Главная
Популярная публикация
Научная публикация
Случайная публикация
Обратная связь
ТОР 5 статей:
Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия
Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века
Ценовые и неценовые факторы
Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка
Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы
КАТЕГОРИИ:
|
Особенности взаимоотношений младшего школьника в классном коллективе 5 страница
• Положение ученика в системе межличностных отношений складывается в 1-2 классах (отметьте правильные суждения):
а) является устойчивым на протяжении последующих лет обучения;
| да
| нет
| б) может легко изменяться;
| да
| нет
| в) оказывает влияние на психическое развитие ученика;
| да
| нет
| г) оказывает влияние на отношение ученика к группе;
| да
| нет
| д) оказывает влияние на отношение к школе;
| да
| нет
| е) оказывает влияние на социальное развитие ученика;
| да
| нет
| ж) зависит от отношения родителей к классу;
| да
| нет
| з) зависит от желаний самого ученика.
| да
| нет
|
ОТВЕТЫ НА ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
1.6.
2.6.
LI а, в, д, е, ж.
LII 6, в, г, д.
LIII в.
LIV познавательных.
LVсверстниками и учителями.
LVI оценки, отметки.
LVII произвольное.
LVIII потребностям.
LIX «уход от деятельности», «хроническая неуспеваемость», развитие ребенка
по «игровому типу»,
негативистская
демонстративность.
LX а, б, г, в.
LXI а, в, д.
LXII в, д, а, б, г.
LXIII 1) а, б, г, д; 2) 6.
LXIV а, г.
17.1) 2-3 объекта; 2) слабая; 3)трудовое;4)слабая.
• а, в, г, е, ж.
• 1) в; 2) г; 3) а; 4) 6.
• 1) а, г; 2) б, в, д.
• 6, в, г, е.
• 1) а; 6) в, д, ж; 2) г, е.
• б, в, г.
• в, б, а.
• а, в, д.
• 1) а, г, д, з; 2) б, в, е, ж, и, к.
• 1) д, ж; 2) а, б, в; 3) г, е, к.
• 1) а, в, е; 2) б, г, д, ж, з, е.
• 1) а, в; 2) б, г.
• 1) а, в, г; 2) б, д, е, ж.
• а) да; б) нет; в) да; г) да;
е) да; ж) да; з)да.
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ
Адаптация — приспособление, привыкание организма к новым условиям.
Адекватный — равный, вполне соответствующий, тождественный.
Анализ — расчленение целого на части и выделение этих частей.
Аффект — сильное, бурно протекающее эмоциональное напряжение.
Ведущая деятельность — деятельность, определяющая характер психологического развития на том или ином этапе и закладывающая основу для будущего возрастного периода развития.
Виртуальный — возможный, который может или должен проявиться.
Внимание — направленность психической деятельности на объект, сосредоточенность на нем.
Возрастная группа — одна из разновидностей условной большой группы людей, объединенных по признаку возраста. В соответствии с возрастной периодизацией выделяется и группа младших школьников.
Возрастные особенности — специфические свойства личности индивида, его психики, закономерно изменяющиеся в процессе смены возрастных стадий развития.
Воля — социальное и целенаправленное регулирование человеком своей деятельности.
Воображение — психический процесс создания новых наглядных образов на основе имеющихся представлений.
Восприятие — целенаправленное отражение предметов, событий, возникающее при непосредственном воздействии раздражителя на рецептурные поверхности органов чувств.
Готовность к школьному обучению — желание и осознание необходимости учиться, возникающее в результате социального созревания ребенка.
Деятельность — активное отношение к окружающей действительности, выражающееся в воздействии на нее. Деятельность складывается из действий.
Дифференциация — разделение, расчленение целого на многообразные и различные формы и ступени.
Задача (проблема) — цель деятельности, данная в определенных условиях и требующая для своего достижения использования адекватных этим условиям средств.
Иерархия мотивов — система побудительных сил поведения, в которой менее значимые побуждения подчинены более значимым.
Импульсивный — склонный действовать под влиянием первого побуждения (импульса).
Интеллектуальные чувства — чувства, вызываемые мыслительной деятельностью (любознательность, уверенность, сомнения).
Интерес — вид мотивов. Форма проявления познавательной потребности человека.
Иррадиация — особенность нервного процесса распространяться из места своего возникновения на другие нервные элементы.
