ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ПОКРОВ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
В начале X века Константинополю постоянно угрожали враги — и мусульмане, и язычники славяне. Поэтому однажды горожане собрались во Влахернском храме и совершали ночное богослужение. На нем молился и великий святой того времени, блаженный Андрей, Христа ради юродивый (память его — 2/15 октября). Он обладал пророческим даром и, чтобы скрыться от славы, выдавал себя за сумасшедшего. И вот, внезапно, во время Божественной службы Андрей вместе со своим учеником Епифанием увидели Богородицу. Она шла, сверкая небесным сиянием, окруженная ангелами и святыми, вместе с Иоанном Крестителем и Иоанном Богословом, направляясь к алтарю. — Видишь ли ты Госпожу и Владычицу мира? — спросил Андрей Епифания. — Да, отец мой духовный, — ответил тот. Между тем Богородица преклонила колени перед Сыном Своим и просила спасти христиан. Затем Она сняла с головы своей покрывало (покров), сверкающий небесным светом и по цвету похожий на янтарь, и покрыла им всех молящихся, защищая их от гнева Божия. И город был спасен от нашествия варваров.
В воспоминание этого явления Русская Церковь установила праздник Покрова Пресвятой Богородицы 1/14 октября. Мы просим, чтобы как Богородица покрыла своим покровом христиан Константинополя, так и нас Она защитила Своими молитвами от всех врагов — как видимых, так и невидимых. Тропарь, глас 4: Днесь, благовернии людие, светло празднуем, осеняеми Твоим, Богомати, пришествием, и к Твоему взирающе пречистому образу, умильно глаголем: покрый нас честным Твоим Покровом и избави нас от всякаго зла, молящи Сына Твоего, Христа Бога нашего, спасти души наша. Кондак, глас 3: Дева днесь предстоит в церкви и с лики святых невидимо за ны молится Богу, ангели со архиереи покланяются, апостоли же со пророки ликовствуют: нас бо ради молит Богородица Превечнаго Бога. Величание: Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим Покров Твой честный: Тя бо виде святый Андрей на воздусе, за ны Христу молящуюся.
КРЕЩЕНИЕ РУСИ
До конца I тысячелетия после пришествия Господа Россия оставалась во мраке язычества. Славяне кланялись демонам и истуканам, забыв о Творце. Но Бог вспомнил о нас и послал нам великих святых — Кирилла и Мефодия, составивших в Моравии славянскую азбуку и переведших слово Божие и богослужение на наш язык. С этого началось обращение ко Христу славян. Сначала приняли христианство чехи, затем болгары, сербы, поляки. Наконец пришло время и русских. Первой к Христу обратилась св. княгиня Ольга, которая приняла Крещение в Константинополе. До принятия христианства она была жестокой и мстительной, а крестившись, прославилась милостыней и проповедью Христа. Ее внук, великий князь Владимир, крестил Русь. Вырос он ярым язычником, убийцей, имевшим множество жен. Князь убил даже первых русских мучеников — Иоанна и Феодора. Но проповедь мудрого философа, говорившего о Страшном Суде, заставила его задуматься. Тогда Владимир решил послать посольство в разные страны, чтобы узнать, какая вера лучше. Возвратившись, послы рассказали о том, как они были в храме св. Софии и не знали, где они — на небе или на земле. Бог с православными — сказали они. Бог просветил духовные очи князя, и Владимир принял святое Крещение. 1 августа 988 года по его просьбе все жители Киева пришли к Днепру и приняли святую веру. С этого началось Крещение Руси. Не везде оно проходило гладко. Иногда служители сатаны пытались предотвратить его, но князь и его преемники побеждали сопротивление врага. Сам Владимир удивительно преобразился после священных вод. Он стал милостивым князем, не желавшим казнить даже разбойников. Он отличался особой милостью к бедным. Так в праздники князь кормил всех нищих, а тем, кто стеснялся прийти, посылал пищу домой. По его повелению открывались школы, строились храмы, основывались монастыри. Так языческая страна постепенно становилась Святой Русью, идеалом которой стала святость. Вскоре после блаженной кончины св. равноап. Владимира Русская Церковь принесла обильные плоды Христу. Сыновья крестителя Руси, Борис и Глеб, пошли на смерть, лишь бы не обагрить своих рук братской кровью. А меньше века спустя после Крещения около Киева повелением Божией Матери была создана преподобными Антонием и Феодосием Киево-Печерская Лавра, ставшая духовным центром нашей Церкви.
15/29 июля память святого равноапостольного князя Владимира.
Тропарь, глас 4: Уподобился еси купцу, ищущему добраго бисера, славнодержавный Владимире, на высоте стола седя матере градов, богоспасаемаго Киева: испытуя же и посылая к царскому граду уведети православную веру, обрел еси безценный бисер — Христа, избравшаго тя, яко втораго Павла, и оттрясшаго слепоту во святей купели, душевную вкупе и телесную. Темже празднуем твое успение, людие твои сущее, моли спастися державы твоея Российския начальником и христолюбивому православному народу. Кондак, глас 8: Подобствовав великому апостолу Павлу, в сединах, всеславне Владимире, вся яко младенческая мудрования, яже о идолех тщания, оставль, яко муж совершенный, украсился еси божественнаго крещения багряницею, и ныне, Спасу Христу в веселии предстоя, моли спастися державы Российския начальником и множеству владомых. Величание: Величаем тя, святый равноапостольный княже Владимире, и чтим святую память твою, идолы поправшаго и всю Российскую землю святым крещением просветившаго.
ОТПАДЕНИЕ РИМСКОЙ ЦЕРКВИ
Враг рода человеческого, дьявол, не желал видеть, как Церковь Христова стремительно сокрушает его власть среди народов и побеждает все ереси. Он задумал погубить первую из Церквей мира, подобно тому, как и он сам пал, быв прежде первым из ангелов. Для этого он воздвиг на Западе ересь против Святого Духа и низверг в бездну гордыни римского епископа. Еще в VI веке в Испании в целях борьбы с арианством в Символ веры было введено добавление — «веруем в Духа Святого… от Отца и Сына исходящего». Это утверждение, на латыни «Филиокве» (и от Сына), добавленное вопреки соборному запрету изменения Символа веры, и стало главной причиной отпадения Запада. Многие богословы того времени понимали эти слова православно — что Дух Святой имеет бытие только от Отца, как об этом говорит Сам Господь (Ин.15,26), а в мир исходит от Сына, как источника благодати. Но в IX веке возникла большая богословская школа, учившая, что Дух Святой имеет бытие от Отца и Сына, как от одного Начала. Этим унижалось Третье Лицо Троицы и провозглашалось смешение благодати и Того, Кто ее подает. Еретики стали учить, что Бог не имеет нетварных сил, подаваемых творению, а сама благодать — некое высшее творение. Этим была уничтожена надежда христиан на обожение как соединение с Самим Богом по благодати. Человек становился независимым от Творца существом. Вселенская Церковь быстро отреагировала на это заблуждение. Свт. Фотий Константинопольский осудил эту ересь. А в 881 году на Большом Софийском Соборе представители всех Церквей вместе с Римским папой Иоанном запретили искажать Символ веры. До XI века Церкви хранили единое учение. Но ересь не была разгромлена. Ее сторонники задумали осуществить реформу Западной Церкви. Они учили об абсолютной власти папы над Церковью и изменили Литургию. Под влиянием реформаторов германский император захватил Рим и поставил еретичествующего папу, который впервые в 1014 году ввел искаженный символ в Риме. С этого момента началось разделение Церквей. Западная Церковь стала служить на опресноках (бездрожжевом хлебе), потому что реформаторы не верили, что Тело Христово после Его смерти было животворящим. В 1054 году произошел окончательный раскол между вселенской Церковью и Западом. Кардинал Гумберт от лица папы Льва IX отлучил патриарха Константинополя Михаила, а Константинопольский Собор отлучил от Церкви кардинала. Так началось прискорбное разделение, продолжающееся еще и сейчас. Римская церковь был реформирована по желанию еретиков. Папа стал почитаться как глава всей Церкви. Он потребовал себе всю полноту и государственной власти. Позже Римская церковь объявила, что папа не может ошибаться в учении о делах веры и нравственности, когда учит с кафедры. Так человек объявил себя равным Богу. Гордость охватила первого епископа мира. Начав изменять Предание Церкви, римо-католики не могли остановиться. Они ввели новые догматы: о чистилище, в котором якобы человек расплачивается за неискупленные грехи; о том, что Богородица рождена без первородного греха; о сверхдолжных заслугах святых, не нужных им для спасения, которые передаются в папскую сокровищницу и оттуда раздаются тем, у кого добрых дел мало (так появились индульгенции). Были измены последования всех Таинств. — Крестить стали окроплением, а не обливанием, как повелели апостолы, миропомазывать — только в юношеском возрасте, поэтому лишили детей благодати Святого Духа и Причастия. Литургия стала совершаться на пресном хлебе, и мирян стали причащать только под видом хлеба, вопреки прямым словам Господа: «пейте от нее все» (Мф.26,27). Также введены были многие другие искажения апостольской практики и вероучения. Поскольку существование Православной Церкви было живым укором для их нововведений, римо-католики начали агрессию против своих братьев. Это были и прямые войны, когда римляне захватили Константинополь и большую часть восточной Европы, принуждая православных принимать свою ересь. Это были и попытки при помощи ложных уний (объединений) присоединить к себе православных. Многие мученики, чья кровь была пролита не язычниками, а бывшими братьями, засияли на небесной тверди. Но пусть Господь даст Римской Церкви покаяние, чтобы она вернулась к непогрешимой апостольской вере, от которой она отпала.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|