Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Описание объекта и процедуры исследования




 

Исследование психологической готовности к школе проходило в Государственном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детский сад комбинированного вида Выборгского района Санкт-Петербурга. Объектами исследования являются дошкольники в возрасте 6 – 7 лет. Всего испытуемых 40 человек: из них 17 девочек и 23 мальчика. Было сформировано две группы: экспериментальная и контрольная. В экспериментальную группу вошли дети с задержкой психического развития в количестве 20 человек, из которых 12 мальчиков и 8 девочек. В контрольную группу вошли дети с развитием в норме в количестве 20 человек, из них 11 мальчиков и 9 девочек.

Характеристика детей с отклонениями в развитии представлена в таблице 1. Соматическое состояние ребенка определялось как удовлетворительное на момент проведения психологической диагностики. Социальные условия в семье оценивали как хорошие при достаточном материальном достатке семьи, достаточном внимании к ребенку, отсутствии стрессов для ребенка в семье (в виде агрессии членов семьи друг к другу, алкоголизма в семье). Условия оценивались как удовлетворительные при незначительных проблемах (например, у матери недостаточно времени для ребенка из-за работы, процесс развода, воспитание у бабушки, когда мать работает и тому подобное). Условия оценивались как неудовлетворительные при значительных проблемах (алкоголизм родителей, агрессия в семье, материальный недостаток в семье, что отражается на психическом состоянии ребенка). Социальные условия в семье оценивались с помощью наблюдения и в результате беседы с воспитателями.

Таблица 1

Характеристика детей с задержкой психического развития

№ п/п Имя Пол Возраст Диагноз Соматическое состояние Соц. условия в семье
1. Артемий М 6,8 ЗПР церебр-орг. генеза Удов. Удов.
2. Миша М 6,5 ЗПР конститут. генеза Удов. Хор.
3. Даня М 6,3 ЗПР конститут. генеза Удов. Удов.
4. Саша М 6,5 ЗПР церебр-орг. генеза Удов. Удов.
5. Даша Ж 7,0 ЗПР конститут. генеза Удов. Удов.
6. Тимоша М 6,6 ЗПР конститут. генеза Удов. Хор.
7. Даша Ж 6,7 ЗПР сомат. генеза Удов. Хор.
8. Егор М 6,3 ЗПР психог. генеза Удов. Удов.
9. Леша М 6,5 ЗПР сомат. генеза Удов. Хор.
10. Андрей М 6,6 ЗПР церебр-орг. генеза Удов. Хор.
  Елена Ж. 6,6 ЗПР церебр-орг. генеза Удов. Хор.
  Ирина Ж. 6,4 ЗПР церебр-орг. генеза Удов. Удов.
  Игорь М 6,7 ЗПР церебр-орг. генеза Удов. Хор.
  Анна Ж. 6,3 ЗПР психог. генеза Удов. Удов.
  Наташа Ж. 6,5 ЗПР конститут. генеза Удов. Удов.
  Люция Ж. 6,4 ЗПР сомат. генеза Удов. Хор.
  Таня Ж. 6,8 ЗПР сомат. генеза Удов. Хор.
  Роман М 6,5 ЗПР церебр-орг. генеза Удов. Хор.
  Виктор М 6,5 ЗПР конститут. генеза Удов. Удов.
  Стас М 6,8 ЗПР сомат. генеза Удов. Хор.

Испытуемые имеют разный уровень подготовки к школе, так как несколько детей пришли в дошкольное образовательное учреждение год назад, их интеллектуальное и личностное развитие отличается от детей, посещающих исследуемую группу с трех лет. Их эмоциональное состояние нестабильно, многие из этих детей замкнуты и неразговорчивы.

Соматическое состояние детей, принявших участие в исследовании – удовлетворительное. Социальные условия семей у детей – хорошие или удовлетворительные. Неудовлетворительных условий в социально-психологическом плане в семье не наблюдается. У всех детей вполне нормальное материальное положение в семье и достаточное время родители уделяют детям с задержкой психического развития.

Дошкольники второй группы посещают детский сад с трех лет, отклонений в развитии психических феноменов у них не наблюдается. Социальные условия в семье удовлетворительные, все дети являются единственными в семье.

Целью диагностики стало выявление психологической готовности к школе детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития и детей в норме.

Гипотеза исследования: психологическая готовность к обучению в школе старших дошкольников с задержкой психического развития находится на более низком уровне по сравнению с нормально развивающимися сверстниками, в частности, более снижены показатели интеллектуальной готовности, такие как: уровень развития невербального интеллекта и вербального интеллекта, концентрация внимания, зрительная память, а также показатели мотивационной готовности к школе и самоконтроля.

Для повышения уровня психологической готовности к школе необходимо соблюдать следующие условия:

- воспринимать и понимать ребенка со всеми его отклонениями и особенностями развития;

- создать специальные условия для жизнедеятельности и психологической коррекции всех психических феноменов и личностных качеств каждого дошкольника в условиях развивающей среды через игровую познавательную деятельность;

- образовательный процесс организовать с учетом психологических особенностей развития детей с задержкой психического развития, на основе личностно-ориентированного и игрового методов обучения.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных