ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Прекрасный уж с ушами золотыми
* * *
У Маружи, говорят, корова заколдованная.
Маружа сама колдунья. Маружа из ума выжившая старуха. Маружа ведьма.
У Маружи ни гроша за душой. Но у Маружи корова зато — зимой в хлеву не умещается, летом в загоне.
— Нелегко живется, если деньга больше кошелька? — спрашиваю я у Маружи.
— Большие деньги, — говорит Маружа. — И не разменять.
* * *
Я знаю заговор: «Ручьем, речкой в мой подойничек, а в чужачкин синей пеною». Я многого не просила: дай мне один пузырь-пузыречек.
Я знаю заговор: «Ведьма скачет по волне, медный якорь на спине. С усадьбы да с подворья — мое, не чужое, мое, не чужое; с хлева, с выгона, со взгорья — мое, не чужое». Я многого не просила: пусть течет молочко, пузырьками пузырится.
от тебя ко мне один пузырек кольнет иголкой вспыхнет огонь под днищем котла пробьет колокол
в небо я пузырьком поднимусь не путешествовать стану я облаком средь облаков пастушествовать
лужей лужицею прольюсь в лядины скоро, придет огонь вершить прощение и простины
прах пыль тлен твердь ком земляной да камень небо небушко жизнь гудит в крови пузырьками
* * *
А у дедушки цветок на козырьке, сердце бьется карамелькою в кульке, а на пальце божья коровка сидит и ни с места: божья коровка, где моя невеста?
Третий день в поля везут навоз, по уши в навоз коровник врос. Божья коровка, лети за облака, принеси мне мёду да молока!
В черных пятнах mārīte 1 — священная печать. Ты куда, коровка божья, хоронить, крестить, венчать? Ты Mr, Ты Mārah — умерщвляющая, Мара — ветвь смерти, Мара — мертвь! Бревно рухнуло и придавило беднягу возле свежего сруба, исходит он кровавою рвотой (а земля в цвету, в буйстве!). __________ 1 Божья коровка, а также женское имя: Мара, Марите.
Жена средь коряг на росчисти волчицею воет, нечистого призывает: упеки Мару в пекло, ниспошли Маре мор! Но никто не властен над нею — двуединой, в ней червь и завязь, конец и начало. Мелет, мелет мелея — в море черная змея. Мельню вспять не повернуть. Мертвым в мир заказан путь.
Под корнями, над травою мертвым смерть, живым живое. И подсолнух золотой над ребячьей головой.
* * *
И ликом к лицу встает полнолунье, и быть греху. И входит старуха, в хлеву рассыпает бобовую шелуху. Ночью приснился кувшин с водою — к здоровью.
Везет громовержец немецкую падаль, телегою грохоча. Старик, встрепенувшись, берет топорик и рубит сплеча. Снилась комната в цветочном убранстве — к пожару.
Старшая дочка в полном цвету, средняя в полном цвету. Младшая — та всего лишь бутон, но выбор падет на ту. Снилось — кто-то чужой на ходулях шел по снегам — жить средь людей студеных.
И девушки с луга приносят в коровник охапки трав, корове дают подмаренник и клевер, желание загадав. Звезды снятся — бобы уродятся.
Бросай венок, бросай поясок, бросай в стремнину с моста! Сыпь деньги на свадьбе, сыпь в середку расстеленного холста! Приснится месяц — родится сын; приснится, что ешь огурцы, — напрасные хлопоты.
Кует кузнец на земле и на небе, дятел кует неспроста. Сыпь деньги в могилу, сыпь в домовину, чтоб ночью бродить не стал. Во сне молоко покупала — с детьми согласье.
Мне Маружа — как уголек притихший в пепле, в вечерней мгле. Чушь? Разумеется, чушь. Но — вспыхни, вспыхни, уголь в золе!
Бред? Разумеется, бред. Шутовство. Но метлы шуршат у стены.
Я бы спросил. Но спросить у кого? Все ведьмы давно сожжены.
* * *
А злыдни все копят завиду, все шито и крыто. Порог — и Первуха, споткнувшись, ломает копыто. А Вторушка — прыг через ров, вот свернула бы шею. Вдруг вымя огнем — у Середки, спасла ворожея.
Что это — ест землю и жерди грызет Четверица. Пятену все водят к быку, а не станет телиться. И только Шестуха здорова, надейся на милость. Так нет же — схватила картоху побольше и враз подавилась.
И, видно, недоля не в силах к добру измениться. Пришло воскресенье, и кровью мочится Седмица. Я в хлев — и откуда — торчком заржавелый гвоздище. Все злыдни — злокозни творят. И напасти нас ищут.
* * *
В той островерхой хижине из стройных стволов еловых — глинобитный пол, а посреди горшок, зарытый в землю. Там, вдалеке, жилища и поля, и росчисти. Здесь дрём и моховина. Безлюдье.
Ружа здесь варила зелье.
Забрел однажды в эту глухомань монах немецкий с Библией, с распятьем, глядит: коровье вымя уж сосет. Схватил потолще сук, перекрестился и странного ужа убил на месте.
Да, было так. Однако непонятно, как Ружа все узнала в тот же миг. И, выбежав из хижины еловой, в отчаянье она заголосила: «О, Матерь Молока, о, Матерь Млека!» И молоко из мертвого ужа сочилось, тотчас впитываясь в землю. Прекрасный уж с ушами золотыми...
И вопль раздался в дальнем поселенье: «Беда! Убили Матерь Молока!»
И, как набат во времена иные, от леса к лесу плыли голоса. Немудрено, была в общине каждой хранительница черного ужа.
И плакальщицы к Руже потекли, и вопленицы влажною травою ужа кропили, горько причитая.
Своей коровы Ружа не держала, но ведала молочным колдовством: ей стоило ножом горшка коснуться — и выползали жабы и ужи из нор, щелей, укрытии и подполиц и срыгивали в глиняный горшок, что высосали у коров окрестных. У Ружи было молока — залейся.
А монах в святой Рим написал донесение: ...Первые из литвинов, что были встречены мною, поклонялись змеям (приручали их), каждый глава семьи держал в жилище змею, кормил ее и, когда она в сене кольцом свивалась, пожертвования приносил.
Монахи много чему научились: скажем, жаб подбрасывать на дощечке, словно качели дощечка, на одном конце жаба, хвать камнем с размаху по другому концу, летит божья тварь к небу и плюхается на землю, и — мокрое место. И в землю впитывается молоко. И писали монахи в Рим: ...Этот иноязычный народ, нелюдь, ненемцы, и поныне поклоняются идолам, обожествляют солнце, луну, звезды, огонь, воду, реки, почитают богами ужей и мерзких жаб, кои даже при беглом взгляде всего-навсего тучные вздутые твари. Стоит их расшибить о землю или раздавить, из тела их молока вытекает премного.
Во время войны офицеры немецкие ели за нашим столом, пили наше молоко и, насытившись, расслабляли ремни и пускали ветры, нам, детям, было так стыдно, нам, детям, никогда ничего подобного не позволяли, а у них, как оказалось, это в обычае.
Нетрудно представить, и немецкие рыцари во время застолья портили воздух. И монахи, разумеется. И писали в Рим: Ужи были ручные и смирные... даже дети играли с ними... И спали они в колыбелях детских и ели вместе с детьми из одной плошки.
Их в ярость привел чужой непостижимый закон чистоты. Поначалу они убивали ужей и рубили священные липы, потом приступили к сожжению ведьм. Но тайна осталась тайной. И писали монахи в Рим: ...известно доподлинно, что ужи и жабы сосут у коров молоко, но в секрете колдовское искусство, когда по велению приручителя своего несут они молоко в горшок, собирают, охраняют и отдают. СОТВОРЕНИЕ МОЛОКА
* * *
Мглу молока, как мглу тумана, люблю. И с детства к ней привык. Но изумлен иным и странным — небесным млеком мой язык.
* * *
Сотворение молока, возникновение, не просто явление в мир молока.
Мать — распахнуты очи во тьму, — мать творит молоко. Это так, будто думает неотступно, как ребенок будет одет изнутри.
Будет ли сыт: пусть не вырастет сын мой обжорой пусть довольствуется немногими женщинами в этом мире дай боже одной пусть не обирает всех женщин в своей округе у всех матерей сыновья всем нужны чистые жены Будет ли крепок: пусть не стыдится спросить в кабаке стакан молока смельчак заходит в корчму и молвит мне материнский напиток Будет ли совестлив: пусть ему иногда доведется в жизни опустить глаза.
* * *
Божья коровка обитает в небесном коровнике, о подойнике слыхом не слыхивала.
На привязи в земном хлеву тень ее, молоко творящая.
* * *
Песни пели, перепели, Бычью песню позабыли; Пойте, девки, бычью песню, Молоком отдаст коровушка.
тот нежный зверь в ноздрях дразнящий ветер исчез? следов цепочка пролегла
что крикнул кол что нож ему ответил что пела в цель летящая стрела
тот нежный зверь с его касаньем робким что камень рек? в ответ в безмолвье знобком
счастливый плач разбитого стекла
* * *
Сосущее дитя быка, дитя кота, дитя собаки. Я пес. Сосут мои щенки-кусаки. Я волк. Сосет мой выводок в лощине. Мы все млекопитающие ныне.
Кто рыщет, кто крадется, кто косится?
Вынюхивает след в траве лисица, петляет заяц и уводит от беды. Да, я отец. Я спутаю следы.
Все стадо — круговой порукой и опекой, чтоб защитить питающую млеком.
Пора разгневанных быков и крепкого копыта. Детеныш слаб. Отец его защита.
Мать медведица — млекопитающее, оттого и медведь-отец в млекопитающие зачислен. И самец косули и еж ежихин награждаются этим титулом.
Соплеменники, соучастники, когда сосет сосунок. Только тронь — дыбом шерсть и зубами в горло.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|