Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Особенности взаимоотношений младшего школьника в классном коллективе 4 страница




Только шаг за шагом можно ввести поведение ребенка в правильное русло.

Дети с негативным самопредъявлением сознательно на­рушают нормы, чтобы привлечь к себе внимание. Обыч­но дети нарушают нормы, несоблюдение которых не по­влечет за собой серьезных последствий, важных же норм не нарушают.

Тогда как дети с социальной дезадаптацией правила на­рушают невольно, а значит — случайным образом, и ча­сто — именно существенные.

►► СИТУАЦИЯ № 145. Миша (8 лет) в школе считался ху­лиганом. На все вопросы о причинах поступков он отве­чал: «Так вышло», «Не знаю почему».

Сам Миша считает, что к нему придираются. Других ребят не ругают, хотя они тоже шалят, а его всегда ру­гают. А он ничего особенного не делает — он такой же, как все.

Что на ваш взгляд является причиной такого поведения Миши и почему?

Решение. У Миши понижена чувствительность к соци­альным нормам. Он знает, что нельзя драться, воровать, портить вещи, бегать по коридору, подсказывать, грубить и т. д. Запретов много, но значимость норм разная. Миша этого не знает, у пего все равнодозволено: и вертеться на уроке, и бить палкой по голове ученика. Это так называе­мый синдром социальной дезориентации.

Социальная дезориентация возникает в результате резко­го изменения условий жизни ребенка. Чаще это наблюда­ется при поступлении в школу, особенно у детей, не посе­щавших детсад. Чем сильнее изменение условий жизни, тем вероятнее возникновение дезориентации. Сильнее выражен синдром у детей с пониженной чувствительно­стью к социальным нормам. Ребенок при поступлении в школу не осознает появления новых ограничений.

Если ребенок еще и гиперактивен (двигательная растор- моженность), импульсивен (склонность к необдуманным действиям), если у него планирование действий и само­контроль недостаточно сформированы или даже отсут­ствуют — синдром усиливается.

Взрослым надо понять: как правило, поведение ребенка с социальной дезадаптацией — это не сознательное нару­шение правил, «хулиганство», а следствие незнания и не­понимания иерархии этих правил.

Миша видит, что другие вертятся на уроке, бегают на переменах и на основании этого делает вывод о том, что не страшно нарушать какие-либо правила. Миша не по­нимает, что нарушения этих детей более безобидны, чехМ его, и считает замечания учителя в свой адрес несправед­ливыми. Может даже возникнуть представление, что вся жизнь устроерта несправедливо, что сами нормы непра­вильны. Создается антисоциальная установка.

При этом часто у таких детей нарушается общение со сверстниками, возникает вероятность развития по асоци­альному пути.


►► СИТУАЦИЯ № 146. У Олега (10 лет) ситуация скла­дывалась таким образом, что он постоянно подвергался запугиваниям, окрикам, угрозам. Одна страшнее другой, как в семье, так и в школе.

Является ли это эмоциональным насилием? Какие по­следствия личностного развития могут проявиться? Решение. Да, это является эмоциональным насилием, которое вызывает стрессовое состояние, как и насилие физическое.

Обычно при этом развиваются симптомы повышенной возбудимости. Негативным следствием насилия являет­ся снижение самооценки. Ребенок делает вывод о себе на основании того, как к нему относятся значимые для него взрослые. Самые неприятные воспоминания о школе — это крик учителя.

Если ребенка обижают, бьют, пугают и т. д., он уверяется в том, что ничего лучшего он не достоин, он плохой. Ча­сто такой отпечаток остается на всю жизнь.

Пережитый опыт насилия научит его совершать насилие по отношению к более слабым. Многие взрослые насиль­ники в детстве были жертвами насилия.

►► СИТУАЦИЯ № 147. Мама обеспокоена поведением сы­на, ученика 4 класса. Дима учился относительно хорошо, но ничем не интересовался. Он мог подолгу сидеть и ни­чего не делать. Такое оцепенение случалось с ним и дома, и в школе. Он мог просидеть всю контрольную работу, так и не приступив к ее выполнению. Дима — типичный мечтатель, живущий в вымышленном мире. Он не может долго слушать учителя па уроке, мысли уносят его в вы­мышленные миры.

С чем может быть связано такое состояние Димы, и ка­ким образом можно ему помочь?

Решение. Психические особенности Димы сложились в результате ухода от окружающих, ухода из реального мира в мир грез, где ему намного лучше и интереснее.

Нужного понимания в семье он не находил, а друзей у нет­то не было, ему явно не хватало общения.

Помогая Диме, нужно перевести содержание его грез в ре­альную деятельность. Записаться в какой-либо кружок, включиться в реальные дела, в которых надо будет поддер­живать общение по поводу содержания занятий. На основе делового общения будет складываться общение личност­ное. Все это скажется и на отношении Димы к школе.

►► СИТУАЦИЯ № 148. Вася (8 лет), мальчик небольшого роста, упитанный, входит в класс неторопливо, словно плывет. Его встречает Петя, мальчик шустрый, показы­вая на Васю пальцем, хихикая, называет его «пузырем». Хотя Вася и предупреждает: «Прекрати», «Отстань», но все напрасно — дразнит и дразнит.

Какие действия Васи могут прекратить обидные дей­ствия Пети?

Решение. Далеко не всегда клички или прозвища обид­ны для их носителя. Тем не менее попытки придумывать прозвища связаны с насмешничеством. За насмешкой может скрываться: ощущение собственной неполноцен­ности и желание покуражиться над кем-либо, создавая иллюзию превосходства; оценочная реакция на промахи другого и др.

Обидчик будет дразнить, до тех пор пока видит пережи­вания жертвы. Если обиженный встречает это с юмором, сам отмечает свои недостатки, не реагирует на обидные слова, то обидчик прекратит свои действия. Или если обидчик почувствует, что не останется безнаказанным, то также прекратит обидные действия. А дети очень хорошо улавливают, могут ли им дать сдачи или нет.

►► СИТУАЦИЯ № 149. Две мамы сокрушаются по поводу неудач в учебе своих детей, но переживают эти неудачи по-разному.

Мама Игоря, сокрушаясь по поводу неуспехов сына, так проявляет свое волнение, расстройство, что это передает­ся и Игорю. Игорь постоянно ожидает плохого отноше­ния к себе учителя.

Мама Саши спокойно анализировала неудачи сына и вну­шала ему уверенность, что он может усвоить любой мате­риал урока, а учительница ему всегда в этом поможет. Дайте психологический анализ различного поведения мам.

Решение. Мама Саши поступает правильно. Она внуша­ет сыну уверенность в своих силах и формирует верное отношение к неудачам.

Мама Игоря, напротив, усугубляет негативную реакцию сына по поводу неудач. Это может привести к школьному неврозу.

Надо понимать, что школьные неврозы чаще возникают не столько в связи с неудачами, а больше в связи с от­ношением к этим неудачам. Школьные неврозы проявля­ются в отказе отвечать у доски, посещать уроки, а порой и в агрессивности. Чаще школьная тревожность выража­ется в повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в ожидании плохого к себе отношения, отрицательной оценки со стороны учителя, сверстников.

►► СИТУАЦИЯ № 150. Если мы постоянно говорим об обя­занностях ребенка, принуждая его что-либо выполнять, он может стать забитым и покорным.

Если же мы будем постоянно расширять права ребенка, то он становится маленьким тираном, своенравным и ин­фантильным.

Каким образом разрешается это противоречие? Решение. Воспитывая у ребенка правильный подход к человеческим взаимоотношениям, мы все время гово­рим о правах ребенка и о его обязанностях. Это напоми­нает своеобразные весы: па одной из чаш — права, а на другой — обязанности. Если мы расширяем права ребен­ка, необходимо добавить гирю и на чашу обязанностей. Например, мы предоставляем право самостоятельно пое­хать на каток. Если он такой взрослый, то было бы хоро­шо, чтобы он начал забирать сестру из детского сада. Это своеобразный принцип динамического равновесия.

►► СИТУАЦИЯ № 151. Костя воспитывался без отца. Его мать, не найдя себе мужа среди взрослых мужчин, стала относиться к сыну с большой любовью, привязывая его к себе. Она часто говорила: «Ты у нас единственный на­стоящий мужчина».

Какой прогноз можно сделать о будущем развитии Ко­сти?

Решение. С одной стороны, при отсутствии отца в семье у Кости не будет возможности иметь полноценную поло­вую идентификацию, видеть мужское поведение.

С другой стороны, мать, привязывая к себе сына, будет сверхкритично относиться к его любовным увлечениям, всегда находя те или иные недостатки у его избранниц. Оказывая влияние на своего сына, мать постепенно «от­рывает» его от любимого человека, создавая у него иллю­зию того, что он может найти лучше.

Такое привязывание к себе сына, когда мать испытыва­ет страх одиночества и старости, может осуществляться неосознанно.

►► СИТУАЦИЯ № 152. В младших классах есть девочки, которые отличаются уверенностью в себе и обладают склонностью к личной идентичности.

Как будет проходить их развитие в период полового со­зревания?

Решение. С началом полового созревания они начнут за­думываться о том, что значит быть женщиной. Собствен­ные представления они приведут в соответствие с тем, что видят вокруг себя. Внешняя привлекательность и соответствие общественным стандартам могут быть для них важнее, чем хорошие отметки в школе.

►► СИТУАЦИЯ № 153. Вадик (8 лет) налетел на маму, за­топал ногами, стал обзывать ее, когда она выключила те­левизор.


Почему проявилась такая агрессивность сына? Решение. Такая агрессивность не что иное как «крик о потребности в любви и доверии». Ребенка не научили разрешать конфликты словом. Некоторые мальчики (6%) и девочки (3,5%) сразу вступают в драку, вместо того что­бы «пускаться в дискуссию». Такие дети были лишены доверия, любви и внимания окружающих.

У работающих матерей-одиночек, да и в полных семьях, где оба родителя работают день И ночь, детям зачастую достается слишком мало внимания и любви.

Для здорового развития детям нужно признание и вни­мание. Ребенок, которого любят, интересуются его про­блемами, обретает уверенность в себе и не прибегает к агрессии, когда возникают трудности во взаимоотноше­ниях с людьми.

►► СИТУАЦИЯ № 154. В исследовании (4-й класс) были выявлены следующие группы:

XLII группа учащихся, которые решают задачи в словесном плане («мыслители»);

XLIII группа учащихся, которые легко решают задачи с опо­рой на наглядность и практическое действие («прак­тики»);

XLIV группа учащихся, которые решают задачи с опорой на наглядные образы («художники»).

Большинство же детей используют все виды мышле­ния.

С чем связаны такие индивидуальные различия? Решение. Обычно к 4-му классу дети проходят все этапы развивающегося мышления: от наглядно-действенного до наглядно-образного и словесно-логического.

Но отдельные школьники в своей практической деятель­ности больше использовали тот или иной вид мышления для разрешения тех ситуаций, с которыми они сталкива­лись. Например, в результате большого количества заня­тий по рисованию, лепке, где активизировались образы

наглядной действительности, у детей в большей мере развивалось наглядно-образное мышление. Индивидуальное развитие мышления дает возможность учащимся решать задачи, по возможное™ одинаково успешно используя разные виды мышления.

►► ВОПРОС № 16. Как и что должен сказать взрослый, что­бы остановить неадекватное поведение ученика?

Ответ. Поведение взрослого должно быть максимально спокойным, движения замедлены, жестикуляция сведена к минимуму, лучше всего пользоваться короткими на­ставлениями:

VII вступление в контакт (сказать что-то положительное о том, что ученик любит; о том, чем занимается ребенок, можно вступить в контакт нейтральным образом — «Ваня, хочу тебе что-то сказать»; можно обозначить чувства — «Мне показалось, что ты на что-то сердишь­ся?»);

VIII показать адекватное поведение в данной ситуации;

IX объяснить, почему адекватное поведение приводит к желаемому результату.

Задание. Определите уровень спонтанной, произвольно осуществляемой двигательной активности или двигатель­ного беспокойства по 5-балльной шкале:

  Наблюдаемые симптомы
  Резкое снижение двигательной активности («заторможен­ность»). Скован, апатичен, мало подвижен. Ребенка очень сложно активизировать и вовлечь в совмест­ную учебную деятельность.
  Заметно снижена инициативность и подвижность ребенка. Учитель может еще вовлечь его в деятельность.
  Двигательная активность нормального поведения ребенка.
  Заметное повышение двигательной активности. Учитель может на какое-то время «возвращать» ребенка в прежнее состояние.
  Резко повышенная, неуправляемая «расторопность» ребенка.

 

Примечание: добавленный к баллам знак «+» или «-» указывает на небольшие отклонения от основных критери­ев. При умственном утомлении у детей нарастает их двига­тельная активность.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

XV Постройте логическую схематическую модель социаль­ной ситуации развития младшего школьника.

XVI Докажите, что учебная деятельность является ведущей для младшего школьника.

XVII Раскройте основные компоненты учебной деятельности младшего школьника. Подготовьте одну учебную зада­чу и покажите способы ее решения с помощью учебных действий. Осуществите действие контроля.

XVIII Обоснуйте тезис: «Овладеть знаниями по какому-либо предмету — значит усвоить систему научных понятий данного предмета». Охарактеризуйте причины затруд­нения младшего школьника при усвоении научных по­нятий.

XIX Докажите важность приобретения младшим школьни­ком навыков учебной деятельности.

XX Перечислите учебные умения, которыми должен овла­деть младший школьник. Дайте психологический ана­лиз.

XXI Охарактеризуйте социальные мотивы младшего школь­ника. С чем связано осознание общественной значимо­сти учения? Какое это имеет значение для первоначаль­ного обучения в школе?

XXII Дайте психологический анализ «безотметочного» обу­чения. Сравните с традиционным («отметочным») обу­чением.

XXIII Докажите важность развернутой трудовой деятельно­сти для младшего школьника.

XXIV Раскройте пути формирования положительного отно­шения младшего школьника к труду.

XXV Укажите, какими должны быть пути развития учебной деятельности младшего школьника, чтобы ребенок ис­пытывал удовлетворение от процесса познания? Како­ва роль внутренних мотиваций познавательных инте­ресов?

XXVI Приведите примеры мотивации трудовой деятельности младшего школьника. Каковы особенности этой моти­вации?

XXVII Приведите примеры учета конкретно-образного мыш­ления на уроках труда.

XXVIII Приведите примеры развития теоретического мышле­ния на уроках труда.

XXIX Приведите примеры формирования действия контроля у ученика на основе зрения и мышечного чувства.

XXX Докажите важность учебно-инструкционной карты на уроке труда. Составьте учебно-инструкционную каргу по какой-либо теме.

XXXI Охарактеризуйте значение игры для младшего школь­ника. Приведите пример использования игр как сред­ства организации, активизации учебной (трудовой) деятельности.

XXXII Разработайте дидактическую игру по* какой-либо теме учебного предмета начальной школы.

XXXIII Охарактеризуйте особенности речи младшего школь­ника. Приведите примеры, показывающие действия учителя по развитию речи ученика.

XXXIV Охарактеризуйте основные особенности речи ученика к концу его обучения в начальных классах.

XXXV Охарактеризуйте основные психологические новооб­разования, связанные с развитием психических про­цессов в младшем школьном возрасте.

XXXVI Охарактеризуйте пути развития внимания, вниматель­ности младшего школьника. Покажите связь с развити­ем других психических процессов.

XXXVII Приведите примеры, связанные с особенностью вос­приятия младшего школьника (слитность, эмоциональ­ность и др.). Почему младший школьник затрудняется выделить самое главное в воспринимаемом предмете (объекте)?

XXXVIII Охарактеризуйте особенности произвольного и непро­извольного запоминания ученика. По каким признакам учитель может судить о произвольности запоминания ученика?

XXXIX Раскройте приемы эффективного запоминания, кото­рым должен научить учитель младших школьников.

XL Обоснуйте тезис: «Умственные возможности младшего школьника шире, чем это представлялось ранее».

XLI Покажите на конкретном примере ступени овладения понятием («птица», «дружба», «треугольник» и др.).

XLII Охарактеризуйте особенности мыслительных опера­ций младших школьников.

XLIII Охарактеризуйте два типа знаний и форм мышления: эмпирическое и теоретическое.

XLIV Охарактеризуйте особенности воображения младшего школьника. Подготовьте разного типа задания для раз­вития творческого воображения младших школьников. Проведите с детьми эксперимент и сделайте выводы.

XLV Охарактеризуйте преобладающие эмоциональные со­стояния младшего школьника. Приведите примеры.

XLVI Раскройте влияние разных эмоциональных состояний младшего школьника на его отношение к учебе и окру­жающим людям.

XLVII Изобразите схематически процесс осознания нрав­ственного чувства с возрастом. Что влияет на формиро­вание нравственного опыта младшего школьника?

XLVIII Охарактеризуйте пути становления интеллектуального чувства и постройте логическую модель развития по­знавательных интересов младшего школьника.

SS. Влияние сверстников, друзей на формирование лично­сти младшего школьника.

TT. Психология педагогического такта учителя младших классов.

UU. Психологические вопросы организации единства воз­действия школы и семьи на личность младшего школь­ника.

VV. Формирование у младших школьников разумных по­требностей.

WW. Эмоции, чувства младшего школьника, их регуляция.

XX. Самооценка младшего школьника и уровень его притя­заний.

YY. Психология педагогического общения учителя млад­ших классов.

ZZ. Формирование нравственных понятий у младших школьников.

AAA. Развитие трудовых навыков и трудолюбия у младших школьников.

BBB. Особенности общения учителя с младшими школьни­ками.

CCC. Роль коллектива учащихся в формировании личности младшего школьника.

DDD. Роль трудовой деятельности в формировании личности младшего школьника.

EEE. Потребность и интересы младших школьников.

FFF. Роль самооценки младшего школьника в его учебной деятельности.

GGG. Психологические особенности межличностных отно­шений в коллективе младших школьников.

HHH. Применение компьютеров при обучении младших школьников.

III. Младший школьник и персональный компьютер.

В выполненной работе должно быть:

XLV обоснование выбора темы;

XLVI перечень ключевых понятий содержания;

XLVII план работы (о чем работа, какие вопросы включены);

XLVIII сформулированные тезисы (что именно, сжатое содер­жание каждого вопроса темы);

XLIX структурированные тезисы (основные группы тезисов по разделам работы);

L сгруппировав тезисы (основные мысли), установив между ними основные и соподчиненные связи, соста­вить логическую модель содержания работы (рефера­та);

LI возможно первоначальное построение модели содержа­ния работы и основных блоков (мыслей), а затем каж­дый тезисный блок необходимо наполнить структур­ным кратким содержанием. Это позволит в дальнейшем раскрывать работу, ее содержание с разной степенью подробности;

LII возможно построение моделей 1-го, 2-го и т. д. сопод­чиненных уровней и полноты;

LIII список использованной литературы.

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

Инструкция: в заданиях 1-5 укажите правильный от­вет.

X Ведущей деятельностью младшего школьника явля­ется:

а) общение;

б) учение;

в) игра;

г) труд.

XI Обязательно ли оценивать результаты учения отмет­кой:

а) да;

б) нет.

XII В структуру учебной деятельности входят:

а) учебная задача;

б) конкретно-практическая задача;

в) учебные действия;

г) проблемная ситуация;

д) отметка;

е) оценка;

ж) самоконтроль;

з) кооперация со сверстниками;

и) самооценка.

XIII Мотивами учения младшего школьника являются:

а) самоутверждение;

б) получение похвалы;

в) желание быть кем-то;


г) познавательный мотив;

д) интерес к знаниям вообще;

е) самообразование;

ж) самосовершенствование.

XIV Индивидуальный подход — это:

а) приспособление к возможностям школьников;

б) ожидание изменений;

в)активное воздействие с учетом возможностей.

Инструкция: в заданиях 6-10 добавьте недостающее

слово.

XV Спад интереса к учению происходит из-за пресыщенно­сти ролью ученика и нссформированности

мотивов.

XVI Основные виды трудности адаптации первоклассника связаны с усвоением правил поведения, с особенностями взаимоотношений со___________, с, с ро­дителями, с отношением к.

XVII В обучении первоклассника более существенно ис­пользовать психологические возможности,

нежели____________

XVIII Познавательные психические процессы в младшем школьном возрасте по сравнению с дошкольным становятся более.

XIX Главной причиной отрицательных эмоциональных

состояний является противоречие между ____________

и возможностью их удовлетворения.

XX Кроме указанных ниже причин трудностей в обуче­нии младших школьников укажите еще какие-либо:

а) лень;

б) рассеянность;

в) неуспешность;

г) неуправляемость;

Д)_____________ ж)

з)___________ •

XXI Основой оценок первоклассниками друг друга явля­ются (расположите в порядке значимости):

а) оценка родителями;

б) оценка учителем;

в) оценка товарищами;

г) оценка взрослыми.

XXII Укажите психологические новообразования в млад­шем школьном возрасте:

а) произвольность психических процессов;

б) ориентация на результат деятельности;

в) внутренний план действия;

г) возникновение познавательных потребностей;

д) рефлексия;

е) самоконтроль.

XXIII Формированию положительного отношения к труду младшего школьника особенно способствуют (располо­жите в порядке значимости):

а) мотивация;

б) знание целей деятельности;

в) коллективность работы;

г) оценка учителем;

д) оценка товарищей;

е) радость труда.

XXIV Игровая деятельность является средством (устано­вите соответствие):

а) психического развития и активизации деятельности;

б) активизации деятельности и психического развития;

в) познания окружающей действительности;

г) освоения ролей;

д) изменения позиции ребенка.

XLIX В дошкольном возрасте

L В младшем школьном возрасте_________

XXV Выберите основные признаки внимания младшего школьника:

а) преобладает непроизвольное;

б) преобладает произвольное;

в) развивается непроиз вольное;

г) развивается произвольное.

XXVI Основные свойства внимания младшего школьника (подчеркните правильные ответы):

Объем: 2-3 объекта; 3—4 объекта; 5-6 объектов. Распределение: слабое; среднее; хорошее. Переключение: трудное; среднее; легкое.

Устойчивость: высокая; средняя; слабая.

XXVII Основные особенности восприятия младшего школь­ника (выберите соответствующие признаки):

а) определяются особенностями предмета;

б) определяются особенностями целей;

в) определяются узнаванием предмета;

г) дифференцированно сгь восприятия плохая;

д) дифференцированность восприятия хорошая;

е) ситуативность восприятия предмета;

ж) эмоциональность большая;

з) эмоциональность небольшая.

XXVIII Установите соответствие.

Основные компоненты учебной деятельности младшего школьника Характеристики
16 Учебная задача. 17 Учебное действие. 18 Действия самоконтроля. 19 Действия оценки. а)правильно ли? б) достиг ли результата? в) что освоить? г) что сделать?

 

XXIX Установите соответствие.

Дети, пришедшие в школу Показатели
• Преждевременно. • С запозданием. а) игра на 1 -м плане; б) игра на 2-м плане; в) продуктивно-значимая деятель­ность; г) готовность без объективных предпо­сылок; д) желание стать школьником.

 

XXX Особенности памяти младшего школьника (выбери­те соответствующие признаки):

а) произвольное запоминание совершенно;

б) произвольное запоминание несовершенно;

в) важность эмоциональности изучаемого материала;

г) использование приемов запоминания;

д) осмысленность запоминания большая;

е) быстрое запоминание материала, вызывающего яркие образы.

XXXI Установите соответствие.

Эмоциональная жизнь младшего школьника Показатели
12. Нормальные прояв­ления. 13. Тревожность. а) жизнерадостность; б) веселость; в) шумливость; г) грубость; д) бодрость; е) эмоциональная неустойчивость; ж)непосредственность.

 

XXXII Отметьте наиболее значимые ответы.

Действенность нравственных чувств в младшем школь­ном возрасте определяется:

а) словами;

б) поступками;

в) делами;

г) переживаниями.

XXXIII Оптимально эстетические чувства в младшем школь­ном возрасте развиваются при (расставьте суждения в по­рядке их значимости):

а) восприятии отдельных произведений искусства;

б) выражении собственных эмоциональных отношений;

в) собственной изобразительной деятельности.

XXXIV Интеллектуальные чувства в младшем школьном возрасте развиваются как потребность при (отметьте три наиболее значимых ответа):

а) правильной организации обучения;

б) правильной организации воспитания;

в) самостоятельных занятиях;

г) изучении фактов;

д) осмысливании причин явлений;

е) рассматривании художественных произведений.

XXXV Установите соответствие.

Потребности младше­го школьника Показатели
• Сформированные до поступления в школу. • Развиваются в школе. а) быть лучшим учеником; б) общаться с учителем; в) общаться с товарищами; г) играть; д) двигаться; е) иметь социальную роль; ж) хорошая отметка; з) внешние впечатления; и) одобрение; к) выполнять требования учителя.

 

XXXVI Представление младшего школьника о себе, его са­мооценка формирует и соответствующее отношение к себе (установите правильное соответствие):

  Показатели
- Адекватное и устойчивое. - Неадекватное и неустойчивое. а) затруднение в анализе своих поступков; б) малое число осознаваемых качеств; в) необходимость в руководстве по формиро­ванию навыков самоконтроля;

 

3. Связанное с оценками дру­гих. г) отсутствие стремления заглянуть в свой вну­тренний мир; д) способность анализировать свои поступки; е) неустойчивость представлений о себе; ж) ориентированность на знания о себе боль­ше, чем на оценки взрослых; з) самооценка неадекватная; и) быстрая обучаемость навыкам самоконтро­ля; к) слабая ориентация на свои возможности.
28. Самооценка младшего школьника зависит от его успехов в учебной деятельности (укажите возможные сим­птомы):
• При высокой успеваемости. • При низкой успеваемости. а) повышение самооценки; б) понижение самооценки; в) уверенность в своих силах; г) неуверенность в своих силах; д) тревожность; е) пренебрежительность по отношению к сверстникам; ж) плохое самочувствие среди сверстников; з) настороженное отношение к взрослым.
29. Формирование и корректирование самооценки млад­шего школьника происходят (укажите возможные симпто­мы):
• В учебной деятель­ности. • В общении со свер­стниками. а) при оценивании знаний учителем; б) при оценивании личности; в) при самоконтроле; г) при социальном статусе.
30. Положение ученика в группе младшего школьного возраста может быть (выберите возможные симптомы):
• Благопри­ятное. • Неблагопри­ятное. а) с желанием ходит в школу; б) идет в школу с нежеланием; в) проявляет активность в учебной деятельности; г) положительно относится к группе; д) проявляет недоброжелательность; е) проявляет активность вне школы; ж) демонстрирует свою независимость.
       

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных