексий начинается работа по совершенствованию собственной деятельности. Рефлексия — это обращение назад, внутрь деятельности, с целью ее дальнейшего совершенствования. Надо понять, что в неудаче виноваты не только внешние обстоятельства и нерадивые ученики, но и сам учитель, который не сумел учесть все нюансы организации и обучения учащихся (содержание материала, отсутствие мотивации, неподготовленность учащихся к активному обучению и др.). Рефлексия позволяет ставить конкретные задачи по коррекции деятельности. Учитель рефлексирующий — это учитель, растущий профессионально. Рефлексирующий учитель сможет хорошо этому обучить и учащихся. Надо иметь в виду, что рефлексивные способности детей развиваются в начальной школе. ►► СИТУАЦИЯ № 140. Саша (9 лет) после каникул пришел во 2-й класс. Оказалось, что он почти ничего не помнит из того, что хорошо было им усвоено в 1-м классе. Уже два месяца, как у него трудности в учебе. Почему возникли трудности вхождения в учебную жизнь у Саши? Необходима ли подготовка ребенка к следующему году обучения в школе? Решение. Обычно период врабатываемости проходит быстро, за 2-3 недели. Опытные учителя, зная это, в начале учебного года дают учащимся относительно небольшую учебную нагрузку, лишь постепенно ее увеличивая. Основными учебными навыками в начальной школе являются чтение и счет. От их освоения зависят дальнейшие успехи в учебе. На каникулах детям желательно читать не учебную литературу, а ту, которая соответствует их интересам и желаниям. Ребенок, удовлетворяя свой содержательный интерес, развивает и навыки чтения. Хорошо развивает ребенка работа со словарями, энциклопедиями, справочниками. Можно предложить ряд любопытных вопросов, ответы на которые ребенку придется поискать в справочной литературе. Различного рода игры в слова, отгадывание кроссвордов и т. п. помогут интеллектуальному развитию ребенка в период каникул, наряду с его активным отдыхом, познавательно-развлекательными экскурсиями, купанием, занятием спортивными играми и др. Задача летних каникул: укрепить психическое и физическое здоровье ребенка и помочь ему подготовиться к следующему учебному году. ►► СИТУАЦИЯ № 141. Мама расстроена тем, что ее сын Сережа (8 лет) часто произносит грубые выражения и даже самые неприличные словечки. Пока он был маленьким, в семье не заостряли на этом внимание, надеясь, что с возрастом это пройдет. Но вот сын пошел в школу, а отказываться от сквернословия не собирается. Как родителям реагировать на сквернословие? Решение. В 3-4 года ребенок выпаливает скверные слова случайно. В 5-6 лет такие слова уже используются осмысленно, а с приходом в школу намеренность в их употреблении становится очевидной. Даже без понимания точного значения слова ребенок улавливает, что окружающие реагируют на него — ребята хихикают, учительница хмурится, взрослые останавливаются. Родителям нужно выяснить причину этого явления. Это может быть способом самоутверждения, если другого способа у него нет. Это может быть дурным подражанием кинофильмам, репликам прохожих. Это может быть способом выражения тревожных эмоций. Не осуждая, взрослый должен помочь ребенку разобраться в его самоощущениях, и ребенку будет легче отказаться от выбранного им пути — грубости, сквернословия. ►► СИТУАЦИЯ № 142. Вера (9 лет) — девочка очень старательная, стремится к успеху. Она успешно училась в первом классе. Во втором у нее произошел нервный срыв. Она перестала справляться с уроками, стала невнимательной, отказывается ходить в школу. Каким образом можно помочь Вере? Что посоветовать ее маме? Решение. Нежелание девочки идти в школу может быть связано с нервными перегрузками, с отсутствием успехов в учебе. Очень важно снять напряжение, связанное с желанием получать только хорошие оценки. Необходимо постараться переключить внимание девочки с оценки на само содержание учебы, руководствуясь познавательным интересом девочки. Важную роль играет режим дня: нормализация времени отдыха и работы, чередование видов деятельности и обязательное наличие физических упражнений. Необходимо вселить уверенность, что девочка справится со всеми трудностями. Рекомендуется больше времени уделять в семье совместным занятиям культурно- просветительного плана. ►► СИТУАЦИЯ № 143. Коля (9 лет) — ребенок гиперактивный. Он постоянно что-нибудь нарушал. В итоге у Коли создается впечатление, что любой его поступок плохо оценивается взрослыми. А раз так, то нет смысла и пытаться быть хорошим. Как на такое поведение ребенка реагировать родителям? Решение. Родители должны все мелкие нарушения оставлять без внимания и наказания, необходимо реагировать только на существенные нарушения. Необходимо способствовать общению Коли со сверстниками, сначала с детьми старше себя, затем младше и, наконец, с одногодками. ►► СИТУАЦИЯ № 144. Витя — ребенок с социальной дезадаптацией. Как должны вести себя родители, чтобы помочь такому ребенку? Решение. Родители должны научить его соотносить между собой разные социальные нормы: XL не делать замечаний, не наказывать за любые мелкие поступки; XLI разъяснять ребенку важность, значимость норм поведения. Можно предложить Вите нарисовать мальчиков: «очень хорошего», «довольно хорошего», «среднего, обычного», «плохого, по не очень», «очень плохого». Спросить: «Что такое делает этот мальчик, из-за чего его можно назвать “очень хорошим”?» Четко определить степень положительного (отрицательного) в тех или иных поступках. Обсудить, что можно нарушать в той или иной ситуации. Восстановить контакты ребенка со сверстниками, развивать его общительность. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|