ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Лекции, беседы, семинары, выставки, подборка литературы и пр.Эти формы часто подразделяются на: - индивидуальные (беседа), - коллективные (тематический урок, родительское собрание), - публичные выступления (лекция, сообщение перед большой аудиторией) и др.
Использование той или иной формы определяется: - опытом практического психолога, его коммуникативными и лекторскими, творческими возможностями, - конкретной ситуацией аудитории, в которой проводится этот вид работы.
Психолог раскрывает перед родителями значимые, насущные вопросы, решаемые их детьми на данной возрастной ступени, и предлагает подходящие для этого момента формы детско-родительского общения. Для этого можно использовать короткие психологические беседы на родительских собраниях.
– Наглядные (плакат, буклет, памятка), интерактивные (через Интернет и т. п.). ДГ: Невербальные??
- знакомить учителей, воспитателей, родителей и школьников с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития личности, - популяризовать и разъяснять результаты психологических исследований, - формировать потребность в психологических знаниях и желание использовать их в работе с ребенком или в интересах развития собственной личности, - а также достичь понимания необходимости практической психологии и работы психолога в детском саду и в других учебно-воспитательных учреждениях.
Психологическое просвещение родителей - весьма важный аспект в работе психологической службы в школе. Большинство родителей просто не имеют понятия, чем занимается психолог с их детьми. Начинают возникать вопросы, зачем это нужно, не болен ли мой ребенок т.п.
- индивидуальные беседы с родителями о воспитании, обучении и развитии ребенка; - подготовка и проведение психологом тематических родительских собраний; - организация работы родительского психологического клуба; - предоставление психологом вербальной и наглядной информации (оформление стендов, выпуск газет).
Работа психолога с семьей нуждается в понимании системной динамики семьи (как семья реагирует при появлении у ребенка симптома) и оценки индивидуальных реакций (какие проблемы встают перед каждым членом семьи и ребенком).
В работе педагога-психолога школы важную роль занимает просвещение учащихся.
2. выступления на родительских собраниях по запросам классных руководителей; 4. участие в работе школьного психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк); 5. консультирование педагогов (плановое и по индивидуальным запросам).
Консилиум помогает избежать субъективизма в оценке возможностей детей, позволяет объективно их понять и построить совместную программу действий, направленную на развитие определенных качеств или на устранение выявленных проблем и недостатков.
Одной из проверенных и результативных форм взаимодействия психолога, учителей и родителей является научная лаборатория, которая может обеспечить разработку научно-педагогических проблем от научного поиска до внедрения результатов в практику работы образовательных учреждений, помощь в профессиональном развитии педагогов и решении актуальных практических задач. Лаборатория педагогической психологии и психологической поддержки развития ребенка является одной из наиболее эффективных форм психологического просвещения.
2. Оценка результативности созданных программ практических действий по решению проблем, возникающих в образовательном процессе. 5. Пропаганда достижений психологической науки посредством чтения лекций, проведения семинаров, круглых столов, тренингов и других форм психологического просвещения. 6. Организация помощи школе в научном поиске, направленном на совершенствование воспитательно-образовательного процесса. 7. Консультирование и просвещение педагогов в контексте психолого-педагогического сопровождения адаптации ребенка к школе.
• создание условий для социально-психологической адаптации детей в школе;
Каковы возможные темы психолого-педагогического семинара в школе? Примеры наиболее актуальных тем для психолого-педагогического семинара приводятся в конце лекции (Приложение 1).
Известное положение отечественной психологии о том, что все психические качества и навыки формируются в деятельности, приложимо и здесь. Психологические знания будут включены в реальную профессиональную деятельность тогда, когда они могут быть присвоены и включены в систему мышления педагога.
обучения и воспитания детей; решения проблем личностного развития и самопознания, межличностных отношений и самопознания;
родителей;
- школьников, определивших психологию как свою будущую специальность, и - школьников, интересующихся психологией вообще — желающих получить знания о внутреннем мире человека, развить свои коммуникативные способности и т. д. ДГ: Но это будет уже не просвещение, а обучение психологии.
Желательно приводить примеры из повседневной жизни школьников, класса в целом.
- вопросы побуждают учащихся к активному высказыванию своей точки зрения, - позволяют школьникам самостоятельно «открыть» разные аспекты психологических явлений. Для их выполнения ученики организуются в команды, пары или выполняют их индивидуально. Возможно выполнение упражнений несколькими добровольцами. Остальные же наблюдают, а затем анализируют ход упражнения и его результаты.
каждое занятие, преследуя свои специфические цели, связанные с конкретной тематикой, в целом направлено на развитие основных личностных механизмов, выступающих как основа активности, субъектности индивида.
Существуют и другие формы психологического просвещения: Психологический листок и буклет. В санитарном просвещении такие формы как "Санитарный листок", "Санитарный бюллетень", буклет, витрина применяются довольно широко. В практической психологии это почти не разработанный вопрос. Формами оперативного информирования являются часто используемые в образовательных учреждениях листки и буклеты. В первую очередь они способствуют оформлению интерьера кабинета и лишь во вторую несут информационно-просветительную нагрузку. Плакат, специальная витрина. Как и предыдущие формы тоже выполняют преимущественно "интерьерную" функцию. Собственно даже в рекламных сообщениях об их выпуске каким-либо издательством акцентируется именно эта сторона их использования "для оформления кабинета". Собственно такую же "интерьерную" функцию выполняют и "подборки специальной литературы". Памятка. Отдельные вопросы и темы, наиболее проработанные психологом, можно оформлять в виде своеобразных памяток - небольших брошюр, выполненных типографским способом или размноженным через принтер. В большинстве случаев психологи оформляют в виде памяток материал уже прочитанных лекций, выступлений на методических совещаниях или публикации в СМИ. Поскольку применение большинства из этих наглядно-вербальных форм замыкается в периметре стен и шкафов кабинетов психологов и учительских, то их информационная полезность весьма низка.
Более действенно в практической психологии непосредственное общение и преимущественно устные вербальные формы информирования и просвещения. Кроме функции сугубо исследовательского метода беседа может эффективно использоваться и как незаменимый инструмент психотерапевтического и психопрофилактического воздействия специалиста на его клиентов. Методика проведения беседы может быть разнообразной в зависимости от условий, опыта психолога, его знания проблемы, умения варьировать степень своего участия и участия слушателей. Формы беседы также различны: - рассказывает лектор и изредка обращается к слушателям (неактивная форма); - в процессе работы искусственно создается ситуация, допускающая категоричные возражения или одобрения, что вызывает активную и оперативную реакцию со стороны слушателей; - по договоренности со слушателями с целью участия всех в обсуждении данной проблемы одна часть слушателей задает вопросы, другая отвечает, и наоборот;
Беседа индивидуальная используется в процессе работы с клиентом. Является эффективной формой реализации задач психологического просвещения в практической психологии образования. Тема беседы вытекает из содержания работы по конкретному запросу и полученных предварительных выводов. Главное требование к любому конкретному варианту беседы - соблюдение этико-педагогического такта. Беседа групповая. В работе практического психолога образования такая беседа может быть осуществлена в классе на классных часах, на педагогическом совете или родительском собрании. Это уже планируемый вариант психологического общения психолога с группой клиентов (учащихся, родителей, педагогов и др.). Коллегиальное обсуждение располагает к диалогу и полилогу. В качестве варианта коллегиального обсуждения приведем психолого-педагогический консилиум. Собственно психолого-педагогический консилиум это своеобразный "высший уровень" развития беседы в образовательном учреждении, а не одна из организационных форм взаимоотношения практического психолога и педагога, и тем более это не начальный этап организации психологической службы, как было принято рассматривать консилиум в практической психологии образования ранее.
Лекционная работа в нашей стране долгое время была прерогативой активистов общества "Знание". В рамках этой общественной организации лекция была фактически основной формой идеологического пропагандистского воздействия. В педагогическом обществе, как правило, пользуются спросом темы напрямую связанные с вопросами школьной жизни и взаимодействий в системе "учитель-ученик". Последнее время актуальными стали вопросы психологического обоснования образовательных инноваций. Основные дидактические условия к лекции: - высокий научно-теоретический уровень (с учетом подготовленности аудитории); - целостное раскрытие темы; анализ конкретных фактов и явлений в их взаимосвязи; - их обобщение; - связь с ранее изученным материалом: - эмоциональность изложения и т. п. . Первое - тема заранее утверждена и аудитория определена, а потому она более ориентирована на восприятие материала выступления. Второе - этот вариант психологического просвещения не вызывает вопросов в его оценке и отнесению к одному из основных направлений работы практического психолога. Просто его однозначно относят к методической работе.
Наиболее эффективной формой психологического просвещения, осуществляемого в педагогической среде, является семинар, где слушателям предлагают конкретные технологии и приемы психопрофилактической и психогигиенической работы. Как показывает опыт, целесообразно выстраивать свое сообщение на методическом совещании по схеме двух-трех блоков, предполагающих теоретическую часть и практическую, направленную на формирование навыков, обучение практическим приемам в рамках обсуждаемой темы. Постановка разнообразных вопросов, вариативность их обсуждения создают на занятиях атмосферу раздумий, своеобразного обмена мнениями, коллективного анализа, - иными словами, позволяет организовывать всестороннее обсуждение проблемы в режиме диалога и сформировать коллективное мнение. В последнее десятилетие в связи с активной пропагандой некоторых психотехник в педагогической среде стали все более и более внедряться так называемые "активные формы обучения" и игротехнические приемы.
Буклеты и плакаты используются в образовательных учреждениях разного типа для оперативного информирования читателей, а также способствуют оформлению интерьера кабинета психологии. Отдельные вопросы и темы, наиболее проработанные педагогом-психологом, можно оформлять в виде памяток для учащихся, их родителей и педагогов.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|