Конфликт — столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с острыми отрицательными эмоциональными переэ/сиваниями.
Кризисы возрастные — условное обозначение более или менее выраженных состояний конфликтности, возникающих во время перехода от одного периода возрастного развития к другому.
Моделирование — исследование психических процессов и состояний при помощи их реальных (физических) или идеальных моделей.
7 Психология младшего школьника
Моральные (нравственные) чувства — в высшие чувства, переживания, связанные с отношением человека к другим людям, к обществу и своим общественным обязанностям.
Мотив — побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением определенной потребности.
Мышление — психический процесс обобщенного, опосредованного, абстрактного отражения объективной действительности.
Навык — автоматизированный способ выполнения действия.
Ориентировочное действие — действие, н оправленное на обследование предметов с целью получения информации.
Отметка — условное выражение оценки знаний, умений и навыков учащихся в баллах.
Память — запечатление, сохранение и последующее воспроизведение индивидом собственного опыта.
Позиция социальная — 1) место, полоэ/сение индивида или группы в системе отношений в обществе, определяемое по ряду специфических признаков и реглгаментирующее стиль поведения; 2) взгляды, представление, установки и диспозиции личности относительно условий собственной жизнедеятельности, реализуемые и отстаиваемые ею в референтных группах.
Понятие — основное средство человеческ ого мышления, отражение общих и существенных свойств предметов и явлений действительности.
Потребность — состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития, и выступающее источником его активности.
Представление — чувственно-наглядный образ предметов и явлений действительности, воздействовавших на органы чувств в прошлом.
Реактивность — способность давать реакщии.
Рефлексия — способность осознавать свои особенности, осознавать, как эти особенности воспринимаются другими, и строить свое поведение с учетом возможных реакций окружающих.
Рецептор — периферическая специализированная часть анализатора, которая воспринимает раздражение.
Роль — социальная функция личности; соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений.
Самоконтроль — осознание и оценка субъектом собственных действии, психологических процессов и состояний.
Самооценка — оценка личностью самого себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.
Самосознание — оценка человеком своих потребностей, мотивов, влечений, способностей и личностных качеств.
Самоутверждение— стремление к реализации собственных притязаний на признание и вызванное этим стремлением поведение.
Синтез — процесс практического или мысленного воссоединения частей целого.
Системный анализ — методический подход к анализу явления, когда оно рассматривается как система, не сводимая лишь к сумме своих элементов, обладающая структурой.
Социальная ситуация развития — специфическая для каждого возрастного периода система отношений субъекта в социальной действительности, отраженная в его переживаниях и реализуемая им в совместной деятельности с другими людьми.
Статус — положение субъекта в системе межличностных отногиений, определяющее его права, обязанности и привилегии.
Тревожность — склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом; возникновения реакции тревоги.
Умение — освоенный субъектом способ выполнения действия на основе приобретенных знаний и навыков.
Умственные действия — действия человека, выполняемые во внутреннем плане сознания, без опоры на внешние средства, в том числе на слышимую речь.
Учебная деятельность — ведущий вид деятельности детей младшего школьного возраста, систематическое и целенаправленное усвоение знаний, способов действий и развития самого ученика.
Учебная задача — задача, требующая от школьников:
♦ анализа ее условий с целыо обнаружения в них некоторого общего отношения, имеющего закономерную связь с различными его проявлениями; 2) выведения на основе абстракции и обобщения некоторых частных отношений и их объединения (синтеза) в целостный объект; 3) овладения общим способом мысленного построения изучаемого объекта.
Характер — индивидуально-своеобразное сочетание существенных свойств личности, проявляющихся в поступках и выражающих отношение человека к действительности.
Цель — 1) объект, на который направлены действия;
♦ предвосхищение результата действия.
Чувства — одна из основных форм переживания человеком своего отношения к предметам и явлениям действительности, характеризующаяся относительной устойчивостью.
Эмоции — формы непосредственного переживания (удовольствия, радости, страха и т. д.), значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности.
Эмпатия — постижение эмоционального сочетания, проникновение и чувствование в переживание другого человека.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ ПРИЧИН ТРУДНОСТЕЙ В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (ПО С. В. ВАХРУШЕВУ)
Таблица 1. Основная трудность: ребенок плохо учится (неуспеваемость)
ети с трудом усваивают программу по основным предметам на протяжении длительного периода. 11 ри этом возникают сомнения, что ребенок сможет учиться хорошо, даже если захочет.
