Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ПРАВИЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ при МОЛИТВЕ




 

Молиться должно всегда и везде, но также есть и особо выделенные времена для молитвы.

Во-первых, это утро, сразу же после пробуждения, и вечер, перед сном. Эти молитвы называются ежедневным правилом христианина. Они помогают ему посвятить день и ночь Господу и являются как бы рамками для того молитвенного искусства, которым мы занимаемся все время. Тот, кто не хранит (не исполняет) правила, начинает духовно увядать, уныние вместе с другими страстями легко овладевают им.

Во-вторых, это молитвы перед едой и после еды, а также перед делом и после всякого доброго дела. Как сказал апостол Павел: «Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию» (1Кор.10,31). А в другом месте он пишет: «всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением, потому что освящается словом Божиим и молитвою» (1Тим.4,4–5).

Наконец, ревностный христианин должен выделять особые моменты дня для славословия Богу. Царь Давид, при всей своей занятости, семь раз в день хвалил Господа: «Семикратно в день прославляю Тебя за суды правды Твоей» (Пс.118,164). Хорошо славить Бога на рассвете (и петь великое славословие: «Слава в вышних Богу», которое поется в храме на утрене), в 9 часов утра, в полдень, в 15 часов и вечером, когда зажигаются светильники («Свете Тихий» — песнопение храмовой вечерни). Если в это время прочитать хотя бы молитву «Отче наш», то весь ритм нашей жизни преобразится.

Что должно предшествовать молитве? Человек сначала успокаивается, если может, моет руки (напоминая себе о необходимости очищения сердца), становится перед иконами, зажигает свечу или лампаду и благоговейно начинает читать священные слова, понуждая свой ум и сердце внимать написанному. При этом хорошо оградить свой слух и зрение от всего, что может отвлечь от молитвы — включенного телевизора, радио, посторонних звуков. Лучше выйти в отдельную комнату или уйти на природу, если есть такая возможность. Все это помогает более сосредоточенной молитве.

Не принято молиться мужчине в шортах и в шапке, а женщине в брюках, с непокрытой головой. Библия говорит: «На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье, ибо мерзок пред Господом Богом твоим всякий делающий сие» (Втор.22,5). Апостол Павел добавляет: «Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головою, постыжает свою голову. И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая» (1Кор.11,4–5). Это покрывание женщиной своей головы — не пустая формальность, но знак для Ангелов: «Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею, для Ангелов» (1Кор.11,10).

Принято молиться стоя, показывая, что мы стали детьми Небесного Отца, перед Которым мы предстоим лицом к Лицу. Но если мы болеем или очень устали, то можно молиться и сидя. Как говорил прп. Серафим Саровский, «лучше сидя молиться, чем стоя думать о ногах». Покаянные молитвы лучше произносить, стоя на коленях.

Типикон (Богослужебный Устав) указывает, что руки во время молитвы должны быть скрещены на груди, помогая нам сосредоточиться на сердечной молитве.

 

КРЕСТНОЕ ЗНАМЕНИЕ

 

Но главное, что сопровождает молитву христианина, — это крестное знамение. Как прекрасно говорил прп. Иоанн Дамаскин: «Удивительнее всего честной Крест. Ибо ничем иным ниспровергнута смерть, уничтожен первородный грех, повержен ад, даровано Воскресение, дана нам сила презирать настоящее и даже самую смерть, достигнуто возвращение к первоначальному блаженству, открыты врата Рая, наша природа села одесную Бога, мы сделались чадами Божиими и наследниками, — если не Крестом Господа нашего Иисуса Христа. Смерть Христа, или Крест, облачила нас воипостастной Божией Мудростью и Силой… Он дан нам в знамение на челе, как Израилю — обрезание. Через него мы, верные, отличаемся от неверных и узнаемся. Он — щит, и оружие, и памятник победы над дьяволом. Он — печать, чтобы не коснулся нас Истребляющий, как говорит Писание (Исх.12,12,29). Он — восстание лежащих, стоящих опора, немощных посох, обращающихся руководство, преуспевающих совершенствование, души и тела спасение, отгнание всяких зол, всех благ податель, греха истребление, растение Воскресения, древо Жизни Вечной» (Прп. Иоанн Дамаскин. Точное изложение Православной веры. Кн. IV, гл. XI).

Неудивительно, что это прекрасное знамение Христовой любви сопровождает нас во время молитвы. Ведь, как уже выше было сказано, только та молитва может быть принята, которая приносится Отцу во имя Сына (Ин.16,23). А то знамя, которое Христос поднял для всех народов, — это драгоценный Крест (Ис.11,10). Этим Церковь исполняет повеление Бога о непрестанном воспоминании Закона и благодеяний Творца (Втор.11,18–20). Обычай ограждать себя крестным знамением перешел к нам из апостольского предания, как об этом свидетельствуют и бесчисленные жития древних мучеников, и сообщения ранних христианских писателей.

Православные христиане так совершают крестное знамение. — С благоговением соединяются вместе три первых пальца правой руки (большой, указательный и средний). — Этим обозначается наша вера в то, что Бог есть Троица единосущная и нераздельная. А два оставшихся пальца (безымянный и мизинец) пригибают к ладони. — Так выражается наша вера в то, что Господь наш Иисус Христос, сошедший с Небес на землю ради нашего спасения, есть Истинный Бог и Истинный Человек. Сложенную таким образом правую руку (десницу) полагают сначала на чело (лоб), чтобы Бог просветил наш ум, затем на живот, чтобы укротить воюющую на дух плоть, после на правое и на левое плечо — для освящения нашей деятельности.

Часто объясняют порядок крестного знамения и таким образом, что, возлагая руку на лоб, мы исповедуем Предвечное бытие Христа у Отца, на чрево — сошествие Его с Небес и наше спасение; на правое плечо — оправдание и вечное блаженство праведников, а на левое — проклятие грешников. Именно в знак того, что Божия правда одолеет злобу грешников, мы крестимся справа налево.

Крестное знамение до(удар.)лжно совершать неторопливо и правильно, с благоговением перед Господом. «Не просто пальцами должно его изображать, — пишет свт. Кирилл, — наипаче произволением и с полной верой. Если так изобразишь его на челе, ни один из нечистых духов не сможет приблизиться к тебе, видя тот меч, которым ранен, то оружие, от которого получил смертельную рану» (Огласительные поучения. XIII, 36). Практика действительно показывает, как всякая нечистая сила бежит знамения креста. Часто даже НЛО исчезали после знамения креста!

Напротив, кто вместо благоговейного изображения креста беспорядочно машет рукой перед своим лицом, тому бесы только радуются. Ведь такой человек совершает тяжкий грех кощунства.

Крестным знамением мы ограждаем себя в начале, во время и после молитвы, при входе в храм, когда прикладываемся к иконам, кресту и святым мощам.

Кроме молитвы, мы крестимся в радости и горе, перед началом всякого доброго дела и после его окончания. «Не стыдимся исповедовать Распятого, — пишет свт. Кирилл Иерусалимский. — С дерзновением да будет налагаема пальцами печать на челе и на всем: на вкушаемом хлебе, на чашах с питьем, на входах и выходах, перед сном, когда ложимся и когда встаем, бываем в пути и покоимся» (Огласительные поучения. XIII, 36). Тертуллиан (в 211 г. по Р.Х.) пишет, что христиане запечатлеваются крестом «при всяком движении, при всяком входе и выходе, при омовении, при зажигании света, при ложе, при сидении и во всяком случае» («О венке воина», 3). Когда смущение обуревает сердце и нападает гнев или блудная страсть — крестят грудь; родители крестят детей на дорогу, пастух — животных, водитель — дорогу. При этом мы всё посвящаем имени Триединого Бога, говоря: «во имя Отца и Сына, и Святаго Духа. Аминь».

Когда священник или епископ благословляет людей, то он складывает пальцы так, чтобы они изображали имя Иисуса Христа (ИСХС), распятого за нас.

 

ПОКЛОНЫ

 

Высочайший Бог достоин всякого поклонения и почитания. И любое создание Его, желая проявить свое любовь и почитание к Нему, выражает это через поклонение. Кланяются Творцу небожители (Откр.4,9–10), и древние праведники (Быт.22,5; Исх.34,13–14), и апостолы (Мф.28,17). Даже Сам Господь Иисус Христос молился Отцу, преклонив колени (Лк.22,41). В конце времен перед именем Иисуса склонится всякое колено — и небесных, и земных, и преисподних, и всякий язык провозгласит, что Господь Иисус Христос — во славу Бога Отца (Флп.2,10–11).

Писание призывает и всех нас, говоря: «Приидите, поклонимся и припадем, преклоним колени пред лицем Господа, Творца нашего; ибо Он есть Бог наш, и мы — народ паствы Его и овцы руки Его» (Пс.94,6–7).

Но поклонение требуется от нас правильное. Как сказал Христос: «Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Ин.4,24). Поэтому мы должны, кланяясь Богу, не только преклонять свои колени, но и в сердце выражать любовь к Богу, прося у Него прощения грехов и благодаря за великий дар Его милосердия. Но и телесное поклонение мы совершаем, ибо созданы мы душевно-телесными, а потому и должны прославлять Бога и в телах наших, и в душах наших, которые суть Божии (1Кор.6,20).

Церковь различает, вслед за Писанием, боголепное и почитательное поклонение. Первое подобает только Богу и называется также «служением» (Мф.4,10), а второе обращено ко всему, что удостоил Бог чести. Почитательное поклонение мы обращаем к святыням — храму Божию (Пс.5, 8), священным изображениям (Исх.25,18; Числ.26,6–9; 2Пар.3,10–13), Кресту Христову (Пс.98,5; 131,7), Ангелам (Быт.19,1; Суд.13,20), святым Божиим (4Цар.2,14–15) и их телам, которые суть храмы Святого Духа (1Кор.6,19). Также кланяемся мы и представителям власти как Божиим слугам (Рим.13,1–7), священникам как пастырям (1Пет.5,1–5; Евр.13,17) и друг другу, зная, что в каждом из нас есть образ Божий (Быт.1,31). Но боголепное поклонение или служение мы воздаем только Богу и кланяемся так только перед Святыми Дарами, которые есть Истинные Тело и Кровь Бога Сына.

Как правильно совершать поклонение? Мы кланяемся перед святынями или на восток, как повелевает нам апостольское предание. Ведь Бог наш — это духовный свет (1Ин.1,5), и Христос называется Солнцем правды (Мал. 4,2) и Востоком свыше (Зах.3,8; Лк.1,78), то по справедливости именно восток — это как бы естественная икона Бога. На востоке был древний Рай (Быт.2,8), наше отечество, которое мы потеряли и желаем вернуть. Господь вознесся с горы на восток от Иерусалима и вернется Он «как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада» (Мф.24,27). И поэтому, ожидая возвращения нашего Спасителя, мы кланяемся на восток.

Церковь, следуя Библии, знает два вида поклонов — малый и великий. Совершая малый поклон, мы выказываем свое почтение к Творцу и Его славе. Он совершается во время всякого молитвословия (еще называется он «метанием», от греч. «метанойя» — покаяние). Человек сначала благоговейно осеняет себя крестным знамением, выражая тем веру в Распятого Христа, а затем наклоняется так, чтобы рукой можно было достать до земли. Если на богослужении его благословляет священник, то должно совершить поясной поклон без крестного знамени.

Великий поклон означает, по толкованию свт. Василия Великого, наше падение в грех и восстание из него силой Христовой. Он совершается в будние дни, особенно во время Великого Поста. Творящий его, также перекрестившись, становится на колени и лбом касается земли. После этого он встает с колен. 20 правило I Вселенского Собора (и ряд других канонов) запрещает совершать земной поклон в воскресные дни (начиная с вечерни в субботу), и в период от Пасхи до Пятидесятницы. Церковный Устав распространяет это запрещение и на Великие Праздники. Причина этого в том, что в эти дни мы свидетельствуем, что мы стали через Святое Крещение сынами Бога (Гал.4,7), а сыновьям не подобает творить рабского поклонения. По этой же причине мы не совершаем земных поклонов во время пения молитвы Господней («Отче наш»). Но правило это касается только тех, кто не отлучен от Причастия. Последние, как находящиеся под церковным наказанием, должны земно кланяться во все дни, умоляя Бога о прощении.

 

СВЯТЫЕ ИКОНЫ

 

Для того чтобы нам быть собранными во время молитвы и не отвлекаться на создание собственных фантазий, Церковь предлагает нам молиться перед святыми иконами. Иконой (образом) называется священное изображение Бога, Богоматери, Ангела или святого, являющееся свидетельством действий Бога в мире и таинственным окном в духовный мир. Почитание святых икон, существовавшее в Церкви со времен св. Моисея (Исх.25,18), окончательно утверждено Отцами VII Вселенского Собора. По преданию, еще Господь Иисус Христос чудесно запечатлел изображение Своего Лица на полотенце и послал его Авгарю, царю Осроены (Эдессы). И царь, приложившись к этой святыне, получил исцеление от проказы. В катакомбах, где ранние христиане укрывались от гонений, мы видим множество священных изображений, подтверждающих апостольское происхождение иконопочитания. Даже в Помпее, погибшей под пеплом Везувия (79 г. по Р.Х.), найдены изображения креста и иконы. Множество чудес Господь явил нам через Свои иконы, показывая, что они угодны Ему.

Но, как уже говорилось, святые иконы мы почитаем не как Бога и не воздаем чести веществу изображения (дереву, краске, фотографии и т.д.), а почитаем Того, Кто изображен на образе. Как, выражая свою любовь, мы часто целуем фотографии любимых, так же, целуя иконы, воскуряя перед ними ладан, зажигая лампады и свечи, мы оказываем почитательное поклонение первообразу. Так же мы почитаем и слово Божие — Библию, целуя ее. Икона же — это Евангелие в красках. Ведь на ней изображены библейские события или евангельские добродетели, воплощенные в святых, жизни которых мы учимся подражать, смотря на их образы.

Великий пророк Исайя во время своего видения созерцал Бога, восседающего посреди пламенных Серафимов. Церковь дает нам возможность увидеть лик Творца. Да, Бог по природе Своей невидим и не изобразим, но со времени Боговоплощения Он стал изобразим по плоти.

Церковь потому предлагает для почитания христианам образы Бога, явившего Себя людям. Она благословляет четыре типа икон Бога: явление Господа Аврааму в виде Трех Ангелов (т.н. Ветхозаветная Троица); Крещение Христово на Иордане, где Отец голосом провозгласил Своего Сына, а Дух Святой явился в виде голубя; Преображение Господне, где Дух Святой опустился на Христа как облако славы, и, наконец, Пятидесятница — Сошествие на апостолов Утешителя Духа Святого в виде огненных языков.

Распространенные изображения Троицы в виде старца Отца, Христа и голубя («Новозаветная Троица» или «Отечество») противоречат догмату VII Вселенского Собора, и осуждены Большим Московским Собором 1666–1667 гг.

Господа Иисуса Христа, Бога Слова, ставшего плотью (Ин.1,14), Которого видели глаза апостолов и осязали их руки (1Ин.1,1–3), мы изображаем в разных видах: и Младенцем на руках у Матери, и Учащим народы, Распятым на Кресте, Воскресшим и Вознесшимся, Восседающим во славе Отца в День Суда. После Таинства Крещения и в 1 воскресенье Великого Поста мы все лобызаем Его икону вместе с образом Богородицы, делом показывая нашу веру в подлинность спасительного Боговоплощения, которым мы спасены.

Деву Марию мы изображаем на бесчисленных иконах как Ту, Которая является истинной Богородицей, по плоти родившей Того, Кто есть Вечный Бог. Она — высшая Ангелов небесных. Мы обращаемся к Ней как ближайшей Защитнице и Молитвеннице за нас перед Богом. На Кресте Христос усыновил нас Деве Марии, и христиане — Ее дети.

По преданию, первые иконы Богородицы написал ап. Лука. Она же, увидев первую из них, сказала:

— Благодать Сына Моего будет с этой иконой.

Также христиане изображают на иконах святых Ангелов — в том виде, в котором они многократно являлись людям. Эти иконы — древнейшие, ибо были еще в скинии Моисея и в храме Соломона.

После того как Христос спас нас своим Крестом и Воскресением и праведные люди стали подобны Ангелам (Лк.20,36), так что уже на земле у первомученика Стефана лицо было как лицо Ангела (Деян.6,15), это небесное сияние изображается на иконах в виде нимба (золотого круга вокруг головы), символизирующего то, что праведники будут сиять как солнце в царстве Отца (Мф.13,43) светом поселившегося в них Духа Святого.

Как в скинии Бог повелел изображать Ангелов, так теперь, в Новом Завете, Церковь наполнена образами святых угодников Божиих (т.е. тех, кто угодил Богу своей праведной жизнью), чтобы, взирая на конец их жизни, мы подражали их вере (Евр.13,7). Но почитания достойны только образы тех святых, чья святость подтверждена Церковью решением Собора епископов (это подтверждение называется канонизацией).

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных