Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ




ББК 65.29я73

Б 27

Басовский Л.Е., Протасьев В.Б. Управление качеством: Б 27 Учебник. - М: ИНФРА7М, 2001. - 212 с. - (Серия «Выс­шее образование»).

 

ISBN 5-16-000448-3

 

Книга представляет собой профессиональный курс управления качеством. Охватывает весь комплекс проблем и методов управления качеством продукции, услуг и работ, процессов и систем управления. Соответствует требованиям действующих российских образовательных стандартов по специальностям «Менеджмент», «Экономика и управление на предприятиях», а также основным требованиям программ курсов, читаемых в университетах США и Японии.

Обобщает мировой и российский опыт, в том числе накопленных в военно-промышленном комплексе, материалы международных и российских стандартов, показывает возможности их применения на практике. Включает методики организации совершенствования деятельности и сертификации производства.

Для студентов, аспирантов, преподавателей экономических вузов и факультетов, предпринимателей, руководителей и специалистов предприятий и организаций, учреждений органов власти и управления.

 

 

ББК 65.29я73

 

 

ISBN 5-16-000448-3

 

ÓБасовский Л.Е., Протасьев В.Б.,

2000, 2001

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ.. 6

ЧАСТЬ I. 9

ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ... 9

Глава 1. 9

Качество и конкурентоспособность. 9

в условиях рынка. 9

Качество — всемирное поле конкуренции на пороге XXI века. 9

Японские подходы к качеству. 12

Административный и экономический подходы к. 13

управлению качеством.. 13

Эволюция технологий и понятия качества. 14

Новая политика 100%-го качества. 18

Глава 2. 20

Совершенствование деятельности. 20

Предприятия. 20

Основные направления совершенствования деятельности. 20

Деятельность высшего руководства. 23

Формирование стратегии, тактики. 29

и краткосрочное планирование. 29

Глава 3. 34

Руководство улучшением деятельности. 34

Руководящие органы.. 34

Работа совета по улучшению деятельности. 36

Оценка текущих требований и достигнутых результатов. 39

Агитация и обучение. 42

Объекты, ресурсы и методы руководства. 44

Глава 4. 48

Участие управленческого персонала. 48

в совершенствовании деятельности. 48

организации. 48

Роль управленческого персонала. 48

Коллективное управление. 50

Обучение управленческого персонала. 54

Самоаттестация. 60

Глава 5. 63

Коллективное участие в совершенствовании. 63

Деятельности. 63

Групповой подход. 63

Группы по совершенствованию деятельности подразделений. 63

Характеристики групп. 65

Кружки качества. 69

Группы по совершенствованию процессов. 72

Целевые группы.. 72

Деятельность групп. 73

Совершенствование в рамках подразделения. 77

Глава 6. 79

Управление персоналом в процессе. 79

совершенствования деятельности. 79

Принципы организации и оплаты труда. 79

Планирование карьеры.. 82

Программы выдвижения предложений и улучшения работы.. 84

Признание заслуг и вознаграждение. 87

Программы дополнительных выплат деньгами и разделения прибыли. 89

Общественное признание. 92

Глава 7. 94

Совершенствование систем управления. 94

Организация управления процессами. 94

Статистическое регулирование процессов и системный подход. 96

Аттестация процессов. 99

Деятельность групп по совершенствованию процессов. 103

Функционирование системы обеспечения качества. 105

Обеспечение качества функционирования систем управления. 106

Глава 8. 110

Привлечение поставщиков к процессу. 110

совершенствования деятельности. 110

Контрактное взаимодействие с поставщиками. 110

Обучение и поощрение поставщиков. 112

Контроль поставщиков. 115

Аттестация и оценка деятельности поставщиков. 118

ЧАСТЬ II. 123

КВАЛИМЕТРИЯ, СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ В УПРАВЛЕНИИ КАЧЕСТВОМ... 123

Глава 9. 123

Стандарты и сертификация товаров и услуг. 123

Сертификация товаров и услуг. 123

Закон Российской Федерации о сертификации. 125

Закон Российской Федерации о единстве измерений. 128

Закон Российской Федерации о стандартизации. 129

Стандарты Международной организации по стандартизации. 130

Глава 10. 135

Методы определения показателей качества. 135

Методы измерения показателей качества. 135

Экспертные методы.. 135

Ранжирование шести объектов методом попарного сравнения. 136

Шкала Мооса. 137

Влияние на результаты экспертизы состава экспертов. 137

Данные для оценки согласованности мнений пяти экспертов. 138

Причинно-следственные диаграммы Исикавы.. 139

Аналитический метод определения весовых показателей. 140

Потребительский и производственный допуски. 141

Глава 11. 142

Анализ качества продукции. 142

Социологический метод проведения экспертизы.. 142

Комплексные показатели качества. 143

Итоги опроса потенциальных покупателей утюгов. 143

Да. 143

Да. 143

Комплексные показатели качества. 145

Среднее. 145

Показатели качества вольтметров. 146

Комплексные показатели качества вольтметров. 146

Использование диаграмм Парето. 147

Данные о браке в производстве кровельных листов. 148

Данные о браке в производстве дисковых пил. 150

Глава 12. 151

Статистическое регулирование процессов. 151

Контрольные карты.. 151

Построение - карты.. 151

Данные контроля, необходимые для построения контрольной карты.. 152

Коэффициенты для расчета контрольных границ. 153

Выборочный контроль. 154

Биноминальное распределение. 155

Гипергеометрическое распределение. 158

Распределение Пуассона. 158

Сопоставление распределений. 158

Глава 13. 159

Выборочный приемочный контроль. 159

и качество измерений. 159

Приемочный контроль. 159

Оперативная характеристика плана приемочного контроля. 160

Качество измерений. 163

Результаты измерений одного и того же параметра. 166

Глава 14. 167

Анализ качества деятельности предприятия. 167

Матрицы анализа функционирования производственных систем.. 167

Оценка качества проектов. 169

Качество технологии. 171

Глава 15. 177

Сертификация производства. 177

Проведение работ по сертификации производства. 177

Структура типовой методики проверки. 178

производства при сертификации. 178

Документация к матрице качества. 180

ТПП-МТО.. 180

ТПП-ПР. 180

ТПП-УПХ.. 180

Сводная таблица показателей качества. 182

Схемы сертификации и их выбор. 183

Схемы сертификации. 184

Номограмма выбора номера схемы сертификации. 186

Методика выбора схемы сертификации. 186

Таблица 15.5. 189

Рекомендации по выбору схем сертификации. 189

Рекомендуемая литература. 192

Московский государственный университет экономики, статистики и информатики.. 193

ИДО Учебный курс "Управление качеством" спец. 061100 и 061500. 193

УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ... 194

Учебник. 194


ВВЕДЕНИЕ

Подготовка квалифицированных менеджеров во всем мире предусматривает изучение и освоение современных методов управле­ния качеством продукции, товаров, услуг и работ, процессов и си­стем управления.

Российские стандарты высшего образования предусматривают изучение студентами экономических вузов и факультетов дисцип­лины «Управление качеством» или дисциплины «Управление каче­ством продукции». В книге отражены темы, разделы и понятия в области управления качеством, соответствующие требованиям об­разовательных стандартов по специальностям «Менеджмент», «Эко­номика и управление на предприятиях». Рассмотрены, кроме того, вопросы, изучение которых считается в настоящее время необходи­мым при подготовке менеджеров в вузах Японии и США.

Современная концепция управления деятельностью, управления бизнесом — это концепция, получившая в англоязычной литерату­ре название Total Quality Management (TQM). На смену идеям Тей­лора, возникшим в начале века и, к сожалению, активно использу­емых в российской практике, Пришли новые концепции и принци­пы управления качеством, значительная часть которых уже нашла отражение в международных стандартах.

Сегодня в мире используются различные системы управления качеством. Но для успешной деятельности в настоящее время они должны обеспечивать возможность реализации восьми ключевых принципов системного управления качеством, освоенных передо­выми международными компаниями. Эти принципы составляют ос­нову готовящегося обновления международных стандартов в облас­ти управления качеством ИСО серии 9000:

Первый принцип — ориентация на потребителя. Стратегическая ориентация на потребителя, соответствующим образом обеспечива­емая организационно, методически и технически, жизненно необ­ходима каждой организации и каждому предприятию, функциони­рующему в условиях конкурентного рынка.

Второй принцип — роль руководства. В соответствии с ним руководитель должен создать условия, необходимые для успешной реализации всех принципов системного управления качеством.

Третий принцип — вовлечение работников. Это одно из ключе­вых положений TQM, в соответствии с которым каждый работник должен быть вовлечен в деятельность по управлению качеством. Не­обходимо добиться, чтобы у каждого возникла внутренняя потреб­ность в улучшениях.

Четвертый принцип — процессный подход и органично с ним связанный пятый принцип — системный подход к управлению. Всоответствии с этими принципами производство товаров, услуг и уп­равление рассматриваются как совокупность взаимосвязанных про­цессов, а каждый процесс — как система, имеющая вход и выход, своих «поставщиков» и «потребителей».

Реализация этих принципов изменяет сложившиеся подходы к управлению, основу которого составляет иерархическая организа­ционная структура. Практика показала, что трудности и проблемы, обусловленные тем, что единые процессы обслуживаются органи­зационно обособленными подразделениями, можно и нужно устра­нять путем использования группового подхода.

В стандартах ИСО 9001 и QS-9000 есть, например, норма, в соответствии с которой поставщик для подготовки к производству новой или модернизированной продукции должен формировать груп­пы специалистов из различных подразделений. Такие группы долж­ны включать конструкторов, технологов, специалистов службы ка­чества, а также специалистов других служб.

Шестой принцип — постоянное улучшение. Двадцать лет назад стратегия качества базировалась на концепции оптимального каче­ства. Опыт японской, а затем американской и европейской про­мышленности показал, что устанавливать пределы улучшению не­допустимо, само улучшение должно быть системой и составной ча­стью системы управления.

Седьмой принцип — принятие решений, основанных на фактах. Реализация этого принципа призвана исключить необоснованные решения, которые обычно называют волевыми. Необходимо соби­рать и анализировать фактические данные и принимать решения на их основе. Наиболее распространенными сейчас являются статисти­ческие методы контроля, анализа и регулирования.

Восьмой принцип — взаимовыгодные отношения с поставщиками. Этот принцип, суть которого в простейших случаях очевидна, необ­ходимо реализовывать по отношению как к внешним, так и внут­ренним поставщикам.

Необходимо иметь в виду, что современная концепция управле­ния качеством — это концепция управления любым целенаправлен­ным видом деятельности, позволяющая, как показывает опыт, до­стигнуть успеха не только в сфере производства, но и в государ­ственном и муниципальном управлении, в вооруженных силах и других сферах.

Предлагаемая Вашему вниманию книга имеет практическую направленность, основывается на развитии применительно к рос­сийским условиям представлений, сформировавшихся в резуль­тате ответа американского менеджмента на «японский вызов», наиболее удачно обобщенного в свое время Джеймсом Харрингтоном в книге «Управление качеством в американских корпорациях», на представлениях современной эволюционной экономи­ческой теории.

В книге дано систематическое изложение предмета, рассчитан­ное на студентов и преподавателей, практиков — руководителей и специалистов предприятий и учреждений, предпринимателей, же­лающих ознакомиться, изучить суть, функции, основные методы и методики управления качеством продукции и качеством деятельно­сти, ознакомить с юридическими положениями и стандартами, рег­ламентирующими работу в этой области. При подготовке книги ста­вилась задача изложить предмет глубоко, но кратко и просто.

Первый раздел книги, главы с первой по восьмую, написан профессором Тульского государственного педагогического университе­та им. Л. Н. Толстого, доктором наук Л. Е. Басовским, второй раздел книги, главы с девятой по пятнадцатую, написан профессором Туль­ского государственного университета, доктором наук Д Б. Протасьевым.

 

 

ЧАСТЬ I

ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ

 

Глава 1.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных