Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ




 

В XIII–XIV веках Православная Церковь переживала тяжелые дни. Константинополь был захвачен римо-католиками, и хотя спустя шестьдесят лет город был освобожден, но от удара Византия так не и оправилась. Раздробленную Русь и Грузию захватили монголы. Казалось, что судьба Православия — превратиться в мелкую группу восточных сектантов. Но Бог изволил иначе. Он послал Церкви великих святых, благодаря которым настал невиданный расцвет Церкви.

В Византии святитель Григорий Палама и его ученики, которых часто называют исихастами (т.е. безмолвниками), отстояли от натиска западного гуманизма святоотеческое учение о соединении с Богом через нетварные силы Святой Троицы. Они учили, что свет Христа, явленный на Фаворе, — это собственное сияние Божества, и он доступен любому христианину. Для достижения его необходимо очищение сердца при помощи молитвы, соединяющей ум и сердце, и дела Божественной Любви. Поступающий так человек становится богом по благодати, и вечная жизнь Троицы поселяется в нем уже сейчас, достигая предела после конца мира. — Так человек обретает божественную цель своего бытия. Этим Церковь ответила на вызов Запада времен Возрождения, который утверждал автономность человека как норму его существования.

В России великое дело восстановления духовного состояния народа совершили ряд святых: это святители Московские Петр и Алексей и князья Александр Невский и Михаил Тверской.

Особое место принадлежит одному из самых почитаемых русских преподобных — Сергию Радонежскому (в Крещении — Варфоломей).

Вся жизнь возлюбившего Святую Троицу Сергия показывает действие Промысла в судьбе святых. Еще до рождения Господь указал его будущее тем, что младенец трижды прокричал из утробы матери. Ангел помог юному Варфоломею в обучении грамоте. Желание послужить Творцу привело его в глухой лес, где постриженный в монахи Сергий создал монастырь в честь Святой Троицы. Бесы часто нападали на него, но молитвой он победил их козни. Дух Божий привлекал к Сергию даже зверей — к нему часто приходил медведь, которого он кормил с рук.

Постепенно собралась братия, и преподобный стал игуменом монастыря. При этом смирение не покидало его души. Так, однажды, привлеченный славой святого, в монастырь пришел крестьянин, пожелавший его увидеть. Но когда ему показали святого, копавшего на огороде в грязном подряснике, он не поверил и решил, что над ним издеваются.

— Я пришел взглянуть на великого пророка, а вы показываете мне какого-то слугу! — возмущался крестьянин.

Сергий сам накормил недовольного в своей келии и сказал ему:

— Не печалься, друг. Отсюда никто еще не уходил печальным.

И в этот момент к монастырю подъехал князь, упавший перед святым на колени. Крестьянин был в ужасе, что он так сказал святому. Но тот утешил его и отпустил домой.

В другой раз в монастыре был голод. Преподобный подошел к одному из монахов и предложил ему пристроить к его келии сени. Когда постройка была закончена, то хозяин заплатил ему лукошком плесневелого хлеба. Но Сергий с благодарностью принял и эту «плату», впервые поев на закате солнца. Причем хлеб был столь испорченным, что изо рта выходил как бы дым от плесени.

Когда святитель Алексий захотел видеть святого своим преемником на кафедре, то Сергий наотрез отказался. Он сказал, что убежит, если его попытаются возвести на кафедру.

Такое смирение не осталось без Божьей награды. Господь дал святому множество духовных даров. По молитвам Сергия Бог извел источник воды для братии. Злой дух покинул бесноватого, когда его только подвели к Преподобному.

Однажды к Сергию некий отец нес своего умирающего сына. Но еще по дороге ребенок умер. Убитый горем отец пошел приготовить гроб, но святой, помолившись, воскресил отрока.

— Напрасно ты так печалишься, твой сын жив, — сказал Преподобный отцу. Но когда тот стал рассказывать всем о чуде, то Сергий запретил ему разглашать.

Кроме даров смирения и чудотворения, Троицкий игумен приносил Христову любовь окружающим. Он основывал новые монастыри, примирял князей, обличал обидчиков, и его трудами главным идеалом рождающейся России стала святость. По молитвам святого русские войска одержали великую победу на Куликовом поле. Сергий дал св. Димитрию Донскому двух монахов и благословил на ратный подвиг против захватчиков. А во время самого сражения 8 сентября 1380 года святой вместе с братией поминал тех воинов, которых убивали в это мгновенье за много километров от обители.

Господь удостоил Преподобного великих Откровений. Когда он пел акафист Богородице вместе со своим учеником Михеем, перед ним в небесной славе предстала Сама Богоматерь вместе с апостолами Петром и Иоанном.

— Я никогда не оставлю места сего, — пообещала ему Пречистая.

В другой раз во время ночной молитвы Сергий увидел в лучах божественного света множество птиц, возносящихся к небесам.

— Так умножится число учеников твоих, подобно сим птицам; и после тебя оно не оскудеет, если они станут следовать за тобой, — сказал небесный голос.

Преподобный очень любил совершать Литургию, и многие видели, что ему сослужили Ангелы. А незадолго до его кончины весь алтарь был охвачен небесным огнем, вошедшим в св. Чашу, из которой причастился Сергий.

Святой скончался в глубокой старости 25 октября 1392 года, причастившись святых Таин, и поручил своих учеников Богу и Пречистой Богоматери.

Ученики и друзья преподобного преобразили всю Россию. Они основали множество монастырей, и весть о Воскресшем Господе дошла и до языческих народов.

Так, друг преподобного, святитель Стефан Пермский, обратил в христианство зырян (коми). Все монастыри, основанные Сергием и его учениками, стали духовными столпами, на которые опирался русский народ, стремясь к Господу. И именно благодаря их трудам Православная Церковь поднялась из того пепла, в котором она оказалась в XIII веке. Дух Святой вновь показал Свою силу, в немощи совершающуюся.

 

Память преподобного Сергия совершается 25 сентября/8 октября и 5/18 июля.

Тропарь, глас 4:

Иже добродетелей подвижник, яко истинный воин Христа Бога, на страсти вельми подвизался еси в жизни временней, в пениих, бдениих же и пощениих образ быв твоим учеником, темже и вселися в тя Пресвятый Дух, Егоже действием светло украшен еси; но, яко имея дерзновение ко Святей Троице, поминай стадо, еже собрал еси, мудре, и не забуди, якоже обещался еси, посещая чад твоих, Сергие, преподобне отче наш.

Кондак, глас 8:

Христовою любовию уязвився, преподобне, и Тому невозвратным желанием последовав, всякое наслаждение плотское возненавидел еси и, яко солнце, Отечеству твоему возсиял еси; тем и Христос даром чудес обогати тя. Поминай нас, чтущих пресветлую память твою, да зовем ти: радуйся, Сергие богомудре.

 

ПОЯВЛЕНИЕ ПРОТЕСТАНТИЗМА

 

По мере того, как Римская церковь все больше изменяла Божественное Откровение, на Западе все сильнее проявлялось недовольство и властолюбием пап, и явным нарушением заповедей Господа. А кроме того, многие люди, не находя действия Духа Святого в своем еретическом сообществе, искали откровения тайн вне христианства. Множество людей увлеклось магией и гностическими ересями, с которыми Церковь справилась еще в начале своей истории. В результате этих факторов Римская церковь была расколота протестантской реформацией, начатой Мартином Лютером в 1517 году.

Протестанты выступили сперва против ересей Рима, таких как продажа индульгенций, первенство пап и их светская власть. Но вместо того, чтобы возвратиться к Православной Церкви, они решили «воссоздать Церковь апостолов». Эта гордая мысль привела к тому, что они отвергли большую часть предания Церкви, провозгласив лозунг «только Писание». Они стали учить, будто для спасения достаточно одной веры во Христа и не нужно никаких добрых дел.

Они потеряли апостольское преемство и поэтому отвергли практически все Таинства, утратив самую суть Евангелия. Лишившись всякого критерия понимания Библии, протестанты тотчас раскололись на множество сект.

Появившиеся секты тотчас вступили в ожесточенные войны между собой и с римо-католиками. Из первоначальных протестантов до сих пор крупнейшими движениями являются лютеране, кальвинисты (верящие, будто Бог изначально предназначил одних к гибели, а других к спасению) и англикане. От этих первых движений откололись баптисты, методисты и другие секты. Сектами третьего поколения являются адвентисты седьмого дня (основанные на лжепророчествах Мюллера и Е. Уайт), пятидесятники и свидетели Иеговы.

Чем дальше дробились протестанты, тем дальше они уходили от апостольской веры, так что многие из этих движений нельзя назвать христианскими даже условно. Да и первоначальные протестанты все дальше уходят от Бога. Они уже фактически отвергли Библию, приняв так называемую «библейскую критику», разорвавшую Писание на мелкие части, примирились с теорией эволюции, отвергшей Бога Творца, признали страшные содомские грехи. И падение их все продолжается. Но при этом сектанты упорно пытаются навязать свое учение православным, губя неутвержденные в Откровении души.

 

ЦЕРКОВЬ ПОД ВЛАСТЬЮ ИСЛАМА

 

29 мая 1453 года орды турок-мусульман захватили Константинополь и уничтожили Восточную Римскую империю (Византию). Так Бог наказал тех, кто пытался спасти свою страну ценой веры. — Византия в 1441 году приняла Флорентийскую унию с Римом, отрекшись от Православия. Лишь свт. Марк Эфесский отстаивал верность апостольскому преданию. Сразу после падения Константинополя Церковь отказалась от ереси, но состояние ее было крайне тяжелым. Большая часть православных оказалась под властью турок, воспринимавших христиан как скот (райя), лишенный почти всех прав. Были разрушены все школы, патриархи сменялись по желанию султана, все более или менее талантливые люди истреблялись или бежали на запад. Христиане должны были платить огромные налог и отдавать своих детей в янычары, где тех насильно делали мусульманами.

Но и в это время Церковь продолжала свою спасительную миссию. Множество мучеников просияло в Турецкой империи, во время многовековых гонений. Воспользовавшись слабостью Православия, западные еретики (и римо-католики, и протестанты) пытались при помощи обмана и подкупа совратить христиан. Но Церковь противостала этому на соборах XV–XVII веков. Были осуждены как заблуждения католичества (в 1484 г.), так и протестантские измышления (соборы 1640, 1642, 1672 гг.).

В XVIII веке начинается великое возрождение Православия. Св. Косма Этолийский ходил по городам и деревням Греции и Албании и обращал многих ко Христу. Он творил множество чудес и пророчествовал. Его подвиг вызвал ненависть иудеев и мусульман, и св. Косма удостоился мученического венца. Одновременно на св. горе Афон началось возрождение монашества. Прп. Никодим Святогорец вместе со своими друзьями восстановил практику частого причащения св. Таин и составил сборник святоотеческих творений «Добротолюбие», по которому православные и доныне учатся восхождению на небеса. Этот труд привел к тому, что православные стали подниматься с колен, и в XIX веке при помощи России ряд стран сбросили с себя турецкое иго.

 

СТАРООБРЯДЧЕСКИЙ РАСКОЛ

 

В то время как Восточные Церкви стенали под гнетом ислама, Россия, освободившаяся от татаро-монголов, осталась единственным независимым православным государством. В результате временного отпадения Константинополя в ересь Русская Церковь стала независимой (в 1448 году). Многие русские стали считать, что неискаженное Православие сохранилось только у них, и гордо относились к страдающим братьям православного Востока. Эта надменность и привела к появлению старообрядческого раскола.

Поводом к нему послужил спор вокруг исправления богослужебных книг. До изобретения книгопечатания книги переписывались от руки, и в результате в них вкралось множество ошибок. Когда богослужебные тексты стали печататься, возникла нужда в единообразии всех текстов. Но оказалось, что выбрать правильный вариант очень сложно.

Патриарх Никон (1652–1666) решил осуществить новый перевод богослужения с греческого текста, отражавшего современную ему практику Восточных Церквей. Этот перевод был одобрен соборами, но нашлись недовольные. Еще ранее при патриаршем дворе действовал кружок ревнителей, желавших реформировать Церковь, с тем чтобы оторвать ее от Вселенского Православия. Именно они заявили, что вера гибнет из-за греков. Они сказали, что недопустимо менять русские богослужебные обычаи (крестное знамение двумя пальцами и некоторые другие), ибо так, якобы, гибнет вера.

И когда Церковь одобрила изменения практики, они организовали раскол. Раскольники кричали, что в церквах воссел антихрист, в святой Чаше — не Тело Господа, а сатана. Они организовывали возмущения и призывали государство расправиться с патриархом и всеми сторонниками церковного порядка. А когда царь не встал на их сторону, то антихристом был объявлен не только патриарх Никон, но и царь. В результате такой агитации государство стало преследовать раскольников, называвших себя старообрядцами или староверами.

Большой Московский Собор 1666–1667 гг. снял патриарха Никона, но при этом одобрил его реформы. Раскольников призвали к покаянию. Часть старообрядцев покаялись и воссоединились с Церковью, но оставшиеся упорствовали и были отлучены.

В ответ на многочисленные мятежи, организованные старообрядцами, а также для предотвращения проповеди ритуального самоубийства (в огне самосожжений погибло более 20000 человек) государство начало преследование раскольников. Те ожесточились и возненавидели и Россию, и Православную церковь.

Отпав от благодати, старообрядцы потеряли священство. Ни один епископ не ушел вместе с ними в раскол, и в результате они лишились возможности участвовать в Таинствах.

Для решения этой проблемы раскольники выбрали два пути. Одни старообрадцы (беспоповцы) заявили, что священства на земле больше нет. Их сообщество превратилось в разновидность протестантского. Другие сманивали за деньги запрещенных в служении или сбежавших от наказания священников, и, перемазав их миром, принимали от них обряды. Они стали называться беглопоповцами. В XIX веке часть беглопоповцев сманила греческого митрополита и от него одного «восстановила» иерархию, что противоречит 1 правилу свв. апостолов. А в XX веке другие беглопоповцы сманили двух отколовшихся от Православия епископов. Так возникли две основных лжеиерархии староверов. А вообще староверие раскололось более чем на 800 сект.

Русская Церковь многократно пыталась возвратить раскольников, но те не желали идти ни на какие компромиссы. Хотя сейчас христиане могут пользоваться старыми книгами, старообрядцы до сих пор упорствуют в своих заблуждениях.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных