Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Особенности взаимоотношений младшего школьника в классном коллективе 5 страница




• Положение ученика в системе межличностных от­ношений складывается в 1-2 классах (отметьте правиль­ные суждения):

а) является устойчивым на протяжении последующих лет обучения; да нет
б) может легко изменяться; да нет
в) оказывает влияние на психическое развитие ученика; да нет
г) оказывает влияние на отношение ученика к группе; да нет
д) оказывает влияние на отношение к школе; да нет
е) оказывает влияние на социальное развитие ученика; да нет
ж) зависит от отношения родителей к классу; да нет
з) зависит от желаний самого ученика. да нет

 

ОТВЕТЫ НА ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ


 


1.6.

2.6.

LI а, в, д, е, ж.

LII 6, в, г, д.

LIII в.

LIV познавательных.

LVсверстниками и учителями.

LVI оценки, отметки.

LVII произвольное.

LVIII потребностям.

LIX «уход от деятельности», «хроническая неуспеваемость», развитие ребенка

по «игровому типу»,

негативистская

демонстративность.

LX а, б, г, в.

LXI а, в, д.

LXII в, д, а, б, г.

LXIII 1) а, б, г, д; 2) 6.

LXIV а, г.

17.1) 2-3 объекта; 2) слабая; 3)трудовое;4)слабая.

• а, в, г, е, ж.

• 1) в; 2) г; 3) а; 4) 6.

• 1) а, г; 2) б, в, д.

• 6, в, г, е.

• 1) а; 6) в, д, ж; 2) г, е.

• б, в, г.

• в, б, а.

• а, в, д.

• 1) а, г, д, з; 2) б, в, е, ж, и, к.

• 1) д, ж; 2) а, б, в; 3) г, е, к.

• 1) а, в, е; 2) б, г, д, ж, з, е.

• 1) а, в; 2) б, г.

• 1) а, в, г; 2) б, д, е, ж.

• а) да; б) нет; в) да; г) да;

е) да; ж) да; з)да.


СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

Адаптация — приспособление, привыкание организма к новым условиям.

Адекватный — равный, вполне соответствующий, тож­дественный.

Анализ — расчленение целого на части и выделение этих частей.

Аффект — сильное, бурно протекающее эмоциональное напряжение.

Ведущая деятельность — деятельность, определяющая характер психологического развития на том или ином этапе и закладывающая основу для будущего возрастного периода развития.

Виртуальный — возможный, который может или должен проявиться.

Внимание — направленность психической деятельности на объект, сосредоточенность на нем.

Возрастная группа — одна из разновидностей условной большой группы людей, объединенных по признаку возрас­та. В соответствии с возрастной периодизацией выделяется и группа младших школьников.

Возрастные особенности — специфические свойства личности индивида, его психики, закономерно изменяющие­ся в процессе смены возрастных стадий развития.

Воля — социальное и целенаправленное регулирование че­ловеком своей деятельности.

Воображение — психический процесс создания новых наглядных образов на основе имеющихся представлений.

Восприятие — целенаправленное отражение предметов, событий, возникающее при непосредственном воздействии раздражителя на рецептурные поверхности органов чувств.

Готовность к школьному обучению — желание и осозна­ние необходимости учиться, возникающее в результате со­циального созревания ребенка.

Деятельность — активное отношение к окружающей действительности, выражающееся в воздействии на нее. Де­ятельность складывается из действий.

Дифференциация — разделение, расчленение целого на многообразные и различные формы и ступени.

Задача (проблема) — цель деятельности, данная в опре­деленных условиях и требующая для своего достижения ис­пользования адекватных этим условиям средств.

Иерархия мотивов — система побудительных сил пове­дения, в которой менее значимые побуждения подчинены более значимым.

Импульсивный — склонный действовать под влиянием первого побуждения (импульса).

Интеллектуальные чувства — чувства, вызываемые мыс­лительной деятельностью (любознательность, уверенность, сомнения).

Интерес — вид мотивов. Форма проявления познаватель­ной потребности человека.

Иррадиация — особенность нервного процесса распро­страняться из места своего возникновения на другие нерв­ные элементы.

Конфликт — столкновение противоположно направлен­ных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимодей­ствиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с острыми отрицательными эмоци­ональными переэ/сиваниями.

Кризисы возрастные — условное обозначение более или менее выраженных состояний конфликтности, возникаю­щих во время перехода от одного периода возрастного раз­вития к другому.

Моделирование — исследование психических процессов и состояний при помощи их реальных (физических) или идеальных моделей.

7 Психология младшего школьника

Моральные (нравственные) чувства — в высшие чувства, переживания, связанные с отношением человека к другим людям, к обществу и своим общественным обязанностям.

Мотив — побуждение к деятельности, связанное с удо­влетворением определенной потребности.

Мышление — психический процесс обобщенного, опосре­дованного, абстрактного отражения объективной действи­тельности.

Навык — автоматизированный способ выполнения дей­ствия.

Ориентировочное действие — действие, н оправленное на обследование предметов с целью получения информации.

Отметка — условное выражение оценки знаний, умений и навыков учащихся в баллах.

Память — запечатление, сохранение и последующее вос­произведение индивидом собственного опыта.

Позиция социальная — 1) место, полоэ/сение индивида или группы в системе отношений в обществе, определяемое по ряду специфических признаков и реглгаментирующее стиль поведения; 2) взгляды, представление, установки и диспозиции личности относительно условий собственной жизнедеятельности, реализуемые и отстаиваемые ею в ре­ферентных группах.

Понятие — основное средство человеческ ого мышления, отражение общих и существенных свойств предметов и яв­лений действительности.

Потребность — состояние индивида, создаваемое испы­тываемой им нуждой в объектах, необходимых для его су­ществования и развития, и выступающее источником его активности.

Представление — чувственно-наглядный образ предме­тов и явлений действительности, воздействовавших на ор­ганы чувств в прошлом.

Реактивность — способность давать реакщии.

Рефлексия — способность осознавать свои особенности, осознавать, как эти особенности воспринимаются други­ми, и строить свое поведение с учетом возможных реакций окружающих.

Рецептор — периферическая специализированная часть анализатора, которая воспринимает раздражение.

Роль — социальная функция личности; соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличност­ных отношений.

Самоконтроль — осознание и оценка субъектом собствен­ных действии, психологических процессов и состояний.

Самооценка — оценка личностью самого себя, своих воз­можностей, качеств и места среди других людей.

Самосознание — оценка человеком своих потребностей, мотивов, влечений, способностей и личностных качеств.

Самоутверждение— стремление к реализации собствен­ных притязаний на признание и вызванное этим стремлени­ем поведение.

Синтез — процесс практического или мысленного вос­соединения частей целого.

Системный анализ — методический подход к анализу яв­ления, когда оно рассматривается как система, не сводимая лишь к сумме своих элементов, обладающая структурой.

Социальная ситуация развития — специфическая для каждого возрастного периода система отношений субъекта в социальной действительности, отраженная в его пережи­ваниях и реализуемая им в совместной деятельности с дру­гими людьми.

Статус — положение субъекта в системе межличност­ных отногиений, определяющее его права, обязанности и привилегии.

Тревожность — склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом; возникнове­ния реакции тревоги.

Умение — освоенный субъектом способ выполнения дей­ствия на основе приобретенных знаний и навыков.

Умственные действия — действия человека, выполняе­мые во внутреннем плане сознания, без опоры на внешние средства, в том числе на слышимую речь.

Учебная деятельность — ведущий вид деятельности де­тей младшего школьного возраста, систематическое и целе­направленное усвоение знаний, способов действий и разви­тия самого ученика.

Учебная задача — задача, требующая от школьников:

♦ анализа ее условий с целыо обнаружения в них некото­рого общего отношения, имеющего закономерную связь с различными его проявлениями; 2) выведения на основе аб­стракции и обобщения некоторых частных отношений и их объединения (синтеза) в целостный объект; 3) овладения об­щим способом мысленного построения изучаемого объекта.

Характер — индивидуально-своеобразное сочетание су­щественных свойств личности, проявляющихся в поступках и выражающих отношение человека к действительности.

Цель — 1) объект, на который направлены действия;

♦ предвосхищение результата действия.

Чувства — одна из основных форм переживания чело­веком своего отношения к предметам и явлениям действи­тельности, характеризующаяся относительной устойчиво­стью.

Эмоции — формы непосредственного переживания (удо­вольствия, радости, страха и т. д.), значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности.

Эмпатия — постижение эмоционального сочетания, про­никновение и чувствование в переживание другого человека.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1. ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ ПРИЧИН ТРУДНОСТЕЙ В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (ПО С. В. ВАХРУШЕВУ)

Таблица 1. Основная трудность: ребенок плохо учится (неуспеваемость)

Д

ети с трудом усваивают программу по основным предметам на протяжении длительного периода. 11 ри этом возникают сомнения, что ребенок сможет учиться хорошо, даже если захочет.

Трудности в обу­чении (причины трудностей обо­значены цифрами в соответствии с колонкой 2) Наиболее веро­ятные психологи­ческие причины (предваритель­ный Диагноз) Общие рекомендации
     
Не выполняет са­мостоятельные за­дания или делает их немного хуже, чем обычное спи­сывание с доски или с учебника. •. Безразличен к отметкам и к про­исходящему на уроке,отвлекается по малейшему по­воду. •. 1. Нарушения учебной мотива­ции. Поддерживать преоб­ладание положительных эмоций в учебной дея­тельности. Ориентировать ребенка на учебные ценности че­рез ненавязчивое вовле­чение его в сферу инте­ресов значимого для него человека.

 

     
Неуправляем, неусидчив, мешает проведению урока. 1,2, 5, 6... На вопросы учи­теля отвечает «не знаю» или вообще молчит. 3, 4, 5, 6 2. Развитие ре­бенка по «игрово­му типу». Смотрите диагностиче­скую табл. 7.
3. Повышенная тревожность. Поддерживать доброже­лательные взаимоотно­шения. Найти и обеспечить сферу успеха. Щадящий оценочный ре­жим в сферах неуспеха. Снизить значимость сфер неуспеха и т. п.
4. Развитие по типу «хронической неуспешности». См. диагностическую табл. 5.
Отвечает неуве­ренно, при вызове к доске теряется, при этом обычные (не контрольные) письменные ра­боты выполняет хорошо. 3,4,5 5. Нарушение от­ношений с учите­лем. Осознать причины напря­женности в отношениях с учеником (неопрятность ребенка, антипатия по отношению к его родите­лям...). Попытаться понять его проблемы и, если не в си­лах помочь, то постарать­ся не усугублять их и т. п.
6. Задержка в психическом развитии (ЗПР). Для подтверж­дения диагноза требуется заклю­чение медико­педагогической комиссии. Желательно обучение в классе выравнивания: Игровые формы обучения, репетиторство. Стимуляция познаватель­ной активности через обо­гащение связей ребенка с окружающим миром. Обязательна консульта­ция со специалистами с целью определения мето­дов спец. коррекции и.т. п.
  Другие причины, вызывающие неу­спеваемость  

Таблица 2. Основная трудность: ребенок ленится

Дети, которые, по мнению учителя, учатся ниже своих способностей.

Трудности в обуче­нии (причины труд­ностей обозначены цифрами в соответ­ствии с колонкой 2) Наиболее веро­ятные психологи­ческие причины (предваритель­ный диагноз) Общие рекомендации
     
Равнодушие ко исему, на уроке ску­чает, очень редко нключается в ра­боту. 1,3 Не хочет стараться, хотя может учиться лучше, под различ­ными предлогами 1. Нарушение учебной мотива­ции. Поддерживать преоб­ладание положительных эмоций в учебной дея­тельности. Ориентировать ребенка на учебные ценности через ненавязчивое во­влечение его в сферу интересов значимого для него человека и т. д.
(не успел, забыл, не могу и т. п.) не вы­полняет задания. 1,2,3... 2. Повышенная тревожность. Поддерживать доброже­лательные взаимоотно­шения. Найти и обеспечить сфе­ру успеха. Щадящий оценочный ре­жим в сфере неуспеха. Снизить значимость сфер неуспеха и т. п.
* 3. Нарушение от­ношений с учите­лем. Осознать основную причину вашей неприяз­ни к ученику (его неопрятность, напряженность в отношениях с его родителями и др.). Попытаться понять его проблемы, и если не в силах помочь, то хотя бы не усугублять их и т. п.

 

     
Утомленный вид, сонливость или, наоборот, чрезмер­ная возбудимость к концу занятий. 1,4... Делает все очень медленно, как бы нехотя. 1,2, 5 4. Сниженная энергетика(тре­буется заключе­ние психоневро­лога). Щадящее обучение (давать возможность отдыхать и доделывать задание дома и после уроков,если не успел на уроке и т. п.). Приучать к умению эф­фективно восстанавли­вать силы и следить за своей работоспособно­стью и т. п.
5. Общая замед­ленность темпа деятельности. Не осуждать за медли­тельность. По возможности снизить объем заданий, оцени­вать прежде всего за ка­чество, а не за объем вы­полненной работы и т. п.
Другие причины, вызывающие жа­лобы на лень.  

 

Таблица 3. Основная трудность: ребенок рассеян

Дети проявляют высокую учебную активность, но учатся неэффективно, так как результат активности низкий.

Трудности в обуче­нии (причины труд­ностей обозначены цифрами в соответ­ствии с колонкой 2) Наиболее вероятные психологические причины (предвари­тельный диагноз) Общие рекомендации
Торопится, отвечает не подумав; ста­рается сделать хо­рошо, но либо что- нибудь забывает, либо делает не то, что задает учитель; неаккуратные запи­си в тетрадях, бес­порядок на столе и в портфеле. 1,4... 1. Несформирован- ность организации деятельности. Формирование навы­ков самоконтроля. Отработка навыков планирования и т. п.
2. Повышенная тре­вожность. Поддерживать добро­желательные взаимо­отношения. Найти и обеспечить сферу успеха. Щадящий оценочный режим.
Невнимательность, часами сидит за уроками, все время о чем-то мечтает, иногда не может от­ветить, хотя дома учил. 1,2, 3...   Снизить значимость сфер неуспеха и т. п.
3. Развитие по типу «уход от деятельно­сти». См. диагностическую табл. 6.
4. Повышенная энер­гетика. Меры по организа­ции самоконтроля и умению планировать свои действия. Приучать вниматель­но относиться к ин­струкциям учителя. Ненавязчивый кон­троль исполнительно­сти и т. п.
Другие причины, вы­зывающие жалобы на рассеянность.  

 

Таблица 4. Основная трудность: ребенок неуправляемый Дети, не способные или же не желающие выполнять об­щие правила поведения в школе. Жалобы учителей и роди­телей связаны не столько со сферой учения, сколько с по­ведением.
Трудности в обучении(при­чины трудностей обозначены цифрами в со­ответствии с колонкой 2) Наиболее вероятные психологиче­ские причины (предвари­тельный диа­гноз) Общие рекомендации
Не реагирует на замечания, ме­шает проводить уроки, паяснича­ет, эмоциональ­но неустойчив. 1, 2,3 Чрезмерная подвижность, суетливость, легкая возбуди­мость. Неусидчивость, болтливость, но при этом учеба дается хорошо. 1,4 1. Избало­ванность. Установить тесный контакт с ро­дителями ребенка. Без совмест­ной работы с ними коррекция будет малоэффективна.
2. Развитие по «игрово­му» типу. См. диагностич. табл. 8
3. Разви­тие по типу «негативи- стичная де­монстратив­ность». См. диагностич. табл. 7
4. Повышен­ная энерге­тика. Меры по организации самокон­троля и умению планировать свои действия.
    Направление энергии ребенка в социально приемлемое русло. Ненавязчивый контроль испол­нительности (приучать доводить начатое дело до конца) и т. п.
5. Двигатель­ная растор- моженность (требуется заключение психоневро­лога). Спокойный стиль взаимоотноше­ний. Порекомендовать родителям проконсультироваться у специа­листов (эндокринолог, психиатр). Учитывая стереотипы в восприя­тии подобных советов, сделать это нужно как можно деликатнее.

Таблица 5. Развитие ребенка по типу: «хроническая неуспеваемость» I лавная черта: постоянный страх ошибиться, сделать что- н> иг так. Дети нерешительны, пассивны, очень болезненно переживают строгие замечания и отрицательные отметки, которые еще больше дезориентируют их учебную деятель­ность, и, таким образом, неудачи становятся хроническими.
Трудности в обу­чении Наиболее вероятные психологические при­чины (предваритель­ный диагноз) Общие рекоменда­ции
Учил, но не может хорошо ответить. Сильно теряется у доски или во­обще молчит, при отом письменные работы выполняет хорошо. Контрольные пи­шет значительно хуже, чем обычные работы. После неудачного ответа долго не может включиться в работу ит. д. Основная: личностная тревожность. Факторы, поддержива­ющие или увеличиваю­щие тревожность: 10. нарушение отноше­ний с учителем; 11. завышенные ожида­ния взрослых; 12. первичные труд­ности с освоением школьной программы, например, в результате низкого объема крат­ковременной памяти, слабого слуха или зре­ния, логопатических нарушений, слабого развития мелкой мото­рики и т. д. Поддерживать до­брожелательные от­ношения. Найти и обеспечить сферу успеха. Щадящий оценоч­ный режим в сферах неуспеха. Снизить значимость сфер неуспеха. Одновременно про­водить работу по нейтрализации фак­торов, поддерживаю­щих тревожность. В случае необходи­мости проконсульти­роваться с психоло­гом или логопедом.

 

Таблица 6. Развитие ребенка по типу: «уход от деятельности» Главная черты: склонность к фантазированию. Часто та­кие дети «витают в облаках» во время урока, особенно после ситуации неуспеха. Стремятся завладеть вниманием учите­ля, например, ведут разговоры на «взрослые» темы, задают вопросы ради вопросов, делают какие-то подарки, хвастают, читают во время уроков взрослые книги.
Трудности в обу­чении Наиболее веро­ятные психологи­ческие причины (предварительный диагноз) Общие рекомендации
Нестабильность успехов в учебе. Мечтает на уроках. Невнимателен. Лень (может учить­ся, но не хочет). Что-нибудь читает или рисует вместо того, чтобы уча­ствовать в работе класса. Обманывает. Основная — неудо­влетворенная потребность во внимании, соче­тающаяся с легкой тревожностью. Дополнительная — потеря учебной мотивации(преоб­ладание мотива из­бежания неудачи). Помочь ребенку найти сферу успешности, где бы он мог стабильно утверждаться и получить признание взрослых(за­нятия живописью,спор­том и т. п.). Включить работу во­ображения в реальную деятельность(сочине­ния на свободные темы, участие в работе твор­ческих студий и др.). Помочь утвердиться в учебе. Поощрять за успехи в содержатель­ном плане (активность на уроке, изучение мате­риала сверх заданного, за содержательные, а не пустые вопросы и т. п.).

 

Таблица 7. Развитие ребенка по «игровому типу» С первых дней наблюдается безответственное отношение к учебе: игра школьными принадлежностями, ребенок мо­жет не захотеть выполнять задание учителя, не переживает своих неуспехов, может быть капризным и неуправляемым. При этом по интеллектуальному уровню может быть готов к решению предлагаемых задач.
Трудности в обучении Наиболее веро­ятные психологи­ческие причины (предварительный диагноз) Общие рекомендации
Неуправляемость; требуют к себе по­стоянного внимания из-за беспечного по­ведения и неспособ­ности подчиняться школьным требова­ниям. Не замечают своих ошибок, повторяют их после замечаний учителя. Безразличны к от­меткам. Неуспеваемость по многим предметам и др. Основная — отсут­ствие произволь­ности в регуляции поведения, ве­дущее к неготов­ности принятия на себя роли школь­ника. Дополнительная — задержка психиче­ского развития. Попытка совладать с таким ребенком строгостью, наказани­ем — заранее обрече­на на провал. Единственное сред­ство — всеми спосо­бами поддерживать у ребенка непосред­ственный интерес к происходящему в классе: групповые формы работы, игро­вые методы обучения, большое количество наглядности, больше эмоциональности при объяснении и т. д. Если наряду с игро­вым поведением ребенок не ориенти­руется в очередных понятиях, то с ним следует заниматься индивидуально с це­лью выравнивания по­знавательной сферы.

 

Таблица 8. Развитие ребенка по типу: «негативистическая де­монстративность» Главная черта этих детей — высокая потребность быть в центре внимания. Если такой ребенок не обладает выдаю­щимися способностями, его демонстративность реализует­ся в сознательном привлечении к себе внимания. Поведение ребенка соответствует классическому описанию классного «шута».
Трудности в обу­чении Наиболее веро­ятные психологи­ческие причины (предваритель­ный диагноз) Общие рекомендации
Неуправляемость. Не понимает ни по-хорошему, ни по-плохому. Сознательно на­рушает школьные нормы поведения (делает все назло). Может хорошо учиться,но при­вык утверждаться в плохом. Неудовлетворен­ная потребность во внимании, сочетающаяся с резкой демон­стративностью. Уделять ребенку внимание не тогда, когда он плохой, а когда он хороший (неза­метный). Истинным нака­занием для него является только лишение внимания. Поэтому в случае «фоку­сов» все замечания свести к минимуму. А главное, к минимуму свести эмоцио­нальность реакций. Найти сферу реализации демонстративности. Лучше всего для таких детей заня­тия в театральных студиях. Помнить, что первое вре­мя смена привычного антисоциального способа привлечения внимания на социально приемлемые способы будет сопрово­ждаться взрывом негати­визма. Быть особенно тер­пеливым, чтобы вести себя в соответствии с первой рекомендацией.

 


шяшшвяшшш

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. КАК ДОГОВОРИТЬСЯ С ДЕТЬМИ О НОРМАХ СОТРУДНИЧЕСТВА1

Л

учше не устанавливать правил «сверху», а договари­ваться о них с детьми.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных