ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Религия и культура ведийской эпохи 4 страницаНанды вели довольно активную внешнюю политику. В пуранах один из их царей назван «истребителем всех кшатриев». По мнению Ф. Е. Паргитера, он действительно низверг указанные в списке пуран кшатрийские династии — икшваков, панчалов, каший-цен, хайхаев, калингов, ашмаков, куру, майтхилов, шурасенов, иитихотров37. Трудно сказать, сопровождалось ли это и территориальными захватами, или речь шла лишь о сокрушении местных ишатрийских династий. Допустимо предположить, что Нанды вели Пирьбу с правителями соседних областей и некоторые из них признали верховную власть Нандов. Ряд источников говорит о «хождении в империю областей, чьи правители упоминаются в приведенном выше списке. «Катхасаритсагара» сообщает, например, о лагере Нанды в Айодхье, подтверждая тем самым данные нуран о подчинении икшваков, т. е. Кошалы38. Материалы поздней южноиндийской эпиграфики сохранили предание о проникновении Нандов в Южную Индию39. Из Хатхигумпхской надписи мм узнаем о том, что им принадлежала Калинга. Нандская империя включала, таким образом, довольно большую чисть Северной Индии, а возможно, и какую-то часть Южной. Ипервые под властью одного правителя оказалась столь огромная территория. Хотя это единство было очень непрочным, сам факт пГп.единения различных районов Индии имел немалое значение: именно тогда были заложены основы Маурийской империя. Чандрагупта и возвышение Маурьев. Данные источников о происхождении Маурьев противоречивы40. Джайнская традиция пи связывает правителей этой династии с Нандами, но помещает ик родовое поселение в пределах Нандского государства, подчер- кивая, что основатель ее — Чандрагупта — выходец из сельской местности. Это перекликается со свидетельством Помпея Троги, утверждавшего, что Чандрагупта «был рожден по крайней мер' в простом роде» (Юстин XV. 4). Помпеи Трог, которому следован Юстин, опирался на местную индийскую традицию41. Только поздний комментатор «Вишну-пураны* Ратнагарбха считал пер вого из Маурьев сыном царя Нанды и одной из его жен по им*' ни Мура42. В самих же пуранах ничего об этом не говорится 4' Кое-какие данные о связи (правда, не родственной) Чандрагупта с Нандами есть в драме Вишакхадатты «Мудраракшаса». В не» Чанакья называет Чандрагупту «вридтала», что позволило от дельным ученым рассматривать его как шудру. Впрочем, анализ пьесы не дает оснований для такого вывода: термин «вришалэ» имел несколько значений — в «Законах Ману» под ним понимя лись кшатрийские роды, которые нарушили брахманские обря ды, а в комментарии (Медхатитхи) — человек, чьи взгляды от личны от традиционных брахманских44. Весьма вероятно, что в «Мудраракшасе» указанный термин мог употребляться в атом смысле. Многие источники сообщают о кшатрийском происхождении Чандрагупты. «Махабодхивамса», например, относит его к цар скому роду (narindrakula), еще более ранняя «Махавамса» (V. 16) — к кшатрийскому роду Мориев — Маурьев (moriyanam khattiyanam vamse)45. «Дивья-авадана» называет наследникои Чандрагупты кшатриями. Некоторые исследователи, в частности X. Сетх, считали, что Чандрагупта — выходец из Гандхары 46, но это утверждение про тиворечит материалам, связывающим Маурьев с Магадхой. Нед;» леко от Патны (древняя Паталипутра) расположено поселение Море (More), явившееся, по мнению Б. Пракаша, родиной May рьев*7, Б. Ч. Лоу сопоставлял имя Moriya (Maurya) с Moramvapa. местом около Раджагрихи, древней столицы Магадхи 48. Это поа воляет полагать, что Чандрагупта принадлежал к одному и;| кшатрийских родов, роду Маурьев, и не являлся шудрянским отпрыском династии Нандов. В индологической литературе не утихают споры и о последовательности двух этапов борьбы Чандрагупты за власть. В. Смит, X. Райчаудхури и другие ученые доказывали, что сначала он захватил власть в Паталипутре, а потом вступил в борьбу с греческими гарнизонами, а Л. де ла Валле-Пуссэн, Н. Бхатасали, Р. Мукерджи настаивали на обратном порядке событий49. Политическая обстановка, сложившаяся в Индии после ухода войска Александра, а также сообщения античных (прежде всего Юстина) и индийских источников свидетельствуют в пользу второй точки зрения. В юношеском возрасте, согласно индийской традиции, Чандрагупта жил в Таксиле, обучался наукам и вместе со своим наставником Чанакьей разрабатывал планы захвата магадхского престола50. В Пенджабе, как свидетельствует «Махавамса-тика (1.185), on приступил к формированию армии, набирая воинов ttu самых разных областей. Возможно, уже в это время Чандрагупта делал попытки выступить против Нандов: буддийские и джнйнские сочинения сохранили рассказ о первой такой попытке, iтончившейся неудачей51. Чандрагупта и Чанакья поспешно двинулись к столице, не обеспечив прочность тыла. Не исключено, чти они намеревались использовать войска греко-македонцев. Кг л и верить Плутарху (LXII), юный Чандрагупта встретился с Александром и уговаривал его двинуться против царя Восточной Индии Аграмеса (Уграсены). Не располагая еще достаточными силами, он старался соблазнить Александра легкой победой, выступить же против него самого тогда, конечно, не мог: положение г[юко-македонцев в Пенджабе было вполне надежным. Вскоре, ише известно, обстановка резко изменилась. Александр с основным поиском двинулся на запад, а затем и совсем покинул пределы страны. Оккупированная территория была поделена между сат-рниами, в том числе и между индийскими правителями. Дальнейшие события развивались очень быстро. Антимакедонские восстания, убийство сатрапа Филиппа, передача сатрапии ни временное управление Эвдему и Амбхи и, наконец, кончина Александра — все это не могло не отразиться на политической ситуации, хотя ближайшие сподвижники Александра, собравшиеся н Иавилоне, не изменили структуру управления захваченной индийской территорией. Обстановка в Пенджабе благоприятствовала Чандрагупте, армия которого постоянно увеличивалась. Показательно, что собрание диадохов в 321 г. до н. э. вынуждено было внести существенные коррективы в ранее установленную систему управления империей. Диадохи теперь признали власть местных индийских царей. В тот период уже ни один македонский сатрап, т: роме Эвдема, не остался в районах к востоку от Инда. Можно И|и:дположить, что изменения в системе управления были вызваны И борьбой индийцев во главе с Чандрагуптой против греческих гнрнизонов. Эта борьба продолжалась, очевидно, несколько лет. Лишь в 317 г. Эвдем, убив Пора и захватив его боевых слонов, покинул Индию. Со смертью Пора с политической арены ушел один из самых могущественных правителей Индии. В данной связи интерес представляет указание джайнской «Авашьяка-сутры» на то, что смерть Парватаки, которого ученые идентифицируют с Пором античных источников52, позволила Чандрагупте завладеть его цпрством и Нандской империей. Он стал единственным правителем Пенджаба83. Теперь можно было главный удар направить против Нандов. Такая последовательность событий находит подтверждение и п свидетельствах Юстина, относившего основной этап борьбы индийцев против греков ко времени после смерти Александра: *|Индия]... как бы сбросила с шеи иго рабства и перебила его ннместников». Юстин различал и два периода в деятельности Чнндрагупты — борьбу против греков и захват престола. По со- общению этого автора, Чандрагупта, скрываясь от мести Нанд^и и еще не думая о захвате власти, собрал наемников (latromv ■) и «возбудил индийцев к смене правления. Затем Сандроксп (Чандрагупта) предпринял войну с наместниками Александра-(XV. 4.18). Здесь речь, по-видимому, идет не о свержении Нандпн, как пытались трактовать отрывок некоторые ученые54, а о сощк» тивлении грекам. В latrones античного автора соблазнительна видеть «автономных» индийцев, выступавших против пришельцем и тяготившихся властью Александра. В индийских текстах голи рится о помощи Чан драгу пте республиканских образований Сене ро-Западной Индии, население которых в брахманских сочинениях часто называется варварами и разбойниками. Возможно, что К)е тин в подобного рода оценке идет за Помпеем Трогом, передавшим индийскую традицию. Последний, возможно, знал и местны-' индийские источники 55. Отдавая должное Чандрагупте как руководителю борьбы щи> тив греческих гарнизонов и остатков чужеземных войск, нельзя, однако, забывать, что в конце концов она велась за приход "■ власти кшатрийской династии Маурьев. Ученые, склонные рае сматривать войну с греками только в качестве широкого народ ного движения, упускают из виду его классовый характер, хоти Чандрагупта, очевидно, использовал антигреческое движение» своих интересах. Показательны в этой связи слова Помпея Троп' (Юстин XV. 4.13-14): «Руководителем борьбы за свободу быч здесь Сандрокотт, но после победы он, злоупотребив именем сио боды, превратил ее в рабство; захватив власть, он стал сам при теснять народ, который освободил от иноземного владычествам На пути к магадхскому трону Чандрагупте пришлось столп нуться с Нандами, располагавшими огромной армией. В «Мшшн да-панхе» (IV. 8.26).упоминается о кровопролитном сражении между их войсками58, приводятся фантастические цифры потере 100 коти убитых солдат (1000 млн.), 10 тыс. слонов, 1 лакхло шадей (100 тыс.) и 5 тыс. колесничих. По данным пуран, соперничество Чандрагупты с Нандами продолжалось 12 или 16 лет 59. Скорее всего эти годы охватывали весь период его борьбы за власть, в том числе и войну с греками. Если начало борьбы отнести к 326 г., когда Чандрагупта, ш» свидетельству Плутарха, уговаривал Александра двинуться протил Нандов, то завершиться она должна была примерно в 314 г. Анализ политической обстановки показывает, что весьма благоприятные условия для захвата власти сложились после 317 г., когда последний македонский сатрап покинул Индию. Весьма важны для определения этой даты годы правления Ашоки. Если согласиться, что оно началось в 268 г. до н. э., и учесть сведения пуран о продолжительности царствования Чандрагупты (24 года) и его сына Биндусары (25 лет), то получится, что воцарение Чандрагупты произошло в 317 г. до н. э. Указанная цифра не совпадает с датами, предложенными многими учеными (320, 321, 324, 325 гг.), но подтверждается материалами 'i'-которых индийских текстов 5а (кстати, по джайнской традиции, ■ танавливается еще более поздняя датировка 59). Одним из до г"ния служит и сообщение Юстина о том, что «Сандрокотт, хватив царскую власть, владел Индией в то время, когда Селевк ■ кладывал основы своего будущего величия» (XV. 4.20). Оче- тановлению эры Селевка (312 г. до н. э.)60. В индийских сочинениях почти не сохранилось упоминании ■■ каких-либо конкретных фактах, связанных с правлением Чанд-1>пгупты; у античных авторов имеются свидетельства только от-мнсительно взаимоотношений его с Селевком Никатором 61. Странам (XV. 2.9), Плутарх (LXII), Юстин (XV. 4.21) и Аппиан («Си-гика» XI. 9.55) сообщают о мире между ними, но лишь Аппиан — пи открытых военных действиях. Селевк, писал он, «переправившись через Инд, пошел войском на Андрокотта, царя индийцев, |живших] вокруг него». Эти слова дали исследователям повод изображать Селевка инициатором войны, который стремился овла-|| гь территориями к востоку от Инда и своими блистательными победами превзойти Александра 6Й. Между том такое заключение ч>удно согласовать с данными источников, где утверждается, по главное внимание Селевка было обращено не на восток, а на шнад. В этом плане можно трактовать сообщение Юстина о том, но Селевк, уладив дела на востоке, двинулся в поход против Дигигона. Ему предстояла тяжелая борьба, и это заставляло его ■iv мать прежде всего об укреплении восточных границ. Скорее иг Селевк, а Чандрагупта был активным действующим лицом и конфликте. Вероятно, маурийский правитель, воспользовавшись ни пряженной обстановкой и борьбой диадохов за власть, предъ-1ШИЛ определенные требования своему западному соседу, желая получить ряд областей по Инду и к западу от него. Ведь некоторые из этих областей были раньше захвачены Александром, но затем отошли к Селевку. Судя по материалам античных ■ п'шнений, перевес оказался на стороне Чандрагупты, который пи договору получил значительные территории. Правда, свидетель-i на древних авторов об этом очень противоречивы, что и привело i различным точкам зрения в современной индологической чигературе 63. По Страбону (XI. 2.9), Селевк получил 500 боевых iohob, ноотдал Чандрагупте те земли арианов, которые у них и пял Александр. Под частью Арианы, вошедшей в состав Мау-|)и некой империи, подразумевались, видимо, Паропамисады, Лрахосия и Гедросия. Подобное предположение подтверждается нмходками надписей Ашоки в Лампаке (Паропамисады) и Канда-|'нре (Арахосия). После заключения мира Селевк направил в Паталипутру — столицу Чандрагупты — своего посла Мегасфена. Это событие должно относиться к концу 303 или началу 302 г. до н. э.64. Обе династии, согласно Аппиану, заключили брачный союз. Правление Биндусары. Сведения о периоде царствования Бин- дусары — преемника Чандрагупты — немногочисленны, фрагмеи тарны и основываются в большинстве случаев на материал»* поздних буддийских сочинений Индии и Ланки, а также джайп ских произведений (прежде всего еПаришиштапарвана»). Весьмл отрывочны и свидетельства античных писателей о царе Амитрог хате (или Амитрохаде), которого допустимо отождествлять с мау рийским Биндусарой. У Страбона (И. 1.9) сохранилось упоминанш' о селевкидских посольствах ко двору индийских правителей: Мегасфена к Чандрагупте и Деймаха к его сыну Амитрогхате |,: Со времен X. Лассена, предложившего сопоставлять греческое осцирохблтц; CajiixpoxaTSq) с санскритским aimtraghata («убийца врагов»), и до настоящего времени ведутся споры о смысловом значении этого имени, хотя правильность соотнесения Амитрог хаты греческих источников с Биндусарой уже не вызывает сом нений. Изучение политической истории времен Биндусары позволяем считать, что титул «убийца врагов», которым наделили его an тичные писатели, отражал реальные события периода, когда и Паталипутре находился селевкидский посол Деймах. Протил центральной власти вспыхивали восстания в Таксиле, в горны > районах Северной Индии66. Очевидно, поднялись некоторые ране независимые области, стремившиеся вернуть свою автономии! Весьма сложная обстановка была и при дворе самого Биндусары По свидетельствам «Паришиштадарвана» (VIII. 446-447), здеп. шла борьба между царевичами, будущими наследниками престол;!. и сановниками за влияние на царя. Часто возникали заговоры. Античные авторы донесли до нас сведения о дипломатических отношениях маурийского царя с эллинистическим Египтом и Cv левкидской империей. Мы уже ссылались на сообщение Страбол» о направлении в Паталипутру селевкидского посла. Данные Афи-нея более конкретны — он рассказывает об обмене посланиями между селевкидским Антиохом и индийским царем 'Ацлтрохатт^ (Биндусарой). Передает он и довольно анекдотический случай: индийский царь просил Ангиоха прислать ему сладкое вино, сушеные фиги и софиста. В ответ тот пообещал прислать только вино и фиги, ибо продавать софиста не разрешается. Свидетельство Афинея пока не подтверждено, однако у нас нет причин сомневаться в возможности обмена посланиями, тем более что факт существования тесных связей между Индией и ее западным соседом — Селевкидской империей — совершенно очевиден. Благодаря материалам Плиния (VI. 17), касающимся египетского посла Дионисия, который прибыл в Индию после Мегасфен;!, мы знаем о дипломатических отношениях Маурийской империи с эллинистическим Египтом. Плиний называет также и имя египетского правителя, направившего посольство, — Филадельф. Безусловно, здесь имеется в виду Птолемей Филадельф, царствовавший в то время. Имя индийского царя не сообщается, но, поскольку Плиний упоминает о посольстве Дионисия после Мегасфена, допустимо думать, что Дионисий был направлен Ниндусаре. Из сочинений античных писателей явствует, что '■от индийский царь продолжал политику Чандрагупты по шширению контактов со странами Запада. Нолее скупы свидетельства о взаимоотношении Биндусары с тударствами Южной Индии. Малые наскальные эдикты Ашока > кпшляют наметить южную границу его империи, а отнесение -1 к ранним годам его правления — предположить, что указан-n.ik области входили в состав государства Маурьев еще при его предшественниках. Как отмечает Тараната, Биндусара захватил и| городов (владений) и распространил свою власть на территорию i Восточного до Западного океана67. По мнению некоторых ис- ■ шдователей, часть этих областей могла находиться в южной В различных иноземных и индийских сочинениях (прежде пито буддийских) повествуется о религиозной жизни в период правления Биндусары. Не только сообщение Афинея о просьбе ппря прислать софиста, но и материалы индийских документов штдетельствуют о значительном интересе его к философии. Цивья-авадана* рассказывает об аскете-адживике, который поль-"'пнлся большим влиянием при дворе Биндусары69, а «Махавам- || тика» — об адживике Джанасаме, домашнем жреце царя 70. гид источников, в том числе и буддийских, подчеркивают при-"■ |>женность Биндусары к брахманизму 71. В целом можно, веро- мю, говорить о религиозной терпимости этого правителя, (йз-<чч:тно, что посол Деймах написал сочинение еО благочестии» 1 Hi pi euaePeiaq), посвященное, возможно, верованиям индийцев. Любопытно, что в греческой версии эдиктов Ашоки термин ■"aepeia идентичен пракритскому слову dhamma. К сожалению, ■суд Деймаха до нас не дошел.) Весьма противоречивы сообщения источников о хронологиче- их рамках правления царя. Наиболее авторитетные в этом ношении пураны говорят о 25-летнем периоде царствования, ■ нкийские хроники — о 27-28-летнем, Тараната —' о 35-летнем, ' Арьяманджушримулакалъпа» — даже о 70-летнем. На основа- мц дат воцарения Чандрагупты и Ашоки можно определить нремя правления Биндусары. Принимая указания пуран как услуживающие в данном случае большего доверия, получим 1ШЗ-268 гг. до н. э. Глава IX Расцвет империи маурьев при Ашоке Расцвета империя Маурьев достигла при третьем правителе династии, сыне и преемнике Биндусары — Ашоке, одном ш самых известных государственных деятелей индийской древности. При нем возникло государственное образование, простиравшееся от Кашмира и Гималаев на севере до Майсура на юге, от областей современного Афганистана на северо-западе до Бенгальского залива на востоке; империя установила торговые и дипломатические отношения со многими государствами Запада и Востока. Этому периоду посвящено множество работ, однако большинство из них страдает отсутствием историзма при анализе социально-экономической структуры и государственного устройства империи, явной тенденциозностью в освещении царствования Ашоки, личность которого часто заслоняет от исследователей многие важные стороны жизни маурийского общества *. «В исто рии древней Индии, — писал Дж. Макфейл, — фигура Ашоки bo;i вышается подобно некой великой вершине Гималаев, блистающей в лучах солнца, в то время как более низкие хребты скрыты облаками»2. Из поля зрения ученых обычно выпадал вопрос о классовой направленности деятельности Ашоки, особенностях его политики. Император рисовался благожелательным правите лем, страстно желавшим принести добро своему народу 3. Ряду работ по маурийской Индии присущ и другой недостаток: их авторы опираются на различные по времени источники. Такой метод исследования, хотя и позволяет нарисовать яркую и всеобъемлющую картину, не дает возможности выделить события и явления собственно маурийской эпохи, понять ее характер ные черты и особенности. Наиболее перспективным представля ется сопоставление основного для этого периода источника надписей Ашоки — с близкими по времени сочинениями («Артх;| шастрой», палийским каноном и прежде всего с сохранившимися фрагментами «Индики» Мегасфена) или даже с поздними, но восходящими к древней традиции (ланкийскими хрониками, циклом авадан об Ашоке и т, д.). Свидетельства источников о наследниках Биндусары весьмн противоречивы. Почти всюду его сын и преемник на магадхском престоле называется Ашокой: в пуранах — Ашокой или Ашока-ннрдхаяой, в сочинениях буддийского цикла об Ашоке и Упагуп-тп —Ашокой и Дхарма-Ашокой («Праведным Ашокой»)4, в южной традиции — также и Пиядаси. Согласно комментарию Буд-дхагхоши, Piyadasa было собственным именем маурийского царе-нича, сына Биндусары,.которого после захвата им власти стали «сличать А&ока. В надписях самого императора это имя упоминается лишь и двух версиях I малого наскального эдикта. Обычно эдикты составлялись от имени Пиядаси Деванампия (санскр. Приядарши Д(шанамприя) — «Царя Пиядаси, угодного богам». В греческих версиях эдиктов царь величается Пиядаси (Пюбаат)?), в арамейских — Приядарша (prydrS). «Угодный богам», своего рода почетный титул, носили и другие правители Индии (например, виук Ашоки Дашаратха) и Ланки (так, царь Тисса, современник Лшоки, принял этот титул в честь индийского союзника)5. Полное отсутствие эпиграфических данных о борьбе Ашоки цц магадхский трон и первых годах правления заставляет обратиться к материалам поздних буддийских и джайнских источников, содержащих, однако, сильно приукрашенные рассказы о праведном царе-буддисте. Хронисты нелестно отзываются о царевиче Ашоке, Чанда-Ашоке («Жестоком Ашоке») первых лит царствования, и стараются противопоставить его Дхарма-Лшоке, коим император, будто бы стал, приняв буддизм. Буддийские сочинения (например, «Дивья-авадана») подчеркивают и явно недружелюбные взаимоотношения Биндусары и будущего правителя, очевидно не назначенного наследником престола. Если верить материалам южной традиции, Ашока был направлен в Западную Индию (провинцию Аванти) с центром в Уджая-ии, где пробыл более десяти лет. Узнав о смерти Биндусары, ок поспешил в Паталипутру, чтобы захватить магадхский трон6. < 'свероиндийские же источники сообщают о пребывании его в Ссиеро-Западной Индии — Такшапгале (Таксиле), куда Билдусара послал его для подавления восстания 7. Некоторые ученые склонны рассматривать поход Ашоки в Таксилу как чисто военную экспедицию и высказались против точки зрения, согласно которой он был властителем Северо-Западной Индии с центром в Таксиле. Действительно, по «Дивья-«надане», он отправился на подавление таксильского восстания ип столицы империи Паталипутры, но ведь царевич, правитель славных провинций, не должен был постоянно находиться в своей резиденции и мог осуществлять управление и контроль через гноих чиновников. В городе находился, по-видимому, глава местной администрации, обладавший, несмотря на подчинение центральной власти, определенной самостоятельностью. Такого местного правителя Таксилы, Кунджаракарну, называют известный поэт XI в. Кшемендра, отразивший более древнюю традицию, н также составитель «Ашока-аваданамалы»8. По пути в Таксилу Ашока подчинил или, вернее, усмирил соседнюю область Кхашу, которая, вероятно, тоже восстала против центра. Тибетский историк Тараната повествует, кроме того, и о подавлении царевичем горцев Непала и жителей других земель 9. Расходясь в описании фактов, относящихся к периоду до восшествия Ашоки на магадхский престол, все источники едины в том, что царевичу пришлось завоевывать его в упорной борьбе с братьями. Наиболее подробно эти события излагаются в буддийских сочинениях северной традиции. Согласно южной традиции, отразившейся в ланкийских хрониках, соперничество продолжалось и после захвата власти, а коронация состоялась лишь спустя четыре года. Сообщение ланкийских хроник, вначале безоговорочно принятое исследователями, с течением времени вызывало все больше сомнений. Тщательный источниковедческий анализ, проведенный голландским ученым П. Эггермонтом, позволил ему выделить несколько редакций и установить наличие разных хронологических схем в этих источниках. Такого рода различия, по его мнению, привели к необоснованному выводу о четырехлетнем правлении Ашоки до коронации 10. Заключение о немедленной после захвата престола коронации не исключает, однако, реальности борьбы Ашоки с братьями за власть, вместе с тем оно весьма существенно для определения даты воцарени — вопрос, остающийся до сих пор дискуссионным. Во П и XIII больших наскальных эдиктах упоминаются некоторые эллинистические правители — Антиох II Теос, Птолемей II Филадельф, Антигон Гонат, Маг — царь Кирены и Александр — царь Эпира. То, что они перечисляются вместе, указывает на одновременность их царствования. Изучение материалов о правлении названных царей показало, что издание эдиктов должно относиться к 256-255 гг. до н. э., когда все эти цари еще были живы11. Большие наскальные эдикты составлены по истечении 12 лет с момента коронации. Значит, воцарение Ашоки произошло приблизительно в 268 г. до н. э. Правильность такой датировки подтверждается другими материалами: в буддийской традиции сохранилось повествование о строительстве при Ашоке 84 тыс. ступ, что будто бы сопровождалось затмением солнца и последующей поездкой императора по святым местам. Исследователи установили, что в период его правления было три солнечных затмения — в 249, 242 и 232 гг. до н. э.12. В надписи из Румминдеи, содержащей указание на 20-й год царствования Ашоки, говорится о посещении им места рождения Будды. Буддийская традиция свидетельствует о начале поездки сразу после затмения солнца. Таким образом, если считать, что затмение было в 249 г., то дата воцарения будет приходиться примерно на 268 г. до н. э. Ланкийские хроники донесли сообщение, что воцарение произошло через 218 лет после нирваны Будды п, т. е. после 483 или 486 г. до н. э.; в настоящее время эти цифры признаны иаи- Места находок надписей Ашоки более вероятными. Вторую дату принимают П. Эггермонт, Р. Тхапар, Р. Мукерджи. И если следовать этой точке зрения, начало царствования Ашоки нужно относить к 268 г. до н. э. Поскольку эта дата устанавливается по эпиграфическим материалам, она представляется наиболее приемлемой и надежной. По сведениям ланкийских хроник, Ашока правил 37 лет, по пуранам — 36 лет, значит, конец его царствования падает на 232-231 гг. до н. э.14. Границы Маурийской империи при Ашоке позволяют определить прежде всего свидетельства эдиктов и более поздних источников, хотя мнения ученых и здесь не совпадают. Значительные споры вызывает вопрос о западных границах государства. Некоторые территории Западной Индии упоминаются в V и XIII больших наскальных эдиктах. В V, например, в связи с учреждением нового разряда чиновников — дхармамахаматров — император предписывает: «Они назначены... для распространения [основ] дхармы среди ионов, камбоджийцев, гандхарцев, ристи-ков, питиников и других западных народов». Слово aparata (санскр. aparanta) переводится в этом случае как «народы западных областей». Подобное толкование подтверждается самыми различными текстами, которые, говоря об «апаранте», имели в виду и Западную Индию в целом, и ее отдельные части. Анализ надписей показывает, что в эпоху Маурьев термин aparanta приобрел более широкое значение, а именно западные области страны, к западу и северо-западу от Мадхьядеши. В числе народов aparata назван и народ Гандхары — области, обычно помещаемой в Северной (или иногда Северо-Западной) Индии — в Уттарапатхе. Из материалов эпиграфики вытекает, что пароды, перечисленные в V эдикте, составляли население империи Маурьев. На это прежде всего указывают находки надписей на территории» связанной с областями ионов и камбоджийцев (греко-арамейская и так называемая индо-арамейская билингвы из Кандагара), и характеристика ионов, камбоджийцев, питиников как находящихся в пределах империи (в тексте hida — «здесь»)16. Относительно ионов — уопа (санскр. yavanas) — было высказано немало соображений 16: в них видели персов, греческих колонистов до эпохи Александра, македонских поселенцев и т. д. Первая идентификация вряд ли правомерна. Под яванами, безусловно, понимались греки, но их непосредственная связь с поселениями, созданными Александром, не совсем ясна. Не исключено, что с уопа можно ассоциировать и греческие поселения, существовавшие еще до Александра17. В решении вопроса о локализации ионов большую роль сыграли находки в Кандагаре двуязычных надписей Ашоки 13. Открытие их явилось эпиграфическим подтверждением вывода о вхождении Арахосии в империю Маурьев; раньше этот вывод базировался лишь н сообщениях античных авторов об итогах мирных переговоро между Селевком и Чандрагуптой. Если греческая версия Кандагарской билингвы адресовалась1 грекоязычному населению Арахосии, отождествляемому с yonas эдиктов Ашоки, то арамейская версия, содержащая ряд иранских слов, очевидно, относилась к kambojas 19. Анализ арамейского текста свидетельствует об обитании в этом районе ирано- Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|