Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Особенности взаимоотношений младшего школьника в классном коллективе 1 страница




Общение в классе строится на основе оценок учителя
Ученик 4е Учитель "► Сверстники, коллектив
Положение ученика определяется оцен­ками учителя и свер­стников. Оценивает: • успехи и неудачи в учебе; • нравственные качества в раз­ных жизненных ситуациях. Воспринимают оценки учителя и руковод­ствуются ими в оценке личностных качеств то­варищей.
Оценивает

Воспринимается

успехи и неудачи в учебе.

как основные характеристики личностных качеств товарищей.

 

Оценивает нравственные качества в различных жиз­ненных ситуациях.   Желание подражать хорошему и порицать плохое.
В 3-4 классах личность учителя становится несколько менее значимой, а контакты с одноклассниками более тесными
Личные взаимоот­ношения становятся основой группиро­вок (малых групп) 1 -й класс 4-й класс
Количество учащих­ся в малой группе 2-3 5-6
Причины объедине­ния Случайные, внешние факторы Общность интересов, нравственных качеств
         

 

Учебная и общественная деятельность формирует коллектив, сплачивает его общими целями, интересами
Положение ученика в группе, его статус
Благоприятное (удовлетворенность) Неблагоприятное (неудовлетворенность)
5.с желанием идет в школу; 6.активен в учебной и обществен­ной работе; 7. положительное отношение к кол­лективу. □с нежеланием идет в школу; □ недоброжелательность, конфликтность; □ ищет общения со сверстни­ками вне школы.

благоприятное нравственное тормозится

развитие


 


 

Взаимоотношения в классе в начале обучения во мно­гом определяются учителем через организацию учебно- воспитательной работы детей. Учитель оценивает успехи, неудачи в учебе школьника, его нравственные качества в различных жизненных ситуациях, а сверстники восприни­мают это как основные характеристики личностных качеств товарищей. Возникает желание подражать хорошему пове­дению товарищей и порицать плохое. Эмоциональные свя­зи и отношения начинают подкрепляться нравственными оценками поведения каждого ребенка.

В 3-4-м классах личность учителя становится несколько менее значимой, а контакты с одноклассниками более тес­ными.

Личные взаимоотношения являются основой тесных группировок (малых групп). Количество учащихся в таких группировках постепенно увеличивается: от 2-3 в 1-х клас­сах до 5-6 человек в 4-х. И если вначале внешние факторы (например, дети сидят рядом) служили причиной объеди­нения детей, то позже их объединяет общность интересов, нравственных качеств.

Учебная, общественная деятельность формирует кол­лектив, сплачивает его общими целями, интересами. По­ложение же ученика в группе, его статус может быть раз­ным: благоприятным и неблагоприятным. В первом случае школьник с желанием идет в школу, он активен в учебной и общественной работе и положительно относится к кол­лективу. Во втором — возникает неудовлетворенность уче­ника своим положением, его нравственное развитие тормо­зится.

Первоклассники оценивают своих сверстников по тем качествам, которые легко проявляются внешне, а также по тем, на которые чаще всего обращает внимание учитель (схема 47).

К 3-4 классу в коллективе происходит перестройка как самих межличностных отношений, так и их осознания. Так, ученик, занимая в классе неудовлетворительное положение,


может считать его вполне приемлемым. Особенно если есть хотя бы одна взаимная привязанность к кому-либо. В 10 лет дети значительно острее переживают замечания, сделанные им в присутствии сверстников.

Схема 47 Качества, по которым ученики младших классов оценивают сверстников
Положительно оценивается Отрицательно оценивается
MM. опрятность; NN. активность; OO. готовность поделиться вещами; PP. уживчивость. VII неопрятность; VIII пассивность; IX жадность; X драчливость.
Ко 2-му классу
IVхорошая успеваемость; Vпривлекательная внешность девочек; VIфизическая сила мальчиков. XI плохая учеба и поведение; XII неряшливость; XIII плаксивость; XIV ябедничество.

 

Итак, общение в младшем школьном возрасте опреде­ляется сложившейся системой общения в детском саду и в семье (схема 48).

Л. И. Божович подчеркивала, что в психическом разви­тии ребенка определяющим является не только характер его ведущей деятельности, но и характер той системы взаи­моотношений с окружающими его людьми, в которую он вступает на разных этапах своего развития.

Поэтому общение младшего школьника, подростка и старшего школьника со сверстниками и взрослыми необ­ходимо для личностного развития.

Общение со сверстником — необходимое условие пси­хического и личностного развития ребенка на всех этапах онтогенеза, но оно выполняет свою функцию только тогда, когда у ребенка одновременно есть общение с умным, добро­желательным и нравственным, воспитанным взрослым.

Именно в таком общении происходит проверка и понима­ние тех ценностей, которые формируются в среде сверстни­ков. Именно в общении со взрослыми ребенок усваивает це­лостную систему нравственных и иных ценностей общества.


Схема 48 Система общения
Система обще­ния Система общения: 14 в детском саду; 15 в семье с родителями и родственниками.
Содержание общения Охватывает все сферы жизнедеятельности детей в процессе учебной работы в школе и дома.
Информация • об учебной работе в школе и дома; • об индивидуальном и групповом поведении; • о конкретных вопросах жизни и быта, свобод­ном времени, увлечениях и т. д.; • о разрешении конфликтов со сверстниками.
Общение со взрослыми Влияет на характер и качество взаимоотноше­ний со сверстниками (эмоциональная база, уверенность, успех, благополучие).
Общение детей друг с другом неустойчивое и подвижное Длительность, интенсивность, устойчивость зависят: 10. от совместной деятельности, игры; 11. от существующего объекта общения.
Темы разговоров детей со свер­стниками (событийные) • учебная работа и поведение (оценивают друг друга оценками учителя); • телепередачи и кинофильмы; • коллекционирование; • домашние животные; • семейные события; • отношения между сверстниками.
Товарищеское общение Реализуется со сверстниками своего пола.
Приятельское общение Содержит элементы дружбы.
Интенсивность общения Во 2-3 классе интенсивно общаются 8% маль­чиков и 6% девочек. В общении противополож­ных полов участвует до 8% школьников.

 

Определите время в течение дня, которое будет при­надлежать только вам и вашему ребенку: никаких сериа­лов, бесед с подругами, деловых звонков и т. д. Ребенок должен знать: в это время вы принадлежите только ему и никому больше. Вы можете почитать, поиграть в игры, отгадывать загадки и т. д.

Если родитель не будет знать, понимать, чувствовать внутреннюю потребность, побуждающую ребенка всту­пать в общение, он не сможет его понять, а значит и пра­вильно ответить ему.

А чтобы правильно ответить ребенку и принять его, нужно хорошо знать не только его индивидуальные осо­бенности, но и общие закономерности развития общения в детском возрасте.

Учителю очень важно знать, что положение ученика в системе общения класса складывается в 1-2-м классах и является очень устойчивым, и делать все возможное для нормализации общения всех детей класса. Устойчивое по­ложение ученика в группе влияет и на его социальное раз­витие, и на его отношение к товарищам, к классному кол­лективу и школе.

►► СИТУАЦИЯ № 70. На этапе начального обучения уче­ник приобретает навыки взаимодействия со сверстни­ками, заводит друзей. Однако не всем это удается. Так, у Миши (10 лет) нет друзей в классе.

Должен ли учитель обратить внимание на то, что у Ми­ши в 10 лет нет друзей?

Решение. Такая ситуация означает, что Миша не умеет наладить тесный социальный контакт с ровесниками и поддерживать отношения продолжительное время. Это означает, что общение с Мишей никому не интересно. Кого младший школьник считает другом? Тот друг, кто отзывается на просьбу, проявляет интерес. Друг должен обладать добротой, внимательностью и честностью.

►► СИТУАЦИЯ №71. Мама Мити (6 лет) познакомила сы­на с соседским мальчиком Петей (8 лет) в надежде по­мочь развить общительность сына.

Почему для развития общительности ребенка ему луч­ше контактировать с ребенком старше него?

Решение. Детям проще всего общаться со старшим ре­бенком, старший охотно берет на себя роль ведущего,


и от младшего требуется лишь выполнение его указаний. Младшие редко ссорятся со старшими. Поэтому ребенку, у которого есть трудности в общении, полезно для начала обеспечить возможность контактировать со старшим. Следующий этап в развитии навыков общения — это кон­такты с младшими. Теперь уже он сам выступает в роли старшего. Авторитет возраста уже будет работать на него. Самое трудное — это общение со сверстниками, потому что необходимо:

- находить компромисс между управлением и подчине­нием;

- необходимо соотносить свои намерения с желаниями другого.

►► СИТУАЦИЯ № 72. Психологи рекомендуют определен­ный стиль взаимоотношений с ребенком в соответствии с его определенными индивидуально-психологическими особенностями.

Сразу ли эти рекомендации дадут положительные ре­зультаты?

Решение. Взрослые должны быть настойчивы в реали­зации рекомендаций и готовы к тому, что в первое время изменение стиля общения, взаимоотношений приведет скорее всего не к снижению, а к взрыву, например, нега­тивизма. Ребенок обнаруживает, что средства, с помощью которых он до сих пор добивался успеха (внимания), вдруг перестали действовать. В этой ситуации он попы­тается усилить те средства воздействия на взрослого, ко­торые до сих пор были эффективны.

►► СИТУАЦИЯ № 73. С приходом детей в школу не все хорошо вписываются в среду сверстников. Не для всех детей в школе благоприятный эмоциоиально-психологи- ческий климат.

Какие дети в классе обычно имеют благоприятное по­ложение среди сверстников?

Решение. Наиболее благоприятное место среди сверстни­ков занимают дети активные. Выделяется некоторое ядро наиболее активных детей, которые начинают пользоваться постоянной поддержкой учителей и служат для них опо­рой в учебно-воспитательной работе. Вследствие этого их психическое развитие становится еще более активным. Одновременно в классе оказываются дети, занимающие подчиненное положение, они меиее активные. Такая по­ляризация вредно отражается на личностных качествах тех и других.

Часто у активных помощников учителя развивается за­вышенная самооценка, стремление во что бы то ни ста­ло быть впереди всех, жестокость по отношению к более пассивным детям. У пассивных же детей может разви­ваться угодничество либо замкнутость, недоверие к лю­дям и т. д.

►► СИТУАЦИЯ №74. Дети младшего школьного возраста (мальчики и девочки) в физическом отношении пример­но одинаковы (бег, прыжки и др.).

В каких двигательных навыках в этот период проявля­ются половые различия?

Решение. Половые различия в двигательных навыках до начала полового созревания связаны с жизненными и культурными ожиданиями.

Девочки превосходят мальчиков в тех делах, умелое вы­полнение которых ожидается от них как от представите­лей женского пола. Тогда как мальчики превосходят де­вочек в навыках, традиционно считающихся мужскими.

►► СИТУАЦИЯ № 75. Каждая мать желает, чтобы ребенок усвоил культурные нормы жизни в обществе, был по­рядочным человеком, честным, умным, хорошо учился ит. д.

Почему же, несмотря на желание видеть своего ребен­ка хорошим и умным, мать все же осуществляет нега­тивное проектирование?

Решение. Для выбора негативных воздействий на своего ребенка есть несколько причин:

• К матери в прошлом так же относились ее родители, т. е. присутствует опыт родителей, которые считали, что к ребенку нужно относиться строго, его необходи­мо постоянно контролировать, не хвалить.

• Для обиженной женщины сын напоминает его отца, с которым женщина в разводе, и поэтому она считает, что ребенок не должен быть таким, как отец.

• Очень медлительный ребенок у быстрой и подвижной матери вызывает раздражение, она делает негативные замечания: «Всегда ты не успеваешь», «Давай быстрее, поторапливайся!» Подгоняет ребенка, считая, что в жизни он ничего не будет успевать.

• При неудовлетворенности матери жизнью она дей­ствует по принципу: «Мне плохо, все вокруг плохо, и ты плохой, неудачный». Кричит, ругает в результате хронической усталости: «Делай как я сказала и не рас­суждай!», «Убери игрушки, всегда разбрасываешь, ни­чего сам не можешь сделать!»

• Тот подавляющий стиль отношений, который реали­зует муж с женой, последняя, в свою очередь, реализу­ет на ребенке.

►► СИТУАЦИЯ № 76. Мальчик Саша в классе исполняет роль неуспевающего, вечного неудачника.

Нужно ли говорить с Сашей о том, каким не надо быть? Решение. Говоря об этом Саше, мы закрепляем в нем позицию неудачника, а вместе с тем и комплекс не­полноценности. Любое нравоучение окажет негативное действие.

Необходимо изменить социальную позицию Саши в группе. Для этой цели необходимо создать ситуацию успеха, чтобы Саша самоутвердился в роли успевающего ученика, имел успех.

Если же это не будет сделано, то он будет пытаться са­моутвердиться вне школы.

Изменение позиции и есть тот рычаг, с помощью которо­го происходит смена мотивов личности.

►► СИТУАЦИЯ № 77. Вася (3-й класс), играя с ребятами, разбил мячиком плафон в коридоре. Учительница, разго­варивая об этом с Васей, добивалась осознания им своей вины.

Вася ответил: «Мы думали, что если будем кидать мяч потихоньку, то ничего не случится».

Дайте психологический анализ действий учительницы. Решение. Учительница поступила правильно, считая, что процесс осознания своей вины важнее, чем само на­казание.

Найти виновника — значит соединить поступок с учени­ком, найти причину — значит отделить будущее ученика от его прошлого проступка. Младшие школьники часто совершают шалости и не осознают своих дурных про­ступков. Чтобы наказать, нужно найти виновного, чтобы изменить поведение, нужно найти причину.

►► СИТУАЦИЯ №78. Мать обратила внимание на то, что ее сын Витя (8 лет) совсем не хочет играть с девочками, считая их плаксами. Он играет сам в супергероев. В играх с риском он самый сильный.

С чем может быть связана такая ситуация? Приведите аргументы.

Решение. В младшем школьном возрасте дети, стараясь осознать различия между мужчинами и женщинами, как бы нарочито утрируют эти различия: «они плаксы», а об­щее и похожее игнорируют. В этот период дети усваива­ют и примеряют к себе исторически сложившиеся разные роли иолов в обществе.

В начальных классах мальчики и девочки объединяют­ся в однополые группы, обсуждая между собой качества мужчин и женщин, подчеркивая, что женщины — более эмоциональные, заботливые, у них легче вызвать слезы. Мужчины — смелые, сильные, настойчивые.

Витя, желающий утвердить себя в своей мальчишеской среде, должен вести себя «как мальчик», демонстрируя свою решительность, смелость, соревновательность и т. д. Мальчики могут утвердить свои мужские качества только в мальчишеской среде.

К старшему школьному возрасту дети в большей или меньшей степени перерастают «сексизм». Они уже утвер­дили свою половую принадлежность, и у них больше нет нужды в столь резком противопоставлении мужской и женской ролей.

►► СИТУАЦИЯ №79. Часто взрослые заставляют ребенка делать по образцу, по инструкции. Услышав ответ, выно­сят приговор: «Неправильно, не думаешь, плохо выпол­нил задание». В результате самостоятельность, творче­ство ученика не развивается.

Как изменить способ общения с ребенком, чтобы повы­сить роль его самостоятельности в учебе?

Решение. Взрослым нужно стараться в общении с ребен­ком говорить: «Ты так думаешь?», «Попробуй доказать свою правоту», «Хочешь послушать другое мнение?», «Давай рассмотрим...»

Такое общение изменит отношение школьника к ситуа­ции, так как с его мнением считаются, могут выслушать, разобраться. У ребенка появляется интерес к познава­тельной деятельности, возникает желание находить до­казательства, рассуждать, спорить, а не только запоми­нать и воспроизводить.


шяияшшшшшяшшяяишшявяшшш

ГЛАВА 9. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ И МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

П

олноценное воспитание в семье позволяет выраба­тывать нормы общественного поведения, установки, взгляды, идеи и т. д.

• В семье ребенок получает знания об окружающем ми­ре и усваивает культуру (существующий морально- психологический климат семьи для ребенка — это «школа отношений»; нравственный климат семьи, основанный па чувствах, дает ребенку ощущение сча­стья, защищенности и надежности существования; в лице родителей ребенок имеет авторитетных советчи­ков, помощников, защитников, старших друзей).

• Полноценное воспитание в семье способствует поло­вому воспитанию в результате соотнесения поведения ребенка с половыми ролями родителей и их характера­ми (соответствующие половые стереотипы поведения поощряются, мать и отец желают быть моделями для ребенка; родители демонстрируют стиль отношений между собой).

Недостаток родительской любви, как и ее избыток, мо­жет вести к негативным последствиям (схема 49).

Схема 49 Негативные последствия
В условиях недостатка любви В условиях чрезмерной любви
• недоброжелательность; • озлобленность; • черствость к переживаниям других людей; • дерзость; • неуживчивость в коллективе сверстников. • эгоистичность; • эгоцентризм; • изнеженность; • избалованность; • зазнайство; • лицемерие.

 

Е. О. Смирнова и Т. А. Кошкарова, анализируя материн­ские трудности в отношениях с младшими школьниками, выявили несколько блоков жалоб:

• Жалобы на внутриличностные проблемы ребенка, из-за которых, по мнению родителей, страдает сам ребенок:

- сензитивность ребенка (т. е. его чрезмерная чувстви­тельность, боязливость, обидчивость, страхи и пр.);

- эмоциональная неуравновешенность, болезненные симптомы (тики, нарушения сна, энурез, заикание);

- слабость воли (никуда не хочет ходить, не имеет устой­чивых интересов);

- неадекватное поведение.

• Проблемы взаимодействия матери и ребенка:

- конфликтность в семье (возбудимость, вспыльчивость, раздражительность ребенка, а также его упрямство, не­управляемость, негативизм и пр.);

- жалобы на, асоциальное поведение (лживость, воров­ство);

- дефицит внимания в семье (ревность, требование повы­шенного внимания к себе дома, эгоцентризм);

- изоляция в семье (замкнутость, необщительность дома).

• Проблемы, возникающие в учебной деятельности или при подготовке к ней:

- жалобы на «темповые» характеристики ребенка (не­внимательность, неусидчивость, рассеянность, утом­ляемость, заторможенность);

- переживания родителей по поводу отсутствия воли и произвольности ребенка (нежелание заниматься, неорганизованность, несобранность, несамостоятель­ность);

- проблемы когнитивного развития (проблемы речи, трудности в учебе, трудности с письмом, плохая память, родительские сомнения готовности ребенка к школе).

Обобщая данные исследования, можно сделать вывод, что проблемы учебной деятельности составляют 44,5% от общего числа жалоб. Среди жалоб этой группы 44,5% отно­сятся к проблемам невнимательности, неусидчивости, рас­сеянности, утомляемости, заторможенности.

Жалобы, связанные со взаимоотношениями матери и ре­бенка, составляют 30,9%.

Содержание жалоб во многом зависит от возраста и пола ребенка.

Мальчики опережают девочек по эмоциональной неурав­новешенности, а девочки — по сензитивности (максимально в 5-6 лет).

В младшем школьном возрасте происходит увеличение жалоб на проблемы взаимоотношения матери и ребенка. Авторы выделяют 8 возможных стилей воспитания:

♦ Строгий.

♦ Объясняющий.

♦ Автономный.

♦ Компромиссный.

♦ Содействующий.

♦ Потакающий.

♦ Ситуативный.

♦ Зависимый.

В присутствии мамы выполнение заданий было более эф­фективным, а участие матери повышало результативность ребенка.

►► СИТУАЦИЯ № 80. Мама Вити беспокоилась о том, что­бы ее сын ответственно относился к выполнению домаш­них заданий, и всегда была рядом с ним, готовая в любой момент ему помочь. Задания Витя выполнял медленно, он чувствовал, что мама всегда при затруднении спасет, подскажет.

Дайте психологический анализ сложившейся ситуа­ции.

Решение. Чрезмерная тревожность матери передается ребенку и блокирует его психические процессы. Индиви­дуальные ресурсы Вити не активизируются. Его инициа­тива остается не задействованной.

Маме необходимо научиться управлять своим эмоцио­нальным состоянием, чтобы не передавать тревогу сыну. Надо создавать положительный эмоциональный настрой на активизацию индивидуальности Вити.

Из-за того, что родители не учитывают эмоциональное состояние ребенка, его реальные потребности, помощь родителей оказывается неадекватной. Они больше заин­тересованы не в помощи ребенку, а в том, чтобы ситуация развивалась по их сценарию. Они либо не помогают ре­бенку, либо полностью управляют его действиями. В ре­зультате активность ребенка блокируется.

►► СИТУАЦИЯ № 81. Миша стал выполнять домашнее за­дание, но не все у него получается. Мама, заинтересован­ная в том, чтобы сын хорошо учился, всегда готова ему помочь и часто говорит: «Без меня ты все равно не спра­вишься» или «У тебя все равно не получится».

Как отразятся такие реплики мамы на самостоятельной работе Миши?

Решение. Констатируя трудность задания, мама обес­ценивает возможности ребенка. При этом наблюдается снижение восприятия эмоционального состояния ре­бенка и неумение воздействовать на него. Развивается зависимость ребенка от мамы. Если вначале ребенок стремится к автономии, то впоследствии будет разви­ваться зависимость от более сильного родителя, чув­ства к которому негативные.

В такой ситуации ребенок будет демонстрировать свою беспомощность и недоверие к взрослому.

При таком поведении родители будут способствовать минимальной активности ребенка и максимальной на­пряженности. В результате родители не столько разви-

Психология младшего школьника вают способности своего ребенка, сколько препятствуют этому.

В этом сопереживающем стиле родители могут что-то объяснить ребенку, в чем-то содействовать или идти на компромисс, но не больше.

►► СИТУАЦИЯ № 82. Нина выполняла домашнее задание. Маме показалось, что задание нужно выполнить иначе. Стала объяснять дочери, доказывая, что именно так надо выполнить задание, но не смогла этого сделать и в серд­цах сказала: «Делай сама, как знаешь!»

В другой раз мама все-таки настояла, подчеркивая свою авторитарную власть.

Как отразится на развитии ребенка такой стиль отно­шений родителей к ребенку?

Решение. В данном случае прослеживается низкий авто­ритет мамы, что препятствует нормальному саморазви­тию ребенка. Затрудняется процесс нормальной иденти­фикации, возможно в такой ситуации развитие агрессив­ности ребенка с реакцией протеста. Возможен повышен­ный интерес к личности других взрослых.

►► СИТУАЦИЯ № 83. Мама Коли уверена, что помогает сыну в выполнении домашних заданий. Мама сама актив­на и подчеркивает это: «Смотри, у меня все получается». Медлительность же Коли ее раздражает. Она в сердцах может сказать: «Ну, в кого ты у меня такой уродился?» Дайте психологический анализ такому воспитанию ма­мы.

Решение. Высокая активность матери в сочетании с ее желанием помочь сыну воспринимается как поддерж­ка ребенка. Но фактически происходит эмоциональное отвержение при полном отсутствии ориентации на вну­треннее состояние сына.

В итоге ребенок боится мамы, ее наказаний. Здесь про­является неправильное отношение матери и ребенка во всех сферах («отвержение»).

►► СИТУАЦИЯ № 84. Мама Вики проявляла доминирую­щую роль в работе над домашними заданиями дочери. Нередко оттесняя девочку, не давала ей проявить свое умение. Выполняя задание дочери, она говорила: «Не на­клоняйся, мне не видно!», «Ты же видишь, я делаю!». Как доминирующая роль мамы в выполнении домашних заданий повлияет на успехи Вики?

Решение. При таком поведении мамы Вика незаметно ока­зывается на краю рабочего пространства и лишается воз­можности участвовать в совместном учебном процессе. Блокирование активности ребенка в таких случаях ведет к формализации подхода к заданию. Некоторые дети пы­таются действовать автономно, независимо от действий родителя. Их действия оказываются несостоятельньши. А действенную помощь взрослого они не научились при­нимать.

Преобладание активной позиции матери происходит при негативном эмоциональном фоне взаимодействия. Мате­ри, стараясь оказать, как им кажется, помощь, оказывают­ся неспособными видеть реальные возможности ребенка, его трудности.

►► СИТУАЦИЯ № 85. Мама Нади излишне оберегает ее от трудностей. Как только у Нади возникают трудности при решении задачи, так сразу активность мамы возрастает. Не давая ребенку подумать, мама «спасает» Надю.

К чему может привести такая стратегия воспитания? Решение. Не давая ребенку подумать над трудной си­туацией, мама не позволяет Наде активизировать мысли­тельные процессы. А потом Надя привыкнет к тому, что ей думать не надо. У ребенка не сформируется потребно­сти в достижении результата.

Обычно когда родители не доверяют своим детям, их воз­можностям, они испытывают страх за их и свою собствен­ную несостоятельность. Спасая ребенка от минимальных трудностей, родители, по сути, спасают себя. В итоге де­ти, манипулирующие родителями, имеют дефект волевой сферы. Ребенок, не чувствуя себя ответственным, стано­вится безразличным к результатам своей деятельности.

►► СИТУАЦИЯ № 86. Мама Вани, активно помогает сыну выполнять домашние задания, поддерживает его интел­лектуально и эмоционально, объясняет сыну задания. Но мама не стремится к телесным контактам, никогда не по­гладит сына по головке, она не занимается формировани­ем личности ребенка.

Предположите особенности развития ребенка при та­ком стиле детско-родительских отношений.

Решение. Ответственная помощь ребенку в выполнении домашних заданий в сочетании с безответственным от­ношением к личности формирующегося ребенка будет способствовать тому, что такие дети будут менее приспо­соблены, будут испытывать неуверенность. Не чувствуя уверенности в себе, они не сумеют справляться с трудно­стями. Может возникнуть потеря интереса к работе.

►► СИТУАЦИЯ № 87. Заинтересованная в успехах Тани, мама прилагает большие усилия по эмоциональной под­держке и практической помощи в выполнении домашних заданий дочери. Но результат не достигается, мама испы­тывает досаду и эмоциональное отстранение от дочери. Дайте психологический анализ данной ситуации. Решение. В такой ситуации у обеих, Тани и ее мамы, мо­жет проявиться депрессивный фон и чувство вины. Не­смотря на «правильную» модель поведения, результат не достигается. Таня останется пассивной и растерянной. Мама, чтобы избежать конфликта с дочерью, начнет ре­шать задачи сама. В результате — «эмоциональная изоля­ция матери» как стиль детско-родительских отношений.

►► СИТУАЦИЯ № 88. Общение мамы с Лелей протекало исключительно на вербальном уровне. Между ними не было тактильного контакта — ни ласк, ни наказаний. При этом девочка очень стремилась приласкаться к матери, но мать эти попытки обрывала.

Может ли нарушение взаимоотношений между мамой и Лелей вести к конфликтам?

Решение. Бедный репертуар общения мамы с дочерью может вести к конфликтам. Дочь не будет слушаться матери из-за потери ею авторитета. Необходима психо­коррекционная работа психолога по нормализации об­щения, так как родителям часто неочевидна связь между своими личными проблемами и воспитанием ребенка. Необходим специальный анализ проблем родителей и детей.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных