Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






СТАНОВЛЕНИЕ ФЕОДАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ




Л.Е. КЕРТМАН

 


ГЕОГРАФИЯ ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА

АНГЛИИ

ИЗДАНИЕ ВТОРОЕ, ПЕРЕРАБОТАННОЕ

ДОПУЩЕНО

МИНИСТЕРСТВОМ ВЫСШЕГО

И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ СССР

В КАЧЕСТВЕ УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ

ДЛЯ ВУЗОВ

 

V

МОСКВА

ВЫСШАЯ ШКОЛА 1979


ББК 63.3(0) К 36

Рецензенты:

кафедра новой и новейшей истории Ленинградского государст­венного университета им. А. А. Жданова

Кертман Л. Е.

К 36 География, история и культура Англии: Учеб. посо­бие. — 2-е изд., перераб.— М.: Высш. школа, 1979.— 384 е., ил.

В пер.: 1 р. 30 к.

Во втором, переработанном, издании пособия излагается геогра­фия Англии, ее история и культура с древнейших времен до наших дней.

Значительное внимание уделяется вопросам рабочего движения, истории социалистических идей и организаций; прослеживается зарож­дение и развитие социалистической культуры в Англии.

10605-400 „ _ _............................................... 9(М)

2—79 0506000000

001(01)—79 ББК 63.3(0)

Лев Ефимович Кертман

ГЕОГРАФИЯ, ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА АНГЛИИ

Редактор И. Н. Матвеева Художественный редактор Т. А. Коленкова Художник Н. А. Седельников Технический редактор 3. В. Нуждина Корректор Е. К. Штурм

ИБ № 1601

Изд. № Ист—204. Сдано в набор 15.02.79. Подп. в печать 28.08.79.

А—11474. Формат 60X90'/ie. Бум. тип. № 2. Гарнитура обыкновенно-но­вая. Печать высокая. Объем 24 усл. печ. л. 25,76 уч.-изд. л. Тираж 25 000 экз. Зак. 127. Цена 1 р. 30 к.

Издательство «Высшая школа», Москва, К-51, Неглинная ул., д. 29/14.

Ярославский полиграфкомбинат Союзполиграфпрома при Государствен­ном комитете СССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли. 150014, Ярославль, ул. Свободы, 97.

© Издательство «Высшая школа», 1979, с изменениями


ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие.................. 5

Глава 1

ФЕОДАЛЬНАЯ АНГЛИЯ........................................... 7

Становление феодальных отношений.......................... 7

Централизация английского государства и образование феодаль­
ной монархии с сословным представительством............ 20

Обострение классовой борьбы в XIV в. Восстание 1381 г.... 29
Политическая и идеологическая реакция в XV в. Предпосылки

развития капиталистических отношений............................... 38

Развитие капиталистического уклада. Подъем экономики и куль­
туры в XVI в...................................................................... 45

Глава 2

АНГЛИЙСКАЯ БУРЖУАЗНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ XVII в 75

Обострение политической борьбы. Революционная ситуация.. 75

Мирный период революции.................................................... 80

Гражданская война 1642—1646 гг............................... 86

Углубление революции и установление республики....... 91

Буржуазия и новое дворянство у власти.......................... 97

Эпоха Реставрации и переворот 1688 г........................... 103

Глава 3

РАЗВИТИЕ КАПИТАЛИЗМА В XVIII в....................... 113

Оформление английской парламентской системы........ 113

Английское Просвещение.......................................... 116

Создание английской колониальной империи................... 122

Промышленный переворот.............................................. 127

Политический кризис 1760—1780 гг........................... 134

Крах просветительского оптимизма................................. 146

Глава 4

КОНЕЦ КЛАССОВОГО КОМПРОМИССА 1688 г. И БОРЬБА БУРЖУ­
АЗИИ ЗА ВЛАСТЬ............................................................ 156

Французская революция и классовая борьба в Англии.... 156

Подъем рабочего и демократического движения....... 159

Политическая и идеологическая борьба в период наполеоновских

войн........................................................................................... 170

Парламентская реформа 1832 г..................................... 185


Глава 5

УСТАНОВЛЕНИЕ СТРОЯ БУРЖУАЗНОЙ ДЕМОКРАТИИ (1832-1880) 196

Чартизм..................................................................................... 196

Победившая буржуазия..................................................... 210

Парламентская реформа 1867 г. и политическая борьба в

70-х годах............................................................................. 230

Глава 6

АНГЛИЯ НА ВТОРОМ ЭТАПЕ НОВОЙ ИСТОРИИ...... 241

Утрата монополии на мировом рынке и сдвиг в рабочем движении 241

Развитие демократического направления в английской культуре 249

Английский колониальный империализм...................... 256

Обострение классовой борьбы накануне первой мировой войны 267

Англия в годы первой мировой войны................................ 273

Глава 7

АНГЛИЯ В 1917-1939 гг................................................... 276

Начало кризиса британского империализма.................. 277

Перегруппировка политических сил............................ 287

Всеобщая стачка.................................................................. 292

Английская культура 20-х годов........................................... 297

Предвоенное десятилетие.................................................. 300

Глава 8

АНГЛИЯ НА ВТОРОМ ЭТАПЕ ОБЩЕГО КРИЗИСА КАПИТАЛИЗМА 318

Англия в годы второй мировой войны................................. 318

Послевоепная Англия............................................................. 335

Глава 9

АНГЛИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ.................... 353


ПРЕДИСЛОВИЕ


пособии сделана попытка систематическо­го изложения географии, истории и куль­туры Англии с древнейших времен до на­ших дней. Некоторые общие принципы построения книги кратко могут быть оха­рактеризованы следующим образом: ав­тор стремился рассматривать граждан­скую историю Англии в органической связи с развитием экономики и нацио­нальной культуры. Поскольку история культуры есть прежде всего история одной из форм классовой борьбы, освещение ее в виде определенного дополнения к граждан­ской истории неизбежно приводит к отрыву данной (идеологиче­ской) формы от других форм классовой борьбы, что обедняет пред­ставление как о гражданской истории, так и об истории культуры. По этим соображениям сведения по истории культуры, как и географические сведения, не выделены в отдельные главы или разделы (типа «Английская культура периода феодализма»), а включены в общее историческое повествование. Тем не менее, вни­мательный читатель может проследить основные тенденции разви­тия отдельных сфер духовной жизни, преемственность различных сторон историко-культурного процесса.

При отборе материала автор стремился избегать дублирования с другими дисциплинами. Вопросы, изучающиеся в курсах всеоб­щей истории, истории КПСС, истории зарубежной литературы за-



тронуты в данном пособии лишь в той степени, в какой это необхо­димо для понимания общего хода событий гражданской истории и процессов, происходивших в культурной жизни.

Экономическая, социальная, политическая, духовная жизнь се­годняшней Великобритании прочными нитями связана со всей ис­торией страны, включая и самые ранние периоды становления англо-саксонского общества. Но, разумеется, непосредственные истоки сегодняшних проблем следует искать в новейшей истории Великобритании, далее — в особенностях британского империализ­ма и, наконец, в истории становления и развития английского ка­питализма. Поэтому основное внимание в книге уделено новой и новейшей истории, причем история отдельных этапов развития страны излагается тем детальнее, чем ближе она к нашим дням. При освещении событий и процессов историко-культурного ха­рактера автор стремился показать наиболее значительные дости­жения английской национальной культуры в общественной мыс­ли, философии, естественных науках и в искусстве. Соответственно в рамках каждого периода освещаются те области духовной жизни, в которых именно на этом этапе были достигнуты результаты, обогатившие мировую культуру. В книге характеризуются и такие явления духовной жизни, которые, не обладая высокой научной или эстетической ценностью, наиболее полно выражают идеалы, ценностные ориентации, нравственные нормы, тип мышления различных классов английского общества.

Второе издание исправлено и дополнено новым материалом, в частности глава VIII; глава IX фактически написана заново.


ГЛАВА 1

 


ФЕОДАЛЬНАЯ АНГЛИЯ


СТАНОВЛЕНИЕ ФЕОДАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

блыная часть территории Великобритании характеризуется пересеченным рельефом. В северной части острова (Шотландия) возвышаются горы высотой от 840 до 1340 м над уровнем моря. Северо-Шот-ландское нагорье отделено от Южно-Шот­ландского Средне-Шотландской низменно­стью — эта область наиболее благоприят­на для заселения. Она представляет собой, однако, довольно узкую полосу (шириной хменее 100 км), и в древнейшие времена связь между жившими здесь родами и населением собственно Англии (к югу от Южно-Шотландского на­горья) была крайне затруднена.

Горные массивы покрывают почти всю западную часть острова, в особенности Уэльс и Корнуэлл. Среднюю часть Северной Англии занимают Пеннинские горы, которые отделяют Ланкаширскую низменность на западе от Йоркширской на востоке.

Южная половина Великобритании представляет собой равни­ны, разделенные холмами и возвышенностями. Поэтому передви­жение населения на юго-восток и вдоль восточного побережья, омы­ваемого Северным морем, не было связано с такими трудностями, как в Шотландии, Уэльсе и Корнуэлле.

Почти всю территорию островов в древности покрывали труд­нопроходимые леса и кустарники. При помощи грубых каменных орудий эпохи палеолита расчистить участки земли из-под леса для поселений было почти невозможно. Более совершенные неолитиче­ские орудия несколько облегчили вырубку лесов, но человек еще не мог освободить от лесного покрова значительные участки и ис­пользовать их для земледелия. В то же время в лесах было доста­точно дичи для охоты, так что у древнейших людей Британии не было особого стимула для перехода к животноводству.




Кроме того, немалое место в рационе занимала рыба, которой богаты омывающие Великобританию моря. В V тысячелетии до н. э., после отделения от континента Великобритании, ее островное положение начало сказываться на всех сторонах жизни населения, обитавшего преимущественно в южной и юго-восточной частях острова. В частности, рыбная ловля в Ла-Манше, Северном и Ир­ландском морях, Атлантическом океане обеспечивала пропитание племенам, жившим вблизи от побережья. Но и в сравнительно от­даленных от моря районах также не было недостатка з рыбных богатствах. Полноводные реки Великобритании покрываются льдом лишь в самые холодные зимы, и то на короткое время. Хотя истоки большинства крупнейших рек находятся в горах, реки протекают по равнинам и низменностям, где и селились люди времени палео­лита. Самая длинная река — Северн (338 км) берет начало в горах Уэльса и впадает в Бристольский залив (на западном побережье), Ланкаширскую низменность пересекает Мереей, впадающий в Ли­верпульский залив. Главная река восточного побережья — Темза (336 км) течет по наиболее густозаселенным районам юго-восточ­ной Англии. Средне-Шотландская низменность также богата река­ми; наиболее важные из них — Клайд (157 км), берущий начало на Южно-Шотландском нагорье и впадающий в залив Фёрт-оф-Клайд (западное побережье), и Форт, впадающий в залив Фёрт-оф-Форт (восточное побережье).

Если в эпоху палеолита развитие населения Британских остро­вов проходило в основном синхронно с развитием его в других районах, то на неолитической стадии можно отметить некоторое отставание, выразившееся прежде всего в том, что охота, рыбная ловля, собирательство все еще оставались главным занятием насе­ления. Но и в Великобритании новокаменный век был связан с огромным прогрессом в усовершенствовании орудий труда, орга­низации общества, быте и культуре.

На период неолита падает расцвет первобытной общины. Осно­вы материальной и духовной культуры человечество заложило на базе коллективного труда и общественной собственности на сред­ства производства.

Эпоха неолита на Британских островах затянулась до нача­ла II тысячелетия до н. э., когда племена Британии — скотты и пикты — вступили в век меди и бронзы, а затем и в железный век.

С вступлением в век металла впервые приобрело значение бо­гатство английских недр, прежде всего наличие цветных метал­лов — меди, бронзы и, особенно, олова. Их месторождения имеют­ся во многих районах страны, но в древнейшие времена разработки велись главным образом в юго-западных и западных горных райо­нах, в особенности в Корнуэлле. Залежи олова здесь так велики, что местные племена торговали им с мореплавателями из далекой Финикии. Торговле с финикийцами способствовали благоприятные географические условия. Окружающие Великобританию моря не


замерзают благодаря теплому Северо-Атлантическому течению, а берега ее изобилуют удобными заливами и бухтами.

Климат Британии, определяющийся главным образом влиянием моря, в целом благоприятен для земледелия, но при условии зна­чительных трудовых затрат. Благодаря теплым влажным ветрам, дующим с Атлантического океана преимущественно в зимнее вре­мя, в Англии, как правило, очень мягкая зима; температура здесь на 12—15° выше, чем в странах континента Европы или в Канаде, лежащих на тех же 50—59 параллелях. Но этими же ветрами объ­ясняется пасмурная погода, частые дожди и туманы; в среднем на территории Британии бывает 209 дождливых дней в году. Сельское хозяйство страны никогда не страдает от засухи, но обилие осадков и, в особенности, непродолжительность солнечного сияния создают особые трудности, равно как и сильные ветры, от которых иногда полегают посевы. В западных горных районах осадков так много (примерно 1500 мм в год), что зерновые нередко вовсе не вызрева­ют. Наиболее благоприятные климатические условия на юго-восто­ке и, в меньшей степени, на востоке страны, защищенном от ат­лантических ветров горами. Осадков здесь не больше 600—700 мм в год, среднесуточная продолжительность солнечного сияния до­стигает 4,5 часа (в западных и северных — от 3 до 3,9 часа). Юго-восточный район и Средняя Англия в известной степени благо­приятны для земледелия, поскольку южные склоны гор и холмов хорошо прогреваются солнцем, но обработка земли на пересеченной местности требует больших усилий.

Переход к скотоводству и земледелию в начале века металла привел к некоторому социальному расслоению. Вторжение в Бри­танию кельгеких племен, стоящих на более высокой стадии разви­тия, ускорило этот процесс. В VI в. до н. э. началось заселение Британии кельтскими племенами, продолжавшееся вплоть до нача­ла I в. до ы. э. Кельты смешались с местными племенами пиктов и скоттов и кельтизировали их. Это смешанное население, в основном кельтского происхождения, принято именовать бриттами; видимо, так называлось одно из кельтских племен.

Кельтское вторжение совпало со вступлением Британии в же­лезный век. Железный топор облегчил вырубку лесов, а. это уско­рило освоение равнин юго-восточной и центральной Англии, кото­рые вскоре стали житницей страны.

Кельты Британии жили на стадии патриархально-родового строя, но с известными пережитками матриархата: у отдельных племен сохранялось многомужество. Общинная собственность на землю была основой хозяйства до конца кельтского периода исто­рии Англии, несмотря на сравнительно высокое развитие произво­дительных сил и довольно далеко зашедшее имущественное рас­слоение.

В процессе продвижения на Британские острова, в ходе войн с пиктами и скоттами возросло значение кельтских племенных вож­дей. Нередко кельтские племена вступали во временные союзы для


ведения боевых операций. Военные предводители таких союзов приобретали особенно большую власть и время от времени подчи­няли себе огромные территории. Возникли племенные центры, ко­торые впоследствии превратились в города (например, Лондиний, ныне — Лондон). По мере накопления богатств родовая и племен­ная знать все больше стремилась использовать военную силу пле­мени для ограбления других племен. Войны подрывали единство кельтских племен, создавали почву для союза части знати с ино­земцами. Все это облегчило порабощение Британии могуществен­ным противником — Римской империей.

Начиная с 58 г. до н. э. Юлий Цезарь воевал в Галлии и в ходе этой продолжительной войны дважды совершал походы в Брита­нию, но превращение Британии в римскую провинцию произошло спустя почти столетие. Римляне, начав завоевание (43 г. н. э.), опирались не только на военную силу, но и на поддержку прорим-ских группировок в самой Британии.

Кельты оказывали ожесточенное сопротивление, но превосход­ство военной силы римлян и отсутствие единства среди бриттов не­изменно приводили к поражению восставших. Все же римлянам не удалось полностью подчинить всю территорию Британских ост­ровов. Непокоренными остались племена Ирландии и Шотландии, а Уэльс и другие западные районы удерживались в повиновений лишь методами военной оккупации. Не имея возможности покорить северные и западные племена, римляне руками рабов возвели огромной протяженности валы на границах Шотландии (так назы­ваемые римские валы).

Хотя римское владычество повлияло на общественные отноше­ния британских кельтов, ускорив выделение знати и развитие иму­щественного неравенства, в целом романизация мало затронула подавляющее большинство племен. Полностью сохранилась родо­вая организация в Ирландии и Шотландии.

Во II — III вв. начался кризис Римской империи.

Племена Ирландии, добившись прочного объединения, начали вторгаться в пределы римской Британии и расселяться в северной и центральной части провинции. Вторжения сопровождались боя­ми с римскими гарнизонами, разграблением и уничтожением вилл и ликвидацией римских порядков. Римские войска могли замед­лить этот процесс, но не в силах были уже остановить его, тем бо­лее что в конце III в. и с Востока пачались набеги северогерман­ских племен — саксов, англов, ютов и фризов; в 410 г. римское владычество в Британии было официально прекращено.

Но германские племена англов, саксов и ютов, жившие между Рейном и Эльбой и на Ютландском полуострове, уже не ограничи­вались пиратскими набегами, а начали завоевывать земли Брита­нии и поселяться на них. Сопротивление бриттов было таким упор­ным, что процесс англосаксонского завоевания Британии затянулся больше чем на полтора века и завершился лишь в начале VII в. Более того, даже на этом этапе не только Ирландия, но и Шотлан-


дия, и западные районы страны (Уэльс и Корнуэлл) полностью сохранили кельтский характер. Местные племена и оттесненные с Востока бритты создали племенные объединения и долго еще от­стаивали свою независимость. Но огромные территории страны, ставшие впоследствии собственно Англией, были завоеваны и за­селены англосаксами.

Англосаксонское общество отставало в своем развитии от мно­гих обществ континента примерно на два столетия. У англосаксов все еще преобладала общественная собственность на землю и соот­ветствующий ей характер общественных отношений. Правда, это была уже не родовая собственность, а собственность свободной сельской общины. Основную массу населения составляли члены общины — керлы. Они получали от общины гайду — надел при­мерно в 120 акров земли. Но керл не мог распоряжаться землей по своему усмотрению. Четкие нормы обычного права обязывали его подчиняться принудительному севообороту. Когда заканчивался сбор урожая, все поле становилось выгоном для овец и крупного рогатого скота. Керлы составляли основную военную силу англо­саксов — народное ополчение. Все дела общины решались на сель­ском сходе (галимоте); здесь избирался староста, рассматривались споры между соседями, обсуждались хозяйственные вопросы и т. д.

Однако уже в ту пору (VI — начало VII в.) существовала и родовая, и общинная знать — эрлы. Эрлы были знатнее и богаче керлов, но никакими особыми правами по отношению к массе об­щинников они не обладали.

В процессе освоения территории Британии англосаксы создали семь королевств: на севере — королевство Нортумбрия; южнее, в центре страны, — Мерсия, к востоку от нее — Восточная Англия и Эссекс, к югу от Эссекса — Суссекс, граничивший с востока с не­большим королевством Кент и с запада — с Уэссексом.

Однако власть короля над населением королевства была доволь­но призрачной: традиционная общинная система ограничивала не только эрлов, но и самого короля. С каждой гайды община должна была выставлять по одному вооруженному воину — этим, в сущно­сти, исчерпывались повинности населения по отношению к королю.

Сельские общины объединялись в округа — так называемые сотни, которые управлялись собраниями представителей общин. Здесь же избирался сотенный старшина, председательствовавший на собраниях сотни. Более крупные территориальные единицы — графства — возникли из племенных объединений и управлялись собраниями представителей сотен преимущественно из среды родо­вой и общинной аристократии во главе с эльдорменом — главой графства.

Как видим, управление делами англосаксов на раннем этапе завоевания ими Британии было не управлением сверху, со сторо­ны короля и его аппарата, а самоуправлением общин. Этот строй, обеспечивавший свободу и личное достоинство основной массы на­селения, надолго остался в памяти народа, видевшего в раннем

II


англосаксонском обществе идеал равенства и свободы. И все же свободная сельская община не была общиной равных; в ней прохо­дило имущественное и социальное расслоение. Некоторые крестья­не и вовсе лишались наследственного надела и оказывались на по­ложении зависимых от крупных землевладельцев людей. Получив от них земельный надел, крестьянин обязывался платить оброк ли­бо работать на барщине.

В то же время крупное землевладение быстро росло как за счет общинных земель, так и путем расчистки от лесов новых террито­рий. Кроме эрлов крупными землевладельцами становились также дружинники короля либо эльдормены. Крупное и среднее землевла­дение феодального типа достигло значительного развития уже в VII—VIII вв. Короли семи королевств оформляли земельные по­жалования специальной грамотой — боком. Если выросшие в про­цессе разложения общины крупные владения (фолкленд) были еще долгое время составной частью общинных земель и владелец вынужден был считаться с общинными порядками, подчиняться принудительному севообороту и т. д., то полученная по грамоте земля (бокленд) становилась ничем не ограниченной земельной собственностью владельца.

О чем думал, какими духовными интересами жил англосаксон­ский крестьянин тех столетий, когда рушился вековой уклад об­щинной жизни, рвались родовые связи, когда вчерашний сосед-об­щинник превращался в крупного землевладельца, а он сам оказы­вался перед угрозой порабощения? С грустью наблюдая, как стяжа­тельство, насилие, несправедливость убивают лучшие человеческие качества, присущие коллективу рода или общины, он все больше ценил великолепные моральные достоинства человека прошлых ве­ков: мужество, готовность пожертвовать собой ради счастья кол­лектива, помочь родственнику или соседу, глубокое чувство спра­ведливости. Именно эти черты героев прошлого более всего при­влекали его симпатии, и талантливые люди из народа слагали о них песни. Желанными гостями в каждой деревне были глеоманы — певцы и музыканты, которые могли долгими часами петь либо скандировать стихи о благородных и самоотверженных героях. Крупнейший дошедший до нас памятник устного народного твор­чества — знаменитая «Поэма о Беовульфе» — был создан в коние VII в. Эта поэма повествует о подвигах могучего и справедливого Беовульфа, который после множества подвигов гибнет, спасая свою родину от страшного дракона. Поэму о Беовульфе скандировали и при королевских дворах певцы из среды дружинников — скопы. Искусство песни было широко распространено среди простых кре­стьян. Хоровые свадебные, застольные, погребальные, военные, рабочие песни, связанные нередко с языческими культами, со­провождали англосакса в труде и накануне боя, во время пира, в радости и в горе.

Вся эта народная песенная стихия была глубоко враждебна но­вым социальным тенденциям, так как отражала систему взлядов


Крест в Разуэлле. Дамфрис, 690 г.

и чувствований, типичных для доклассового общества. И отнюдь не случайно идеология европейского феодализма — христианская ре­лигия — уже в те времена противопоставила себя полнокровному языческому народному миропониманию.

Христианизация англосаксов продолжалась почти целое столе­тие — с 597 г., когда присланные папой миссионеры убедили кре­ститься короля Кента, до конца VII в. Общинники сопротивлялись этой чуждой им вере. Языческие культы и обряды были привлека­тельны не только своей привычностью, но и тем, что с ними ассо­циировались взгляды и порядки общинного строя.

Христианство уже в то время наложило отпечаток на быт, нравы, культуру англосаксонского общества. Монастыри, постро­енные в различных районах страны, возникшие при них мона­стырские школы стали важными центрами культуры и образован­ности средневековья. Здесь развивалась латинская письменность, которая в ie времена носила международный характер и способ­ствовала культурным и иным связям со странами континента. До этого времени немногие образованные англосаксы пользовались руническим письмом. В VII в. возникла древнеанглийская пись­менность.


В монастырях жили и творили наиболее образованные люди той эпохи, оставившие немалый след в истории английской куль­туры. Наибольшую известность в Англии и других странах при­обрел Беда Достопочтенный (673—735), который провел всю свою жизнь в монастыре Ярроу в Нортумбрии. Перу Беды, как и многих других монастырских книжников, принадлежат руковод­ства по самым различным наукам — метеорологии и медицине, физике и грамматике. Европейскую известность принесла Беде «Церковная история народа англов».

Как ни велико было значение латинской образованности с точ­ки зрения общего прогресса культуры, все же это была христиан­ская культура верхушки англосаксонского общества. Несколько большее влияние на массы должна была оказывать религиозная поэзия на англосаксонских диалектах. Именно она вступила в прямое соревнование с героическим эпосом англосаксов. Так стал­кивались два мировоззрения или, точнее, мироощущения: христи-анско-аскетическое, предполагавшее отказ от земных благ, ви­девшее своих героев в мучениках и святых, пронизанное страхом перед «страшным судом», и народно-языческое, здоровое, не зна­ющее других ценностей, кроме героизма, благородства, мужества, высоко ставящее реальные радости бытия. Даже в христианскую поэзию пробивались традиционные мотивы героического эпоса, и один поэт из Нортумбрии в VII в. писал о Христе: «Мотодой ге­рой, всемогущий бог, силен и храбр», как можно было бы напи­сать, например, о Беовульфе. Это противоречие проявляется и в изобразительном искусстве, которое было христианским по тема­тике и символике, но поскольку непосредственными исполнителя­ми оставались безымянные мастера из народа, нередко отражало мотивы народной фантазии языческого периода. Таковы, напри­мер, придорожные кресты, которые уже с VII в. сооружаются в различных районах Британских островов. Наиболее известен большой крест у деревни Разуэлл (Шотландия), покрытый орна­ментом из виноградных лоз, изображениями птиц и листьев, а 1акже и сцен из Ветхого завета и житий святых.

В монастырях Англии, Шотландии и Ирландии большого ис­кусства достигли мастера книжной миниатюры. Особенно тща­тельно украшались евангелия, древнейшее из которых — «Книга из Дурроу» — было выполнено около 700 г. в одном из монасты­рей Нортумбрии.

Художники тщательно разрисовывали крупный инициал пер­вой страницы рукописей, занимающий обычно более половины странипы. Простые геометрические формы этой буквы заполня­лись тончайшим и очень сложным орнаментом с преобладанием животных либо растительных мотивов.

С конца VIII в. в Англии усилилось стремление к государст­венному единству, что было связано с ростом сопротивления об­щинников феодалам и с появлением опасного внешнего врага — норманнов, или датчан, как их называли в Англии. Дружины нор-


Прописная буква L из «Книги из Дурроу»

маннов с VIII в. начали совершать пиратские набеги на Британ­ские острова.

Расположение Уэссекса, лежавшего сравнительно далеко от районов датских набегов, дало ему известные преимущества в борьбе за первенство с другими королевствами, и в 829 г. большая часть страны объединилась под главенством уэссекского короля. Объединенное государство с этого времени стало называться Анг­лией.

В 60-х годах IX в. датчане перешли от пиратских набегов к за­воеванию страны, как за четыре века до этого сами англосаксы. Крупные силы датчан высадились в Англии, разгромили дружины и ополчение Нортумбрии. Мерсии, Восточной Англии и вскоре ос­новали свои независимые королевства в Нортумбрии и Восточной Англии.

В это время королем был крупный государственный деятель той эпохи Альфред, называемый в Англии Альфредом Великим (871—899 или 900). После многих сражений, шрдших с перемен­ным успехом, он выплатил датчанам дань и тем обеспечил воз-


можность провести необходимые реформы и подготовиться к даль­нейшей борьбе.

Ему удалось перестроить армию, создать флот для обороны берегов и нанести противнику серьезные поражения, в результа­те которых в конце 80-х годов IX в. был достигнут компромисс: юго-западная часть страны оставалась за англосаксами, северо­восточная — за датчанами. Эти районы стали называться «Обла­стью датского права». В течение X и первой половины XI в. вой­ны с датчанами нередко приносили победы уэссекской династии» Правда, с конца X в. новая волна нашествий со Скандинавского по­луострова опять изменила соотношение сил в пользу датчан, и с 991 г. англосаксонские короли, чтобы сохранить корону и избе­жать опустошительных набегов, систематически выплачивали дань, для чего был введен специальный налог — «датские деньги» (Danegeld). К середине XI в. было достигнуто объединение всех англосаксонских земель под властью короля Эдуарда Исповедни­ка (1042—1066). Датские набеги ускорили процесс феодализа­ции. Достаточно было датской дружине пройти по той пли иной местности, чтобы тысячи керлов навсегда лишились возможности восстановить свое хозяйство. Росли королевские поборы, а ког­да были введены «датские деньги» (от 1 до 4 шиллингов — по то­му времени весьма значительная сумма), общиннику нередко при­ходилось отдавать остатки своего имущества.

Наконец, в условиях постоянных войн крестьянину необходим был сильный «покровитель», человек, который мог защитить его от датских либо англосаксонских банд, бродивших по стране. Сво­бодный общинник вынужден был отказываться от своей незави­симости и свободы, переходя вместе со своей землей под «покрови­тельство» эрла и обязуясь выполнять разнообразные повин­ности.

Войны и объединение государства способствовали выделению крупных, средних и мелких землевладельцев феодального типа. Теперь не король вооружал и кормил дружинников за счет воен­ной добычи, а сам дружинник становился землевладельцем и за счет труда своих крестьян приобретал тяжелое вооружение, коня, содержал оруженосцев и слуг, окружал роскошью себя и свою семью. Так окрепло возникшее еще до датских набегов военнослу-жилое сословие тэнов.

Королевская власть, представляющая интересы формирующе­гося класса феодалов, не ограничивалась раздачей земель; законом, властью государства она закрепляла зависимость крестьян от зем­левладельцев, которые назывались глафордами (впоследствии — лордами)

Власть феодала над крестьянами усиливалась также в резуль­тате того, что глафорду предоставлялось право суда над ними, т. е. ему передавалась часть государственных функций. Право су­да, называвшееся сокой (в других странах — иммунитетом), в то время получили лишь наиболее крупные и влиятельные феодалы.


Процесс укрепления феодальных отношений сопровождался изменениями в организации управления. Сотенный старшина, ко­торый раньше избирался на собрании сотни, постепенно превра­тился в королевского чиновника, подчинявшегося не собранию, а старшему начальнику по административной лестнице. Таким на­чальником был для него скир-герефа (отсюда впоследствии воз­никло слово «шериф») графства, назначенный королем. Собрания сотен и графств сохранились, но они стали теперь собраниями са­мых крупных и влиятельных землевладельцев. В собрании сотни принимали участие также старосты общин, священники и наибо­лее зажиточные крестьяне.

Высшая государственная власть сосредоточилась в руках ко­роля и уитенагемота («Совета мудрых»), В уитенагемот объеди­ненного англосаксонского королевства входили крупнейшие зе­мельные магнаты: эльдормены графств, некоторые тэны, еписко­пы. Являясь советниками короля, они одновременно ограничива­ли его власть, так как все важные государственные решения ко­роль должен был согласовывать с уитенагемотом.

Развивающемуся феодальному государству нужны были обра­зованные люди не только для того, чтобы оказывать соответству­ющее идеологическое влияние на массы, но и для аппарата управ­ления, для общения со странами континента. Значительный след в истории английской культуры и просвещения оставило царство­вание Альфреда, которого Н. Г. Чернышевский называл «распро­странителем просвещения». Изучив латынь, Альфред сам занялся переводом на англосаксонский (древнеанглршский) язык латин­ских сочинений философского и теологического характера и по­ощрял к этому членов небольшого кружка образованных людей, приближенных к королю. Альфреда не без основания считают ос­нователем литературной прозы англосаксов. Особое значение имел перевод «Церковной истории англов» Беды Достопочтенного на англосаксонский язык. Благодаря переводческой деятельности Альфреда и его кружка были введены в обращение среди крайне узкой образованной верхушки также произведения античной и христианской литературы.

При Альфреде были восстановлены многие монастырские шко­лы, разрушенные в период датских нашествий, и созданы новые. Для своих детей Альфред учредил светскую школу, а затем такие школы появились и для детей знати.

Победу феодальных отношений, подготовленную всем ходом истории англосаксов, ускорил приход на Британские острова но­вых завоевателей — феодалов Нормандии. Созданное норманнами в начале X в. герцогство Нормандия по составу населения было преимущественно французским; пришельцы быстро растворились в основной массе местных жителей.

В 1066 г. герцог нормандский Вильгельм предъявил свое пра­во на английскую корону, ссылаясь на то, что Эдуард Исповедник будто бы завещал ему свой престол. Собрав армию из нормандских


Собор в Йорке. 1070—1470

баронов и рыцарей из различных частей Франции, Вильгельм в сентябре 1066 г. переплыл Ла-Манш и вскоре разгромил англо­саксонские войска в битве при Гастингсе. Армия Вильгельхма ус­пешно продвигалась в глубь английской территории, и отрезав Лондон от непокоренных северных районов, вступила в столицу. Уитеяагемот, заседавший под контролем нормандских рыцарей, «избрал» Вильгельма королем; 25 декабря он был коронован в Вестминстерском аббатстве под именем Вильгельма I. В Англии и в других странах его стали называть Вильгельмом Завоевателем. По праву завоевателя Вильгельм считался собственником всей земли и, нуждаясь в поддержке нормандских феодалов, раздавал им земли, конфискованные у англосаксонских эрлов, тэнов, епис­копов и аббатств. Посты епископов и аббатов были переданы французским церковникам. Новый господствующий класс состо­ял почти исключительно из феодалов французского происхожде­ния, не знавших англосаксонского языка и обычаев, чуждых тра­дициям завоеванной страны.

В 1086 г. была проведена первая в истории Англии перепись населения и его имущества — мера выдающегося экономическо­го, социального и культурного значения. Так как сведения для пе­реписи давали самые уважаемые, т. е. зажиточные, люди общины и за ложную информацию полагались наказания, как на «страш­ном суде», это послужило основанием для распространения уже тогда неофициального названия переписи — «Книга страшного


суда». Во все населенные пункты были разосланы специальные уполномоченные, которые собрали и записали данные о земель­ных держаниях, количестве скота, инвентаре и т. д. При этом в категорию крепостных — вилланов были занесены многие из тех крестьян, которые до этого считались лично свободными. В ре­зультате только 21% всего населения оставался свободным после переписи; но в эту цифру входили также феодалы, купцы, ремес­ленники, монахи, составляющие примерно 9% населения, так что на долю свободных крестьян оставалось 12%. Впоследствии сво­бодных крестьян стали именовать фригольдерами; эта группа бы­ла распространена главным образом в бывшей «Области датского права». Вилланы по переписи составляли 38% населения. Кроме того, перепись засвидетельствовала существование многочислен­ных мелких крестьян-коттариев, которые имели ничтожные наде­лы (1—2 акра), не входившие в систему общинных полей; они составляли 32% населения. Наконец, 9% составляли сервы-рабы, чаще всего использовавшиеся в качестве домашних слуг, пасту­хов и, частично, для работы на барщине вместе с вилланами и кот-тариями. В течение XII в. различия между этими группами стер­лись. Сервы получили наделы земли и перешли на положение вилланов, различие в земельных наделах большинства вилланов и коттариев стало незначительным. К началу XIII в. почти все сель­ское население слилось в однотипную массу вилланства.

Основной производственной единицей развитого феодального общества в Англии стало феодальное поместье — манор, которое начало складываться еще до нормандского завоевания, но лишь в XII—XIII вв. получило завершенную форму. Возглавлял манор лорд, владевший землями в одной или — чаще — нескольких об­щинах, за которые он был обязан определенными повинностями од­ному или нескольким крупным феодалам — баронам, аббатам или епископам. Лорд манора был заинтересован в том, чтобы получить как можно больше плодов труда крестьянина. Управляя поместь­ем через своего управляющего — бейлифа, лорд манора присваи­вал плоды вилланского труда различными путями: он мог заста­вить крестьянина работать непосредственно на своем поле, либо платить ренту продуктами труда, полученными на вилланском на­деле, либо, наконец, требовать денежных платежей.

Феодальный строй на этом этапе обеспечивал рост производ­ства и развитие производительных сил общества и, следовательно, носил прогрессивный характер. В области земледелия возмож­ность сосредоточить большие массы людей под контролем бейли­фа способствовала рационализации хозяйства: расчищались новые земли, расширялись посевные площади, улучшалось качество па­хоты, широко применялись органические удобрения. Лорд манора вводил известное разделение труда, используя часть крестьян в качестве пастухов, а по мере развития овцеводства — для стрижки овец и первичной обработки кожи. Сравнительно быстро развива­лось ремесло в деревне и особенно в городах.


Одним из последствий нормандского завоевания было ускоре­ние развития торговли, ремесла и городов. Из Англии вывозились, как и в кельтские времена, свинец, и олово, но появились и новые предметы экспорта, которые вскоре заняли ведущее место, — скот и шерсть. Овцеводство получило новый толчок и стало еще быст­рее развиваться, и английская шерсть прочно завоевала первое место на европейском рынке.

Городское население не оторвалось еще в то время от сельско­го хозяйства, но главным занятием горожан стало ремесло — тка­чество, производство сукна, оружейное дело, ювелирное и т. д. Постепенно оформилась типичная для средневекового города со­циальная иерархия.

Купленные у феодалов городские привилегии давали купцам и верхушке ремесленников, организованных в торговую гильдию, возможность контролировать всю жизнь города и держать в узде городскую бедноту — наемных рабочих, учеников, подмастерьев и даже часть мастеров.

Рост городов способствовал активизации внутренней торговли, развитию внутреннего рынка. Ремесленники покупали сырье (шерсть) у монастырей, светских феодалов, фригольдеров; даже вилланы могли продавать шерсть и продукты животноводства, что впоследствии дало возможность некоторым из них выкупиться на волю. Многие мелкие и крупные торговые сделки проводились на ярмарках, которые стали обычными с конца XI в. Усилилось общение между различными районами страны, и местные диалек­ты начали постепенно сближаться: на основе лондонского диалек­та стал складываться английский язык. Потомки феодалов, при­бывших с Вильгельмом Завоевателем, вынуждены были в интере­сах торговли и общения с местным населением научиться гово­рить на этом языке; в то же время англосаксы восприняли нема­ло французских слов и выражений, которые постепенно вошли в развивающийся английский язык.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных