Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 23, с. 729. 38





Портрет Ричарда II. Конец XIV в.

правопорядку централизованного государства, вновь выступили как самостоятельные политические и военные группировки.

В 1399 г. Ричард II — последний король из дома Плантагене-тов — был свергнут кликой северных феодалов и к власти пришла Ланкастерская династия (1399—1461). В 1415 г. возобновились военные действия во Франции, прерванные еще в конце XIV в. Первые успехи принесли английским феодалам новые земли, воен­ную добычу, выкуп за пленных. Разбогатевшие лорды получили еще больше возможностей строить замки и нанимать воинов, по­чувствовали себя еще независимее от королевской власти. Однако военные успехи сменились жестоким поражением английских войск, как только война со стороны Франции приобрела народный, патриотический характер. В 1453 г. она завершилась победой фран­цузов. Только порт Кале остался в руках англичан.

Истощив до предела ресурсы Англии, Столетняя война способ­ствовала дальнейшему усилению произвола и бесчинства крупных феодалов. Лишившись военной добычи во Франции, знатные семьи с еще большим ожесточением принялись грабить друг друга и в особенности — государственную казну.

Такой же ареной борьбы феодальных клик стала и палата лор­дов. Что касается палаты общин, то она в период политической ре­акции XV в. почти полностью утратила значение самостоятельного органа, отражающего интересы сквайров и горожан. В 1430 г.


впервые в истории парламента был установлен ценз для избирате­лей: 40 шиллингов годового дохода (после уплаты всех налогов). Тем самым основная масса населения была отстранена от участия в выборах. Эта система сохранялась в течение четырех веков.

Всевластие феодальных клик, беззаконие, произвол чиновников, действовавших по указке знати, опустошительные феодальные вой­ны вызывали сопротивление не только крестьянства и городской бедноты, но и богатых фригольдеров, сквайров, купцов. Однако все эти слои не могли объединиться для совместной борьбы с силами реакции: слишком велики были противоречия между средним зем­левладельцем и крестьянином, купцом и городским бедняком. Только однажды, летом 1450 г., они действовали сообща в восста­нии против феодальной анархии. Восстание началось в графстве Кент и охватило южные — наиболее развитые — районы страны. Во главе восстания стал Джек Кэд, один из вассалов герцога Йорк­ского.

Правящая клика ответила на восстание кровавым террором, со брав обильную «жатву голов» — именно так народ назвал кара­тельные экспедиции 1450 г. Феодальная реакция на этот раз одер­жала полную победу и еще больше усилилась в последующие годы, что было связано с борьбой за власть различных группировок зна­ти; эта борьба переросла в междоусобную войну Алой и Белой ро­зы, длившуюся (с перерывами) 30 лет (1455—1485). Крупнейшие феодалы севера, привыкшие к политической самостоятельности и выдвинувшие в 1399 г. Ланкастерскую династию, отстаивали своих ставленников, в гербе которых была алая роза. Знать южных и восточных районов страны поддерживала Йорков, претендовавших на королевский престол (их герб был украшен белой розой). Побе­дители убивали побежденных не только в бою, но и из-за угла, не только воинов, но и женщин, и детей — надо было навсегда лишить тот или иной род надежд на престол, уничтожить наследников зам­ков и земель, чтобы захваченное навсегда перешло в новые руки; старая феодальная знать была почти полностью истреблена; погиб­ли и обе династии. Остатки их примирились благодаря династиче­скому браку дальнего родственника Ланкастеров Генриха Тюдо­ра и Елизаветы Йорк — дочери одного из королей этой дина­стии. В 1485 г. Генрих Тюдор, положивший начало новой дина­стии, был провозглашен королем под именем Генриха VII (1485— 1509).

Глубокая политическая реакция XV в. тормозила развитие анг­лийской экономики, но не смогла остановить тот прогресс произво­дительных сил, который был подготовлен предшествующей эволю­цией хозяйства и социальных отношений. Ликвидация крепостни­чества создала благоприятные условия для развития сельского хо­зяйства.

В экономике деревни произошли также серьезные сдвиги, свя­занные с перенесением наиболее важной отрасли промышленно­сти — сукноделия — в сельские округи. Возник тип предпринима-


теля-суконщика, который эксплуатировал массы деревенских ку­старей. Именно купцы-суконщики, чтобы быть ближе к источникам сырья, обычно покупали земли в овцеводческих районах, женились на дочерях сквайров и входили в состав нового дворянства. Широ­кое распространение получили ручная колесная прялка, горизон­тальный ткацкий станок (более совершенный, чем применявшийся ранее вертикальный станок), сукновальная мельница — эти круп­нейшие достижения мастеров-текстильщиков. Как в текстильном производстве, так и в других отраслях промышленности применя­лось водяное колесо. В частности, оно заняло значительное место в горном деле, что дало возможность создавать глубокие угольные шахты, не ограничиваясь добычей угля, лежавшего на поверхно­сти. Сила падающей воды использовалась при помощи водяного колеса и для приведения в движение тяжелых молотов (иногда весом до тонны) для обработки железа. В металлургии начали по­являться доменные печи (в 2—3 м высоты), и теперь уже можно было получать большие массы железа и стали. Все это сопровож­далось созданием разнообразных механических приспособлений, усовершенствованием инструментов, введением технических нови­нок и «секретов производства».

В связи с ростом сукноделия развиваются элементы территори­ального разделения труда. Для географии хозяйства в предшест­вующие века была характерна однотипность производства в раз­личных районах, хотя были известные исключения, связанные главным образом с добычей полезных ископаемых. Кроме того, ре­месленное производство было более развито на юге — от Лондона до Бристоля.

В XV в. суконщики предпочитали такие районы, где было меньше городов, а значит, и цеховой регламентации. Центра­ми ремесленного суконного производства, которое вскоре преврати­лось в рассеянную мануфактуру, стали Восточная Англия, юго-за­падные графства, а несколько позднее — Йоркшир. В Восточной Англии важнейшими районами стали северо-восток Норфолка, Южный Суффолк и Северный Эссекс.

Примерно в этот же период начинается перемещение центров черной металлургии (что было связано с истощением в первую оче­редь лесных ресурсов в старых давно эксплуатируемых районах, богатых железной рудой) из Уилда и Форест-оф-Дина в Южный Уэльс и в район Бирмингема и Шеффилда.

Английские сукноделы достигли высокого мастерства, в течение XV в. почти непрерывно повышался спрос на английские сукна на европейских рынках. Вскоре Англия заняла первое место по экс­порту сукна. Это привело к увеличению внешней торговли уже не только с Францией, Фландрией, Италией, но и с портами Северного и Балтийского морей; английские сукна достигали далекого Новго­рода. Заморскую торговлю вели компании «предприимчивых куп­цов», получавшие хартии от правительства. Первая такая компа­ния была основана в 1406 г. Система торговых компаний устраива-


ла короля, поскольку облегчала ему взимание пошлин; кроме того, за хартию, т. е. за монопольные права, компании выплачивали зна­чительные суммы королю.

Рост торговли способствовал развитию английского торгового флота и судостроения. Еще в середине XIV в. был издан первый Навигационный акт — закон, согласно которому английские купцы были обязаны перевозить свои товары только на английских ко­раблях.

Значительное развитие внутренней торговли усилило контакты между различными районами страны. Когда сукноделы начали по­кидать города, это привело к значительной передвижке населения. Ткачи устремились в те районы, где получило распространение производство сукна; многие мелкие города обезлюдели. В резуль­тате этого диалектные различия в языке начали ослабевать, все больше формировался общеанглийский язык.

Выдающуюся роль в формировании общенационального языка сыграла литература — художественная, политическая и научная. Особое место занимает творчество великого английского писателя Джеффри ЧЪсера (1340—1400). Высокообразованный человек, вла­девший латинским, французским и итальянским языками, путеше­ствовавший по Франции, Фландрии, Италии, видевший рукописи Данте, Боккаччо, Петрарки, он, однако, решительно отверг воз­можность писать по-латыни или по-французски, как поступали многие его образованные современники. Корни его творчества так глубоко уходили именно в английскую жизнь, что вопрос о языке решился без внутренней борьбы: Чосер стал английским нацио­нальным писателем, создателем (на основе лондонского диалекта) английского литературного языка. Его знаменитые «Кентерберий-ские рассказы» — великолепная галерея образов людей всех клас­сов, сословий, возрастов, причем, хотя сюжеты Чосер часто заим­ствует у Боккаччо и других писателей, его образы — чисто англий­ские.

Общенациональный язык формировался и развивался не столь­ко в художественной литературе, сколько в политических и науч­ных трактатах. Сквайру, занятому хозяйством, купцу, разъезжаю­щему по стране, нужны были сочинения, которые помогали бы ему в практической деятельности. Именно на этого читателя, а не на знать или монастырского книжника рассчитаны были трактаты о сельском хозяйстве, разведении плодовых садов, домоводстве, ком­мерческие справочники, географические и экономические сочине­ния и даже поваренные книги.

Вопреки сознательному сопротивлению церкви и фактической оппозиции знати, английский язык настолько вошел в быт и достиг такой степени развития, что, когда переводчик и книгоиздатель Уильям Кэкстон в 1477 г. привез из Фландрии печатный станок, он сразу же приступил к печатанию книг на английском языке. В 70-х годах XV в. книгопечатание в Англии начинает быстро раз­виваться. В типографии Кэкстона в Вестминстере и возникших по


ее примеру типографиях в Лондоне, в Оксфорде и других городах до конца века удалось напечатать около 400 книг.

Победа английского языка была закреплена тем, что с середины XV в. он был признан единственным языком, допускающимся на заседаниях палаты общин.

Складыванию английской нации способствовало также усиле­ние светских тенденций в культуре; появилось много новых бал­лад о Робине Гуде. В честь популярного народного героя устраива­лись весенние празднества, торжественные процессии: наряженные в зеленые одежды, украшенные цветами и зелеными ветвями, сот­ни крестьян с песнями и танцами шли за тем, кому выпала честь играть Робина Гуда. На лесных полянах разыгрывались сцены из его жизни, и даже сквайры охотно присутствовали на таких под­линно народных празднествах.

XV век — время расцвета народного песенного творчества. Место старых обрядовых песен стали занимать carols — песни, рассчитанные на два, три и больше голосов. Многоголосие как раз­новидность музыкальной выразительности возникло именно в английской народной музыке и отсюда впоследствии распростра­нилось на континент. Сюжеты песен были самыми разнообразны­ми: здесь и прославление военных подвигов, и залихватский на­родный напев, и любовное томление, и наслаждение теплым май­ским днем, и солдатская дружба. Многоголосие английской народной песни повлияло и на выдающегося композитора XV в. Дж. Данстейбла, создателя полифонических произведений. Попу­лярность музыкального искусства во всех слоях английского об­щества была так велика, что во второй половине XV в. Кембридж, а затем и Оксфорд ввели ученые степени доктора и бакалавра музыки.

Песня и музыкальное сопровождение (лютни, цитры, виолы, простые дудки) были неотъемлемым элементом театральных зре­лищ, которые приобрели широчайшее распространение. В течение долгих столетий церковь старалась использовать народную жаж­ду зрелищ, музыки, искусства для усиления своего влияния на массы. В английских соборах устанавливались великолепные орга­ны, и музыка входила составной частью в мессу. Еще раньше церковники начали драматизировать церковную службу — литур­гию, что привело к возникновению так называемой литургической драмы. Но постепенно литургическая драма стала отрываться от религиозной первоосновы. Условные жесты персонажей сменились реальными бытовыми деталями, и герои христианской мифологии начали поразительно напоминать современных английских ры­царей, плотников, паломников. Стремясь усилить воздействие ли­тургической драмы, церковники перенесли ее из храма на па­перть, где ее могли смотреть тысячи людей, а это в свою очередь повлекло за собой дальнейшее усиление жизненных, бытовых элементов. Сюжеты драмы стали заимствоваться уже не из библии и евангелия, а из «житий святых», т. е. жизнеописаний вполне ре-


альных людей, совершивших в обыденной бытовой обстановке «чудеса». Эти пьесы с чудесами назывались мираклями (mirac-lum — чудо).

Наконец, в XIV и особенно в XV в. основным видом театраль­ного зрелища становятся мистерии — грандиозные представления на городских и ярмарочных площадях. Организацию этих пред­ставлений берут на себя купеческие и ремесленные гильдии, ко­торые постепенно оттесняют церковь на второй план и предпочи­тают использовать профессиональных актеров и сотни горожан, любителей самодеятельного искусства. В мистериях слились эле­менты литургической драмы и народного искусства жонглеров. Хотя сюжеты мистерий по-прежнему заимствовались из библии и евангелия, светский, бытовой элемент становился в них преобла­дающим. Актерам представлялась возможность изменять текст своими вставками, которые всегда носили современный характер и еще больше «приземляли» священные эпизоды. Вифлиемские пастухи напоминали обычных английских пастухов, с их речью, повадками, внешним видом; Иосиф становился английским плот­ником, бедным ремесленником, и в одной из реплик произносил такие, отнюдь не библейского происхождения слова: «Я, бедный плотник, делал только то, что можно было сделать с этими вот ин­струментами, и если теперь у меня ничего не остается, то все же я и последнее должен отдать королю». В этом массовом искусстве прогрессивные тенденции явно одерживали верх над сковывающей догматикой христианства. Это же относится и к другому драмати­ческому жанру — «моралите», в котором действующими лицами были воплощенные в сценических образах абстрактные понятия либо черты характера: Милосердие, Жестокость, Корыстолюбие, Дружба, Смерть, Сила, Красота и т. п. Как в «Сказании о Петре Пахаре» Леигленда, эти образы приобретали вполне реальные бы­товые характеристики, и в их столкновениях решались философ­ские и морально-этические проблемы той эпохи.

Не менее очевиден и прогресс в области пространственных ис­кусств, также достигнутый в борьбе с господствующей идеологи­ей. Церковь стремилась нивелировать всей людей, деля их на пра­ведников и грешников. Отсюда бесплотность и условность церков­ной стенописи, отсутствие индивидуальных характеров в литурги­ческой драме. Всякая индивидуализация образа, раскрывающая черты именно данной личности, будь то в литературе, на сцене те­атра, в музыке или портрете, противоречила этой главной особен­ности христианского мировоззрения в искусстве. Между тем в кон­це XIV и в XV в. английская портретная живопись делает круп­ный шаг вперед именно в передаче индивидуальных черт. Портрет Ричарда II, написанный в 90-х годах XIV в., — это не условный портрет короля — могучего рыцаря, а конкретпый образ царствую­щего юноши, не испорченного, по мысли автора, властью и стра­стями. Выполненный во второй половине XV в. женский портрет уже может служить доказательством проникновения в глубины че-


Портрет Маргарет Бофорт

ловеческого характера. Автор сосредоточивает наше внимание не на одежде и внешней обстановке, а на позе и, главное, лице изо­браженной Маргарет Бофорт — скорбном лице молящейся жен­щины.

