ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМББК 65.29я73 Б 27 Басовский Л.Е., Протасьев В.Б. Управление качеством: Б 27 Учебник. - М: ИНФРА7М, 2001. - 212 с. - (Серия «Высшее образование»).
ISBN 5-16-000448-3
Книга представляет собой профессиональный курс управления качеством. Охватывает весь комплекс проблем и методов управления качеством продукции, услуг и работ, процессов и систем управления. Соответствует требованиям действующих российских образовательных стандартов по специальностям «Менеджмент», «Экономика и управление на предприятиях», а также основным требованиям программ курсов, читаемых в университетах США и Японии. Обобщает мировой и российский опыт, в том числе накопленных в военно-промышленном комплексе, материалы международных и российских стандартов, показывает возможности их применения на практике. Включает методики организации совершенствования деятельности и сертификации производства. Для студентов, аспирантов, преподавателей экономических вузов и факультетов, предпринимателей, руководителей и специалистов предприятий и организаций, учреждений органов власти и управления.
ББК 65.29я73
ISBN 5-16-000448-3
ÓБасовский Л.Е., Протасьев В.Б., 2000, 2001
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.. 6 ЧАСТЬ I. 9 ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ... 9 Глава 1. 9 Качество и конкурентоспособность. 9 в условиях рынка. 9 Качество — всемирное поле конкуренции на пороге XXI века. 9 Японские подходы к качеству. 12 Административный и экономический подходы к. 13 управлению качеством.. 13 Эволюция технологий и понятия качества. 14 Новая политика 100%-го качества. 18 Глава 2. 20 Совершенствование деятельности. 20 Предприятия. 20 Основные направления совершенствования деятельности. 20 Деятельность высшего руководства. 23 Формирование стратегии, тактики. 29 и краткосрочное планирование. 29 Глава 3. 34 Руководство улучшением деятельности. 34 Руководящие органы.. 34 Работа совета по улучшению деятельности. 36 Оценка текущих требований и достигнутых результатов. 39 Агитация и обучение. 42 Объекты, ресурсы и методы руководства. 44 Глава 4. 48 Участие управленческого персонала. 48 в совершенствовании деятельности. 48 организации. 48 Роль управленческого персонала. 48 Коллективное управление. 50 Обучение управленческого персонала. 54 Самоаттестация. 60 Глава 5. 63 Коллективное участие в совершенствовании. 63 Деятельности. 63 Групповой подход. 63 Группы по совершенствованию деятельности подразделений. 63 Характеристики групп. 65 Кружки качества. 69 Группы по совершенствованию процессов. 72 Целевые группы.. 72 Деятельность групп. 73 Совершенствование в рамках подразделения. 77 Глава 6. 79 Управление персоналом в процессе. 79 совершенствования деятельности. 79 Принципы организации и оплаты труда. 79 Планирование карьеры.. 82 Программы выдвижения предложений и улучшения работы.. 84 Признание заслуг и вознаграждение. 87 Программы дополнительных выплат деньгами и разделения прибыли. 89 Общественное признание. 92 Глава 7. 94 Совершенствование систем управления. 94 Организация управления процессами. 94 Статистическое регулирование процессов и системный подход. 96 Аттестация процессов. 99 Деятельность групп по совершенствованию процессов. 103 Функционирование системы обеспечения качества. 105 Обеспечение качества функционирования систем управления. 106 Глава 8. 110 Привлечение поставщиков к процессу. 110 совершенствования деятельности. 110 Контрактное взаимодействие с поставщиками. 110 Обучение и поощрение поставщиков. 112 Контроль поставщиков. 115 Аттестация и оценка деятельности поставщиков. 118 ЧАСТЬ II. 123 КВАЛИМЕТРИЯ, СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ В УПРАВЛЕНИИ КАЧЕСТВОМ... 123 Глава 9. 123 Стандарты и сертификация товаров и услуг. 123 Сертификация товаров и услуг. 123 Закон Российской Федерации о сертификации. 125 Закон Российской Федерации о единстве измерений. 128 Закон Российской Федерации о стандартизации. 129 Стандарты Международной организации по стандартизации. 130 Глава 10. 135 Методы определения показателей качества. 135 Методы измерения показателей качества. 135 Экспертные методы.. 135 Ранжирование шести объектов методом попарного сравнения. 136 Шкала Мооса. 137 Влияние на результаты экспертизы состава экспертов. 137 Данные для оценки согласованности мнений пяти экспертов. 138 Причинно-следственные диаграммы Исикавы.. 139 Аналитический метод определения весовых показателей. 140 Потребительский и производственный допуски. 141 Глава 11. 142 Анализ качества продукции. 142 Социологический метод проведения экспертизы.. 142 Комплексные показатели качества. 143 Итоги опроса потенциальных покупателей утюгов. 143 Да. 143 Да. 143 Комплексные показатели качества. 145 Среднее. 145 Показатели качества вольтметров. 146 Комплексные показатели качества вольтметров. 146 Использование диаграмм Парето. 147 Данные о браке в производстве кровельных листов. 148 Данные о браке в производстве дисковых пил. 150 Глава 12. 151 Статистическое регулирование процессов. 151 Контрольные карты.. 151 Построение - карты.. 151 Данные контроля, необходимые для построения контрольной карты.. 152 Коэффициенты для расчета контрольных границ. 153 Выборочный контроль. 154 Биноминальное распределение. 155 Гипергеометрическое распределение. 158 Распределение Пуассона. 158 Сопоставление распределений. 158 Глава 13. 159 Выборочный приемочный контроль. 159 и качество измерений. 159 Приемочный контроль. 159 Оперативная характеристика плана приемочного контроля. 160 Качество измерений. 163 Результаты измерений одного и того же параметра. 166 Глава 14. 167 Анализ качества деятельности предприятия. 167 Матрицы анализа функционирования производственных систем.. 167 Оценка качества проектов. 169 Качество технологии. 171 Глава 15. 177 Сертификация производства. 177 Проведение работ по сертификации производства. 177 Структура типовой методики проверки. 178 производства при сертификации. 178 Документация к матрице качества. 180 ТПП-МТО.. 180 ТПП-ПР. 180 ТПП-УПХ.. 180 Сводная таблица показателей качества. 182 Схемы сертификации и их выбор. 183 Схемы сертификации. 184 Номограмма выбора номера схемы сертификации. 186 Методика выбора схемы сертификации. 186 Таблица 15.5. 189 Рекомендации по выбору схем сертификации. 189 Рекомендуемая литература. 192 Московский государственный университет экономики, статистики и информатики.. 193 ИДО Учебный курс "Управление качеством" спец. 061100 и 061500. 193 УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ... 194 Учебник. 194 ВВЕДЕНИЕ Подготовка квалифицированных менеджеров во всем мире предусматривает изучение и освоение современных методов управления качеством продукции, товаров, услуг и работ, процессов и систем управления. Российские стандарты высшего образования предусматривают изучение студентами экономических вузов и факультетов дисциплины «Управление качеством» или дисциплины «Управление качеством продукции». В книге отражены темы, разделы и понятия в области управления качеством, соответствующие требованиям образовательных стандартов по специальностям «Менеджмент», «Экономика и управление на предприятиях». Рассмотрены, кроме того, вопросы, изучение которых считается в настоящее время необходимым при подготовке менеджеров в вузах Японии и США. Современная концепция управления деятельностью, управления бизнесом — это концепция, получившая в англоязычной литературе название Total Quality Management (TQM). На смену идеям Тейлора, возникшим в начале века и, к сожалению, активно используемых в российской практике, Пришли новые концепции и принципы управления качеством, значительная часть которых уже нашла отражение в международных стандартах. Сегодня в мире используются различные системы управления качеством. Но для успешной деятельности в настоящее время они должны обеспечивать возможность реализации восьми ключевых принципов системного управления качеством, освоенных передовыми международными компаниями. Эти принципы составляют основу готовящегося обновления международных стандартов в области управления качеством ИСО серии 9000: Первый принцип — ориентация на потребителя. Стратегическая ориентация на потребителя, соответствующим образом обеспечиваемая организационно, методически и технически, жизненно необходима каждой организации и каждому предприятию, функционирующему в условиях конкурентного рынка. Второй принцип — роль руководства. В соответствии с ним руководитель должен создать условия, необходимые для успешной реализации всех принципов системного управления качеством. Третий принцип — вовлечение работников. Это одно из ключевых положений TQM, в соответствии с которым каждый работник должен быть вовлечен в деятельность по управлению качеством. Необходимо добиться, чтобы у каждого возникла внутренняя потребность в улучшениях. Четвертый принцип — процессный подход и органично с ним связанный пятый принцип — системный подход к управлению. Всоответствии с этими принципами производство товаров, услуг и управление рассматриваются как совокупность взаимосвязанных процессов, а каждый процесс — как система, имеющая вход и выход, своих «поставщиков» и «потребителей». Реализация этих принципов изменяет сложившиеся подходы к управлению, основу которого составляет иерархическая организационная структура. Практика показала, что трудности и проблемы, обусловленные тем, что единые процессы обслуживаются организационно обособленными подразделениями, можно и нужно устранять путем использования группового подхода. В стандартах ИСО 9001 и QS-9000 есть, например, норма, в соответствии с которой поставщик для подготовки к производству новой или модернизированной продукции должен формировать группы специалистов из различных подразделений. Такие группы должны включать конструкторов, технологов, специалистов службы качества, а также специалистов других служб. Шестой принцип — постоянное улучшение. Двадцать лет назад стратегия качества базировалась на концепции оптимального качества. Опыт японской, а затем американской и европейской промышленности показал, что устанавливать пределы улучшению недопустимо, само улучшение должно быть системой и составной частью системы управления. Седьмой принцип — принятие решений, основанных на фактах. Реализация этого принципа призвана исключить необоснованные решения, которые обычно называют волевыми. Необходимо собирать и анализировать фактические данные и принимать решения на их основе. Наиболее распространенными сейчас являются статистические методы контроля, анализа и регулирования. Восьмой принцип — взаимовыгодные отношения с поставщиками. Этот принцип, суть которого в простейших случаях очевидна, необходимо реализовывать по отношению как к внешним, так и внутренним поставщикам. Необходимо иметь в виду, что современная концепция управления качеством — это концепция управления любым целенаправленным видом деятельности, позволяющая, как показывает опыт, достигнуть успеха не только в сфере производства, но и в государственном и муниципальном управлении, в вооруженных силах и других сферах. Предлагаемая Вашему вниманию книга имеет практическую направленность, основывается на развитии применительно к российским условиям представлений, сформировавшихся в результате ответа американского менеджмента на «японский вызов», наиболее удачно обобщенного в свое время Джеймсом Харрингтоном в книге «Управление качеством в американских корпорациях», на представлениях современной эволюционной экономической теории. В книге дано систематическое изложение предмета, рассчитанное на студентов и преподавателей, практиков — руководителей и специалистов предприятий и учреждений, предпринимателей, желающих ознакомиться, изучить суть, функции, основные методы и методики управления качеством продукции и качеством деятельности, ознакомить с юридическими положениями и стандартами, регламентирующими работу в этой области. При подготовке книги ставилась задача изложить предмет глубоко, но кратко и просто. Первый раздел книги, главы с первой по восьмую, написан профессором Тульского государственного педагогического университета им. Л. Н. Толстого, доктором наук Л. Е. Басовским, второй раздел книги, главы с девятой по пятнадцатую, написан профессором Тульского государственного университета, доктором наук Д Б. Протасьевым.
ЧАСТЬ I ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ
Глава 1. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|