ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Особенности взаимоотношений младшего школьника в классном коллективе 4 страницаТолько шаг за шагом можно ввести поведение ребенка в правильное русло. Дети с негативным самопредъявлением сознательно нарушают нормы, чтобы привлечь к себе внимание. Обычно дети нарушают нормы, несоблюдение которых не повлечет за собой серьезных последствий, важных же норм не нарушают. Тогда как дети с социальной дезадаптацией правила нарушают невольно, а значит — случайным образом, и часто — именно существенные. ►► СИТУАЦИЯ № 145. Миша (8 лет) в школе считался хулиганом. На все вопросы о причинах поступков он отвечал: «Так вышло», «Не знаю почему». Сам Миша считает, что к нему придираются. Других ребят не ругают, хотя они тоже шалят, а его всегда ругают. А он ничего особенного не делает — он такой же, как все. Что на ваш взгляд является причиной такого поведения Миши и почему? Решение. У Миши понижена чувствительность к социальным нормам. Он знает, что нельзя драться, воровать, портить вещи, бегать по коридору, подсказывать, грубить и т. д. Запретов много, но значимость норм разная. Миша этого не знает, у пего все равнодозволено: и вертеться на уроке, и бить палкой по голове ученика. Это так называемый синдром социальной дезориентации. Социальная дезориентация возникает в результате резкого изменения условий жизни ребенка. Чаще это наблюдается при поступлении в школу, особенно у детей, не посещавших детсад. Чем сильнее изменение условий жизни, тем вероятнее возникновение дезориентации. Сильнее выражен синдром у детей с пониженной чувствительностью к социальным нормам. Ребенок при поступлении в школу не осознает появления новых ограничений. Если ребенок еще и гиперактивен (двигательная растор- моженность), импульсивен (склонность к необдуманным действиям), если у него планирование действий и самоконтроль недостаточно сформированы или даже отсутствуют — синдром усиливается. Взрослым надо понять: как правило, поведение ребенка с социальной дезадаптацией — это не сознательное нарушение правил, «хулиганство», а следствие незнания и непонимания иерархии этих правил. Миша видит, что другие вертятся на уроке, бегают на переменах и на основании этого делает вывод о том, что не страшно нарушать какие-либо правила. Миша не понимает, что нарушения этих детей более безобидны, чехМ его, и считает замечания учителя в свой адрес несправедливыми. Может даже возникнуть представление, что вся жизнь устроерта несправедливо, что сами нормы неправильны. Создается антисоциальная установка. При этом часто у таких детей нарушается общение со сверстниками, возникает вероятность развития по асоциальному пути. ►► СИТУАЦИЯ № 146. У Олега (10 лет) ситуация складывалась таким образом, что он постоянно подвергался запугиваниям, окрикам, угрозам. Одна страшнее другой, как в семье, так и в школе. Является ли это эмоциональным насилием? Какие последствия личностного развития могут проявиться? Решение. Да, это является эмоциональным насилием, которое вызывает стрессовое состояние, как и насилие физическое. Обычно при этом развиваются симптомы повышенной возбудимости. Негативным следствием насилия является снижение самооценки. Ребенок делает вывод о себе на основании того, как к нему относятся значимые для него взрослые. Самые неприятные воспоминания о школе — это крик учителя. Если ребенка обижают, бьют, пугают и т. д., он уверяется в том, что ничего лучшего он не достоин, он плохой. Часто такой отпечаток остается на всю жизнь. Пережитый опыт насилия научит его совершать насилие по отношению к более слабым. Многие взрослые насильники в детстве были жертвами насилия. ►► СИТУАЦИЯ № 147. Мама обеспокоена поведением сына, ученика 4 класса. Дима учился относительно хорошо, но ничем не интересовался. Он мог подолгу сидеть и ничего не делать. Такое оцепенение случалось с ним и дома, и в школе. Он мог просидеть всю контрольную работу, так и не приступив к ее выполнению. Дима — типичный мечтатель, живущий в вымышленном мире. Он не может долго слушать учителя па уроке, мысли уносят его в вымышленные миры. С чем может быть связано такое состояние Димы, и каким образом можно ему помочь? Решение. Психические особенности Димы сложились в результате ухода от окружающих, ухода из реального мира в мир грез, где ему намного лучше и интереснее. Нужного понимания в семье он не находил, а друзей у нетто не было, ему явно не хватало общения. Помогая Диме, нужно перевести содержание его грез в реальную деятельность. Записаться в какой-либо кружок, включиться в реальные дела, в которых надо будет поддерживать общение по поводу содержания занятий. На основе делового общения будет складываться общение личностное. Все это скажется и на отношении Димы к школе. ►► СИТУАЦИЯ № 148. Вася (8 лет), мальчик небольшого роста, упитанный, входит в класс неторопливо, словно плывет. Его встречает Петя, мальчик шустрый, показывая на Васю пальцем, хихикая, называет его «пузырем». Хотя Вася и предупреждает: «Прекрати», «Отстань», но все напрасно — дразнит и дразнит. Какие действия Васи могут прекратить обидные действия Пети? Решение. Далеко не всегда клички или прозвища обидны для их носителя. Тем не менее попытки придумывать прозвища связаны с насмешничеством. За насмешкой может скрываться: ощущение собственной неполноценности и желание покуражиться над кем-либо, создавая иллюзию превосходства; оценочная реакция на промахи другого и др. Обидчик будет дразнить, до тех пор пока видит переживания жертвы. Если обиженный встречает это с юмором, сам отмечает свои недостатки, не реагирует на обидные слова, то обидчик прекратит свои действия. Или если обидчик почувствует, что не останется безнаказанным, то также прекратит обидные действия. А дети очень хорошо улавливают, могут ли им дать сдачи или нет. ►► СИТУАЦИЯ № 149. Две мамы сокрушаются по поводу неудач в учебе своих детей, но переживают эти неудачи по-разному. Мама Игоря, сокрушаясь по поводу неуспехов сына, так проявляет свое волнение, расстройство, что это передается и Игорю. Игорь постоянно ожидает плохого отношения к себе учителя. Мама Саши спокойно анализировала неудачи сына и внушала ему уверенность, что он может усвоить любой материал урока, а учительница ему всегда в этом поможет. Дайте психологический анализ различного поведения мам. Решение. Мама Саши поступает правильно. Она внушает сыну уверенность в своих силах и формирует верное отношение к неудачам. Мама Игоря, напротив, усугубляет негативную реакцию сына по поводу неудач. Это может привести к школьному неврозу. Надо понимать, что школьные неврозы чаще возникают не столько в связи с неудачами, а больше в связи с отношением к этим неудачам. Школьные неврозы проявляются в отказе отвечать у доски, посещать уроки, а порой и в агрессивности. Чаще школьная тревожность выражается в повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в ожидании плохого к себе отношения, отрицательной оценки со стороны учителя, сверстников. ►► СИТУАЦИЯ № 150. Если мы постоянно говорим об обязанностях ребенка, принуждая его что-либо выполнять, он может стать забитым и покорным. Если же мы будем постоянно расширять права ребенка, то он становится маленьким тираном, своенравным и инфантильным. Каким образом разрешается это противоречие? Решение. Воспитывая у ребенка правильный подход к человеческим взаимоотношениям, мы все время говорим о правах ребенка и о его обязанностях. Это напоминает своеобразные весы: па одной из чаш — права, а на другой — обязанности. Если мы расширяем права ребенка, необходимо добавить гирю и на чашу обязанностей. Например, мы предоставляем право самостоятельно поехать на каток. Если он такой взрослый, то было бы хорошо, чтобы он начал забирать сестру из детского сада. Это своеобразный принцип динамического равновесия. ►► СИТУАЦИЯ № 151. Костя воспитывался без отца. Его мать, не найдя себе мужа среди взрослых мужчин, стала относиться к сыну с большой любовью, привязывая его к себе. Она часто говорила: «Ты у нас единственный настоящий мужчина». Какой прогноз можно сделать о будущем развитии Кости? Решение. С одной стороны, при отсутствии отца в семье у Кости не будет возможности иметь полноценную половую идентификацию, видеть мужское поведение. С другой стороны, мать, привязывая к себе сына, будет сверхкритично относиться к его любовным увлечениям, всегда находя те или иные недостатки у его избранниц. Оказывая влияние на своего сына, мать постепенно «отрывает» его от любимого человека, создавая у него иллюзию того, что он может найти лучше. Такое привязывание к себе сына, когда мать испытывает страх одиночества и старости, может осуществляться неосознанно. ►► СИТУАЦИЯ № 152. В младших классах есть девочки, которые отличаются уверенностью в себе и обладают склонностью к личной идентичности. Как будет проходить их развитие в период полового созревания? Решение. С началом полового созревания они начнут задумываться о том, что значит быть женщиной. Собственные представления они приведут в соответствие с тем, что видят вокруг себя. Внешняя привлекательность и соответствие общественным стандартам могут быть для них важнее, чем хорошие отметки в школе. ►► СИТУАЦИЯ № 153. Вадик (8 лет) налетел на маму, затопал ногами, стал обзывать ее, когда она выключила телевизор. Почему проявилась такая агрессивность сына? Решение. Такая агрессивность не что иное как «крик о потребности в любви и доверии». Ребенка не научили разрешать конфликты словом. Некоторые мальчики (6%) и девочки (3,5%) сразу вступают в драку, вместо того чтобы «пускаться в дискуссию». Такие дети были лишены доверия, любви и внимания окружающих. У работающих матерей-одиночек, да и в полных семьях, где оба родителя работают день И ночь, детям зачастую достается слишком мало внимания и любви. Для здорового развития детям нужно признание и внимание. Ребенок, которого любят, интересуются его проблемами, обретает уверенность в себе и не прибегает к агрессии, когда возникают трудности во взаимоотношениях с людьми. ►► СИТУАЦИЯ № 154. В исследовании (4-й класс) были выявлены следующие группы: XLII группа учащихся, которые решают задачи в словесном плане («мыслители»); XLIII группа учащихся, которые легко решают задачи с опорой на наглядность и практическое действие («практики»); XLIV группа учащихся, которые решают задачи с опорой на наглядные образы («художники»). Большинство же детей используют все виды мышления. С чем связаны такие индивидуальные различия? Решение. Обычно к 4-му классу дети проходят все этапы развивающегося мышления: от наглядно-действенного до наглядно-образного и словесно-логического. Но отдельные школьники в своей практической деятельности больше использовали тот или иной вид мышления для разрешения тех ситуаций, с которыми они сталкивались. Например, в результате большого количества занятий по рисованию, лепке, где активизировались образы наглядной действительности, у детей в большей мере развивалось наглядно-образное мышление. Индивидуальное развитие мышления дает возможность учащимся решать задачи, по возможное™ одинаково успешно используя разные виды мышления. ►► ВОПРОС № 16. Как и что должен сказать взрослый, чтобы остановить неадекватное поведение ученика? Ответ. Поведение взрослого должно быть максимально спокойным, движения замедлены, жестикуляция сведена к минимуму, лучше всего пользоваться короткими наставлениями: VII вступление в контакт (сказать что-то положительное о том, что ученик любит; о том, чем занимается ребенок, можно вступить в контакт нейтральным образом — «Ваня, хочу тебе что-то сказать»; можно обозначить чувства — «Мне показалось, что ты на что-то сердишься?»); VIII показать адекватное поведение в данной ситуации; IX объяснить, почему адекватное поведение приводит к желаемому результату. Задание. Определите уровень спонтанной, произвольно осуществляемой двигательной активности или двигательного беспокойства по 5-балльной шкале:
Примечание: добавленный к баллам знак «+» или «-» указывает на небольшие отклонения от основных критериев. При умственном утомлении у детей нарастает их двигательная активность. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ XV Постройте логическую схематическую модель социальной ситуации развития младшего школьника. XVI Докажите, что учебная деятельность является ведущей для младшего школьника. XVII Раскройте основные компоненты учебной деятельности младшего школьника. Подготовьте одну учебную задачу и покажите способы ее решения с помощью учебных действий. Осуществите действие контроля. XVIII Обоснуйте тезис: «Овладеть знаниями по какому-либо предмету — значит усвоить систему научных понятий данного предмета». Охарактеризуйте причины затруднения младшего школьника при усвоении научных понятий. XIX Докажите важность приобретения младшим школьником навыков учебной деятельности. XX Перечислите учебные умения, которыми должен овладеть младший школьник. Дайте психологический анализ. XXI Охарактеризуйте социальные мотивы младшего школьника. С чем связано осознание общественной значимости учения? Какое это имеет значение для первоначального обучения в школе? XXII Дайте психологический анализ «безотметочного» обучения. Сравните с традиционным («отметочным») обучением. XXIII Докажите важность развернутой трудовой деятельности для младшего школьника. XXIV Раскройте пути формирования положительного отношения младшего школьника к труду. XXV Укажите, какими должны быть пути развития учебной деятельности младшего школьника, чтобы ребенок испытывал удовлетворение от процесса познания? Какова роль внутренних мотиваций познавательных интересов? XXVI Приведите примеры мотивации трудовой деятельности младшего школьника. Каковы особенности этой мотивации? XXVII Приведите примеры учета конкретно-образного мышления на уроках труда. XXVIII Приведите примеры развития теоретического мышления на уроках труда. XXIX Приведите примеры формирования действия контроля у ученика на основе зрения и мышечного чувства. XXX Докажите важность учебно-инструкционной карты на уроке труда. Составьте учебно-инструкционную каргу по какой-либо теме. XXXI Охарактеризуйте значение игры для младшего школьника. Приведите пример использования игр как средства организации, активизации учебной (трудовой) деятельности. XXXII Разработайте дидактическую игру по* какой-либо теме учебного предмета начальной школы. XXXIII Охарактеризуйте особенности речи младшего школьника. Приведите примеры, показывающие действия учителя по развитию речи ученика. XXXIV Охарактеризуйте основные особенности речи ученика к концу его обучения в начальных классах. XXXV Охарактеризуйте основные психологические новообразования, связанные с развитием психических процессов в младшем школьном возрасте. XXXVI Охарактеризуйте пути развития внимания, внимательности младшего школьника. Покажите связь с развитием других психических процессов. XXXVII Приведите примеры, связанные с особенностью восприятия младшего школьника (слитность, эмоциональность и др.). Почему младший школьник затрудняется выделить самое главное в воспринимаемом предмете (объекте)? XXXVIII Охарактеризуйте особенности произвольного и непроизвольного запоминания ученика. По каким признакам учитель может судить о произвольности запоминания ученика? XXXIX Раскройте приемы эффективного запоминания, которым должен научить учитель младших школьников. XL Обоснуйте тезис: «Умственные возможности младшего школьника шире, чем это представлялось ранее». XLI Покажите на конкретном примере ступени овладения понятием («птица», «дружба», «треугольник» и др.). XLII Охарактеризуйте особенности мыслительных операций младших школьников. XLIII Охарактеризуйте два типа знаний и форм мышления: эмпирическое и теоретическое. XLIV Охарактеризуйте особенности воображения младшего школьника. Подготовьте разного типа задания для развития творческого воображения младших школьников. Проведите с детьми эксперимент и сделайте выводы. XLV Охарактеризуйте преобладающие эмоциональные состояния младшего школьника. Приведите примеры. XLVI Раскройте влияние разных эмоциональных состояний младшего школьника на его отношение к учебе и окружающим людям. XLVII Изобразите схематически процесс осознания нравственного чувства с возрастом. Что влияет на формирование нравственного опыта младшего школьника? XLVIII Охарактеризуйте пути становления интеллектуального чувства и постройте логическую модель развития познавательных интересов младшего школьника. SS. Влияние сверстников, друзей на формирование личности младшего школьника. TT. Психология педагогического такта учителя младших классов. UU. Психологические вопросы организации единства воздействия школы и семьи на личность младшего школьника. VV. Формирование у младших школьников разумных потребностей. WW. Эмоции, чувства младшего школьника, их регуляция. XX. Самооценка младшего школьника и уровень его притязаний. YY. Психология педагогического общения учителя младших классов. ZZ. Формирование нравственных понятий у младших школьников. AAA. Развитие трудовых навыков и трудолюбия у младших школьников. BBB. Особенности общения учителя с младшими школьниками. CCC. Роль коллектива учащихся в формировании личности младшего школьника. DDD. Роль трудовой деятельности в формировании личности младшего школьника. EEE. Потребность и интересы младших школьников. FFF. Роль самооценки младшего школьника в его учебной деятельности. GGG. Психологические особенности межличностных отношений в коллективе младших школьников. HHH. Применение компьютеров при обучении младших школьников. III. Младший школьник и персональный компьютер. В выполненной работе должно быть: XLV обоснование выбора темы; XLVI перечень ключевых понятий содержания; XLVII план работы (о чем работа, какие вопросы включены); XLVIII сформулированные тезисы (что именно, сжатое содержание каждого вопроса темы); XLIX структурированные тезисы (основные группы тезисов по разделам работы); L сгруппировав тезисы (основные мысли), установив между ними основные и соподчиненные связи, составить логическую модель содержания работы (реферата); LI возможно первоначальное построение модели содержания работы и основных блоков (мыслей), а затем каждый тезисный блок необходимо наполнить структурным кратким содержанием. Это позволит в дальнейшем раскрывать работу, ее содержание с разной степенью подробности; LII возможно построение моделей 1-го, 2-го и т. д. соподчиненных уровней и полноты; LIII список использованной литературы. ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ Инструкция: в заданиях 1-5 укажите правильный ответ. X Ведущей деятельностью младшего школьника является: а) общение; б) учение; в) игра; г) труд. XI Обязательно ли оценивать результаты учения отметкой: а) да; б) нет. XII В структуру учебной деятельности входят: а) учебная задача; б) конкретно-практическая задача; в) учебные действия; г) проблемная ситуация; д) отметка; е) оценка; ж) самоконтроль; з) кооперация со сверстниками; и) самооценка. XIII Мотивами учения младшего школьника являются: а) самоутверждение; б) получение похвалы; в) желание быть кем-то; г) познавательный мотив; д) интерес к знаниям вообще; е) самообразование; ж) самосовершенствование. XIV Индивидуальный подход — это: а) приспособление к возможностям школьников; б) ожидание изменений; в)активное воздействие с учетом возможностей. Инструкция: в заданиях 6-10 добавьте недостающее слово. XV Спад интереса к учению происходит из-за пресыщенности ролью ученика и нссформированности мотивов. XVI Основные виды трудности адаптации первоклассника связаны с усвоением правил поведения, с особенностями взаимоотношений со___________, с, с родителями, с отношением к. XVII В обучении первоклассника более существенно использовать психологические возможности, нежели____________ XVIII Познавательные психические процессы в младшем школьном возрасте по сравнению с дошкольным становятся более. XIX Главной причиной отрицательных эмоциональных состояний является противоречие между ____________ и возможностью их удовлетворения. XX Кроме указанных ниже причин трудностей в обучении младших школьников укажите еще какие-либо: а) лень; б) рассеянность; в) неуспешность; г) неуправляемость; Д)_____________ ж) з)___________ • XXI Основой оценок первоклассниками друг друга являются (расположите в порядке значимости): а) оценка родителями; б) оценка учителем; в) оценка товарищами; г) оценка взрослыми. XXII Укажите психологические новообразования в младшем школьном возрасте: а) произвольность психических процессов; б) ориентация на результат деятельности; в) внутренний план действия; г) возникновение познавательных потребностей; д) рефлексия; е) самоконтроль. XXIII Формированию положительного отношения к труду младшего школьника особенно способствуют (расположите в порядке значимости): а) мотивация; б) знание целей деятельности; в) коллективность работы; г) оценка учителем; д) оценка товарищей; е) радость труда. XXIV Игровая деятельность является средством (установите соответствие): а) психического развития и активизации деятельности; б) активизации деятельности и психического развития; в) познания окружающей действительности; г) освоения ролей; д) изменения позиции ребенка. XLIX В дошкольном возрасте L В младшем школьном возрасте_________ XXV Выберите основные признаки внимания младшего школьника: а) преобладает непроизвольное; б) преобладает произвольное; в) развивается непроиз вольное; г) развивается произвольное. XXVI Основные свойства внимания младшего школьника (подчеркните правильные ответы): Объем: 2-3 объекта; 3—4 объекта; 5-6 объектов. Распределение: слабое; среднее; хорошее. Переключение: трудное; среднее; легкое. Устойчивость: высокая; средняя; слабая. XXVII Основные особенности восприятия младшего школьника (выберите соответствующие признаки): а) определяются особенностями предмета; б) определяются особенностями целей; в) определяются узнаванием предмета; г) дифференцированно сгь восприятия плохая; д) дифференцированность восприятия хорошая; е) ситуативность восприятия предмета; ж) эмоциональность большая; з) эмоциональность небольшая. XXVIII Установите соответствие.
XXIX Установите соответствие.
XXX Особенности памяти младшего школьника (выберите соответствующие признаки): а) произвольное запоминание совершенно; б) произвольное запоминание несовершенно; в) важность эмоциональности изучаемого материала; г) использование приемов запоминания; д) осмысленность запоминания большая; е) быстрое запоминание материала, вызывающего яркие образы. XXXI Установите соответствие.
XXXII Отметьте наиболее значимые ответы. Действенность нравственных чувств в младшем школьном возрасте определяется: а) словами; б) поступками; в) делами; г) переживаниями. XXXIII Оптимально эстетические чувства в младшем школьном возрасте развиваются при (расставьте суждения в порядке их значимости): а) восприятии отдельных произведений искусства; б) выражении собственных эмоциональных отношений; в) собственной изобразительной деятельности. XXXIV Интеллектуальные чувства в младшем школьном возрасте развиваются как потребность при (отметьте три наиболее значимых ответа): а) правильной организации обучения; б) правильной организации воспитания; в) самостоятельных занятиях; г) изучении фактов; д) осмысливании причин явлений; е) рассматривании художественных произведений. XXXV Установите соответствие.
XXXVI Представление младшего школьника о себе, его самооценка формирует и соответствующее отношение к себе (установите правильное соответствие):
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|