Итак, в ожесточенной борьбе, которая пронизывала все сферы экономической и политической жизни, социальных отношений, идеологии, быта и культуры, вопреки сознательному и стихийному сопротивлению духовной и светской знати, силы прогресса проби­вали себе дорогу. Несмотря на политическую реакцию XV в., в Англии складывались предпосылки для свержения феодального строя, победы капиталистических отношений и формирования английской нации.

РАЗВИТИЕ КАПИТАЛИСТИЧЕСКОГО УКЛАДА. ПОДЪЕМ ЭКОНОМИКИ И КУЛЬТУРЫ В XVI в.

В течение XV в. в Англии сложились предпосылки для разви­тия капиталистических отношений. Производственные отношения феодальной эпохи, в течение нескольких столетий способствовав­шие развитию производительных сил, теперь уже стали задержи­вать технический прогресс. Например, в сельском хозяйстве в феодальную эпоху широкое применение получила трехпольная


система, представлявшая в свое время серьезный шаг вперед по сравнению с переложным земледелием и двухпольем. Однако в рамках феодальной организации производства перейти к более эффективной многопольной системе было невозможно.

Еще более серьезным препятствием для технического прогрес­са была феодально-цеховая организация производства промышлен­ной продукции. Цехи сыграли немалую роль в развитии индиви­дуального мастерства работников, во введении всевозможных тех­нических усовершенствований. Но в то же время достигнутый технический уровень требовал новых социальных условий.

Средства производства становились все дороже, и ремесленник не мог их купить или построить, так как для этого у него не было денег. Возникла необходимость в дальнейшем разделении труда, специализации, при которой мастер осуществлял одну определен­ную операцию производственного цикла; следовательно, производ ство должно было быть организовано вне рамок цеховой системы. Нужны были люди с достаточными средствами, которые могли бы наладить производство в широких масштабах и использовать на­емный труд в нем. Необходим был также обеспеченный рынок сбыта той или иной продукции — иначе вложенные капиталы мог­ли омертветь, не давать прибыли.

Таким образом, объективные потребности прогресса производ­ства требовали возникновения нового, капиталистического укла­да. В нем было заинтересовано все общество, за исключением фео­далов, которые черпали свои доходы из старых источников и ви­дели в сохранении системы феодальной ренты гарантию богатства и своего господствующего положения в государстве. Поэтому ста­новление и развитие капиталистического уклада проходило в ожесточенной борьбе прогрессивных и реакционных сил, проявив­шейся в экономике, политике, культуре Англии XVI в. Этот же процесс проходил и в других странах Западной Европы, но нигде не приобрел такой интенсивности, таких «классических» форм, как в Англии, вся предшествующая история которой создала предпо­сылки для экономического подъема в XVI в. Бурному развитию капиталистического уклада содействовали и события, происходив­шие за пределами Англии, и прежде всего — великие географичес­кие открытия XV—XVI вв. Открытие Америки (1492), морского пути в Индию (1498), кругосветное путешествие Магеллана (1519—1522) были вызваны прежде всего торговыми интересами итальянских городов, Испании, Португалии. Но результаты этих! открытий и последовавшего за ними ограбления народов Америки, Африки и Азии самым эффективным образом сказались на судь­бах зарождающегося английского капитализма. Основные пути ми­ровой торговли передвинулись со Средиземного моря на Атланти­ческий океан, и теперь преимущества Англии как островной дер­жавы проявились во всей полноте.

Развитие капиталистического уклада шло параллельно в сель­ском хозяйстве и в промышленности. Землевладельцы — джентри,


фригольдеры, скупившие землю горожане, и даже некоторые представители знати, стремясь повысить свои доходы, уже не удо­влетворялись сравнительно невысокой феодальной рентой, упла­чиваемой копигольдерами. Значительно больший эффект можно было получить организовав производство на большом массиве с применением наемного труда. Но немалая часть земли находилась в руках крестьян. Лендлорды прежде всего стали захватывать об­щинные земли — пустоши, выгоны, которые по традиции принад­лежали всей общине — землевладельцам и крестьянам. Систему «открытых полей», существовавшую еще со времен родового строя, они стремились заменить «закрытыми полями», для чего огоражи­вали рвом, забором или искусственными насаждениями как свои, так и захваченные земли общины. Но это был лишь первый шаг; главным препятствием к созданию крупного капиталистического производства были мелкие крестьянские держания, и лендлорды, ссылаясь на то, что вся земля номинально принадлежит им, стали массами сгонять копигольдеров с земли, разрушать их дома, пе­репахивать межи и огораживать полученные таким образом зе­мельные массивы. Эта операция получила у современников назва­ние «огораживаний». Лишь незначительная часть огороженных земель превращалась в центры интенсивного земледелия (не бо­лее 10%). Подавляющее же большинство захваченных общинных угодий и пахотной земли крестьян землевладельцы использовали под пастбища для овец, так как овцеводство стало необычайно выгодным занятием, приносившим невиданные доходы.

Изгнанные с земли крестьянские семьи лишались не только источника существования, но и крова, места, где можно было бы поселиться. Участок земли, который раньше обрабатывался не­сколькими сотнями людей, давал теперь пропитание лишь десят­ку пастухов. Английская промышленность отнюдь еще не достиг­ла такого масштаба, чтобы она могла поглотить эти массы обездо­ленных людей. Тысячи семейств бродили по дорогам страны, пере­биваясь случайными заработками, нищенствуя, умирая от голода и болезней. И, конечно, этих людей видел перед собой гениальный Шекспир, когда устами обезумевшего Лира, бродящего в бурю по степи, говорил:

Вы, бедные, нагие несчастливцы,

Где б эту бурю ни встречали вы,

Как вы перенесете ночь такую,

С пустым желудком, в рубище дырявом,

Без крова над бездомной головой.

Знаменитому английскому философу-гуманисту, автору первой социалистической утопии Томасу Мору принадлежит летучее вы­ражение, отражающее всю чудовищную жестокость огораживаний. «Ваши овцы, — писал он, — которые были такими покорными и ручными и так мало ели, теперь, как говорят, стали настолько про­жорливыми и дикими, что они поедают даже самих людей». «Овцы поедают людей» — таково было первое слово и первое «достиже-


ние» английского капитализма. Крестьяне писали жалобы коро­лю или его чиновникам, обращались в парламент, наконец, пыта­лись отстаивать свои права с оружием в руках. Крестьяне стреми­лись превратить свои клочки земли из феодальных держаний, за которые надо было платить ренту, в собственность, не отягощенную никакими платежами. Иначе говоря, борьба шла прежде всего за превращение копигольда во фригольд, а зависимого копигольдера в свободного йомена.

Выступая против огораживаний, крестьянство боролось не про­тив перехода к более прогрессивным социальным отношениям, а против того пути перехода к капитализму, который избрало в со­ответствии со своими интересами новое дворянство. Крестьянство шло вместе с новым дворянством против крупных феодалов, фео­дальных методов эксплуатации, поскольку это новое дворянство само стало на путь капиталистических отношений. Но крестьянст­во шло против нового дворянства в вопросе об огораживаниях, от­стаивая свой, подлинно народный путь изменения земельных от­ношений.

Процесс развития капиталистического уклада в промышленно­сти проходил менее болезненно, чем в сельском хозяйстве, хотя и здесь рост крупного производства сопровождался разорением сво­бодных ремесленников. Сукноделие приобрело характер главной отрасли английской промышленности. Во второй половине XVI в. шерстяные изделия составляли более 80% английского экспорта; английские сукна имели отличный сбыт и продавались не только в странах Западной Европы, но и в России и даже в Иране. Тор­говлю английскими товарами вели теперь, в отличие от более ран­них веков, не иностранцы, а крупные английские купеческие ком­пании, созданные по образцу компании «купцов-авантюристов». Получив от правительства монопольное право торговли в опреде­ленных районах, Московская, Восточная, Левантская и другие компании стали могущественными корпорациями, имевшими свой флот, фактории, солдат, нередко ведшими переговоры в других государствах. В 1600 г. была создана Ост-Индская компания уже на новых, акционерных началах.

Огромные барыши стали стекаться в подвалы Лондонского Си­ти — центра столицы, где были сосредоточены купеческие дома и торговые конторы. Купцы, накопив капиталы в торговых и ростов­щических операциях, охотно помещали их в суконную промыш­ленность, стаповились предпринимателями-мануфактуристами. Суконщик из графства Девоншир Питер Блондел оставил, напри­мер, своим наследникам 40 000 ф. ст. — колоссальный по тем вре­менам капитал; ведь годовые поступления в королевскую казну исчислялись в начале XVI в. примерно в 130 000 ф. ст.

Наряду с рассеянной мануфактурой начали возникать и цент­рализованные мануфактуры — непосредственные предшественни­цы капиталистической фабрики. Под одной крышей собирались сотни рабочих, а предприниматель получал возможность еще ши-


ре применить разделение труда, дробление операций, что способ­ствовало росту производительности. Рабочие обычно жили в гряз­ных бараках рядом с мануфактурой и, постоянно находясь под контролем надсмотрщиков, вынуждены были работать, в сущно­сти, непрерывно, исключая лишь время, отводимое на скудную еду и короткий сон.

Мануфактуры появились и в других отраслях промышленно­сти: производстве шелка, кожи, стекла, мыла, металлических из­делий (замков, ножей и пр.). Развивались, хотя и значительно мед­леннее, металлургия и угледобыча; значительные успехи были достигнуты в кораблестроении. Рост внешней торговли потребо­вал создания могущественного торгового флота, а также вооружен­ных судов, способных защищать английские корабли от пиратских нападений и, конечно, совершать эти нападения на суда других стран. Именно в связи с потребностями флота в Англии возникло первое учебное учреждение нового типа, дающее не только чисто классическое образование, но уделяющее немалое внимание и ес­тественным наукам. Это был Грешем-колледж, основанный в 1579 г. на деньги лондонского купца Т. Грешема. Лекции читались здесь и на латинском языке, и по-английски, причем программа предусматривала такие предметы, как геометрия, астрономия, навигационные приборы. Непосредственная задача Грешем-кол-леджа заключалась в подготовке моряков, но постепенно он пре­вратился в крупный научный центр: быстро растущая промышлен­ность начинала исподволь предъявлять свои требования науке, а сама наука получила в связи с развитием промышленности мощ­ный толчок.

Рост производства сукон, а также других отраслей промыш­ленности привел к возникновению новых городов, выраставших из деревень (Манчестер, Шеффилд и др.)» и к упадку некоторых ста­рых городов и местечек. Постепенно определились районы сукно­делия, добычи полезных ископаемых, производства хлопчатобу­мажных тканей и т. д., т. е. возникает территориальное разделение труда, зачатки которого сложились еще в предшествующие века.

Ремесленное производство в той или иной степени развивалось во всех частях страны, но уже в XII—XIII вв. основным его цент­ром стали графства, расположенные южнее линии Лондон — Бри­столь. В этих более развитых районах быстрее шло разложение феодальных отношений, росло товарное производство как сельско­хозяйственной, так и ремесленной продукции с преобладанием цеховой организации ремесленников в городах. В этом и заключа­лась одна из причин того, что мануфактурное производство в XVI в. и впоследствии сосредоточилось преимущественно в других районах: мануфактуристы предпочитали такие графства, где было меньше старых городов с цеховой регламентацией. Но в то же время им нужны были районы, где в ходе аграрной революции обезземеливались массы крестьянства и было много свободных рабочих рук. Существенное значение при выборе места для рас-


сеянной и особенно централизованной мануфактуры имели и тра­диции, сложившиеся в данном районе.

Этим требованиям удовлетворяли графства Восточной Анг­лии — Норфолк, Суффолк, Эссекс, которые и стали важнейшим центром шерстяной мануфактуры: здесь, как и на юге, сравни­тельно рано развилось товарное производство и было немало опыт­ных ткачей. Много шерстяных мануфактур появилось также на Юго-Западе, в графствах Уилтшир, Девоншир, Дорсетшир и в районе Бристоля. В XVII—XVIII вв. сложился и третий район сукноделия — Западный Йоркшир с центром в Лидсе. Льняные мануфактуры сосредоточились почти исключительно в Ланкаши­ре, с центром в Манчестере, и в средней полосе Шотландии.

Постепенно происходило перемещение черной металлургии. Она развивалась раньше главным образом на Юге, где леса, не­обходимые для получения древесного угля, были расположены по­близости от залежей железной руды. Но по мере выжигания лесов в этом районе производство железа падало, и на первое место вы­двинулся другой металлургический центр, где природные условия тоже были благоприятны: срединная часть страны (Мидленд). Здесь металлургическое производство сосредоточилось в районе Бирмингема и, в меньшей степени, — Шеффилда. Эти два города заняли ведущее положение и в производстве изделий из металла. Кроме того, металлургия развивалась в Южном и — несколько позже — в Северо-Восточном Уэльсе.

Таким образом, в ходе развития мануфактурного производства падало промышленное значение Юга Англии и возросла роль Во­стока, Мидленда, Юго-Запада, Уэльса. Экономическое развитие шло неравномерно, приводя к упадку одних районов и к быстро­му обогащению других.

Производственные отношения, в которые вступали мануфак­туристы, фермеры, землевладельцы, пользующиеся наемным тру­дом, с одной стороны, и рабочие рассеянной и централизованной мануфактур и сельскохозяйственные рабочие — с другой, были производственными отношениями нового, капиталистического ти­па. Капиталистический уклад сосуществовал с господствовавшим еще феодальным укладом, но именно капитализму принадлежало будущее.

Развитию капиталистического уклада способствовала и полити­ка династии Тюдоров (1485—1603). Придя к власти в обстанов­ке острейшей борьбы феодальпых клик, она нуждалась в поддерж­ке буржуазии и нового дворянства, которые, в свою очередь, бы­ли заинтересованы в ликвидации усобиц, в создании крепкого централизованного государства. Только оно могло обеспечить раз­витие внутреннего рынка и отстоять интересы английских про­мышленников и торговцев в борьбе с иностранными конкурентами. Таким государством, способным держать в узде народные массы и в то же время обуздать произвол крупных феодалов, могла быть в XVI в. только абсолютная монархия.


Капелла Генриха VII. 1503—1519

Английский абсолютизм, начало которому положил основатель династии Генрих VII (1485—1509), имел ряд особенностей по сравнению с «классическим» абсолютизмом французского или ис­панского типа. Как и на континенте, он в конечном счете выражал интересы прежде всего феодальной знати. Но это была уже не старая знать, опиравшаяся на свои наследственные вотчины. Ген­рих VII приказал разрушить феодальные замки, распустил фео­дальные дружины, а земли, конфискованные у побежденных про­тивников, раздавал своим сторонникам — рыцарям и джентри. Становясь крупными землевладельцами, они формировали новую знать, окружавшую короля и составлявшую его двор. Между этой новой знатью и низшими слоями нового дворянства, все более тес­но смыкавшимися с буржуазией, не было вплоть до конца XVI в. значительных противоречий. Поскольку новое, быстро обуржуа­зивающееся дворянство поддерживало королевскую власть, а именно оно господствовало в палате общин, Генрих VII и его пре­емники продолжали созывать парламент, ставший — тоже до кон­ца XVI в. — их покорным орудием. Все же сохранение органа со­словного представительства было важной особенностью английско-


го абсолютизма; па континенте абсолютные монархи не желали идти даже на чисто формальные ограничения своей власти и фак­тически ликвидировали сословные учреждения.

Пользуясь поддержкой дворянства в графствах и буржуазии в городах, английский абсолютизм не нуждался в сильном и развет­вленном бюрократическом аппарате, подобном тому, который был создан во Франции. Выборные мировые судьи, сквайры, городские власти обеспечивали проведение в жизнь королевских указов и парламентских актов. Не требовалась королю и постоянная армия: в случае необходимости он мог собрать ополчение или привлечь наемников.

Несмотря на все эти отличия от континентального абсолютиз­ма, тюдоровская монархия была все же абсолютной, что особенно ярко обнаружилось при короле Генрихе VIII (1509 — 1547). Ста­новясь все более деспотичным, он отправлял на эшафот каждого, кто осмеливался ему перечить. Едва ли не самой опасной должно­стью в государстве стала должность канцлера; став неугодными, канцлеры, включая Томаса Мора, неизменно приговаривались к смерти.

Двор Генриха VIII во многом стал напоминать блестящие дво­ры абсолютных монархов континентальных стран. В этом сказы­вался не столько личный характер короля — любителя развлече­ний, роскоши, лести придворных, сколько трезвый расчет: надо было привязать знать ко двору, создать «высший свет», который привлекал бы аристократию балами, флиртом, возможностью блес­нуть остроумием и ученостью и — что особенно важно — близо­стью к королю, шансами на карьеру. Бега, турниры, охота, игры оставались главным развлечением новой знати. Но при дворе Ген­риха VIII появилось и нечто новое, чего не было да и быть пе могло в более ранние времена. Теперь даже верхи знати пе могли пройти мимо тех общественных и культурных веяний, которые возникали в связи с зарождением капиталистических отношений.

С конца XV в. и особенно с начала XVI в. в Англии, вслед за Италией и другими странами, начинается бурная ломка старо­го мировоззрения феодальной эпохи. По мере развития нового, ка­питалистического уклада начала формироваться и новая идеоло­гия, новая оптимистическая и жизнеутверждающая культура Воз­рождения. В центре интересов блестящей плеяды мыслителей, уче­ных, писателей, художников той эпохи находился человек, его мысли и страсти, его разум и тело, безграничные возможности со­вершенствования личности. Не безликая масса стереотипно, по указке церкви мыслящих и чувствующих людей, а бесконечное разнообразие индивидуальностей привлекало пристальное внима­ние деятелей Возрождения. Достижения технической мысли, гео­графические открытия, совершенные художественные ценности — все это создавалось людьми, и мыслителей, сосредоточивших вни­мание на человеке, принято называть гуманистами (homo — чело­век), а все культурное движение той эпохи — гуманизмом. Этот


термин гораздо точнее отражает сущность умственных и художе­ственных устремлений, чем слово «Возрождение», которое фикси­рует внимание лишь на одной, хотя и очень важной, стороне куль­турной жизни XV—XVI вв. Стремясь к познанию природы и че­ловека, люди этого времени обратились к ценностям античной культуры, забытым либо извращенным в течение веков господства схоластики, стали возрождать эти ценности, изучать их, по-своему перерабатывать достижения античной мысли и искусства.

Разыскивая, скупая, коллекционируя греческие и древнерим­ские рукописи, изучая великолепные произведения искусства, об­наруженные в развалинах итальянских и греческих городов, по­гружаясь в мир античной истории, гуманисты находили в древно­сти то, что искали, — мысль, свободную от схоластических оков средневековья. Но для того чтобы прикоснуться к сокровищам ан­тичной мысли, необходимо было знание латинского и греческого языков. Это была не средневековая латинская ученость, препятст­вовавшая развитию национальных языков и культуры, а новая гуманистическая (или, как стали впоследствии говорить, — гума­нитарная) образованность, сыгравшая глубоко прогрессивную роль в борьбе со схоластикой и в формировании нового, буржуаз­ного мировоззрения.

Самым выдающимся представителем раннего английского гу­манизма был гениальный мыслитель, родоначальник утопического социализма нового времени Томас Мор (1478—1535). Сын круп­ного юриста, Мор после классической школы и нескольких лет службы в доме одного из просвещенных епископов поступил в Оксфордский университет. Знакомство с кружком гуманистов, ко­торые привили ему любовь к изучению античности, во многом оп­ределило направление занятий и круг интересов Мора.

Генрих VIII, склонный в первые годы царствования поддержи­вать гуманистов, привлек Мора ко двору, а затем назначил капц-лером. Жизнь его, полная трудов, тревог, административных обя­занностей, общения по долгу службы с людьми самых различных слоев, от лондонских бедняков до знати и короля, — эта жизнь да­вала ему несравненно больше материала для раздумий, чем его ученые занятия. И главное произведение Мора, сделавшее его имя бессмертным, отражало всю сложность социальных отношений это­го бурного века. Это была зпаменитая «Утопия», или, как она про­странно называлась, «Полезная и приятная книга о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопии» (1516).

Уничтожающей критике подвергается в «Утопии» не только уходящий феодализм, праздность феодальной знати, произвол ко­ролей, жадность и сластолюбие монахов. «Утопия» идет неизмери­мо дальше. Мор видит и осуждает пороки складывающегося пового общества, он далек от иллюзии, что капитализм обеспечит достой­ные условия существования народу. «Где частные владения, где все и всеми измеряется деньгами, там едва ли возможно счастье и справедливость», — такова главная мысль «Утопии»; только унич-


Гольбейн Младший. Портрет Томаса Мора

тожение частной собственности «есть один и единственный путь к общественному благу». Иначе говоря, Мор отвергает оба уклада, когорые существовали в его время, — феодальный и капиталисти­ческий. Тем самым он выражает не только прогрессивные тенден­ции своего века, но и становится предвестником тогда еще очень далекой эпохи социализма. Идея общности имущества, смутно бродящая в самых низах общества, во многом связанная в среде деревенской и городской бедноты с опосредованными воспомина­ниями о родовой общине и представлениями о раннехристианской общине, впервые превратились у Мора в стройное учение.

Даже сегодня, перечитывая «Утопию», мы находим в ней, на­ряду с наивными предположениями о характере будущего строя, гениальные догадки, в принципе подтвердившиеся дальнейшим ходом истории и развитием социалистической мысли. Принцип


«с каждого по способностям, каждому по потребностям», стирание грани между умственным и физическим трудом, между городом и деревней, общественное самоуправление, трудовое воспитание де­тей и молодежи — все эти идеи впервые были изложены в «Уто­пии».

Описывая идеальное общество будущего, Мор не смог ответить на вопрос о том, каким образом оно будет установлено. Свойствен­ную большинству гуманистов веру в «просвещенного монарха» Мор отбросил еще в юности, и чем ближе он становился к Генриху VIII, тем мепее склонен был питать эту иллюзию. Его мечта о со­циалистическом строе оставалась фантазией гения; вот почему и остров, где это общество победило, назван Утопией, т.е. (по-грече­ски) несуществующим местом. Со времен Мора слово «утопия» вошло во все европейские языки, и то направление социалистиче­ской мысли, которому Мор положил начало, впоследствии было названо утопическим социализмом.

Несмотря на то что кружок ученых и мыслителей гуманисти­ческого направления был очень невелик, его взгляды, интересы, вкусы получили довольно широкое распространение в среде обра­зованных джентри, верхушки буржуазии, чиновников. Граммати­ческие школы и университеты, проповеди части священников, близких идейно гуманистам, знакомство с их произведениями оказывали влияние на состояние умов растущих общественных сил, так как антифеодальная направленность гуманизма вполне соответствовала интересам буржуазии и обуржуазившегося дво­рянства. А поскольку эти слои были опорой абсолютной монархии Тюдоров, то и двор при Генрихе VIII воспринимал наиболее без­обидные стороны гуманизма.

Генрих VIII выписывал архитекторов и декораторов из Ита­лии. При его дворе много лет прожил выдающийся немецкий жи­вописец Ганс Гольбейн Младший, оставивший немалый след и в истории английской культуры. Реалистические портреты Гольбей-на, сочетающие детализированный внешний образ с отражением внутренней сущности изображаемого лица, оказали влияние на английских портретистов XVI и начала XVII в. Портреты появи­лись теперь на стенах дворцов короля и знати, а затем в дворян­ских и купеческих домах. С тех пор портреты предков стали обя­зательным украшением богатых домов.

Используя элементы новой культуры гуманизма, превращая свой двор в известный образец, Генрих VIII укреплял абсолют­ную монархию. В то же время распространение идей гуманизма и искусства Возрождения приводило к тому, что просвещение, нау­ка, искусство приобретали все более светский характер и идеоло­гическое влияние католицизма падало. Тем самым подготовлялись предпосылки для нового шага в укреплении тюдоровского абсолю­тизма — проведения Реформации. Для того чтобы сквайры и куп­цы из палаты общин, заседавшие в «реформационном парламен­те» (1529—1536), безоговорочно отдали свои голоса в пользу раз-


рыва с Римом, за секуляризацию монастырской земли, имущества и другие реформационыые законы, они должны были десятилетия­ми находиться под влиянием идей гуманизма.

Непосредственным поводом к разрыву с Римом послужил бра­коразводный процесс Генриха VIII. Его жена — Екатерина Ара­гонская, испанская принцесса, не имела сыновей, и король решил жениться на ее фрейлине — Анне Болейн. Отказ папы санкциони­ровать развод, которого требовал Генрих VIII, вызвал прямой конфликт. Специальным актом парламента король получил право на развод, а в 1534 г. был принят чрезвычайно важный «Акт о ко­ролевской супрематии», т.е. о верховенстве короля над английской церковью (с этого времени ее именуют англиканской). Отныне папа утрачивал все права на Англию, главой церкви становился король, церковь превращалась в составную часть государственно­го аппарата. Были закрыты все монастыри. Номинально вся земля перешла к королю, но была роздана его приближенным из новой знати и распродана по низким ценам джентри и капиталистам. Та­ким образом, Реформация в Англии была проведена сверху, в со­ответствии с интересами новой знати, джентри и крупной буржуа­зии. Тем не менее она способствовала дальнейшему укреплению абсолютной монархии, консолидации государства на национальной основе, что в свою очередь ускоряло процесс формирования анг­лийской нации и развития национальной культуры.

Однако английская Реформация была половинчатой. В самом деле, церковь не получила той демократической организации, к ко­торой стремились наиболее радикальные реформаторы. Она со­хранила строгую централизацию — на церковные должности кли­рики по-прежнему назначались; только в самом высшем звене па­пу заменил король. Не стала церковь и дешевой, так как в основ­ном сохранилась католическая пышность обрядов и служб. Нако­нец, почти ничего не изменилось и в самом вероучении. Прави­тельство Генриха VIII в равной мере карало смертью как тех, кто не признавал короля главой церкви, так и протестантов, отрицав­ших основные догматы католицизма. Англиканская церковь была ни католической, ни протестантской, а заняла промежуточное по­ложение между ними.

В течение десятилетия, последовавшего за смертью Генриха VIII, феодальная реакция пыталась взять реванш, особенно когда на престол вступила дочь Генриха VIII и Екатерины Арагонской Мария Тюдор (1553—1558).

И до этого знаменем и идеологическом прикрытием феодаль­ной реакции был католицизм. Теперь же в лице ревностной ка­толички, оказавшейся на троне, реакция получила вождя и могу­чую поддержку. Мария Тюдор взяла новый внешнеполитический курс — на союз с Испанией, не без основания рассчитывая на по­мощь фанатичного защитника старины и католицизма испанского короля Филиппа II. Династический брак между Марией Тюдор и Филиппом II оформил этот союз, и над Англией нависла опасность


превращения в одно из многочисленных испанских владений. Ма­рия Тюдор восстановила католицизм, и вся страна покрылась кост­рами, на которых сжигали протестантов; методы инквизиции переносились на английскую почву.

И все же антикатолическое движение в стране нарастало, и после смерти Марии протестантская часть знати провозгласила королевой дочь Генриха VIII и Анны Болейн Елизавету I (1558— 1603). Так началось почти полувековое ее царствование — «елиза­ветинский век» — век бурного развития капиталистического укла­да, внешнеполитических успехов и успехов английской культуры Возрождения.

Первые же шаги новой королевы были направлены на восста­новление протестантизма. Был разработан англиканский символ веры, представлявший собой смесь католических и протестантских догматов, упорядочен аппарат англиканской церкви и особенно поднята роль приходского священника, который наряду с помещи­ком (сквайром) и мировым судьей стал главпой опорой прави­тельства в деревне. Надежды северных феодалов и всех реакцион­ных сил на мирный приход к власти при помощи «христианнейше­го короля» провалились. Тогда они нашли в лице шотландской королевы Марии Стюарт — претендента на английский престол — опору для дальнейшей борьбы.

Династия Стюартов, занимавшая шотландский престол, факти­чески не располагала реальной властью в стране. Соотношение сил между Англией и Шотландией было таково, что Шотландия могла противостоять давним захватническим устремлениям анг­лийских феодалов только при поддержке извне. В 1551 г. при­бывшие в Шотландию французские войска вытеснили англичан, и Шотландия фактически оказалась под властью Франции. Мария Стюарт стала женой французского короля Франциска II, и като­лическая Франция получила формальные права на Шотландию.

Купечество и феодалы южпой части страпы были недовольны господством иностранцев, наличием французских гарнизонов, утечкой доходов казны во Францию. Знаменем борьбы против французского господства стал протестантизм, причем более ради­кального, чем английский, кальвинистского толка. Последователи Жана Кальвина выступали против католической догматики и об­рядности, за дешевую церковь, организованную по республикан­скому принципу. Во главе кальвинистской общины стояли пресви­теры — выборные старшины, и министры-проповедники. Съезды министров руководили кальвинистами различных областей или целой страны. Таким образом, кальвинизм отрицал верховенство над церковью не только папы, но и короля, епископа и любого другого лица.

Купечество шотландских городов, как и часть южных феодалов, увидело в кальвинизме как раз такую веру, которая соответство­вала их задачам борьбы за независимость против католической Франции и англиканской Англии. Они создали свой союз —«Кове-


Замок Бортуик. Шотландия, 1430 г.

нант» и в 1559 г. начали военные действия против французов. Елизавета оказала кальвинистам военную помощь, надеясь таким образом не только подготовить завоевание Шотландии, но и нане­сти удар Марии Стюарт. В 1560 г. шотландские кальвинисты при помощи англичан одержали победу. В стране была введена пре­свитерианская (т. е. кальвинистская) церковь, а церковные богат­ства секуляризованы. Победа, однако, была еще не окончательной. Вскоре Мария Стюарт возвратилась в Шотландию (после смерти Франциска II), где попыталась восстановить католицизм. Имен­но в это время усилились ее связи с английскими северными фео­далами, считавшими Марию единственной законной королевой Англии. Но победоносное восстание шотландских кальвинистов в 1567 г. вынудило королеву бежать в Англию и просить убежища у Елизаветы, на престол которой она претендовала. Убежище ей было предоставлено — в крепости, откуда она почти через двад­цать лет взошла на эшафот.

Судьба капиталистического уклада в Англии, развитие которо-


го пыталась остановить реакция внутри и вне страны, решалась с этого времени уже почти исключительно в сфере внешней полити­ки. Окрепший союз английской буржуазии и сквайров мог спра­виться с любой внутренней опасностью. Но могущественные зару­бежные противники — Испания, Рим, Франция — все еще пред­ставляли серьезную угрозу.

Помимо чисто политических и религиозных мотивов, борьба с этими странами имела для английской буржуазии и связанного с нею нового дворянства особое значение. Для развития капитали­стического производства необходимы были деньги, и они добыва­лись не только за счет ограбления крестьян в ходе огораживаний, внутренней торговли, эксплуатации рабочих мануфактур. Огром­ную роль в так называемом первоначальном накоплении капитала играла внешняя торговля и прямое или замаскированное ограбле­ние народов Азии, Африки, Америки, и на этом поприще англий­ские купцы, пираты, авантюристы сталкивались с конкуренцией именно тех стран, которые теперь под знаменем католицизма и «династических прав» пытались вмешаться во внутренние англий­ские проблемы.

Правительства Тюдоров поддерживали мощные купеческие компании, покровительствовали пиратам и работорговцам. Англий­ские мореплаватели шли в основном по следам итальянских, пор­тугальских и испанских моряков. Слава первооткрывателей доста­валась другим, но золото, серебро, драгоценности в огромных коли­чествах оседали в Англии.

Английские пираты, поддерживаемые мощными купеческими компаниями, знатью и самим правительством, нападали на гру­женные американским золотом испанские корабли, грабили ис­панские владения в Южной Америке и привозили в Англию не­сметные богатства. Своими пиратскими «подвигами» особенно про­славился Френсис Дрейк, который, впрочем, был и выдающимся мореплавателем. В 1578—1580 гг. он совершил второе (после Ма­геллана) кругосветное путешествие, сопровождавшееся пиратски­ми налетами. Большие доходы приносила английским купцам-пи­ратам работорговля, начало которой было положено судовладель­цем из Плимута Джоном Хаукансом. В 1562 г. он захватил боль­шую группу негров в Гвинее и затем продал ее в рабство испан­ским колонистам на Гаити. Военные столкновения между англий­скими пиратами и испанскими королями, грабительские набеги на испанские владения все более обостряли обстановку. Правитель­ство Елизаветы оказывало помощь восставшим против испанского господства Нидерландам, шотландским кальвинистам, француз­ским гугенотам. Быстро рос английский военный флот, который начал строиться еще при Генрихе VIII.

В течение многих лет шла необъявленная война. Но после то­го как был раскрыт новый заговор с участием Марии Стюарт, включавший широкие планы внутренних мятежей и испанской интервенции, силам реакции был нанесен мощный удар. Заговор-


щики, а затем (в 1587 г.) и сама Мария Стюарт были казнены. Маска была сорвана, и папа открыто призвал католиков к войне с Англией. Война с Испанией затянулась на много лет (1587— 1604), но наибольшее значение имел ее ранний этап. Стремясь взять инициативу в свои руки, английская эскадра под командо­ванием Дрейка уже в год объявления войны напала на Кадис и уничтожила находящиеся там корабли. Все же на следующий год Филиппу II удалось паправить к берегам Апглии огромный флот, названный «Непобедимой Армадой».

События 1588 г., когда над Англией нависла угроза потери не­зависимости, имели огромное значение не только для утвержде­ния ее внешнеполитических позиций, но и для направления ее со­циально-экономического развития. Все прогрессивные силы стра­ны были заинтересованы в победе. И действительно, победа была завоевана на этот раз не одной только королевской армией или на­емниками, а усилиями народных масс, буржуазии, джентри. На верфях, в арсеналах и мастерских рабочие и ремесленники срочно оснащали флот для будущих боев. Купцы, купеческие компании, города предоставили в распоряжение правительства свои суда с орудиями и командой. Для борьбы с десантными войсками созда­лось массовое ополчение. Это был первый в истории Англии под­линный патриотический подъем, и он сыграл немалую роль в раз­витии чувства национальной общности, в складывании английской нации.

Испанский флот в июле 1588 г. появился в английских водах в районе Плимута, намереваясь пройти через Ла-Манш к Дюнкерку. Быстроходные английские корабли в конце июля атаковали ис­панцев. Избегая генерального сражения, английские моряки под командованием опытных мореходов и пиратов Дрейка, Рэли, Хау-киыса и др. расстреливали из бортовых орудий грузные, непово­ротливые испанские суда. Двухнедельная битва закончилась пол­ным поражением испанцев. Потерявшая немало кораблей, сильно поредевшая армада была вытеснена в Северное море; зайти в Дюнкерк ей так и не удалось. Поэтому отступающий флот напра­вился в обход берегов Шотландии и Ирландии. Жестокий шторм довершил уничтожение армады; много кораблей пошло ко дну, а на западное побережье Ирландии было выброшено бурей около 5 тысяч испанцев. В этих решающих событиях конца июля п пер­вой половины августа 1588 г. Англия потеряла всего 100 человек. Окончательная победа над внутренней феодально-католической реакцией была теперь закреплепа победой над силами междуна­родной реакции. После событий 1588 г. значительно усилились международные позиции Англии, для которой открылись пути к морской гегемонии. Продолжая войну с Испанией, английский флот совершил нападение на испанские порты — Корунью, Кадис и на американские колонии Испании (Вест-Индию).

Продолжая пиратские экспедиции, единственной целью кото­рых было получение добычи, английские купцы, судовладельцы,


мануфактуристы уже в конце XVI в. начали переходить к поли­тике прямых территориальных захватов. При этом наметилось два пути. Торговые компании, получившие права монопольной торгов­ли в определенном районе мира, создавали там свои фактории, ко­торые стали опорными пунктами для дальнейшей колонизации. Особенно активной была Ост-Индская компания, имевшая около 10 000 пайщиков с капиталом более 1,5 млрд. ф. ст. (по данным 1617 г.). Столкнувшись с конкурентами — голландскими и порту­гальскими колонизаторами, Ост-Индская компания снарядила не-сколько экспедиций, носивших одновременно торговый и военный характер. Потерпев неудачу в борьбе с голландским флотом, охра­нявшим интересы своего купечества на Молуккских островах,, англичане направили главный удар против Португалии. Это были первые шаги борьбы за сказочно богатую Индию. Корабли Ост-Индской компании разбили португальскую эскадру, и это дало компании возможность в 1612 г. учредить первую факторию в Су­рате, а несколько позже — в Мадрасе и в районе Калькутты. Ка­питализм далеко еще не победил в самой Англии, но он создавал уже свою колониальную систему.

Кроме организации торговых факторий, подготовивших в пос­ледующем порабощение народов Индии и других стран, новоявлен­ные колонизаторы заселяли также заморские территории англича­нами, что сопровождалось истреблением или изгнанием абори­генов.

Первые переселенческие колонии англичан возникли в Север­ной Америке. После нескольких неудачных попыток, предприня­тых в 80-х годах XVI в., в 1607 г. была основана первая колония— Виргиния. Богатые лондонские купцы перевозили туда бедняков, которые соглашались запродать себя в долговое рабство, либо «бродяг», осужденных по кровавым тюдоровским законам.

Однако заморские колонии в то время играли еще второстепен­ную роль по сравнению с первой английской колонией — Ирлан­дией. Завоевание ее было начато в XII в., и номинально англий­ский король считался правителем (сеньором) Ирландии. Но фак­тически только небольшой район Дублина (Пэль) находился в ру­ках английских землевладельцев, охраняемых сильными гарнизо­нами. Систематическое покорение Ирландии не случайно падает именно на XVI век — период первоначального накопления.

Генрих VIII в 1541 г. объявил себя королем Ирландии и по­требовал, чтобы вся земля ирландских феодалов рассматривалась как держания, пожалованные им королем. Важным орудием коло­ниальной политики стало и проведение Реформации. Конфискуя монастырские земли и раздавая их английской зпатп, грабя богат­ства церкви, Тюдоры укрепляли свои позиции в Ирландии. Именно потому, что колонизация проводилась под флагом Реформации болыпипство ирландцев сохранило католическую веру.

На протяжении XVI в. ирландская знать не раз возглавляла массовые восстания против английского господства.


Наиболее крупным было восстание 1594—1603 гг. в Ольстере (Северная Ирландия). Восстание получило поддержку от Испа­нии, все еще находившейся в состоянии войны с Англией. Почти 10 лет шли военные действия, нередко англичане терпели пора­жения от героически сражавшихся ирландцев, но абсолютное фи­нансовое превосходство и мощь военной техники дали возможность Англии в конце концов победить.

Почти вся земля у ирландцев Ольстера была конфискована и передана английским крупным и мелким землевладельцам, кото­рых правительство обязало привезти и английских крестьян. Эта мера имела двоякий смысл: создавая компактную массу англий­ского населения, Англия приобретала прочную опору своего вла­дычества; с другой стороны, на землю Ирландии можно было высе­лить экспроприированных английских крестьян, избавиться от этого «горючего материала» в самой Англии. На протяжений XVI и начала XVII в. основной земельный фонд перешел в руки английских лендлордов. Ирландия стала превращаться в аграрный придаток к быстро развивающейся английской промышленности, в ее сырьевую базу и рынок сбыта английских товаров.

К концу XVI в. значительно возросло и английское влияние в Шотландии, поскольку после восстания 1567 г. там у власти ока­зались проанглийские кальвинистские элементы. В 1586 г. Елиза­вета заключила союз с шотландским королем Яковом VI Стюар­том. Он обязался не поддерживать Испанию и католиков Англии и Шотландии, получив взамен обещание, что он будет признан на­следником Елизаветы, поскольку прямых наследников у королевы не было. Союз с Шотландией, в котором Англия играла ведущую роль, еще более укрепил ее международные позиции. На беспокой­ной северной границе был достигнут мир, Ирландия — в основном покорена, берега Англии надежно охранялись английским флотом, главный морской соперник — Испания явно отступал под натис­ком более сильного противника, началось создание колониальной империи, резко повысился международный престиж Англии — та­ковы были результаты политики английской абсолютной монархии и тех классов, которые ее поддерживали. Казалось бы, союз бур­жуазии и обуржуазившегося дворянства с абсолютной монархией должен был быть прочен как никогда. Но в действительности именно в этот период в этом союзе наметились первые трещины, которые постепенно расширялись и наконец разделили страну на два враждебных лагеря.

Пока капиталистический уклад был относительно слаб, он мог развиваться в рамках господствующего феодального строя, тем бо­лее что политика абсолютной монархии в целом способствовала его успехам. Но по мере его укрепления все четче обнаружива­лось, что феодальные отношения и стоящий на страже их абсолю­тизм сковывают дальнейшее развитие производительных сил.

Наряду со старыми цеховыми правилами и обычаями городов, все еще ограничивавшими свободу торговли и предприниматель-


ства, при Тюдорах было введено государственное регулирование торговли; бесчисленные статуты и указы предписывали купцу, где и какими товарами ему торговать, по каким ценам, на каких ус­ловиях. Широко применялась выдача патентов на право монополь­ной торговли тем или иным товаром внутри страны и особенно — за границей. Это покровительство небольшой группе купцов не только препятствовало росту буржуазии, по и приносило серьез­ный ущерб английской внешней торговле в целом. В начале XVII в. английский экспорт был меньше импорта, т. е. внешнетор­говый баланс стал пассивным.

Еще резче сковывающие рамки феодальных отношений проя­вились в деревне. Большинство (примерно 60%) крестьян продол­жали платить феодальную ренту, и хозяйство их носило полуна­туральный характер. Но даже там, где хозяйство велось на капи­талистической основе, феодальные путы задерживали его разви­тие. Новые дворяне, как и все землевладельцы, считались не соб­ственниками, а держателями земли. Собственником же был король,, что и давало ему возможность собирать незаконные налоги, ис­пользовать передачу земли по наследству или продажу ее для то­го, чтобы получить от наследника или нового владельца специаль­ный взнос.

Все то, что король отнимал у землевладельцев, шло на содер­жание двора, на пенсии и подарки знати, окружавшей короля, т. е. эти средства изымались из производства. Это же относится и к де­сятине, по-прежнему уплачиваемой в пользу церкви. Следователь­но, для развития производительных сил общества необходимо бы­ло уничтожить не только все еще господствовавший феодальный уклад (старая феодальная рента, особенно на севере и на запа­де страны, десятина, цеховой строй), но и его политическую над­стройку — абсолютную монархию, охранявшую феодальные отно­шения.

Революционные настроения все более охватывали широкие массы трудящихся Англии — крестьян, работников мануфактур и городскую бедноту. Массы крестьян-копигольдеров продолжали многовековую борьбу за землю, за превращение копигольда ве фригольд. Требование превращения держания в собственность сов­падало в принципе с требованием нового дворянства. Но только в принципе. А на практике крестьяне «держали» землю не только у старого, но и у нового дворянства, которое отнюдь не намерено бы­ло лишиться владений и источников дохода. То, что было общего в крестьянской программе и программе «нового дворянства», сде­лало возможным их совместное выступление против старой знати и короля. Но коренное расхождение по вопросу о земле, о путях развития сельского хозяйства, которое обнаружилось уже в ходе огораживаний, создавало глубокое внутреннее противоречие в формирующемся революционном лагере.

На протяжении XVI в. крестьяне в различных графствах не­однократно восставали, борясь и против старых форм феодальпой


эксплуатации, и против огораживаний. Наиболее крупными были восстания 1536 г. в северных графствах и 1549 г. в Девоншире, Корнуэлле и Норфолке. В конце XVI и начале XVII в. восстания участились, охватывая то Оксфордшир, то Кент, то Восточную, то Западную Англию.

Господствующий класс Англии не ограничивался кровавым по­давлением восстапий. Приобретая в сложных перипетиях полити­ческой жизни все больший опыт, правящие круги пытались найти средства, которые могли бы ослабить классовую борьбу. При Елизавете впервые были установлены законом обязательные фор­мы «помощи бедным и нетрудоспособным». В 1601 г. был введен статут «О призрении бедных», предусматривавший как принуди­тельный труд в исправительных домах, так и вспомоществование со стороны прихода. Для этих целей вводился специальный налог, Основной смысл этого законодательства, сохранявшего силу вплоть до XIX в., заключался в том, чтобы, с одной стороны, смяг­чить остроту классовых противоречий, а с другой стороны, создать для «призреваемых» такие условия, которые вынуждали бы их соглашаться на самую низкую плату и на самые тяжелые усло­вия труда на мануфактуре или в поместье сквайра.

Крестьянство и городская беднота не имели возможности орга­низоваться в общегосударственном масштабе для активных дейст­вий в защиту своих интересов. Они были настроены революцион­но, готовы были самоотверженно бороться с несправедливостями социального и государственного строя, но, как показали результа­ты бесчисленных крестьянских восстаний, эта борьба могла стать эффективной лишь при руководстве со стороны прогрессивного класса, способного сплотить и возглавить революционные силы по всей стране. В авангарде этих сил в то время могла выступить только буржуазия и буржуазная по своей социальной сущности часть дворянства.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных