ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Правила, о которых нужно договориться с ребенком 2 страницаВ соответствии с учебными программами вопросы мотивации учащихся излагаются в нижеследующих блоках: 1) собственно мотивационном; 2) целевом; 3) эмоциональном; 4) познавательном. СОБСТВЕННО МОТИВАЦИОННЫЙ БЛОК Школьник должен осознать, ради чего он учится и что его побуждает к учению.
Как формировать мотивы? I. Необходимо создавать ситуации, в которых могут проявиться разные мотивы. II. Необходимо создавать условия соподчинения мотивов, т. е. их «борьбы» (выбора): 1. Ситуация выбора с ограничениями (дефицит времени, соревнование). 2. Выбор учебных заданий разного уровня (репродуктивных, продуктивных, проблемных). 3. Выбор из двух заданий: решать несколькими способа ми, решать и быстро получить результат (ответ). 4. Выбор в ситуации конфликта между познавательными и социальными мотивами. ЦЕЛЕВОЙ БЛОК Зрелая мотивационная сфера учения включает цели: 1. Реализация мотивов зависит от процесса целеполага- ния, т. е. умения школьников ставить цели и достигать их в обучении. 2. Цель без мотива не определяет учебной деятельности. Но и мотив без цели может остаться благим пожеланием. 3. Мотив создает установку к достижению, а цель, ее осмысливание обеспечивают реальное выполнение действия. 4. Цель должна быть осмыслена (понята) и принята учеником. 5. Наличие умения постановки целей является показателем зрелости мотивационной сферы школьников. Основное содержание целеполагания (что формировать?) определяется следующим образом.
Сознательная постановка целей связана: 1) с развитием произвольности поведения; 2) с принятием решения; 3) с проявлением волевого усилия. В результате воспитывается активная личность, умеющая сознательно намечать свои цели и создавать условия для их реализации. При целеполагании необходимо обучать школьников: 1) отбирать цели, соответствующие задачам обучения (воспитания): • примерить задание к ученику (А. С. Макаренко); связать цель задания с опытом, возможностями ученика; • создать мотивацию успеха; 2) понимать и принимать цели от учителя (принять — это значит сделать цель своей); 3) самостоятельно ставить цели: • уметь мысленно представить цель; • уметь сформулировать цель; 4) соотносить цели со своими возможностями (самооценкой, притязанием); 5) проверять и уточнять цели; 6) ставить много целей; определять главные и второстепенные; 7) определять порядок достижения целей, их последовательность; 8) ставить новые цели с учетом достижения предыдущих (пути к успеху); 9) конкретизировать цели в зависимости от условий действий; 10) ставить цели гибкие, с учетом изменений ситуации, обстановки; И) ставить перспективные цели (выходящие за пределы данной ситуации); 12) ставить нестандартные (оригинальные) цели; приближение к творчеству. ►► СИТУАЦИЯ. Исследования показывают, что учащиеся младших классов плохо владеют умением целеиолагания (до 50% учащихся цель теряют). Они не осознают частных целей, не видят средств достижения этой цели. Какова роль учителя в процессе целеполагания? Решение. Учитель должен совместно с учащимся ставить цели, их анализировать и добиваться результата. Проявлять кропотливость и настойчивость, пока ученик сам этому не научится. Для формирования целеполагания необходимо создавать для учащихся специальные ситуации, которые высвечивают те или иные стороны целеиолагания: 1. Прерывание и незавершенность деятельности по внешним причинам. Возращение к прерванному заданию и возобновление его выполнения. 2. Выполнение задач разной трудности и обоснование этого выбора. 3. Реакция на ошибку. (Способность самостоятельно обнаружить ошибку и выбрать действия, направленные на ее исправление, обращение за помощью' к взрослому.) 4. Создание помех, дефицита времени, соревновательности. 5. Умение ставить цели в учебной деятельности будет основой для целеполагания в профессиональной деятельности. 6. Сознательную постановку целей психологи связывают с развитием произвольности поведения. 7. Постановка перспективных целей придает личности нравственную устойчивость. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ БЛОК Развитие эмоционального компонента мотивации. 1. Деятельность вызывает эмоции, а эмоции влияют на деятельность. ' <=> Деятельность 2. Роль эмоций возрастает, когда эмоции не только сопровождают деятельность, но и предшествуют ей. Так, физик Н. Н. Палтышев до урока включал грамзапись, выставлял художественные произведения. 3. Все стороны учебного труда школьников сопровождаются теми или иными эмоциями.
4. Рекомендуется преимущественно использовать положительную мотивацию. Положительные эмоции связаны со школой: • как следствие работы школы; • как следствие правильного отношения семьи к школе. Положительные эмоции обусловлены: • правильной организацией учебно-воспитательной работы школы; • правильными отношениями между семьей и школой; • наличием деловых и личностных отношений со сверстниками и учителями. Положительные эмоции могут проявляться в различных формах их протекания: 1. Эмоции престижности. При привлечении учащихся к совместному освоению новых знаний трудного материала. 2. Эмоции сопереживания. «Самое трудное в воспитании это учить чувствовать» (В. А. Сухомлинский). 3. Эмоции осознания своих возможностей в достижении успеха, преодолении трудностей. 4. Эмоции от результатов своего труда (от преодоления трудностей): «радость» от выполненного учебного задания. Эмоции использовал В. М. Шаталов в своей практике: «Ученик должен учиться победно!» Г. Лозанов внушал учащимся уверенность в своих возможностях. 5. Эмоции при встрече с новым материалом. Эмоции любопытства: • при эффективном оформлении материала; • при эффективной подаче материала. Рекомендуется подбирать задания, которые создают у ребенка радостный настрой; просить ученика описать свое эмоциональное состояние в напряженный момент урока. Учителю нужно развивать в себе эмоциональную выразительность и уметь вызывать у учащихся познавательный интерес. Наряду с положительными эмоциями в учебном процессе должны присутствовать и отрицательные. Если захваливать учеников, то может возникнуть легкомысленность. Постоянные отрицательные эмоции поддерживают у учеников устойчивую «мотивацию избегания». Поэтому если отрицательные эмоции и включаются в учебный процесс, то они должны сменяться у детей эмоциями положительными. Оптимальное соотношение всех названных эмоций образует атмосферу эмоционального комфорта в процессе учения. При обучении учителю рекомендуется: 1. Создавать эмоциональный климат. 2. Создавать ситуацию успеха (не допускать стрессов). 3. Создавать положительное отношение к товарищам, учению. Способы эмоционального стимулирования учащихся. 1. Показать ценностную значимость изучаемой дисциплины: • применение учебного материала в повседневной жизни; • значение для развития личности. 2. Поощрять самостоятельность учащихся. 3. Отмечать высокую активность каждого ученика: • правильный ответ; • правильный способ выполнения задания; • использование дополнительного материала и т. д. 4. Оценивать так, чтобы придавать учащимся уверенность в своих силах. 5. Учителю строить доброжелательные отношения, вызывать насыщенные эмоции в процессе обучения. 6. Удовлетворять потребность в самоутверждении, самоактуализации. 7. Учителю быть эмоционально открытым и принимать эмоциональность своих учеников. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ БЛОК Отношение школьников к учебному материалу зависит: 1. От умения школьников учиться (сформированное™ навыков учения). 2. От сформированное™ учебной деятельности. При сформированное™ учебной деятельности, ученик: • становится активным; • овладевает не только знаниями, по и способами их приобретения. Задача учителя — сформировать учебную деятельность. Основное содержание учебной деятельности. I. Действия ориентировочные. Направлены на анализ условий ситуации: • на соотнесение ее со своими возможностями; • на постановку учебной задачи (понимание учебной задачи, поставленной учителем, самостоятельную постановку учебной задачи). II. Действия исполнительские. Активное преобразование изучаемого объекта: • выполнение учебных действий (анализ, измерение, сравнение, моделирование); • осуществление приемов, способов, методов учебных работ. III. Действия оценочные. Контроль и оценка собственной деятельности: • на основе сопоставления с образцом; • по ходу работы; • по прогнозированию работы. При реализации учебного блока необходимо обеспечить три этапа учебного процесса: 1. Мотивационно-потребностиый. 2. Операционно-исполнительский. 3. Рефлексивно-оценочный. Для формирования мотивации учитель использует различные методические приемы. Приемы деятельности учителя, способствующие формированию мотивации в целом. 1. Важна сама подача учебного материала: ее структурированность для облегчения восприятия, логичность изложения, чередование различных умственных занятий. 2. Новизна учебного материала и характер познавательной деятельности. Но эта новизна должна быть связана с уже знакомым ребенку материалом. Например, новый материал о химических реакциях не вызовет никакого интереса, так как он не связан со знаниями учащихся начальных классов и познавательной реакции не вызовет. Новые знания всегда должны опираться на ранее известные. Новизна материала, необычность его подачи всегда побуждает ребенка получше присмотреться к прежде неизвестному и разобраться в нем. 3. Практическое значение материала, связь его с практикой ребенка. Неслучайно школьники проявляют большой интерес к тем знаниям, которые помогают им решить жизненные проблемы. А знания, которые используются в практике ребенка, лучше сохраняются в памяти. Интересно то, что полезно и актуально. Необходимо учесть, что не всегда школьник это понимает сам. Взрослый должен показать ему практическую пользу знаний. Внушения, что знания нужны ребенку для его общего развития, не всегда убеждают. 4. Хорошо стимулирует познавательную деятельность ученика противоречивый материал. При возникновении взаимоисключающих или взаимно противоречивых сведений у ученика возникает желание разобраться в проблеме, чтобы преодолеть противоречие. Например, Земля плоская или шарообразная? Взрослый всегда может найти противоречия: • между опытом ребенка и новыми знаниями; • между научными и житейскими толкованиями понятий; • между существующим уровнем умений ребенка и новыми познавательными задачами; • между достигнутым уровнем знаний и неумением их применить; • между новыми знаниями и существующим представлением, опытом ученика. 1. Благоприятно действуют на ребенка достигнутые им результаты (успехи). Ситуация успеха удовлетворяет его потребность в самоуважении и повышении престижа. Всегда можно найти какие-то успехи у ученика, сравнивая его достижения с предыдущими, отмечая его продвижение вперед. Но нельзя слишком завышать достигнутые им результаты и не сравнивать их с результатами других детей. Такой эталон может оказаться для ребенка недостижимым и окажет отрицательный результат. 2. Оценивая результаты деятельности ребенка, не переносить их на личность самого ребенка. Он как личность всегда хороший и желанный для родителей. Нельзя сказать: «Ты всегда неаккуратный», а нужно: «Вот это выполнено неаккуратно». Оценивать только результаты конкретной деятельности. 3. При стимулировании учебной деятельности необходимо иметь в виду и возрастные особенности ребенка, и его половые и индивидуальные особенности. Иметь в виду и любознательность школьника. Для повышения мотивации учащихся учитель использует:
Специальные задания на упрочнение отдельных сторон мотивации. Создание ситуаций, заданий для упрочнения внутренней позиции ученика по отношению к учению: 1. Создание ситуации выбора. 2. Обучение целеполаганию. 3. Укрепление самооценки. 4. Упорство в достижении целей. Формирование мотивации на отдельных этапах урока. 1- й этап. «Вызов» исходной мотивации. 1. Побуждение к новой деятельности. 2. Подчеркивание предыдущих достижений. 3. Акцентирование предстоящей деятельности. 4. Заинтересованность. 2- й этап. Усиление и поддержание возникновения мотивации. 1. Интерес к разным способам решения задачи. 2. Поддержание разного уровня достижений учащихся. 3. Подключение учащихся к самостоятельному контролю. 3- й этап. Завершение урока. 1. Подчеркнуть личный опыт ученика.
Качества учебных действий: 1. Особенность действий. 2. Осознанность. 3. Мера автоматизации. 4. Гибкость и вариативность. 5. Самостоятельность. 6. Форма выполнения (материальная, материализованная, громкоречевая, идеальная).
ПРИЛОЖЕНИЕ 9. ПОСВЯЩЕНИЕ. ОБРЯДОВАЯ ИГРА-ИНИЦИАЦИЯ КАК СРЕДСТВО АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ (Л. НОВИКОВА, И. САМОЙЛОВА)
ктуальным направлением в работе школьного психолога является поддержка детей в начале учебного года. Особенно это важно в период адаптации детей, впервые пришедших в школу. Именно в этот период (первые 3-6 месяцев 1-го класса) вчерашние дошкольники сталкиваются с новым общественным институтом — школой, с новыми правилами и нормами, ценностями и мировоззрением, структурой и программой, которые они должны в сжатые сроки освоить и принять, научиться в них существовать и развиваться. Существуют разные подходы к тому, как и каким образом помощь должна осуществляться. Мы полагаем, что одним из способов может являться коллективная игра. Принципиальное отличие коллективной игры от других разновидностей игр в том, что она выступает для своих участников как деятельность прежде всего совместная, коллективная. В ходе такой игры, которая может длиться несколько часов, участники проходят ряд испытаний, этапов, включаются в совместную детальность, участвуют в различных упражнениях и заданиях. Придуманная нами обрядовая игра-инициация — одна из разновидностей коллективной игры. Основной смысл ее заключается в том, что, преодолевая различные испытания и трудности, дети совершают символический переход на следующую возрастную ступень развития и тем самым закрепляют свой новый статус, что и способствует их адаптации к школе. Обряд посвящения ребенка в первоклассники позволяет ему лучше адаптироваться к школе, так как в сжатой форме концентрирует его внимание на овладении новой социальной ролью — ученика, дает опыт преодоления трудностей и испытания себя. Пройдя индивидуально через ряд символических испытаний в игре, школьник берет на себя личную ответственность за свою новую позицию, свое поведение, что формирует его новый взгляд на себя. Помимо преодоления себя в ходе игры дети в структурированном виде знакомятся с тем, кто такой первоклассник, какие у него обязанности, права, как регулируются его отношения с администрацией, школой. Это во многом является профилактикой дезадаптивного поведения детей в дальнейшем. Таким образом, использование обрядовой игры-инициации при поступлении в начальную школу способствует приобретению детьми нового статуса первоклассника через ряд испытаний и трудностей. Кроме того знакомство с социальным опытом через нормы и традиции, ритуализированно оформленные в игре, повышает мотивацию ребенка, снижает его тревожность, способствует формированию волевой регуляции, повышает самооценку и содействует развитию сознания. Ниже мы предлагаем подробное описание обрядовой игры-инициации «Посвящение в первоклассники». Цели игры: • совершение обрядового перехода детей в новый социальный статус учеников (возрастная инициация); • социализация детей через освоение новых норм, правил, требований, предъявляемых школой; • повышение адаптированности к школе (как результат социализации). Задачи игры: • снятие тревожности; • повышение мотивации к школе; тренировка волевых усилий и самоконтроля; открытие ресурсов и внутренних сил в ходе преодоления препятствий; создание атмосферы эмоциональной насыщенности для возникновения пиковых эмоциональных переживаний у детей в ходе игры. Условия проведения: часть игры проводится в актовом или спортивном зале, часть — на улице, в случае плохой по- 1 оды в осенний период может проходить полностью внутри школы. Игра проводится в конце октября, перед каникулами. За неделю до игры на общешкольной линейке директор или завуч объявляет о начале подготовительной недели к игре «Посвящение в первоклассники». В ходе этого этапа каждый класс каждый день в течение недели изучает какую-либо школьную тему, связанную с предстоящими испытаниями. На эти темы психологи проводят небольшие классные часы в течение 15—20 минут. Форма проведения занятий может быть разной (это зависит от творческих задумок ведущего), но общая канва должна сохраняться. По окончании недели класс сдает специальный лист, где отмечено, что темы пройдены. Игра проводится на следующей неделе после окончания подготовительного этапа. Каждый 1-й класс участвует в иг ре в свой назначенный день, отдельно от остальных. Игра начинается с того, что детей встречает Фея Осени. Каждый ребенок индивидуально проходит ряд школьных испытаний, которые отмечаются в специальном бланке. После того как все ученики класса прошли испытания, класс сооирается на улице для коллективного испытания — «Паутины». Завершающим этапом является сбор класса в актовом зале, где каждый ученик проходит по «звездной дорожке» и награждается именной грамотой и медалыо от директора. Рекомендуется присутствие родителей. 9 Психология младшего школьника После игры проводится праздничное чаепитие в классе. Темы на подготовительной неделе. Понедельник. «Собери как можно больше правил о школе». Ведущий делит класс на две команды, которые должны за короткое время вспомнить как можно больше правил школьной жизни. Еще один вариант: чтение сказок и сценок из школьной жизни, обсуждение правильности или неправильности поведения героев с точки зрения школьных правил. Вторник. «Кто такой первоклассник». Психолог беседует с детьми о том, какие качества, знания, умения есть у первоклассника, чем он отличается от малыша, который ходит в детский сад. Можно раздать детям листы А4, поделив их линией на две части, и попросить нарисовать «Я в детском саду» и «Я в школе». Среда. «Мои права». Ведущий напоминает детям, что в школе существуют не только обязанности, но и права. Дети отвечают на вопрос: «Что можно делать в школе?» Проводится групповая дискуссия на эту тему. Четверг. «Что мне помогает преодолевать трудности?» Психолог спрашивает детей, какие трудности они испытывают в школе, говорит, что это вполне нормально, предлагает детям найти выход из затруднительных ситуаций. Проговариваются качества характера, которые могут помочь в преодолении трудностей (находчивость, выносливость, терпение, дружелюбие и т. д.). Пятница. «Мои достижения в школе». Ведущий спрашивает детей, знают ли они, что такое достижения и успехи? Предлагает детям нарисовать, каких школьных успехов они уже достигли. Можно также провести игру «Мешочек достижений»: дети сидят в кругу и передают друг другу мешочек, символически складывая туда (называя) свое достижение в школе. Начало испытаний. Необходимые материалы: лист испытаний на каждого участника игры; веселые маленькие наклейки (выдаются феям — ведущим испытаний); костюм для Феи Осени. После подготовительного этапа организаторы игры назначают каждому 1-му классу отдельный день, когда они будут участвовать в игре. В этот день дети приходят нарядно одетые и готовые к испытаниям. К ним в класс приходит Фея Осени, роль которой играет психолог, приветствует детей и объявляет о начале «посвящения в первоклассники». Фея проверяет их листы с пройденными темами, хвалит за успешное выполнение заданий. Говорит, что прежде чем называться настоящими первоклассниками, дети должны пройти испытания. А испытывать детей будут сестры- помощницы Феи Осени. Осень берет с собой одного из учеников и ведет в актовый зал, где начинаются испытания. В актовом зале по кругу на некотором расстоянии друг от друга стоят разные феи (переодетые педагоги) с материалом, необходимым для испытаний. При входе в зал стоит Фея Осени, она встречает детей и отдает им маршрутный лист испытаний, где показано расположение фей-помощниц. Каждый ребенок индивидуально и последовательно проходит пять испытаний у разных фей. Испытания. 1- е испытание — игровое. Цель: осознание новой позиции школьника, символическое прощание с детством. Необходимые материалы: веселые маленькие наклейки; разбросанные на полу предметы: пенал, тетради, учебники, портфель, много игрушек, детская пижама; костюм для Феи Игры. Ведущая — Фея Игры. Фея Игры. Привет, герой, решивший стать Настоящим Первоклассником! Мое задание таково: ты видишь — пере- до мной разбросаны различные предметы из школьной и не - школьной жизни. Мои волшебные мышки не смогли их разобрать. Твоя задача: в течение двух минут разобрать их, но так, чтобы в одной кучке были предметы из школьной жизни, а в другой — относящиеся к детскому саду. Если ты справишься, я дам тебе волшебный пропуск к Фее Мудрости... Молодец, ты быстро и ловко справился с заданием! Посмотри внимательно, какой предмет из дошкольного детства ты бы взял с собой в школу? Какую поддержку он мог бы тебе оказать? Открою тебе секрет: игрушки нужны в школе, но играть в них можно только в свободное время — на переменах и прогулках, они помогут тебе расслабиться и от дохнуть от учебы. После прохождения испытания Фея клеит наклейку на лист испытаний ученика и взмахивает над ним волшебной палочкой, символически наделяя его новым статусом. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|