Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Психологическая готовность к обучению в школе у детей с нормальным психическим развитием




 

По предложению исследователя Л.И. Божович, психологическая зрелость характеризуется двумя аспектами: личностной и интеллектуальной готовности к школе.

Личностная готовность зависит от умения общаться и развиваться в детском коллективе: в этом плане быстрее адаптируются выпускники детских садов, чем дети, воспитанные в домашних условиях. Формирование у ребенка готовности принять новую «социальную позицию» является важной структурой в эмоциональной сфере развития. Дети становятся школьниками, и поэтому их личностная готовность проявляется в индивидуальном отношении к школе, к учебной деятельности, к педагогам, к самому себе. У шестилетних - семилетних детей присутствует мерцающий характер познавательной активности, даже у тех детей, которые готовы к школьному образованию и показавших нормальный уровень развития интеллектуальных и речевых способностей. Во время занятий в детском саду или в домашних условиях они часто проявляют пассивность. При включении игровых ситуаций или определенной игры они показывают высокий уровень познавательной деятельности. Игровая познавательная активность сопровождает детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, так как она для них представляет интерес. Данный критический период развития личности ребенка характеризуется новыми взаимоотношениями с миром взрослых. Наступает период делового сотрудничества, которое предполагает, что у дошкольников хорошо развито умение слышать и слушать, четко выполнять инструкции педагога по выполнения задания, анализировать прочитанное. Дети 6-7 лет не могут одинаково выполнять задания и инструкции педагога, так как по социальной ситуации развития они делятся на несколько типов: учебной тип дошкольника, дошкольный тип, предучебный тип, псевдоучебный тип [36, с.99].

Дети 6-7 лет хотят в школу, потому что она их привлекает основной деятельностью – учением, то есть умением писать, читать – они мечтают быстрее освоить азы грамотности и стать взрослыми. Их привлекают не только учебные обучающие игры: быть школьником – это для них новая ступенька самостоятельных действий. Они начинают понимать, что учеба в школе – это важная деятельность. Если дошкольники интеллектуально развиты, но не имеют навыков коммуникативного развития, то им будет очень сложно пройти адаптационный период. Осознанное отношение к школе формируется под влиянием способов подачи информации о школьных особенностях.

Необходимо отметить, что психология развития личности ребенка шести лет и семи лет различна. Дети-шестилетки по уровню своего психического развития остаются дошкольниками, а не школьниками. Это связано с тем, что у них преобладает непроизвольная память: они запоминают только то, что интересно. Познавательные мотивы, характерные современным задачам обучения, неустойчивы и ситуативны, поэтому сохраняются во время занятий только благодаря усилиям педагога. Чаще всего у этих дошкольников завышена самооценка: они не понимают педагогической оценки. Если педагог говорит о неправильности или неточности выполнения задания, то они воспринимают это как фразу «Ты плохой». Эмоциональное состояние отражается на всех видах деятельности, на коммуникации, на их поведении. Механизм регуляции деятельности у детей этого возраста еще не сформирован, поэтому социальные нормы и правила соблюдать они не могут. Их чрезмерная активность быстро проходит, так как они не терпят авторитарный стиль общения, их не устраивает строго регламентированное общение. Познавательны в этом направлении исследования и выводы ученого Д.Б. Эльконина: он доказал, что в условиях регламентированного общения быстро «формируется умение подчиняться всем правилам поведения, но при этом у шестилетних детей формируется чувство страха их нарушить. Дети становятся тревожными, у них снижается эмоциональный комфорт – они чувствуют себя неуютно, даже в детской среде» [23, с.236].

Личностная готовность к школе определяется также конкретным отношением к себе. Учебная деятельность предполагает сознательное и адекватное отношение к своим способностям, талантам, результатам труда. Правильная самооценка показывает уровень готовности к школе, если самооценка завышена – ребенок еще не готов к образовательному процессу. Личностную готовность к школе обычно проверяют по работе ребенка в группе, по его умению выбрать вид деятельности, например, прослушивание сказки или игра, коллективная игра или игра в одиночку. При индивидуальной беседе психолог выясняет уровень сформированности мотивационной сферы и развитие сферы произвольности. Для этого существуют различные методики и технологические приемы: ориентационный тест школьной зрелости Керна-Йирасека, методика Н.И. Гудкиной «Домики», методики Д.Б. Эльконина – А.Л. Венгера «Графический диктант», «Образец и правило».

Интеллектуальная готовность к школьному обучению. В педагогике и психологии прошлого века под интеллектуальной готовностью к школе подразумевались умственные способности детей, хотя и сегодня большинство педагогов и родителей эти компоненты ставят на первое место. Информативный мир наших детей многогранен, их словарный запас пополняется постоянно, но их мыслительная деятельность развивается медленными темпами, так как это связано с психическими особенностями и мотивационной сферой развития. Интеллектуальная готовность к школьному обучению имеет несколько критерий: уровень развития памяти – механической и опосредованной, уровень умственного развития, логическая форма мышления (наглядно-образное мышление). На основе этих компонентов развивается практическая деятельность дошкольников 6-7 лет. Чаще всего у детей развито образное мышление, но для школьной учебной деятельности детям необходимо обладать наглядно-действенным и наглядно-образным мышлением. Эти мыслительные процессы формируют у дошкольников необходимые умения для высокого уровня обучаемости. Каждый мыслительный процесс имеет свои критерии и навыки [1, с.124]:

Уровень развития мышления включает компоненты: процесс счета, знание последовательности чисел, понятие множества, аналогии, различие цвета и формы предмета, хорошо развитая моторика руки.

Уровень развития речи направлен на умения составлять рассказ по картинке, правильно его проговаривать, правильно строить предложения.

Кроме этих компонентов дети должны обладать умениями объяснять основные понятия окружающего мира, ориентироваться в малом пространстве, распознавать предметы по основным признакам, уметь работать с карандашом. У будущих первоклассников на должном уровне должна быть сформирована волевая и мотивационная готовность к школе. Эти факторы эмоциональной сферы способствуют выполнению школьного режима, программ по всем предметам, требований педагогов. Дошкольники 6-7 лет должны выполнять основные элементы волевого усилия: ставить цель, принимать решение, намечать план действий и выполнять его, преодолевать препятствия и трудности, оценивать свою деятельность. Игровая мотивация, особенно командная или игры с правилами, способствуют формированию этих качеств. В формировании воли, волевых качеств ребенка данного возраста имеют значение мотивы достижения цели. Принимать трудности и пытаться их преодолеть помогают развивать дисциплинированность, организованность, активность, восприимчивость требований взрослых [12, с.73].

Следовательно, чтобы ребенок был готов к школьному обучению, необходимо при формировании психологической готовности сочетать игровую, продуктивную и учебную деятельность, отрабатывать навыки положительного эмоционального отношения к занятиям с соблюдением определенного времени. Педагогам и родителям надо использовать сочетание школьных и дошкольных методов в развитии и формировании шестилетних и семилетних детей. Одновременно с этим необходимо учитывать индивидуальные психологические и психические особенности дошкольников [9, с.25].

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных