Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






КТО ТАКИЕ СВЯТЫЕ УГОДНИКИ




 

Дух Божий по Своей воле дал в Церкви множество разных видов святости (1Кор.12,4–11). Потому и святые по-разному называются — соответственно тому, какой дар Бога был ими усвоен. Это пророки, апостолы, мученики, святители, преподобные, праведные, бессребреники и блаженные.

Пророки — это святые Божии, в большинстве своем жившие до Рождения Христа, которые силой Духа Господня предсказывали будущее, обличали неправду и возвещали явление Христа.

Апостолы (посланники) — это ближайшие ученики Христа Спасителя, которым Он дал повеление проповедовать благую весть о спасении и власть создавать церкви во всем мире. Христос избрал Себе двенадцать ближайших апостолов и семьдесят других, а после Воскресения Он призвал еще апостола Павла.

Апостолы Петр и Павел называются первоверховными, потому что они больше других потрудились в деле проповеди. Те апостолы, которые написали Евангелия — Матфей, Марк, Лука, Иоанн, — называются Евангелистами.

Те святые, которые прославились как миссионеры, обратившие многих ко Христу, называются равноапостольными. Это, например, Мария Магдалина, князь Владимир, император Константин, Николай Японский.

Мученики (свидетели Бога) — это святые, пострадавшие за верность Христу Спасителю и Его учению до смерти и тем засвидетельствовавшие победу Бога над смертью. Те, кто сражались за имя Христово, но скончались в мире, называются исповедниками.

Первые пострадавшие за Господа были свв. Стефан и Фекла, потому они и называются первомучениками. Те мученики, которые сохранили веру в необычайно тяжких страданиях, именуются великомучениками (св. Георгий Победоносец, св. Варвара, св. Екатерина и другие).

Святители — епископы, угодившие Творцу праведной жизнью и ревностной заботой о пастве (например, Николай Чудотворец). Три святителя IV века, — Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст еще называются вселенскими учителями, потому что их учение является образцовым для Всемирной Церкви. Те епископы, которые умерли за Христа, называются священномучениками.

Преподобные (достигшие чрезвычайного богоподобия) — это праведные христиане, угодившие Богу на монашеском пути. Они сохраняли чистоту тела и души и победили страсти, удалившись от людей. Монахи, казненные за Христа, — это преподобномученики.

Бессребреники — это праведники, бесплатно лечившие болезни и исцелявшие недуги силой Господа.

Праведные — это святые, угодившие Богу, живя в миру, будучи семейными людьми.

Блаженными и Христа ради юродивыми называются те святые, которые, желая избавиться от тщеславия и гордыни, ради Бога притворялись сумасшедшими. Они делом показали, что слово Господа есть безумие для мира (1Кор.1,18–2,16). Бог часто давал им дар пророчества. (В России самые почитаемые юродивые — Василий Блаженный, Ксения Петербургская и Матрона Московская.)

Мы почитаем святых как друзей Христовых, как детей и наследников Божиих. Как писал Иоанн Дамаскин: «Я называю их богами (Исх.7,1), царями и господами не по естеству, но потому, что они царствовали и господствовали над страстями и сохранили неповрежденным подобие образа Божия, по которому и были сотворены (ибо царем называется и образ царя), а также и потому, что они по собственному (свободному) расположению соединились с Богом, приняли Его в жилище (своего) сердца и, приобщившись Его, сделались по благодати тем, что Сам Он есть по естеству. Следовательно, как же не почитать тех, которые получили наименование слуг, друзей и сынов Божиих? Ибо честь, воздаваемая усерднейшим из соработников, указывает на расположение к общему Владыке» (Точное изложение Православной веры. Кн. 4. Гл. 15 (88)).

Мы просим святых о предстательстве пред Богом, подобно тому как друзья Иова просили его молитв (Иов 42,7–8, а также см. Быт.20,17; Числ.16,44–48; Исх.8,8–13), так и святые поддерживают своим сильным предстательством нашу слабую и немощную молитву. Ведь пребывая на Небесах, они не забывают ходатайствовать о нас. Мы празднуем их память, как и повелевает Бог: «Память праведника пребудет благословенна» (Притч.10,7). Мы почитаем их псалмами, и славословиями, и песнопениями духовными (Еф.5,19), вознося честь к Богу святых. В дни их памяти мы прославляем их сокрушением сердца, милостью к нуждающимся, участием в священной Литургии. В честь их мы строим храмы и священные изображения, ибо каждый святой — это живой памятник великого дела Искупления, очередной плод Крестной Жертвы. И как ветхозаветные патриархи в местах богоявлений ставили памятники, так и мы прославляем живые храмы Бога — святых, соотечественниками которых мы стали (Еф.2,19). Так проявляется единство земной и Небесной Церкви. По слову апостола Павла, «славится ли один член, с ним радуются все члены» (1Кор.12,26).

 

МОЩИ СВЯТЫХ

 

Но наша любовь не ограничивается почитанием памяти святых и их изображений. Нет, мы воздаем подобающую честь и их телам, как истинным храмам Духа Святого (1Кор.6,19; 3,16). Сила Бога почивает в них и после смерти, показывая истинность будущего всеобщего Воскресения. Потому эти тела называются святыми мощами.

Бог творит чрез них множество чудес — исцеляет больных, изгоняет бесов, источает благовонное масло (миро). Еще в древности кости пророка Елисея воскресили мертвеца (4Цар.13,21). Если Бог извел евреям воду даже из камня (Исх.17,6), тем более после животворящей смерти Господа благодать является в мощах святых. Ведь исцеляла даже одежда Христа (Мк.5,28–29) и апостолов (Деян.19,21).

От Нетленного Тела Иисусова (Деян.2,31) телам святых, причастных силе Его Воскресения, дается часто дар нетления, так что они, вместо разложения, сохраняются нетленными и наполненными благоуханием. Например, мощи прп. Александра Свирского спустя полтысячелетия сохранили все свойства живого тела — мягкость, светлость, из него изливается чудотворное миро. В пещерах Киево-Печерской Лавры сотни святых показывают, что именно это тело, очищенное подвигами, будет прославлено в Последний день.

Поэтому мы воздаем мощам то же почитание, какое воздавалась Храму и святым. Мы целуем их, возжигаем перед ними свечи и лампады, воскуряем фимиам, поклоняемся им (см. Пс.5,8; Дан.2,46). В соответствии с древним преданием частицы мощей мучеников ставятся под жертвенник (престол) храма — как воспоминание о душах убитых за имя Божие, пребывающих под небесным жертвенником (Откр.6,9–11).

 

ЛАМПАДЫ И СВЕЧИ

 

Как уже мы говорили выше, исполняя догматическое определение VII Вселенского Собора, во время молитвы и просто в знак нашего почтения к Творцу христиане возжигает перед иконами и мощами свечи и лампады. Обычай этот основан на словах Писания: «И вели сынам Израилевым, чтобы они приносили тебе елей чистый, выбитый из маслин, для освещения, чтобы горел светильник во всякое время; в скинии собрания вне завесы, которая пред ковчегом откровения, будет зажигать его Аарон и сыновья его, от вечера до утра, пред лицем Господним» (Исх.27,20–21).

Прообраз этого светильника находится на Небесах, где пред лицом Бога Отца сияет семисвещник (Откр.4,5) — символ семи даров Святого Духа, и этот основанный на небесных реальностях обычай был принят и апостольской Церковью. Так в Книге Деяний апостолов повествуется о ночной Литургии, служившейся в Троаде апостолом Павлом; литургия служилась в горнице, в которой было много светильников (Деян.20,8).

Он, как и все священные традиции, имеет глубокий смысл. Светильники, которые возжигают перед иконами и держат в руках во время богослужения, символизируют то «световодство, котором мы, чистые и девственные души, выйдем навстречу Жениху Христу, имея ясные светильники веры» (Свт. Григорий Богослов. Слово 40).

Они напоминают нам о нашей жертве Создателю и требуют, чтобы мы горели духом на молитве. Когда мы покупаем восковую свечу в храме, то жертвуем на благосостояние дома Божия. Возжигая свечу и лампаду дома, мы оказываем подобающую честь тем, кто изображен на иконах. Да и наша молитва станет более чистой и глубокой. Ведь если мы, обращаясь к Творцу, принесем ему вместе с молитвой жертву, то она поможет нам меньше развлекаться перед вечным сиянием Троицы.

Да и сами вещества, которые мы приносим в жертву, напоминают нам о Боге. Оливковое масло — это древний символ милосердия Бога и Его врачующей силы. Ведь издревле елей использовался для смягчения раздражения и излечения ран (ср. Лк.10,34). С другой стороны, он — знак наших добрых дел, как об этом повествует притча о десяти девах (Мф.25,1–13).

Свеча, горящая перед образом, источает благоухание меда и сотов, со сладостью и благовонием которых Писание сравнивает слова Закона Божия (Пс.17,11; Пс.118,109). Она состоит из трех элементов, совокупность которых дает описание духовной жизни христианина. Воск — знак добрых дел, фитиль — знак православной веры, а огонь — благодати, подаваемой через Таинства. Как писал Симеон Солунский, «воск, как вещество самое чистое, означает чистоту нашу и искренность нашего приношения. Воск, как вещество, на котором можно оттиснуть печать предметов, означает печать и знамение Креста, которое возлагается на нас в Крещении и Миропомазании. Воск, как вещество мягкое и удобосгибаемое, означает наше послушание и готовность покаяться в греховной жизни. Воск, собираемый с благоуханных цветов, означает благодать Святого Духа. Воск, составленный из множества цветов, означает приношение, делаемое всеми христианами. Воск, как вещество сжигаемое, означает наше обожжение (Божественным Пламенем). И, наконец, воск, в котором горит огонь, и этот свет, постоянно горящий, означает соединение и крепость нашей взаимной любви и мира» (Книга о Церкви. Гл. 134).

 

ВОСКУРЕНИЕ ЛАДАНА

 

Для того чтобы помогать нашим молитвам, Церковь установила также обычай возжигания ладана. Еще Боговидец Моисей получил от Бога повеление возжигать священный ладан пред ковчегом Завета каждый вечер и утро (Исх.30,7–8, 34–38). Этот обряд и доныне соблюдается в наших храмах.

Само возжжение фимиама не есть пустая формальность. Ладан является символом молитв праведника (Откр.5,8). Недаром при вечернем каждении мы поем:

Да направится молитва моя, как фимиам, пред лице Твое, воздеяние рук моих — как жертва вечерняя (Пс.140,2).

Даже на Небесах Ангелы приносят Богу фимиам в золотых кадильницах с молитвами святых (Откр.8,3). Поэтому те, кто отвергает этот благочестивый обычай, противятся слову Божию.

Но не только символом молитв является воскурение ладана. Он напоминает нам о невещественном благоухании небесных садов, приготовленных для спасенных. Как прекрасно говорит блаженная душа в Песни Песней: «Доколе день дышит прохладой и убегают тени, пойду я на гору мирровую и на холм фимиама» (Песн.4,6).

Само же это небесное благоухание, в свою очередь, является результатом пришествия Святого Духа. Однажды прп. Серафим Саровский показал Мотовилову ту славу Богообщения, которая доступна для христиан еще на земле, и кроме несказанного сияния и неизреченной теплоты Мотовилов ощутил не сравненное ни с чем благоухание. Образом и реальным способом соединиться с этим небесным ароматом является курение ладана. Недаром священник, благословляя кадило, говорит: «Кадило Тебе приносим, Христе Боже наш, в запах духовного благоухания, которое, приняв в сверхнебесных свой жертвенник, взамен ниспосли нам благодать Святого Духа».

Действительно, по верному замечанию о. Павла Флоренского, клубы дыма кадильного восходят в сверхкосмические сферы и возвращаются наполненными иной силой. Не случайно поэтому, еще в Ветхом Завете ладан имел значение как орудие защиты человека от смертельных сил. Когда евреи подняли мятеж против Моисея и Бог послал на них мор, то Аарон взял по приказу Моисея кадильницу с ладаном и стал между мертвыми и живыми, и мор прекратился (Числ.16,41–50). Поэтому и сейчас каждение используется для защиты от дьявола и его слуг. Недаром многие нечестивцы, которые не желают расстаться со своими злыми делами, не могут выносить запаха фимиама.

Но здесь стоит заметить, что не любое воскурение фимиама угодно Богу. Бывает, что кадят люди и перед идолами. Например, зажигают курительные палочки перед истуканами Будды или фотографиями различных «гуру». Это действие омерзительно для Господа и лишает человека звания христианина. Древние мученики шли на смерть, лишь бы не совершить такого акта отступничества. Так св. Вавилу притащили к жертвеннику и хотели принудить бросить несколько кусочков ладана пред истуканом, а для этого держали руку его над огнем. Но он терпел до тех пор, пока его рука не прогорела насквозь. Он поступил так, ибо знал, что эта сожженная крупинка не просто растворится в атмосфере, а снизойдет в преисподнюю и вернется, наполненная черной силой сатаны.

Как правильно кадить у себя дома? Надо купить ладан в храме — там над ним читается специальная молитва освящения. Затем, во время молитвы или просто когда в доме начинаются какие-то страхования, мы кладем кусочек фимиама на горящий уголь в ручную кадильницу пред иконами или просто на лампу, осеняем его крестным знамением во имя Святой Троицы и начинаем молиться. Если в доме ощущается присутствие сил зла, то при каждении читается молитва Честному Кресту «Да воскреснет Бог».

 




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2019 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных