Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Обособление обстоятельств




Предупредительные, объяснительные диктанты

а

I. 1) Поразмыслив, он все-таки согласился с моим доводом. (Л. Замятин) 2) Они дружно встали и, не оглядываясь, заша­гали со двора. (Л. Замятин) 3) Нужно было не мешкая прини­мать меры. (Л. Замятин) 4) За лесом заполыхали зарницы, предвещая полуночную грозу. (Л. Замятин) 5) Мы ждали суме­рек, не зажигая огня. (М. Семаго) 6) Петр толкнул низкую дверь и, пригнувшись, первым вошел внутрь. (3. Завадский) 7) Он летел сломя голову. 8) Павел работал спустя рукава. 9) Все молча проводили глазами улетающий вертолет. (Стругацкие) 10) Я свернул с центральной аллеи и стал не спеша удаляться от шума аттракционов. (Л. Замятин) 11) Не дожидаясь приглаше­ния, я опустился на стул, стоящий рядом с массивным столом. (Л. Замятин) 12) Отправляясь па работу, я запер дверь, веду­щую в сад, па крючок. (Л. Замятин) 13) Вылетев из зимнего убежища, басом гудит шмель. 14) Цепляясь за ветки, долго пада­ет на землю оторвавшийся сухой сучок. (И. Соколов-Микитов)

15) Пряно пахла трава, привлекая к себе пчел с дальней пасеки.

16) Трава уже высохла, потеряв блеск. 17) Шагах в пяти от него, нежась па солнцепеке, лежала гадюка. Заслышав шаги, она при­подняла плоскую голову. (В.Марченко) 18) Оп не спеша про­шелся по аллейке, потом недалеко от входа в сквер нашел среди кустов самую незаметную скамейку и устроился па пей, внима­тельно наблюдая за всеми, кто заходил в сквер. (А. Адамов) 19) Я ломал голову, стараясь понять секрет очарования пустынных каменистых холмов и печальных развалин в жарком кольце степи и песков. (И. Ефремов) 20) В кустах у поляны он замер и долго стоял не шевелясь. (Б. Васильев) 21) Через открытое окно вме­сте с ночной прохладой в комнату втекал лунный свет, делая зна­комые предметы загадочными и неузнаваемыми. (В. Константи­нов) 22) Не спеша ступал оп босыми ногами по рыхлой земле, оставляя глубокие следы. (Е. Крестовский) 23) Высокое чистое небо не спеша перетекало с востока па запад. (Е. Крестовский) 24) Боясь поверить своей догадке, оп медленно повернул голову и увидел белого медведя. (Е. Крестовский)

II. 1) Тихонько напевая, он шел зарослями вниз по реке. 2) Под­нимаясь в гору, он касался руками стволов и пел о соснах, стоя­щих на плечах друг у друга. 3) Так оп шагал, не уставая, со скло­на па склон и тихонько пел, а тайга неохотно расступалась перед ним, пряча звериные тропы. 4) Разворачиваясь, плыли по обе­им сторонам берега. 5) Незаметно вспучиваясь, накатывала волна. 6) Вода крутилась па месте, переплетаясь тугими жгутами. 7) Они стояли полукругом, глядя в огонь немигающими глазами.

(По Э. Шиму)

III. 1) По пути, вопреки строгим предписаниям начальства, оп [Лермонтов] свернул в Пятигорск. (В. Мануйлов) 2) Когда-то вздумалось мышам себя прославить и, несмотря на кошек и ко­тов, свести с ума всех ключниц, поваров. (И. Крылов) 3) Расте­ния, вследствие недостатка воды, высохли. 4) Вопреки первому впечатлению, мы быстро подружились. (И. Ефремов) 5) Однако окна этого дома, вопреки общему стилю, были громадные, трех­створчатые. (В. Катаев)

IV. 1) Несмотря на все мои старания, я никак не мог заснуть. 2) Он отвечал, не смотря в книгу. 3) Он, несмотря на мои проте­сты, пошел провожать меня. 4) Несмотря па довольно раннее ут­ро, на площади собрался народ. 5) Мы медленно поднимались в гору, не смотря вниз. 6) Петя говорил с отцом, не смотря на него. 7) Несмотря на непогоду, соревнования продолжались. 8) Не­смотря на засуху, мы собрали хороший урожай. 9) Валя шла, не смотря по сторонам. 10) Несмотря на болезнь, мальчик быст­ро догнал своих товарищей в учебе. 11) Несмотря на все препят­ствия, он добился зачисления в отряд. 12) Морская ловля, несмо­тря на всю ее прелесть, не может сравниться с речной. (К. Паустовский) 13) Стоянка наша, вопреки предсказаниям многих, не затянулась. 14) Вопреки ожиданиям, ночь была прохлад­ная. 15) Я лег у костра, но, несмотря на усталость, долго не мог заснуть. 16) Несмотря на праздничный день, в парке было пусто. 17) Вопреки предсказаниям моего спутника, погода прояснилась. (В. Арсеньев) 18) Наша футбольная команда, при условии регуляр­ных тренировок, может выйти в финал. 19) Он чувствовал себя оди­ноким, несмотря на поддержку друзей. 20) Я, благодаря частым вы­ступлениям в любительских спектаклях, стал довольно известным среди студентов театральных вузов. 21) Шторы па окнах, согласно требованиям военного времени, были плотно закрыты.

V. 1) Осветив черепицу на крыше и согрев древесину сосны, поднимается выше и выше запоздалое солнце весны. (П. Забо­лоцкий) 2) Стоя в выжидательной позе и заслонив рукой свет от костра, смотрел он куда-то вдаль. 3) Митя подошел к обрыву и, цепляясь за кусты и камни, стал спускаться вниз. 4) Шумно под­нявшись со своих мест, все потянулись к выходу, сдержанно пе­реговариваясь между собой. 5) Он давно уже сидел возле стола, поставив у ног свой объемистый портфель и теребя в руках зонт. (А. Адамов) 6) Старушка растерянно огляделась вокруг, потом тяжело поднялась со стула, опираясь руками о колени, и, громко шаркая шлепанцами, направилась в соседнюю комнату. (А. Ада­мов) 7) Он встал и, не прощаясь, ушел, по, проходя по улице ми­мо окна, неожиданно оглянулся. 8) Перед роялем, грациозно опер­шись на край левой рукой и держа в правой ноты, стоял певец. (М. Алданов) 9) Радуясь оттепели, стрекотали подвижные соро­ки, перелетали с яблони на яблоню и, дергая длинными хвостами, садились на трубу избы. (П. Проскурин) 10) Солнце, коснувшись туч серого и легкого пепла, начало, казалось, раскаляться еще сильнее. (А. Иванов) 11) Шумели в скверике невысокие тополь­ки, звенели в деревьях вечные, как сама жизнь, птичьи песни, рождая в душе что-то торжественно-грустное. (А. Иванов)

VI. 1) Миновав несколько кварталов, я оказался па неболь­шой площади с елкой, убранной игрушками. (Е. Яковлева) 2) Вы- терев ноги, все прошли по очереди в маленькую прихожую и, сняв там пальто и плащи, тут же оказались в заставленной, тепло на­топленной комнате. (А. Адамов) 3) Миновав длинную темноватую переднюю, они вошли в просторную комнату, обставленную повой


мебелью. 4) Выйдя за калитку, они пошли через поле, перерытое свежими канавами. (В. Пелевин) 5) Субботний вечер был еще по- летнему теплым, но листва на деревьях уже наливалась желтиз­ной, отражаясь в светлых лужах, еще не просохших после недав­него дождя. (А. Константинов) 6) Она сделала паузу и, собравшись с мыслями, села за стол, покрытый скатертью. (Е. Кре­стовский) 7) Павел приезжал все реже, а приезжая, пе задержи­вался. (В. Распутин) 8) Реки шумно текут в горах, а войдя па рав­нину, умолкают. 9) Щенок с веселым лаем выскочил на улицу, по, испугавшись нас, замолк и спрятался под крыльцо. 10) Дождь, мерно сыпавший второй день подряд, прекратился на время, и я, выйдя из вагона, почувствовал вокруг себя пустоту. (С. Смирнов) 11) Пройдя по дорожке, расчищенной от снега, она повернула к надворным строениям и, миновав их, через внутренний двор по­шла далее. (Е. Салиас) 12) Спускаясь в балку, капитан накло­нился к крохотному водопаду, стекавшему с ледяной бахромы откоса, и стал пить воду, ощущая пресный вкус талого снега. (В. Кожевников)

VII. 1) Волки достигли дороги метрах в ста позади саней и, вытянувшись цепочкой, стали нагонять. (В. Шукшин) 2) Она до­стала из стола ручку и, оторвав от настольного календаря лист, стала писать что-то. 3) Споткнувшись, он потерял равновесие и упал. 4) Волны, расшибаясь о камни, достигали наших ног. 5) Я выбежал во двор и, глотая слезы, долго глядел на близкий шар луны. 6) Он долго стоял, слушая свист ветра, потом вернул­ся к костру. 7) Размазывая по лицу слезы, она пробежала не­сколько шагов и очутилась на узкой поляне. 8) Я сидел па маленьком островке в своем тесном шалаше и, затаив дыхание, слушал и наблюдал. (И. Соколов-Микитов) 9) Пройдя около километра, я свернул е дороги и повернул к лесу.

б

Плотогоны убрали сходни и, отвязав канаты, налегли на прочные шесты, отводя тяжелые плоты от берега прочь. У выхода из затона их подхватило, увлекая за собой, мощное течение. Пло­ты скрипели, покачиваясь, и между бревнами проступала вода. Привычные рулевые слаженно поворачивали длинные весла, выво­дя плоты на стремнину. Мутный темный поток плескался и сдер­жанно рокотал, неудержимо стремясь вниз, к далекому морю.

(По М. Семеновой)

Однажды утром мы нашли родничок, заботливо расчищен­ный, обложенный камешками и, может быть, поэтому никак не уступавший морозу. Родничок звенел веселую песенку, кувыркаясь, выбрасывая мелкие пузырьки, а на низкой ветке над ним висел берестяной ковшик.

(М. Семенова)

Порой, любуясь собственной работой, вспоминал рассказ школьного учителя рисования о том, как в молодости, кажется, Суриков, будучи мелким чиновником, тушью нарисовал муху, под­бросил ее на стол губернатору, и тот муху, приняв за живую, при­хлопнул ладонью, а Сурикова послал учиться в Академию худо­жеств. Таких «мух» у Андрея было множество, но пе было губернатора; напугав же чуть не до смерти мать прыгающим мы­шонком, нарисованным на внутренней стороне крышки картонной коробки из-под шоколада, в которой хранились принадлежности для шитья, он зарекся показывать в доме свое искусство такого рода кому-либо еще, кроме старшего брата.

(С. Сартаков)

Далеко за полночь я проснулся от какого-то бешеного сту­ка. Кто-то ломился ко мне снаружи, стуча в верхнюю половину оконной рамы. Стук был так страшен, что, насмерть перепуган­ный, я вскочил как сумасшедший с кровати. За окном, затемняя его, стоял кто-то громадный, черный, длинный. Он не просто сто­ял, а лез, стучал, стараясь настежь распахнуть окно. Я схватил ружье и закричал. Стоящий за окном, не отвечая, вытянулся еще выше, прикасаясь к оконной раме всем своим огненным телом, и застучал еще громче...

Только наутро я узнал, что это была старая лошадь, шатавша­яся ночью по заброшенной усадьбе.

(По И. Бунину)

Контрольные диктанты

I

На глубине луч прожектора казался огромным ярко-голубым тоннелем, высверленным в плотной, непроницаемой тьме. Его далекий конец ослепительно сверкал, словно расплавленный металл.

Зоолог несся вдоль тоннеля, стараясь держаться от него в стороне. Слабый голубой отблеск ложился на его лицо. В тоннеле, как на прозрачном стеклянно-серебряном экране, извиваясь, внезапно возникали силуэты рыб. Они резвились, будто опьяненные потоками необычайного света, или подолгу, как зачарованные, неподвижно висели, внезапно исчезая, будто растаяв.

Зоологу показалось, что он видит вокруг себя усеянное звез­дами черное небо, чуть светлевшее вверху. Разноцветные звез­ды, бледно-голубые, изжелта-зеленые, ярко-красные, летали во всех направлениях, то вспыхивая, то потухая, то свиваясь в сверкающие кольца, то распрямляясь в мигающие гирлянды. Во всем: и в луче прожектора, и в сияющих точках и линиях — зоолог узнавал или угадывал известных ему животных — случай­ную добычу глубоководных сетей, а также редких гостей морских


 

 


 

зоологических станций. Однако чаще всего он становился в туник, впервые наблюдая странные создания, никому еще не известные. (149 слов)

(По А. Адамову)

II

Кустарник, по которому пробирался Акимов, отступал. Берег сно­ва вздымался вверх, и начиналось редколесье: ель, сосна, береза.

Увидев внизу землянку, Акимов направился к пей. Окруженная слева и справа желтыми зарослями осоки, она приютилась возле самой воды.

Он раскрыл дверь, и на него пахнуло копченой рыбой, нежным аро­матом скошенного сена. Над столом висела на веревках, протянутых из угла в угол, подвяленная рыба, на железной печке стоял чугунок. На полочке — еда: банка с солью, кусок вареного мяса, коврижка ржаного хлеба. Все говорило о том, что недавно здесь были люди.

Он заспешил назад, встав под елью, и, прикрытый ее пушисты­ми ветвями, стал напряженно ждать. Ветер свистел, раскачивая де­ревья, похрустывали под его напором стволы, с беспокойным шумом плескалась о берег волна. Никаких иных звуков не было слышно.

Совсем стемнело, и ветер заметно притих, но зато небо очис­тилось от туч, и звезды, ярко заблиставшие на небосклоне, мог­ли помочь ему найти дорогу. (149 слов)

(По Г. Маркову)

III

Вечерняя заря догорала, и сумерки, все больше сгущаясь, опус­кались на землю. Надо было скорее добраться до опушки леса и оты­скать дорогу к дому. В течение получаса бродил я по лесу и наконец- то добрался до опушки, однако знакомой мне тропинки не обнаружил.

Между тем серо-белые клочья тумана, расширяясь и цепляясь за кусты, медленно расползались по земле. Впадинки, заполнен­ные водой, кучи сваленного хвороста, попадавшиеся то тут, то там, ствол дерева, лежащий поперек неширокого ручья,— все мешало мне продвигаться вперед. Вскоре не стало видно ничего: ни тропинки, ни зарослей.

Внезапно из-за туч выглянул серебряный серп месяца и, по- хозяйски устроившись на небе, осветил всю окрестность. Стали различаться отдаленные предметы: поле с еще не скошенной пше­ницей, чащоба справа, небольшая речонка слева. Вскоре все не­бо прояснилось. Яркие звездочки-фонарики словно направляли свои лучики па землю. Скоро я добрался до дома. (135 слов)

Обособление уточняющих членов предложения Предупредительные, объяснительные диктанты

I. 1) Ехали мы не очень долго, около часа. 2) Совсем близ, метрах в десяти, широкая тропинка. 3) Они стоят и смотрят вниз, в маленький заснеженный двор. 4) Давно уже, лет десять — пят­надцать назад, жил он в этих местах. 5) Здесь, в густых зарослях кустов, начинает свой путь великая река. 6) Здесь, в Пушкинских Горах, бывает самый большой праздник. 7) Сюда, на берега Со- роти, приезжают тысячи людей. 8) В начале лета, 6-го июня, в России отмечается день рождения великого поэта. 9) В полдень, около часа дня, зазвонил колокольчик.

II. 1) Налево от дома светлело зарево первого начавшегося в Москве, на Петровке, пожара. (Л. Толстой) 2) Здесь, в этом степном царстве покоя, не было воды. (И. Ефремов) 3) Внизу, в котловине, лежали развалины старой крепости. 4) И в это вре­мя там, впереди, столбом взвилось высокое и страшное пламя. (М. Семенов) 5) Вдали, па северо-западе, поднималась гряда гор, острых и неровных. (А. Толстой) 6) В воде, поблизости от бере­га крутого, плотичка резвая жила. (И. Крылов) 7) Он поднялся со своего стула, но снаружи, со двора, донесся какой-то шум. (С. Смирнов) 8) Ниже, верст через пять, левобережная круча по­степенно выравнивается, сменяется песчаными отмелями. (Б. Аку­нин) 9) В начале июля, в воскресенье, он нашел меня па озере. 10) Мне приходилось несколько раз проезжать по нешироким кривым улочкам города, возникшего много веков назад, еще при Иване Грозном. (Л. Замятин) 11) Он вскочил с места и скорым шагом, почти бегом, устремился к двери. (В. Шукшин) 12) По­среди дороги, в вечерней, еще не густой и далеко просматривае­мой мгле, стоял, опершись па палку, Николай, стоял, как унылая птица, низко опустив плечи. (Ан. Иванов)

III. 1) Северное сияние, или сполохи, как его называют жи­вущие на севере люди, мне первый раз довелось увидеть много лет назад на берегу Онежского озера. (И. Соколов-Микитов) 2) Лингвистика, или наука о языке,— сравнительно молодая об­ласть знания. 3) Этимология, или раздел языкознания, изучаю­щий происхождение слов, помогает лучше узнать историю наро­да. 4) Лексика, то есть словарный запас,— один из разделов лингвистики. 5) Буря загнала в бухту несколько больших кораб­лей, в том числе и два парохода. (И. Ефремов) 6) Красный огонь хвостового вагона затерялся среди темных бугров; фонари, за ис­ключением двух, погасли. (И. Ефремов) 7) Ни единого звука, кроме журчания воды и гула снастей, не слышно па затихшем корабле. (И. Ефремов) 8) На берегу не было ничего, кроме врытого бревна, ставшего почти белым от постоянного ветра и солнца. (В. Попов) 9) Ее глаза безбоязненно встретились с моими, и я не заметил в них ничего, кроме спокойствия. (Л. Замятин) 10) Все газеты были на месте, за исключением того номера. 11) Платья были ужасные, за исключением одно­го — голубого, с белым кружевным воротником. (Б. Акунин) 12) Хорошими артиллеристами, кроме самого Пугачева, были

Белобородое, Соколов-Хлопуша... (В. Буганов) 13) Сначала я не видел ничего, кроме множества человеческих голов, словно бы плавающих в голубовато-розовом тумане. (А. Чаковский) 14) В дет­ской бабушка, мать Борзова, укладывала детей спать, рассказы­вая им сказки. (В. Овечкин) 15) Две собаки, овчарка и ирланд­ский сеттер, стуча когтями по полу, ходили следом. (В. Овечкин) 16) После обеда, который привозила в поле на мохнатой лоша­денке Антонина, бригадная повариха, все снова принялись за ра­боту. (А. Иванов) 17) Распевают, греясь на солнышке, весенние веселые гости — скворцы. (И. Соколов-Микитов) 18) Как бы включаясь в музыку утра, слышится пение первой проснувшейся птички-зорянки. (И. Соколов-Микитов) 19) В парке в тот день везде было мало парода, даже на аттракционах.

IV. 1) Там, над сопкой, в недавно очистившемся от дыма небе, медленно плыл, распластав крылья, неизвестно откуда взявшийся аист. 2) Справа, на западе, небо было темнее, оно осветилось вдруг бледно-оранжевым заревом, будто именно оттуда, с проти­воположной стороны, вздумало сегодня взойти солнце. 3) В этот день, в воскресенье, часов в одиннадцать утра, в крохотной избен­ке Акулины открылась дверь, и, нагибая голову, вошел мужчина лет пятидесяти, рослый, хотя в плечах не очень широкий, одетый чисто, в шляпе и галстуке.

(По Ан. Иванову)

V. Я поднял голову... Передо мной, между двух рядов высоких тополей, стрелою уходила вдаль дорога.

И через нее, через эту самую дорогу, в десяти шагах от меня, вся раззолоченная ярким летним солнцем, прыгала гуськом целая семейка воробьев, прыгала бойко, забавно, самонадеянно.

(И. Тургенев)

VI. Бурые стволы, седые возле земли, торжественно возноси­лись под самый купол небес, и там, на высоте, пышные синеватые кроны легонько шевелил ветер. А внизу, под сенью исполинов, зелеными свечами стояли лохматые можжевельники, кудрявились ягодные кустарнички, коврами лежали лесные травы и мхи, в ко­торых с лета до поздней осени не переводились грибы.

(М. Семенова)

VII. Ночь бледнела. Огромное свинцовое зеркало весенней во­ды тонуло в матовых испарениях, светлые изгибы волны бежали за пароходом, шумя однотонными сливающимися всплесками. Сле­ва, над плоским берегом, пробивая туман, розовел свет. Снег, за­павший на островах и озерах, колол лицо резкой весенней све­жестью. Все дремало. И в полной утренней тишине реки не было других звуков, кроме воркотни лопастей, бивших воду.

(А. Грин)

VIII. Из истории знаков препинания

Тексты в Древней Руси, как известно, были без пробелов меж­ду словами и предложениями и без знаков препинания. Чтение их, конечно, было медленным и трудным. Чтобы прочитать текст, нужно было прежде всего отметить границы предложений и от­дельных его частей. Так появилась точка — первый и основной знак членения текста, затем — пробел между словами. Тексты стало читать легче, а значит, быстрее добираться до их точного и полного понимания.

Позднее, помимо точки, возникли и другие знаки: запятая, точ­ка с запятой, двоеточие и многоточие. Вошли в употребление, кро­ме того, вопросительный и восклицательный знаки, тире, скобки и кавычки. В начале предложения стала обязательной заглавная буква, а в начале абзаца — красная строка.

Лишь к концу восемнадцатого века сложился основной состав небуквенных знаков русского языка, помогающих понимать текст. Эти знаки принято называть знаками препинания.

(По «Энциклопедическому словарю юного филолога»)

Контрольные диктанты

I

На берегу реки сидел старый человек в морском мундире. Стрекозы трепетали над ним, некоторые садились на потертые эполеты, отдыхали и вспархивали, когда человек изредка шеве­лился. Было душно, и он расслаблял рукой расстегнутый ворот­ник и, глубоко вздохнув, замирал, посматривая на небольшие вол­ны, похлопывающие берег.

Прошло немного, едва ли десять лет, после его отставки, а о нем забыли везде: и в императорском дворце, и в Адмиралтейст­ве, и в штабах флотов и морских училищ. Здесь, в центре Рос­сии, на Тамбовщине, заканчивал свой век Федот Ушаков — опаль­ный русский флотоводец. Сорок кампаний провел он, не потерпев поражения ни в одном сражении. Блестящие победы русского флота под его командованием сделали имя Ушакова легендарным.

Он вспоминал о дальних походах, и его взор бродил где-то там, по далеким бухтам, гаваням.

Набежал ветерок, как бы пытаясь запеленать одинокого адми­рала, а тот словно отстранял его рукой, пробуя задержать видения прошлого.

Вдали от моря заканчивал свою жизнь величайший полководец Отечества. (140 слов) (По В. Ганичеву)

II

Слышишь, как жалобно кричит чайка над взволнованным морем?

В туманной дали, на западе, теряются его темные воды. Холодно, ветрено. Глухой шум моря, то ослабевая, то усиливаясь, точно ро­пот соснового бора, величавыми вздохами разносится вместе с криками чайки... Видишь, как бесприютно вьется она в осеннем тумане, качаясь по холодному ветру? Это к непогоде.

Здесь, на неприветливом северном море, на его пустынных ост­ровах и прибрежьях, круглый год ненастье. Теперь же, осенью, север еще печальнее. Море угрюмо вздувается и становится темно-желез- ного цвета. Издали необозримая равнина его кажется выше берега. Ветер гонит с запада волны и далеко разносит крики чайки.

Море, налетая с грохотом и шумом на берег-, роет под собой гравий и, как кипящий сне]-, рассыпается с шипением и вползает на берег, но тотчас же скользит, как стекло, назад, подпирая со­бой новый крутящийся вал, а вдали расшибается о камни и высо­ко взвивается в воздух. (141 слово)

(По И. Бунину)

III

Венера — самое яркое после Луны светило нашего ночного неба. Сияя мягким блестящим светом, она издавна поражала во­ображение людей. Недаром древние присвоили ей имя богини кра­соты — Венеры.

Предполагая, что Венера — два светила, древние называли ее утренней или вечерней звездой. Действительно, утром она появ­ляется па востоке незадолго до восхода Солнца, исчезая затем в его лучах. Через несколько месяцев ее можно наблюдать вечером, после заката, когда она сияет над западным горизонтом и, посте­пенно опускаясь, скрывается вслед за Солнцем.

Венера кажется такой яркой потому, что это ближайшее к нам небесное тело, не считая Луны, и, кроме того, она покрыта гус­тым слоем белых облаков, хорошо отражающих солнечные лучи. Именно вследствие этой густоты и плотности атмосферы мы не­много знаем о планете, несмотря на ее сравнительную близость к Земле. Исследованиями, Однако, доказано, что температура на ее поверхности высокая — несколько сот градусов тепла, а верхние слои атмосферы содержат кислоты в десятки или сотни раз больше, чем атмосфера Земли. (150 слов)

(По М. Гумилевской)

IV

Первые рассказы неизвестного тогда автора — геолога и па­леонтолога Ивана Ефремова — были опубликованы незадолго до окончания войны, в сорок четвертом.

В жизни Ефремова было многое: странствия, война, работа, впечатления, размышления. К двадцати годам он открыл кладби­ще древних земноводных на далеком севере, is тридцать три стал доктором биологических наук. Ефремов — создатель тафономии, или науки о том, где и как искать остатки ископаемых животных. Однако известен он как писатель-фантаст.

Фантастика, как правило, повествует о мечтах и надеждах. Не каждый способен даже в мечтах увидеть мир по-новому. Ефремов обладал даром заглянуть в далекое будущее. Более того, фантасти­ка, отзываясь на мечты и надежды, опережает свое время, а Еф­ремов опережал и фантастику. Роман о космическом будущем че­ловечества, например, он создал до того, как весь мир взбудоражил первый русский спутник. «Туманность Андромеды» — книга о ро­мантике космического, вселенского, о дружественных внеземных цивилизациях, о подробностях земной жизни через тысячелетия. (140 слов)

(По Г. Гуревич)

V

Русский Север — край невероятных просторов, раздолья и во­ли (Север никогда не знал ни татаро-монгольского ига, ни крепо­стного права), край редкого богатства и редкой красоты, которая и поныне не утратила очарования первобытной дикости.

Беспредельные леса, полные зверья и птицы, многоводные ре­ки и озера, серебряные от плещущей рыбы,— таким увидели этот край впервые пришедшие сюда люди.

Однако Север не сказка, не та обетованная земля, о которой веками мечтали крестьяне. Север — это бесконечная зима с не­пролазными снегами и лютыми морозами. Север — это штормы и бури ледяных морей. Именно на этой земле выросло особое пле­мя русских людей — поморов, людей великого мужества, выносли­вости, людей предприимчивых. Ведь именно они, поморы, прору­били окно в Европу, сделав свою столицу — город Архангельск — первыми морскими воротами России. Из среды поморов вышли паши землепроходцы, еще четыре века назад бесстрашно и дерз­ко бороздившие на своих немудреных суденышках Ледовитый оке­ан. Отсюда, из Поморья, началось грандиозное движение русско­го народа в Сибирь, на Восток. (150 слов)

(По Ф. Абрамову)

VI

Здесь, наверху, всегда дул холодный ветер, стекавший с ледника на равнину. Лес в этом месте отступал от скальной стены дальше, чем всюду. Видно, никакая жизнь не могла долго переносить дыхание пропасти. Ущелье напоминало каменную реку. Казалось, какая-то си­ла, бушевавшая здесь в стародавние времена, вымела наружу россы­пи чугунно-серых скал. Сторона скалы, обращенная к горам, была покрыта слоем желтого налета. Трава тоже не хотела здесь расти.

Беспорядочно нагроможденные валуны несколько отступали от края пропасти, а может, были кем-то нарочно сброшены вниз. Они образовали небольшую площадку. Ее дальний край обрывал­ся в бездну. Оттуда, неторопливо клубясь, выползал желтоватый туман. Сквозь него виднелся противоположный берет-, такой же скалистый и неприветливый, и неширокий подвесной мост.

Внизу, под мостом, зияла немереная глубина. Никто, наверное, по своей воле не спускался туда, и уж никто, конечно, не смог бы подняться обратно. А сверху смотрели горы, величавые, равнодуш­ные, в облачных шапках, в голубоватых плащах никем не потре­воженных ледников. (149 слов)

(По М. Семеновой)

VII

Нигде в Подмосковье вы не увидите такого изобилия густых трав, полевых цветов, как под Звенигородом. Здесь, в деревне Ду- нино, провел свои последние семь лет жизни Михаил Пришвин — писатель и путешественник.

Его дом, утопающий в зелени, стоит на пригорке. С круглой террасы открывается широкая панорама реки, заречные дали, ти­хие и ласковые. Сюда, в дом, приобретенный писателем, утомлен­ным скитаниями, врывались освежающей грозой воспоминания об увлекательных путешествиях. О них он рассказывал ребятишкам, часто приходившим к нему. В саду рассаживались на скамейке, сделанной, как и стоящий здесь стол, самим Пришвиным. Ребята, конечно, просили рассказать о приключениях. Присев к ним и гля­дя на шумящие верхушки деревьев, писатель вспоминал невыду­манные истории о своей жизни, удивлявшей всех. Рассказывал, как появилась у него страсть к путешествиям, как в детстве пы­тался даже бежать в Америку. Но не просто непоседливость зва­ла его в дорогу, а неуемное желание увидеть невиданное и выра­зить словами неповторимую прелесть природы. (145 слов) (По материалам книги В. Осокина «Жемчужины Подмосковья»)

Пунктуация в предложениях с прямой речью Схематические диктанты

I. 1) «Куда так, кумушка, бежишь ты без оглядки?» —Лисицу спрашивал Сурок. 2) К Крестьянину вползла Змея и говорит: «Со­сед, начнем жить дружно!» 3) «Кто ты? Что делаешь?» — спросил сердито Лев. 4) «Постой-ка,— Волк сказал,— сперва мне ведать надо, каков пастух у стада?» 5) «Что это,— говорит Реке соседний Пруд,— как на тебя ни взглянешь, а воды все твои текут».

(Из басен И. Крылова)

II. 1) «Если кузнец Вакула принесет мне царицыны череви­ки,— продолжала гордо красавица,— то выйду тотчас за него замуж». (Н. Гоголь) 2) «Не тужи, моя ненаглядная Оксана,— подхватил кузнец.— Я тебе достану такие черевики!» (П. Го­голь) 3) «Не сердись, отец»,— примирительно сказал парень. (В. Шукшин) 4) «Скажи мне, кумушка, что у тебя за страсть кур красть?» — Крестьянин говорит Лисице, ветретясь с нею.

UJ

(И. Крылов) 5) Он неожиданно произнес: «Я где-то видел вас раньше». 6) Гоголь высоко оценил прозу Лермонтова: «Никто еще у нас не писал такою правильною, прекрасною и благоуханною прозою». 7) «Я не знаю языка лучше, чем у Лермонтова»,— го­ворил Чехов.

Знаки препинания при цитировании Объяснительные диктанты

I. 1) «Сделайте милость, дайте какой-нибудь сюжет, хоть ка­кой смешной или не смешной, но русский чисто анекдот»,— про­сит Гоголь в письме к Пушкину. 2) Критик Булгарин на следую­щий день после постановки «Ревизора» в статье, полной желчи и негодования, писал, что «это не комедия, так как па административных злоупотреблениях комедию построить нель­зя». 3) «И никого не впускать в дом стороннего, особенно куп­цов»,— приказывает городничий Держиморде и Свистунову. 4) Вот что рассказывал Горький о чтении им в отрочестве «Де­мона»: «Поэма взволновала меня мучительно и сладко, у меня сорвался голос, я плохо видел строки стихов, слезы навертыва­лись на глаза». 5) В 1830 году Лермонтов записал в своей тет­ради: «Как жалко, что у меня была мамушкой немка, а не рус­ская — я не слыхал сказок народных». 6) «Смерть Пушкина возвестила России о появлении нового поэта»,— так определил В. Сологуб впечатление, которое произвели стихи Лермонтова. 7) Другой современник писал: «Навряд ли когда-нибудь еще в России стихи производили такое громадное и повсеместное впе­чатление». 8) «Стихи на смерть Пушкина были выступлением всенародного значения,— пишет литературовед В. Мануйлов в книге о Лермонтове.— Это был прямой вызов истинным винов­никам гибели Пушкина». 9) В Пятигорске Лермонтов, по словам поэта Н. Сатина, «зорко наблюдал за встречающимися ему инте­ресными личностями». 10) Гюго утверждал, что «книги — это друзья, бесстрастные, но верные».

II. 1) В своих стихах Лермонтов обращается к вольнолюбиво­му древнему Новгороду:

Приветствую тебя, воинственных славян Святая колыбель!

2) В поэме «Сашка» поэт восклицал:

Москва! Москва! Люблю тебя как сын, Как русский,— сильно, пламенно и нежно!

3) «"Уважение к минувшему — вот черта, отличающая обра­зованность от дикости",— сказал когда-то Пушкин. После этой черты мы, похоже, теперь и остановились, сознавая, что нельзя отступать назад, и не смея, но все приготовляясь и приготовля­ясь двинуться вперед, к подлинному уважению»,— пишет В. Рас­путин.

Контрольные диктанты

I

Итак, Петя сдал вступительный экзамен в гимназии. Однако те­тя упорно утверждала: «Никакого экзамена, конечно, не было, а было легкое приемное испытание». Но Петя повторял со слезами: «А вот был экзамен!» Тетя решила покривить душой: «Впрочем, я, вероятно, ошиблась. Кажется, был экзамен». Петю, однако, грызло сомнение, потому что все прошло как-то чересчур быстро и гладко.

Вначале все шло превосходно. Мальчика огорчало только то, что его еще ни разу не вызывали к доске. Каждую субботу он с грустью приносил дневник, обернутый в роскошную бумагу, оклеенную серебряными звездами.

Однажды Петя, не раздеваясь, вбежал в комнату. Размахи­вая дневником, он радостно кричал: «Мне отметки поставили!» Торжественно швырнув дневник на стол, мальчик гордо отошел в сторону, как бы не желая мешать созерцанию отметок.

Раскрыв дневник, тетя ахнула: «Сплошные двойки!» «Я так и знал! — чуть не плача от обиды закричал Петя.— Важно, что это отметки!» И, сердито выхватив дневник, мальчик помчался во двор показывать его приятелям. (149 слов)

(По В. Катаеву)

II

В книге «Лесная капель» Михаил Пришвин описывает свое путешествие вдоль лесного ручья, встречу с упавшим поперек де­ревом, как бы пытавшимся остановить течение говорливого ручья. А тот все же пробивался и нашел себе выход под деревом. И пи­сатель делает вывод: «Пусть завал на пути! Препятствия делают жизнь. Не будь их, вода бы безжизненно сразу ушла в океан, как из безжизненного тела уходит непонятная сила».

Восторгаясь окрестностями Подмосковья, Пришвин отдавал им предпочтение перед могучей дальневосточной тайгой. Впоследст­вии в дневниках (Пришвин записывал, словно на ходу зарисовы­вал, как художник, прямо с натуры) писатель отмечал, что «в ле­сах подмосковных человек всегда возвышается и чувствует себя хозяином». У него были свои любимые деревья, просеки. Любу­ясь ими, он совершал открытия, казавшиеся другому человеку не­интересными или изученными.

Однажды остановился он у трех, казалось бы, неприметных де­ревьев. Однако они вызвали восторг писателя: «Посмотрите-ка! Видите, в середине береза. Как картинно и горделиво распустила она свои зеленые кудри!» (147 слов)

(По В. Осокину)

Итоговые контрольные диктанты

I

Утро, тихое, ясное, ошеломило меня. Неширокая, но глубокая речонка, розовая в лучах солнца, плещется у самых ног. Легкий ветерок едва колышет прибрежные кусты. Ни шума, ни шорохов.

На берегу приютилось несколько удильщиков, приехавших, как выяснилось, из ближайших сел. На песчаной отмели, возле коряги,--выброшенной когда-то ветром; сидит рыбак. Снасть его незатейлива и надежна. Он прилаживает на крючок кусочек сы­рой раковой шейки (раки лежат возле него в сумке) и закидыва­ет наживу на середину реки. Грузик у негогя заметил, - потяжелее обыкновенного. Свинцовая полукруглая пластинка плотно ложится на дно, и вода ее хорошо обтекает, не сдвигая с места. Впрочем, здесь почти не ощущается течение.

Закинув удочки, рыболов настораживается и в течение некото­рого времени неотрывно смотрит на гибкий прутик, воткнутый в песок. Но вот прутик начинает дергаться и трястись,, и вскоре на песке трепещет несколько рыбешек: окунь-красавец, краснопе­рая плотва, серебряный язь.

Рыбалка, конечно, удивительная вещь! (142 слова)

(По В, Солоухину)

II

Я получил задание привезти из экспедиции, направленной в Закавказье, несколько редких животных.

Однажды ранним утром меня разбудили голоса: «Дикий кот у дяди Прохора! В капкан попался».

Через несколько минут я уже был у дяди Прохора. Там стоя­ла толпа, наблюдавшая за лежащим на земле крупным камышо­вым котом. Короткая цепь капкана, прикрепленная к вбитому в землю колу, валила кота на землю. Я сбросил с себя кожаную куртку и, прикрывая ею лицо, приблизился к зверю. Зверь был связан и водворен в клетку. Однако вел он себя странно: не пытался освободиться, неподвижно лежал в углу клетки, не прикасаясь к пище, предлагаемой ему, и, казалось, не замечал людей.

Опасаясь за жизнь кота, я впустил в его клетку живую кури­цу — любимую пищу кота на воле. Вначале курица, испугавшись опасного соседа, металась по клетке, по потом успокоилась. Хищ­ник не обращал на нее никакого внимания. Прожив еще два дня, кот умер. По-видимому, он не смог примириться с потерей свобо­ды. Курица, обреченная на съедение, осталась невредимой и бы­ла отпущена на волю. (162 слова)

(По Е. Спангенбергу)

Ill

Кирилл и Мефодий — славянские просветители

Братья Кирилл и Мефодий принесли па земли славян свет письменности и знаний. Они составили славянскую азбуку, пере­вели с греческого на славянский священные и церковные книги.

Кирилл (до принятия монашества его звали Константином) и Мефодий жили в Солуни — знаменитом торговом городе Визан­тии. Вокруг Солуни славянские племена растили хлеб. В городе жили мастеровые люди, но они были неграмотными. Книга счита­лась недоступной роскошью.

Прошло несколько лет, и Константин, уже прославившийся своей ученостью, приезжает в столицу. Здесь, в Константинополе, он учится у знаменитых ученых: у Фотия — литературе, у Льва Математика — механике, астрономии.

Чтобы получить высшее образование, полагалось изучить семь наук: грамматику, риторику, философию, арифметику, геометрию, а также музыку. Константин постепенно становится лучшим уче­ником. В течение десяти лет он освоил ряд языков: славянский, греческий, арабский. Знание славянского, существовавшего тогда лишь в устной форме, определило его дальнейшую жизнь и дея­тельность. (139 слов) (По В. Янченко)

IV

Чуткое ухо ловит знакомые звуки весны. Вот вверху, почти над головой, послышалась барабанная трель, звонкая, радостная. Нет, это не скрип старого дерева, как обычно думают городские не­опытные люди, оказавшись в лесу ранней весной. Это, выбрав су­хое дерево, по-весеннему барабанит лесной музыкант — пестрый дятел. Всюду: в лесу, ближе и дальше — торжественно звучат, как бы перекликаясь, барабаны. Так дятлы приветствуют весну.

Вот, пригретая лучами мартовского солнца, свалилась с ма­кушки дерева, рассыпавшись снежной пылью, тяжелая белая шап­ка. И, точно живая, долго еще колышется, как бы машет рукой, зеленая ветка, освобожденная от зимних оков.

Стайка клестов-еловиков, весело пересвистываясь, красно- брусничным ожерельем рассыпалась по увешанным шишками вер­шинам елей. Лишь немногие знают, что эти птички, веселые, об­щительные, всю зиму проводят в хвойных лесах, искусно устраивая в густых сучьях теплые гнезда. Опершись на лыжные палки, дол­го любуешься, как шустрые птички клювиками теребят шишки, выбирая из них семена, как, кружась в воздухе, тихо сыплются на снег легкие шелушинки. (149 слов)

(По И. Соколову-Микитову)


Перелет — тяжелый период в жизни пернатых, требующий от них отдачи всех сил. Однако они становятся путешественниками, не- f»l

смотря на трудности, которые им приходится преодолевать в пути.

Одна из загадок природы — способность птиц определять вре­мя начала перелетов. Сроки сбора на зимовки им устанавливать нетрудно. Ненастная осенняя погода, сокращение продолжитель­ности светового дня — все это торопит в дорогу. Другое дело — возвращение к местам гнездовий, на родину. Как птицы определя­ют, живя в тропиках, приближение весны у нас? По-видимому, им помогают птичьи биологические часы.

Как известно, солнце в течение дня перемещается из восточ­ных районов небосвода в западные. Удивление вызывают наблю­дения, показывающие способность птиц ориентироваться по солн­цу. Для многих птиц эта способность врожденная. Пернатым, не получившим в наследство эти знания, запомнить необходимые в пути ориентиры помогает фантастическая память. Птицы, утверждают ученые, ощущают также земные запахи, прислушивают­ся к раздающимся снизу звукам, учитывают величину центробеж­ной силы, возникающей при вращении Земли, и реагируют на изменение ее магнитного поля. (148 слов)

(По Б. Сергееву)

VI

Приближение ночи

Летний день угасает, и в засыпающем лесу воцаряется гулкая тишина. Вершины сосен-гигантов еще алеют нежным отблеском догоревшей зари, однако внизу становится темно. Аромат смоли­стых ветвей, острый и сухой, слабеет, зато сильнее чувствуется сквозь него приторный запах дыма, расстилающегося по земле от дальнего лесного пожара. Неслышно и быстро опускается на зем­лю ночь. С заходом солнца примолкли птицы.

Совсем стемнело. Глаз, привыкший к постепенному переходу от света к темноте, различает вокруг неясные силуэты деревьев. Ни звука, ни шороха не раздается в лесу, а в воздухе чувствуется удивительный травяной запах, плывущий с полей.

Всюду: и направо, и налево от тропинки — простирается не­высокий путаный кустарник, и вокруг него, цепляясь за ветки, ко­леблясь и вытягиваясь, бродят разорванные клочья тумана, неяс­ные, белые.

Странный звук неожиданно разносится по лесу. Он протяжен, низок и, кажется, выходит из-под земли. (133 слова)

(По А. Куприну)

КЛАСС






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных