ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Гипофиз — эндокринный орган человекаГипофиз является важным звеном эндокринной системы, располагается в так называемом турецком седле и является придатком головного мозга. Совместно с гипоталамусом, гипофиз образует гипоталамо-гипофизарную систему, при помощи которой идет управление всем гормональным статусом организма. Две части входят в состав гипофиза - аденогипофиз и нейрогипофиз. В гипофизе содержится 6 важных доминирующих гормона, 4 гормона, регулирующих функцию половой сферы, и соматотропин, участвующий в процессе роста. Задание 5. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните конструкцию, характеризующую количественный состав предмета. Важн… органом эндокринной системы является щитовидн… железа. Две дольки входят в состав щитовидн… железы. Вырабатываемые ею тироксин и трийодтиронин участву…т в обмене веществ, в процессах формирования органов и тканей. Щитовидн… железа вырабатывает необходимый для опорно-двигательн… аппарата гормон кальцитонин. Он непосредственно участвует и регулирует костн… обмен кальция в кости. Для того, чтобы щитовидн… железа функционировал… нормально, необходимо достаточное количество йода в крови. Задание 6. Прочитайте текст. Докажите, что данный текст относится к учебно-научному подстилю. Какую новую информацию вы получили? Найдите изученные ранее конструкции. Передайте кратко полученную информацию. Щитовидная железа Щитовидная железа располагается в области шеи спереди и по бокам от трахеи и играет очень важную роль в жизнедеятельности организма. У взрослого человека железа имеет массу 25 - 30 г и в зависимости от различных обстоятельств может увеличиваться или уменьшаться. С возрастом железа уменьшается, а в районах, где в почве, воде, а следовательно, и в продуктах питания недостает йода, она может значительно увеличиваться. Щитовидная железа продуцирует два основных гормона — тироксин и трийодтиронин, выделяя их непосредственно в кровь. Для образования этих гормонов необходимы аминокислота тирозин и йод. Кроме того, щитовидная железа вырабатывает и третий гормон — кальцитонин, регулирующий обмен кальция в организме. Гормоны щитовидной железы оказывают разностороннее действие на организм. Они регулируют созревание тканей и органов, определяя тем самым активность, рост и обмен веществ. Больные, страдающие заболеванием щитовидной железы, должны употреблять в пищу морские продукты, бобовые, грибы, желток куриных яиц. Задание 7. Выпишите из текста «Щитовидная железа» слова и термины, которые соответствуют нижеприведенным переводным эквивалентам. Қорек, мойын, кеңірдек, без, су, қан, мүше, аймақ, тін, сары уыз,тағам, зат алмасу, ауру. Задание 8. Какие слова из текста «Щитовидная железа» переводятся как: а)ауру, дерт, сырқат, кесел; б) қорек, азық, қоректену, тамақтану; в) тағам, тамақ, ас? Задание 9. Найдите и запишите сложные слова в тексте «Щитовидная железа». Обозначьте корни в данных словах. Задание 10. Подберите синонимы к следующим словосочетаниям. Запишите образованные синонимические пары. Располагается, необходимы, заболевание, пациент, еда, важная (роль), не достает, продуцирует, использовать. Задание 11. Подберите антонимы к следующим словосочетаниям. Запишите образованные антонимические пары. Увеличиваться, спереди, взрослый, недоставать, значительно, активность. Задание 12. Прочитайте текст. Выпишите термины-слова и термины-словосочетания. Сформулируйте к каждому предложению вопросы. Надпочечники являются железами, определяющими свое местоположение по названию – они располагаются в области верхнего полюса почек. Надпочечники являются основными поставщиками в кровь таких известных гормонов, как адреналин и норадреналин. Адреналин и норадреналин по своей структуре относятся к катехоламинам. Эти гормоны в состоянии покоя всегда держатся в низких титрах. В то же время, когда человек испытывает стресс или страх уровень адреналина и норадреналина резко возрастает. Адреналин способствует повышению артериального давления, сужению сосудов бронхов, расширению зрачка и заставляет работать сердце в усиленном режиме. В таком состоянии человек способен принимать быстрые решения и в случае опасности действовать. Норадреналин является предшественником адреналина, не вызывает столь выраженного действия на внутренние органы и сердце, но, тем не менее, сильнее способен сужать кровеносные сосуды. Задание 13. Составьте кластер к термину эндокринная система, о пираясь на прочитанные тексты. Задание 14. Прочитайте текст сначала целиком, затем по абзацам. Пользуясь вопросами, составьте тезисы-ответы на вопросы. Сохраните цифровую нумерацию. Опираясь на тезисы, устно раскройте основные положения текста. Сахарный диабет Сахарный диабет — эндокринно-обменное заболевание, связанное с недостатком инсулина или снижением его активности. При этом печень и мышцы теряют способность превращать сахар в гликоген. Ткани не усваивают сахар и не могут использовать его в качестве источника энергии, а это ведет к увеличению содержания сахара в крови (гипергликемия) и выделению его с мочой (глюкозурия). В происхождении сахарного диабета большую роль играет наследственность. Другим важным фактором в развитии заболевания являются систематическое переедание, избыточное употребление с пищей легкоусвояемых углеводов. В ряде случаев сахарный диабет обусловлен поражением поджелудочной железы воспалительного (панкреатит), сосудистого, травматического и другого характера. При диабете больной часто испытывает слабость, чувство голода и жажду. Вопросы 1. Каким заболеванием является сахарный диабет? 2. С чем связана эта болезнь? 3. Какие органы теряют способность превращать сахар в гликоген? 4. Что ведет к увеличению сахара в крови? 5. Каковы причины развития данного заболевания? Задание 15. К выделенным в тексте «Сахарный диабет» существительным подберите однокоренные глаголы. Объясните их значение.
Лингвистическая игра «Скажите одним словом» 1. Эндокринный орган человека,, расположенный в так называемом турецком седле и являющийся придатком головного мозга. 2. Железа, расположенная в области шеи спереди и по бокам от трахеи. 3. Гормон, регулирующий обмен кальция в организме. 4. Железы, расположенные в области верхнего полюса почек. 5. Гормон, способствующий повышению АД и заставляющий работать сердце в усиленном режиме. 6. Эндокринно-обменное заболевание, связанное с недостатком инсулина. VII. Литература 19. Жанпейсова У.А. – Русский язык для студентов медицинских вузов. – Алматы: КазНМУ им. С.Д.Асфендиярова, 2011. -114 c. 20. Жанпейс У.А. – Учебное пособие «Русский язык-1» для студентов медицинских вузов (бакалавриат). – Алматы: Printmaster, 2013. -116 c. 21. Жанпейс У.А. – Учебное пособие «Русский язык-2» для студентов медицинских вузов (бакалавриат). Алматы: Printmaster, 2013. – 124 c.
VIII. Контроль. 1. Обмен … поддерживается множеством систем организма. Какое из нижеприведенных существительных НАИБОЛЕЕ подходит в данном предложении? 1) вещество 2) вещества 3) веществам 4) веществами 5) веществах 2.Гипофиз является важным … эндокринной системы. Какое из нижеприведенных существительных НАИБОЛЕЕ подходит в данном предложении? 1) звено 2) звена 3) звену 4) звеном 5) звене 3. … железа продуцирует два основных гормона. Какое из нижеприведенных прилагательных НАИБОЛЕЕ подходит в данном предложении? 1) щитовидный 2 ) щитовидное 3) щитовидные 4) щитовидная 5) щитовидным 4.. Надпочечники являются … поставщиками в кровь таких известных гормонов, как адреналин и норадреналин. Какое из нижеприведенных прилагательных НАИБОЛЕЕ подходит в данном предложении? 1) основные 2) основных 3) основным 4) основными 5) основной 5. Обмен веществ … множеством систем организма. Какой из нижеприведенных глаголов НАИБОЛЕЕ подходит в данном предложении? 1) поддерживаются 2) поддерживается 3) поддерживалась 4) поддерживались 5) поддерживалось 6. Гормоны …. в органы и ткани с током крови. Какой из нижеприведенных глаголов НАИБОЛЕЕ подходит в данном предложении? 1) проникает 2) проникают 3) проникал 4) проникало 5) проникала 7. Сахарный диабет — эндокринно-обменное заболевание, … с недостатком инсулина. Какое из нижеприведенных причастий НАИБОЛЕЕ подходит в данном предложении? 1)связанный 2) связанная 3) связанное 4) связанные 5) связанных 8. Больные, … заболеванием щитовидной железы, должны употреблять в пищу морские продукты. Какое из нижеприведенных причастий НАИБОЛЕЕ подходит в данном предложении? 1) страдающие 2) страдающий 3) страдающая 4) страдающее 5) страдающих 9. 2 части входят в состав гипофиза - аденогипофиз и нейрогипофиз. Какое из нижеприведенных числительных НАИБОЛЕЕ подходит в данном предложении? 1) два 2) двух 3)двум 4)двумя 5) две 10. Гипофиз — эндокринный орган человека, котор … является придатком головного мозга. Какое окончание пропущено в союзном слове? 1) ЫЙ 2) ЫЕ 3) ОЕ 4) УЮ 5) АЯ 11. Железа в зависимости от различных обстоятельств может увеличиваться или уменьшаться. Какое из нижеприведенных словосочетаний НАИБОЛЕЕ подходит в данном предложении? 1) различные обстоятельства 2) различных обстоятельств 3) различным обстоятельствам 4) различными обстоятельствами 5) различных обстоятельствах 12. Надпочечники являются основными поставщиками в кровь адреналина. Какое из нижеприведенных словосочетаний НАИБОЛЕЕ подходит в данном предложении? 1) основные поставщики 2) основных поставщиков 3) основным поставщикам 4) основными поставщиками 5) основных поставщиках 13. Какие буквы пропущены в слове надпоче …ики? 1) ШН 2) ЧЬН 3) ЧН 4) ЩН 5) ЩЬН 14. Какая буква пропущена в слове ле...коусвояемые? 1) Х 2) Г 3) К 4) Т 5) Д 15. Какой вариант перевода НАИБОЛЕЕ соответствует словосочетанию недостаточное питание? 1) белоктік қорек 2) табиғи қорек 3) жасанды қорек 4) жеткіліксіз қорек 5)күшейтілген қорек ЗАНЯТИЯ №15 I.Речевая тема: Болезни и больной. Грамматическая тема: Возникновение, происхождение предмета: что (кто)возникает; что образуется из чего; что происходит из чего; что развивается из чего; что(кто)появляется; что получается; кто получает что; что получено кем; что вырабатывает что; что вырабатывается чем; что выделяется чем; кто создает что; кто изобретает что; кто конструирует что; кто изготовляет что. II. Цель: дать общее представление о коммуникативной задаче и смысло-речевых ситуациях в подъязыке медицины. III. Задачи: Практические навыки: выработать навыки адекватно воспринимать, воспроизводить и интерпретировать научные текста в сфере медицины, определять его коммуникативную задачу, смысло-речевые ситуации. Основные вопросы темы: 1. Коммуникативная задача текста медицинского профиля. 2.Смысло-речевые ситуации медицинского текста. 3. Возникновение, происхождение предмета. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|