Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






БОГИНЯ И СПЯЩАЯ ДАМА




В этом вопросе Заммит, Эванс, Трамп и Ренфрю представляют мнение классической науки. Они — настоящие тяжеловесы в мире науки. Можно ска- зать, что они выступают на главном корте Уимблдона. В их высшей лиге лишь одна Мария Гимбутас, в прошлом — профессор европейской археологии в уни- верситете, — подошла иначе к этому вопросу, хотя и она не ставила под со- мнение тот очевидный факт, что Гипогей использовался как место захороне- ния и как место определенных обрядов. Она также принимала на веру дати- ровку строительства лабиринта — 3600—2500 годы до н.э27. Именно поэтому ее точка зрения не так уж и расходится с общепринятой, как это иногда может показаться. То есть она работала в строгих рамках классической теории, но в своем анализе придала меньшее значение захоронениям, выделяя культовое значение Гипогея и обряды посвящения, которые, как она считала, там также проводились.

Гимбутас, покинувшая нас в 2001 году, являлась одним из ведущих авто- ров захватывающей гипотезы о том, кто был кем и что было чем в доистори- ческие времена. Речь идет о характерных рисованных и (или) скульптурных изображениях чрезмерно толстой женщины, найденных во многих неолити- ческих памятниках Европы (7—4 тысячи лет до н.э.). Практически такие же изображения встречаются и в гораздо более ранних наскальных пещерных росписях времен палеолита. Это, например, Лоссельская Венера (30 тысяч лет до н.э.), Лепюгская Венера (25 тысяч лет до н.э.) 28ит.д. По мнению Гимбутас и других исследователей, изучавших эту тему, эти изображения являются сим- волами Богини-Матери, которая являлась одновременно Богиней плодоро- дия, Богиней смерти и Богиней возрождения, почитавшейся с незапамятных времен, культ которой был очень широко распространен29. Будь то рисунок, рельеф на каменной стене (как, например, знаменитый рельеф в Лосселе) или отдельно стоящая скульптура, она всегда изображалась в виде неимоверно тол- стой дамы с отвисшими грудями, с яйцеобразными ягодицами и с пухлыми ногами и руками. Весьма примечательно, что множество изображений, обна- ружейных в мегалитических храмах Мальты, полностью отвечают этому опи- санию. Не является исключением и так называемая «Спящая дама», найден- ная в Гипогее.

Гимбутас сообщала:

«Сам Гипогей, стены которого покрыты толстым слоем красной охры, изоб- ражает возрождающее лоно Богини... На культовое использование этих лоно- образных камер указывают фигуры Спящей дамы, растянувшейся на низкой кушетке. C ней ассоциируются и два помещения, вход в которые расположен в Главном зале. Наиболее известная из таких фигур — “Спящая дама Гипогея”, являющаяся настоящим шедевром. Эта дама с крупными округлыми формами и с яйцеобразными ягодицами лежит на боку и, судя по ее позе, глубоко спит. Почему она спит в склепе? Согласно одному из объяснений, она сопровождает обряд посвящения или зарождения. Спать в лоне Богини значило умереть и вновь возвратиться к жизни. Спящая дама могла быть даром человека, успешно прошедшего обряд зарождения в Гипогее...»30

Я и раньше неоднократно стоял в Гипогее перед Спящей дамой. Но факт того, что она была найдена именно в указанном месте лабиринта Гипогея (в чем была уверена Гимбутас) нельзя считать абсолютно достоверным, поскольку фигурку раскопал злополучный отец Магри. По слухам, она была найдена «в глубокой яме, обнаруженной в одном из окрашенных помещений»31. В настоя- щее время она лежит в стеклянном ящике на узкой полке в одной из задних комнат Национального музея археологии в Валлетте. Эта комната тускло осве- щена, и создается впечатление, что 12-сантиметровая фигурка дремлющей или спящей дамы парит в воздухе...

Но может ли кто-нибудь с уверенностью сказать, что именно задумал доис- торический скульптор, вылепивший ее из глины, создавший складки на ее пла- тье, обтягивающем полную фигуру, и придавший ей естественную позу жен- щины, спящей на овальной кушетке, чья правая рука поддерживает голову, а согнутая левая рука лежит на огромной груди?






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных