Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Задание 9. Спишите, раскрывая скобки. Объясните значение терминов-словосочетаний и написание окончаний слов.




Клеточный (мембрана), клеточный (оболочка), клеточный (строение),нервный (клетка), межклеточный (вещество), эндоплазматический (сеть), ядерный (оболочка).

Задание 10. Прочитайте текст сначала целиком, затем по абзацам. Пользуясь вопросами, составьте тезисы-ответы на вопросы. Сохраните цифровую нумерацию. Опираясь на тезисы, устно раскройте основные положения текста.

Клеточное строение организма

Как и все живое, организм человека состоит из клеток. Благодаря клеточному строению организма возможны его рост, размножение, восстановление поврежденных органов и тканей и другие формы деятельности. Форма и размеры клеток различны и зависят от выполняемой ими функции. В каждой клетке различают две основные части — цитоплазму и ядро, в цитоплазме, в свою очередь, содержатся органоиды — мельчайшие структуры клетки, обеспечивающие ее жизнедеятельность (митохондрии, рибосомы, клеточный центр и др.). В ядре перед делением к летки образуются особые нитевидные тельца — хромосомы.

Снаружи клетка покрыта мембраной, отделяющей одну клетку от другой. Пространство между клетками заполнено жидким межклеточным веществом. Главная функция мембраны состоит в обеспечении избирательного поступления различных веществ в клетку и выведении из нее продуктов обмена. Клетки организма человека состоят из разнообразных неорганических (вода, минеральные соли) и органических веществ (углеводы, жиры, белки и нуклеиновые кислоты).

Углеводы состоят из углерода, водорода и кислорода; многие из них хорошо растворимы в воде и являются основными источниками энергии для осуществления жизненно важных процессов.

Жиры образованы теми же химическими элементами, что и углеводы; они нерастворимы в воде. Жиры входят в состав клеточных мембран и также служат важнейшим источником энергии в организме.

Белки — главный строительный материал клеток. Строение белков сложное: молекула белка имеет большие размеры и представляет собой цепь, состоящую из десятков и сотен более простых соединений — аминокислот. Многие белки служат ферментами, которые ускоряют течение биохимических процессов в клетке.

Нуклеиновые кислоты, образующиеся в клеточном ядре, состоят из углерода, кислорода, водорода и фосфора. Различают два типа нуклеиновых кислот:1) дезоксирибонуклеиновые (ДНК) находятся в хромосомах и определяют состав белков клетки и передачу наследственных признаков и свойств от родителей к потомству;2) рибонуклеиновые (РНК) связаны с образованием характерных для этой клетки белков.

Вопросы:

  1. Из чего состоит организм человека?
  2. От чего зависят формы и размеры клеток?
  3. На какие две части делится клетка? Что в них содержится?
  4. Где образуются хромосомы?
  5. Чем покрыта снаружи клетка? Чем заполнено пространство между клетками?
  6. В чем заключается главная функция мембраны?
  7. Из каких веществ состоят клетки организма человека?
  8. Из чего состоят углеводы? Растворимы ли они в воде?
  9. Из чего образованы жиры? Растворимы ли они в воде?
  10. Каково строение белков? Для чего они служат?
  11. Из чего состоят нуклеиновые кислоты?
  12. Какие два типа нуклеиновых кислот различают? Что они определяют?

Задание 11. Выпишите из текста «Клеточное строение организма» конструкции, обозначающие квалификацию предмета.

Задание 12. Подберите к выделенным в тексте «Клеточное строение организма» существительным однокоренные глаголы. Обозначьте корень.

Задание 13. Выпишите из текста «Клеточное строение организма» сложносокращенные термины и запишите их полный вариант.

Задание14. Дайте устно полное определение понятия «клетка».

Задание 15. Прочитайте текст. Почему данный текст относится к учебно-научному стилю? Назовите его особенности. Найдите и запишите языковые средства, которые выполняют различные коммуникативные задачи.

Люди не всегда знали, из чего состоят организмы. То, что все ткани формируются из клеток, стало известно сравнительно недавно. Биология - наука, которая изучает это. Клеточное строение организма было впервые описано учеными Маттиасом Шлейденом и Теодором Шванном. Произошло это в 1838 году. Тогда теория клеточного строения состояла из таких положений: животные и растения всех видов сформированы из клеток; растут они с помощью образования новых клеток; клетка - самая малая единица жизни; организм - это совокупность клеток. Современная теория включает в себя несколько иные положения: клетка может произойти только от материнской клетки; многоклеточный организм состоит не из простой совокупности клеток, а из объединенных в ткани, органы и системы органов; клетки всех организмов имеют подобное строение; клетка считается сложной системой, состоящей из более мелких функциональных единиц; клетка представляет собой наименьшую структурную единицу, способную выступать в роли самостоятельного организма.

Лингвистическая игра «Скажите одним словом»

1. Полый мешок, в котором на половину переваривается пища.

2. Мотор размером с кулак, который непрерывно гоняет кровь.

3.То, с помощью чего человек дышит.

4.Орган, который играет роль фотоаппарата.

5.Самый крупный и горячий как печка орган, который уничтожает микробы и яды в крови.

6.Органы, которые очищают кровь и отбросы выбрасывают в виде воды.

7.Эти органы пережевывают пищу.

8.Внутренний орган, который следит за правильной работой главных внутренних органов, заведует мыслями и чувствами человека.

9.Сложная система органов человека, которые взаимодействуют между собой и образуют единое целое.

10. Наименьшая единица живого организма.

VII. Литература

7. Жанпейсова У.А. – Русский язык для студентов медицинских вузов. – Алматы: КазНМУ им. С.Д.Асфендиярова, 2011. -114 c.

8. Жанпейс У.А. – Учебное пособие «Русский язык-1» для студентов медицинских вузов (бакалавриат). – Алматы: Printmaster, 2013. -116 c.

9. Жанпейс У.А. – Учебное пособие «Русский язык-2» для студентов медицинских вузов (бакалавриат). Алматы: Printmaster, 2013. – 124 c.

 

VIII. Контроль.

1. Клетка считается единицей живого …, способной к делению.

Какое из нижеприведенных существительных НАИБОЛЕЕ подходит в данном предложении?

1) организм

2) организма

3) организму

4)организмом

5) организме

2. Внутри … находится ядро, в котором происходит синтез белка.

Какое из нижеприведенных существительных НАИБОЛЕЕ подходит в данном предложении?

1) клетка

2) клетки

3) клетке

4)клеткой

5) клетках

3. Клетки представляют собой …. по строению, функции, форме, размерам единицы.

Какое из нижеприведенных прилагательных НАИБОЛЕЕ подходит в данном предложении?

1) разнообразный

2) разнообразная

3) разнообразное

4)разнообразные

5) разнообразных

4. Задача … ядра заключается в управлении всеми процессами внутри клетки.

Какое из нижеприведенных прилагательных НАИБОЛЕЕ подходит в данном предложении?

1) клеточный

2) клеточного

3) клеточному

4) клеточным

5) клеточном

5. Самыми крупными в организме человека … яйцеклетка и нервная клетка.

Какой из нижеприведенных глаголов НАИБОЛЕЕ подходит в данном предложении?

1) считаются

2) считается

3) считался

4) считалась

5) считалось

6. Каждая клетка … имеет сложное строение.

Какой из нижеприведенных глаголов НАИБОЛЕЕ подходит в данном предложении?

1) имеют

2) имел

3) имело

4) имеет

5) имели

7. Молекула белка представляет собой цепь, состоящую из аминокислот.

Какое из нижеприведенных причастий НАИБОЛЕЕ подходит в данном предложении?

1) состоящая

2) состоящей

3) состоящую

4) состоящих

5) состоящими

8. Нуклеиновые кислоты, …. в клеточном ядре, состоят из углерода, кислорода, водорода и фосфора.

Какое из нижеприведенных причастий НАИБОЛЕЕ подходит в данном предложении?

1) образующиеся

2) образующихся

3) образующимся

4) образующимися

5) образующаяся

9. Многие белки служат ферментами, которые ускоряют течение биохимических процессов в клетке.

Какое окончание пропущено в союзном слове?

1) ЫЙ

2) ЫЕ

3) ОЕ

4) УЮ

5) ОЙ

10. От … клетка отграничивается клеточной оболочкой.

Какое из нижеприведенных словосочетаний НАИБОЛЕЕ подходит в данном предложении?

1) внешняя среда

2) внешней среды

3) внешней среде

4) внешней средой

5) внешней среде

11. Благодаря … организма возможен его рост.

Какое из нижеприведенных словосочетаний НАИБОЛЕЕ подходит в данном предложении?

1) клеточное строение

2) клеточного строения

3) клеточному строению

4) клеточным строением

5) клеточном строении

12. Какая буква пропущена в слове м... мбрана?

1) И

2) Е

3) Ы

4) Э

5) О

13. Какая буква пропущена в слове амин... кислоты?

1) А

2) О

3) Ы

4) Э

5) И

14. Какой вариант перевода НАИБОЛЕЕ соответствует слову оболочка?

1) қап

2) қабат

3) қаптаған

4) қабық

5) қапшық

15. Какой вариант перевода НАИБОЛЕЕ соответствует слову межклеточный

1) сіңіраралық

2) торшааралық

3) қарыншааралық

4) несепағараралық

5) жарғааралық

ЗАНЯТИЯ №11

Речевая тема: Сенсорные системы. Органы чувств.

Грамматическая тема: Принадлежность предмета к классу – что относится к чему; что принадлежит к чему; что входит в группу (класс, тип) чего; что является одним из чего.

II. Цель: дать общее представление о коммуникативной задаче и смысло-речевых ситуациях в подъязыке медицины.

III. Задачи:

Практические навыки: выработать навыки адекватно воспринимать, воспроизводить и интерпретировать научные текста в сфере медицины, определять его коммуникативную задачу, смысло-речевые ситуации.

IV.Основные вопросы темы:

1. Коммуникативная задача текста медицинского профиля.

2.Смысло-речевые ситуации медицинского текста.

3. Принадлежность предмета к классу.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных