ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Особенности взаимоотношений младшего школьника в классном коллективе 2 страница►► СИТУАЦИЯ № 89. В семье Вадик был желанный ребенок. Были созданы все условия для его успешного развития, как считали родители, «идеальная обстановка». Постоянно о нем заботились, включали его в развивающие игры. Одним словом, в семье царила гиперопека мальчика. Что ждет Вадика в его будущей жизни? Решение. Карен Хорни пишет, что приверженность воспитательным теориям, гииеропека или самопожертвование со стороны идеальной матери являются основными факторами, создающими ту атмосферу, которая закладывает основу для чувства огромной незащищенности в будущем. ►► СИТУАЦИЯ.N1? 90. Ученик 2 класса Вася выполняет домашнее задание. Мама, заглядывая в его тетрадь, видит ошибку и делает замечание. Вася расстраивается и прекращает выполнять задание Как же маме помочь сыну в выполнении домашнего задания? Решение. Если сын увлечен выполнением домашнего задания, замечание матери «убивает» рабочий настрой. Может разрушиться и настрой учить самого себя, не говоря уже об уверенности и неуверенности в своих силах. Пока ребенок не просит помощи, не следует вмешиваться в работу сына. Вмешательство должно быть тактичным, в спокойной обстановке, а не в тот момент, когда ребенок увлечен делом на фоне общего одобрения. Нужно постараться тактично помочь ему самому найти свою ошибку и создать впечатление, что с заданием Вася справился сам. Что бы ни делал ребенок: рисовал, лепил, конструировал, писал, при этом не так хорошо, как хотелось бы родителям, не критикуйте, не направляйте его, а наоборот, проявите искренний интерес к его делу, повышая взаимоуважение. Составьте ряд заданий, с которыми ребенок может справиться самостоятельно, хотя и не очень хорошо. После самостоятельного выполнения задания ребенком отметьте его старания и успехи. Найдите спокойное время поговорить об ошибках ребенка, предварительно отметив хорошее в выполненном задании. ►► СИТУАЦИЯ № 91. Ученик 2 класса Ваня выполняет домашнее задание. Одна из задач у него не получилась. Просит маму о помощи, а она ему в ответ: «Ты уже не маленький, сам разбирайся». В результате Ваня перестал совсем выполнять задание. Дайте психологический анализ действий мамы. Решение. Часто родители из лучших побуждений хотят приучить детей быть самостоятельными, не бояться трудностей. Если у ребенка возникают какие-либо затруднения и он готов принять помощь родителей, надо обязательно ему помочь. Начните со слов: «Давай решать вместе». ►► ВОПРОС № 11. Со всеми ли заданиями ребенок может справиться сам? Ответ. Нет, не со всеми, согласно теории Л. С. Выготского о «зоне ближайшего развития». То, что ребенок может выполнить самостоятельно, — это его «зона актуального развития». То, что за пределами этой зоны, ребенку доступно только при участии взрослого («зона ближайшего развития»). Завтра это будет зона его актуального развития. А ребенок может освоить более сложный материал при участии взрослого. По мере развития ребенка круг дел, которые он может выполнять самостоятельно, увеличивается за счет тех дел, которые он раньше выполнял вместе со взрослым. Зона ближайшего развития у разных детей разная, у кого-то уже, у кого-то шире. И такой ребенок будет развиваться быстрее, чувствовать себя увереннее, успешнее. Поэтому нельзя оставлять ребенка одного там, где ему трудно, нужна помощь! Если ребенку трудно и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему. При этом: • Возьмите на себя только то, что он не может выполнить сам, остальное предоставьте делать ему самому. • По мере освоения ребенком новых действий постепенно передавайте их ему. ►► СИТУАЦИЯ № 92. Мама Риты принимает деятельное участие в подготовке домашних заданий дочери. То и дело слышно, как мама дает руководящие указания: как держать ручку и откуда начать писать, как писать и выполнять домашнее задание. Часто дочь не выдерживает и говорит: «Мама, я — сама». Что не учитывает мама во время помощи дочери в выполнении ею домашнего задания? Решение. Самые лучшие намерения мамы понятны. И руководящие указания где-то нужны, но не в совместных занятиях с ребенком. Как только они появляются, прекращается работа вместе. Не следует занимать позиции над ребенком. Сохранить позицию «на равных» не так-то легко. И главное, любая помощь ребенку превращается в свою противоположность, когда нет дружелюбного тона общения. ►► СИТУАЦИЯ № 93. Родители Лели от всех дел освободили дочь — лишь бы училась! По дому не убирает, в магазин не ходит, посуду оставляет грязной. Но учиться она тоже не хочет. Приходит из школы — либо на диване отдыхает, либо по телефону разговаривает. Отметки получает в школе: то «три», то «два». Мама с работы звонит узнать — села ли дочь за уроки? Делая одолжение, Леля садится выполнять уроки. Читает задачу — папа пытается ей объяснить. Но Леля не слушает: «Все равно непонятно». Упреки Лели сменяются уговорами папы. Учебники отталкиваются. Результата нет. Родители думают — не нанять ли ей репетитора? В чем проблемы родителей и их дочери? Решение. Проблемы родителей в том, что они хотят учиться вместо дочери Лели. Родители, которые слишком много хотят делать за ребенка, как правило, сами трудно живут. У них не остается ни времени, ни сил на собственные интересы, на личную жизнь. Тяжесть их родительского долга понятна: они не воспитали потребности у дочери учиться и учат ее вопреки ее желаниям. Получается, что дочери не надо самоопределяться и вступать в самостоятельную жизнь. ►► СИТУАЦИЯ № 94. Некоторым родителям приходится заниматься с ребенком тем, что ему неинтересно, но необходимо по программе. Как соотнести необходимое и интересное? Решение. Нужно помнить, что личность и способности ребенка развиваются в той деятельности, в которой он занимается по собственному желанию и с интересом. Полезно присмотреться к тому, чем ребенок больше всего увлечен. Это может быть игра в машинки, куклы, моделирование, современная музыка и т. д. Некоторые занятия покажутся родителям пустыми, даже вредными. Но для ребенка они важны и интересны, к ним стоит относиться с уважением. Расспросите, что именно в этих занятиях интересно м важно для него. Разделите с ним его интересы и увлечения. В совместной деятельности вы сможете передавать ребенку то, что считаете полезным: какие-то знания, практический опыт и свой взгляд на вещи и интерес к познанию, чтению книг. И родителям легче будет соединить увлечение ребенка с процессом обучения в школе, конфликты принуждения исчезнут. • Сравните эффективность самостоятельного выполнения домашнего задания ребенком и совместного. • Придумайте внешнее средство, которое заменило бы участие родителя (будильник, табель, что-то еще...). Обыграйте с ребенком такое вспомогательное средство. • Лист бумаги разделите на 2 части. На левой части напишите «САМ». На правой «ВМЕСТЕ». Посмотрите, что из колонки «вместе» можно перенести в колонку «сам». ►► СИТУАЦИЯ № 95. Бывает, что ребенок расстраивается, огорчается, терпит неудачу, в сердцах заявляет: «Больше эту задачу решать не буду!» Как реагировать маме? Решение. Если ребенок расстроен, обижен и т. п., то необходимо дать ему понять, что «слышат» и понимают его состояние. Лучше назвать словом то чувство, которое он испытывает: тебе обидно, что отняли твою любимую игрушку? Не надо оставлять ребенка наедине с его переживаниями. Если вы хотите послушать ребенка, то повернитесь к нему лицом. Важно, чтобы ваши глаза и его находились на одном уровне. Если ребенок стоит, то рекомендуется сесть (присесть) около него. Непозволительно общаться с ребенком, находясь в другой комнате или через плечо, смотреть куда-то в газету, в телевизор, на плиту и т. д. Все это говорит о том — насколько вы готовы его слушать и услышать. ►► СИТУАЦИЯ № 96. Перед вами огорченный или расстроенный ребенок, например, у него забрали машинку. Как выяснить причину обиды, настраиваясь на его «эмоциональную волну»? Решение. Следует показать ребенку, что вы понимаете его огорчения, настраиваясь на «эмоциональную волну» ребенка. Фраза же, оформленная как вопрос, не отразит сочувствия. Тем более, что ребенок часто на вопрос: «Что случилось?», отвечает — «Ничего». После каждой реплики хорошо немного выждать, сделать паузу. Пауза поможет ребенку разобраться в своих переживаниях и почувствовать, что рядом взрослый. Помолчать хорошо и после ответа ребенка. Возможно, он что-то добавит. Дайте ребенку больше говорить. В ответе взрослого иногда полезно повторить, что случилось с ребенком, а потом обозначить его чувство. Ю. Б. Гиппенрейтер настоятельно рекомендует родителям освоить способы активного слушания. Можно ожидать следующие результаты: 6. Исчезают, ослабевают отрицательные переживания ребенка (разделенная радость удваивается, разделенное горе становится вдвое меньше). 7. Ребенок убеждается, что взрослый готов его слушать, начинает рассказывать о себе все больше: темы повествования (жалобы) меняются, развиваются. 8. Ребенок сам продвигается в решении своей проблемы и приучается сам активно слушать. 9. Изменяются и сами родители, находя в себе больше терпения, меньше раздражаются. Лучше видят, как и почему ребенку бывает плохо. СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ 7. Психологически принимать ребенка со всеми его трудностями (неуспехи оценивать как временные, к успехам приводит необходимая помощь, а не насилие, упреки, приказы). 8. Дать право ребенку ошибаться и самостоятельно исправлять свои ошибки. Относиться к ошибкам как к закономерному явлению. Важно научить ребенка видеть ошибку, её причину, уметь самостоятельно ее исправить. 9. Включенность ребенка в деятельность — непременное условие продвижения в обучении. 10. Учебные задания должны быть посильными. Опираясь на «зону ближайшего развития», идти в обучении вперед, отслеживая усвоение предлагаемого материала. 11. Должна быть сформирована учебная мотивация, то есть желание учиться. 12. Воспитывать успехом. Старайтесь создать ребенку ситуацию неизбежного успеха в выполнении учебного задания и поощрять даже отдельные элементы действия, активность, наблюдательность, усидчивость и т. д. Ориентируйте ребенка на успех, а не на избегание неудач. 13. Индивидуальный стиль деятельности с точки зрения эффективности обучения может быть в большей или меньшей степени оптимальным. Он формируется под руководством и контролем взрослого (учителя). Поэтому именно от учителя зависит, насколько оптимально ученик будет использовать имеющиеся у него интеллектуальные способности. Например, использование резервов памяти при заучивании стихотворения. ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ ►► ВОПРОС № 12. Почему необходимо ориентировать обучение на развитие мышления и воображения? Ответ. Ориентирование обучения на развитие воображения и мышления дает возможность существенно изменить позицию ученика — предоставить ему другие учебные роли: исследователя, организатора своей деятельности. Дети будут активно участвовать в каждом шаге обучения: - принимать учебную задачу; - анализировать способы ее решения; - выдвигать гипотезы; - подбирать средства для ее решения; - контролировать, определять причины ошибок. Чувство свободы выбора делает обучение сознательным, продуктивным и более результативным. ►► СИТУАЦИЯ № 97. Некоторые ученые считают, что чувства проявляются автономно, сами по себе, и не связаны с совокупностью наших процессов. Выскажите свое мнение по затронутому вопросу. Решение. Мнения могут быть разные. Женевский психолог Клаус Шерер убеждает, что чувства соотносятся с восприятием и суждением, которые придают им смысл. Эмоции не только ощущаются, но и осмысливаются. Связь эмоций и мысли показал американский нейробиолог А. Дамаско. Он наблюдал, как после операции по удалению опухоли мозга изменилось поведение пациента. В то время как тесты на интеллект дали положительные результаты, обнаружилось нарушение способности при- пимать правильные решения, отличать главное от второстепенного, извлекать уроки из собственных ошибок 11 добиваться цели. Пациент утратил способность эмоционального реагирования: к картинкам, вызывающим страх, был безразличен. Активная осмысленная жизнь стала для него невозможной. 11 равильное мышление зависит от эмоциональной полноценности. ►► СИТУАЦИЯ № 98. Родители обычно воспитывают своих детей по своему «образу и подобию». Почему? Потому что они все довольны собой. Почему родители не работают над собой и не заботятся о воспитании своего ребенка, который должен жить в новых социальных условиях? Решение. Воспитание и самовоспитание — дело хлопотное. 3. Фрейд говорил: «Когда дело доходит до самовоспитания, тут мы не все гении». Не многие родители могут похвастать тем, что проводят с ребенком систематические занятия хотя бы по развитию памяти, логического, творческого мышления и воображения. Не занимаясь воспитанием ребенка, родители причиняют ему непоправимый ущерб. Но больший ущерб причиняют своим детям те, кто слишком рьяно пытается их «воспитывать» — не обладая психолого-педагогическими знаниями и умениями. ►► СИТУАЦИЯ № 99. В человеческом обществе воспитание ребенка осуществляется на принципах нравственности. Почему именно принципы нравственности, принятые в обществе, лежат в основе воспитания ребенка? Решение. Нравственность есть истинно человеческая система регуляции, принципы которой противоположны биологическому, аффективно-эмоциональному механизму («делай, что хочется»). Самые удивительные примеры преданности, самоотверженности и взаимопомощи животных основаны на инстинктах или, может быть, любви, но не на чувстве морального долга, которое, видимо, только людей заставляет желать то, чего не хочется. ►► СИТУАЦИЯ № 100. Ребенок совершил поступок. Вы спросите какой? Хороший или плохой? Даже плохой поступок — это самостоятельность ребенка. И это уже хорошо. Вы убеждаете его в том, что он плохой и как плохо все то, что он сделал. Это запомнится ребенком и отучит его от самостоятельности, от стремления к Поступку. Пока ребенок мал, ему нужна положительная оценка взрослого. Пусть с оговоркой, но положительная. Но вот он подрос — и ему нужна уже его собственная оценка. После того как в 8-12 лет ребенок совершил поступок, не надо спешить с оценкой. Пусть он сам его оценит. Еще не может? Как помочь ребенку оценить свой поступок? Решение. Задача взрослого — дать ребенку способы самому осуществить процесс поиска, понимания мотивов своего поведения. В сложных ситуациях — подсказывать, напоминать. В целом — обучать этому. Проанализируйте один из поступков ребенка сами, вслух, для него. Поставьте себя на его место, рассуждайте за него. Затем за других участников ситуации. Приведите точку зрения и других детей, и взрослых. В следующий раз он уже будет сам участвовать в таком диалоге с вами. Так можно воспитать привычку к внутреннему диалогу, к сознательному выбору вариантов поведения в сложных жизненных ситуациях. Помните, как учат детей играть в шахматы: - сначала рассуждает взрослый (один, но вслух); - затем — вместе с ребенком; - далее ребенок делает это сам (после хода, во время хода, перед ходом). Анализ поступка обычно скоро приводит к тому, что ребенок обучается анализировать смысл и последствия поступка заранее. Это приведет к самовоспитанию личности. Ребенок должен усвоить смысл самого поступка. По поступку трудно понять, чем руководствовался человек, совершая его. Поэтому важен мотив, важен смысл этого поступка для человека, совершившего его. Одни и те же поступки могут совершаться из разных побуждений и таить в себе разный смысл. Ребенок должен знать и понимать это. ►► СИТУАЦИЯ № 101. Согласно Л. С. Выготскому, основной психологический смысл кризиса 7-ми лет — это утрата детской непосредственности. В отношениях с окружающими он становится не таким понятным, как раньше. Почему это происходит? Решение. У ребенка появилась своя внутренняя жизнь, не всегда понятная окружающим (что он думает, что чувствует, переживает). Изменяется самосознание ребенка: он начинает размышлять, прежде чем действует, пытается оценить свой поступок с точки зрения его результата и пр. Тем самым поведение ребенка перестает быть импульсивным и становится произвольным, управляемым. Л. С. Выготский подчеркивает возникновение у ребенка обобщенных переживаний. Успехи и неуспехи приводят к формированию чувства неполноценности или полноценности, собственной значимости, умелости, компетентности. Рождается социальное «Я». Дети, не прошедшие кризиса начала школьного обучения (7 лет), по сути, еще являются дошкольниками. Дети, преодолевшие кризис со всеми его потерями и приобретениями, готовы вступить в новый возрастной этап. Это может быть в 6-7 лет, исходя из особенностей психофизиологического развития, характера социального окружения, особенностей воспитания и т. д. ►► СИТУАЦИЯ № 102. На протяжении младшего школьного возраста начинает складываться новый тип отношений ребенка с окружающими людьми. Благодаря каким новообразованиям возраста это происходит? Решение. Центральными новообразованиями младшего школьного возраста являются: 9. новый уровень развития произвольной регуляции поведения и деятель?тости; 10. внутренний план действия; 11. рефлексия; 12. ориентация на группу сверстников. ►► Ситуация 103. В период обучения в начальной школе ребенок, познавая окружающий мир и себя в этом мире, имеет большие возможности для развития своей личности. Развитие каких качеств наиболее благоприятно в этот возрастной период? Решение. Младший школьный возраст сенситивен для развития: 5. познавательных потребностей мотивационной сферы личности; 6. навыков и умений учебной деятельности; 7. навыков самоконтроля и саморегуляции; 8. адекватной самооценки, критичности но отношению к себе и окружающим; 9. нравственной сферы личности как единства сознания, чувств и поведения; 10. навыков общения со сверстниками и установления прочных дружеских контактов. ►► СИТУАЦИЯ № 104. Нередко возникает ситуация, когда ученик не успевает, не справляется с учебной нагрузкой. И такой ситуации часто «вина» ложится на ребенка: не- ипимателен, не выполняет вовремя задания и др. А что мог не учесть сам учитель? Решение. Взрослый может быть виноват лишь в «немногом»: он не определил зону ближайшего развития ребенка, пространство его сегодняшних возможностей, не учел ('го самочувствия в учебной деятельности. Зона ближайшего развития для каждого ребенка индивидуальна. И не всякий ребенок попадает в «усредненную» зону развития для определенного возраста. И результат обучения и самочувствия ребенка, и его межличностные отношения могут быть разными. ►► СИТУАЦИЯ № 105. Есть возрастные периоды, когда желание настоять на своем, сделать наперекор другим (особенно взрослым) усиливается. Это связано с кризисом возраста. В младшем школьном возрасте: кризис — 7 лет, в это время желание делать по-своему, самостоятельно настолько сильно, что любые действия со стороны взрослых, противоречащие его намерениям, вызывают реакцию протеста. Родители в этих ситуациях чувствуют растерянность и беспомощность, не зная как себя вести. Либо уступают под напором ребенка, либо, наоборот, вступают в противоборство, противостояние. Замечено, что порог терпимости у разных родителей разный: для одних такое противостояние — лишь мелкое неудобство, для других — невыносимо. Как можно перейти от противоборства к взаимопониманию? Решение. Нередко, увлекшись борьбой с упрямством, родители перестают видеть ребенка, увлечены только своей целью доказать свою силу, ум, старшинство и т. д., заставить ребенка понять, что родителей надо слушаться. Для решения подобных ситуаций необходимо уточнить, что вкладывается родителями в понятие «упрямство». Может иметь место непонимание. Под упрямством могут пониматься невнимательность, утомляемость, заторможенность, закомплексованность, неуверенность или возбудимость, гиперактивность и др. Может присутствовать смешение настойчивости, целеустремленности с упрямством, привычка к самостоятельности, инициативности и т. п. Уточнив понятие, необходимо учесть возрастные особенности, частоту и интенсивность упрямства, когда и в каких ситуациях ребенок упрямится, становится несговорчивым, что этому предшествует. Возможно, ребенок заявляет о себе, о своих желаниях, чувствах в форме нежелания (упрямства). Важно выяснить желания ребенка. Часто родители не представляют, что чувствует ребенок, когда его заставляют что-то делать. Он может ощущать беспомощность, ненависть, жалость к себе, обиду, страх. В этом случае происходит столкновение двух упрямств: родителя и ребенка. В таких случаях родителю полезно вспомнить свой собственный детский опыт. Какие чувства были в такие периоды детства? Что хотелось сделать? Такие воспоминания позволяют лучше понять своего ребенка. Поняв бессмысленность, неэффективность позиции противостояния, нужно повернуться лицом к ребенку и перейти на позицию взаимопонимания. Выяснить мотивы и причины, определяющие поведение ребенка. Так произойдет переход от противостояния к диалогу. Ребенок сразу почувствует доброжелательность родителя, что его хотят понять. За «не хочу» часто кроются опасения (нужна поддержка), страхи (не делает того, что вызывает затруднение) и желания, которые трудно осознаются ребенком. ►► СИТУАЦИЯ № 106. Надя (7 лет) что-то хочп к 1.н вместе с мамой, но непонятно, что именно. При ним |>< бенок капризничает, раздражается. Каким должно быть поведение мамы? Решение. Мама должна предложить Наде- меренщ. п.. можных совместных занятий. «Ты сейчас хочеип. ищи совать со мной, послушать сказку или что-то еще? • Даже при неполном перечне пожеланий Илдн..... ли что мама интересуется ее мнением, хочет моим I к м мин дочери. В процессе диалога желание ребенка обычно кот |м ш н руется. Обсуждается его реализация: сразу ш и ш ■ и | некоторое время, а может быть в модифицпроилши».м м де, в замещающей деятельности или только и причин» мечтах: «Как здорово, когда...», «Хорошо, что у м ои п I такое желание». А. С. Макаренко подчеркивал, что истинным < м> и ' ч«ловеческой жизни есть завтрашняя радость, но ммч и I нужно трудиться, жить... ►► СИТУАЦИЯ № 107. В качестве мотива учсС..... к тельности школьника могут быть устанонкп (>........ ло — установка на успех во что бы то им ста/ю,.......... вестной песне: «... нам нужна одна победа, о/мы 11.1 ш < мы за ценой не постоим!» А возможна устлнот.1 п.* м бегание неудачи — не получить «двойку», гоп м. \ 1 м • ся как в афоризме: «Главное — не побеждл п.,.1 \ч. вать». Как будет осуществляться учебная дпмг п.нош школьника и развитие его личности и наши ими» ш < этих установок? Решение. Учащиеся с установкой па успех при ш • \ * туациях, что бы ни случилось, ни за что не гд... 1 ник, старающийся избегать неудач, хорошо учиты и 1 будет и в будущем больших профессионпчьны........... не достигнет. ►► СИТУАЦИЯ № 108. Ваня (9 лет) смотрит по сторонам, мечтает о компьютерных играх, дома все время сидит перед телевизором, уроки делает под нажимом. С лица его не сходит улыбка. Ваня улыбается всегда, и когда его ругают, и когда ставят двойки. Только при виде отца с ремнем моментально становится серьезным. Но ненадолго. Родители говорят: «Ему совершенно наплевать на оценки, на то, что о нем думают!» Так ли это в действительности? Почему через два года учебы налицо такой результат? Решение. Улыбки улыбками, но лицо Вани не походит на лицо счастливого мальчика. Это маска, под которой живет страх. Выясняется, что в первом классе Ване с трудом давались письменные уроки. Мама раздражалась. В результате при одном упоминании о школе ребенок входил в транс. К третьему классу патологическая реакция страха стала у него привычной. Но то, что мальчик хорошо и с удовольствием выполнял задания, не связанные со школой, говорит о том, что у него внушенный страх школы, возникший в начальный период обучения. ►► СИТУАЦИЯ № 109. Витя (7 лет), мальчик старательный и аккуратный, слушал учителя внимательно. Он хорошо переписывал упражнения с доски. И все, что нужно скопировать, он выполнял хорошо. А там, где требуются умственные усилия, он испытывал затруднения. Вместо того чтобы понять текст, дословно его заучивал. Вместо решения задачи ждал, когда можно было просто списать ее решение. С чем может быть связана такая интеллектуальная пассивность ученика? Решение. Обычно так происходит, когда у ребенка маленький запас интеллектуальных впечатлений. Родители мало уделяли внимания детской любознательности. Они не всегда отвечали на детские вопросы, не побуждали ребенка к новым вопросам. Не побуждали его к самостоятельному поиску ответов. Именно в этих поисках и заключен основной путь развития. Необходимо срочно ликвидировать данные пробелы развития интеллекта Вити. ►► СИТУАЦИЯ № 110. Вика (7 лет) — девочка, склонная к демонстративности. Когда речь заходит о домашних заданиях, начинается упрямство, вредничанье, а то и вызывающее поведение. Угрозы и наказания эффекта не дают. В чем истинная причина нежелания девочки выполнять домашние задания? Решение. Таких бунтующих, как Вика, следует окружить теплом и заботой. Даже если, казалось бы, этим ребенок не обделен. У них повышена потребность в ласке. Когда Вика делает уроки, необходимо подвинуться к ней поближе, погладить по головке, пошептать на ухо что- нибудь ласковое и ободряющее. Вике нужна не столько реальная помощь, сколько открытое выражение радостных чувств. Впоследствии можно будет просто пообещать, что после того как будут сделаны уроки, мама вместе с дочерыо займутся чем-либо интересным. Одна девочка очень образно выразилась: «Когда все нормально, мама меня не замечает. У нее слишком много дел». ►► СИТУАЦИЯ № 111. Мама Коли говорит, что она по- разному пробовала воздействовать на сына, чтобы он вовремя делал уроки. «Не сделаешь уроки, — говорит мама, — не будешь играть в компьютер». А он ей: «Ну и не надо! Обойдусь!» «Он без всего может обходиться», — говорит мама. Как маме выходить из данной ситуации? Решение. Избалованные дети более требовательны. Иначе они не были бы избалованными. Когда мама запрещает ему включать компьютер, Коля играет в игрушки, смотрит телевизор, идет гулять. Т. е. ребенок все равно развлекается, и родители это допускают. В результате, они своего не добиваются. А ребенок — непобедим. Но если родители проявят последовательность, все быстро встанет на свои места. И необходимо внушать ребенку, что учится он не для родителей. Ученики начальных классов очень трепетно относятся ко всему, что связано со школой, с учителем. И сказать перед всеми, что не выучил урок, им страшнее, чем старшему школьнику. Последствия собственной безответственности сыграют свою роль. Но в начальных классах, конечно, нужно контролировать качество выполнения домашних заданий. Необходимо настраивать ребенка на то, что если он будет внимательно слушать объяснения учителя, большую часть устных уроков ему удастся выучить уже в классе и дома не придется тратить время. ►► СИТУАЦИЯ № 112. В мотивации на успешность ребенка в учебной деятельности большая роль принадлежит учителю. Какие действия учителя способствуют той или иной мотивации ребенка на учебу? Решение. Действия учителя могут быть ориентированы: QQ. на избежание неудач: XI при сравнении достижений одного ученика с достижениями других («не хуже других»); XII при жестком контроле, когда помощь оказывается в виде приказа, навязывания своего мнения; XIII при объяснении неудачи отсутствием способностей. Или говорят: «Тебе, наверное, повезло, вопрос достался легкий»; RR. на достижение успешного результата: XIV принимается в расчет зависимость успеха от прилагаемых усилий; XV при развитии самостоятельности и инициативы ученика; XVI объяснение неудач недостатком приложенных усилий. При хорошей оценке говорят: «Молодец, хорошо поработал». Сформированная таким образом в детстве мотивация избегания неудач или достижения успеха будет пронесена через всю жизнь. Родителям младшего школьника следует: XVII учить детей задавать вопросы не только другим, но, прежде всего, себе. Необходимо, чтобы ребенок не ждал готового ответа, а находил его сам. С этой целью взрослый своими вопросами побуждает ребенка задавать себе вопросы. Например: «Тебе все ясно?..», «А что значит это?», «А как бы ты ответил на такой вопрос?» Важно научить ребенка пользоваться справочной литературой: словарями, справочниками, энциклопедиями и пр.; XVIII показывать ребенку ценность знаний, образования, культуры человека. Надо формировать культ интеллекта. Всякие знания приносят пользу, только одни — сегодня, а другие — завтра. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|