Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Религия и культура ведийской эпохи 9 страница




В эпоху Маурьев, как отмечалось выше, многие южные рай­оны стали частью империи. Об этом свидетельствуют надписи Лшоки, открытые в разных местах Юга. В них названы отдель­ные народы Декана (бходжи, пулинды, андхры), обитавшие на территории государства Ашоки, а также страны — Чола, Пан-дья, Сатияпута, Кералапута, расположенные за его пределами, но поддерживавшие с ним тесные политические и культурные «пязи.

Упоминания о Маурьях сохранились в тамильской литерату­ре, в том числе в поэмах, относящихся к первым векам нашей!>ры. Поэты описывали Moriyar, которые на боевых колесницах проносились через горы. Ряд ученых, правда, сомневаются в нозможности соотнести Moriyar с Маурьями, однако в целом тамильские источники демонстрируют влияние последних в облас­тях Юга24.

Мы уже указывали на данные Мегасфена о стране Пандея 25. Видимо, к нему восходит и легенда, переданная римским писа­телем Плинием (VII. 22), согласно которой царица Пандея пра­вила 300 городами и командовала огромным войском (150 тыс. человек и 500 слонов). К сожалению, нет возможности проверить на местных источниках верность этих сообщений, но, безусловно, они отражают возросшую мощь южноиндийских государств.

Сведения о климате и растениях районов Юга имеются в труде Страбона (XV. 1.22), использовавшего сочинения Мегасфена и других античных авторов, а о торговых контактах с Севером — в «Артхашастре». В трактате Каутильи подробно рассказывается о драгоценностях из Южной Индии, страны Пандьи и прочих областей (II. 11).

Вместе с властью Маурьев на Юг проникали североиндий­ская культура, письменность, а также буддизм и джайнизм. О распространении буддизма говорят находки многочисленных, хотя и крайне кратких, посвятительных надписей, датируемых палеографически Ш-П вв. до н. э. Ученые-лингвисты склонны


видеть в их языке раннюю стадию литературного тамили. Сю Цзан приводит данные о наличии в южных районах буддийск культовых памятников, сооружение которых приписывало Ашоке . Непосредственная связь этих памятников именно Ашокой сомнительна, существенно, однако, что местная тради­ция сохранила память об очень раннем проникновении буд­дизма.

Династическая история южноиндийских государств того по риода практически неизвестна. Ослабление и падение империй Маурьев ознаменовались возвышением местных династий и от падением большого числа провинций. При Пушьямитре, первом из Шунгов, в Декане возникло самостоятельное государство Ви дарбха, и только после упорной борьбы он сумел добиться раз дела Видарбхи и подчинения северной ее части. Вероятно, об. одном из самостоятельных правителей в период после падении Канвов сообщает надпись царя Сарвататы из Госунди (Раджаст хан)27. Области на Западе, Юге и Востоке страны стремились к независимости и иногда даже вступали в борьбу за гегемонию. на политической арене. Некоторые из них быстро сходили с<> сцены, другие добивались незначительных или довольно ощути мых результатов и расширяли свои территории. По данным эпиграфики, некоторые правители южноиндийских областей стали самостоятельными еще в позднемаурийскую эпоху. Так, надписи из Бхаттипролу (Андхра-Прадеш), датированные при мерно 200 г. до н. э., упоминают царя по имени Куберака . Любопытно, что в пракритской надписи употреблен санскрит ский титул raja.

Эти и иные материалы заставляют думать, что в послемау рийский период североиндийская культура и традиции укорени лись в ряде районов Юга. Надписи из Бхаттипролу указывают и на популярность буддизма. О том же свидетельствуют памят ники Амаравати, Нагарджуниконды, Джаггаяпеты. Расцвет буд дииского искусства в этом районе относится к первым векам нашей эры, но ранние ступы и другие культовые постройки дати руются и концом I тысячелетия до н. э.29.

Послемаурийский период ознаменовался также дальнейшим укреплением здесь джайнизма, хотя, по джайнской традиции, приверженцы этого вероучения появились на Юге еще при Чандрагупте 30.

Правление Сатаваханов. Из государственных объединении Декана в изучаемую эпоху особенно выдвинулось государство Сатаваханов31. В течение нескольких столетий ему удавалось удерживать власть над огромной территорией, успешно сопернп чать с североиндийскими государствами и противостоять натиску вторгавшихся племен. Оно представляло собой единое образовл ние с прочными традициями в сфере культуры и управления, целостность сохранялась и тогда, когда Северную Индию ран дирали междоусобные войны, а магадхский престол переходил из рук в руки.


Время Сатаваханов отмечено яркими политическими собы­тиями, значительным развитием культуры, интенсификацией шшзей со странами Запада, прежде всего с Римом, что подтверж-иш'тся и данными письменных источников (в том числе «Перип-«II Эритрейского моря») и археологическими материалами. Все тг наши знания об этом времени до сих пор крайне неполны: ичиных страниц больше, чем прочитанных и понятых. Исследо-ннтели располагают пока лишь свидетельствами пуранической грндиции (к тому же довольно противоречивыми), относительно Ч'Удными данными эпиграфики, а также нумизматики.

Среди множества дискуссионных вопросов, касающихся Сата-

инов, самыми сложными остаются вопросы их происхождения

ронологии32. Сейчас уже большинство ученых принимают и'чку зрения об идентификации Сатаваханов с Андхрами 33, но мнения относительно прародины династии весьма различны. Ос-нпнываясь на сообщениях пуран, одни (например, Р. Бхандар-««р, В. Смит, Е. Рэпсон) признают восточное происхождение «ииастии, связывают ее с Андхрой, а факт открытия надписей мерных правителей на Западе (в районе Пайтхана и в Насике) пПъясняют тем, что Сатаваханы уже в начале царствования про-цнмнулись от Андхры на запад. В доказательство приводятся "тилки на надписи, где один из царей называется «господином Южной страны», что, согласно интерпретации ученых, указыва-щ' на связь династии с Андхрой.

Противоположная точка зрения была выдвинута В. Суктхан-ннром34 и поддержана К. П. Джаясвалом, X. Райчаудхури и др. Пии считают, что Сатаваханы вначале обосновались в Западном Цгкане и лишь в первые века нашей эры (по Д. С. Сиркару, в пиридине II в.) захватили районы Андхры35. Аргументами слу-■мпт находки в Западном Декане эпиграфических документов it монет 36.

Безусловно, свидетельства пуран заслуживают серьезного «miмания. Их стойкая традиция, несомненно, отразила реаль­ны*' связи Сатаваханов с Андхрой, что не противоречит данным 'мнграфики. «Принадлежащая к роду Андхров» династия мог-

очевидно, уже в начальный период овладеть некоторыми i 1стями Западного Декана. Впрочем, это заключение нужда-

) еще в серьезном обосновании.

Трудность установления хронологии ранних Сатаваханов оп-1»'.чоляется незначительным фондом надписей, относящихся к 1"|<ч:матриваемому периоду. Пураны, которые сохранили дина-■ шческий список правителей Андхры, дают различные цифры продолжительности их царствования: 300, 411, 412, 456, 460 лет. lli-одинаково и число правителей династии («Ваю-пурана» назы-iwitT 17, а «Матсья-пурана» — 30).

Как сообщают пураны, царь Андхров (Сатаваханов) пришел: к нласти после убийства правителя Канвов. Опираясь на эти и пиления, ученые датировали возникновение династии концом I и. до н. э. Сторонники такой хронологической схемы считали.


что первый из Сатаваханов до захвата трона был слугой Кал bob 37, а значит, возвышение их нельзя увязывать с эпохой Мл урьев.

Если даже принять самый краткий из упомянутых выше пс риодов правления — 300 лет, то конец его нужно будет датиро вать последним десятилетием III в., что не соотносится с мате риалами эпиграфики и нумизматики, по которым власть Сатл ваханов в Андхре завершилась к началу III в.38.

Стремясь объяснить это несоответствие, некоторые защитники данной хронологической схемы склонны видеть в сообщении пуран о правлении Сатаваханов указание на царствование нг только основной династии, но и ее отдельных «ветвей», будто бы дольше удерживавших власть в ряде областей. Впервые эту гипотезу выдвинул Д.Бхандаркар39, затем «краткую» хронологи ческую схему приняли Л. де ла Валле-Пуссэн, Ж. Филлиоза, А. Л. Бэшем, Д. С. Сиркар, X. Райчаудхури и др.40.

Принятие этой схемы затрудняет датировку надписей Сата ваханов из Нанагхата и Насика, в которых упоминаются первые цари династии. Коль скоро начало ее датируется I в. до н. э.. надписи должны относиться к I или даже II в. н. э., что расхо дится с мнением авторитетных эпиграфистов, опирающихся hii палеографические особенности документов41. Чтобы примирил-сведения пуран о царствовании Андхров в течение 456 лет i< 460 лет с данными об убийстве последнего из Канвов царем Си мукой, исследователи (например, В. Смит) относили возвышение династии не к 20 г. до н. э., а к 240 или 230 г. до н. э., т. е. кс времени задолго до убийства Сушармана, которое они связывали не с Симукой, а с другим царем42.

По мнению ряда ученых, убийцей последнего из Канвов был царь Сатаваханов Пулумави или Патимави (пятнадцатый прави­тель по «Матсья-пуране» и пятый — по «Ваю-пуране»). Они по­лагают, что Сатаваханы пришли к власти в 271 г. до н. э. и правили до 174 г. н. э.43. Установленные В. Смитом и В. Рао го­ды правления конкретных царей не согласуются с теми, которые предлагают авторы «краткой схемы».

Таким образом, общепринятой датировки главных вех ист рии Сатаваханов и правления их царей пока нет. Можно ли~~ приблизительно сопоставить конкретные события, известные н по материалам эпиграфики и нумизматики, с событиями, пр исходящими в соответствующий период в Северной Индии, н к сожалению, и их датировка в большинстве случаев весьм приблизительна.

Воссоздать историю царствования тех Сатаваханов, имена ко­торых сохранились в пуранической традиции, — задача пока нереальная. Данные эпиграфики позволяют восстановить отдель ные, зачастую разрозненные, факты политической истории. Но редко наши сведения о целых периодах ограничиваются тольк" именем царя. Согласно пуранам, основателем династии был Шишука (иногда Синдхука и Шипрака)44, встречающийся с


подписях и как Симука. О нем упоминает пракритская надпись и:< Нанагхата периода правления его преемников45. Ряд ученых, следуя за пуранами, считают, что именно он убил царя Канвов Сушармана46, другие относят его царствование к гораздо более раннему периоду47. Первые включают в его империю район Ви-диши, будто бы отвоеванный им у Канвов.

Шишуку (Шимуку, Симуку) сменил, по пуранам, Канха (Кришна), но его имя не фигурирует в надписи из Нанагхата.!)то привело некоторых ученых к выводу, что Канха узурпиро­вал престол в борьбе с Сатакани (Шатакарни)48. Пракритская надпись из Насика, где говорится о правлении Канхи из рода Сатаваханов (Sadavahanaku[le] kanhe rajini)49, по мнению иссле­дователей, свидетельствует о вхождении ряда западных облас­тей в империю ранних Сатаваханов 50.

В надписи из Нанагхата встречается имя Сатакани (Sataka-ni), которого отождествляют с Шатакарни пуран, но, поскольку там приводятся разные данные, предлагаемые идентификации тоже различны51.

Ученые неодинаково датируют правление Сатакани (Шата­карни). Те, кто опирается на «Ваю-пурану», относят его к кон­цу I в. до н. э., а самого царя отождествляют с Сатакани надпи­си Кхаравелы (Satakani)52. Ориентирующиеся на «Матсья-пу-рану» датируют царствование Шатакарни (Сатакани надписи из Нанагхата) концом II в. до н. э., а сведения надписи Кхара-волы связывают с Шатакарни П. Сейчас трудно сказать, какая из точек зрения правильна, одно бесспорно — в числе главных поперников ранних Сатаваханов выступали правители Калин-ги. Царь Кхаравела собрал огромную армию и, как сообщает надпись, «не обращая внимания на Сатакани (acitayita Sata-kamnim), направил ее на запад»53. Некоторые полагают, что между ними произошло столкновение, но прямых указаний па это нет.

Судя по эпиграфическим материалам, империя Сатаваханов мри Сатакани (Шатакарни) достигла больших размеров: царя икличали «господином Южной страны» 54. Согласно надписи из Нанагхата, он вступил в матримониальный союз с сильным родом Западной Индии — Амгия, возможно, для укрепления своих позиций в борьбе с Калингой. Ученые ассоциируют с Сатакани и монеты из Восточной Малвы, в легенде которых содержится имя Rano Satanmisa55. Если идентификация верна, она свидетель­ствует о вхождении в империю ранних Сатаваханов и областей Восточной Малвы. Военные успехи Сатакани были, очевидно, иначительными: он совершил в честь своих побед две ашвамед-хи и церемонию «раджасуя», т. е. объявил себя правителем, с. особым титулом samrat.

Сведения о преемниках Сатакани весьма отрывочны. Надпись n;t Нанагхата упоминает царевичей (kumaras), но какова была их роль в тот период, мы не знаем. Открытие в Мадхья-Прадеше


медной монеты царя Апилаки, о котором нам сообщают пураны («Матсья-пурана» — как о восьмом царе, а «Ваю-пурана» — как о четвертом, прямом наследнике Шатакарни), вероятно, указывает на расширение владений династии 56. Дальнейшая история ее вплоть до правления царя Халы мало известна57. Большинство современных исследователей относят его царствование к I в.

Материалы эпиграфических источников, несмотря на их ску­дость, говорят о периоде ранних Сатаваханов как о времени подъема экономики и культуры, укрепления административного аппарата. Прочными стали контакты Декана с Севером и более интенсивными с государствами крайнего Юга. Расширились тор­говые связи с эллинистическими государствами и Римом. Многие явления экономической жизни, которые прослеживались на Се­вере, были характерны и для Декана.

Уже раннесатаваханские надписи свидетельствуют о распро­странении в Западном Декане буддизма (хотя сильные позиции сохраняет и брахманизм). Цари династии покровительствова­ли ему — в надписи из Насика сообщается о чиновниках-маха-матрах, наблюдавших за буддийскими монахами. Не исключено, что Сатаваханы, подобно Ашоке, проводили политику религиоз­ной терпимости, но государство контролировало жизнь и дея­тельность отдельных конфессиональных общин и сект. С этой точки зрения примечателен мемориальный комплекс в Нана-гхате, построенный в честь побед Сатакани и совершения им обрядов ашвамедхи и раджасуи. Значение комплекса велико и для изучения индийского искусства той эпохи: семь фигур (очевидно, портреты правителей и членов их семей, чьи имена упоминаются в надписях) — одно из древнейших свидетельств местной традиции портретной скульптуры, связанной со школой Матхуры, но сложившейся здесь при воздействии и греко-рим­ского искусства 58.

Калита и правление Кхаравелы. В течение длительного вре­мени Калинга была опасным соперником Сатаваханов. Если ве­рить источникам ведийского периода — брахманам, — она долгое время оставалась независимым государством. По всей вероятности, ей удавалось удерживать политическую самостоятельность вплоть до эпохи Нандов, которые присоединили ее полностью или ча­стично. В пользу такого заключения свидетельствует надпись Кхаравелы из Хатхигумпхи (недалеко от Бхубанешвара, штат Орисса), где указывается, что царь довел до своей столицы ка­нал, построенный Пандой. Однако к эпохе Маурьев Калинга, видимо, освободилась от власти Нандов и стала независимым и могущественным государством. Возможно, еще к Мегасфену восходят данные о Калингах, встречающиеся в труде Плиния (VI. 65-66). Согласно этой традиции, правитель народа Calingae имеет большую армию — 60 тыс. пехоты, тысячу всадников и 700 боевых слонов. Ашока, как говорилось, вел упорную и крово­пролитную войну, чтобы покорить эту страну. Войдя в состав империи Маурьев на правах провинции, управляемой царевичем,


мин сохраняла особый статус. К сожалению, нам почти ничего in* известно о Калинге периода после правления Ашоки и до ее рнсцвета при знаменитом Кхаравеле.

Более того, до сих пор нет согласия в вопросе датировки царствования Кхаравелы и интерпретации свидетельств надписи иа Хатхигумпхи. К. П. Джаясвал относил его правление к лер-иой половине II в. до н. э. Эта точка зрения нашла немало сто­ронников 59 — ее разделяют, например, Нилаканта Шастри60 и Г. Венкет Рао61. Однако она подвергалась и серьезной критике и индологической литературе. Ее противники — Б. М. Баруа62, X. Райчаудхури 63, Д. С. Сиркар64 и др. — считают, что Кхараве-ла правил в I в. до н. э. Их мнение представляется наиболее убедительным: в надписи из Хатхигумпхи говорится о 300-летнем перерыве между царствованием Кхаравелы и Нанды, значит, правление первого можно датировать I в. до н. э. Анализ палео­графических особенностей надписи привел известных эпиграфи­стов к выводу, что она была составлена в конце этого столетия65. Конечно, этими соображениями не исчерпываются аргументы за­щитников обеих точек зрения. Полемика продолжается и в настоящее время.

Надпись из Хатхигумпхи уникальна: текст ее, несмотря на различные толкования и интерпретации, позволяет восстановить некоторые факты жизни и правления Кхаравелы еб. Он принадле­жал к роду Чети (Чеди) и был одним из наследников царя Маха-мегхаваханы; в возрасте 24 лет, после коронации, получил титул • великого правителя Калинги». Ему удалось добиться значитель­ных политических и военных успехов. Уже на второй год царст-иования он совершил поход на Запад (pachimadisam) и «прене­брег [мощью]» царя Сатаваханов — Сатакани. Неясно, произошла ли встреча обеих армий и добился ли Калингский правитель ка­ких-либо территориальных приобретений. Сообщается, что армия ого продвинулась вплоть до р. Каннабемны и угрожала г. Аси-ку67. Точная локализация данных названий пока неизвестна; по мнению К. П. Джаясвала, имеется в виду р. Кришна.

Можно предположить, что в целом отношения Кхаравелы с Сатаваханами были довольно напряженными. Уже на следующий год после указанного похода армия Калинги двинулась против бходжаков и ратхиков и победила их. Территория этих народов, очевидно, входила в состав империи Сатаваханов или контроли­ровалась ими, что должно было привести к столкновению двух могущественных государств 68, но об этом надпись умалчивает. Сам Кхаравела, наверное, считал свои западные походы успеш­ными. В Хатхигумпхской надписи повествуется, что на третий год правления царь устроил пышные празднества в столице. Он предпринял три похода в Северную Индию, на восьмом году царствования во главе огромного войска штурмовал укрепленный форт Горатхагири (в совр. округе Гая) и осадил Раджагриху, бывшую столицу Магадхи. Любопытно, что, согласно надписи, царь яванов-греков (yavana-raja) отступил к Матхуре, видимо,


после того, как армия Кхаравелы осадила Раджагриху. Имя гре­ческого царя 69 полностью не сохранилось. На десятом году прав­ления Кхаравела «продолжил войну для завоевания областей в Бхаратаварше», т. е. в долине Ганга, но на этом его северные экспедиции не закончились. И еще два года спустя Калингская армия наводила ужас на правителей Уттарапатхи (здесь скорее всего идет речь о Северной Индии в целом) и жителей Магадхи. Кхаравела привел ее к Гангу и «заставил боевых слонов и лоша­дей испить воды» реки. Экспедиция, наверное, была удачной для калингцев, ибо царь Магадхи Бахасатимита ™ «склонился перед Кхаравелой». Последний захватил в Анге и Магадхе богатую до­бычу и доставил ее в свою столицу.

Успешным был и его поход на Юг — он осадил Питхуду (Пит-хумда, по Джаясвалу), отождествляемый некоторыми учеными с Питундрой 71 «Географии» Птолемея (VII. 1.93) (в стране Maiso-loi, совр. Масулипатам), и достиг государства Пандьев, правитель которого послал драгоценности Калингскому царю.

Надпись сохранила некоторые свидетельства о внутренних мероприятиях Кхаравелы. Он восстановил свою столицу Калин-ганагару, пострадавшую от циклона, удлинил канал, построен­ный еще при царе Нанде. На шестом году правления (возможно, после блестяще проведенных военных операций) он будто бы осво­бодил от налогов и повинностей всех жителей городов и деревень. По его приказу была возведена царская резиденция — «Дворец Великой победы» (Mahavijayaprasada).

Материалы эпиграфики говорят о Кхаравеле как о привер­женце джайнизма. Он построил специальные помещения для джайнских монахов, причем центральное украсил скульптурами и колоннами. Последовательницей джайнизма была и супруга Кхаравелы, которая отвела монахам, как свидетельствует над­пись из Удаягири, пещеру72.

Вместе с тем есть основания думать, что Кхаравела проводил политику веротерпимости. Хатхигумпхская надпись восхваляет его не только за военные успехи, но и за «почитание всех сект», сообщает о его дарах джайнам и брахманам после похода на Север. Очевидно, такая политика более всего отвечала задачам создания сильного централизованного государства.

В одной из пещер Удаягири сохранилась надпись, которая составлена от имени правителя Калинги — Кудепы из династии Махамегхавахана. Расположение надписи и ее палеографические особенности привели Б. М. Баруа к выводу, что Кудепа был не­посредственным преемником Кхаравелы 73. К сожалению, о судь­бе Калинги после его смерти ничего не известно.

а * *

Несмотря на ограниченность наших сведений о народах Де­кана, Южной и Восточной Индии в изучаемый период, можно с определенностью говорить о значительных сдвигах в обществен-

I


I

них отношениях, развитии экономики и культуры в этих частях страны. Наряду с брахманизмом здесь получили распространение Оуддизм и джайнизм. Весьма тесными стали связи Юга с Севером, ii также с зарубежными странами. Судя по материалам эпи­графики, в Декане распространялась система варн, хотя в госу­дарствах крайнего Юга она приняла несколько иные формы In чем мы судим, правда, по источникам более позднего времени). Население Декана и Юга, как арийское, так, очевидно, ине-лрийское, восприняло санскритскую культуру, но это вовсе не Омло связано с «размыванием» местных неарийских культур. Государства Южной Индии возникли независимо от индоарий-нсого влияния, задолго до установления тесных контактов с Севе­ром. И вряд ли можно согласиться с мнением Нилаканты Шастри, утверждавшего, что история Южной Индии начинается лишь ii приходом ариев 74.


ГЛАВА XII






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных