Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






БОЖЕСТВЕННОЕ ОТКРОВЕНИЕ




 

Бог, хотя и непостижимый, не оставил Свое творение без знания о Себе и Своих делах. Он открыл Свою волю Святым Духом праведным людям с чистыми сердцами. Они называются пророками и апостолами. По словам свт. Иоанна Златоуста, нужно было бы, чтобы всякий человек стал слышать слово Божие, но так как мы погрязли в грехах и плотоугодии, Бог, по милости Своей, оставил нам откровение, переданное через людей.

Различают естественное и сверхъестественное откровение. Как говорил прп. Антоний Великий, отвечая философам, удивлявшимся его мудрости:

— Я читаю две книги — Природы и Писания — и через них узнаю Бога Творца.

Первая из этих книг ясно учит созерцать могущество, мудрость и искусность Господа и Его заботу о мире, а сверхъестественное откровение раскрывает и Его сущность, и Его замыслы о мире и человеке. Даже не знающие Писания язычники не остаются без знания о Боге, которое и вложено в их сердца, и передано им по преданию от предков, и черпается от созерцания природы. Потому они и будут безответны в день Суда, «ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны» (Рим.1,20).

Но без сверхъестественного откровения Бог остался бы для нас некоей далекой Силой, могучей, но непонятной. И лишь прямое вмешательство Бога открывает нам Его Самого. Как же происходило это откровение? Свт. Василий Великий так описывает состояние пророчества: «Каким образом пророчествовали чистые и просветленные души? Сделавшись как бы зеркалом Божия действования, они показывали в себе ясное, неслитное, непотемненное плотскими страстями изображение. Ибо Дух Святой пребывает во всех, но собственную силу Свою обнаруживает в тех, которые чисты от страстей, а не в тех, у кого владычественное души (то есть ум — с.Д.) омрачено греховными нечистотами… когда душа, посвятив себя всякому подвигу добродетели, сильной любовью к Богу постоянно сохраняет в себе напечатленное в ней памятование о Боге и таким образом соделывает Бога как бы живущим в себе, тогда, от сильного стремления и неизреченной любви к Богу став богодухновенной, соделывается она достойной пророческого дара, потому что Бог дает Божественную силу и отверзает душевные очи для уразумения видений, какие Ему угодно сообщить…

Некоторые говорят, что они пророчествовали в исступлении, так что человеческий ум затмеваем был Духом. Но противно обетованию наития Божия богодухновенного делать изумленным (вышедшим из ума — с.Д.), так чтобы он, когда исполняется Божественных наставлений, выходил из свойственного ему разума и, когда приносит пользу другим, сам не получал никакой пользы от собственных своих слов. И вообще, сообразно ли сколько-нибудь с разумом, чтобы Дух премудрости делал человека подобным лишенному ума и Дух ве(удар.)дения уничтожал в нем разумность? Но свет не производит слепоты, а напротив того, возбуждает данную от природы силу зрения. И Дух не производит в душах омрачения, а напротив того, возбуждает ум, очищенный от греховных скверн, к созерцанию мысленного»[1][1]. Так получается нами непогрешимое и безошибочное знание о Боге, мире и человеке. Но будучи по сути единым, распространяется оно силой Святого Духа двумя способами: Писанием и Преданием.

 

СВЯЩЕННОЕ ПРЕДАНИЕ

 

Древнейшей формой передачи Божественного откровения является Священное Предание. Оно было единственным способом его передачи до времен прор. Моисея (XVI в. до Р.Х.). Преданием называется передача верующими людьми под руководством Господним полученных от Бога учений, законов и правил жизни. От пророков и апостолов истинная жизнь передавалась следующим поколениям верующих, а источником ее является вечный Дух, благодаря Которому откровение не искажалось при передаче сквозь века и не возникал принцип «испорченного телефона». Так, верным хранилищем Предания является, по мысли ап. Павла, «Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины» (1Тим.3,15).

Если бы не было Предания, тогда сама Библия стала бы совершенно недоступной как способ передачи откровения Бога. Ведь разве мертвая буква может точно передать живое слово Творца, если и в обычной речи огромную роль играют интонации, мимика и т.п.? Так и в Церкви Писание истолковывается через святых людей Тем же Духом, Который и дал Его. Да и само Писание показывает, что без толкования правильное его понимание затруднено или даже невозможно. Евнух на вопрос Филиппа: «разумеешь ли, что читаешь?» отвечал: «как могу разуметь, если кто не наставит меня?» (Деян.8,30–31).

Прп. Викентий Лиринский так определяет принципы отличия истинного Предания от простых обычаев, существующих между христианами, но не являющихся откровением Бога: «…когда мы последуем всеобщности, древности, согласию; а всеобщности последуем мы тогда, когда признаем истинною ту только веру, которую исповедует вся по Земному шару Церковь; а древности — тогда, когда никак не отступим от тех мыслей, которые, несомненно, одобрены святыми предками и отцами нашими; а согласию — тогда, когда в самой древности последуем определениям и мыслям всех или по крайней мере большинства священников и вместе учителей» (Памятные записки Перегрина о древности и всеобщности кафолической веры против непотребных новизн всех еретиков. 2).

 

СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ

 

Самой важной частью Предания является Священное Писание, благодаря которому сохраняется большая точность передачи откровения. Писанием называются книги, написанные Святым Духом через пророков и апостолов. Собрание этих книг называется Библией (греч. — «книги»).

Библия состоит из двух частей — Ветхого и Нового Завета. Слово Завет означает союз между Богом и людьми.

Ветхий (старый) Завет написан до Пришествия Христова, и главной его вестью было обещание Пришествие Спасителя и подготовка людей к нему.

К книгам Священного Писания Ветхого Завета относятся следующие:

пять книг, написанных святым боговидцем и пророком Моисеем, еще называемые законоположительными:

 

1. Бытие (сокращение при цитации — Быт.).

2. Исход (Исх.).

3. Левит (Лев.).

4. Числа (Чис.).

5. Второзаконие (Втор.).

 

Далее следуют исторические книги:

6. Иисуса Навина (Нав.).

7. Судей израилевых (Суд.).

8. Руфи (Последние две Книги традиционно приписываются св. пророку Самуилу) (Руфь).

9–12. Четыре книги Царств (Первые две книги приписываются пророку Самуилу; 3 и 4 написаны пророками, а приведены они в единообразный вид пророком Иеремией) (1Цар., 2Цар., 3Цар., 4Цар.).

13–14. Две книги Паралипоменон (Хроники. Основаны они на летописях пророков, а последняя их редакция принадлежит св. Ездре) (1Пар., 2Пар.).

15. 1 Ездры (1Езд.)

16. Неемии (В канонических правилах часто называется 2 Книгой Ездры) (Неем.).

17. Есфири (Есф.).

 

Учительные книги:

18. Иова (Древнейшая Книга Библии, написанная еще св. Иовом, но отредактированная св. Соломоном.) (Иов).

19. Псалтирь св. царя Давида (Пс.).

20. Притчи Соломона (Притч.).

21. Екклезиаст Соломона (Еккл.).

22. Песнь песней Соломона (Песн).

 

Завершают Ветхозаветный канон пророческие книги:

23. Исаии (Ис.).

24. Иеремии (Иер.).

25. Плач Иеремии (Плач).

26. Иезекииля (Иез.).

27. Даниила (Дан.).

28. Осии (Ос.).

29. Иоиля (Иоил.).

30. Амоса (Ам.).

31. Авдия (Авд.).

32. Ионы (Иона).

33. Михея (Мих.).

34. Наума (Наум).

35. Аввакума (Авв.).

36. Софонии (Соф.).

37. Аггея (Агг.).

38. Захарии (Зах.).

39. Малахии (Мал.).

 

Кроме этих книг, называемых каноническими (образцовыми) в Писание входят книги неканонические книги:

1. Пророка Варуха (Вар.).

2. Послание Иеремии (Посл. Иер.).

3. Премудрости Соломона (Прем.).

4. Премудрости Иисуса, сына Сирахова (Сир.).

5. Иудифи (Иудифь).

6. Товита (Тов.).

7. 2 Ездры (2Езд.).

8. 3 Ездры (3 Езд.).

9-11. Три книги Маккавеев (1,2,3 Мак.).

Авторитет последних книг высок, и хотя некоторые не приравнивают их к каноническим, но, в любом случае, они содержат откровение Бога.

 

Новый Завет говорит о том, что обещанный Спаситель пришел и искупил нас от греха, проклятия и смерти. В состав Нового Завета входят только канонические книги.

Законоположительные:

1. Евангелие от Матфея (Мф.).

2. Евангелие от Марка (Мк.).

3. Евангелие от Луки (Лк.).

4. Евангелие от Иоанна (Ин.).

 

Исторические:

5. Деяния апостолов (Деян.).

 

Учительные книги — это Послания апостолов. Соборные, обращенные ко всем Церквам:

6. Иакова (Иак.).

7–8. 1 и 2 Петра (1,2 Пет.).

9–11. 1, 2, 3 Иоанна, (1,2,3 Ин.)

12. Иуды. (Иуд.)

 

Послания апостола Павла:

13. К Римлянам (Рим.).

14–15. 1 и 2 к Коринфянам (1,2 Кор.).

16. К Галатам (Гал.).

17. К Ефесянам (Еф.).

18. К Филиппийцам (Флп.).

19. К Колоссянам (Кол.).

20–21. 1 и 2 к Фессалоникийцам (1,2 Фес.).

22–23. 1 и 2 к Тимофею (1,2 Тим.).

24. К Титу (Тит.).

25. К Филимону (Флм.).

26. К Евреям (Евр.).

 

И, наконец, пророческая книга

27. Апокалипсис (Откровение) Иоанна Богослова (Откр.).

 

В этих книгах содержится то, что необходимо для спасения. Читая их с молитвой и понимая в согласии с Церковью, мы можем узнать волю Бога.

Однажды «некто спросил прп. Антония: что мне делать, чтобы угодить Богу? — Что велю тебе, отвечал старец, то соблюдай: куда бы ты не пошел, всегда имей Бога перед своими очами; что бы не делал ты, имей на это свидетельство в Священном Писании; и в каком бы месте ты не жил, не скоро уходи оттуда. Соблюдай эти три заповеди — и спасешься» (Достопамятные сказания. 3).

 

СИМВОЛ ВЕРЫ

 

Азами Православной веры, без следования которым нельзя быть православным христианином и невозможно получить спасение, является Символ Веры. Знание его необходимо для того, чтобы узнать Бога и угодить Ему.

Символ Веры читается наизусть крещаемым перед Таинством. Он поется на Литургии перед Причастием, желающий принести покаяние также должен сначала произнести Символ. По церковным правилам он также требуется от желающих вступить в церковный брак.

Текст этот по своему содержанию полностью основан на Божественном откровении, а в данном виде он принят отцами Вселенских Соборов, I Никейского (325 г. по Р.Х.) и II Константинопольского (381 г. по Р.Х.).

Вселенским Собором называется собрание епископов всей Церкви вселенской. Мы верим, что ими руководил Сам Бог Дух Святой. И именно под Его руководством Церковь сохранила изначальное откровение, передала его в точных формулах и сокрушила всякую ложь. И наиболее точным изложением христианского учения как раз и является Символ Веры, который мы будем изучать.

Само слово «символ» переводится 29 различными способами, что показывает особые грани значения этого священного провозглашения веры. В древнейшем значении это слово обозначало разломанную надвое палочку или кольцо, половинки которого брали друзья или возлюбленные, расставаясь надолго. И когда проходило много лет, они опознавали друг друга, сложив воедино символ. Так же наш Вечный Друг и Жених наших душ Христос оставил нам эту веру — как половинку кольца, по которой Он опознает нас в День Своего возвращения. Ясно, что если мы потеряем свою половиночку или хотя бы испортим ее так, что изменится место соединения, то узнавание при встрече не состоится. Христос скажет: «Я никогда не знал вас; отойдите от Меня» ( Мф.7,23 ).

По другому переводу «символ» переводится как присяга. Мы, христиане, верим, что Иисус Христос — это наш Единственный Господь и Царь. И поэтому, вступая в Его Церковь, Которая называется воинствующей, мы приносим Ему присягу как нашему Вечному Императору. Понятно, что если после Крещения мы откажемся от присяги, мы будем клятвопреступниками и дезертирами, подпадающими под Божий Суд.

«Символ» переводится также как пароль. И по нему нас пропустят в возвращенный Рай. Этот пароль мы должны спрашивать у любого, кто захочет прорваться нам в сердце — а у сердца наш ум должен стоят на посту как часовой, чтобы никто не ограбил его.

Священный Символ надо принять сердцем и хранить его до конца жизни своей. Если нет проблем с памятью, необходимо выучить этот текст наизусть. Мы читаем его в церкви на церковнославянском языке, который в России используется для богослужения. Поэтому и учить его надо на этом языке. Для облегчения понимания мы даем перевод на русский язык этого священного исповедания.

 

По-церковнославянски По-русски
1. Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. Верую в Единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, видимого же всего и невидимого.
2. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. И в Единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единственного рожденного, Который рожден от Отца прежде всех веков; Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, не сотворенного, одной сущности с Отцом, Которым все приведено в бытие.
3. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. Ради нас людей и ради нашего спасения сошедшего с Небес, и воспринявшего плоть от Духа Святого и Марии Девы, и ставшего человеком.
4. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. Распятого же за нас при Понтии Пилате, и страдавшего, и погребенного.
5. И воскресшаго в третий день по Писанием. И воскресшего в третий день согласно Писаниям.
6. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. И возшедшего на Небеса, и сидящего по правую сторону Отца.
7. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. И снова грядущего со славою, чтобы судить живых и мертвых, Его же Царству не будет конца.
8. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. И в Духа Святого, Господа, творящего жизнь, от Отца исходящего, совместно с Отцом и Сыном покланяемого и прославляемого, говорившего через пророков.
9. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. В единственную Святую, Вселенскую и Апостольскую Церковь.
10. Исповедую едино крещение во оставление грехов. Провозглашаю вслух одно крещение для уничтожения грехов.
11. Чаю воскресения мертвых Ожидаю с надеждой воскресения мертвых
12. и жизни будущаго века. Аминь. и жизнь будущего века. Аминь (истинно так).

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных