ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Особенности взаимоотношений младшего школьника в классном коллективе 1 страница
Взаимоотношения в классе в начале обучения во многом определяются учителем через организацию учебно- воспитательной работы детей. Учитель оценивает успехи, неудачи в учебе школьника, его нравственные качества в различных жизненных ситуациях, а сверстники воспринимают это как основные характеристики личностных качеств товарищей. Возникает желание подражать хорошему поведению товарищей и порицать плохое. Эмоциональные связи и отношения начинают подкрепляться нравственными оценками поведения каждого ребенка. В 3-4-м классах личность учителя становится несколько менее значимой, а контакты с одноклассниками более тесными. Личные взаимоотношения являются основой тесных группировок (малых групп). Количество учащихся в таких группировках постепенно увеличивается: от 2-3 в 1-х классах до 5-6 человек в 4-х. И если вначале внешние факторы (например, дети сидят рядом) служили причиной объединения детей, то позже их объединяет общность интересов, нравственных качеств. Учебная, общественная деятельность формирует коллектив, сплачивает его общими целями, интересами. Положение же ученика в группе, его статус может быть разным: благоприятным и неблагоприятным. В первом случае школьник с желанием идет в школу, он активен в учебной и общественной работе и положительно относится к коллективу. Во втором — возникает неудовлетворенность ученика своим положением, его нравственное развитие тормозится. Первоклассники оценивают своих сверстников по тем качествам, которые легко проявляются внешне, а также по тем, на которые чаще всего обращает внимание учитель (схема 47). К 3-4 классу в коллективе происходит перестройка как самих межличностных отношений, так и их осознания. Так, ученик, занимая в классе неудовлетворительное положение, может считать его вполне приемлемым. Особенно если есть хотя бы одна взаимная привязанность к кому-либо. В 10 лет дети значительно острее переживают замечания, сделанные им в присутствии сверстников.
Итак, общение в младшем школьном возрасте определяется сложившейся системой общения в детском саду и в семье (схема 48). Л. И. Божович подчеркивала, что в психическом развитии ребенка определяющим является не только характер его ведущей деятельности, но и характер той системы взаимоотношений с окружающими его людьми, в которую он вступает на разных этапах своего развития. Поэтому общение младшего школьника, подростка и старшего школьника со сверстниками и взрослыми необходимо для личностного развития. Общение со сверстником — необходимое условие психического и личностного развития ребенка на всех этапах онтогенеза, но оно выполняет свою функцию только тогда, когда у ребенка одновременно есть общение с умным, доброжелательным и нравственным, воспитанным взрослым. Именно в таком общении происходит проверка и понимание тех ценностей, которые формируются в среде сверстников. Именно в общении со взрослыми ребенок усваивает целостную систему нравственных и иных ценностей общества.
Определите время в течение дня, которое будет принадлежать только вам и вашему ребенку: никаких сериалов, бесед с подругами, деловых звонков и т. д. Ребенок должен знать: в это время вы принадлежите только ему и никому больше. Вы можете почитать, поиграть в игры, отгадывать загадки и т. д. Если родитель не будет знать, понимать, чувствовать внутреннюю потребность, побуждающую ребенка вступать в общение, он не сможет его понять, а значит и правильно ответить ему. А чтобы правильно ответить ребенку и принять его, нужно хорошо знать не только его индивидуальные особенности, но и общие закономерности развития общения в детском возрасте. Учителю очень важно знать, что положение ученика в системе общения класса складывается в 1-2-м классах и является очень устойчивым, и делать все возможное для нормализации общения всех детей класса. Устойчивое положение ученика в группе влияет и на его социальное развитие, и на его отношение к товарищам, к классному коллективу и школе. ►► СИТУАЦИЯ № 70. На этапе начального обучения ученик приобретает навыки взаимодействия со сверстниками, заводит друзей. Однако не всем это удается. Так, у Миши (10 лет) нет друзей в классе. Должен ли учитель обратить внимание на то, что у Миши в 10 лет нет друзей? Решение. Такая ситуация означает, что Миша не умеет наладить тесный социальный контакт с ровесниками и поддерживать отношения продолжительное время. Это означает, что общение с Мишей никому не интересно. Кого младший школьник считает другом? Тот друг, кто отзывается на просьбу, проявляет интерес. Друг должен обладать добротой, внимательностью и честностью. ►► СИТУАЦИЯ №71. Мама Мити (6 лет) познакомила сына с соседским мальчиком Петей (8 лет) в надежде помочь развить общительность сына. Почему для развития общительности ребенка ему лучше контактировать с ребенком старше него? Решение. Детям проще всего общаться со старшим ребенком, старший охотно берет на себя роль ведущего, и от младшего требуется лишь выполнение его указаний. Младшие редко ссорятся со старшими. Поэтому ребенку, у которого есть трудности в общении, полезно для начала обеспечить возможность контактировать со старшим. Следующий этап в развитии навыков общения — это контакты с младшими. Теперь уже он сам выступает в роли старшего. Авторитет возраста уже будет работать на него. Самое трудное — это общение со сверстниками, потому что необходимо: - находить компромисс между управлением и подчинением; - необходимо соотносить свои намерения с желаниями другого. ►► СИТУАЦИЯ № 72. Психологи рекомендуют определенный стиль взаимоотношений с ребенком в соответствии с его определенными индивидуально-психологическими особенностями. Сразу ли эти рекомендации дадут положительные результаты? Решение. Взрослые должны быть настойчивы в реализации рекомендаций и готовы к тому, что в первое время изменение стиля общения, взаимоотношений приведет скорее всего не к снижению, а к взрыву, например, негативизма. Ребенок обнаруживает, что средства, с помощью которых он до сих пор добивался успеха (внимания), вдруг перестали действовать. В этой ситуации он попытается усилить те средства воздействия на взрослого, которые до сих пор были эффективны. ►► СИТУАЦИЯ № 73. С приходом детей в школу не все хорошо вписываются в среду сверстников. Не для всех детей в школе благоприятный эмоциоиально-психологи- ческий климат. Какие дети в классе обычно имеют благоприятное положение среди сверстников? Решение. Наиболее благоприятное место среди сверстников занимают дети активные. Выделяется некоторое ядро наиболее активных детей, которые начинают пользоваться постоянной поддержкой учителей и служат для них опорой в учебно-воспитательной работе. Вследствие этого их психическое развитие становится еще более активным. Одновременно в классе оказываются дети, занимающие подчиненное положение, они меиее активные. Такая поляризация вредно отражается на личностных качествах тех и других. Часто у активных помощников учителя развивается завышенная самооценка, стремление во что бы то ни стало быть впереди всех, жестокость по отношению к более пассивным детям. У пассивных же детей может развиваться угодничество либо замкнутость, недоверие к людям и т. д. ►► СИТУАЦИЯ №74. Дети младшего школьного возраста (мальчики и девочки) в физическом отношении примерно одинаковы (бег, прыжки и др.). В каких двигательных навыках в этот период проявляются половые различия? Решение. Половые различия в двигательных навыках до начала полового созревания связаны с жизненными и культурными ожиданиями. Девочки превосходят мальчиков в тех делах, умелое выполнение которых ожидается от них как от представителей женского пола. Тогда как мальчики превосходят девочек в навыках, традиционно считающихся мужскими. ►► СИТУАЦИЯ № 75. Каждая мать желает, чтобы ребенок усвоил культурные нормы жизни в обществе, был порядочным человеком, честным, умным, хорошо учился ит. д. Почему же, несмотря на желание видеть своего ребенка хорошим и умным, мать все же осуществляет негативное проектирование? Решение. Для выбора негативных воздействий на своего ребенка есть несколько причин: • К матери в прошлом так же относились ее родители, т. е. присутствует опыт родителей, которые считали, что к ребенку нужно относиться строго, его необходимо постоянно контролировать, не хвалить. • Для обиженной женщины сын напоминает его отца, с которым женщина в разводе, и поэтому она считает, что ребенок не должен быть таким, как отец. • Очень медлительный ребенок у быстрой и подвижной матери вызывает раздражение, она делает негативные замечания: «Всегда ты не успеваешь», «Давай быстрее, поторапливайся!» Подгоняет ребенка, считая, что в жизни он ничего не будет успевать. • При неудовлетворенности матери жизнью она действует по принципу: «Мне плохо, все вокруг плохо, и ты плохой, неудачный». Кричит, ругает в результате хронической усталости: «Делай как я сказала и не рассуждай!», «Убери игрушки, всегда разбрасываешь, ничего сам не можешь сделать!» • Тот подавляющий стиль отношений, который реализует муж с женой, последняя, в свою очередь, реализует на ребенке. ►► СИТУАЦИЯ № 76. Мальчик Саша в классе исполняет роль неуспевающего, вечного неудачника. Нужно ли говорить с Сашей о том, каким не надо быть? Решение. Говоря об этом Саше, мы закрепляем в нем позицию неудачника, а вместе с тем и комплекс неполноценности. Любое нравоучение окажет негативное действие. Необходимо изменить социальную позицию Саши в группе. Для этой цели необходимо создать ситуацию успеха, чтобы Саша самоутвердился в роли успевающего ученика, имел успех. Если же это не будет сделано, то он будет пытаться самоутвердиться вне школы. Изменение позиции и есть тот рычаг, с помощью которого происходит смена мотивов личности. ►► СИТУАЦИЯ № 77. Вася (3-й класс), играя с ребятами, разбил мячиком плафон в коридоре. Учительница, разговаривая об этом с Васей, добивалась осознания им своей вины. Вася ответил: «Мы думали, что если будем кидать мяч потихоньку, то ничего не случится». Дайте психологический анализ действий учительницы. Решение. Учительница поступила правильно, считая, что процесс осознания своей вины важнее, чем само наказание. Найти виновника — значит соединить поступок с учеником, найти причину — значит отделить будущее ученика от его прошлого проступка. Младшие школьники часто совершают шалости и не осознают своих дурных проступков. Чтобы наказать, нужно найти виновного, чтобы изменить поведение, нужно найти причину. ►► СИТУАЦИЯ №78. Мать обратила внимание на то, что ее сын Витя (8 лет) совсем не хочет играть с девочками, считая их плаксами. Он играет сам в супергероев. В играх с риском он самый сильный. С чем может быть связана такая ситуация? Приведите аргументы. Решение. В младшем школьном возрасте дети, стараясь осознать различия между мужчинами и женщинами, как бы нарочито утрируют эти различия: «они плаксы», а общее и похожее игнорируют. В этот период дети усваивают и примеряют к себе исторически сложившиеся разные роли иолов в обществе. В начальных классах мальчики и девочки объединяются в однополые группы, обсуждая между собой качества мужчин и женщин, подчеркивая, что женщины — более эмоциональные, заботливые, у них легче вызвать слезы. Мужчины — смелые, сильные, настойчивые. Витя, желающий утвердить себя в своей мальчишеской среде, должен вести себя «как мальчик», демонстрируя свою решительность, смелость, соревновательность и т. д. Мальчики могут утвердить свои мужские качества только в мальчишеской среде. К старшему школьному возрасту дети в большей или меньшей степени перерастают «сексизм». Они уже утвердили свою половую принадлежность, и у них больше нет нужды в столь резком противопоставлении мужской и женской ролей. ►► СИТУАЦИЯ №79. Часто взрослые заставляют ребенка делать по образцу, по инструкции. Услышав ответ, выносят приговор: «Неправильно, не думаешь, плохо выполнил задание». В результате самостоятельность, творчество ученика не развивается. Как изменить способ общения с ребенком, чтобы повысить роль его самостоятельности в учебе? Решение. Взрослым нужно стараться в общении с ребенком говорить: «Ты так думаешь?», «Попробуй доказать свою правоту», «Хочешь послушать другое мнение?», «Давай рассмотрим...» Такое общение изменит отношение школьника к ситуации, так как с его мнением считаются, могут выслушать, разобраться. У ребенка появляется интерес к познавательной деятельности, возникает желание находить доказательства, рассуждать, спорить, а не только запоминать и воспроизводить. шяияшшшшшяшшяяишшявяшшш ГЛАВА 9. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ И МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
олноценное воспитание в семье позволяет вырабатывать нормы общественного поведения, установки, взгляды, идеи и т. д. • В семье ребенок получает знания об окружающем мире и усваивает культуру (существующий морально- психологический климат семьи для ребенка — это «школа отношений»; нравственный климат семьи, основанный па чувствах, дает ребенку ощущение счастья, защищенности и надежности существования; в лице родителей ребенок имеет авторитетных советчиков, помощников, защитников, старших друзей). • Полноценное воспитание в семье способствует половому воспитанию в результате соотнесения поведения ребенка с половыми ролями родителей и их характерами (соответствующие половые стереотипы поведения поощряются, мать и отец желают быть моделями для ребенка; родители демонстрируют стиль отношений между собой). Недостаток родительской любви, как и ее избыток, может вести к негативным последствиям (схема 49).
Е. О. Смирнова и Т. А. Кошкарова, анализируя материнские трудности в отношениях с младшими школьниками, выявили несколько блоков жалоб: • Жалобы на внутриличностные проблемы ребенка, из-за которых, по мнению родителей, страдает сам ребенок: - сензитивность ребенка (т. е. его чрезмерная чувствительность, боязливость, обидчивость, страхи и пр.); - эмоциональная неуравновешенность, болезненные симптомы (тики, нарушения сна, энурез, заикание); - слабость воли (никуда не хочет ходить, не имеет устойчивых интересов); - неадекватное поведение. • Проблемы взаимодействия матери и ребенка: - конфликтность в семье (возбудимость, вспыльчивость, раздражительность ребенка, а также его упрямство, неуправляемость, негативизм и пр.); - жалобы на, асоциальное поведение (лживость, воровство); - дефицит внимания в семье (ревность, требование повышенного внимания к себе дома, эгоцентризм); - изоляция в семье (замкнутость, необщительность дома). • Проблемы, возникающие в учебной деятельности или при подготовке к ней: - жалобы на «темповые» характеристики ребенка (невнимательность, неусидчивость, рассеянность, утомляемость, заторможенность); - переживания родителей по поводу отсутствия воли и произвольности ребенка (нежелание заниматься, неорганизованность, несобранность, несамостоятельность); - проблемы когнитивного развития (проблемы речи, трудности в учебе, трудности с письмом, плохая память, родительские сомнения готовности ребенка к школе). Обобщая данные исследования, можно сделать вывод, что проблемы учебной деятельности составляют 44,5% от общего числа жалоб. Среди жалоб этой группы 44,5% относятся к проблемам невнимательности, неусидчивости, рассеянности, утомляемости, заторможенности. Жалобы, связанные со взаимоотношениями матери и ребенка, составляют 30,9%. Содержание жалоб во многом зависит от возраста и пола ребенка. Мальчики опережают девочек по эмоциональной неуравновешенности, а девочки — по сензитивности (максимально в 5-6 лет). В младшем школьном возрасте происходит увеличение жалоб на проблемы взаимоотношения матери и ребенка. Авторы выделяют 8 возможных стилей воспитания: ♦ Строгий. ♦ Объясняющий. ♦ Автономный. ♦ Компромиссный. ♦ Содействующий. ♦ Потакающий. ♦ Ситуативный. ♦ Зависимый. В присутствии мамы выполнение заданий было более эффективным, а участие матери повышало результативность ребенка. ►► СИТУАЦИЯ № 80. Мама Вити беспокоилась о том, чтобы ее сын ответственно относился к выполнению домашних заданий, и всегда была рядом с ним, готовая в любой момент ему помочь. Задания Витя выполнял медленно, он чувствовал, что мама всегда при затруднении спасет, подскажет. Дайте психологический анализ сложившейся ситуации. Решение. Чрезмерная тревожность матери передается ребенку и блокирует его психические процессы. Индивидуальные ресурсы Вити не активизируются. Его инициатива остается не задействованной. Маме необходимо научиться управлять своим эмоциональным состоянием, чтобы не передавать тревогу сыну. Надо создавать положительный эмоциональный настрой на активизацию индивидуальности Вити. Из-за того, что родители не учитывают эмоциональное состояние ребенка, его реальные потребности, помощь родителей оказывается неадекватной. Они больше заинтересованы не в помощи ребенку, а в том, чтобы ситуация развивалась по их сценарию. Они либо не помогают ребенку, либо полностью управляют его действиями. В результате активность ребенка блокируется. ►► СИТУАЦИЯ № 81. Миша стал выполнять домашнее задание, но не все у него получается. Мама, заинтересованная в том, чтобы сын хорошо учился, всегда готова ему помочь и часто говорит: «Без меня ты все равно не справишься» или «У тебя все равно не получится». Как отразятся такие реплики мамы на самостоятельной работе Миши? Решение. Констатируя трудность задания, мама обесценивает возможности ребенка. При этом наблюдается снижение восприятия эмоционального состояния ребенка и неумение воздействовать на него. Развивается зависимость ребенка от мамы. Если вначале ребенок стремится к автономии, то впоследствии будет развиваться зависимость от более сильного родителя, чувства к которому негативные. В такой ситуации ребенок будет демонстрировать свою беспомощность и недоверие к взрослому. При таком поведении родители будут способствовать минимальной активности ребенка и максимальной напряженности. В результате родители не столько разви- Психология младшего школьника вают способности своего ребенка, сколько препятствуют этому. В этом сопереживающем стиле родители могут что-то объяснить ребенку, в чем-то содействовать или идти на компромисс, но не больше. ►► СИТУАЦИЯ № 82. Нина выполняла домашнее задание. Маме показалось, что задание нужно выполнить иначе. Стала объяснять дочери, доказывая, что именно так надо выполнить задание, но не смогла этого сделать и в сердцах сказала: «Делай сама, как знаешь!» В другой раз мама все-таки настояла, подчеркивая свою авторитарную власть. Как отразится на развитии ребенка такой стиль отношений родителей к ребенку? Решение. В данном случае прослеживается низкий авторитет мамы, что препятствует нормальному саморазвитию ребенка. Затрудняется процесс нормальной идентификации, возможно в такой ситуации развитие агрессивности ребенка с реакцией протеста. Возможен повышенный интерес к личности других взрослых. ►► СИТУАЦИЯ № 83. Мама Коли уверена, что помогает сыну в выполнении домашних заданий. Мама сама активна и подчеркивает это: «Смотри, у меня все получается». Медлительность же Коли ее раздражает. Она в сердцах может сказать: «Ну, в кого ты у меня такой уродился?» Дайте психологический анализ такому воспитанию мамы. Решение. Высокая активность матери в сочетании с ее желанием помочь сыну воспринимается как поддержка ребенка. Но фактически происходит эмоциональное отвержение при полном отсутствии ориентации на внутреннее состояние сына. В итоге ребенок боится мамы, ее наказаний. Здесь проявляется неправильное отношение матери и ребенка во всех сферах («отвержение»). ►► СИТУАЦИЯ № 84. Мама Вики проявляла доминирующую роль в работе над домашними заданиями дочери. Нередко оттесняя девочку, не давала ей проявить свое умение. Выполняя задание дочери, она говорила: «Не наклоняйся, мне не видно!», «Ты же видишь, я делаю!». Как доминирующая роль мамы в выполнении домашних заданий повлияет на успехи Вики? Решение. При таком поведении мамы Вика незаметно оказывается на краю рабочего пространства и лишается возможности участвовать в совместном учебном процессе. Блокирование активности ребенка в таких случаях ведет к формализации подхода к заданию. Некоторые дети пытаются действовать автономно, независимо от действий родителя. Их действия оказываются несостоятельньши. А действенную помощь взрослого они не научились принимать. Преобладание активной позиции матери происходит при негативном эмоциональном фоне взаимодействия. Матери, стараясь оказать, как им кажется, помощь, оказываются неспособными видеть реальные возможности ребенка, его трудности. ►► СИТУАЦИЯ № 85. Мама Нади излишне оберегает ее от трудностей. Как только у Нади возникают трудности при решении задачи, так сразу активность мамы возрастает. Не давая ребенку подумать, мама «спасает» Надю. К чему может привести такая стратегия воспитания? Решение. Не давая ребенку подумать над трудной ситуацией, мама не позволяет Наде активизировать мыслительные процессы. А потом Надя привыкнет к тому, что ей думать не надо. У ребенка не сформируется потребности в достижении результата. Обычно когда родители не доверяют своим детям, их возможностям, они испытывают страх за их и свою собственную несостоятельность. Спасая ребенка от минимальных трудностей, родители, по сути, спасают себя. В итоге дети, манипулирующие родителями, имеют дефект волевой сферы. Ребенок, не чувствуя себя ответственным, становится безразличным к результатам своей деятельности. ►► СИТУАЦИЯ № 86. Мама Вани, активно помогает сыну выполнять домашние задания, поддерживает его интеллектуально и эмоционально, объясняет сыну задания. Но мама не стремится к телесным контактам, никогда не погладит сына по головке, она не занимается формированием личности ребенка. Предположите особенности развития ребенка при таком стиле детско-родительских отношений. Решение. Ответственная помощь ребенку в выполнении домашних заданий в сочетании с безответственным отношением к личности формирующегося ребенка будет способствовать тому, что такие дети будут менее приспособлены, будут испытывать неуверенность. Не чувствуя уверенности в себе, они не сумеют справляться с трудностями. Может возникнуть потеря интереса к работе. ►► СИТУАЦИЯ № 87. Заинтересованная в успехах Тани, мама прилагает большие усилия по эмоциональной поддержке и практической помощи в выполнении домашних заданий дочери. Но результат не достигается, мама испытывает досаду и эмоциональное отстранение от дочери. Дайте психологический анализ данной ситуации. Решение. В такой ситуации у обеих, Тани и ее мамы, может проявиться депрессивный фон и чувство вины. Несмотря на «правильную» модель поведения, результат не достигается. Таня останется пассивной и растерянной. Мама, чтобы избежать конфликта с дочерью, начнет решать задачи сама. В результате — «эмоциональная изоляция матери» как стиль детско-родительских отношений. ►► СИТУАЦИЯ № 88. Общение мамы с Лелей протекало исключительно на вербальном уровне. Между ними не было тактильного контакта — ни ласк, ни наказаний. При этом девочка очень стремилась приласкаться к матери, но мать эти попытки обрывала. Может ли нарушение взаимоотношений между мамой и Лелей вести к конфликтам? Решение. Бедный репертуар общения мамы с дочерью может вести к конфликтам. Дочь не будет слушаться матери из-за потери ею авторитета. Необходима психокоррекционная работа психолога по нормализации общения, так как родителям часто неочевидна связь между своими личными проблемами и воспитанием ребенка. Необходим специальный анализ проблем родителей и детей. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|