ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 2 страницаЗа потраву посевов на полях их собственнику должен был возмещаться причиненный ущерб (Артх. III. 9). Лишь собственник земли мог пользоваться ее дарами. «Кто, не являясь владельцем поля, но имея семена, засевают чужое поле, те никогда не получают плода выращенного урожая» (Ману IX. 49). «Если на поле кого-нибудь произрастает семя, принесенное водным потоком или ветром, это семя — владельца поля; владелец семени не получает плод» (IX. 54). Государство несло даже особые обязательства перед частным собственником. «Похищенное врагами или лесными племенами царь, отобрав, должен отдать владельцу» (Артх. Ш. 16). Более того, Каутилья отразил обычай, по которому «похищенное грабителями и ненайденное государь должен возместить из своего имущества». «Ангуттара-никая» (II. 122) сохранила следующее сообщение: за кражу чужой собственности царь применяет страшные пытки, чтобы люди боялись совершать подобные действия. В древнеиндийских источниках прежде всего в шастрах) большое внимание уделяется вопросу о законности и незаконности обладания имуществом, в том числе землей; разрабатывалась стройная система, закреплявшая (или обеспечивавшая) право собственности, определялось «лицо» законной сделки по приобретению собственности. В более поздних шастрах требуется документальное подтверждение «сделки*, а не только устные свидетельские показания. Однако эти представления существовали до того, как они были зафиксированы в «Артхашастре» и дхармаща-страх50. Разработанность правовых категорий в отношении частной собственности, в том числе и земельной, безусловно, свидетельствует о широком бытовании частного землевладения в древней Индии. Частные поместья были иногда весьма значительны. В джайн-ской литературе сообщается об огромных хозяйствах, где использовалось до 500 плугов51, а в «Махавасту» (III. 50) — о землях, которые обрабатывались 999 плугами и 1000 работниками. Иногда земельная площадь достигала нескольких сот карисови. Такие поместья принадлежали богатым брахманам, сеттхи, в аристократических республиках — кшатриям-раджам. Эти цифры, скорее всего, имеют легендарный характер, но они передают традиционное представление о значительной величине частных поместий. В одной из джатак (III. 293) повествуется о хозяйстве брахмана в 1000 карисов земли (около 250 га). На его полях трудились зависимые люди — очевидно, рабы и наемные работники. О подобном же частном хозяйстве рассказывает и другая джата-ка (№ 484, IV. 276). Владелец его, брахман, половину земельной площади сдавал в аренду, а остальное обрабатывал с помощью рабов и слуг. Буддийские предания сохранили историю богатого сеттхи, давшего в приданое за своей дочерью множество плугов, лемехов, сотни тысяч голов скота и полторы тысячи рабынь53. Педение хозяйства в частных поместьях, очевидно, поручалось управляющим. Цифры, встречающиеся в источниках, сильно преувеличены, но они свидетельствуют о существовании крупных поместий как в монархиях, так и в аристократических республиках, где земля принадлежала главным образом кшатрийским родам и где также использовался труд рабов и кармакар, работавших за определенное вознаграждение. Большинство владельцев земли составляли средние и мелкие частные собственники. Последние обрабатывали свои участки '•ими или с помощью семьи (джатаки Ш. 162; V. 276). Водной из джатак (II. 165) упоминается обедневший брахман, у которого |»|>1л лишь один вол для пахоты. В средних хозяйствах трудились рабы (джатака № 354 III. 162), но число их было невелико. И все же права частного владельца не всегда были безусловными и нередко ограничивались государством и общиной, сохранявшей в изучаемый период сильное влияние. Ее стремление помешать развитию частного землевладения можно заметить даже в «Артхашастре» — трактате, направленном прежде всего на укрепление царской власти и тем самым на ослабление общины. В главе «О продаже недвижимостей» (III. 9) Каутилья за Общинная собственность. Весьма сложным и малодокументи-рованным является вопрос о коллективном владении землею»; в том числе общинном. К сожалению, мы располагаем немногими данными о монастырском землевладении этого периода, которое, безусловно, может служить примером коллективной собствен ности. Свидетельства джатак и «Артхашастры» указывают на существование в рассматриваемую эпоху права общины на землю, но каковы были размеры общинных земель и их система управ ления, определить трудно. В джатаках (II. 109) упоминаютс земли, принадлежавшие всей общине (gamakhetta) и обрабатывавшиеся коллективно (I. 194). В одной из джатак (№ 31, I. 199 говорится о том, что члены общины совместно создавали оросительные сооружения, возводили специальные строения, про кладывали дороги, находившиеся на ее территории. Пастбищам и общинной ирригацией общинники пользовались сообща. Общи на как социальный организм в целом обладала непосредственно" собственностью на храмы в пределах общины, на дороги, н общинные постройки и на те земли, которые не были в рука частных собственников 55. Значительная роль общины в решении земельных вопросо подтверждается и данными «Артхашастры»; представители об щины присутствуют при продаже участков (III. 9)56. Община мо гла ограничивать права отдельных общинников — частных соб ственников земельных участков в тех случаях, когда нарушалис интересы общины. В главе (II. 35), посвященной обязанностям главного сборщик налогов, Каутилья перечисляет виды земель, которые имею-ся в деревнях и которые подлежат обложению налогом. Устана ливая границы селения, сборщик должен был определять общу площадь, учитывать земли пахотные и непахотные, сады, орос~ тельные сооружения, пастбища и т. д., регистрировать границ между земельными участками, принадлежавшими отдельны лицам, и общеобщинными землями, куда включались, очевидно лесные участки, дороги, пастбища. В главе «Надзиратель за кл довыми» (II, 15) Каутилья перечисляет основные доходы, и сред них наряду с шестой долей (sadbhaga) — налогом, уплачиваемым царю всеми земледельцами, pindakara, который, согласно комментарию Бхаттасвамина, являлся общим налогом с деревень 5Т, я не с отдельных лиц. По данным «Артхашастры» (III. 10), если человек, нанятый всем миром, не выполнял работу, то сумму, прысканную с него, получала община в целом. Очевидно, такие работники (karsaka; комментарий поясняет это слово как karma-kara) приглашались для обработки общинного поля; иначе они должны были бы отчитываться перед частным собственником ппмли. Наряду с сельскими общинами в рассматриваемую эпоху, безусловно, существовали и более примитивные родовые общины. Возможно, именно этот тип социальной организации отражен в сообщении Неарха, переданном Страбоном (XV. 1.66): «У других же племен заведено возделывать поля сообща всей родней, а после уборки урожая каждый получает достаточное количество продуктов для пропитания на год; остаток сжигают, чтобы у них было побуждение работать в другой раз и не проводить время в праздности». Приведенными данными, конечно, не исчерпываются матери-плы индийских и античных источников о землевладении в древней Индии. Ряд вопросов остается еще неясным и требует дальнейшей разработки. Предложенное здесь решение общей проблемы во многом дискуссионно. Необходимо четко различать теоретические построения, правовые концепции, которые были зафиксированы в шастрах, и реальные факты, хотя правовая мысль но многом отражала и реальную действительность. Перспективную работу в этом плане провел А. М. Самозванцев в книге «Теория собственности в древней Индии». Скотоводство. Земледелие было основным занятием оседлого населения, но немалое значение сохраняли скотоводство и охота, особенно в районах, где имелись подходящие для этого природные условия, где существовал более низкий, чем в Гангской долине, уровень социально-экономического развития (пригималайские районы, горные области Виндхья). Внимание, уделявшееся скотоводству, объяснялось в немалой степени потребностями земледелия. Многие полевые работы выполнялись при помощи скота. Он был транспортной силой и сырьем для различных ремесел и потому ценился в древности, как и позднее, очень высоко. Показательно, что в буддийской литературе о нем говорится как о приносящем зерно (пищу), силу, красоту и счастье. Наряду с земледельческими хозяйствами, содержавшими небольшое количество скота, имелись и крупные скотоводческие Поместья. В комментарии Буддхагхоши к «Сутта-нипате» расска-ывается, например, о владельце 30 тыс. голов скота, в том числе 7 тыс. дойных коров. В этом скотоводческом хозяйстве труди-ись рабы и наемные работники58. Указанные цифры, хотя, оче- видно, не соответствуют действительности, могут свидетельствовать о сосредоточении в частных руках значительного поголовья! скота. «Махавагга» (34.19) сообщает об одном богатом хозяине скотоводческой фермы, в подчинении у которого находилось мно-[ жество пастухов. Владельцы скота должны были платить центральной власти] определенный налог. Арриан («Индика» XI. 11), используя ма-[ териалы Мегасфена, писал, что индийцы вносят подати с принадлежащих им стад. Мегасфен выделял пастухов и охотников в особый «разряд» индийского населения (Страбон XV. 1.41). Интересно, что и Па-| танджали указывал на «касту» (jati) пастухов (gopa), статус которых, однако, недостаточно ясен. Вероятно, скотоводы вместе с земледельцами причислялись к вайшьям или шудрам, только им разрешалось разводить скот, продавать или отдавать внаем | вьючных животных (Страбон XV. 1.41). Каутилья специальную главу (И. 29) своего трактата посвя-1 щает «надзирателю за скотом» и приводит некоторые любопытные сведения: надзиратели должны были точно знать о полном числе стад, о потерянном и падшем скоте, о количестве молока и масла. Он упоминает, в частности, о пастухах и охотниках, охраняющих стада (видимо царских хозяйств) за денежное вознаграждение. Каждого убивающего и похищающего скот или даже подстрекающего к убийству ждала смертная казнь. Хозяйственные и прежде всего военные нужды обусловливали развитие коневодства и разведение слонов. Согласно «Артхашастре», спе-[ циальные надзиратели наблюдали за лошадьми и слонами. Деревня. Рост городов. Деревня, сельское поселение обычно| обозначались термином «грама» (grama, пал. gama), хотя содержание этого термина весьма широко. В источниках различается! несколько типов грам: по размерам, составу населения, местоположению, специализации и т. д. В раннебуддийских сочинениях! сообщается о грамах (гамах), состоящих из нескольких хозяйств) (kuti — постройка, дом), которые принадлежали отдельным семьям, и о махаграмах (махагамах), размеры и число жителей которых! были значительны; тексты говорят о деревнях, связанных о земледелием, деревнях, населенных скотоводами 59. Специализация! деревень — одна из характерных черт рассматриваемого периода. В источниках встречается немало сообщений о деревнях кузнецов, ткачей, плотников и т. д. Интересно, что буддийские тексты| упоминают о деревнях по сословно-кастовому признаку: о деревнях брахманов, кшатриев, вайшьев, чандалов и т. д. Очевидно,! речь идет о поселениях, где основную часть жителей составляли! представители определенной сословной или кастовой группы. Государство внимательно следило за положением дел в селениях, строго контролируя их повседневную жизнь, поскольку! деревни выступали не только административной, но и основной! фискальной единицей. Главному сборщику налогов предписывалось проводить регистрацию жителей и фиксировать уплату по- датей. Более того, центральная власть под видом домохозяев посылала в селения специальных агентов, наводивших справки «о землях, домах и семействах» (Артх. П. 35). Деревня, особенно в начале рассматриваемого периода, как правило, жила изолированно от города. Согласно Мегасфену, земледельцы «никогда не приходят в город ни по общественным, ни по иным каким-нибудь делам* (Страбон XV. 1.40). Конечно, это высказывание вряд ли полностью соответствовало действительности, но в ряде древнеиндийских источников (прежде всего в брахманских дхар-масутрах) сохранилось явное пренебрежение к городской жизни как несовместимой с «брахманской чистотой». Так, «Апастамба» (I. 11.32) запрещала снатаке (snataka) — праведному домохозяину, завершившему свой обет брахмачарина, вступать в город. Чтение священных ведийских текстов в городе считалось предосудительным (Гаутама XVI. 43). Эта позиция отразила, очевидно, брахманское отношение к городам, население которых оказы-кало поддержку буддизму. Показательно, что в буддийских сочинениях к городу и к городской жизни проявляется иное отношение. Прагматик Каутилья (II. 1) советовал царю не допускать в деревни (грамы) актеров, танцоров, музыкантов, чтобы не от-илекать поселян от работы в поле. Брахманы, как известно, искали опору в деревнях, традиционное брахманское образование основывалось на системе деревенского гуру, представители же неортодоксальных течений тяготели к городам 60, которые становились крупными центрами образования (например, Таксила, Матхура). Интересно, что Панини не проводил четких различий между городом и поселением и применительно к Западной и Северо-Западной Индии (области Вахика и Удичья) употреблял один и тот же термин — grama61. Видимо, для этого у него были весьма веские основания. Постепенно ситуация менялась, и в этом районе появились довольно крупные городские поселения. Важнейшим фактором роста городов являлось развитие ремесла и торговли, технический прогресс. Интенсивнее всего этот процесс проходил в долине Ганга, где складывались первые крупные государства62. Археологические раскопки свидетельствуют об оживлении городской жизни именно в период VI—III вв. до н. э. Сначала наибольшую роль играли города Шравасти, Чам-па, Раджагриха, Каушамби, Кушинара и Варанаси, затем на первый план выдвигается Паталипутра. Согласно Буддхагхоше, Раджагриха 63 и Шравасти64 насчитывали большое число жителей. В раннебуддийских текстах упоминается более 60 городов от Чампы на востоке до Бхарукаччхи на Западе. Буддийские сочинения непосредственно связывают жизнь Будды с городами Северной Индии, что отражает исторический процесс быстрого роста городов в VI-IV вв. до н. э.65. Судя по археологическим материалам, города строились в соответствии с определенным планом, что подтверждается и письменными источниками. В «Артхашастре» подробно разбираются вопросы возведения городских сооружений (I, 34). Одна из сутр Панини показывает, что планирование предшествовало строительству. Но далеко не все городские поселения создавались по заранее разработанной схеме. Даже в таком центре, как Таксила, в период раннего Бхир Маунда (V-IV вв. до н. э.) улицы были кривыми, узкими, расположенными несимметрично66. Письменные источники свидетельствуют, что для города было характерно наличие рва, вала с башнями и воротами (обычно на все стороны света, но их число бывало и значительно больше). Панини (IV. 3.85-86) говорит о названии ворот и улиц — их имена были связаны с местом, к которому они вели. (Показательно, что многие раннебуддийские тексты рассматривают город прежде всего как специальный центр для торговли и ремесла и с этих позиций описывают его облик 6Т.) Интересные материалы дали археологам раскопки Каушам-би — столицы государства Ватса (Северная Индия). Наиболее интенсивного развития городская жизнь достигает здесь в VI — середине V в. до н. э. В это время в Каушамби строятся новый вал, бастион, расширяется система укреплений. В последующий период (V-IV вв. до н. э.) его обносят новыми стенами, воздвигают сторожевые башни. В IV — середине III в. до н. э. в нем меняется система городских укреплений: появляются специальные сторожевые помещения, увеличивается число башен, возводятся боковые стены, соединяющие сторожевые помещения с вершиной городского вала. Многолетние раскопки в Паталипутре также дали интересный материал о развитии этого древнего города — столицы Маурийской империи 6S. Из описаний индийских и иноземных источников явствует, что обычно город строили в форме прямоугольника с воротами с каждой стороны, окружали стенами, рвом и валом. По свидетельству Мегасфена, Паталипутра имела форму параллелограмма и была обнесена тыном, перед которым тянулся ров (Стра-бон XV. 1.36); стену дополняли 570 башен и свыше 60 ворот (Ар-риан X. 7). При Чандрагупте размеры города достигали 80 стадий в длину и 15 стадий в ширину (Арриан. Индика X. 6), т. е. его площадь составляла более 20 кв. км — довольно солидная для того времени. В буддийских сочинениях сохранились сообщения, что в древней столице Магадхи, Раджагрихе, было около 30 главных ворот и 64 более мелких входов69. На ночь все ворота закрывали. Жилые дома, видимо, имели несколько этажей. В джатаках не раз говорится даже о семиэтажных зданиях, но это описание не соответствовало реальности. Кроме жилых построек в городах находились здания общественного и производственного назначения — амбары, мастерские, рынки, культовые сооружения, залы заседаний. В источниках городские поселения обычно обозначаются терминами «пура», «нигама», «дурга». Интересно, что древние индийцы подразделяли города на административные центры и торговые. В отдельную категорию выделялись главные города-сто- L липы — rajadhaniya nagara. Термином sthaniya, судя по «Артха-шастре» (II. 1-3), называли центр джанапады, этого типа город, как бы господствовал над 800 деревнями (grama). Каутилья (II. 1) считает kharvata административным центром 200 деревень. Но было бы наивным думать, что все эти городские поселения представляли собой крупные города наподобие тех, которые включались в разряд главных центров Северной Индии. В значительной своей части они были разросшимися деревнями и небольшими укрепленными поселками. Часто город вырастал и» населенных пунктов, расположенных на торговых путях, в областях, богатых полезными ископаемыми, но вокруг него по-прежнему располагались многочисленные деревни70. Показательно, что в ряде сочинений различий между пура, гама и нигама не делается. У Панини встречаются два разных термина — для города (nagara) и деревни (grama), причем специально указывается, что речь идет о Восточной Индии (VII. 3.14). Что же касается Северо-Западной Индии, то применительно к ней, как уже говорилось, Панини употреблял только один термин — «грама». По всей вероятности, в первом случае различие между пунктами городского и сельского типа проявлялось четче. Любопытно, что античные писатели сообщают о большом количестве городов-полисов в Западной и Северо-Западной Индии. Согласно Плутарху, например, Александр даровал царю Пору покоренную область, в которой было 5 тыс. городов (полисов). Арриан (Инди-ка X. 1), следовавший в данном сообщении за Мегасфеном, утверждал, что «число индийских городов вследствие их многочисленности точно назвать нельзя?. По-видимому, греки к городам-полисам относили как собственно города, так и крупные деревни, не слишком отличавшиеся в тот период по своему внешнему виду от городских поселений. Ремесло. Во второй половине I тысячелетия до н. э. весьма интенсивно развивалось ремесло. Этому в немалой степени содействовали подъем сельского хозяйства, доставлявшего необходимое сырье, распространение железа, обусловившее рост производительности труда и возможность применения прочных орудий, расширение торговли, открывшее новые рынки сбыта для ремесленной продукции. Важное значение имело, конечно, и возникновение Маурийской империи. Ремесленное производство достигло значительной специализации. Письменные источники сообщают о самых различных разрядах ремесленников. Из 75 занятий, которые перечислены в «Милинда-панхе» п, около 60 связаны с ремесленным производством. Обращает на себя внимание частое упоминание в источниках (в буддийской и джайнской литературе) ремесленников по металлу, в том числе обрабатывавших железо и изготовлявших из него разнообразные изделия. Широкое распространение железа и разработка технологии его изготовления составляли, как отмечалось, отличительную черту экономического развития древней Индии во второй половине I тысячелетия до н. э. Мегасфен выделял ремесленников и торговцев в отдельный «разряд» населения. Диодор (И. 35-37), ссылаясь на селевкид-ского посла, писал, что земля Индии богата всеми видами металлов. Значительные запасы минеральных ископаемых способствовали развитию металлургии. С глубокой древности индийцам были знакомы бронза, медь, серебро, золото я т. д. Одна из глав трактата Каутильи (И. 12) рассказывает об управлении копями и мастерскими и излагает основные принципы, составляющие «науку о металле». Автор «Артхашастры» так объясняет внимание государства к вопросам добычи и обработки металлов: «Рудники суть опора казны, благодаря казне снаряжается войско, благодаря казне и войску добывается земля, украшением которой является казна». Опираясь на Неарха, Страбон (XV. 1.67) писал об искусстве индийских ремесленников, в том числе кузнецов, золотых дел мастеров, оружейников. Многие из них трудились в царских мастерских (Артх. II. 12), другие работали самостоятельно. Большим почетом пользовались кузнецы, производившие земледельческий и ремесленный инвентарь, а также некоторые виды оружия. Джатаки (например, III. 281) сообщают о поселениях плотников и кузнецов, куда приходят за изделиями жители соседних деревень. Определенная «географическая специализация» зафиксирована во многих текстах (в «Артхашастре», джатаках, сутрах буддийского палийского канона). Эта специализация зависела от наличия материала, полезных ископаемых и т. д. Конкретным производством занимались целые деревни, и не случайно в источниках встречаются упоминания о деревнях кузнецов, горшечников и т. д. Конечно, такого рода поселения были связаны и с земледелием. Поскольку от кузнецов во многом зависело поступление земледельческих орудий, «надзиратель за земледелием» должен был, согласно «Артхашастре», наблюдать за своевременным изготовлением ими инвентаря (II. 24). Городские кузнецы обладали довольно высоким статусом и наряду с брахманами жили в северных кварталах, где находились изображения божеств — покровителей города и царя (Артх. П. 4). В богатых кварталах обитали также золотых дел мастера (Артх. II. 13-14), занимавшиеся изготовлением монет, которые получили в тот период широкое распространение. Специальные мастера работали по серебру, меди, свинцу и т. д. Деятельность царских ювелирных мастерских строжайшим образом контролировалась — посторонние не имели права входить туда; нарушавшего запрет ждало суровое наказание. Все ра«ботники обыскивались; выносить инструменты запрещалось. Далеко за пределами Индии славились местные ткани. Тек-стильное производство относилось к числу самых древних: его упоминают «Ригведа» и другие ведийские сочинения. О хлопчатобумажной одежде и хлопчатобумажных тканях, изготовленных индийскими ремесленниками, говорится в грамматике Панин I ([V. 3.143), труде Патанджали (IV. 195), неоднократно в буддий-гкой литературе, в «Артхашастре» (П. 11) и даже в сочинениях античных авторов 72. Пользовались спросом льняные, шелковые и шерстяные ткани 73. Главными центрами хлопчатобумажного производства считались Каши (со столицей Варанаси), Матхура, Ванга (Восточная Ьенгалия), Апаранта, Калинга и Махиша (Западная Индия), Натса (столица Каушамби), центрами изготовления полотна — Каши и Пундра (Бенгалия), шерсти — Гандхара. В «Артхашаст-ре» описаны текстильные мастерские. Непременной фигурой древнеиндийской деревни и города были горшечники, плотники, кожевники, что подтверждается и многочисленными данными археологии. Посуда изготовлялась на гончарном круге, глина подвергалась специальной обработке, сосуды полировались и раскрашивались. Плотник участвовал в производстве различных земледельческих орудий (Артх. П. 24), позводил всевозможные постройки. Панини был известен grama-taksa — деревенский плотник (V. 4.95), поденно работавший в домах заказчиков, и kautataksa — плотник, имевший собственную мастерскую 74. Особое положение среди ремесленников занимали резчики слоновой кости, которым, по сообщениям некоторых джатак, принадлежали в городах целые улицы. Большого развития в указанный период достигли резьба по дереву и камню, крашение, парфюмерия и т. д.Т5. Положение различных групп ремесленников было неодинако-ио, и оно во многом определялось их кастовой принадлежностью, престижностью изготовляемого товара, местом в общей системе социальной организации. Некоторые ремесленные занятия считались достойными и уважаемыми, другие рассматривались как «низкие». К последним относились, например, изготовление корзин и даже такое, казалось бы, жизненно важное ремесло, как гончарное дело. Ремесленники даже разного социального и имущественного статуса, но занимавшиеся определенным производством, объединялись в профессиональные корпорации — шрени. Созданию таких корпораций способствовали локализации ремесла и существование наследственных профессий, передававшихся из поколения в поколение. Термины, связанные со шрени, появляются значительно раньше середины I тысячелетия до н. э., но только в рассматриваемую эпоху последние получают соответствующее оформление76. Слово kreni, встречающееся и в грамматике Панини (П. 1.59), поздние комментаторы объясняли как собрание людей, живущих одним и тем же ремеслом или торговлей 77. Особого развития эта форма ремесленной и торговой организации достигает в послемаурийскую эпоху, в первые века нашей эры. Подробные сведения о шрени содержатся в шастрах. Шрени строились по строго установленному принципу, воз- главлялись наследственными главами jetthaka (джатаки II. 295; III. 405), имели внутренний устав, за нарушение которого ремесленник сурово наказывался или даже изгонялся из корпорации. Шастры говорят о существовании специальных «законов» (дхарма) шрени. Объединения отвечали за каждого из своих членов и помогали им в случае какого-нибудь несчастья (Артх. IV. 1), Между отдельными организациями нередко возникали споры (джатаки П. 12; VI. 332), вызывавшиеся, по-видимому, конкуренцией. Столкновения грозили помешать развитию ремесла, и потому центральная власть, заинтересованная в его росте, старалась улаживать эти разногласия. В одной из джатак (№ 445, IV. 43) рассказывается о назначении царем специального чиновника, наблюдавшего за шрени. Государство защищало права ремесленников78, но оно же постоянно контролировало их работу; согласно Мегасфену (Стра-бон XV. 1.51), чиновники следили, чтобы изделия ремесленников продавались клеймеными д новые отдельно от подержанных. О том же свидетельствует трактат Каутильи (II. 21). Строгий надзор над ремесленными организациями при значительной помощи им соответствовал общей направленности внутренней политики Маурьев 7Э. Все объединения подлежали регистрации в городах и без официального разрешения не могли изменить установленное место обитания80. Тем самым государство не только контролировало деятельность ремесленных корпораций, но и не допускало их распыленности и распада. Подобно остальным разрядам населения, ремесленники должны были уплачи вать центральной власти налоги и определенное время работать на царя 81. Весьма колоритной фигурой в экономической жизни древней Индии изучаемого периода являлся сеттхи (setthi). По мнению ряда исследователей, сеттхи (санскр. шрештхин) был главой шрени, который осуществлял надзор над ремесленным производством. Источники, однако, говорят о сеттхи как в связи с ремеслом, так и в связи с торговыми и финансовыми операциями, а также с земледелием. Многоплановость деятельности сеттхи объяснялась изменением его функций в разные исторические эпохи82. Первоначально он имел отношение к земледелию. В джатаках его иногда называют gahapati (домохозяин). Он уплачивал определенную часть урожая со своей земли и мог владеть значительными стадами. Постепенно, с развитием городов, ремесла, торговых и коммерческих операций, сеттхи начали участвовать в торговле, вкладывали в нее, возможно, средства, вырученные от продажи продукции земледелия и скотоводства. Богатство их увеличивалось, они становились владельцами рабов и слуг, ссужали деньги под проценты, повысилась их роль в государственном управлении. Судя по данным джатак, цари нередко жаловали им право сбора налогов с деревень и приглашали их для обсуждения важных госу- дарственных вопросов. Иногда сеттхи были связаны и с ремеслом, но главами корпораций обычно не выступали. Торговля. В сочинениях палийского канона, у Панини и его ранних комментаторов встречается немало упоминаний о сухопутной и морской торговле, о многочисленных товарах, предназначенных для реализации, о проведении торговых операций, наконец, об организациях торговцев 83. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|