ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 5 страницасходство лакедемонян и индийцев. Но у лакедемонян рабами являются илоты, и они исполняют подобающее рабам, у индийце» же никто не является рабом, ни тем более кто-либо из индийцев»2. Даже современники Мегасфена не соглашались с утверждением селевкидского посла: «По уверению Мегасфена, никто и» индийцев не имеет рабов, но Онесикрит считает это только особенностью мусиканского населения (на территории совр. Синда. —- Авт.)...» (Страбон XV. 1.54). Из контекста ясно, что Страбон не принимает утверждение Мегасфена как бесспорное. Несмотря на то что за данным свидетельством стоит авторитет современника и очевидца, ему нельзя безоговорочно следовать 3. И все же на него обычно ссылаются те, кто считает рабство явлением, нехарактерным для древней Индии. Конечно, современная историческая наука далеко ушла от того времени, когда даже крупные ученые, чьи работы были важным событием в индологии, упоминали о рабстве только в случайной связи 4. Но и в наши дни этой проблеме в западной и индийской историографии уделяется незаслуженно мало внимания5. И сейчас некоторые исследователи рассматривают рабство как случайное явление в древнеиндийском обществе, вольно или невольно преуменьшают его значение и ограничивают сферу его применения. Между тем в древности рабство было закономерной формой общественных отношений. Оно в решающей мере способствовало домке родо-племенных отношений, образованию гражданского общества, разделению труда, росту производительных сил и на этой базе развитию культуры: известно, что возникновение древнейших цивилизаций происходило в прямой связи с возникновением рабовладельческих отношений. Обладание рабами в те далекие эпохи вовсе не считалось неблаговидным 6. Положение раба. Под рабом следует понимать человека, лишенного правосубъектности, являвшегося собственностьют другого лица, не собственника своей рабочей силы и результатов своего труда. Различные категории рабов были неодинаковы по своему положению, и мы здесь имеем в виду (если это специально не оговорено) раба в полном смысле слова, т. е. такого, в котором главные особенности его классового положения и юридического статуса воплощены в наиболее полной мере и ближе всего подходят к данному выше определению. В древней Индии таким был раб по рождению. К рабам (dasa) могли причисляться также различные категории лиц, находившихся во временной и условной зависимости (кабальные должники, лица, заключившие договор о рабской службе, и т. д.). Но их положение в немалой степени отличалось от положения собственно рабов, и они не всегда назывались термином «даса». Наиболее заметная общая черта, отличающая раба, — отсутствие права на свою личность8. Это и в древнеиндийских сочинениях формулируется достаточно определенно: «Раб — не хозяин самому себе» (па dasah prabhuratmanah)9. В буддийском сочинении «Маджхима-никая» (I. 275) говорится: «Если чещ. век — раб, он не хозяин самому себе (anattadhino), он подчцвеЕ другим (paradhino) и не может идти, куда пожелает. Если ясеон освобождается от рабства, он становится хозяином самому ^ не подчиняется другим и может идти, куда пожелает» ш. «Корова| коза, человек (manuja), овца, лошадь, мул, осел — эти семь сведущими считаются домашними животными (grarayah pafeavafci)," В древней Индии, так же как в античных странах, право-вяина распоряжаться жизнью и смертью раба не вызывало со. мнений: «[Если] слуги куплены за деньги, [то] их жизнь — ър ках хозяина; не преступление отнять у [такого] слуги жизнью'1, И то были не пустые слова. Имеется немало примеров расправы господина с рабами13. Юридически раб был неправоспособен; сделки, заключение им, считались недействительными 14, он не мог выступать свцде. телем в суде (Ману VIII. 66). Однако различные обстоятельства вынуждали в некоторых случаях отходить от этих положений. Так, при отсутствии надлежащих свидетелей мог быть допроцен и раб (Ману VIII. 70). Если с разрешения хозяина он нанимался к третьему лицу 15, то по отношению к последнему оказывал^ наемным и в какой-то мере неизбежно должен был стать юрщ. •ческим лицом. Источники разных периодов содержат много упоминаний ой уплате дани рабами (Мбх. И. 47.7; 48.10), о проигрыше рабовв кости16 и дарении их. В эпосе часто повествуется о дарен% царями при жертвоприношениях сотен тысяч (и даже миллй,. нов) юношей и девушек (Мбх. II. 30.51; 45.18; XII. 29.29 и др.) В джатаках встречаются сообщения о дарениях 100 (Ns 456, IV. 99) и 700 (№ 544, VI. 503) рабов и рабынь. Монахам запре! щалось принимать рабов в дар (Дигха-никая I. 5), и само запре. щение указывает на то, что такие факты считались возможными' иапрещение не распространялось на монастыри, которые имела большое число рабов. Встречающиеся в текстах цифры часто пре. увеличены17, а иногда и просто фантастичны, но они свидетель. ствуют о том, что дарение людей считалось древними индийцами иполне естественным. Раба можно было заложить. Если отдава. лась в залог рабыня (как и в случае с домашними животным^ аа проценты по ссуде принималось ее потомство (Вишну VI. 15), Хозяин имел право продать раба, и такая продажа по форз^ мало отличалась от сделок подобного рода с движимым имуще. ством. В отличие от животных; «четвероногих? (чатушпада), рабц при перечислении часто именовались «двуногими» (двипада), Правила торговли ими (как и другими товарами), регламентацию ре и наказание за нарушение правил устанавливало государство, При продаже полагалось объявлять данные, которые необходим было знать покупателю; умолчание о дефектах, касающихся здо. ровья раба или невозможности выполнения им тех или иных ра, вот, каралось (Артх. III. 15). Древние авторитеты определяли^ грок, в течение которого покупатель мог вернуть раба, коль скс- 309 ро последний не соответствовал объявленным качествам18. Пошлина при продаже «двуногих» составляла двадцатую или двадцать пятую часть их цены, т. е. столько же, сколько при торговле одеждой, животными, хлопком, благовониями и пр. (Следует отметить, что если торговля вообще считалась делом недостойным высших каст, то торговля людьми всячески осуж-далась 19.) Имеются данные о внешней торговле рабами: в «Перипле Эритрейского моря» назван индийский порт Баригазы (совр. Бха-руч) в качестве места, куда ввозились рабы из других стран 20. В джайнской литературе упоминаются рабыни из Средней Азии, Ирана, Шри Ланки21. Имеются свидетельства и о вывозе рабов из Индии (Перипл 31). Цены на них всюду зависели от факторов не только более или менее устойчивых (выгодность использования рабского труда), но и таких изменчивых, как наличие рабов на рынке, потребности или даже капризы рабовладельцев и т. д. Древняя Индия, по-видимому, не составляла исключения. У нас почти нет сведений о стоимости рабов. Если же таковые и встречаются22, то им вряд ли можно доверять, ибо обычно неизвестна покупательная способность упоминаемых денежных единиц 23; кроме того, приводимые цифры, как правило, неправдоподобно округлены. Имеются и косвенные данные, позволяющие судить об общей ценности рабов независимо от конъюнктуры. При рассмотрении вопроса о восстановлении хозяином своих прав на утерянную или похищенную собственность говорится, что выкуп за раба должен быть на четверть больше, чем за лошадь, в два с половиной раза больше, чем за буйвола или корову, и в двадцать раз больше, чем за овцу или козу24. Эти цифры можно считать показателями относительной стоимости выкупаемого. Раба, как и всякую другую вещь, можно было украсть 25. За кражу его полагалось «среднее наказание» в 250-500 пан или штраф в 600 пан, что соответствовало отрубанию обеих ног (Артх. III. 17; IV. 10). Серьезность наказания — также свидетельство большой ценности работ. Будде приписываются слова о запрещении принимать в буддийскую общину рабов 26; не принимались они и в джайнскую общину27: прием рабов в монашескую общину был бы равноценен укрывательству, нарушению прав собственности, а в строгом соблюдении этих прав монастыри были заинтересованы не меньше других: ведь они сами являлись крупными собственниками. В случае дележа наследства рабы делились, как и всякое другое имущество. Если наследников было больше, чем рабов, последние оставались общесемейной собственностью и работали на своих хозяев по очереди 28. Господин имел безусловное право на потомство рабыни независимо от того, кто был настоящим отцом 2В. Как отмечалось ранее, рабы давались и в залог. Непременная особенность рабского состояния — отсутствие права собственности на свою рабочую силу и на результаты •коего труда. В странах античного мира признавалось естественным, что человек, потерявший право на самого себя, не мог и приобретать что-нибудь в собственность30. Так было и в древней Индии, что подтверждается самыми различными источниками. В «Законах Ману» (VIII. 416) говорится: «Жена, сын и раб (dasa) — трое считаются не имеющими собственности: чьи они, того и имущество, которое они приобретают». Это положение присутствует и в других источниках 31. Сошлемся на эпизод из «Махабхараты», где рассказывается, что Юдхиштхира проиграл Драупади — общую жену Пандавов. Как известно, это случилось уже после того, как он проиграл самого себя (т. е. стал рабом). В связи с этим дядя Пандавов Нидура утверждал, что Драупади — не рабыня, ибо раб не имеет ничего, что бы он мог сделать ставкой в игре. На этом же основании и Драупади отказывалась признать себя рабыней (Мбх. II. 59 и ел.). Обратим внимание на то, что в цитированном выше стихе из «Законов Ману» имеется в виду не всякое имущество, а только то, которое заработано во время пребывания в рабской зависимости. Полная имущественная неправоспособность не являлась непременной особенностью рабского положения. Так, рабовладелец, становясь хозяином свободнорожденного раба (военнопленного, продавшего себя и т. д.), не становился автоматически собственником имущества, принадлежавшего рабу до его порабощения. Кроме того, такой раб пожизненно сохранял семейные и родственные связи, а следовательно, и право на долю семейного имущества. Наконец, хозяин мог поощрять раба подарками, разрешать трудиться и на других за особую плату или даже вести особое хозяйство — все это для того, чтобы дать возможность рабу накопить сумму для выкупа. Жизненные обстоятельства всегда были бесконечно разнообразны и заставляли отступать от общих правил. Известно, что во многих странах древности (Вавилония, Греция, Рим) рабы нередко обладали имуществом на основе пекулия (или на какой-либо другой) и в определенной мере могли им распоряжаться. Сходным было положение и в древней Индии. Особенно много материала дает нам «Артхашастра» (III. 13). За рабом признается право на имущество: «Наследниками имущества раба являются родственники, [и только] при отсутствии их — господин». В IX главе «Законов Ману», где речь идет о наследовании имущества, содержится любопытный стих (IX. 179), позволяющий думать, что рабы сами иногда имели рабов 32. «Если у шудры есть сын от рабыни (dasi) или от рабыни раба (dasadasi), он, признанный [отцом], может получить часть [наследства]: такова установленная дхарма». Хозяева были властны над жизнью и смертью раба и могли наказывать его по своему произволу. Имеется достаточно свидетельств, что они этим правом широко пользовались. В «Махабха- рате» говорится: «Если люди используют людей как рабов, [то], подчинив их битьем и заковыванием, заставляют работать ден! и ночь. [Раб] знает, какова боль при битье и содержании i оковах» (Мбх. XII. 254.38-39). В джатаке (I. 451) рассказыва^ ется о рабе по рождению, которого воспитывали вместе с сынош хозяина. Он научился грамоте и вообще по своему положении отличался от других рабов. Однако и ему приходилось думат! о том, что при любой провинности его могут избить, заковать, заклеймить, перевести на пищу рабов. О жестоком обращенщ с ними говорится во многих джатаках (№ 4, 97, 542, 547), ] «Маджхима-никае» (I. 344), «Махавасту» (I. 18) и др. По приказанию хозяина раб должен был выполнять любув порученную ему работу33. Но жизнь и в это общее правило внО' сила некоторые поправки: следовало различать подлинных рабо! (постоянных) и лиц, попавших в рабскую зависимость на время, Хозяину приходилось учитывать, что рабы потеряли свою свободу при различных обстоятельствах, что они происходили и; разных общественных слоев и т. д. Поэтому не всякого раб£ можно было заставить выполнять работы, влекущие за co6oi ритуальное осквернение {уборка нечистот и пр.). В «Артхашаст-ре» (Ш. 13) содержится немало ограничений произвола хозяин! по отношению к свободнорожденным рабам. От раба требовалась преданность господину и totobhoctj следовать его приказаниям. Выражения «рабская покорность», «подчиненное положение, подобное рабскому» и другие постоянн< встречаются в древнеиндийской литературе. При такой крайней форме господства и подчинения ни о каком уважении женской чести потомственной рабыни не могл< быть и речи. Хозяин не только сам сожительствовал с ней (факто! подобного рода множество), но и принуждал ее сожительствовать, с кем ему было угодно34. Сведения о бытовом положении раба (его питании, одежде, условиях работы и отдыха и т. д.) скудны, но все же дают основания думать, что оно было весьма незавидным. Существование специальных определений «пища раба» (дасапарибхога) и дру-гих для обозначения пищи как самой плохой показывает, что питание его было скверным35. Так же надо относиться и к сообщениям о том, что раб получ чал плату за работу и деньгами 36. Принципиально это не снимало различия между ним и наемным работником. Последний заключал договор с хозяином; ничего подобного с рабом не слу-чалось. Хозяин, разумеется, мог время от времени поощрять его даже деньгами (в некоторых случаях небольшие денежные подарки37 выдавались систематически), но то было только поощрительное вознаграждение, и оно полностью зависело от воля хозяина. Частые утверждения о специфически мягких формах рабства в древней Индии опираются главным образом на содержащиеся в источниках призывы xoponio обращаться с рабами. Если бь| отношения между рабами и рабовладельцами строились на основе взаимного доверия и доброжелательства, вряд ли нужно было так настойчиво взывать к мягкосердечию последних. Конечно, острота внешних проявлений классового антагонизма могла несколько смягчаться определенной патриархальностью отношений между рабом и господином, особенно в семьях мелких рабовладельцев, где рабы по своему положению практически мало отличились от прочей домашней челяди, а иногда и от младших членов семьи38. Имеется немало данных о том, что в древней Индии семейные рябы были обычным явлением. Так, в «Махабхарате» (II. 48.28) рассказывается о дарении десяти тысяч рабов «вместе с их женами» (sadaranam). В «Артхашастре» (IV. 9) говорится о замужней рабыне (parigrhita dasi) и там же (III. 13) — о матери, брате и осетре рабыни, тоже рабах. Семьи рабов упоминаются в джа-тпках (например, № 454). Видимо, их браки заключались без Исполнения всех обрядов, полагающихся для свободных39, и не были столь прочными, как семьи свободных, поскольку и они пависели от воли хозяина. Всякий свободный, ставший рабом, в течение длительного времени сохранял родовые и семейные связи, которые отличались большой устойчивостью; они не могли так быстро распасться, и рабовладелец вынужден был в какой-то мере с ними считаться. В «Артхашастре» устанавливается: «Потомство продавшего п'бя пусть остается свободным» (III. 13). Потомство же рабыни, появившееся после ее порабощения, принадлежало, как уже упоминалось, хозяину40. Рабовладелец не мог игнорировать статус попавшего в рабство — становился ли он пожизненным рабом или находился во временном рабстве. Составители шастр выделяли ряд категорий временно зависимых рабов (неоплатных должников и т. д.). Источники рабства. В Индии с самой глубокой древности для обозначения раба существовал один главный термин — dasa. Однако в источниках встречаются и другие термины. И тому были серьезные основания, ибо в положении отдельных категорий рабов имелись различия. Это обусловливало необходимость классификации и определения некоторых особенностей в положении Каждой категории. Наиболее важными при классификации были обстоятельства порабощения или приобретения и условия освобождения. В «Законах Ману» (VIII. 415) говорится: «Захваченный под Инаменем, раб за пищу, рожденный в доме, купленный, подаренный, доставшийся по наследству, раб в силу наказания — Таковы семь разрядов рабов». Не исключено, что этот стих явля-«тся более древним, чем основная часть текста, содержащегося II сборнике: здесь не говорится о продавших себя или своих родственников, тогда как в XI. 60 и XI. 62 упоминаются и те и другие. В джатаке № 545 (VI. 285) упоминаются четыре вида рабов: урожденные, купленные, сами поработившиеся и ставшие рабам из страха. Первые два упоминаются и у Ману, другие — явн свободнорожденные, но какова между ними разнида — неяо но. Различные категории рабов упоминаются и в других буддиЙ ских сочинениях. «Виная-питака» (IV. 224) говорит о рабах родившихся в доме (antojata), купленных (dhanakkito), военно пленных (karamaranito)41. Шесть видов рабов знают джайнски канонические тексты. В более поздней дхармашастре Парад (V. 26-28) приводится список, включающий пятнадцать термино для обозначения рабов. Эти перечисления и другие материалы позволяют прийти выводу, что основными источниками рабства, как полного, та и временного, были: естественное воспроизводство рабов, т. о рождение рабов рабынями, обращение в рабство военнопленных продажа и дарение самого себя или продажа и дарение дете' и иных свободных родственников, долговая кабала, обращени в рабство как наказание за преступление. Рабы по рождению (потомки рабынь) известны под разным наименованиями, но все термины имеют значение врожденный в доме*42. Этот источник рабства был, вероятно, наиболее постоянным и обильным. Рабы по рождению, совершенно оторванньг от своего рода и племени, были самыми надежными и послуш«ними, но и самыми обездоленными. Их меньше всего касались те послабления, которые вынуждены были иногда допускать рабовладельцы. Впрочем, надо отметить, что в «Артхашастре» (Ш. 13) провозглашается, например, право рабыни и ее ребенка на свободу, если последний — сын хозяина. При определенных обстоятельствах могли освободиться также мать, брат или сестра. Еще одним из основных и, очевидно, древнейших (на это указывает происхождение термина dasa — враг) источников рабств* было порабощение военнопленных. По представлениям всех дреи^ них народов, военнопленного рабом делало то обстоятельство, что победитель, сохраняя побежденному жизнь, тем самым оставлял за собой право распоряжаться ею по своему усмотрению, Множество подобных примеров содержится в «Махабхарате», Царь Магадхи Джарасандха держал в заточении 86 побежденных царей, намереваясь принести их в жертву Рудре. «Таков древний обычай кшатриев», — объяснял он Кришне (П. 20.26). Бхимп, пленивший царя Джаядрадху, который пытался похитить Дрпу* пади, потребовал от него: «В собраниях и общественных местлх ты должен говорить: „Я — раб!". При таком условии я пощ;г,ку тебя. Таков обычный образ действия победителя»43. Эти «эпичс ские примеры» интересны не как свидетельства конкретных п< торических событий, а как отражения общих социальных уотл новок, передающих традиционный взгляд древних индийцев ил судьбу военнопленных. При перечислении различных категорий рабов, как правили, также упоминаются рабы из военнопленных — «захваченный под ииаменем» (Many VIII.415) и «захваченный в битве» (Артх. III. 1Я; Парада V.27 и 34). А вот что писал Мегасфен: «...если среди индийцев начинается междоусобная война, то воинам не разрешается касаться земли или опустошать ее; но в то время, Как они воюют между собой и убивают друг друга всякими способами, земледельцы рядом спокойно пашут, выжимают вино-С(шд, снимают плоды или жнут»4"1. Материалы индийских источников, однако, дают достаточные основания считать, что и тут Мегасфен погрешил против истины. Так, в «Махабхарате» (XII. КШ.61) предписывается: «Резней населения, порчей дорог, уничтожением запасов пусть царь губит враждебное войско». И в «Артхашастре» (VIII. 4) говорится: «Вражеское войско причиняет бедствия всей стране грабежом, убийствами, поджогами, |ш:(рушениями и уводом [населения]»45. В XIII Большом наскальном эдикте Ашока рассказывает о войне с Калингой, сильно опустошившей страну: «Сто пятьдесят тысяч человек было угнано (apavudhe), сто тысяч убито, и во много раз большее число погибло»46. Какова была дальнейшая судьба пленных, сказать, конечно, трудно. Рабов как добычу захватывали и в лагере противника. Из-•истно, что в Индии в древности и в средние века многие вои-Hi.i (особенно из командного состава) брали в поход семью, прислугу и т. д. В случае поражения все они доставались победителю. Так, Пандавы захватили в лагере Кауравов «бесчисленное количество рабов — мужчин и женщин»47. У Ману и Гаутамы изложены даже правила раздела такого рода добычи 48. Рядовые воины, возможно, продавали их купцам, согласно Каутилье, постоянно сопровождавшим войско (Артх. X. 1). Рабство, как и в других странах в древности, считалось вполне естественным общественным институтом, и рабом мог стать любой свободный. Поэтому не случайно брахманские шастры стремились оградить брахманов от рабского состояния. Каугилья предусматривает меры защиты свободных представителей четырех ларн (ариев) от рабства49. В пьесе Шудраки «Глиняная повозка», относящейся к V-VI вв. н. э., во втором действии содержится примечательный эпи-нод. Игрок в кости проиграл в игорном доме десять золотых монет. Не будучи в состоянии уплатить их, он убегает. Выигравший сумму и хозяин игорного дома догоняют его и требуют уплаты долга. Неудачливый игрок, после того как выяснилось, что у Него пет ни денег, ни родственников, которых можно продать, йынужден предложить самого себя. И вот он начинает выкрикивать прямо тут же, на улице, обращаясь к прохожим: «Почтенные! Купите меня у этого хозяина игорного дома за десять золотых!» 50. Ота жанровая сценка, хотя и написана автором гуптской эпохи, йиодит -нас в самую гущу повседневной жизни древней Индии и показывает действительный характер отношений между людьми. В источниках отмечены случаи, когда свободные, проигравшие пари, становились рабами. К глубокой древности относит «Махаб- харата» спор между женами мифического риши Кашьяпы — K;i,i руи Винатой. Выиграла Кадру, и Вината стала ее рабыней11 О продавших себя, проданных, подаренных главой семьи, как ул■.<■ отмечалось, имеются самые различные по характеру и времени свидетельства. В голодные годы, в периоды массового разорение (в результате войны, стихийных бедствий и т. д.) число «рабоп за пищу», «продавших себя», «передавших себя» должно был.» резко увеличиваться52. Правда, продажа себя и родственником считалась проступком, влекущим за собой изгнание из касты '" В «Артхашастре» кроме морального осуждения предусматривает* я и наказание виновных54. Впрочем, тут же добавлялось, что при крайних обстоятельствах разрешается отдавать своего родствен ника в рабство, но только на определенный срок ьъ. Для млеччхоп никаких ограничений не предусматривалось 56. Долговое право в Индии, как и в других странах древности, было суровым. Несостоятельный должник попадал в полную зав и симость от кредитора. Тот имел право не только взыскивать < него долг по суду, но и применять разного рода методы принудь дения, получая при этом поддержку государства57. Должнт же не мог даже жаловаться на притеснения 58. Если он не им> возможности уплатить долг, то обязан был его отработать Логическим следствием для бедняка, запутавшегося в сетл ростовщика, было порабощение его самого или членов его семьи И несомненно, долговое рабство в древней Индии приобрел широкое распространение61, было общепризнанным института > В рабство могли обращать лиц, совершивших преступлени ■ «Царю следует наказать нарушителя в соответствии с его пр< ступлением; богатых — конфискациями, бедных — телесным. наказаниями и лишением свободы» (Мбх. XII. 86.19). Самым целесообразным, с точки зрения государства, было a.i ставить осужденных работать. Упоминания об этом в источника встречаются неоднократно: «Кшатрий, вайший и шудра, не мог щие уплатить штраф, освобождаются от долга работой; брахмт. может отдавать постепенно» (Ману IX. 229); «Приговоренвыи к денежному штрафу может его отработать» (Артх. III. 13). Такие работники становились своего рода государственными рабами, и неудивительно, что их называли при перечислении различны \ категорий рабов («раб в силу наказания» — dandadasa и др.) Ссылке в рудник подлежал и брахман, если он совершил прс ступление, за которое члену любой другой варны грозила смерт ная казнь62. Работа в рудниках упоминается в «Артхашастр<>«и как карательная мера для борьбы с мятежниками (I. 10 и 13) У Аластамбы (II. 5.10.16; II. 5.11.1) царю рекомендуется бра* мала, нарушающего свои обязанности, наказывать всеми спосо бами, кроме телесного наказания и рабства; к представителям прочих варн царь применял и последние средства воздействии В поздних источниках для брахманов исключения не делалось ":i В древнеиндийских сочинениях перечисляются и другие пре ступления, за которые полагалось наказание, аналогичное пора ищцению. В джатаке № 31 повествуется о том, как в селении н-ревенский старшина оклеветал жителя деревни и его товарищей, сообщив царю, что те занимаются разбоем. Убедившись в > живости обвинения, царь отдал пострадавшим всю собственность шносчика и сделал последнего их рабом. Данные о порабощенных в наказание за преступление немно-><>численны. Вероятно, осужденные могли попадать в рабскую иписимость и от частных лиц, если суд определял в их пользу помещение убытков и т. д. (Артх. III. 1). И в Индии существовала также характерная для других стран практика похищения людей с целью обращения в рабство м. Государство, конечно, боролось с этим суровыми мерами, вплоть до предания виновных смертной казни65. У многих древних народов был обычай, по которому спасший и.ю-либо жизнь получал право на спасенного. Как отмечалось мм те, на этом базировалось и порабощение военнопленного. При различных бедствиях и несчастных случаях (наводнения, пожары, грабежи и т. д.) пострадавший иногда вынужден был обещать iидсителю имущество, себя, жену и детей. В «Артхашастре» (111.16) сделки на такой основе осуждаются; действительную ■ тоимость вознаграждения рекомендуется определять посредством Численность рабов и использование их в древней Индии. Опре-■м'пить характер общественного строя можно только при учете - онокупности данных об экономике, политическом строе, социальных связях, нормах права и идеологии. Переоценка или недооценил одного из них может привести к ложным выводам. Весьма распространенным является мнение, будто только то общество можно считать рабовладельческим, в котором большинство самодеятельного населения составляют рабы. Такая постановка вопроса некорректна даже по форме, так как лишает возможности иообще решить его; поскольку статистики в древности не суще-i i ковало, то любые примерные расчеты могут быть оппонентами ■ пиергнуты как недостаточные и неубедительные. Она неверна Поскольку точных данных о числе рабов в распоряжении историков не имеется, следует более осторожно оперировать такими понятиями, как «мало рабов» или «много рабов». Кроме того, шфабовладельческий сектор вовсе не противостоял рабовладельческому как нечто единое. Он включал различные социальные слои и группы, и только часть их можно считать не связанной I' рабовладением и рабством. И вместе с тем более пристальное изучение проблемы рабств в древней Индии показывает, что распространенное мнение малой численности рабов в древнеиндийском обществе и незначи» тельном удельном весе их труда в различных отраслях производи ства67 несправедливо. (Впрочем, в научной литературе высказывав лись и прямо противоположные взгляды 68.) Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|