ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Экономики государства
Малый бизнес – предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных критериях, установленных законом. Как показывает опыт стран с высокоразвитой экономикой, малый Формы организации малого бизнеса весьма разнообразны. Они различаются по форме собственности, по организационно-правовой форме, по размерам, по территориальной принадлежности, по отношению к закону, по используемым технологиям, по отраслям. Западные экономисты определяют предпринимательство, как процесс поиска новых возможностей, внедрения новых способов производства, открытость к новым перспективам, преодоление старых ограничений. Как показывает мировая практика, основным показателем, на основе которого предприятия различных организационно правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является в первую очередь средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии. В ряде научных работ под малым бизнесом понимается деятельность, осуществляемая небольшой группой лиц, или предприятие, управляемое одним собственником. Наиболее общими критериями, на основе которых предприятия относятся к предприятиям малого бизнеса, являются: · численность персонала; · размер уставного капитала; · величина активов; · объем оборота (прибыли, дохода). Практически во всех странах основным определяющим критерием является численность работников за отчетный период. Так, в Европейском сообществе с 1 января 1995 года к малым предприятиям относятся те, которые не превышают следующих показателей: · количество занятых работников до 50 чел.; · годовой оборот менее 4 млн. евро; · сумма баланса менее 2 млн. евро. В Великобритании отнесение предприятий к субъектам малого бизнеса основывается на данных оборота и численности занятых (различных по отраслям экономики). Согласно Закону «О компаниях», в Великобритании малое предприятие должно соответствовать двум из следующих критериев: · оборот не более 2,3 млн. евро; · активы не более 1,5 млн. евро; · средняя численность занятых до 50 чел. При этом к мельчайшим относят фирмы с числом занятых от 1 до 25 чел., к мелким – от 25 до 99. В то же время в обрабатывающей промышленности малыми считаются фирмы с занятостью ниже 200 человек, а в торговле – предприятие с годовым оборотом менее 400 тыс. фунтов стерлингов. В Соединенных Штатах Америки законом о малом бизнесе установлено, что малая фирма – это фирма, имеющая одного или нескольких владельцев, с числом занятых не больше 500 чел., величиной активов не больше 5 000 000 $ и годовой прибылью не свыше 2 000 000 $. В зависимости от количества нанятых работников все предприятия в США делятся на: · наименьшие – 1 – 24 занятых; · малые – 25 – 99 занятых; · промежуточные – 100 – 499 занятых; · крупные – 500 – 999 занятых; · крупнейшие – 1000 и более занятых. Следует отметить, что в США, как и во многих других странах, играет роль и отраслевая структура предприятия. Причем в одних отраслях играет определяющую роль количество занятых (обрабатывающая и добывающая промышленность), а в других – величина оборота (строительство, торговля, услуги). Нормы критериев различны для предприятий, работающих в разных отраслях экономики США. Малыми, к примеру, считаются предприятия, управляемые независимыми собственниками и не занимающие доминирующего положения на товарных рынках. [21] В России существование малого предпринимательства было разрешено в 1988 году. В этот период к числу малых отнесли государственные предприятия, на которых среднее число ежегодно занятых не превышало 100 человек. Впоследствии критерии отнесения предприятий к малому бизнесу неоднократно менялись в соответствии с принятием новых законов о малом предпринимательстве в 90-е годы. Принцип отнесения предприятия к малому предпринимательству по численности работников сохранился и в российском законодательстве. Федеральный закон РФ №88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» был принят 14 июня 1995 года. В соответствии с Законом под субъектами малого бизнеса стали пониматься коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого бизнеса, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период на превышает предельных уровней: - в промышленности – 130 человек; - в строительстве – 100 человек; - на транспорте – 100 человек; - в сельском хозяйстве – 60 человек; - в научно технической сфере – 60 человек; - в оптовой торговле – 50 человек; - в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30 человек; - в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности –50 человек. [16, с. 96] В 2007 году был принят новый Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (от 24 июля 2007 года №209-ФЗ), в котором учтен ряд особенностей, присущих предприятиям малого бизнеса в современных условиях. Сегодня насчитывается около 1 млн. малых предприятий. Но основное их количество сосредоточено в Москве (22%) и Санкт-Петербурге (11%). Малые предприятия по отраслям экономики Российской Федерации распределены следующим образом (рис. 1.1): Рис. 1.1 Отраслевая структура малого бизнеса РФ
Наибольшую долю занимает сфера услуг – 69%, при этом в сфере общественного питания и розничной торговли работает 40% предприятий малого бизнеса. В сфере промышленности занято 15% предприятий малого бизнеса, в строительстве – 14%, самая низкая доля приходится на сельское хозяйство – 2%. Высокая доля сферы услуг, которая представлена торговлей, общепитом, транспортными услугами, связью, информационно-вычислительным обслуживанием и др. объясняется наиболее быстрой отдачей вложенных средств, а также наименьшей капиталоемкостью и затратами на осуществление деятельности. Имеющаяся диспропорция в секторе малого предпринимательства постепенно выравнивается при поддержке государства в виде целевых федеральных, а также региональных программ путем создания привлекательности и выгодности других сфер хозяйствования, в том числе создания особых налоговых режимов, предоставления налоговых льгот и кредитования под низкие проценты. Зарождение малого предпринимательства в Приднестровье, как и на всем постсоветском пространстве, берет свое начало с 90-х годов. Именно в это время произошли большие изменения в политической и социально-экономической сферах страны. У предприимчивых людей появилась возможность на легальной основе заниматься предпринимательской деятельностью, что обусловило создание первых кооперативов и объединений предпринимателей. Первое малое предприятие было зарегистрировано в 1990 году, которое занималось доставкой минеральной лечебной воды профилакториям и здравпунктам предприятий. На 1 января 1991 года было уже 20 малых предприятий. С 1991-1992 годы начинают появляться достаточно крупные коммерческие магазины, что свидетельствует о накоплении определенного капитала торгово-закупочными малыми предприятиями. С начала 90-х годов и по сегодняшний день предприниматели Приднестровья прошли свой путь развития. Бизнесмены получили больше прав, но также значительно возросли и обязанности, в том числе и по уплате налогов, оплате труда наемных работников, соблюдению других требований законодательства. В 1993 году в Приднестровской Молдавской Республике был создан Союз промышленников и предпринимателей, основной целью которого было обеспечение благоприятных условий для предпринимателя и развитие рыночных структур. В 1994 году продолжалось развитие предприятий малого бизнеса, так по состоянию на 1 октября 1994 года было зарегистрировано 145 предприятий, в 2004 году – 3 393 предприятия, в 2009 году – 4 844 предприятия. [18, с. 286] При этом в 2010 году отмечено снижение количества предприятий малого бизнеса до 4 037 предприятий в результате последствий влияния мирового кризиса. Однако в 2011 и 2012 годах наблюдается постепенное увеличение предприятий, задействованных в сфере малого бизнеса (в 2011 году – 4 214 предприятий, в 2012 году – 4 390 предприятий). Несмотря на некоторые положительные темпы роста в сфере малого бизнеса, данный сегмент рынка в Приднестровской Молдавской Республике остается недостаточно развитым, что связано, прежде всего, со сложной финансовой ситуацией в стране, и политической нестабильностью, отсутствием должного объема совокупного спроса населения на производимые услуги. Малые предприятия по отраслям экономики Приднестровской Молдавской Республики распределены следующим образом (рис. 1.2): Рис. 1.2 Отраслевая структура малого бизнеса ПМР Следует отметить, что основным компонентом в сфере малого бизнеса является сфера услуг – 80%, второй по величине является сфера промышленности – 9%, далее строительство – 6% и наименьшая доля у сельского хозяйства – 5%. Помимо ряда факторов, тормозящих развитие малого бизнеса, следует отметить и положительные моменты в сфере государственной поддержки малого бизнеса, характеризующиеся оживлением интереса государственных органов к малому предринимательству и принятием государственного пакета документов по поддержанию и развитию малого бизнеса в республике, в том числе: · Закона Приднестровской Молдавской Республики «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности юридических лиц – субъектов малого предпринимательства»; · Закона Приднестровской Молдавской Республики «О государственной поддержке малого предпринимательства в Приднестровской Молдавской Республике»; Кроме того, 6 декабря 2001 года была принята Государственная программа развития и поддержки малого предпринимательства в Приднестровской Молдавской Республике, утвержденная Постановлением Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики №347, однако программа больше представляла собой намерения государства по оказанию поддержки малому предпринимательству в республике. При разработке Государоственной программы поддержки малого и среднего предпринимательства была установлена действенная государственная вертикаль его поддержки. В помощь предпринимателям создан Межведомственный совет при Президенте Приднестровской Молдавской Республики, Республиканский фонд поддержки малого и среднего предпринимательства, функционируют отделы поддержки предпринимательства в госадминистрациях городов и районов Приднестровья. Проводится ежегодный республиканский форум-смотр малого и среднего бизнеса, работают специальные системы кредитования, открывающие доступ к финансовым ресурсам, разработана специальная налоговая политика, упрощенная система учета и отчетности, эффективный мониторинг и государственная статистика малого и среднего предпринимательства. [2] Все это говорит о прямом участии государства в формировании системы поддержки малого и среднего бизнеса. Малое предпринимательство в определенной степени способствует росту занятости и доходов населения, оказывает определенное влияние на удовлетворение спроса на товары и услуги. Рассмотрим показатели числа малых предприятий и среднесписочной численности их состава в период 2010-2012 годы (таблица 1): Таблица 1 Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|