ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Религия и культура ведийской эпохи 8 страницаДанные источников, касающиеся преемников Ашоки, крайне отрывочны и противоречивы. От смерти Ашоки до захвата тропа Пушьямитрой прошло чуть более полустолетия, но за это время сменилось довольно много правителей, что свидетельствовало об уже приближающемся упадке государства. Даже в пуранах приводятся разные сведения. Согласно «Ваю-пуране» и «Брахман-дея-пуране», наследником Ашоки стал Купала, по «Матсья-пура-не» — Дашаратха. «Вишну-пурана» тоже указывает на Дашаратху, но как на сына царя Суяшаса. Ряд джайнских сочинений преемником называют Сампади (Сампрати), однако «Матсья-пурана* считает его сыном Дашаратхи. В некоторых пуранах говорится о Шалишуке в качестве наследника Сампрати (он же упоминается в «Гарги-самхите»). К числу позднемаурийских правителей относится и Брихадратха (о нем сообщает и «Гаргисамхита»). На основании материалов пуран, сопоставленных с данными других источников, можно составить условный список царей, правивших после Ашоки11: 1) Кун ал а (вопрос о его правлении спорен, ибо, по традиции, он был лишен зрения), 2) Сампрати, 3) Дашаратха, 4) Шалишука, 5) Дэваварман, 6) Шатадхану, 7) Брихадратха. Возможно, что эти цари занимали трон в Паталипутре, а местные правители в список пуран не попали. В эпиграфических памятниках названы только два наследника Ашоки: Тивара и Дашаратха. Тивара в «эдикте царицы» предстает сыном второй царицы, Каруваки. С Дашаратхой связаны надписи с холмов Нагарджуни, где он сообщает о дарении пещер адживикам. В тексте Дашаратха упоминается и под титулом «Деванамлия» — «Угодный богам», очевидно в честь отца. М. Смит считал, что эти надписи по языку и стилю так напоминают эдикты Ашоки, что можно рассматривать Дашаратху пго прямым наследником, по крайней мере в восточных провинциях12. П. Эггермонт выступил против мнения о разделе империи до «мерти императора или даже при его преемниках. По его мнению, Апгоку на престоле сменил Дашаратха, которому удалось сохранить единство государства; Кунала же вообще не был ма-урийским царем и не управлял западной провинцией в качестве но независимого главы 13. Если версия о его ослеплении верна, то Купала не мог быть коронован. После Дашаратхи, царствовавшего восемь лет, к власти, по П. Эггермонту, пришел Сампрати. Н целом вопрос о последних Маурьях сложен и пока не решен. Кашмирский хронист XII в. Калхана и передает древнюю традицию о правлении в Кашмире сына Ашоки по имени Джалау-кн, который будто бы распространил свою власть до Канауджа; ому пришлось выдержать натиск млеччхов. Р. Мукерджи полагает, что в чужеземцах-млеччхах нужно видеть греко-бактрийцев15, по А. К. Нарайн возражает против этого 1е. Единственным датированным фактом позднемаурийской истории является событие, "вносящееся к 206 г. до н. э., когда селевкидский царь Антиох Великий (223-187 гг. до н. э.) после удачных походов в Армению и Парфию и заключения соглашения с бактрийским царем Эвтидемом перешел Гиндукуш и «возобновил дружеский гоюз (доел, «дружбу») с индийским царем Софагасеном» (Полибий XI. 39). Полибий сообщает также, что Антиох получил из Индии боевых слонов и провиант для армии, после чего направился через Арахосию и Дрангиану в Карманию. По поводу идентификации индийского царя существует несколько точек зрения. У. Тарн считал, что речь идет о маурий-оком правителе17. К У. Тарну присоединился П. Эггермонт, предложивший отождествлять Софагасена с маурийским царем Сомашарманом, о котором упоминают «Бхагавата-пурана» и «Вишну-пурана» ,8. А. К. Нарайн рассматривал его как правителя Северо-Западной провинции 19. Независимо от решения этого вопроса ясно, что Софагасен обладал значительным влиянием, цели могущественный Антиох именно через него возобновил связи Селевкидов с Индией, установленные еще Чандрагуптой и Се-левком Никатором. Судя по сведениям Полибия, условия нового союза не были равноправными: Антиох не только получил слонов и продовольствие, но и продолжал продвижение в глубь территорий, принадлежавших ранее Маурьям (Арахосия, как мы знаем, и ходила в состав империи Ашоки). Очевидно, к 206 г. до н. э. они утратили власть над некоторыми северо-западными обла-нтями. Быть может, в определенные периоды наследникам Ашоки и удавалось сохранять видимость единства империи, но фактически она уже не представляла собой целостного образования. Воцарение Пушьямитры знаменовало утверждение новой династии — Шунгов. Падение одной из крупнейших древневосточных империй следует объяснить рядом причин внутреннего и внешнего характера. Прежде всего огромное по территории государство включало области, стоявшие на разной ступени экономического и социального развития. Они были объединены путем захватов, лишь политически составляли государственное образование под властью одного монарха. Населявшие их племена и народы говорили на разных языках, не меняли образа жизни, следовали местным обычаям, нормам, традициям. Единство поддерживалось с помощью налаженной системы управления, сильной армии и политики дхармавиджаи. Понятно, что ослабление центральной власти сразу же нарушило это — и без того кажущееся — единство20. По мнению ряда ученых, причину падения империи нужно искать в политике дхармавиджаи, которая будто бы подорвала мощь государства. Так, X. Райчаудхури писал, что «Индия нуждалась в человеке типа Пора или Чандрагупты, чтобы обеспечить защиту от внешних врагов, но она получила мечтателя»21. На наш взгляд, не верность этой политике, а скорее отход от нее пагубно отразился на прочности империи. Пробуддийская политика Ашоки, проводимая им в последние годы правления» вызвала недовольство брахманской прослойки, еще влиятельной экономически и политически. И справедливой представляется мысль X. Шастри о брахманской реакции как об одной из причин упадка империи Маурьев, хотя этот исследователь неверно характеризовал политику императора как вообще антибрахманскую22. Преемники Ашоки, очевидно, тоже отказались от дхармавиджаи, что в напряженной обстановке, сложившейся после смерти императора, привело к тяжелым последствиям. Р. Тхапар подчеркивает слабость преемников Ашоки, не сумевших сохранить целостность государства и поделивших его территорию23. Нельзя не упомянуть также и о внешней опасности, исходившей от гре-ко-бактрийцев. Каждый из названных факторов в отдельности не дает ответа на вопрос о причинах падения империи, но в совокупности они показывают, почему дальнейшее поддержание единства стало невозможным. Ни захватившие власть Шунги, ни их преемники не смогли восстановить ее былую мощь. Шунги. Воцарение Пушьямитры. Согласно индийской традиции, последний из маурийских царей, Брихадратха, был убит командующим армией Пушьямитрой, который захватил магадх-ский престол и основал новую династию24. Эта традиция наиболее полное выражение получила в «Харшачарите», ерчинении пи- пмтеля VII в. н. э. Баны. Он сообщает, что Пушьямитра убил Нрихадратху на военном параде, где проводился смотр вверенного мму войска. Очевидно, можно говорить о заранее подготовленном «н говоре. Воцарение Пушьямитры должно относиться к 180 г. до н. э., если принять данные пуран о 137-летнем правлении Мнурьев, а начало их царствования датировать 317 г. до н. э.25. Об этом правителе упоминает надпись эпохи Шунгов из Айодхьи, н которой он называется военачальником — сенапати26. Пураны считают его основателем династии Шунгов, в то время как предание, сохранившееся у Калидасы (Малавикагнимитра IV. 14), снизывает наследников Пушьямитры с родом Баймбика. Пурани-чиская традиция подтверждается и материалами эпиграфики (» одной из надписей Бхархута счет времени ведется по правлению Шунгов)27. Сведения источников о границах государства Шунгов неодинаковы 28. Ясно только, что они не владели такой огромной территорией, как Маурьи, хотя основатель династии удерживал значительную часть Северной Индии, главным образом земли в бассейне Ганга. Отдельные области (например, Видарбха) после рнспада империи добились независимости и не признали власти Шунгов29. Пушьямитре силой оружия удалось вернуть под свой контроль некоторые из них. Если верить Калидасе, борьба с Ви-длрбхой была отнюдь не легкой и в результате к Пушьямитре отошла лишь часть ее. Поздняя буддийская традиция повествует об антибуддийской политике первого из Шунгов, который будто бы разрушал монастыри и даже истреблял монахов. «Дивья-авадана» рассказыва-пт, что он объявил большую награду за убийство буддийского монаха 30. На основании этих сообщений ряд ученых характеризовали Пушьямитру как борца против буддизма, заступника прахманизма и защитника брахманских привилегий. Действительно, скорее всего буддизм и буддийская община мри Шунгах не пользовались особым покровительством власти. Показательно, что Пушьямитра совершил ашвамедху (принесение в жертву коня) — церемонию, весьма распространенную и недийский период. В этой связи можно вспомнить и данные и брахманской оппозиции в последние годы царствования Ашоки. Имеете с тем, судя по археологическим материалам, в первую мчередь по комплексам Санчи и Бхархута, относящимся к этому премени, при Пушьямитре и его преемниках буддийская культура продолжала переживать период подъема. Вторжение греко-бактрийцев. Источники сообщают о вторжении в Индию греко-бактрийцев, которые названы в текстах • яванами». Патанджали (III. 2.11), живший в эпоху Шунгов, пишет об осаде городов Сакеты и Мадхьямики 31. Он упоминает <> вторжении яванов в грамматическом трактате в качестве примера недавно совершившегося события, и это, очевидно, может служить аргументом в пользу того, что данное событие было тогда хорошо известно. О столкновении Шунгов с яванами гово- рится и в драме Калидасы «Малавикагнимитра» (5-й акт); там рассказывается, что внук Пушьямитры, Васумитра, разбил армию неприятеля, встретившись с ней на правом берегу р. Синдху (по мнения некоторых ученых — Инда, по мнению других — Кали Синдху в Центральной Индии32), Согласно Калидасе, это случилось еще при жизни Пушьямитры, который в честь победы приказал совершить ашвамедху. Наиболее подробное свидетельство донесла до нас «Юга-пу-рана», часть астрономического трактата «Гарт-самхита» — одно из самых древних и надежных сочинений пуранической традиции 33. Объединенные армии панчалов, матхуров и яванов атаковали г. Сакету и двинулись к столице государства Паталипутре. Они подошли к городским стенам, что вызвало смятение среди жителей, и разрушили Паталипутру, но укрепиться здесь не смогли, так как между ними начались раздоры. Яваны вынуждены были покинуть области Мадхьядеши и вернуться обратно. Материалы индийских источников находят параллели в сочинениях античных авторов. Страбон (XI. 11.1), ссылаясь на Аполлодора, прославлявшего греко-бактрийских царей и их успехи в Индии, передает, в частности, следующее: «Они (греки. — Авт.) подчинили себе больше племен, чем Александр; в особенности Менандр (если правда, что он перешел Гипанис на востоке и прошел войной до Имая)34, некоторые племена он покорил сам, другие же — Деметрий, сын Эвтидема, царь бактрийцев. Они владели Паталеной и так называемым царством Сараоста и Си-гердиды на остальном побережье»35. Видимо, успехи греко-бакт-рийцев были довольно значительны, хотя продержались они недолго. Их уход кроме внутренних разногласий объяснялся, вероятно, и напряженной обстановкой в их стране. Греко-бактрий-ским царям постоянно приходилось думать о безопасности своих земель, особенно на границе с Парфией, которая не раз предпринимала попытки отторгнуть области Вактрии. Нельзя недооценивать и свидетельства Калидасы о победе индийского войска над греко-бактрийцами. Не исключено, что после первых неудач индийцы сумели оказать яванам упорное сопротивление. Уход греко-бактрийцев был, безусловно, событием огромной важности, и вполне логично предположить, что его ознаменовали совершением ашвамедхи, которая, как известно, устраивалась в особо торжественных случаях, чаще всего после военных побед. Данные об ашвамедхе, устроенной Пушья-митрой, сохранились у Калидасы, Патанджали (III. 2.123), а также в памятниках эпиграфики36. Ученые ссылаются и на материалы археологии, указывающие на пребывание индо-греков в долине Ганга и их столкновение с индийцами в районе Кау-шамби 37. Сам факт вторжения яванов не вызывает сомнений, но датировка этого события и вопрос о числе вторжений порождают споры 38. Любая из существующих трактовок продолжает оставаться гипотетичной. F г Специального упоминания заслуживает точка зрения А. К. Нарайна, считающего, что в индийских источниках отражена единая традиция о наступлении яванов. Оно, по мнению ученого, приходится на конец правления Пушьямитры (примерно 150 г. до н. э.)39. Такое заключение согласуется с относящимся примерно к середине II в. до н. э. сообщением Патанджали об пепле греками индийских городов. Исследовав новый нумизматический материал, А. К. Нарайн пришел к выводу, что в конце царствования Пушьямитры панчалы и матхуры были независимыми и в союзе с яванами выступили против Шунгов. Но Л. К. Нарайн связывает вторжение греко-бактрийцев с Менандром, не принимая во внимание материалы античных источников м походе Деметрия. Не случайно это его положение подвергалось критике в научной литературе 40. По-видимому, проникновение гроко-бактрийцев началось еще при Деметрии; тогда они доби-иись определенных успехов и подчинили некоторые области в Иападной Индии41. При Менандре яваны сумели продвинуться далеко на восток и, если верить индийской традиции, осадили Пнталипутру42. Это объяснение соответствует сведениям о могуществе Менандра и его территориальных захватах. То, что вторжение произошло в последний период правления Пушьямитры, подтверждается и уже упоминавшимся свидетельством Калидасы о столкновении с яванами индийской армии под командованием внука Пушьямитры — Васумитры. Весьма существенны данные хронологии. Завершающий период царствования Пушьямитры (180-144 гг. до н. э.) в целом совпадает с годами царствования Менандра (середина II в. до н. э.)43 и жизни Патанджали (середина II в. до н. э.)44- Такая (ишзь событий убедительнее, чем их соотнесение с царствованием Дгметрия (200/199-167 гг. до н. э.). Наследники Пушъямитры. Согласно пуранам, Пушьямитра Правил 36 лет. Его преемники (за исключением Бхагаваты) недолго занимали трон — показатель внутренней неустойчивости Государства Шунгов и его приближающегося упадка. Сведения •) некоторых шунгскнх царях помимо пуран сообщают и более оздние источники, в частности «Малавикагнимитра», где упо-инаются Агпнмитра в качестве правителя Видиши еще при изни Пушьямитры и Васумитра, одержавший победу над яванами 45. С наследниками Пушьямитры, прежде всего с Агнимитрой, но мнению ряда ученых, можно связать монеты, обнаруженные II области северных панчалов, в районе Матхуры, в Горакхпуре it т. д. На монетах встречаются имена, оканчивающиеся на «митра», как и имена шунгских царей. Дискуссия о возможности соотнесения этих нумизматических находок с Шунгами продолжается и в настоящее время; все большее распространение получает точка зрения о принадлежности монет местным династиям в Мадхьядеше, которые появились еще при Шунгах, а затем осо-оонно укрепились после их падения 46. Для восстановления шунгской истории очень важна надпись на колонне из Беснагара47. В ней говорится о греке Гелиодоре из Таксилы, направленном в качестве посла Антиалкидом к индийскому царю Касипутре Бхагабхадре в 14-й год его царствования. Некоторые исследователи справедливо отождествляют Бхагабхадру с шунгским царем Бхагаватой 4\ известным по списку пуран49. Посольство должно было прибыть, если учитывать данные пуран о правлении предшественников Бхагаваты, в 106 г. до н. э.50. Видимо, отношения между Шунгами и греками к тому времени в определенной мере нормализовались и Ан-тиалкид отправил своего представителя ко двору Бхагаваты (в тексте — Бхагабхадры) в Видишу, где, вероятно, находилась тогда резиденция шунгского правителя. Судя по надписи, греческий посол был приверженцем бхага-ватизма (вишнуизма); построил колонну с фигурой Гаруды в честь бога Васудэвы и называет себя в надписи Бхагаватом. Можно предположить, что Кришна Васудэва был уже обожествлен. В этом плане интерес представляет надпись, датируемая 12-м годом правления царя Бхагаваты (открыта в Бхилсе)51. Там рассказывается о некоем Гаутамипутре, который в честь Вишну установил флагшток в храме г. БхилсыБ2. Как явствует из данных эпиграфики, вишнуизм при царе Бхагавате получил широкое распространение. Последним из Шунгов был, согласно пуранам, Дэвабхуми (или Дэвабхути), которого сменили Канвы. Если принять цифру общей продолжительности правления Шунгов, предлагаемую пу-ранами, — 112 лет, то приход к власти новой династии следует датировать 68 г. до н. э. Правда, существует точка зрения, что Канвы возвысились еще при Шунгах, когда те уже не могли осуществлять строгий контроль53, но это противоречит пураниче-ской традиции54. О царствовании Канвов известно крайне мало. Они занимали трон в течение 45 лет, причем в ряде районов у власти находились местные правители, ранее признававшие главенство Шунгов. Слабые цари новой династии с трудом удерживались на престоле. * * * Период Маурьев был отмечен важными изменениями во всех сферах жизни общества — политической, социальной, экономической и духовной. Впервые в истории Индии возникло государство, охватившее многие территории страны. Хотя еще Нанды предприняли попытку создания объединенного государства, осуществлена она была только при Маурьях. Несмотря на непрочность данного образования, значение самого факта трудно переоценить. Между отдельными районами установились боле|. тесные и постоянные связи, наметились и общие черты в управу лении, материальной культуре, социальной организации. Отсталые племена, вошедшие в империю, вступили в контакт с более развитыми, испытали влияние их культуры, традиций. Даже при сохранении политической автономии и определенной изолированности частей государства эти контакты оказали, вероятно, свое положительное воздействие. Большую роль сыграла политика дхармавиджаи, проводимая Ашокой. Распространение дхармы, которой должны были следовать все жители огромной империи, независимо от социального статуса, религии и языка, способствовало упрочению единства государства, некоторому стиранию различий между народами отдельных областей, социальными группами и приверженцами разных религиозных течений. В эпоху Маурьев возникают и оформляются многие институты государственного управления, сохранявшиеся и в последующие периоды истории страны. Были выработаны определенные принципы политики — Маурьи старались усилить контроль центральной власти, создать крепкий административный аппарат. Было бы ошибочно, однако, преувеличивать степень этой централизации. В действительности ряд окраинных провинций пользовался известной самостоятельностью. Не произошло и полной бюрократизации государственного аппарата — относительно стройная система сложилась лишь в столице и районах виджи-ты; на периферии положение нередко было иным — здесь сохранялись многие архаичные черты политической организации, которые влияли на всю систему государственного управления. В маурийскую эпоху стали более оживленными связи Индии с внешним миром, Именно тогда наладились дипломатические отношения со странами Запада, что позволило им ближе познакомиться с Индией и ее культурой. Но и древние индийцы в результате этого получили достоверные представления о соседних и далеких народах. Рассматриваемая эпоха ознаменовалась важными сдвигами в духовной жизни общества — укрепляется буддизм, который распространяется в Индии и вне ее, прежде всего на Ланке и в Юго-Восточной Азии, сюда вместе с новым вероучением проникает и индийская культура; получает оформление палийский канон, развиваются другие неортодоксальные течения, а также вишнуизм (бхагаватизм) и шиваизм, создаются политические и научные трактаты, произведения религиозной и народной литературы. Память об этом ярком периоде в истории страны сохранялась в течение многих столетий. Об Ашоке и его деятельности слагались легенды и передавались сказания. Показательно, что на национальном флаге Республики Индии помещена чакра - символ счастья и величия, который был и на одной из колонн Ашоки, Я национальным гербом служит изображение капители сарнатх-ской колонны. ГЛАВА XI ЮЖНАЯ ИНДИЯ Изучение Южной Индии в магадхско-маурийскую эпоху ос ложнено отсутствием необходимых документальных материале! письменные источники на дравидийских языках появляются зн(чительно позже. Древнейшие из них — на тамили — принят относить к первым векам нашей эры, хотя и эта датировка npi нимается не всеми учеными. Наиболее падежный источник материалы эпиграфики — появляется с III—II вв. до н. э. представлен в основном надписями на пракритах, а позже и cai скритскими эпиграфическими документами. К числу самых ранних датированных свидетельств о Южш Индии относится упоминание Пандеи в труде Мегасфена1, п< зволяющее полагать, что к концу IV в. до н. э. государст] здесь уже существовали. Судя по данным южноиндийской тр^ диции, Пандея (Пандья) была создана не индоариями, а драв! дами, но вопрос об этногенезе ее жителей окончательно пока решен. Процесс классообразования и становления государства в Юж> ной Индии занял, по всей вероятности, довольно значительный период. Видимо, к середине I тысячелетия до н. э. в историческом развитии региона произошли значительные сдвиги; один из показателей этого — широкое употребление железа. Как уже отмечалось, в индологии в течение многих лет господствовала точка зрения М. Уилера, согласно которой железо на Юге появилось лишь в III в. до н. э. и это было сопряжено с экспансией Маурьев 2. Заключение М. Уилера, однако, подверглось критике со стороны историков и археологов, справедливо упрекавших его в чрезмерном «омоложении» даты. Р. Дикшитар и Д. Гордон связывали ее с более ранним периодом (Д. Гордон — 700-400 гг. до н. э.) и считали, что железо распространилось здесь даже раньше, чем на Севере. Гордон вообще высказал мнение о его движении с Юга 3. Дальнейшие исследования показали, что в Южной Индии железо стали употреблять задолго до эпохи Ма. урьев и независимо от их влияния*. Большое значение имеют данные радиокарбонного анал! из Халлура: образцы, взятые из слоя, перекрывающего хаджи гическую культуру мегалитической (черно-красная керамика и келезо), дали даты до 1000 г. до н. э.5. М. Уилер связывал распространение железа с появлением черно-красной керамики и особыми погребениями, условно на-t на иными «мегалитическими». В Брахмагири был открыт могильник с более чем 300 погребениями. Они часто обнесены скрепленными между собой каменными плитами и обычно окру-кены еще каменной кладкой. Не исключено, что это было родо-ное кладбище: в богатых могилах со сложным инвентарем захоронены представители верхушки, а в многочисленных простых каменных ящиках — рядовые члены общины. Курганные могильники с мегалитическими сооружениями бы-IH обнаружены (кроме Брахмагири) во многих районах Юга6, причем, как правило, вместе с железом и красно-черной керамикой. Споры ученых вызывает вопрос о нижнем и верхнем рубеже мегалитической культуры 7. Создатели таких памятников предстают перед нами оседлыми племенами, в хозяйстве которых ведущую роль играли земледелие it скотоводство; некоторые из них были знакомы с ирригацией (обычно их поселения располагались у крупных водоемов, способных удержать запасы воды). Находки конских удил говорят о том, что носители этой культуры знали одомашненных лошадей. Немаловажное значение сохраняла и охота. Высокого развития достигло керамическое производство; сосуды изготовлялись на гончарном круге и подвергались обжигу. Вопрос об этнической принадлежности населения, оставившего описываемые памятники, имеет непосредственное отношение к проблеме происхождения дравидов, поскольку в литературе часто высказывается мысль о принадлежности к ним строителей курганных погребений с мегалитами. Базируясь на результатах раскопок М. Уилера и на сравнительном изучении индийского, иранского и средиземноморского материала, английский антрополог и этнограф X. Фюрер-Хай-мендорф выступил с теорией миграции дравидов из Центрального Ирана8. По его мнению, мегалитическая цивилизация была привнесена извне примерно в середине I тысячелетия до н. э, и чрезвычайно быстро распространилась по Декану и Южной Индии. На его взгляд, именно пришельцы — творцы мегалитических сооружений — были носителями дравидийского языка, ибо трудно предположить, что местные, менее развитые неолитические племена пережили вторжение и сохранили свой язык. Археолог С. П. Гупта считает, что прародиной создателей индийских мегалитов был Оман9. Супруги Олчин высказали мысль, что этот комплекс был принесен с Севера ариями; ряд особенностей в обряде захоронения ученые связывают с Ираном, Кавказом и Средней Азией 10. Точка зрения о влиянии ариев была поддержана и Л. С. Летником11. В последние годы благодаря интенсивным раскопкам в Южной Индии стало ясно, что многие традиции мегалитической Ч Зак. 3843 культуры имеют местные корни, развивают черты культуры эпо хи неолита и раннего металла в этом районе 12 и что появление здесь железа не было результатом движения ариев 13. Против ги потезы о перемещении племен — носителей мегалитических захоронений с Севера на Юг свидетельствуют и данные антропологии. К. А. Р. Кеннеди, изучивший соответствующий палеоантропе логический материал, полагает, что нельзя говорить о внезапной смене населения с началом мегалитической культуры и. Она охватывает значительную территорию, главным образом области крайнего Юга (правда, отдельные аналогичные памятники обнаружены и к югу от долины Ганга), и, безусловно, вобрала местные традиции (в частности, в изготовлении керамики и в обряде погребения), хотя нельзя отрицать и внешних воздействий (на это, очевидно, указывают находки предметов, связанных с коневодством и захоронением лошадей). Мегалитические сооружения разнообразны по форме и размерам и, возможно, отражают разные истоки, не восходящие к единому прототипу. В целом вопрос о корнях рассматриваемой культуры остается одним из самых сложных в индологии, но в 70-е годы выявлена типология мегалитических сооружений и проведены многочис ленные раскопки поселений и могильников 15. Весьма перепек тивным представляется сравнение археологических материалом со свидетельствами южноиндийских письменных памятников 16. Южная Индия в магадхско-маурийскую эпоху. В течение многих столетий Южная Индия была отделена от Севера. Горы Виндхья и густые джунгли препятствовали культурным общени ям. Постепенно контакты между народами обеих частей страны стали налаживаться — видимо, индоарийская культура начала проникать в Декан, однако сведения, сохранившиеся в североин дийских источниках о его народах, вплоть до эпохи Маурьен отрывочны и часто ненадежны: они фактически ограничиваются названиями некоторых племен и районов Декана в ведийской литературе. Судя по данным поздневедийских сочинений, в первой половине I тысячелетия до н. э. индоарийская культура распространилась лишь до района Берара (древняя Видарбха). Даже в грамматике Панини о собственно южноиндийских пародах и государствах ничего не сказано. У него упоминается Калин-га — область, расположенная на востоке и. Но уже в труде Кагьяяны, комментатора Панини, жившего, как полагают ученые, в IV в. до н. э. (согласно традиции, жителя южных районов), встречаются названия стран далекого Юга -■ Чола, Пандья и Керала. Вероятно, за период между написанием обоих трудов произошел заметный сдвиг в отношениях между населением Севера и Юга. Это отразилось и в памятниках буд дийской канонической литературы 18. На усиление экономических связей указывают находки «клейменых монет* в Декане, причем в некоторых местах были обнаружены огромные кла ды — в Амаравати (Андхра-Прадеш), например, около 8 тыс. монет 19. Л I И Имеются материалы, позволяющие предположить, что ряд областей Декана входил в состав империи Нандов. Частью ее Пыла Калинга (совр. Орисса), о чем повествует надпись Кхаравелы ии Хатхигумпхи (I в. до н. э.). Поздние эпиграфические памятники на языке каннада (X-XI вв. н. э.) сохранили предание о иласти Нандов над Кунталой (северной областью Майсура), но неизвестно, насколько это соответствует реальным фактам 20. По млению некоторых исследователей, существование на р. Годавари городка Hay Нанд Дехра (совр. Нандер) показывает, что владения этой династии охватывали значительную часть Декана21. Тамильский поэт Мамуланар упоминает о Нандах и их стремлении к богатству, что имеет аналогии и в североиндийских источниках22. В этот период контакты Севера и Юга, должно быть, «тали более оживленными. Греки, участники похода Александра, очевидно, знали отдельные области Южной Индии: Онесикрит сообщал даже о Ланке и в плаваниях к острову гз. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|