ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Профессионального образования. Дополнительное образование.Профессиональные образовательные программы направлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации (Закон РФ «Об образовании», 2000).
К профессиональным программам высшего образования относятся программы: 1) начального профессионального образования; 2) среднего профессионального образования; 3) высшего профессионального образования; 4) послевузовского профессионального образования.
В системе и учреждениях начального профессионального образования психология редко преподается как отдельная дисциплина. Систематизированная информация по этому вопросу, к сожалению, отсутствует.
Обучение в средних профессиональных учебных заведениях регулируется Законом Российской Федерации «Об образовании» и Типовым положением об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении) (2001). В соответствии с ними установлены следующие виды средних специальных учебных заведений: - техникум (училище) — среднее специальное учебное заведение, реализующее основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базового уровня; - колледж — среднее специальное учебное заведение, реализующее основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базового и повышенного уровня (Типовое положение..., 2001, с. 75).
Содержание среднего профессионального образования устанавливается государственным образовательным стандартом (О введении в действие государственного образовательного стандарта..., 2002). В соответствии с этим документом психология как учебный предмет наиболее широко представлена в требованиях к подготовке выпускников по педагогическим специальностям. Например, студенты педагогических училищ и колледжей должны усвоить большой объем психолого-педагогических знаний и умений.
При подготовке учителей начальных классов предполагается изучение общей, возрастной, педагогической, социальной психологии; студенты также проходят психолого-педагогический практикум.
Еще шире психологические дисциплины представлены в образовательных программах среднего профессионального образования учителей начальных классов с дополнительной подготовкой в области психологии. Студенты дополнительно изучают: педагогическую, социальную, экспериментальную психологию, основы психодиагностики, психофизиологические основы обучения, психологию семьи. (Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования, 2002).
Психология также изучается в средних профессиональных учебных заведениях медицинского профиля. Курсы общей и медицинской психологии, а также психологии общения довольно типичны для образовательных программ этих учебных заведений.
Обучение в высших учебных заведениях России регулируется Законом Российской Федерации «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (Закон.... 1996; О высшем и послевузовском профессиональном образовании.... 2000), а также Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации (Типовое положение..., 2001). В соответствии с этими документами в России существуют три типа высших учебных заведений: университеты, академии и институты.
Закон определяет права и обязанности студентов, слушателей, аспирантов, докторантов, соискателей, работников вузов. В Российской Федерации установлены следующие ступени высшего профессионального образования с присвоением квалификации (степени): 1) «бакалавр» — срок обучения не менее 4 лет; 2) «специалист» — срок обучения не менее 5 лет; 3) «магистр» — срок обучения не менее 6 лет. Однако для лиц, имеющих среднее профессиональное образование соответствующего профиля или высшее профессиональное образование различных ступеней, возможны и более короткие сроки освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования.
Сокращение сроков освоения Основной образовательной программы высшего профессионального образования осуществляется на основе имеющихся знаний, умений и навыков студента, полученных на предшествующем этапе обучения (Об утверждении Условий освоения..., 2002).
Возможно также получение высшего образования в форме экстерната. Однако по некоторым направлениям и специальностям получение образования в форме экстерната не допускается. Порядок организации обучения в форме экстерната регулируется специальным положением Министерства образования (Положение об экстернате.... 1998).
Целям интеграции высшего образования служит Европейская конвенция об академическом признании университетских квалификаций, принятая Советом Европы (Европейская конвенция..., 1999), а также Конвенция о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе, принятая в Лиссабоне в 1997 г. и ратифицированная Российской Федерацией в 2000 г. (Конвенция о признании квалификаций..., 2000). В соответствии с этими документами высшее образование, полученное за границей, дает: ♦ «доступ к дальнейшему обучению в системе высшего образования, включая соответствующие экзамены, и/или к подготовке по программам, ведущим к получению ученой степени, на условиях, аналогичных тем, которые применяются к обладателям квалификации Стороны, в которой испрашивается признание;
♦ использование ученой степени в соответствии с законами и правилами Стороны, или под ее юрисдикцией, в которой испрашивается признание.
Кроме того, признание может облегчить доступ на рынок труда в соответствии с законами и правилами Стороны, или под ее юрисдикцией, в которой испрашивается признание» (Конвенция о признаний квалификаций..., 2000, с. 85).
Образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования в России строятся на основе государственных образовательных стандартов. Эти стандарты предназначены для обеспечения качества образования.
Они состоят из федеральных и национально-региональных компонентов.
Федеральные компоненты государственных образовательных стандартов включают в себя: 1) общие требования к основным образовательным программам высшего и послевузовского профессионального образования; 2) требования к обязательному минимуму содержания основных образовательных программ, к условиям их реализации, к уровню подготовки выпускников; 3) сроки освоения основных образовательных программ; 4) максимальный объем учебной нагрузки обучающихся.
Содержание национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов определяется высшим учебным заведением самостоятельно.
Что касается других стран, то, например, в США не существует государственных стандартов высшего образования в области психологии. Каждый университет сам разрабатывает образовательную программу.
В 2002 г. Комитет по вопросам образования Американской психологической ассоциации одобрил документ под названием «Учебные цели и результаты базового психологического образования», который направлен на выработку общих подходов к подготовке бакалавров психологии (Halonen, 2002). Однако этот документ носит только рекомендательный характер и не определяет учебных дисциплин, которые должны преподаваться.
В европейских странах в последнее время предпринимается ряд попыток сделать базовое психологическое образование взаимно признаваемым. Европейская федерация ассоциаций профессиональных психологов в 1990 г. одобрила «Оптимальные стандарты» профессиональной подготовки психологов. Они касаются некоторых общих принципов и подходов, но не конкретизируют детально содержание и структуру обучения (Optimal Standards, 1990).
В 1998 г. в рамках программы «Леонардо» началась реализация проекта «Европейская структура для подготовки психологов» (European Framework for Psychologists Training, 1998). В проекте принимают участие пятнадцать партнеров из двенадцати стран: Франция, Германия, Великобритания, Дания, Финляндия, Греция, Италия, Нидерланды, Норвегия, Испания, Швеция, Швейцария, (цит. по: Карандашев, 2001).
Послевузовское профессиональное образование в России может быть получено в аспирантуре, ординатуре, адъюнктуре и докторантуре, функционирующих в образовательных учреждениях высшего профессионального образования и научных учреждениях, а также в рамках различных видов высшего дополнительного образования. Послевузовское профессиональное образование строится на основе утвержденных Министерством образования России Временных требований к основным образовательным программам послевузовского профессионального образования по отраслям наук и приложений к ним, размешенным на сайтах - Министерства образования России: http:/www.ed.gov.ru - ГНИИ информационных технологий и телекоммуникаций http:/www.informika.ru.
Высшее учебное заведение или научная организация разрабатывают эти образовательные программы самостоятельно. Методические рекомендации по атому поводу содержатся в соответствующем письме (О порядке формирования основных образовательных программ послевузовского профессионального образования..., 2002).
Важным итогом обучения в аспирантуре является подготовка и зашита диссертационной работы. Соответствующие требования, критерии и процедуры описываются в Положении о порядке присуждения ученых степеней (Положение..., 2002).
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|