Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Выбор темы научной работы. Критерии оценки работы




Все права защищены. Данное пособие охраняется законом РФ об авторском праве. Никакая его часть не может быть воспроизведена в любой форме или любыми средствами, электронными или механическими, включая фотографирование, ксерокопирование, сканирование, микрофильмование или иные средства копирования или сохранения информации без письменного разрешения автора.

Каньковски П. В.

К12 Как написать реферат: Методическое пособие. — Новокузнецк, 2001. — 75 с.: ил.

В пособии освещены различные аспекты вопроса подготовки реферата от выбора темы, подбора литературы до написания работы, её оформления и защиты. Оно адресовано учащимся, студентам и преподавателям средних и высших учебных заведений. К работе прилагается комплекс Дополнения для Word, упрощающий подготовку научных работ и предоставляющий программную базу для их стандартизации.

ББК 76.17

© Каньковски Пётр при поддержке средней школы №26 г. Новокузнецка, НПО «Центр развития личности», Центральной детской библиотеки и молодёжного центра «Социум»


Оглавление

Введение............................................................................................................ 4

1. Выбор темы научной работы. Критерии оценки работы...................... 6

2. Работа в библиотеке. Библиография........................................................ 7

2.1 Библиографическое описание................................................................................................................................... 7

2.2 Библиотечные шифры................................................................................................................................................ 11

2.3 Каталоги, картотеки, карточки............................................................................................................................... 14

2.4 Библиографический поиск........................................................................................................................................ 15

2.5 Проблемы библиографического поиска............................................................................................................... 18

3. Чтение и конспектирование..................................................................... 20

3.1 Рациональное чтение. Скорочтение...................................................................................................................... 20

3.2 Написание конспектов, обработка материала книг и периодики................................................................. 21

4. Другие источники информации.............................................................. 23

5. Написание реферата.................................................................................. 24

5.1 Структура работы. Принципы классификации.................................................................................................. 24

5.2 Цитирование................................................................................................................................................................. 26

5.2 Оформление рукописей............................................................................................................................................. 27

5.3 Грамматические и орфографические ошибки..................................................................................................... 28

5.4 Оформление чисел и дат........................................................................................................................................... 28

5.5 Смысловые и стилистические ошибки.................................................................................................................. 33

6. Оформление и печать работы.................................................................. 36

6.1 Основные правила набора текста.......................................................................................................................... 36

6.2 Переносы. Неразрывные и нерастяжимые символы......................................................................................... 36

6.3 Дефисы, тире, кавычки............................................................................................................................................... 40

6.4 Гарнитура шрифта..................................................................................................................................................... 42

6.5 Текстовые выделения................................................................................................................................................. 44

6.6 Списки и перечисления.............................................................................................................................................. 44

6.7 Стили. Рекомендации по оформлению примеров, цитат, исходных текстов программ......................... 46

6.8 Общие требования к оформлению.......................................................................................................................... 49

6.9 Титульный лист, оглавление или план, заголовки............................................................................................ 50

6.10 Приложения, рисунки, таблицы, формулы, схемы............................................................................................ 53

6.11 Библиографическая информация........................................................................................................................... 62

7. Выступление. Защита работы.................................................................. 64

7.1 Подготовка к выступлению. Запоминание текста............................................................................................. 64

7.2 Рецензирование............................................................................................................................................................ 70

7.3 Рекомендации по выступлению.............................................................................................................................. 73

Заключение..................................................................................................... 75

Литература..................................................................................................... 75

Введение

В настоящее время возрастает роль научной работы как способа активизации познавательной деятельности учащихся. Научная работа позволяет сформировать навыки самостоятельной работы, расширить кругозор учащихся, подготовить их к вузу, и даже познакомить с будущей профессией.

Данное пособие адресовано всем школьникам и студентам, занимающимся научной работой. В нём кратко (ввиду того, что эта тема очень широка) рассматриваются все вопросы создания и защиты научной работы от сбо­ра информации до оформления и запоминания текста.

Уточним терминологию. Все работы можно условно разделить по наличию в них научно-исследовательского момента на три группы: сообщения, рефераты, доклады. Тем не менее, обычно термин «реферат» применяется по отношению ко всем этим работам. Далее мы будем использовать его именно в этом значении.

Для достижения большей чёткости при описании структур библиографического описания и отдельных его элементов в данном пособии используются формулы Бэкуса-Наура (БНФ), общепринятые при описании синтаксиса языков программирования и команд неграфических операционных систем. Кратко напомним их сущность. [ В жирные квадратные скобки ] заключаются необязательные элементы, в жирные фигурные — альтернативные варианты: { то | это }. Метапеременные, на место которых нужно подставить конкретные значения, выделяются курсивом.

Все обозначения клавиш выделены курсивом, гиперссылки — синим цветом, примеры — более мелким шрифтом без засечек, подпункты — жирным и курсивным начертанием. Рассматриваемые элементы в примерах подчёркнуты.

С тем, чтобы чётко разграничить возможности Дополнений и самого Word’а, в тексте постоянно упоминается, какая из функций доступна только при установленных Дополнениях.

Выбор темы научной работы. Критерии оценки работы

При подготовке научной работы следует уделить возможно бóльшее внимание выбору темы. Следует выбирать наиболее интересную вам тему, которая имеет практическое применение и по которой вы уже обладаете какими-либо знаниями. Тема должна быть достаточно узкой, чётко сформулированной, конкретной. При подготовке научной работы необходимо знать, по каким критериям она будет оцениваться. Предлагаем типичные критерии оценки работ на научно-практических конференциях:

¨ Грамотность, логичность изложения материала, последовательность в изложении.

¨ Фактический материал. Полнота изложения. Изложен ли вопрос с ис­черпывающей полнотой?

¨ Новизна, оригинальность. Есть ли у автора предшественники, работами которых он пользовался? Если да, то насколько переработан материал исследований предшественников; что нового, своего предлагает автор? Для компьютерных программ: имеются ли сходные программы; распространяются ли они бесплатно?

¨ Актуальность, современность, своевременность. Практическая ценность исследования, его применимость на производстве, в быту, в учебном процессе. Методическая ценность работы.

Не все из данных критериев универсальны. Например, работы по истории, математике, физике очень часто излагают известные преподавателям, но новые для учеников сведения. Их ценность заключается в само­стоятельной работе учащихся, в поиске ими дополнительной информации.

После выбора темы и обсуждения её с научным руководителем следует приступать к сбору материала. При подготовке научной работы школьниками и студентами используется в основном материал книг, поэтому рассмотрим более подробно теорию и практику подбора литературы и работы в библиотеке.

Работа в библиотеке. Библиография

Библиотеки — это сокровищницы всех богатств человеческого духа.

(Готфрид Лейбниц)

Библиография — это область информационной деятельности по удов­летворению потребностей в информации [36].

Библиография — научно-практическая деятельность по подготовке и передаче информации о произведениях печати и письменности [49, с. 139].

Библиография — это наука о способах и методах систематизации и описания книг; перечисление и описание книг или других изданий; тематический указатель литературы по какому-либо вопросу; список литературы, использованной при написании книги, статьи, реферата [25].






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных