Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Гипофиз — эндокринный орган человека




Гипофиз является важным звеном эндокринной системы, располагается в так называемом турецком седле и является придатком головного мозга. Совместно с гипоталамусом, гипофиз образует гипоталамо-гипофизарную систему, при помощи которой идет управление всем гормональным статусом организма.

Две части входят в состав гипофиза - аденогипофиз и нейрогипофиз. В гипофизе содержится 6 важных доминирующих гормона, 4 гормона, регулирующих функцию половой сферы, и соматотропин, участвующий в процессе роста.

Задание 5. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните конструкцию, характеризующую количественный состав предмета.

Важн… органом эндокринной системы является щитовидн… железа. Две дольки входят в состав щитовидн… железы. Вырабатываемые ею тироксин и трийодтиронин участву…т в обмене веществ, в процессах формирования органов и тканей. Щитовидн… железа вырабатывает необходимый для опорно-двигательн… аппарата гормон кальцитонин. Он непосредственно участвует и регулирует костн… обмен кальция в кости. Для того, чтобы щитовидн… железа функционировал… нормально, необходимо достаточное количество йода в крови.

Задание 6. Прочитайте текст. Докажите, что данный текст относится к учебно-научному подстилю. Какую новую информацию вы получили? Найдите изученные ранее конструкции. Передайте кратко полученную информацию.

Щитовидная железа

Щитовидная железа располагается в области шеи спереди и по бокам от трахеи и играет очень важную роль в жизнедеятельности организма. У взрослого человека железа имеет массу 25 - 30 г и в зависимости от различных обстоятельств может увеличиваться или уменьшаться. С возрастом железа уменьшается, а в районах, где в почве, воде, а следовательно, и в продуктах питания недостает йода, она может значительно увеличиваться. Щитовидная железа продуцирует два основных гормона — тироксин и трийодтиронин, выделяя их непосредственно в кровь. Для образования этих гормонов необходимы аминокислота тирозин и йод. Кроме того, щитовидная железа вырабатывает и третий гормон — кальцитонин, регулирующий обмен кальция в организме. Гормоны щитовидной железы оказывают разностороннее действие на организм. Они регулируют созревание тканей и органов, определяя тем самым активность, рост и обмен веществ.

Больные, страдающие заболеванием щитовидной железы, должны употреблять в пищу морские продукты, бобовые, грибы, желток куриных яиц.

Задание 7. Выпишите из текста «Щитовидная железа» слова и термины, которые соответствуют нижеприведенным переводным эквивалентам.

Қорек, мойын, кеңірдек, без, су, қан, мүше, аймақ, тін, сары уыз,тағам, зат алмасу, ауру.

Задание 8. Какие слова из текста «Щитовидная железа» переводятся как: а)ауру, дерт, сырқат, кесел; б) қорек, азық, қоректену, тамақтану; в) тағам, тамақ, ас?

Задание 9. Найдите и запишите сложные слова в тексте «Щитовидная железа». Обозначьте корни в данных словах.

Задание 10. Подберите синонимы к следующим словосочетаниям. Запишите образованные синонимические пары.

Располагается, необходимы, заболевание, пациент, еда, важная (роль), не достает, продуцирует, использовать.

Задание 11. Подберите антонимы к следующим словосочетаниям. Запишите образованные антонимические пары.

Увеличиваться, спереди, взрослый, недоставать, значительно, активность.

Задание 12. Прочитайте текст. Выпишите термины-слова и термины-словосочетания. Сформулируйте к каждому предложению вопросы.

Надпочечники являются железами, определяющими свое местоположение по названию – они располагаются в области верхнего полюса почек. Надпочечники являются основными поставщиками в кровь таких известных гормонов, как адреналин и норадреналин. Адреналин и норадреналин по своей структуре относятся к катехоламинам. Эти гормоны в состоянии покоя всегда держатся в низких титрах. В то же время, когда человек испытывает стресс или страх уровень адреналина и норадреналина резко возрастает. Адреналин способствует повышению артериального давления, сужению сосудов бронхов, расширению зрачка и заставляет работать сердце в усиленном режиме. В таком состоянии человек способен принимать быстрые решения и в случае опасности действовать. Норадреналин является предшественником адреналина, не вызывает столь выраженного действия на внутренние органы и сердце, но, тем не менее, сильнее способен сужать кровеносные сосуды.

Задание 13. Составьте кластер к термину эндокринная система, о пираясь на прочитанные тексты.

Задание 14. Прочитайте текст сначала целиком, затем по абзацам. Пользуясь вопросами, составьте тезисы-ответы на вопросы. Сохраните цифровую нумерацию. Опираясь на тезисы, устно раскройте основные положения текста.

Сахарный диабет

Сахарный диабет — эндокринно-обменное заболевание, связанное с недостатком инсулина или снижением его активности. При этом печень и мышцы теряют способность превращать сахар в гликоген. Ткани не усваивают сахар и не могут использовать его в качестве источника энергии, а это ведет к увеличению содержания сахара в крови (гипергликемия) и выделению его с мочой (глюкозурия).

В происхождении сахарного диабета большую роль играет наследственность.

Другим важным фактором в развитии заболевания являются систематическое переедание, избыточное употребление с пищей легкоусвояемых углеводов. В ряде случаев сахарный диабет обусловлен поражением поджелудочной железы воспалительного (панкреатит), сосудистого, травматического и другого характера. При диабете больной часто испытывает слабость, чувство голода и жажду.

Вопросы

1. Каким заболеванием является сахарный диабет?

2. С чем связана эта болезнь?

3. Какие органы теряют способность превращать сахар в гликоген?

4. Что ведет к увеличению сахара в крови?

5. Каковы причины развития данного заболевания?

Задание 15. К выделенным в тексте «Сахарный диабет» существительным подберите однокоренные глаголы. Объясните их значение.

 

Лингвистическая игра «Скажите одним словом»

1. Эндокринный орган человека,, расположенный в так называемом турецком седле и являющийся придатком головного мозга.

2. Железа, расположенная в области шеи спереди и по бокам от трахеи.

3. Гормон, регулирующий обмен кальция в организме.

4. Железы, расположенные в области верхнего полюса почек.

5. Гормон, способствующий повышению АД и заставляющий работать сердце в усиленном режиме.

6. Эндокринно-обменное заболевание, связанное с недостатком инсулина.

VII. Литература

19. Жанпейсова У.А. – Русский язык для студентов медицинских вузов. – Алматы: КазНМУ им. С.Д.Асфендиярова, 2011. -114 c.

20. Жанпейс У.А. – Учебное пособие «Русский язык-1» для студентов медицинских вузов (бакалавриат). – Алматы: Printmaster, 2013. -116 c.

21. Жанпейс У.А. – Учебное пособие «Русский язык-2» для студентов медицинских вузов (бакалавриат). Алматы: Printmaster, 2013. – 124 c.

 

VIII. Контроль.

1. Обмен … поддерживается множеством систем организма.

Какое из нижеприведенных существительных НАИБОЛЕЕ подходит в данном предложении?

1) вещество

2) вещества

3) веществам

4) веществами

5) веществах

2.Гипофиз является важным … эндокринной системы.

Какое из нижеприведенных существительных НАИБОЛЕЕ подходит в данном предложении?

1) звено

2) звена

3) звену

4) звеном

5) звене

3. … железа продуцирует два основных гормона.

Какое из нижеприведенных прилагательных НАИБОЛЕЕ подходит в данном предложении?

1) щитовидный

2 ) щитовидное

3) щитовидные

4) щитовидная

5) щитовидным

4.. Надпочечники являются … поставщиками в кровь таких известных гормонов, как адреналин и норадреналин.

Какое из нижеприведенных прилагательных НАИБОЛЕЕ подходит в данном предложении?

1) основные

2) основных

3) основным

4) основными

5) основной

5. Обмен веществ … множеством систем организма.

Какой из нижеприведенных глаголов НАИБОЛЕЕ подходит в данном предложении?

1) поддерживаются

2) поддерживается

3) поддерживалась

4) поддерживались

5) поддерживалось

6. Гормоны …. в органы и ткани с током крови.

Какой из нижеприведенных глаголов НАИБОЛЕЕ подходит в данном предложении?

1) проникает

2) проникают

3) проникал

4) проникало

5) проникала

7. Сахарный диабет — эндокринно-обменное заболевание, … с недостатком инсулина.

Какое из нижеприведенных причастий НАИБОЛЕЕ подходит в данном предложении?

1)связанный

2) связанная

3) связанное

4) связанные

5) связанных

8. Больные, … заболеванием щитовидной железы, должны употреблять в пищу морские продукты.

Какое из нижеприведенных причастий НАИБОЛЕЕ подходит в данном предложении?

1) страдающие

2) страдающий

3) страдающая

4) страдающее

5) страдающих

9. 2 части входят в состав гипофиза - аденогипофиз и нейрогипофиз.

Какое из нижеприведенных числительных НАИБОЛЕЕ подходит в данном предложении?

1) два

2) двух

3)двум

4)двумя

5) две

10. Гипофиз — эндокринный орган человека, котор … является придатком головного мозга.

Какое окончание пропущено в союзном слове?

1) ЫЙ

2) ЫЕ

3) ОЕ

4) УЮ

5) АЯ

11. Железа в зависимости от различных обстоятельств может увеличиваться или уменьшаться.

Какое из нижеприведенных словосочетаний НАИБОЛЕЕ подходит в данном предложении?

1) различные обстоятельства

2) различных обстоятельств

3) различным обстоятельствам

4) различными обстоятельствами

5) различных обстоятельствах

12. Надпочечники являются основными поставщиками в кровь адреналина.

Какое из нижеприведенных словосочетаний НАИБОЛЕЕ подходит в данном предложении?

1) основные поставщики

2) основных поставщиков

3) основным поставщикам

4) основными поставщиками

5) основных поставщиках

13. Какие буквы пропущены в слове надпоче …ики?

1) ШН

2) ЧЬН

3) ЧН

4) ЩН

5) ЩЬН

14. Какая буква пропущена в слове ле...коусвояемые?

1) Х

2) Г

3) К

4) Т

5) Д

15. Какой вариант перевода НАИБОЛЕЕ соответствует словосочетанию недостаточное питание?

1) белоктік қорек

2) табиғи қорек

3) жасанды қорек

4) жеткіліксіз қорек

5)күшейтілген қорек

ЗАНЯТИЯ №15

I.Речевая тема: Болезни и больной.

Грамматическая тема: Возникновение, происхождение предмета: что (кто)возникает; что образуется из чего; что происходит из чего; что развивается из чего; что(кто)появляется; что получается; кто получает что; что получено кем; что вырабатывает что; что вырабатывается чем; что выделяется чем; кто создает что; кто изобретает что; кто конструирует что; кто изготовляет что.

II. Цель: дать общее представление о коммуникативной задаче и смысло-речевых ситуациях в подъязыке медицины.

III. Задачи:

Практические навыки: выработать навыки адекватно воспринимать, воспроизводить и интерпретировать научные текста в сфере медицины, определять его коммуникативную задачу, смысло-речевые ситуации.

Основные вопросы темы:

1. Коммуникативная задача текста медицинского профиля.

2.Смысло-речевые ситуации медицинского текста.

3. Возникновение, происхождение предмета.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных