Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ЧАСТЬ 1. ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ ВЕРЫ




ЗАКОН БОЖИЙ

ВВЕДЕНИЕ В ПРАВОСЛАВНОЕ ХРИСТИАНСТВО

 

Свящ. Даниил Сысоев, кандидат богословия

 

Священник Даниил Сысоев. Закон Божий, текст

 

ЧАСТЬ 1. ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ ВЕРЫ

ДВА ПУТИ

 

Среди бесчисленных плавучих огней на нашей затерянной планете живут миллиарды странных существ. Будучи созданными из праха и подчиненные законам материи, они не могут найти покоя на тленной земле. Вся жизнь их, у каждого уникальная, при всей своей уникальности каким-то образом находится в определенной устойчивости, идет по наезженной колее. Обыденные поступки делают они как бы по инстинкту, на автомате. И все это называется бытом, а в Библии «стезями» (т.е. колеями). Все бесчисленные колеи их оказываются тропинками, вливающимися в две основных дороги, два пути. И вот для этих существ, называемых людьми, и написана эта работа, дабы они могли, узнав истинный путь, идти по нему, чтобы найти свое вечное Отечество мира за пределами нашей вселенной.

Каковы же эти пути?

Первый из них зол и исполнен проклятия. Им идут те, кто творит грех, кто нарушает волю Бога, Повелителя вселенной. Это делатели всех видов зла: неверные, безбожники, еретики, идолопоклонники, колдуны, убийцы, прелюбодеи, блудники, гомосексуалисты, воры, обидчики, злословники, делающие аборты, лжецы, трусы, пьяницы, наркоманы, лицемеры и все, кто делает всякую неправду. Этот путь погибнет вместе со всеми, кто идет по нему. Так обещает Всемогущий Судья (Пс.1,6). И так обязательно будет!

Но есть и второй путь. Если первый прославляется в газетах и воспевается в телепередачах, навязывается в рекламных роликах, то второй часто лежит в забвении. Но из этого не следует, что его нет. Он есть, и, более того, если хотя бы минуту не было идущих по нему, то вся мировая громада во мгновение ока сгинула бы в огне мирового пожара. Второй путь называется путем праведников, и руководителем на нем служит Сам Бог. Идут по нему верные, милостивые, кроткие, целомудренные, воздержанные, любящие, чистосердечные, мужественные, боголюбивые, смиренные и все, исполняющие волю Безначального Отца. Они получат Вечную жизнь и радость в Царстве Господа. И так будет обязательно!

По сути своей этот путь божественен, потому что Сам Христос сказал, что Он — Путь к Отцу: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин.14,6). Но идущие по нему, до тех пор пока не начнет подниматься заря вечного солнца, должны иметь как светильник Закон Бога. Слово Божие, Библия говорит, что у праведника «в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь!» (Пс.1,2). И это неудивительно, ибо сказано: «Слово Твое — светильник ноге моей и свет стезе моей» (Пс.118,105). Оно «они вожделеннее золота и даже множества золота чистого, слаще меда и капель сота» (Пс.18,11).

Эта книга — краткий путеводитель по второму пути, и предназначена она для тех, кто, вступая на этот путь, желает узнать основы Православной веры, жизни и также Священную историю. Ведь не зная прошлых дел Бога, как узнаешь Его дела сейчас?

 

О ВЕРЕ

 

Первое из дел Божьих, которые нам необходимо сделать, — это вера, без которой мы не можем не только прийти к Богу, но и узнать, кто Он. Ведь сказано: «без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает» (Евр.11,6).

Что же такое вера? Библия говорит: «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр.11,1). То есть, по словам преподобного Иоанна Дамаскина, «несомненная и нерассуждающая надежда на то, что обещано нам Богом, и на успех наших прошений» («Точное изложение Православной веры». Кн. 4. гл. 10 (83)). По своему действию «вера — это глаз, который просвещает всякую совесть и сообщает разум, ибо пророк говорит: “если не уверуете, не сможете уразуметь” (Ис.7,9)… Что страшнее дьявола? Но и против него не имеем другого оружия, кроме веры — этого невещественного щита против врага» (Святитель Кирилл Иерусалимский. «Слова огласительные». 5.4). Таким образом, истинная вера не только не противоречит разуму, но, напротив, открывает ему невиданные горизонты. Что может познать знание, основанное на опыте? Только тоненькую пленочку с поверхности вещества или какую-то одну сторону явления в ограниченный отрезок времени, а вера выводит человека за пределы пространства и времени и открывает ему тайны Божьи. Знание вырастает из ума, хотя и действует на сердце, а вера влагается в сердце, хотя и переменяет мысли. Так что утверждение, будто вера и разум противоречат друг другу, — это ложь. Противоречие возникает только тогда, когда или вера ложная, или разум болеет гордостью и невежеством.

Часто говорят, что вера — это слепота ума, отказ от мысли и признак будто бы примитивного мышления. Абсурдность этого утверждения очевидна, если мы вспомним, что глубоко верующими были величайшие умы человечества — это и Достоевский, и Ньютон, и Менделеев, и Платон, и Аристотель, и Паскаль, и свт. Лука (Войно-Ясенецкий), и Максвелл… Так неужели все они не могли понять своей «очевидной ошибки»? Нет, конечно. Дело тут в другом. Человек, чьи жизненные колеи ушли в сторону от заповедей Творца, начинает отыскивать для себя повод, чтобы «на законных основаниях» отвергнуть слово Божие. Как сказал Христос: «всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы» (Ин.3,20).

Вера имеет два вида. Мы назовем первую из них верой в Бога, а вторую — верой Богу. Первая ограничивается признанием существования Творца, но не меняет жизни. По словам Библии, такую веру имеют и бесы: «и бесы веруют, и трепещут» (Иак.2,19). Она не является совершенной, и человек не может угодить Богу, имея только ее. Второй тип веры предполагает и доверие к словам Создателя, и отказ от самонадеянности, и активный рост в любви. Именно такая вера спасительна.

Тот, кто, желая жить праведно, хранит Православную веру, может всё. Как сказал Господь: «если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: “перейди отсюда туда”, и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас» (Мф.17,20). Главное, чтобы желание это не противоречило воле Бога. И это не выдумка!

Однажды к прп. Марку Фрачевскому пришел авва Серапион, и прп. Марк, расспрашивая его о состоянии Церкви, спросил: «Есть ли среди христиан те, кто имеет такую веру, что могут и горе сказать: “перейди отсюда туда”?» И при этих словах гора, на которой они сидели, сдвинулась в сторону моря на 2,5 км. Увидев это, прп. Марк сказал горе: «Это я не тебе сказал, но беседую с братом. Стань на место!» И она немедленно вернулась обратно (свт. Димитрий Ростовский. Жития святых. 5 апреля).

Так что вера может творить чудеса, но не сама по себе, как думают некоторые заблуждающиеся, а потому, что привлекает она к верующему силу Всемогущего Бога, при условии, что вера эта Православная.

А православной является она тогда, когда точно следует откровению Бога, не прибавляя к нему и не убавляя ничего.

 

О БОГЕ

 

Теперь надлежит сказать несколько слов о том, кто такой Бог, в Которого веруют христиане. Сейчас мы введем только общие понятия, которые будем раскрывать дальше.

Итак, Бог — это Дух единый, вечный, бестелесный, невидимый, непостижимый, неизменяемый, всеблагой, святой, всеправедный, вездесущий, всемогущий, всеведущий, любящий, премудрый, вседовольный, ни в чем не нуждающийся. Он — источник благости и правды, свет неприступный, сила, никакою мерою не определяемая и только собственною волею измеряемая, — ибо все, что захочет, может. Он — Творец всех тварей видимых и невидимых, всеобъемлющий, ничем не объемлемый, но все сохраняющий, обо всем промышляющий. Он — Вседержитель, над всем начальствующий и царствующий царствием нескончаемым и бессмертным, не имеющий никакого соперника. Сила Его проникает все сущности, сама оставаясь чистою, пребывает вне пределов всего и изъята из ряда всех существ как сверхсущностная и превыше всего сущая, которая устанавливает все начальства и чины, а сама выше всякого начальства и чина, выше сущности, жизни, слова и разумения. Бог есть Сам Свет, Сама Благость, Сама Жизнь, Сама Любовь, Сам Сущность, так как не имеет от другого ни бытия, ни чего-либо из того, что есть, но Сам есть источник бытия для всего существующего, жизни — для всего живущего, разума — для всего разумного, причина всех благ для всех существ, — Он знает всё прежде бытия всего. Он — Спаситель погибающих, Исцелитель страдающих и праведный Судья всего творения.

Бог Триедин — Отец, Сын и Дух Святой. Однако Он — не Три Бога, а Один. Три Личности (Ипостаси), но одна Сущность, одна Слава, одно могущество и Царство, одна Воля. Отец вечно рождает Сына и изводит из Своей сущности Святого Духа.

Для того чтобы яснее для нас стала тайна, сравним Бога с солнцем. Оно едино. Однако можно различить в нем диск, луч и тепло. Все три явления — одно целое, хотя и не тождественны между собой. Так и Отец вечно рождает Сына как луч и изводит Святого Духа как тепло. Неточность сравнения в том, что луч и тепло не равны солнечному диску, а Сын и Дух равны Отцу.

Иначе похожи на Бога мы. Наша умная душа обладает словесной способностью и силой оживлять тело. Но здесь опять не точное сходство, а лишь слабое подобие. Ведь ум, слово и жизнь — не отдельные личности, а свойства одного сознания, а в Боге (Ум), (Слово) и (Дух) — Три Личности, Три «Я». Поэтому мудрее всего будет смиренно склониться перед этой Тайной тайн, скрытой даже от пылающих небесных Серафимов. Узнать Троицу можно лишь любовью к Богу очищенного сердца. Как говорит апостол Иоанн Богослов: «пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1Ин.4,16).

Как-то блаженный Августин гулял по берегу моря, размышляя о тайне Святой Троицы. И вдруг он увидел маленького мальчика, вырывшего небольшую ямку в песке и переливающего в нее воды моря ложкой.

— Что ты делаешь? — удивился Августин.

— Хочу перелить море вот в эту ямку, — отвечал мальчик.

— Но это же невозможно, ведь ямка такая маленькая. Как море может в ней поместиться?

— А как же ты пытаешься своим маленьким умом узнать тайну бесконечной Троицы? — ответил мальчик и стал невидимым.

Так Ангел показал и святому и нам непостижимость Божества, перед Которым должен склониться наш слабый разум.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных