Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Особенности взаимоотношений младшего школьника в классном коллективе 3 страница




Культ интеллекта должен пронизывать все: семейные чтения, создание семейной библиотеки, посещение му­зеев и выставок, интеллектуальные беседы, дискуссии, споры обо всем на свете.

Книги должны иметь приоритет перед телевидением. Заинтересовать ребенка просмотром программ научно­познавательного характера: о живой природе, о путеше­ствиях, об исторических памятниках культуры, искус­ства, о мироздании в целом.

►► СИТУАЦИЯ №' 113. Как ни уговаривали Дениса, чтобы он постригся, ничего не помогало. Но вот сторож сказал: «Денис, тебе надо постричься». И он постригся.

С чем может быть связано разрешение этой ситуации? Решение. В этой ситуации сторож оказался референтной личностыо для Дениса. В отдельных ситуациях воспита­ния следует задуматься о том, кто из других людей может помочь разрешить возникшую проблему: моряк, офицер, дантист, спортсмен, артист и так далее. Кто может быть референтной личностью для ребенка в данной ситуации воспитания?

►► СИТУАЦИЯ № 114. Лева, когда ему было 9 лет, заявил маме, что ему нужны деньги и он хочет найти работу.

Что должна ответить мама: «Девятилетних детей на работу не берут» или: «Я понимаю тебя, твои пробле­мы»?

Решение. Второй ответ не «отнимает» надежду, не при­ведет ребенка к разочарованию.

В такой ситуации Лева может взять телефонный спра­вочник и позвонить директорам фирм, которые скажут об условиях приема на работу, о возрасте и так далее. Что настроит ребенка на перспективу радостного достиже­ния. Родители не должны лишать ребенка такого опыта!

►► СИТУАЦИЯ № 115. Саша твердо обещает маме: приду с прогулки в назначенный час, приготовлю все уроки. Но в назначенный час Саша не возвратился домой и уроков не приготовил.

Искренне ли он давал свои обещания маме? В чем при­чина невыполнения обещаний Саши?

Решение. Саша давал свои обещания искрение. Нельзя считать, что невыполнение обещаний связано с его злой волей, с его пренебрежением к маме, которой он давал обещания.

Причины невыполнения обещаний могут быть разные. Желая, чтобы его оставили в покое, обещает, не собира­ясь его выполнить. Или в тот момент, когда давал обе­щание, был чем-то увлечен, плохо осознавал, о чем идет речь. Обычно обещания ребенка необходимы в тех слу­чаях, когда ему приходится отказываться от приятных для него занятий («хочу») во имя необходимых («на­до»).

При иесформированности соподчинения мотивов ребе­нок может не выполнять своих обещаний, его желания превалируют над мотивами «надо», когда увлечен инте­ресным для него делом. Не нужно видеть в этом злонаме­ренную уловку.

►► СИТУАЦИЯ № 116. Родительница сокрушается: «Мой Витя все может убирать быстро и как следует — не при­дерешься. Но пока не напомнишь, не скажешь много раз, так и будет сидеть в беспорядке. И ему ничего, для него никакого беспокойства».

Как же это можно объяснить?

Решение. У ребенка сформированы умения и навыки ак­куратного выполнения, но не привычка к аккуратности. Только привычка включает в себя потребность в реализа­ции умений и навыков и в создании определенной обста­новки для своей работы, игры.

Ребенок ведет себя так или иначе не потому, что он не умеет осуществлять то или иное действие, а потому, что он не может не осуществить его; иначе у него возникает внутренний дискомфорт.

►► СИТУАЦИЯ № 117. Американский учитель не прояв­ляет никаких эмоций в отношениях с учеником. Это в какой-то мере стабилизирует внутреннюю среду в школь­ном коллективе: ученики чувствуют себя более спокойно. У них нет боязни того, что за неправильный ответ или за неподготовленное задание на них могут повысить голос, отчитать перед всем классом. Но это лишает их какого- либо контакта между учителем и обучаемым. Роль учите­ля нивелирована. Он не ведет никаких душевных разго­воров ни с учениками, ни с их родителями. Он не может говорить с ними ни о чем, кроме того предмета, который он преподает.

Выскажите свое отношение к такой системе обучения. Что могло повлиять на учащение случаев убийств детей детьми?

Решение. Дети в американской школе очень одиноки. Учитель не является для них ни другом, ни наставником, ни советчиком. Сами учащиеся между собой очень раз­общены. А в обширном потоке информации детям труд­но выбрать правильные книги, нет помощи в выработке вкуса, да и получение знаний никем не подстегивается. Интеллектуальное голодание и узость в общении ведут к большому количеству подростковых депрессий. Тут и наркотики, тут и оружие. Все юные убийцы, плача в по­лиции, утверждали одно: им не с кем было поговорить. Психологи считают, что современная школа опасна для психики ребенка и подростка.

►► СИТУАЦИЯ № 118. При определении ребенка в школу некоторые родители считают, что очень важно выбирать для ребенка хорошую учительницу.

Всегда ли правы родители, выбирая для своих детей прежде всего учителя?

Решение. Нет, не правы. Прежде всего, родители долж­ны выбирать тот коллектив сверстников, с которыми их дети должны контактировать, взаимодействовать, осу­ществляя учебную деятельность под руководством учи­теля. Сверстники будут способствовать либо серьезной учебе ребенка, либо, наоборот, — безделью. Важна и роль учителя.

►► СИТУАЦИЯ № 119. Один ученик постоянно, почти каждый день бьет другого. Мама пострадавшего мальчи­ка считает, что учительница обязана вмешаться. Другая родительница подсказывает ей, что необходимо перего­ворить с родителями того мальчика.

Как следует родителям поступать в таких ситуациях? Решение. Разумнее, когда дети сами разбираются между собой. В данной ситуации мальчик, которого обижали, был


сам виноват: задирал и провоцировал, подталкивал других детей к подобным действиям. Учитель же должен осущест­влять нравственное воспитание, подготавливая учащихся к более справедливому разрешению спорных вопросов.

►► СИТУАЦИЯ № 120. Дочка рассказала маме, что пожа­ловалась учительнице на то, что ребята дерутся.

Какая должна быть реакция мамы?

Решение. Мама сказала, что всем детям в этом возрасте хочется понравиться учителю, а потом объяснила, поче­му этого делать нельзя.

►► СИТУАЦИЯ № 121. Приходит Катя, ученица 3-го клас­са, из школы и рассказывает: «Мне одна девочка сказала, что мой папа похож на петуха, моя мама — курица, а я — цыпленок».

Что должна мама ответить дочке?

Решение. Мама сказала: «Ну и что же ты обижаешься, все так и есть. Наш папа — красивый и гордый, как петух, я с вами хлопочу, как курица-наседка, а вы — мои малень­кие цыплята».

Мама, объясняя, готовит детей к разным ситуациям, рас­сказывает поучительные истории и не ждет, что дети по­ступят так, как нужно. Плоды воспитания пожинаются не сразу, а может быть, и через несколько лет.

►► ВОПРОС № 13. Является ли школа зоной риска для дет­ского здоровья?

Ответ. Да. Во-первых, из-за стрессовой тактики педаго­гического воздействия:

XIX окрики, неуравновешенность взрослых, психологиче­ские пощечины («Все тебя ждут!», «Опять ты не вы­полнил работу до конца!»);

XX критические замечания («Что это за почерк!». Возни­кает страх постоянного унижения, обвинений в несо­стоятельности);

XXI постоянно действующий стресс связан с ограничения­ми во времени. Школьник живет в постоянном цейт­ноте. В результате повышается артериальное давле­ние, и начинаются головные боли. В такой ситуации школьник живет многие годы.

Во-вторых, присутствует несоответствие технологий и методик обучения функциональным возрастным воз­можностям детей.

Даже в детсаду используется, казалось бы, простое упраж­нение: «Я тебе брошу мячик, а ты мне скажи слово» (за­данное). Выполнение этого задания вызывает большое напряжение, здесь необходимы концентрированность внимания и быстрая реакция.

В-третьих, влияет интенсификация учебного процесса:

XXII увеличивается объем информации, которую дети должны усвоить за определенное время;

XXIII возрастает недельная нагрузка (в 2 раза в 5-9 классе);

XXIV в начальной школе время, отведенное на отдельные предметы, сократилось. Обучение чтению и письму проходит за сокращенный в два раза период.

В-четвертых, нерациональна организация учебного про­цесса и работы ученика:

XXV дети гуляют на улице не больше одного часа в сутки, недосыпают от 1,5 до 2 часов, за уроками сидят не меньше 2-х часов. В целом рабочий день у детей боль­ше, чем у взрослых;

XXVI достаточно мало времени у детей на физические упражнения.

В-пятых, низок уровень знаний учителей относительно того, что может отрицательно сказаться на здоровье ре­бенка. Учителя не знают, как действовать, чтобы не было отрицательного влияния на здоровье ребенка, да и уро­вень осведомленности родителей об этом низкий.

Все эти факторы действуют в комплексе.

►► СИТУАЦИЯ № 122. Сотрудники института возрастной физиологии проводили исследования в начальной школе. Ученики двух классов занимались но одной программе. Исходное состояние здоровья было примерно одинако­вым. В итоге четвертого года исследований была выявле­на существенная разница между показателями здоровья детей. В одном из классов дети болели значительно чаще. У них наблюдались отрицательные эмоции, повышенная конфликтность.

Сделайте вывод о возможных причинах неблагополу­чия в одном из классов.

Решение. Данные различия результатов исследований в этих классах были связаны с особенностями работы учителей, один из которых имел стиль авторитарный, жесткий, бескомпромиссный. Он в ходе урока делал много замечаний, с родителями был строг, постоянно высказывал свое недовольство поведением детей. Кон­фликты в этих семьях также возникали значительно ча­ще. В результате постоянного недовольства взрослых, чрезмерности требований, которые предъявляли учитель и родители, произошли неблагоприятные изменения в психологии учащихся одного из классов.

Постоянные конфликты с учителями и родителями по­рождают у детей чувство неудовлетворенности, неуве­ренности в себе, неполноценности. Если и от родителей ребенок не имеет никакой реальной поддержки, он окон­чательно теряет веру в себя.

Реальные школьные успехи зависят не только от трудно­сти решаемых на уроке задач, но и от ожидаемого успеха или неуспеха. Без поддержки ученик оказывается в без­выходном тупике, теряет веру в свои силы.

►► СИТУАЦИЯ «№ 123. Коля, имея высокую самооценку и завышенные притязания, к пятому классу стал учиться значительно хуже, чем во 2-3 классах. В такой ситуации и взрослые не способны снизить свои притязания. Для

Коли снижение притязаний означает крах самоутвержде­ния. Он пытается сохранить самооценку и завышенные притязания.

Что может предпринять в такой ситуации Коля по от­ношению к учителю?

Решение. В такой ситуации Коля для сохранения уров­ня притязаний будет стараться обвинить учителя, что именно он виноват в плохой успеваемости Коли. Ребен­ку трудно признаться себе, что он оказался не таким, как думал о себе, каким себе нравился.

►► ВОПРОС № 14. Какова задача контролирующей дея­тельности учителя?

Ответ. Учителям задали вопрос: «Для чего вы проводи­те проверку и контролируете ученика?» Большинство учителей ответило: «Чтобы узнать, чего ученик не знает. А затем заставлю, чтобы сделал!»

На самом деле нужно как раз наоборот: узнать чего ребе­нок достиг. Страх и боязнь только вредят.

►► СИТУАЦИЯ № 124. Митя, ученик 3-го класса, ушел в школу, не убрав свою постель, не наведя порядок в комнате. Его маму это сильно расстроило. Такому нару­шению она придает очень высокую значимость. И когда Митя возвратился из школы, она ругала его за непри- бранную постель. Митя же не ожидал такой встречи: он входил в дом, улыбаясь, переполненный желанием рас­сказать о своих новостях, но ему даже не дали ничего ска­зать. Возникла конфликтная ситуация. Воспитательный эффект достигнут не был.

Какими действиями мамы мог быть достигнут воспита­тельный эффект?

Решение. Маме нужно было учесть сиюминутное радост­ное состояние сына и разделить с ним драгоценные ми­нуты радости. И только после этого на конструктивной основе может быть разрешена конфликтная ситуация от­носительно неприбранной постели.

►► СИТУАЦИЯ № 125. Первоначально в школу приходит открытый, доверчивый ребенок. Постепенно, видя, что учитель не замечает его, игнорирует, открытость и дове­рие, естественность поведения в общении у этого ребенка с учителем исчезают. Возникает так называемый «барьер непонимания».

Какое поведение в данном случае будет у ребенка? Решение. Чаще всего ребенок на такую ситуацию отвеча­ет своим вызывающим демонстративным или защитным поведением.

►► СИТУАЦИЯ № 126. Мама пишет, что ее дочь Марина (10 лет) при ее разумности и хорошей учебе совсем не умеет расходовать деньги. Накупит жевательной резин­ки, шоколадок, массу других ненужных вещей, а потом все купленное теряет или выбрасывает.

Маму беспокоит такое легкомыслие дочери.

Решение. Умение обращаться с деньгами, как и всякие другие умения, требует обучения и определенного опы­та.

Для правильного расходования денег необходимо:

XXVII хорошо ориентироваться в своих потребностях;

XXVIII уметь контролировать сиюминутные желания. Что не­обходимо действительно сейчас, а с чем можно повре­менить и от чего можно вообще отказаться;

XXIX иметь постоянный опыт совершения покупок.

Всему этому должны учить родители. Для этого все в се­мье, в том числе и дети, должны участвовать в семейных финансовых делах. Все это поможет детям почувство­вать, что они должны правильно распоряжаться своими деньгами.

►► СИТУАЦИЯ № 127. Учительнице очень трудно прихо­дилось с Игорем, он то и дело не слушался. При встре­че с мамой Игоря учительница не пожаловалась на него. Она рассказала о хороших способностях Игоря, о том, чем занимался Игорь в классе, чему научился, каковы его достижения. При разговоре учительница уточнила неко­торые вопросы его поведения в семье, а также выяснила, как относится сама мама к поведению Игоря.

Правильно ли поступила учительница, не пожаловав­шись на Игоря маме?

Решение. Да, правильно. Учительнице не следует жало­ваться на учащихся, как бы предосудительно они себя ни вели. Для мамы ребенок всегда будет хорошим. Хо­рошо, когда учительница советует родителям, что они могут сделать для дальнейшего совершенствования умений своего ребенка, углубления знаний, культуры поведения, воспитания положительных черт личности своего ребенка.

►► СИТУАЦИЯ № 128. Петя (8 лет) отставал в учебе, пло­хие отметки он воспринимал как наказание, а не как адекватную оценку его работы. В последнее время маль­чик стал ходить на занятия в баскетбольную секцию, его спортивные результаты стали быстро расти.

Изменится ли психическое состояние Пети в связи с за­нятием баскетболом?

Решение. Мотивы, связанные с занятиями баскетболом, позволили Пете утвердиться среди спортсменов, и его низкая успеваемость в школе не стала являться для него источником конфликтных переживаний.

►► СИТУАЦИЯ № 129. Учительница начальной школы старалась хорошо изучить личность каждого ученика. Она стремилась все задания, поручения как бы «приме­рять» к возможностям того или иного школьника.

Что преследует этим учительница? Какие еще возмож­ности получает учительница в результате изучения ин­дивидуальных особенностей учащихся?

Решение. Учитель, «примеряя» задания к возможностям ученика, дает ему возможность лучше справиться с зада­нием, а стало быть, и повысить свою самооценку.

Изучение индивидуальных особенностей учащихся по­зволит учителю:

XXX предвидеть, как поступит ученик в той или иной си­туации;

XXXI установить подлинные причины поступка ученика;

XXXII прогнозировать дальнейшее поведение ученика, его воспитание и формирование личности.

►► ВОПРОС № 15. Какие виды ценностного развития лич­ности складываются начиная с 6-7 лет?

Ответ. Складываются и сохраняются в своей индивиду­альной специфике на протяжении многих лет на фоне возрастных новообразований следующие ценности:

XXXIII ценность реально-практического функционирования (учебной деятельности, действий в соответствии с требованиями взрослых, в соответствии с требования­ми ситуации);

XXXIV ценность отношения к себе: утверждение себя через качество выполняемой деятельности, через отноше­ние к себе окружающих;

XXXV ценность познавательной деятельности.

►► СИТУАЦИЯ № 130. Учитель говорит: «Мои ученики так неинициативны и безответственны, что я просто обязан брать все руководство на себя, определять стратегию их деятельности, давать им указания, рекомендации и т. д.». К какому стилю педагогической деятельности относит­ся подход этого учителя? Может ли этот стиль педаго­гического общения быть продуктивным?

Решение. Обычно представители авторитарного педаго­гического стиля общения характеризуют своих учеников, как ленивых, недисциплинированных, безответственных и т. п.

Авторитарный стиль педагогического общения может быть продуктивным и адекватным. Но это скорее исклю­чение.

6 Психология младшего школьника

►► СИТУАЦИЯ № 131. Исследования показывают, что у учащихся первых классов уже к концу 2-го месяца обу­чения происходит ухудшение отношения к школе. Реше­но выяснить, в какой степени отношение ученика к шко­ле связано с трудностями школьной жизни, учебы и осо­бенностями стиля общения учителя с учениками.

Как влияет стиль общения учителя на отношение уче­ника к школе?

Решение. Ухудшение отношения ученика к школе свя­зано не столько с трудностями школьной жизни и учебы, сколько с особенностями авторитарного стиля общения учителя с учениками.

При одинаковом количестве «двоек», выставляемых учителями с демократическим и авторитарным стилями, ученики акцентировали внимание на то, что последние особенно любят выставлять «двойки».

►► СИТУАЦИЯ № 132. Исследования выявили, что чем выше уровень квалификации учителя, тем больше он уделяет внимания организационным вопросам учебной деятельности и меньше — дисциплинарным.

Как можно оценить эти результаты?

Решение. Если педагог не уделяет достаточного внима­ния организации деятельности учащихся, то впослед­ствии ему приходится тратить больше времени и сил на поддержание дисциплины.

Беспорядок возникает тогда, когда ученики плохо ор­ганизованы. Учитель низкого уровня квалификации на уроке делает гораздо больше дисциплинарных замечаний учащимся, чем учителя высокого уровня мастерства.

►► СИТУАЦИЯ № 133. Исследования показывают, что в педагогическом руководстве учитель часто склонен к доминированию своей вербальной активности в ущерб активности учащихся.

Какие могут быть пути превращения ученика «слушаю­щего» в ученика «говорящего»?

Решение. Одним из путей может быть групповое обуче­ние, при котором каждый ученик по очереди будет зани­мать сначала роль слушающего ученика, обсуждающего задачу (проблему), а затем роль «учителя», говорящего, руководящего решением задачи.

►► СИТУАЦИЯ № 134. В условиях традиционного обуче­ния, как правило, учитель сам ставит учебные цели, плани­рует последовательность и характер учебной деятельности учащихся, контролирует и оценивает их работу. Учебная деятельность приобретает отчужденный характер.

Что необходимо, чтобы у учащихся формировалась подлинная учебная деятельность?

Решение. Необходимо в учебной деятельности раскре­постить и активизировать внутреннюю свободу ученика, которая стимулировала бы самостоятельное целеполага- ние и планирование собственной учебной деятельности, осознанную ее мотивацию, деятельностную личную реф­лексию, адекватную прогностическую и ретроспектив­ную самооценку. Это позволит ученику стать полноцен­ным субъектом своей деятельности.

►► СИТУАЦИЯ № 135. Учитель на уроке предлагает уча­щимся задания разных видов (решение задач), обычные и повышенной трудности, примеры на сложение и вычи­тание, работа с величинами и др. После выбранного за­дания учитель просит заполнить следующую таблицу:

1. Я выбрал эти а) задания нравятся больше остальных;
задания потому, б) чувствую, что справлюсь с ними хуже, чем
что... с другими заданиями;
  в) они легче остальных заданий;
  г) затрудняюсь ответить;
  д)...........

 

Затем учитель просит каждого ученика спрогнозировать, насколько успешно он справится с этими заданиями, и свое предположение зафиксировать крестиком на верти­кальном отрезке.

Какую цель преследует учитель этими заданиями? Решение. Учитель побуждает учащихся осознавать мо­тивы собственного выбора и актуализирует развитие прогностической самооценки у младших школьников.

►► СИТУАЦИЯ № 136. Учительница словесности прово­дит пять минут «жужжащего чтения» в начале каждого урока словесности (русский язык и чтение): ученики чи­тают каждый свою книгу.

Что преследует учительница этой частью урока? Решение. В жужжащем шуме активизировались все уча­щиеся. Особенно это необходимо было для заикающихся, тихонь и тех, кто просто стеснялся.

Учительница в это время собиралась с мыслями, готови­ла раздаточный материал, доску к работе или просто хо­дила по классу, прислушиваясь, кто как читает. Она до­трагивалась до плеча, «отключая звук» (читай про себя) у тех, кто хорошо читает. Все меньше становилось бубня­щих голосов. В конце концов остался один ученик. А «от­ключенные» невольно прислушивались, становились дисциплинированными. Так учительница учит учащихся читать вслух и слушать товарища.

►► СИТУАЦИЯ № 137. Учительница первого класса на уроке показала ученикам кубик и стала задавать вопро­сы: «Какого цвета кубик?», «Из чего он сделан?», «Для чего он может использоваться?» и т. д. Затем показала со­вочек и предложила игру: «Кто больше назовет свойств данного предмета?»

Какую цель преследовала учительница данными вопро­сами?

Решение. Учительница учила детей видеть в предмете много разных свойств. Когда дети поймут, что в каждом предмете множество разных свойств, научатся их видеть, то смогут потом сравнивать предметы по общему свой­ству.

►► СИТУАЦИЯ № 138. Петя (9,5 лет) испытывает трудно­сти при обучении. Он не может пересказывать прочитан­ное, при письме допускает ошибки, связанные с непони­манием слов.

В чем причина трудностей обучения Пети?

Решение. У Пети нарушения понятийного аппарата. Бедный запас понятий может быть связан с тем, что в се­мье не было достаточного общения с ребенком. Родители мало уделяли внимания обогащению.жизненного опыта ребенка, не развивали его память и др.

►► СИТУАЦИЯ № 139. Учительница поставила своей це­лью — развитие коммуникативных способностей учени­ков. Она подобрала материал соответствующего содержа­ния, выбрала подходящий метод, подготовила необходи­мые средства. Вроде бы все учла, но урок не получился. Что, на ваш взгляд, является причиной неудачного уро­ка? С чего начинается работа учителя по совершенство­ванию собственной деятельности?

Решение. Человеку свойственно свои неудачи связывать с внешними обстоятельствами, тогда как успехи — со сво­ими заслугами.

Причин неудачного урока может быть много:

XXXVI виноват завуч, так как поставил урок по расписанию в конце учебного дня;

XXXVII виновата коллега, так как отпустила учащихся раньше положенного времени, у них снизилась рабочая уста­новка;

XXXVIII виноват учитель физкультуры, так как чрезмерно пе­регрузил школьников физическими упражнениями, они перевозбудились;

XXXIX виноваты ученики, так как не выполнили заданий. Можно продолжить перечисление причин срыва урока. Но все же главной причиной является сам учитель, ко­торый не должен самоуспокаиваться. Он должен прове­


сти ревизию проведенного урока, т. е. прорефлексиро- вать его.

Именно с рефлексий начинается работа по совершен­ствованию собственной деятельности. Рефлексия — это обращение назад, внутрь деятельности, с целью ее даль­нейшего совершенствования.

Надо понять, что в неудаче виноваты не только внешние обстоятельства и нерадивые ученики, но и сам учитель, который не сумел учесть все нюансы организации и обу­чения учащихся (содержание материала, отсутствие мо­тивации, неподготовленность учащихся к активному обучению и др.).

Рефлексия позволяет ставить конкретные задачи по кор­рекции деятельности. Учитель рефлексирующий — это учитель, растущий профессионально.

Рефлексирующий учитель сможет хорошо этому обучить и учащихся. Надо иметь в виду, что рефлексивные спо­собности детей развиваются в начальной школе.

►► СИТУАЦИЯ № 140. Саша (9 лет) после каникул при­шел во 2-й класс. Оказалось, что он почти ничего не пом­нит из того, что хорошо было им усвоено в 1-м классе. Уже два месяца, как у него трудности в учебе.

Почему возникли трудности вхождения в учебную жизнь у Саши? Необходима ли подготовка ребенка к следующему году обучения в школе?

Решение. Обычно период врабатываемости проходит бы­стро, за 2-3 недели. Опытные учителя, зная это, в начале учебного года дают учащимся относительно небольшую учебную нагрузку, лишь постепенно ее увеличивая. Основными учебными навыками в начальной школе яв­ляются чтение и счет. От их освоения зависят дальней­шие успехи в учебе. На каникулах детям желательно чи­тать не учебную литературу, а ту, которая соответствует их интересам и желаниям.

Ребенок, удовлетворяя свой содержательный интерес, развивает и навыки чтения. Хорошо развивает ребенка работа со словарями, энциклопедиями, справочниками. Можно предложить ряд любопытных вопросов, отве­ты на которые ребенку придется поискать в справочной литературе. Различного рода игры в слова, отгадывание кроссвордов и т. п. помогут интеллектуальному разви­тию ребенка в период каникул, наряду с его активным от­дыхом, познавательно-развлекательными экскурсиями, купанием, занятием спортивными играми и др.

Задача летних каникул: укрепить психическое и физиче­ское здоровье ребенка и помочь ему подготовиться к сле­дующему учебному году.

►► СИТУАЦИЯ № 141. Мама расстроена тем, что ее сын Сережа (8 лет) часто произносит грубые выражения и даже самые неприличные словечки. Пока он был малень­ким, в семье не заостряли на этом внимание, надеясь, что с возрастом это пройдет. Но вот сын пошел в школу, а от­казываться от сквернословия не собирается.

Как родителям реагировать на сквернословие? Решение. В 3-4 года ребенок выпаливает скверные сло­ва случайно. В 5-6 лет такие слова уже используются осмысленно, а с приходом в школу намеренность в их употреблении становится очевидной.

Даже без понимания точного значения слова ребенок улав­ливает, что окружающие реагируют на него — ребята хихи­кают, учительница хмурится, взрослые останавливаются. Родителям нужно выяснить причину этого явления.

Это может быть способом самоутверждения, если другого способа у него нет. Это может быть дурным подражанием кинофильмам, репликам прохожих. Это может быть спо­собом выражения тревожных эмоций.

Не осуждая, взрослый должен помочь ребенку разобрать­ся в его самоощущениях, и ребенку будет легче отказать­ся от выбранного им пути — грубости, сквернословия.

►► СИТУАЦИЯ № 142. Вера (9 лет) — девочка очень ста­рательная, стремится к успеху. Она успешно училась в первом классе. Во втором у нее произошел нервный срыв. Она перестала справляться с уроками, стала невни­мательной, отказывается ходить в школу.

Каким образом можно помочь Вере? Что посоветовать ее маме?

Решение. Нежелание девочки идти в школу может быть связано с нервными перегрузками, с отсутствием успехов в учебе.

Очень важно снять напряжение, связанное с желанием получать только хорошие оценки. Необходимо поста­раться переключить внимание девочки с оценки на само содержание учебы, руководствуясь познавательным ин­тересом девочки.

Важную роль играет режим дня: нормализация времени отдыха и работы, чередование видов деятельности и обя­зательное наличие физических упражнений.

Необходимо вселить уверенность, что девочка справит­ся со всеми трудностями. Рекомендуется больше вре­мени уделять в семье совместным занятиям культурно- просветительного плана.

►► СИТУАЦИЯ № 143. Коля (9 лет) — ребенок гиперак­тивный. Он постоянно что-нибудь нарушал.

В итоге у Коли создается впечатление, что любой его по­ступок плохо оценивается взрослыми. А раз так, то нет смысла и пытаться быть хорошим.

Как на такое поведение ребенка реагировать родите­лям?

Решение. Родители должны все мелкие нарушения оставлять без внимания и наказания, необходимо реаги­ровать только на существенные нарушения. Необходимо способствовать общению Коли со сверстниками, сначала с детьми старше себя, затем младше и, наконец, с одногод­ками.

►► СИТУАЦИЯ № 144. Витя — ребенок с социальной деза­даптацией.


Как должны вести себя родители, чтобы помочь такому ребенку?

Решение. Родители должны научить его соотносить между собой разные социальные нормы:

XL не делать замечаний, не наказывать за любые мелкие поступки;

XLI разъяснять ребенку важность, значимость норм поведе­ния. Можно предложить Вите нарисовать мальчиков: «очень хорошего», «довольно хорошего», «среднего, обычного», «плохого, по не очень», «очень плохого». Спросить: «Что такое делает этот мальчик, из-за чего его можно назвать “очень хорошим”?» Четко опреде­лить степень положительного (отрицательного) в тех или иных поступках. Обсудить, что можно нарушать в той или иной ситуации. Восстановить контакты ре­бенка со сверстниками, развивать его общительность.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных