ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
КОРОТКОЕ ПОГРУЖЕНИЕ РЕЙБЕНА ГРИМА ВО ВРЕМЯ ГРОЗЫМальта, 19 июня 2000 г. Во время моего посещения Мальты в ноябре 1999 года в моем миникомпь- ютере файл Цайтльмайера содержал статью из журнала «Археология», в кото- рой, как мне казалось, с самого начала писалось о важности обнаружения под- водного храма. Согласно этой статье, куратор раздела археологии Мальтийско- го национального музея Рейбен Грима совершил погружение у берегов Слимы, но он «не был убежден, что камни на морском дне действительно являлись раз- валинами храма». Рядом со статьей Грима имелась ссылка на профессора Маль- тайского университета Энтони Бонанно, который заявлял, что даже в случае если под водой обнаружатся развалины храма, сам факт его ухода под воду не будет обязательно означать, что датировку строительства мальтийских храмов следует пересмотреть20. Замечание Бонанно было совершенно правильным: для начала необходимо определить механизм затопления этой территории (идет ли речь об опускании суши или о поднятии уровня моря), лишь затем можно перейти к заключениям о возрасте находившихся здесь сооружений. Однако механизм затопления до сих пор не был определен. Надо выяснить хоть что-нибудь об этом участке дна, чтобы понять, являются ли на самом деле увиденные и сфотографированные «мегалиты» и «почкообразные помещения» элементами храма, или речь идет, как заключил Рейбен Грима после своего погружения, о природных образова- ниях, ошибочно принятых энтузиастами-любителями за развалины. В ноябре 1999 года я был слишком подавлен, чтобы заняться чем-либо кро- ме как упрямо нырять раз за разом в холодные воды побережья Слимы, стара- ясь разобраться в каменных глыбах и составить собственное мнение. Тогда я так и не связался с Рейбеном Грима, но его имя все еще фигурировало в моей записной книжке, когда я вернулся на Мальту в 2000 году, чтобы завершить поиски. Я договорился встретиться с ним 19 июня. Я выбрал этот день, потому что мне требовалось ула- дить один вопрос. Нам с Сантхой нужно было разрешение для посе- щения внутренних помещений «нижнего храма» мегалитического сооружения в Мнайдре 20 июня, в день летнего солнцестояния, са- мый длинный день в году. Рейбен Грима являлся одним из тех не- многих людей, которые имели полномочие предоставлять столь редкую привилегию. И онлюбез-
но нам ее предоставил, позвонив смотрителю храма в Мнайдре. Улыбаясь, он сказал: «Вам надо быть на месте до 5 часов утра. Сторож будет ждать вас». Я пояснил ему, что вовсе не являюсь археологом, что я всего лишь автор научно-популярных книг и потому заранее извиняюсь, если покажусь ему не- вежей или если мои вопросы покажутся ему наивными. Так или иначе, меня интересовало все, что было связано с датировкой и с «установлением после- довательности» строительства мегалитических храмов на Мальте в период с 3600 по 2500 год до н.э., а также с появлением первых обитателей Мальты в 5200 году до н.э. • Как вы пришли к этим датам? — спросил я. Как я и ожидал, Грима объяснил, что главным инструментом установле- ния доисторической хронологии на Мальте являлся метод радио-углеродной датировки, основанный на степени распада C-14, содержащегося в органи- ческих материалах21. Мое мнение об этом методе известно22, но ведь это лишь один из нескольких способов датировки мегалитических и вырубленных в ска- лах объектов. Пусть мои слова покажутся банальными, но по C-14 невозмож- но делать датировку камня: его применяют, только исследуя органические образцы, найденные вокруг развалин или как-то связанные с ними. Можно лишь допускать (в той или иной степени, в зависимости от стратиграфии или других характеристик местности, которые позволяют делать подобные допу- щения), что органические материалы, найденные около мегалита В, около трилитона А или у дольмена С, относятся к тому же периоду, что и возведе- ние данного мегалита. Раскопки участка с возведенными мегалитами чем-то напоминают изуче- ние места преступления: если оно было вовремя огорожено от любопытных и защищено от попадания посторонних предметов и веществ, то результаты ра- боты экспертов окажутся более точными и полезными, чем если бы это место оставалось для всех доступным. Метод датировки по C-14 действительно ис- пользуется судебными экспертами. Если рассматривать мегалитические памят- ники Мальты как место преступления, то можно сказать, что оно основательно «затоптано», поскольку на протяжении тысячелетий местные крестьяне исполь- зовали его в качестве каменоломен и загонов для скота. А иногда археологи- любители даже реконструировали памятники по собственной прихоти23 и рас- капывали с превеликим энтузиазмом, но с недостаточным умением. И проис- ходило это за 200 лет до изобретения радиоуглеродного анализа, который начали применять лишь с середины XX века. Когда я высказал эти соображения Грима, он решительно отмел их: • Видите ли, возможно, будут раскопаны новые свидетельства, которые еде- лают необходимым пересмотр хронологии доисторической Мальты. Но знаете ли, после стольких лет исследований данного вопроса, в которых принимали участие самые выдающиеся ученые, мне кажется, что эта работа выполнена весь- ма неплохо. Если мы и ошиблись, то в худшем случае на несколько столетий, но никак не на тысячелетие. Так что мы не ждем никаких особых сюрпризов. •Сколько радиоуглеродных исследований было проведено, чтобы выстро- ить общепринятую сегодня хронологию? — спросил я. • Вы имеете в виду храмы? • Да, храмы, а также Гипогей. • Ну... на сегодняшний день немного. • Вы не припомните, сколько именно? • Сейчас навскидку сказать не могу. Но это очень просто проверить. Хотя сразу могу сказать, что их было немного. •А среди этих немногих сколько проводилось с образцами, взятыми из- под основания нетронутых мегалитов? • Насколько мне известно, ни одного, — ответил Грима. Мне показалось, что настал подходящий момент, чтобы повернуть разговор на тему подводного храма у Слимы. • Как я понимаю, вы погружались в тех местах, — сказал я. — И каковы результаты вашего исследования? Грима театрально возвел руки к потолку: • Результатов было немного. Если честно, я, собственно, ничего толком и не видел. Он объяснил, что с Шауном Арриго он прибыл на место достаточно поздно, во второй половине дня. В тот день разразилась сильная гроза, и условия для погружения были неважными. Более того, Арриго заявил, что не уверен в точ- ном местонахождении «храма». Вскоре после того как они спрыгнули и приня- лись разыскивать объект, Грима понял, что по ошибке надел полупустой аква- ланг, и был вынужден прервать погружение уже через десять минут. • Видимость оказалась отвратительной, — добавил он. — Мы даже не были уверены, что находимся в нужном месте. Но то, что я разглядел, мне показалось обычным морским дном. • Вопрос в том, было ли увиденное вами тем самым, что, по уверениям Цайтльмайера, является храмом? Было очевидным, что Грима не воспринимает всерьез Цайтльмайера и его теорию древних астронавтов, и я вполне мог понять его скептическое отно- шение к любому заявлению, исходящему из этого источника. Тем не менее предположение о рукотворном сооружении, погруженном в море недалеко от Слимы, вполне могло быть проверено, доказано или опровергнуто эмпири- ческим путем, то есть путем погружения, фотографирования и взятия образ- цов. Но десятиминутное погружение Грима в штормовую погоду нельзя даже с натяжкой назвать полноценной проверкой. В то же время гипотеза о том, что на отмели могут находиться развалины храма, так и не была до сих пор опровергнута. Покидая кабинет в Национальном музее в Валлетте, я спросил Г рима, в курсе ли он того, что за шесть лет до заявления Цайтльмайера капитан Сциклуна уже сообщал о существовании мегалитического храма, находящегося под водой не- далеко от Слимы, притом именно на указанной глубине. Грима признался, что ему ничего не известно об этом, и спросил, кому о нем сообщалось. • Среди прочих, Танкреду Гудеру. Я так понимаю, что в то время он был директором музея. Сциклуна упоминул о своем открытии в письме в газету «Сан- ди Таймс оф Мальта» в марте 1994 года. По правде говоря, мне кажется очень странным, что никто не последовал по его стопам... JSm C ВЫСОТЫ ПТИЧЬЕГО ПОЛЕТА... (5) Мальта, 24 июня 2001 г. ...Мы оставили за собой мыс Марфа и летели теперь над морем параллельно отвесной скале, достигавшей в отдельных местах высоты в сотни метров и ха- рактерной для всего западного побережья Мальты. Мне говорили, что наличие таких скал объясняется медленным, но постоянным поднятием суши вдоль под- водного разлома Панталлериа на протяжении нескольких миллионов лет в ре- зультате геологических процессов. Ежегодно суша здесь поднимается на один или два миллиметра, опуская тем самым вниз восточное побережье в соответ- ствии с законом о равных противоположно направленных силах24. А это зна- чит, что берегу Слимы, где согласно слухам находился подводный храм, погру- жался на протяжении последних 17 тысяч лет не только в результате таяния льда в конце ледникового периода, но еще и из-за опускания суши, которое продол- жается и по настоящее время. ... Мы перелетели через бухту Парадайз, а затем через бухты Анкор и Голден, утыканные пляжными зонтиками и заполненные группками красных, как раки, туристов. За ними последовали бухты Джхайн-Туффиейа и Гнейна. В районе долины Бахрийя мы свернули в глубь острова и прошли над долиной Виед-ир- Рум, в которой расположены средневековые города Мдина и Рабат. По левому борту мы видели эти древние города, а по правому — море. Ландшафт Мальты везде сильно пересеченный и скалистый, изрезанный долинами, насыпями и темными ущельями. Каменистой и пересеченной то- пографией Мальта обязана исключительно природным силам, в первую оче- редь ветрам. C высоты хорошо видно, что все эти нагромождения камней и скал сосредоточены на небольшом пространстве. Антон Мифсуд дал этому следую- щее объяснение: «В настоящее время территория Мальты недостаточна для образования та- ких долин, как Виед-иль-Джазель, Виед-иль-Джазри, Виед-иль-Ксленди и дру- гие. Для образование глубоких низменных долин необходима гораздо большая территория, способная удерживать воды, которые размывают почву в течение тысячелетий»25. Мифсуд прав. Когда-то площадь Мальтийского архипелага была гораздо больше. Настолько больше, что он, собственно, и не являлся архипелагом. Примерно 17 тысяч лет назад, на пике последнего ледникового периода, ког- да уровень моря был более чем на 120 м ниже, главные острова — Мальта, Ко- мино и Гоцо, а также крохотный островок Филфла на юге, образовывали еди- ный участок суши, соединенный на севере широким перешейком длиной в 90 км с Сицилией, которая, в свою очередь, соединялась с материковой Ита- лией. Карта затоплений, составленная Гленом Милном (о которой пойдет речь в главе 19), не оставляет на этот счет сомнений. Замеры глубин убедительно доказывают, что центральная часть Средиземного моря представляет огром- ный интерес для изучения истории человеческой цивилизации. Но ученые, занимающиеся этими вопросами, постоянно пренебрегают данным участком Средиземноморья.
МИР ХУБЕРТА... (5) Мальта, J 5 ноября 1999 г. Мальта — небольшой остров, и вскоре слухи о наших с Цайтльмайером поис- ках вблизи Слимы разнеслись по всей округе. Пару дней я выходил в море на одном и том же судне и с одной и той же командой, чтобы нырять с братьями Арриго и попытаться найти «их» место, пользуясь услугами конкурирующего магазина при- надлежностей для подводного плавания. Конечно же, все это не способствовало установлению хороших отношений, и я уверен, что Шаун и Курт Арриго, а также их отец, имя которого я уже позабыл, воспринимали меня как очень неприятного и нечестного клиента, если не полным идиотом и профаном в подобных делах. Весь день 14 ноября мы провели в спорах, взаимных обвинениях и высоко- парных речах в собственное оправдание, но 15-го мы все-таки отправились в море для совместного погружения. Курт поехать не смог, как, впрочем, и старший Ap- риго. Я нырял с Шауном Арриго, похожим скорее на пирата. Это был физически развитый молодой мужчина лет тридцати. У него были длинные черные волосы, орлиный нос, пристальный взгляд и семидневная щетина. К моему удивлению, он заявил, что не уверен в точном местонахождении развалин и что нам придется их искать. Мы вновь принялись выписывать зигзаги взад-вперед, замеряя глуби- ны и расстояние до берега. Шаун неоднократно заявлял, что нужное место нахо- дится вовсе не так далеко от берега, как до сих пор полагал Цайтльмайер. • Так на каком же расстоянии оно находится? • До него три километра, — вмешался Цайтльмайер. • Один километр, — продолжал настаивать Арриго. Мы воспользовались эхолокатором, чтобы замерить глубины на обоих рас- стояниях, а также на отрезке между ними, но нигде не обнаружили искомое воз- вышение дна. Тем временем погода, еще недавно спокойная, стала портиться, и над нами начали сгущаться тучи. Находясь под килем нашего судна, мы по- чувствовали, как на него накатывали тяжелые волны. Они еще не бились о борт, но ясно свидетельствовали о своей мощи и разрушительной силе. Нам стало несколько жутковато. Вода, еще полчаса назад синяя, вдруг резко сменила цвет на темно-серый или даже на черный, а температура воздуха заметно понизи- лась. В мокром костюме я не мог унять дрожь. Береговая линия между Слимой и Сант-Джулиеном казалась очень далекой. Неужели я действительно собрался нырять в этих условиях? И тут капитан сообщил нам с мостика, что эхолокатор показывает глубину в 20 м... 19... 18,5... 18 м. •Будем нырять здесь, — прокричал Арриго, всматриваясь в воду и присте- гивая акваланг. Я поторопился сделать то же самое, но мы уже проскочили отмель, и капи- тан объявил, что глубина уже составляла 25—30 м. • Будем нырять здесь, — повторил Арриго. — Если отмель находится здесь, мы быстро найдем ее и поднимемся с 25 до 7—8 м. Нам нужно лишь продви- гаться вверх по склону холма, и он приведет нас к подводному плато, где распо- ложен храм. • А если это не то место? — жалобно спросил я. • Шаун Арриго надел маску, вставил в рот мундштук, прыгнул за борт и исчез между волнами. C ВЫСОТЫ ПТИЧЬЕГО ПОЛЕТА... (6) Мальта, 24 июня 2001 г. Теперь вертолет летел над Дингли, где над крутым обрывом в здании с купо- лообразной крышей находилась современная радиолокационная станция. Чуть позже мы уже пролетали над склоном с обнаженным слоем известняка между Баскетт-Гарденс и морем. Здесь на площади около двух квадратных километ- ров сохранилась огромная сеть из петляющих параллельных борозд, образую- щих знаменитую «маршрутную карту» Мальты26. Я был несколько раз в этих местах во время моих предыдущих приездов в 1999 и в 2000 годах и знал, что следы колес иногда расположены совсем рядом, а иногда их ширина в основании достигает 8 дюймов, а глубина доходит до метра и более. Этот участок, получивший название «Пересечение Клэпхена», является сегодня одной из туристических достопримечательностей. Сейчас, с высоты око- ло 120 м, я видел, что это была точка, где колеи пересекались и от которой расхо- дились во все стороны. Некоторые из них были абсолютно прямыми, другие — извилистыми, некоторые вновь пересекались. Казалось, что в их расположении не имелось никакой упорядоченности, и существование мальтийского явления не находило никакого объяснения27. Археологи не смогли даже приблизительно определить возраст этих следов. Но им никак не менее 3000 лет, поскольку в не- которых из них выдолблены могилы времен Пунических войн28. Также не вызы- вает сомнений, что это вовсе не следы многочисленных повозок, оставшиеся в известняке на протяжении веков, как многие ошибочно считают. На самом деле не известно даже, передвигались ли когда-либо повозки по этим колеям, выдал- бленным в скальном основании при помощи каких-то инструментов29. Некого- рые археологи полагают, что «следы колес» относятся ко времени строительства мегалитических святилищ30, другие утверждают, будто они проложены в бронзо- вом веке между 4000 и 3000 годом до н.э., уже после падения цивилизации строи- телей храмов31. Так что, говоря по правде, никто о них ничего толком не знает — ни что это такое, ни кто их проложил, ни когда, ни зачем. Мальта, 1 ל ноября 1999 г. МИР ХУБЕРТА... (6) Ключи к разгадке погребены, вероятно, под землей в тех слоях, которые никто из ученых, кажется, не горит желанием исследовать. Как бы то ни было, существование «следов повозок» на огромном участке прибрежной зоны мыса Марфа (которые мы теперь можем оценить по фотографиям и фильмам) наво- дит на мысль, что это явление может оказаться более древним, чем ранее пола- гали некоторые ученые.
...Я прыгнул вслед за Шауном Арриго, но он оказался уже далеко подо мной, и мне пришлось некоторое время энергично работать ластами, чтобы порав- няться с ним. Вопреки показаниям эхолокатора, глубина места, куда снесло те-
чением наше судно, была больше 25—30 м. Когда мы продолжили погружение, выяснилось, что глубина достигает более 40 м... Арриго был великолепным пловцом, и мне оказалось нелегко держаться радом с ним. Продолжая продвигаться против течения, мы наконец достигли пологого склона и стали подниматься вдоль него сначала до глубины 30 м, за- тем до 28, до 24 м, пока не оказались на своего роде подводном плато на глубине 22 м. Вокруг нас колыхались морские водоросли. Из-за шторма и малой осве- щенность видимость была неважной. Казалось, что нас окружает облако пыли. Стало очевидным, что даже если на этом плато и имелось какое-либо возвыше- ние, то наткнуться на него мы могли лишь по чистой случайности. Мы достаточно долго находились под водой: сначала погрузились на 38 м, затем минут 20 или около того плыли против течения на глубине от 30 до 32 м. Я посмотрел на манометр: после потраченных усилий в 12-литровом баллоне, как я и ожидал, давление было ниже 100 бар. Еще 50 бар (примерно на 20 минут) необходимы, чтобы подняться на мелководье, а затем всплыть, сделав пятими- нутную или (что желательно) более продолжительную остановку на глубине 5 м. Арриго постоянно продвигался далеко впереди меня, и я не мог посмотреть на показания его манометра. Но я был почти уверен, что они намного лучше моих: все-таки Арриго на двадцать лет моложе меня и плавал под водой всю свою жизнь. Мы все еще плыли против течения на глубине 22 м, когда, приложив тита- нические усилия, мне вновь удалось догнать Арриго и привлечь его внимание к моему манометру, который теперь уже показывал давление ниже 70 бар. Я на- меревался начать подъем. Он объяснил мне жестами, что предпочитает еще не- которое время оставаться на глубине и продолжить поиски. Hy что ж, интересно... Я начал подъем очень медленно, стараясь удержать- ся над Арриго. Я очень устал, у меня было затруднено дыхание — казалось, что у меня внутри гудит ветер. Но гордость не позволяла мне показывать, насколь- ко я изможден. Я попытался расслабиться, успокоить дыхание и сердцебие- ние. Как при других неудачных и бесплодных ныряниях, я уговаривал себя, что пройду и через это. При всплытии я сделал остановку для отдыха, и когда я оказался на поверх- ности, манометр показывал давление 50 бар. Я плавал, как пробка, в своем на- дувшемся костюме между гребнями и впадинами волн. Единственной неприят- ностью было то, что, осмотревшись вокруг, я не увидел нашего судна. Его не было нигде. Оно исчезло. Вскоре, фыркая, как тюлень, ко мне присоединился Арриго. Когда он всплыл, его манометр показывал 70 бар. Hy что ж, будет хоть с кем поболтать, перед тем как я утону или умру от переохлаждения. C ВЫСОТЫ ПТИЧЬЕГО ПОЛЕТА... (7) Мальта, 24 июня 2001 г. ...Мы все еще летели над «Пересечением Клэпхена», когда Колин Кларк, оператор «Канала 4» и Сантхас ее «никоном» продолжали, загораживая откры- тую дверь и задний иллюминатор, снимать «следы повозок», чтобы сравнить их с тем, что мы видели под водой недалеко от мыса Марфа. Сложный вопрос о том, какие части острова поднялись над морем, а какие ушли под воду в результате тектонической деятельности на краю разлома Пан- таллерия, можно было решить при помощи уравнения, в котором учитывались бы и изменения уровня моря. Для этого следовало вычислить время погружения «следов повозок» на мысе Марфа. Это позволило бы определить terminus ante quem, то есть дату, ранее которой эти «следы» были вырублены человеком, — ведь со- вершенно очевидно, что они существовали до затопления этой территории. Любопытно, что во время своих неустанных поисков в архивах Антон Миф- суд извлек на свет божий отчет о посещении Мальты доктором Дж. Дейви, опуб- ликованный в 1842 году. В нем он писал, что, наблюдая следы повозок между мысом Марфа и Виед-иль-Аммиехом на северо-западе Мальты и на основе их погружения под воду в результате процессов, проходивших на разломе, пришел к однозначному выводу — Мальтийские острова занимали гораздо большую площадь, когда Мальта уже являлась обитаемой32. Кстати, вполне возможно, что «возраст» ушедших под воду «следов пово- зок», которые мы видели недалеко от мыса Марфа, вовсе не расходится с обще- принятой хронологией. Очень даже может быть, что оседание суши стало глав- ной причиной ее затопления. Но даже в этом случае подобное явление должно рассматриваться в более широком контексте (значительно иного очертания мальтийского берега) и с использованием отчетов, составленных в далеком про- шлом. Антон Мифсуд показал, что еще до погружения в воду этот участок с об- наруженными «следами повозок» в течение нескольких последних десятилетий «неоднократно и с полным на то основанием ассоциировался» учеными и путе- шественниками с изначальными размерами острова33. «На нескольких участках морского дна, — писал в 1776 году Санцио, — можно увидеть глубокие следы колес, уходящие далеко в море»34. А в 1804 годуде Буажелен был уверен, что «на острове произошло разрушение и опускание участка суши... Очень значитель- ное опускание... берега заметно недалеко от красивейших мест Боскетто... к югу от которого в скальной породе сохранились следы колес, ведущие к морю... Эти следы можно увидеть и под водой на большом удалении от берега, вплоть до глубин, на которых можно что-либо различать...»35 Отец Эммануэль Магри, первый официальный исследователь Гипогея в Хал- Сафлиени, описал следы колес на необитаемом острове Филфла36, обнаружен- ные им в конце XIX века. Этот остров расположен в 5 км к югу от сдвоенных мегалитических храмов в Мнайдре и от Хаджар-Им в той же зоне южного побе- режья острова Мальта. А в 1912 году Р.Н. Брэдли зафиксировал следы повозок недалеко от Хаджар-Има, подчеркивая, что они идут к крутому склону в на- правлении острова Филфла37. В последующие годы эти следы в обоих местах исчезли. На Филфле следы были уничтожены постоянными артиллерийскими обстрелами, поскольку этот островок стал излюбленным местом проведения учений и стрельб. В любом случае, как заметил Мифсуд, свидетельства Магри и Брэдли наводят на мысль, что когда-то «следы повозок» вели от Хаджар-Има к Филфле, проходя по перешейку, который затем, уже после того, как люди за- селили остров, погрузился под воду38. Мифсуд первым выдвинул гипотезу, которая до сих пор не опровергнута. Он предположил, что перешеек между островами Мальта и Филфла исчез в ре зультате катаклизма при образовании разлома в относительно недавнюю доис- торическую эпоху (как раз примерно 4000 лет тому назад). Он связал этот пред- полагаемый катаклизм с неожиданным, как кажется, закатом цивилизации стро- ителей храмов на Мальте, произошедшим примерно в 2200 году до н.э.39 ...Мы закончили свою работу над «Пересечением Клэпхема», и наш верто- лет на высоте 150 м полетел на восток вдоль южного побережья Мальты, пре- одолевая отрезок между Джар-Лапси и Голубым Гротом. По левую руку мы ви- дели высоченное здание в Мнайдре на крутом берегу, а рядом, на вершине хол- ма — Хаджар-Им. По правую руку виднелся остров Филфла, отделенный водами Средиземного моря. Мальта, 1 ל ноября 1999 г. МИР ХУБЕРТА... (7) В настоящее время совершать погружения в водах, окружающих Филфла, запрещено, поскольку вся эта зона объявлена природным заповедником. Но я не переставал задавать себе вопрос: что скрывают эти воды, кроме неразорвав- шихся снарядов, накопленных за многие годы артиллерийских стрельб? Могли ли там сохраниться остатки утраченной цивилизации? Может быть, на морс- ком дне между Хаджар-Имом и Филфлой ждут своего открытия объекты зага- дочных древних обитателей Мальты, создавших удивительную культуру строи- тельства храмов, таких же, как между Аврой и мысом Марфа, или как храм, ко- торый мы разыскивали недалеко от Слимы.
В конце концов мы увидели наше судно, которое снесло ветром достаточно далеко от места, где мы находились. Насколько нам удалось понять, Сантха и члены команды не могли нас видеть, особенно в те моменты, когда мы прова- ливались между волнами. Возможно, Сантха уже начала беспокоиться, хотя, мо- жет быть, еще и не ожидала увидеть нас на поверхности в течение нескольких минут, поскольку предполагала, что мы погружались на мелководье. Шло время, волны становились все выше. Арриго и я качались на них в нескольких метрах друг от друга. Мы уже чувствовали ледяной холод и не раз- говаривали, потому что это требовало дополнительного расхода энергии. Хотя спасательный жилет был надут до отказа, я постоянно глотал морскую воду, когда волны били меня по лицу или накрывали с головой. Я поймал себя на том, что прикладываюсь к мундштуку акваланга и расходую последние 50 бар воздуха из баллона, а ведь он мне мог понадобиться в случае настоящей опас- ности. Мы пытались размахивать руками, но при таких волнах это оказалось бес- полезным. Мы стали использовать свистки, привязанные к жилету, но вряд ли наш свист при таком завывании ветра доносился далее, чем на 5 м. А ветер все крепчал. Арриго подсоединил свисток высокого давления, который имелся в его спасательной экипировке, к надувному устройству своего спасательного жилета и нажал на кнопку. На пару секунд вся округа заполнилась оглушитель- ным ревом, который наверняка можно было услышать и на противоположной стороне острова. Но рев внезапно оборвался. Арриго выругался: «Давления не хватает!»
Не было заметно, чтобы наше судно изменило курс. Если они нас и услы- шали, то продолжительность сигнала оказалась недостаточной для определе- ния направления. • Но ведь в твоем баллоне давление около 70 бар, — заметил я. • Возможно, мой манометр неисправен. А сколько у тебя? • Меньше пятидесяти. • Проклятье! Но ты все-таки попытайся. Вдруг сработает. Он передал мне свисток. Я подсоединил его к надувному устройству, на- жал на кнопку, но ничего не произошло. • Проклятье! Мы подумали, что лучше всего плыть к берегу, который казался ужасно да- леким. Через десять минут бешенной работы ластами стало очевидным, что все наши усилия бессмысленны. Я лежал на спине и пытался восстановить дыха- ние, а затем решил еще раз подсоединить свисток. Вдруг он заработал на пол- ную мощность. Я удерживал кнопку в течение нескольких секунд, с радостью видя, что судно поворачивает в нашу сторону. На какое-то мгновение свисток смолк, но затем заревел опять. Так повторялось три или более раз, пока он окон- чательно не замолчал. Но дело было сделано: к нам спешили на помощь. Уже на борту, в еще мокром костюме попивая горячий чай, я понял, какой опасности мы подвергались: прямо по участку акватории, где нас подобрали две минуты назад, проплыл огромный паром, курсирующий между Валлеттой и островом Гоцо. C ВЫСОТЫ ПТИЧЬЕГО ПОЛЕТА... (в) Мальта, 24 июня 2001 г. ... После того как вертолет пролетел над долиной ледникового периода, дав- ным-давно затопленный водами Средиземного моря, которые заполнили про- странства между двумя высокими точками — Хаджар-Имом и островом Филф- ла, — мы сделали разворот, чтобы разглядеть вблизи Хаджар-Им и его «пар- ный» храм в Мнайдре. Всего на Мальте обнаружены развалины двадцати трех мегалитических объектов, отнесенных археологами к разряду храмов (или святилищ), из кото- рых, согласно авторитетному «Археологическому справочнику» доктора Дэви- да Трампа, «шесть стоят обособленно, а десять попарно. Кроме того, имеется одна группа из трех храмов и одна — из четырех. Имеется также еще пять объек- тов подобного рода с нетипичной планировкой и двадцать разбросанных мега- литических блоков, которые могут представлять из себя остатки бывших хра- мов. Очень маловероятно, что будут обнаружены еще какие-либо остатки. А ко- личество храмов, от которых не осталось и следа, мы не узнаем никогда»40. Предполагается, что все храмы были возведены между 3600 и 2500 годом до н.э.41, причем большая часть работ завершилась до 3200 года до н.э.42 В настоя- щее время наиболее известными среди туристов являются храм Гжантия на ос- трове Гоцо, а также храмы Тарксин, Хаджар-Им и Мнайдра на острове Мальта. Есть и другие важные храмы, хотя и меньшие по размерам и менее посещаемые, включая такие как Mrapp и Скорба, Таль-Ад и и Буджибба. Последний, находящий недалеко от места наших погружений у мыса Авра, по странному решению мальтийских властей был частично разрушен при строительстве современного «Дольмен-отеля»43. ...Пилот удерживал вертолет над Хаджар-Имом, чтобы мы с высоты птичь- его полета смогли рассмотреть внушительный периметр из мегалитов, один из которых достигал высоты в 7 м и, по расчетам, весил более 20 тонн 44. Как и в Гжантии, очертание храма образовывало изящные изгибы, а входы и находя- щиеся внутри апсидалъные помещения были также обложены мегалитами. C высоты его овальные апсиды походили на огромные яйца, лежащие в гиган- тском каменном гнезде, и я вновь задумался о странности и уникальности та- кой планировки. Как подчеркнул Дэвид Трамп, «за пределами Мальтийских ос- тровов нигде нет ничего даже отдаленно похожего на эти храмы»45. Мы сделали несколько кругов, а затем спустились к берегу, на котором располагалась Мнайдра. Это был последний пункт на нашем пути. На боль- шом участке, занятом тремя храмами («Малый храм», «Средний храм» и «Ниж- ний храм»), Мнайдра казалась, на первый взгляд, несколько странным объек- том, возведенным среди складок местности у подножия холма. В нижнем и в среднем храме имелось по четыре характерных мегалитических помещений, образующих две соединенные пары. Малый храм имел в плане форму трилис- тника— три апсидальных помещения, соединенные, как лепестки на листе клевера. Я вспомнил, как годом раньше, 20 июня 2000 года, благодаря любезному содействию Рейбена Грима, я наблюдал из нижнего храма восход солнца в день летнего солнцестояния. Тогда лучи солнца падали на большой боковой мегалит в южной части центрального помещения, и я впервые понял, насколько изыс- канным и безупречным, целеустремленным и невысказанным до конца был архитекторский гений его строителей — людей, которые добились точного вы- равнивания огромных камней. Эти люди были не только великолепными архи- текторами и инженерами: они были также первоклассными астрономами, от- личными математиками и геометрами. И все эти знания они применяли для достижения выдающейся цели, выраженной в храмах. ...Отведенный нам час почти истек. Пилот отвернул от Мнайдры и напра- вил вертолет в сторону аэропорта. В последние несколько минут полета я мыс- ленно вернулся к загадке, над решением которой ломал голову с момента моего первого посещения Мальты в 1999 году. Меня поражало отсутствие какой-либо предыстории создания храмов — они появились внезапно, уже завершенными, не имея каких-либо предшественников. А тот факт, что древние мегалитичес- кие и вырубленные в скалах объекты оказались разбросаны по морскому дну в нескольких точках архипелага, наводил на мысль, что все они были построены доисторическими людьми, которые не знали о катаклизме. Несмотря на то что археология и C-14 свидетельствуют об обратном, мне кажется, что пришло время рассмотреть возможность более древнего проис- хождения мальтийских мегалитических храмов и загадочного Гипогея. Воз- можно, их истоки не в четвертом тысячелетии до н.э., как мы до сих пор дума- ем, и эти изумительные памятники гораздо более древние и хранят еще много загадок. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|