ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Правила, о которых нужно договориться с ребенком 3 страницаОсновной тезис испытания: ты в школе, но это не означает, что ты навсегда должен забыть о детстве, об игре и игрушках. Ты можешь ими пользоваться в свободное от учебы время. 2- е испытание. Цель: осознание школьных правил. Необходимые материалы: мусорное ведро; лист ватмана с надписью «Правила школьной жизни»; сундук с написанными правилами школьной жизни (правильными и «неправильными» правами и обязанностями ученика); портрет внучки Феи Мудрости (фото ребенка); скотч; веселые маленькие наклейки; костюм для Феи Мудрости. У Феи Мудрости находится большой сундук, в котором лежат листочки с информацией о правилах в школе, но там есть и «неправильные» правила, которые не подходят для школы. В правилах отражены не только обязанности, но и права первоклассника. На стене висит пустой плакат с надписью «Правила школьной жизни». Фея Мудрости. Здравствуй, мой юный герой, решивший выбрать этот путь, путь Первоклассника! Я так давно учи- ласъ в школе, что совсем забыла, для чего дети ходят в школу и какие там соблюдают правила поведения. А моя внучка (показывает портрет внучки), уходя в школу, попросила меня разобраться и составить свод школьных правил. Я их читаю, читаю и не знаю, можно так поступать или нет, должен ли это делать первоклассник или нет. Помоги мне, пожалуйста. Вытяни шесть записок из сундука и приклей нужные правила на плакат, а неподходящие для школы правила выкинь в мусорное ведро. Да, и не забудь мне объяснить эти правила, ведь только после этого я смогу пропустить тебя дальше. После прохождения испытания Фея клеит наклейку на лист испытаний ученика и взмахивает над ним волшебной палочкой, символически наделяя его новым статусом. Основной тезис испытания: ты теперь учишься в школе, где существуют определенные правила жизни. Ты должен их хорошо знать и соблюдать. Но у тебя есть и права — то, что ты можешь делать в школе. Их ты тоже должен знать, чтобы правильно разбираться, как поступать в той или иной ситуации. 3- е испытание. Цель: развитие самоконтроля, терпения, волевых качеств ребенка. Необходимые материалы: парта, стул; отвлекающие предметы: игрушки, книги и т. д.; веселые маленькие наклейки; костюм для Феи Стойкости. Перед Феей Стойкости стоит парта со стулом. Фея Стойкости. Привет, первоклассник! Я вижу, что ты уже прошел ряд испытаний. Но мое — самое ответственное. Как ты думаешь, что труднее всего во время урока? Правильно! Сидеть, не двигаясь и не отвлекаясь. Мне вот тоже на посту приходится несладко. Если бы ты знал, как всего хочется: и поиграть, и посмеяться, а нельзя — долг, служба. У меня для тебя приготовлено такое испытание: ты должен просидеть за партой, не шевелясь и не разговаривая, целых пять (четыре) минут, не реагируя ни на какие мои слова или действия. Далее если я буду кричать и отвлекать тебя, ты не должен шевелиться и тем более отвлекаться. Если ты пройдешь это испытание, тогда и в классе тебе будет легко целых сорок минут сидеть, как бравый солдат. Ну что, готов? Тогда вперед! Ребенок садится за парту и по команде Феи замирает на четыре-пять минут. В это время Фея отвлекает его различными способами: разговаривает, смешит, щекочет, показывает игрушки, книги и пр. По окончании испытания Фея беседует с ребенком: что было для него самым трудным и что помогло выполнить задание. Если ребенок затрудняется ответить на эти вопросы, Фея помогает и вместе с ним проговаривает качества, способствовавшие успеху (терпение, воля, стойкость). После прохождения испытания Фея клеит наклейку на лист испытаний ученика и взмахивает над ним волшебной палочкой, символически наделяя его новым статусом. Основной тезис испытания: ты смог это сделать, ты преодолел себя. У тебя есть качества, которые тебе всегда будут помогать в школе и в жизни, — терпение, стойкость, воля. Главное — помнить об этом и развивать их. 4- е испытание. Цель: осознание ценности порядка, аккуратности в обучении, развитие внимательности. Необходимые материалы: развешанные на стенах и скамейках таблички: «Школьный портфель», «Школьный шкафчик», «Столовая», «Игровая»; разбросанные предметы на полу: книжки, тетрадки, альбомы, ручки, пенал (портфель); ботинки, носки, куртка, брюки (шкафчик); чашки, ложки, тарелки (столовая); скакалки, игрушки, мячи (игровая); веселые маленькие наклейки; костюм для Феи Порядка. Фея Порядка. Привет тебе, незнакомец! Мое испытание проходят не все, но я надеюсь, что у тебя все получится. Ты видишь, что весь пол передо мной усеян различными предметами. Так бывает и в школе: очень часто в наших партах, шкафчиках творится такой беспорядок, что там. могут завестись даже мыши и тараканы! Для того чтобы стать настоящим первокчассником, ты должен уметь быстро, а самое главное, правильно навести порядок. Сейчас у тебя есть три минуты, чтобы разложить предметы по своим местам красиво и аккуратно и не ошибиться с их месторасположением. По окончании испытания Фея беседует с ребенком о том, как порядок и аккуратность могут помочь ему в школе, для чего они нужны. После прохождения испытания Фея клеит наклейку на лист испытаний ученика и взмахивает над ним волшебной палочкой, символически наделяя его новым статусом. Основной тезис испытания: ты можешь и должен стремиться к порядку, так как он помогает тебе в твоем развитии и в учебе в школе. 5- е испытание. Цель: осознание многообразной системы школьных ролей и статусов, а также прав и обязанностей различных участников образовательного процесса. Необходимые материалы: парта; карточки с названиями профессий: учитель, ученик, директор, врач, психолог, повар, охранник; сундук с утверждениями; веселые маленькие наклейки; костюм для Феи Знаний. Перед Феей Знаний стоит парта, на ней карточки профессий, а также сундук с записками. Фея Знаний. Здравствуй, мой юный путешественник! Я смотрю, ты уже преодолел много испытаний и трудностей. Мое задание такое: перед тобой лежат различные таблички с названиями разных профессий в школе. Как ты видишь, среди них учитель, ученик, директор, врач, психолог, повар, охранник. Я буду зачитывать тебе различные определения, а твоя задача — угадать, кто так может или должен вести себя в школе, и соответственно поднять нужную табличку. Но учти, что я буду тебя путать и мешать тебе, ведь некоторые утверждения подходят всем, а некоторые — не подходят никому. Фея берет первую карточку и объясняет, что и как надо делать. Утверждения • В школу он пришел учиться. • Без него не было бы порядка в школе. • Он должен быть самостоятельным. • Он имеет право иногда погрустить. • Он должен поднимать руку при ответе. • Он помогает тому, кому плохо, • Он считает школу своим домом. • Он может иногда совершать ошибки. • Он может посмеяться и подурачиться, когда у него есть свободное время. Он знает, для чего приходит в школу. После каждого сделанного ребенком выбора Фея разговаривает с ним и проясняет утверждения, показывая, что не только один человек может соответствовать данному утверждению. Например, ошибки могут совершать все. В зависимости от ребенка и его сил может предлагаться разное количество утверждений. Ребенок сам вытаскивает записки из сундука. После прохождения испытания Фея клеит наклейку на лист испытаний ученика и взмахивает над ним волшебной палочкой, символически наделяя его новым статусом. Основной тезис испытания: ты в школе не один, здесь много других людей, каждый из которых тоже имеет свои права и обязанности. В чем-то мы все похожи, в чем-то отличаемся. Мы — единое целое, где каждый помогает другому. 6-е испытание — коллективное. Цель: развитие сплоченности и единства детского коллектива, а также символическое завершение череды испытаний. Необходимые материалы: дерево и паутина, связанная из веревок, канатов и преграждающая путь к дереву; ленточки по числу участников; костюм для Феи Осени. После прохождения индивидуальных испытаний все дети собираются на улице, где их встречает Фея Осени. Фея стоит около дерева и паутины (паутина сделана из веревок, канатов и преграждает путь к дереву). Фея Осени. Ребята, вот и наступил тот торжественный момент, когда вы преодолели все испытания. Вы показали себя умными, ловкими, выносливыми. Но теперь вам необходимо преодолеть последнее испытание. Вы видите перед собой дерево — оно станет вашим символом на весь предстоящий год учебы. Подумайте сейчас, что бы вы хотели развить в себе в этом году, какое качество вам особенно понадобится в школе. Подумайте в полной тишине и загадайте свое качество. У меня в руке волшебные ленточки — символ вашего развития и ответственности за свои изменения. Как только вы будете готовы, подойдите ко мне и возьмите ленту. Ах, я чуть не забыла, пройти к дереву можно только через паутину, которую нужно преодолеть всем вместе, не касаясь ее. Вы ведь все связаны и представляете собой один дружный класс! Вы справитесь! Коллективное преодоление паутины означает нерушимость вашего решения на пути изменения себя. После прохождения паутины вы можете молча подойти к дереву и завязать свои ленточки на нем. Завязывание ленточки будет символизировать завершение ваших испытаний по превращению в настоящего первоклассника! А я вас жду в актовом зале на торжественном посвящении в первоклассники! Дети, взявшись за руки, проходят сквозь паутину. Когда они ее преодолевают, Фея еще раз делает акцент на символическом изменении и приобретении нового статуса. Основной тезис испытания: ты — часть единого коллектива класса, который поможет тебе завершить испытания. Ты прошел все испытания успешно и теперь готов принять ответственное звание первоклассника! Завершение игры. Необходимые материалы: «Правила первоклассника» (составляется своеобразный устав первоклассника); «звездная дорожка», выложенная на полу актового зала из звезд, которые вырезаны из фольги или цветной бумаги; именные грамоты первоклассника на каждого участника; медали (настоящие или шоколадные) на каждого ребенка; торжественная музыка. Класс направляется в актовый зал на награждение. Дети садятся на заранее приготовленные стулья. В зале присутствуют родители и второклассники. В полной тишине директор зачитывает «Правила первоклассника» и поздравляет детей с успешным похождением испытаний («Феи мне рассказали о ваших испытаниях, я поражена, какие вы молодцы!»). Фея Осени тоже поздравляет учеников. Рядом с ней и директором стоят два учащихся второго класса, которые зачитывают фамилии первоклассников при вручении грамот и вручают грамоты. Первоклассник, услышавший свое имя, проходит по символической «звездной дорожке», отдает свой лист испытаний директору и получает грамоту и медаль. После этого все первоклассники выходят на сцену. Звучат аплодисменты и музыка (или гимн школы, если таковой имеется). После награждения в классе проводится праздничное чаепитие с участием родителей и педагогов. После чаепития или в его процессе психолог проводит обсуждение игры: что было самым интересным и самым трудным, какие впечатления остались у детей, что они в себе преодолели, дети делятся своими мыслями, чувствами. При желании можно все это отразить в рисунках. По опыту проведения этой игры-обряда в течение нескольких лет мы можем сказать, что дети очень серьезно, ответственно и с трепетом относятся к испытаниям. Звание настоящего первоклассника, данное в конце игры, делает их очень гордыми за свои достижения и мотивированными на школьное обучение. Многие педагоги отмечали изменения в поведении некоторых детей после «посвящения»: они стали больше стремиться к школьным успехам, более активно проявлять себя в обучении и внеурочной деятельности. К тому же многие застенчивые и тревожные дети стали спокойнее и активнее. Родители, как правило, приходят в восторг от красочного мероприятия, организованного для детей, и отмечают, что дети готовятся заранее и очень ждут этого события. ПРИЛОЖЕНИЕ 10. МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ УРОВНЯ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ ФИЛЛИПСА
ель: изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой, у детей младшего и среднего школьного возраста. Тест состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться школьникам, а могут и предлагаться в письменном виде. На каждый вопрос требуется однозначно ответить: «да» или «нет». Инструкция: «Ребята, сейчас вам будет предложен опросник, который состоит из вопросов о том, как вы себя чувствуете в школе. Старайтесь отвечать искренне и правдиво, здесь нет верных или неверных, хороших или плохих ответов. Над вопросами долго не задумывайтесь. На листе для ответов вверху напишите свое имя, фамилию и класс. Отвечая на вопрос, записывайте его номер и ответ “+”, если вы согласны с ним, или если не согласны». ТЕСТ-ОПРОСНИК 1. Трудно ли тебе держаться на одном уровне со всем классом? 2. Волнуешься ли ты, когда учитель говорит, что собирается проверить, насколько ты знаешь материал? 3. Трудно ли тебе работать в классе так, как этого хочет учитель? 4. Снится ли тебе временами, что учитель в ярости, оттого что ты не знаешь урок? 5. Случалось ли, что кто-нибудь из твоего класса бил или ударял тебя? 6. Часто ли тебе хочется, чтобы учитель не торопился при объяснении нового материала, пока ты не поймешь, что он говорит? 7. Сильно ли ты волнуешься при ответе или выполнении задания? 8. Случается ли с тобой, что ты боишься высказываться на уроке, потому что боишься сделать глупую ошибку? 9. Дрожат ли у тебя колени, когда тебя вызывают отвечать? 10. Часто ли твои одноклассники смеются над тобой, когда вы играете в разные игры? 11. Случается ли, что тебе ставят более низкую оценку, чем ты ожидал? 12. Волнует ли тебя вопрос о том, не оставят ли тебя на второй год? 13. Стараешься ли ты избегать игр, в которых делается выбор, потому что тебя, как правило, ие выбирают? 14. Бывает ли временами, что ты весь дрожишь, когда тебя вызывают отвечать? 15. Часто ли у тебя возникает ощущение, что никто из твоих одноклассников не хочет делать то, что хочешь ты? 16. Сильно ли ты волнуешься перед тем, как начать выполнять задание? 17. Трудно ли тебе получать такие отметки, каких ждут от тебя родители? 18. Боишься ли ты временами, что тебе станет дурно в классе? 19. Будут ли твои одноклассники смеяться над тобой, если ты сделаешь ошибку при ответе? 20. Похож ли ты на своих одноклассников? 21. Выполнив задание, беспокоишься ли ты о том, хорошо ли с ним справился? 22. Когда ты работаешь в классе, уверен ли ты в том, что все хорошо запомнил? 23. Снится ли тебе иногда, что ты в школе и не можешь ответить на вопрос учителя? 24. Верно ли, что большинство ребят относится к тебе по- дружески? 25. Работаешь ли ты более усердно, если знаешь, что результаты твоей работы будут сравниваться в классе с результатами твоих одноклассников? 26. Часто ли ты мечтаешь о том, чтобы поменьше волноваться, когда тебя спрашивают? 27. Боишься ли ты временами вступать в спор? 28. Чувствуешь ли ты, что твое сердце начинает сильно биться, когда учитель говорит, что собирается проверить твою готовность к уроку? 29. Когда ты получаешь хорошие отметки, думает ли кто- нибудь из твоих друзей, что ты хочешь выслужиться? 30. Хорошо ли ты себя чувствуешь с теми из твоих одноклассников, к которым ребята относятся с особым вниманием? 31. Бывает ли, что некоторые ребята в классе говорят что- то, что тебя задевает? 32. Как ты думаешь, теряют ли расположение те из учеников, которые не справляются с учебой? 33. Похоже ли па то, что большинство твоих одноклассников не обращают на тебя внимание? 34. Часто ли ты боишься выглядеть нелепо? 35. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся учителя? 36. Помогает ли твоя мама в организации вечеров, как другие мамы твоих одноклассников? 37. Волновало ли тебя когда-нибудь, что думают о тебе окружающие? 38. Надеешься ли ты в будущем учиться лучше, чем раньше? 39. Считаешь ли ты, что одеваешься в школу так же хорошо, как и твои одноклассники? 40. Часто ли ты задумываешься, отвечая на уроке, что думают о тебе в это время другие? 41. Обладают ли способные ученики какими-то особыми правами, которых нет у других ребят в классе? 42. Злятся ли некоторые из твоих одноклассников, когда тебе удается быть лучше их? 43. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся одноклассники? 44. Хорошо ли ты себя чувствуешь, когда остаешься один на один с учителем? 45. Высмеивают ли временами твои одноклассники твою внешность и поведение? 46. Думаешь ли ты, что беспокоишься о своих школьных делах больше, чем другие ребята? 47. Если ты не можешь ответить, когда тебя спрашивают, чувствуешь ли ты, что вот-вот расплачешься? 48. Когда вечером ты лежишь в постели, думаешь ли ты временами с беспокойством о том, что будет завтра в школе? 49. Работая над трудным заданием, чувствуешь ли ты порой, что совершенно забыл вещи, которые хорошо знал раньше? 50. Дрожит ли слегка твоя рука, когда ты работаешь над заданием? 51. Чувствуешь ли ты, что начинаешь нервничать, когда учитель говорит, что собирается дать классу задание? 52. Пугает ли тебя проверка твоих знаний в школе? 53. Когда учитель говорит, что собирается дать классу задание, чувствуешь ли ты страх, что не справишься с ним? 54. Спилось ли тебе временами, что твои одноклассники могут сделать то, что не можешь ты? 55. Когда учитель объясняет материал, кажется ли тебе, что твои одноклассники понимают его лучше, чем ты? 56. Беспокоишься ли ты по дороге в школу, что учитель может дать классу проверочную работу? 57. Когда ты выполняешь задание, чувствуешь ли ты обычно, что делаешь это плохо? 58. Дрожит ли слегка твоя рука, когда учитель просит выполнить задание на доске перед всем классом? ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ При обработке результатов выделяют вопросы, ответы на которые не совпадают с ключом теста. Например, на 58-й вопрос ребенок ответил «да», в то время как в ключе этому вопросу соответствует «—», то есть ответ «нет». Ответы, не совпадающие с ключом, — это проявления тревожности. При обработке подсчитывается: 1. Общее число несовпадений по всем}| тексту. Если оно больше 50%, можно говорить о повышенной тревожности ребенка, если больше 75% от общего числа вопросов теста — о высокой тревожности. 2. Число совпадений по каждому из 8 факторов тревожности, выделяемых в тексте. Уровень тревожности определяется так же, как в первом случае. Анализируется общее внутреннее эмоциональное состояние школьника, во многом определяющееся наличием тех или иных тревожных синдромов (факторов) и их количеством.
1) Посчитать число несовпадений знаков («+» — да,«-» — нет) по каждому фактору (абсолютное число несовпадений в процентах: <50%; > 50%; > 75%) для каждого учащегося. 2) Представить эти данные в виде индивидуальных диаграмм. 3) Посчитать число несовпадений по каждому измерению для всего класса: абсолютное значение — < 50%; > 50%; >75%. 4) Представить эти данные в виде диаграммы. 5) Посчитать количество учащихся, имеющих несовпадения по определенному фактору > 50% и > 75% (для всех факторов). 6) Представить сравнительные результаты при повторных замерах. 7) Полная информация о каждом учащемся (по результатам теста). Содержательная характеристика каждого синдрома (фактора): 1. Общая тревожность в школе — общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы. 2. Переживание социального стресса — эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего со сверстниками). 3. Фрустрация потребности в достижении успеха — неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т. д. 4. Страх самовыражения — негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей. 5. Страх ситуации проверки знаний — негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно публичной) знаний, достижений, возможностей. 6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих — ориентация на значимость других в оценке твоих результатов, поступков и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающими, ожидание негативных оценок. 7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу — особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды. 8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями — общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка. ПРИЛОЖЕНИЕ 11. МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ОБЩИТЕЛЬНОСТИ КАК ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛИЧНОСТИ (Е. А. ПЕТРОВА)[2]
водные замечания. Трудности общения ребенка со сверстниками, взрослыми нередко становится причиной задержки его личностного развития, низкого статуса в классном коллективе, дезадаптации и тревожности. Поскольку общительность в младшем школьном возрасте только складывается, непосредственная помощь в ее становлении со стороны учителя является крайне необходимой. Диагностика общительности в большинстве методик основана на самооценке испытуемого, что в наименьшей степени является адекватным возрастным особенностям младшего школьника. Здесь наиболее подходит метод наблюдения, охватывающий широкий диапазон характеристик, оценивание которых не под силу младшим школьникам. Процедура наблюдения Изучение общительности предполагается вести по следующим признакам: • потребность в общении; • контактность; • способность понимать другого человека; • способность к сочувствию, сопереживанию; • умение пользоваться средствами общения. В процессе наблюдения следует подбирать ситуации, соответствующие показателям, указанным в схеме наблюдения. Ситуации также полезно специально организовывать. Наблюдения можно дополнять сведениями, полученными из уточняющих бесед с детьми. Промежуточные результаты наблюдения нужно тщательно фиксировать, что позволит в итоге получить достоверные результаты. Обобщенные результаты наблюдения по каждому показателю (1-20) следует фиксировать крестиком в соответствии со степенью развитости того или иного качества у испытуемого. Высшая степень развитости качества отмечается семью баллами, низшая — одним баллом. Схема наблюдения
Примечание: по каждому из показателей 1- 5 сумма баллов может колебаться от 4 до 28. ЛИТЕРАТУРА 1. Айдарова Л. И. Психологические проблемы обучения младших школьников русскому языку. — М., 1978. 2. Амонашвили Ш. А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. — М., 1984. 3. Амонашвили Ш. А. Как живете, дети? — М., 1986. 4. Амонашвили Ш. А. Единство цели. — М., 1987. 5. Анкудинова Н. Е. О развитии самостоятельности у детей // Хрестоматия по детской психологии. Под ред. Г. А. Урунтаевой. — М., 1997. 6. Ануфриев А. Ф., Костромина С. Н. Как преодолеть трудности в обучении? — М., 1997. 7. Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирования личности. — М., 1976. 8. Астапов В. М., Герасимов Ф. М. Психологическое обследование детей с нарушениями развития. — М., 1993. 9. Безруких М. М. Если ваш ребенок левша. — М., 1994. 10. Белкин А. С. Ситуация успеха. Как ее создать. — М., 1991. И. Белова Е. Ребенок идет в первый класс // Дошкольное воспитание. — 1995, № 8. 12. Березовин Н. А., Коломенский Я. Л. Учитель и детский коллектив. — Минск, 1980. 13. Битянова М. Р., Азарова Т. В., Афонасъева Е. М., Васильева И. Л. Работа психолога в начальной школе. — М., Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|