ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Религия и культура ведийской эпохи 6 страницаПроблема республиканской власти в древней Индии представляет большой научный интерес, хотя ей в индологии не уделялось должного внимания 5В. Чтобы понять специфику положения ган и сангх в государстве Маурьев, нужно подробнее рассмотреть введения источников домаурииского периода и тех, которые могут Оыть условно соотнесены с маурийской эпохой (прежде всего буддийских и джайнских сочинений). Ганы и сангхи, упоминающиеся еще в самхитах, резко отличались от республиканских государств более позднего времени, но сходство в их политической организации нельзя не заметить. Возникновение последних служило примером того, как республика «вырастает непосредственно из родового общества»60. Впрочем, был и другой путь — появление ган в результате падения монархии (такова, например, история Вайшали, где первоначально Ныло монархическое правление). В эпосе, отразившем события довольно значительного по времени исторического периода, а также в буддийской и джайнской литературе уже подробно рассказывается о политических образованиях, противопоставляемых обычно монархиям, но находившихся на разных уровнях общественного и политического развития. 11 труде Панини, который может быть условно датирован V-IV вв. до н. э., сангхи подразделялись на несколько групп, и среди них назывались «сангхи, живущие оружием», которые, очевидно, в своем большинстве были объединениями периода военной демократии. Но Панини знал о сангхах — государствах с немо- нархической формой правления. Он различал джанапады под властью одного правителя (ekaraja, raja-adhina) и под властью таны (gana-adhina)". Сходное деление проводится и в буддийских «Авадана-шатаке» и «Чиваравасту». Здесь первая категория стран (со столицами в Раджагрихе, Шравасти, Варанаси, Чампе) противопоставляется странам с властью ганы, где «то, что принято десятью, [может быть] отвергнуто двадцатью» (речь идет о Вайша-ли)63. Примечательно, что последние рассматриваются не как государства, переживающие состояние анархии в связи с временным отсутствием единодержавного правителя, а как особый тип государства, вполне естественный и законный, но с иной, чем в монархии, формой правления. Согласно источникам, республики представляли собой процветающие страны с развитым ремеслом и оживленной торговлей. В городах, главным образом в столицах, проживали ремесленники со значительной степенью специализации (Махавасту III. 112,113). Они, вероятно, объединялись в особые организации — шрени — во главе со старейшинами — шрешт-хинами. Такие же корпорации были и у торговцев. Торговля приносила, видимо, большие доходы, если ею занимались даже кшатрии-раджи, снаряжавшие большие караваны и отправлявшие их в отдаленные области Индии. Торговые пути связывали столицы отдельных республик, скажем Кушинару, Паву, Вайшали и Ка-пилавасту. Основным занятием населения было земледелие. Некоторые земли находились в собственности ганы как носителя верховной власти. Любопытно, что, когда между шакъями и их соседями ко-лиями (тоже республиканским объединением) возникла ссора из-за распределения воды для орошения, рабы и кармакары обоих государств обратились к должностным лицам и: кшатриям-раджам, стоявшим во главе республик (джатака № 536, V. 413). Речь тут идет, очевидно, не о частных хозяйствах, а о государственных полях, на которых работало зависимое население. Тот же вывод позволяют сделать и данные комментария Будд-хагхоши к «Дигха-пикае», где говорится об этом конфликте. Судя по тексту, и кшатрии-раджи, и должностные лица были связаны не с частными поместьями, а с землей, принадлежавшей всему объединению (Samantapasadika И. 672-673), По есть материалы, которые свидетельствуют о существовании и частных владений. В «Махавасту» (III. 176-178) рассказывается о хозяйстве кшатрия из ганы шакьев, следившего за рабами, рабынями и слугами и заботившегося о том, чтобы земля и имущество хорошо сохранялись. Упомянутые в этом случае земли были, вероятно, частными. Аналогичную картину рисует и «Виная-питака» (II. 180). В отличие от монархии, где кроме значительного царского фонда имелись владения брахманов и земли, пожалованные сановникам, в ганах земли принадлежали преимущественно кшатриям, что делало их более независимыми и составляло основу их могущества. Доступные нам источники свидетельствуют о четко вырансен-ных классовых различиях и имущественном неравенстве в ра^ ввитых ганах и сангхах (прежде всего личчхавы, маллы), хотя данные о классовой структуре этих обществ немногочисленны, комментарий Патанджали {П. 269) к одной из сутр Панини (IV. 1 <38), гласящий, что в сангхах маллавов и кшудраков (в Пендж^^бе) только кшатрии называются «малавья» и «кшаудракья», но не рабы и кармакары, указывает на то, что последние стояли овне ганы и были отгорожены от остального населения, в пер:^ую очередь, конечно, от правящего сословия. Сведения джатак-ж* о столкновении шакьев с копиями из-за воды позволяют пря^^ти к заключению, что главные земледельческие работы в э'Эсих объединениях выполняли рабы и кармакары. Другие свидетельства джатак (№ 465, IV. 92-93) демонстрируют наличие госуда^>ст-венных рабов, например выполняющих работу в сангхагаре — зале заседаний кшатриев. Факт социального расслоения гх од-тверждается сообщением «Чиваравасту» о том, что город лжч-чхавов Вайшали состоял из трех частей — высшей, средне ^Z к низшей, — где проживали три разряда населения в зависимо <зти от их общественного положения. Несмотря на это, в некото^>Ъ1х ганах и сангхах отмечались значительные пережитки родо-племенных отношений, что проявлялось в сохранении готр (родов). Вместе о тем в наиболее развитых немонархичес*^-их объединениях — республиках — роль готр падала. Комментатор Панини Катьяяна основным подразделением здесь считал к^улу (очевидно, большую патриархальную семью). О том же говоцрит и «Артхашастра». Особенностью политической организации ган и сангх б^*зло отсутствие наследственного правителя, обладающего единодерэ*-сав-ной властью. Глава избирался и мог быть при определенных у*1=ло-виях смещен. В «Чиваравасту» рассказывается о том, что после смерти руководителя личчхавов на этот пост был избран Кхаг^да, бывший сановник магадхского царя Бимбисары, проживавг*иий в Вайшали. Когда же скончался и он, было внесено предложе:кие назначить вместо него его сына, причем это мотивировалось»- не обычаем наследования, а заслугами умершего перед объединенная: см. Судя по тексту, гака могла решить вопрос о главе и в отсутсх" азие кандидата, лишь поставив его в известность о своем решень^си. В «Махабхарате* (XII. 81.5) подчеркивается, что глава г^».ны являлся ее слугой, обязанным, как сказано в «Артхашаст"1>е» (XI. 1), действовать в соответствии с интересами и намерени^зми всех других членов объединения, Видимо, он обладал tojt зько исполнительной властью. Постановления, согласно «Чиваравас^~У». издавались от лица ганы, хотя и с указанием имени ее руковс^»«Д,и-теля, например: «Гана, возглавляемая Кхандой, приказывает «следующее». Глава немонархических образований должен был, «очевидно, принадлежать к кшатрийскому сословию, на что указь-лва-ют конкретные факты, зафиксированные в источниках, и обг^^ий характер классовой структуры этих образований. Под ганой понималось не только государство с особой формой правления, но и высший орган власти, который, судя по «Мадж-хима-никае» (I. 230-231), обладает в своих странах такими полномочиями, что человек по его приказу может быть убит, наказан и изгнан. Именно гана принимала решения, выполнение которых считалось обязательным. «Чиваравасту» и «Махавасту» сообщают об издании ганой Вайшали ряда постановлений, в частности касающихся брака; с ней нужно было согласовывать все вопросы, связанные с порядком в стране. Даже глава личчхавов Синха без ее утверждения не мог выдать свою дочь за магадхского царя Бимбисару, ибо существовало положение, запрещавшее девушкам выходить замуж вне Вайшали. Гана разбирала, очевидно, не только государственные дела, но и дела отдельных граждан. На собрании ее, своего рода народном собрании, могли присутствовать все полноправные, свободные жители. Из буддийских текстов мы узнаем об участии в ней помимо кшатриев также брахманов и вайшьев и об обсуждении ими там различных проблем. Важным является вопрос о том, кто обладал фактической властью в республиках. Степень их демократичности определялась в немалой мере тем, кого представлял их верховный орган — народ или небольшую группу аристократии. Источники, которыми мы располагаем, позволяют предположить, что в одних республиканских государствах власть принадлежала народному собранию, в других — аристократическому совету. У личчхавов, например, собрание рассматривалось как высший законодательный орган. Правда, и здесь господствующую роль начинают играть кшатрии-раджи, составившие свой совет. Такую форму правления с известными оговорками можно охарактеризовать как переходную от демократической к аристократической. Государства же, где народные собрания во многом утрачивали свою роль и власть находилась уже в руках привилегированной прослойки кшатриев, правильней всего называть аристократическими республиками (ша-кьи). Остается недостаточно ясной связь собрания ганы с советом раджей, который, как говорилось, приобретал особое значение в аристократических республиках. Возможно, что обсуждение тех или иных вопросов проходило в гане, а окончательное решение принимал совет. В сантхагаре, где разбирались различные вопросы внутренней жизни и управления, по словам Буддхагхоши, заседали 500 кшатриев-раджей. Эта цифра, скорее традиционная, чем указывающая на действительное число членов совета, встречается во многих источниках и связана преимущественно с кшатриями-раджами шакьев. Он включал, очевидно, не всех кшатриев, а небольшую их часть, самых знатных и влиятельных. Скудость материала не дает возможности в полной мере судить о системе управления в республиках. Однако факт существования штата- государственных служащих не вызывает сомнений. Известно, например, о махаматрах и аматьях у маллов. Джатаки сохранили данные о многочисленной группе чиновников, ведавших казной, — «бхандагариков». г Благодаря комментарию Буддхагхоши до нас дошли некоторые сведения, касающиеся системы судопроизводства у личчхавов. Обвиняемый направлялся к специальным судебным чиновникам, призванным решать вопрос о его виновности. В случае признания таковым дело его передавалось на рассмотрение чиновникам более высокого ранга. Если и они не выносили оправдательного приговора, то к разбирательству привлекались высшие чиновники — «сутрадхары». Та же процедура повторялась и в следующих инстанциях, коими являлись «аттхакулака» (очевидно, совет восьми), сенапати, упараджа и раджа. Коль скоро и раджа (вероятно, глава ганы) считал обвиняемого виновным, последнего наказывали в соответствии с «павеникаттхака», своего рода «книгой традиций». Трудно сказать, насколько точно описывал комментатор практику судебного дела у личчхавов: слишком сложной и многоступенчатой выглядит эта система, но общий демократизм и стремление избежать судебной ошибки согласуются со структурой политической организации. Сообщение Буддхагхоши о «книге традиций» указывает на довольно развитую систему судопроизводства и управления в целом. Материалы о сословной организации в древнеиндийских республиках крайне немногочисленны, но все же удается проследить и в них деление общества на четыре варны — брахманов, кшатриев, вайшьев и шудр. В отличие от монархии, где при фактическом господствующем положении военной знати за брахманами пусть формально, но признавалось сословное верховенство, здесь, как говорилось, высшую привилегированную группу полноправных жителей составляли кшатрии. Весьма примечательны в этой связи данные упоминавшегося уже комментария Патанджали (И. 269). Источники сообщают, что особым влиянием в сангхах пользовались кшатрии, носившие титул «раджа», который они получали после обряда посвящения. У личчхавов, например, был специальный водоем для совершения этого обряда, и кшатрии-раджи зорко следили за его неприкосновенностью. Согласно Панини (VI. 2.34) и его комментаторам, лишь потомки определенных кшатрийских родов назывались «раджанья». Свободные, не входившие в варну кшатриев, имели право присутствовать на заседаниях ганы, но, по-видимому, не могли быть избранными на руководящие посты. По свидетельству «Махабха-раты» (XII. 107.23), именно «главные» (мукхья, прадхана) обладали в гане наибольшей властью и решали самые важные дела. Только в их присутствии разрешалось произносить мантру (XII. 107.24). Комментарий Буддхагхоши к «Дигха-никае* помогает установить, что «главными в гане» были представители кшатриев — раджи. В «Лалитавистаре* (I. 21) говорится, что между последними шла борьба за этот титул и каждый старался заявить: «Я — раджа». Статус брахманов в аристократических республиках был менее нысок, чем в монархиях, хотя они и старались отстаивать свои традиционные привилегии. Как показывают материалы комментн рия Кашики, в сангхах лишь кшатрии (раджанья) носили отлич ный от других титул, а брахманы только в исключительных случаях (к сожалению, неизвестно в каких) могли получить его (И. 217), т. е., вероятно, достичь равного с кшатриями положения. В «Дигха-никае» (III. 1.9-16) содержится рассказ одного брахмана о посещении им ганы шакьев. Он жалуется Будде на недостаточно почтительное отношение тех к брахманам, несмотря на та что именно они, по мнению недовольного, — высшая вар на, а все остальные — кшатрии, вайшьи и шудры — их слуги. Когда он был в Капилавасту и присутствовал в сангхагаре, шакьи не оказали ему должного уважения и даже не предложили места. Многочисленные сообщения о вайшьях (торговцах, земледель цах) в ганах и сангхах позволяют сделать вывод, что им принадлежала довольно значительная роль. Об этом свидетельствует, например, факт участия их наряду с брахманами в собраниях ганы (Чиваравасту П. 1.13-14). В монархиях в этот период вайшьи были почти отстранены от решения государственных вопросов. Сведения о положении шудр в республиках крайне скудны, но данные Патанджали (II. 269) дают основания думать, что некоторые группы их по своему статусу приближались к рабам. Шудрамп, по-видимому, были неоднократно упоминаемые карма кары, которые вместе с рабами использовались на ирригационных работах у шакьев и колиев. Наверное, выполнение работ, связан ных с непосредственным услужением, также было их уделом. Не исключено, что их положение здесь было хуже, чем в монар хиях, вследствие более сильных пережитков родо-племенных отно шений. Сравнение материалов о сословной организации в государствах с разной формой правления показывает, что если в монархиях водораздел проходил между свободными и рабами, а кроме того, между дваждырожденными и однорожденными, то в республиках (преимущественно аристократических), где в основе тоже лежало деление на свободных и рабов, противопоставление определялось главным образом принадлежностью или неиринадлежностыо к кшатриям. В истории Северной Индии VI-IV вв. до н. э. ганы и сангхи играли весьма заметную роль. Когда Маурьи объединили значительную часть этого региона, многие республиканские образова ния, вошедшие в состав империи, сумели сохранить свою ав тономию. Показательно, что, 'аРааЦ-егжх; iroUq Мегасфена (в передач Диодора) точно соответствует arajavisaya надписей Ашоки. В XIII большом наскальном эдикте говорится о необходимости распространять дхарму не только в странах, где правят эллинистические цари, но и в областях, где нет власти государя. Среди последних упоминаются территории, населенные камбоджийцами, бходжами, питиниками и известные в древнеиндийских источниках, в частности, как сангхи и ганы. Чем же объяснить, что немонархические образования смогли 1 охранить автономию в рамках империи? Прежде всего многие ||.i них помогли Чандрагупте одержать победу над греческими г.фнизонами и династией Нандов, что, по всей вероятности, повлияло на их статус в созданном Чандрагуптой государстве. Кроме того, Маурьи, преемники его, по-видимому, не хотели открытого столкновения с сангхами, ибо привлечение их на свою i торону было, по словам Каутильи, «более существенным, чем приобретение войск или союзников». Едва ли справедливо мнение индийской исследовательницы Р. Тхапар, утверждавшей, что положение «независимых племен» при Чандрагупте (им разрешалось сохранять многие древние институты) отличалось от их положения в годы царствования Ашоки, когда они якобы лишились прежней независимости и были «полностью растворены». Конечно, в период заметного укрепления государства при Ашоке контроль центральной власти над областями страны усилился, однако политика Маурьев по отношению к немонархическим ииразованиям не претерпела коренных изменений. Городское управление. Эпоха Маурьев отмечена быстрым рос-тм городов — центров торговли, ремесла, культуры. Неудивительно, что источники уделяют столь большое внимание их внутреннему статусу и вопросам регулирования всех сторон их жизни63. Городскому управлению посвящена специальная глава «Артхаша-1тры» (хотя ее материалы лишь условно могут быть отнесены i:>тому периоду). Довольно подробное описание устройства городов сохранилось у античных авторов, опиравшихся на записки Мсгасфена. Его свидетельства, очевидно, касались преимущест-ш'нно столицы империи Паталипутры, где он жил в качестве мосла. Некоторые сведения содержат эдикты Ашоки: они не толь-i и упоминают отдельные города (Паталипутра, Таксила, Уджаяни, Гисали, Самапа, Каушамби), но и сообщают данные об их статусе. 1'ак, в надписях имеется указание, что города подразделялись па внутренние (hida), расположенные, наверное, на территории иид-житы, и на внешние (bahira). Первые — к ним принадлежала Паталипутра — управлялись чиновниками центрального аппарата, нторые попадали в сферу управления провинциальных властей. Во главе города, согласно Мегасфену, стоял специальный комитет государственных чиновников (Страбон XV. 1.51), включавший шесть групп по пять человек. По его словам, одни из них инблюдали за ремеслами, другие — за приемом чужеземцев, третьи фиксировали случаи рождения и смерти, четвертые занимались молочной торговлей и товарообменом, пятые приставлены следить in качеством изделий ремесленников, шестые собирали десятину ■ продаваемых товаров, а все вместе ведали частными и государ-- шенными делами, наблюдали за ремонтом общественных зданий, m ценами на товары, за рынками, гаванями и святилищами. Это сообщение о существовании коллективных органов управ-ишия, хотя и не находит точных соответствий в древнеиндийских лоточниках, до известной степени подтверждается материалами «Артхашастры». Там говорится о делении города на четыре части, каждой из которых руководили чиновники — стханики, подчинявшиеся главному городскому чиновнику — нагараке. От стхаников зависели гопы, следившие за 10, 20 или 40 семействами города. Не исключено, что группы астиномов Мегасфена в какой-то мере связаны с системой городского управления, описанной в «Артха-шастре». Селевкидский посол мог за комитет принять четырех чиновников, управлявших одной частью города, и их главу. Сведениям Мегасфена о чиновниках шестой группы, собиравших десятину, возможно, соответствуют данные «Артхашастры» о стханиках, следивших за сбором налогов. В сочинении Каутильи есть немало указаний на контроль городских властей за торговлей, жизнью купцов. Градоначальник обязан был постоянно заботиться об охране дорог, площадей, крепостных стен, что также увязывается со свидетельствами Мегасфена. В буддийских источниках имеются некоторые сведения о жизни городов, в частности древней столицы Магадхи — Раджагрихи. Согласно комментарию Буддхагхоши к «Маджхима-никае», здесь был специальный зал, где останавливались путешественники, прибывавшие из отдаленных мест65. Вечером ворота закрывали, и никто не мог войти в город 66. Сохранились данные и о регулярных празднествах, отмечавшихся в Раджагрихе 67. Армия и суд. Объединение в рамках одного государства множества племен и народов, потерявших самостоятельность, но стремившихся вернуть свободу, частые проявления недовольства со стороны населения провинций и активная внешняя политика центральной власти — все это заставляло Маурьев содержать большую армию. И индийские и античные источники сообщают о хорошей организации военного дела в империи и о значительном числе боеспособных воинов. По Плинию (VI. 21-22), очевидно опиравшемуся на Мегасфена, армия Чандрагупты состояла из 600 тыс. пехотинцев, 30 тыс. всадников, 9 тыс. слонов. Эти цифры, возможно и несколько завышенные, поскольку в данном случае речь идет об армии, приведенной в состояние боевой готовности, в целом верно характеризуют военный потенциал Маурьев. Страбон (XV. 1.53), ссылаясь на Мегасфена, писал, что в лагере Чандрагупты было 400 тыс. солдат. Для управления армией существовал специальный штат военных чиновников, которые, если верить Мегасфену, были, подобно астиномам, разделены на шесть групп (комитетов) по пять человек. «Члены первой группы приставлены к наварху, другие к начальнику воловьих упряжек, на которых перевозят военные машины, продовольствие для людей и вьючного скота и все необходимое для войска... В ведении третьих находится пехота, четвертых — лошади, пятых — колесницы, шестых — слоны» (Страбон XV. 1.52). Эти свидетельства имеют параллели в индийских источниках, прежде всего в «Артхашастре», где определены обязанности начальников, ведающих судоходством, скотом, лощадь-ми, слонами, колесницами, пехотой. В рассматриваемый период армия строилась еще по традиционной схеме, известной в древней Индии под названием «чатуран-га» — «четырехчленная» (пехота, конница, колесницы, боевые слоны). Главной силой были боевые слоны, наводившие страх иа противника, прежде всего на неиндийцев. На основании данных «Артхашастры» и античных авторов можно судить и о характере войска, включавшего кшатрийскую дружину царя, наемных солдат и лиц, которые набирались среди ремесленников и в военных объединениях. Ядро его составляли кшатрии, искусные, хорошо обученные, а порой и потомственные воины, содержавшиеся «на царские деньги» (Страбон XV. 1.47). Наемные войска были менее надежны, так как они, говоря словами автора «Артхашастры», могли поддаться на уговоры неприятеля (IX. 2). Согласно тому же источнику (П. 2), в армию призывались вайшьи и шудры, хотя Мегасфен сообщал, что земледельцы не имеют оружия и не участвуют в битвах: это является обязанностью воинов (очевидно, кшатриев). Небезынтересно в данной связи свидетельство Страбона (XV. 1.52) о том, что «каждый воин возвращает в арсенал (царский. — Авт.) свое оружие». Вероятно, земледельцы и ремесленники получали оружие лишь на время войны. Вооружение пешего воина состояло из лука, иногда в рост стрелка (Арриан. Индика XVI. 6), меча и часто щита. Индийские лучники были очень искусны в стрельбе. Всадники снабжались копьями (Арриан). При раскопках маурийского слоя в Таксиле были найдены кинжалы, тяжелые металлические копья, дротики, наконечники стрел и др. Античные авторы (в частности, Курций Руф) описывали тяжелые колесницы, запряженные четырьмя лошадьми, с двумя возничими и четырьмя воинами. Такого (юда колесницы изображены и на барельефах Санчи. Они полностью вытеснили легкие повозки с двумя лошадьми, с одним нозницей и лучником, характерные, судя по текстам, для ведийской эпохи. Из трактата Каутильи мы узнаем, что во главе войска стоял поеначальник, носивший титул сенапати, которому подчинялись «начальники» над колесницами, пехотой, слонами. Его жалованье (48 тыс. пан), равное жалованью наследника-соправителя, свидетельствует, что статус сенапати был весьма высоким (Артх. V. 3). Возможно, что он был таким же и при Маурьях. Мегасфен сообщает о специальных военных чиновниках, ведавших флотом, но у нас нет достаточно материалов, чтобы утверждать, что суда при Ашоке использовались для военных операций, — они применялись преимущественно для перевозки людей и продовольствия, обычно по рекам. Опираясь на «Артхашастру», можно сделать вывод о значительном развитии теории военного искусства. Были подробно разработаны методы ведения войны, фортификационная техника, применение различных видов вооружения, в том числе таких, кик машина для метания стрел. Большое внимание в империи уделялось организации судебного дела. Надписи Ашоки свидетельствуют, что Маурьи стремились к созданию единообразной системы судопроизводства. Эта идея ясно выражена в IV большом колонном эдикте. Император, возглавлявший судебную администрацию и являвшийся как бы верховным судьей, контролировал соответствующие органы. Борясь с злоупотреблениями, он приказывал инспектирующим чиновникам проверять действия судебных властей как в центральных, так и в отдаленных провинциях. Ашока провел ряд мероприятий, связанных с практикой судопроизводства. Родственники лиц, закованных в кандалы и приговоренных к смерти, получили разрешение в течение трех дней хлопотать о помиловании (IV колонный эдикт). Он же, очевидно, ежегодно объявлял амнистии заключенным (V колонный эдикт)м. Более подробные сведения о судопроизводстве содержатся в «Арт-хашастре», но эти материалы не могут пока быть подтверждены данными маурийской эпиграфики. Налоги. Существенное место в системе государственного управления занимало специальное налоговое ведомство69. Каутилья считая казну (койа) одной из семи главных «частей государства», даже более важной, чем армия. В надписях Ашоки упоминаются два вида обложения — ба-ли 70 и бхага. Эдикт из Румминдеи устанавливал, что деревня Лумбини, где родился Будда, освобождалась от бали и должна была уплачивать восьмую часть продукции (atha-bhaga, санскр. asta-bhaga) — явно меньше обычной доли. Это свидетельство эдикта может быть соотнесено с сообщением «Артхашастры» об освобождении от налогов селений, поставлявших воинов (II. 35), а также местностей с невысокой урожайностью и территорий, важных в стратегическом отношении (V. 2). Согласно индийским источникам, обычный налог царю составляет шестую часть урожая, но иногда эта цифра менялась в зависимости от того, кому принадлежала земля, и от ее качества. Интерес представляют сведения Диодора (П. 40.5), по которым земледельцы платят четвертую часть урожая п. Совсем иные данные приводит Страбон (XV. 1.40) — земледельцы получают лишь четвертую часть урожая. Вероятно, он имел в виду царские земли, ибо писал, что «вся земля там принадлежит царю». У Диодора (II. 40.5) встречается еще одно любопытное сообщение: земледельцы кроме внесения в казну четвертой части продукции платят царю за землю (Х<ирЦ Ы хщ цш6<йаещ<; iei&pxT\v ёц то PornXucov теХсиоч), причем античный автор, ссылаясь на свидетельства Мегасфена, утверждал, подобно Страбону, что вся Индия — собственность царя. Последнее сообщение Диодора не подкрепляется источниками, и мы не можем пока судить, насколько оно соответствовало действительности; высказывалось мнение, что в некоторых областях существовали две формы налога — основной за пользование землей и налог в четвертую часть продукции, взимавшийся с определенного вида злаков72. В «Артхашастре* подробно перечисляются все типы обложения и обязанности чиновников фиска. Налоги взимались с пахотных земель, рудников, лесов, торговли и т. д. Во главе соответствующего ведомства стоял главный сборщик, устанавливавшим единицы обложения, проводивший полную регистрацию и подразделявший селения по различным категориям. В его подчинении находился многочисленный штат чиновников. Квартальный инспектор контролировал поступления с пяти или десяти деревень (Артх. П. 35). Туда направлялись специальные агенты, призванные собирать сведения о землях, домах, семействах. Некоторые данные можно почерпнуть из буддийских сочинений. Буддхагхоша, например, сообщает, что Ашока ежедневно от сборов с городских ворот столицы имел 400 тыс. каршапан, а его совет, сабха, еще 100 тыс. каршапан!3. Возможность такого рода обложений подтверждается «Артхашастрой*, в которой среди источников дохода упоминается налог за вход (II. 6), а среди доходов, получаемых от укрепленных пунктов (durga), — поступления от ворот (П. 6). Патанджали рассказывает, что Маурьи, желая получить золото, изготовляли изваяния (богов) (Mauryair hiranyarthibhir arcan prakalpitah). Мы не знаем, в чем заключался смысл мероприятия, но ясно, что Маурьи испытывали финансовые затруднения. Можно предполагать, что изображения (очевидно, богов) устанавливались в специальных местах, а плата, взимавшаяся с лиц, посещавших эти места, шла в царскую казну74 (возможна и иная интерпретация)75. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|