Трудности в обучении (причины трудностей обозначены цифрами в соответствии с колонкой 2)
| Наиболее вероятные психологические причины (предварительный Диагноз)
| Общие рекомендации
|
|
|
| Не выполняет самостоятельные задания или делает их немного хуже, чем обычное списывание с доски или с учебника.
•.
Безразличен к отметкам и к происходящему на уроке,отвлекается по малейшему поводу.
•.
| 1. Нарушения учебной мотивации.
| Поддерживать преобладание положительных эмоций в учебной деятельности.
Ориентировать ребенка на учебные ценности через ненавязчивое вовлечение его в сферу интересов значимого для него человека.
|
|
|
| Неуправляем, неусидчив, мешает проведению урока. 1,2, 5, 6...
На вопросы учителя отвечает «не знаю» или вообще молчит.
3, 4, 5, 6
| 2. Развитие ребенка по «игровому типу».
| Смотрите диагностическую табл. 7.
| 3. Повышенная тревожность.
| Поддерживать доброжелательные взаимоотношения.
Найти и обеспечить сферу успеха.
Щадящий оценочный режим в сферах неуспеха. Снизить значимость сфер неуспеха и т. п.
| 4. Развитие по типу «хронической неуспешности».
| См. диагностическую табл. 5.
| Отвечает неуверенно, при вызове к доске теряется, при этом обычные (не контрольные) письменные работы выполняет хорошо.
3,4,5
| 5. Нарушение отношений с учителем.
| Осознать причины напряженности в отношениях с учеником (неопрятность ребенка, антипатия по отношению к его родителям...).
Попытаться понять его проблемы и, если не в силах помочь, то постараться не усугублять их и т. п.
| 6. Задержка в психическом развитии (ЗПР). Для подтверждения диагноза требуется заключение медикопедагогической комиссии.
| Желательно обучение в классе выравнивания: Игровые формы обучения, репетиторство. Стимуляция познавательной активности через обогащение связей ребенка с окружающим миром. Обязательна консультация со специалистами с целью определения методов спец. коррекции и.т. п.
|
| Другие причины, вызывающие неуспеваемость
|
|
Таблица 2. Основная трудность: ребенок ленится
Дети, которые, по мнению учителя, учатся ниже своих способностей.
Трудности в обучении (причины трудностей обозначены цифрами в соответствии с колонкой 2)
| Наиболее вероятные психологические причины (предварительный диагноз)
| Общие рекомендации
|
|
|
| Равнодушие ко исему, на уроке скучает, очень редко нключается в работу.
1,3
Не хочет стараться, хотя может учиться лучше, под различными предлогами
| 1. Нарушение учебной мотивации.
| Поддерживать преобладание положительных эмоций в учебной деятельности.
Ориентировать ребенка на учебные ценности через ненавязчивое вовлечение его в сферу интересов значимого для него человека и т. д.
| (не успел, забыл, не могу и т. п.) не выполняет задания. 1,2,3...
| 2. Повышенная тревожность.
| Поддерживать доброжелательные взаимоотношения.
Найти и обеспечить сферу успеха.
Щадящий оценочный режим в сфере неуспеха. Снизить значимость сфер неуспеха и т. п.
| *
| 3. Нарушение отношений с учителем.
| Осознать основную причину вашей неприязни к ученику (его неопрятность, напряженность в отношениях с его родителями и др.). Попытаться понять его проблемы, и если не в силах помочь, то хотя бы не усугублять их и т. п.
|
|
|
| Утомленный вид, сонливость или, наоборот, чрезмерная возбудимость к концу занятий. 1,4...
Делает все очень медленно, как бы нехотя.
1,2, 5
| 4. Сниженная энергетика(требуется заключение психоневролога).
| Щадящее обучение (давать возможность отдыхать и доделывать задание дома и после уроков,если не успел на уроке и т. п.). Приучать к умению эффективно восстанавливать силы и следить за своей работоспособностью и т. п.
| 5. Общая замедленность темпа деятельности.
| Не осуждать за медлительность.
По возможности снизить объем заданий, оценивать прежде всего за качество, а не за объем выполненной работы и т. п.
| Другие причины, вызывающие жалобы на лень.
|
|
Таблица 3. Основная трудность: ребенок рассеян
Дети проявляют высокую учебную активность, но учатся неэффективно, так как результат активности низкий.
Трудности в обучении (причины трудностей обозначены цифрами в соответствии с колонкой 2)
| Наиболее вероятные психологические причины (предварительный диагноз)
| Общие рекомендации
| Торопится, отвечает не подумав; старается сделать хорошо, но либо что- нибудь забывает, либо делает не то, что задает учитель; неаккуратные записи в тетрадях, беспорядок на столе и в портфеле. 1,4...
| 1. Несформирован- ность организации деятельности.
| Формирование навыков самоконтроля. Отработка навыков планирования и т. п.
| 2. Повышенная тревожность.
| Поддерживать доброжелательные взаимоотношения.
Найти и обеспечить сферу успеха. Щадящий оценочный режим.
| Невнимательность, часами сидит за уроками, все время о чем-то мечтает, иногда не может ответить, хотя дома учил.
1,2, 3...
|
| Снизить значимость сфер неуспеха и т. п.
| 3. Развитие по типу «уход от деятельности».
| См. диагностическую табл. 6.
| 4. Повышенная энергетика.
| Меры по организации самоконтроля и умению планировать свои действия. Приучать внимательно относиться к инструкциям учителя. Ненавязчивый контроль исполнительности и т. п.
| Другие причины, вызывающие жалобы на рассеянность.
|
| |
Таблица 4. Основная трудность: ребенок неуправляемый
Дети, не способные или же не желающие выполнять общие правила поведения в школе. Жалобы учителей и родителей связаны не столько со сферой учения, сколько с поведением.
Трудности в обучении(причины трудностей обозначены цифрами в соответствии с колонкой 2)
| Наиболее вероятные психологические причины (предварительный диагноз)
| Общие рекомендации
| Не реагирует на замечания, мешает проводить уроки, паясничает, эмоционально неустойчив.
1, 2,3
Чрезмерная подвижность, суетливость, легкая возбудимость.
Неусидчивость, болтливость, но при этом учеба дается хорошо. 1,4
| 1. Избалованность.
| Установить тесный контакт с родителями ребенка. Без совместной работы с ними коррекция будет малоэффективна.
| 2. Развитие по «игровому» типу.
| См. диагностич. табл. 8
| 3. Развитие по типу «негативи- стичная демонстративность».
| См. диагностич. табл. 7
| 4. Повышенная энергетика.
| Меры по организации самоконтроля и умению планировать свои действия.
|
|
| Направление энергии ребенка в социально приемлемое русло. Ненавязчивый контроль исполнительности (приучать доводить начатое дело до конца) и т. п.
| 5. Двигательная растор- моженность (требуется заключение психоневролога).
| Спокойный стиль взаимоотношений.
Порекомендовать родителям проконсультироваться у специалистов (эндокринолог, психиатр). Учитывая стереотипы в восприятии подобных советов, сделать это нужно как можно деликатнее.
| | Таблица 5. Развитие ребенка по типу: «хроническая неуспеваемость»
I лавная черта: постоянный страх ошибиться, сделать что- н> иг так. Дети нерешительны, пассивны, очень болезненно переживают строгие замечания и отрицательные отметки, которые еще больше дезориентируют их учебную деятельность, и, таким образом, неудачи становятся хроническими.
Трудности в обучении
| Наиболее вероятные психологические причины (предварительный диагноз)
| Общие рекомендации
| Учил, но не может хорошо ответить. Сильно теряется у доски или вообще молчит, при отом письменные работы выполняет хорошо.
Контрольные пишет значительно хуже, чем обычные работы.
После неудачного ответа долго не может включиться в работу ит. д.
| Основная: личностная тревожность.
Факторы, поддерживающие или увеличивающие тревожность:
10. нарушение отношений с учителем;
11. завышенные ожидания взрослых;
12. первичные трудности с освоением школьной программы, например, в результате низкого объема кратковременной памяти, слабого слуха или зрения, логопатических нарушений, слабого развития мелкой моторики и т. д.
| Поддерживать доброжелательные отношения.
Найти и обеспечить сферу успеха. Щадящий оценочный режим в сферах неуспеха.
Снизить значимость сфер неуспеха. Одновременно проводить работу по нейтрализации факторов, поддерживающих тревожность.
В случае необходимости проконсультироваться с психологом или логопедом.
| |
Таблица 6. Развитие ребенка по типу: «уход от деятельности»
Главная черты: склонность к фантазированию. Часто такие дети «витают в облаках» во время урока, особенно после ситуации неуспеха. Стремятся завладеть вниманием учителя, например, ведут разговоры на «взрослые» темы, задают вопросы ради вопросов, делают какие-то подарки, хвастают, читают во время уроков взрослые книги.
Трудности в обучении
| Наиболее вероятные психологические причины (предварительный диагноз)
| Общие рекомендации
| Нестабильность успехов в учебе. Мечтает на уроках. Невнимателен. Лень (может учиться, но не хочет). Что-нибудь читает или рисует вместо того, чтобы участвовать в работе класса. Обманывает.
| Основная — неудовлетворенная потребность во внимании, сочетающаяся с легкой тревожностью. Дополнительная — потеря учебной мотивации(преобладание мотива избежания неудачи).
| Помочь ребенку найти сферу успешности, где бы он мог стабильно утверждаться и получить признание взрослых(занятия живописью,спортом и т. п.).
Включить работу воображения в реальную деятельность(сочинения на свободные темы, участие в работе творческих студий и др.). Помочь утвердиться в учебе. Поощрять за успехи в содержательном плане (активность на уроке, изучение материала сверх заданного, за содержательные, а не пустые вопросы и т. п.).
| |
Таблица 7. Развитие ребенка по «игровому типу»
С первых дней наблюдается безответственное отношение к учебе: игра школьными принадлежностями, ребенок может не захотеть выполнять задание учителя, не переживает своих неуспехов, может быть капризным и неуправляемым. При этом по интеллектуальному уровню может быть готов к решению предлагаемых задач.
Трудности в обучении
| Наиболее вероятные психологические причины (предварительный диагноз)
| Общие рекомендации
| Неуправляемость; требуют к себе постоянного внимания из-за беспечного поведения и неспособности подчиняться школьным требованиям.
Не замечают своих ошибок, повторяют их после замечаний учителя.
Безразличны к отметкам.
Неуспеваемость по многим предметам и др.
| Основная — отсутствие произвольности в регуляции поведения, ведущее к неготовности принятия на себя роли школьника.
Дополнительная — задержка психического развития.
| Попытка совладать с таким ребенком строгостью, наказанием — заранее обречена на провал. Единственное средство — всеми способами поддерживать у ребенка непосредственный интерес к происходящему в классе: групповые формы работы, игровые методы обучения, большое количество наглядности, больше эмоциональности при объяснении и т. д.
Если наряду с игровым поведением ребенок не ориентируется в очередных понятиях, то с ним следует заниматься индивидуально с целью выравнивания познавательной сферы.
| |
Таблица 8. Развитие ребенка по типу: «негативистическая демонстративность»
Главная черта этих детей — высокая потребность быть в центре внимания. Если такой ребенок не обладает выдающимися способностями, его демонстративность реализуется в сознательном привлечении к себе внимания. Поведение ребенка соответствует классическому описанию классного «шута».
Трудности в обучении
| Наиболее вероятные психологические причины (предварительный диагноз)
| Общие рекомендации
| Неуправляемость. Не понимает ни по-хорошему, ни по-плохому. Сознательно нарушает школьные нормы поведения (делает все назло).
Может хорошо учиться,но привык утверждаться в плохом.
| Неудовлетворенная потребность во внимании, сочетающаяся с резкой демонстративностью.
| Уделять ребенку внимание не тогда, когда он плохой, а когда он хороший (незаметный). Истинным наказанием для него является только лишение внимания. Поэтому в случае «фокусов» все замечания свести к минимуму. А главное, к минимуму свести эмоциональность реакций.
Найти сферу реализации демонстративности. Лучше всего для таких детей занятия в театральных студиях. Помнить, что первое время смена привычного антисоциального способа привлечения внимания на социально приемлемые способы будет сопровождаться взрывом негативизма. Быть особенно терпеливым, чтобы вести себя в соответствии с первой рекомендацией.
| |
шяшшвяшшш
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. КАК ДОГОВОРИТЬСЯ С ДЕТЬМИ О НОРМАХ СОТРУДНИЧЕСТВА1
учше не устанавливать правил «сверху», а договариваться о них с детьми.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|