Описание объекта и процедуры исследования
Исследование психологической готовности к школе проходило в Государственном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детский сад комбинированного вида Выборгского района Санкт-Петербурга. Объектами исследования являются дошкольники в возрасте 6 – 7 лет. Всего испытуемых 40 человек: из них 17 девочек и 23 мальчика. Было сформировано две группы: экспериментальная и контрольная. В экспериментальную группу вошли дети с задержкой психического развития в количестве 20 человек, из которых 12 мальчиков и 8 девочек. В контрольную группу вошли дети с развитием в норме в количестве 20 человек, из них 11 мальчиков и 9 девочек.
Характеристика детей с отклонениями в развитии представлена в таблице 1. Соматическое состояние ребенка определялось как удовлетворительное на момент проведения психологической диагностики. Социальные условия в семье оценивали как хорошие при достаточном материальном достатке семьи, достаточном внимании к ребенку, отсутствии стрессов для ребенка в семье (в виде агрессии членов семьи друг к другу, алкоголизма в семье). Условия оценивались как удовлетворительные при незначительных проблемах (например, у матери недостаточно времени для ребенка из-за работы, процесс развода, воспитание у бабушки, когда мать работает и тому подобное). Условия оценивались как неудовлетворительные при значительных проблемах (алкоголизм родителей, агрессия в семье, материальный недостаток в семье, что отражается на психическом состоянии ребенка). Социальные условия в семье оценивались с помощью наблюдения и в результате беседы с воспитателями.
Таблица 1
Характеристика детей с задержкой психического развития
№ п/п
| Имя
| Пол
| Возраст
| Диагноз
| Соматическое состояние
| Соц. условия в семье
| 1.
| Артемий
| М
| 6,8
| ЗПР церебр-орг. генеза
| Удов.
| Удов.
| 2.
| Миша
| М
| 6,5
| ЗПР конститут. генеза
| Удов.
| Хор.
| 3.
| Даня
| М
| 6,3
| ЗПР конститут. генеза
| Удов.
| Удов.
| 4.
| Саша
| М
| 6,5
| ЗПР церебр-орг. генеза
| Удов.
| Удов.
| 5.
| Даша
| Ж
| 7,0
| ЗПР конститут. генеза
| Удов.
| Удов.
| 6.
| Тимоша
| М
| 6,6
| ЗПР конститут. генеза
| Удов.
| Хор.
| 7.
| Даша
| Ж
| 6,7
| ЗПР сомат. генеза
| Удов.
| Хор.
| 8.
| Егор
| М
| 6,3
| ЗПР психог. генеза
| Удов.
| Удов.
| 9.
| Леша
| М
| 6,5
| ЗПР сомат. генеза
| Удов.
| Хор.
| 10.
| Андрей
| М
| 6,6
| ЗПР церебр-орг. генеза
| Удов.
| Хор.
|
| Елена
| Ж.
| 6,6
| ЗПР церебр-орг. генеза
| Удов.
| Хор.
|
| Ирина
| Ж.
| 6,4
| ЗПР церебр-орг. генеза
| Удов.
| Удов.
|
| Игорь
| М
| 6,7
| ЗПР церебр-орг. генеза
| Удов.
| Хор.
|
| Анна
| Ж.
| 6,3
| ЗПР психог. генеза
| Удов.
| Удов.
|
| Наташа
| Ж.
| 6,5
| ЗПР конститут. генеза
| Удов.
| Удов.
|
| Люция
| Ж.
| 6,4
| ЗПР сомат. генеза
| Удов.
| Хор.
|
| Таня
| Ж.
| 6,8
| ЗПР сомат. генеза
| Удов.
| Хор.
|
| Роман
| М
| 6,5
| ЗПР церебр-орг. генеза
| Удов.
| Хор.
|
| Виктор
| М
| 6,5
| ЗПР конститут. генеза
| Удов.
| Удов.
|
| Стас
| М
| 6,8
| ЗПР сомат. генеза
| Удов.
| Хор.
| Испытуемые имеют разный уровень подготовки к школе, так как несколько детей пришли в дошкольное образовательное учреждение год назад, их интеллектуальное и личностное развитие отличается от детей, посещающих исследуемую группу с трех лет. Их эмоциональное состояние нестабильно, многие из этих детей замкнуты и неразговорчивы.
Соматическое состояние детей, принявших участие в исследовании – удовлетворительное. Социальные условия семей у детей – хорошие или удовлетворительные. Неудовлетворительных условий в социально-психологическом плане в семье не наблюдается. У всех детей вполне нормальное материальное положение в семье и достаточное время родители уделяют детям с задержкой психического развития.
Дошкольники второй группы посещают детский сад с трех лет, отклонений в развитии психических феноменов у них не наблюдается. Социальные условия в семье удовлетворительные, все дети являются единственными в семье.
Целью диагностики стало выявление психологической готовности к школе детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития и детей в норме.
Гипотеза исследования: психологическая готовность к обучению в школе старших дошкольников с задержкой психического развития находится на более низком уровне по сравнению с нормально развивающимися сверстниками, в частности, более снижены показатели интеллектуальной готовности, такие как: уровень развития невербального интеллекта и вербального интеллекта, концентрация внимания, зрительная память, а также показатели мотивационной готовности к школе и самоконтроля.
Для повышения уровня психологической готовности к школе необходимо соблюдать следующие условия:
- воспринимать и понимать ребенка со всеми его отклонениями и особенностями развития;
- создать специальные условия для жизнедеятельности и психологической коррекции всех психических феноменов и личностных качеств каждого дошкольника в условиях развивающей среды через игровую познавательную деятельность;
- образовательный процесс организовать с учетом психологических особенностей развития детей с задержкой психического развития, на основе личностно-ориентированного и игрового методов обучения.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|