Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Экономики по производительности труда




 

Номера укладов            
Ведущие технические новшества MB комплекс MB и МЭ комплекс MB, МЭ и МИ комплекс МЭ, МИ и АВ комплекс МИ, АВ и АЭ комплекс АВ, АЭ и АИ
Начало интенсивного распространения (год)            
Максимум распространения (год)            
Время отмирания (год)            

 

Эволюция технологий тесно связана с эволюцией форм органи­зации производства, методов управления. При этом изменяется цен­ность ресурсов. После Великой депрессии 30-х годов получили пре­имущества человеческий капитал, который представляет собой труд квалифицированных специалистов, и новые технологии13. Ранее, в индустриальный период, наибольшую отдачу можно было получить, используя труд, капитал и природные ресурсы.

После мирового экономического кризиса конца 70-х и начала 80-х годов роль человеческого капитала и новых технологий еще более усилилась. Но, главное, теперь особую роль стали играть обновление функции управленческого персонала и обновление методов управления. Непрерывное совершенствование и обнов­ление систем и методов управления стало необходимостью и ре­альным фактором успеха деятельности организаций и предприя­тий.

Эволюция понятия «качество» в экономическую категорию в сфе­ре производства весьма наглядно проявляется на примере электрон­ной промышленности. На определенном этапе развития используе­мая в электронной промышленности технология оказалась неспо­собна обеспечить бездефектное производство. В силу своей специ­фики электроника в наибольшей степени изменила представление о качестве.

Работа по повышению качества, ранее начинавшаяся с заклю­чающих стадии технологического процесса — контрольных опера­ций, теперь производится на каждой технологической стадии и в настоящее время представляет собой, прежде всего работу по повы­шению выхода годной продукции, являясь неотъемлемой частью производственного процесса.

Поскольку возникший дефект выявить далеко не всегда возмож­но, то отдельные, уже дефектные, изделия продолжают оставаться в производственном процессе и подвергаются дальнейшей обработ­ке. Тем самым, особенно при низком выходе годных изделий, а он мог составлять иногда лишь 5-30%, стоимость годного изделия рез­ко возрастает.

В наиболее наукоемких направлениях электронной промыш­ленности выход годных изделий, к сожалению, в течение опреде­ленного периода был невысок. Поэтому работа в области качества стала не просто важной, а доминирующей. Именно в таких произ­водствах оказался ярко выражен экономический подход к качеству.

От административного подхода остались лишь некоторые основопо­лагающие принципы, прежде всего принцип, основанный на том, что потребитель должен получать бездефектную продукцию. Каче­ство продукции предлагаемой потребителю, должно составлять не 90 или 99%, а именно 100%.

Смена технологических укладов изменяет сущность управления качеством. Например, в условиях отсталого, но широко распростра­ненного в российских условиях третьего уклада функции управле­ния обработкой в производстве выполняет человек. В этих условиях важно, как-то или иное оборудование, тот или иной станок влияет на качество изделий. Рабочий должен знать свой станок доскональ­но. Любой станок имеет свои индивидуальные особенности. Хоро­шим рабочим считается тот, кто может учесть эти особенности и умело их использовать. Если все станки, по всей технологической цепочке работали наилучшим образом, то качество изделий ожида­лось наивысшим.

С изменением производственных возможностей, появлением но­вых поколений техники подход к качеству приобретает иной ха­рактер.

Использование автоматизированной техники — техники чет­вертого и последующих технологических укладов — выдвинуло новые требования и к исполнителям. Оптимизация работы обору­дования по всей технологической цепочке перестала быть функ­цией рабочих.

Наиболее ценным стал труд не тех рабочих, которые могли учесть индивидуальные особенности оборудования и достичь на своей опе­рации максимального уровня качества, а тех, которые могли наи­более точно воспроизвести предложенный разработчиками комп­лекс операций, причем в условиях, когда возможность контроля за исполнением ограничена.

Поэтому иметь просто грамотных рабочих стало недостаточно. Или исполнитель должен делать то, что ему предписано технологией, или быть компетентным настолько, чтобы просчитать все возмож­ные последствия того или иного изменения в технологическом про­цессе, что зачастую невозможно.

Этим обстоятельством объясняется крайне отрицательное отно­шение руководства и специалистов отечественного ВПК к различ­ного рода некомпетентной «рационализации» производства на се­рийных заводах. Однако это обстоятельство позволяет легко «тира­жировать» технологии. Например, японские фирмы без ущерба для качества выпускаемой продукции передают хорошо отлаженную технологическую цепочку со всем оборудованием в фирмы, разме­щенные в развивающихся странах.

Этим обстоятельством объясняется и то, что при закупке технологических линий за рубежом иногда предпочитают, чтобы на ней работали не кадровые рабочие своего предприятия, а новички со стороны. Набирают функционально грамотных, но далеких отдан­ной отрасли людей. Эти люди свято соблюдают все режимы обра­ботки и, как правило, в результате можно получать качественную продукцию.

 

Новая политика 100%-го качества

Известная американская компания ИБМ, используя большей частью японский опыт, стала проводить, начиная с 80-х годов, по­литику 100%-го уровня качества. В результате этой политики в 90-х годах контракты Министерства обороны США на разработку и по­ставку суперкомпьютеров неизменно достаются именно компании ИБМ.

В основе политики, обеспечивающей 100% качества, лежит изве­стное соотношение затрат, связанных с обеспечением качества: не­обходимые затраты возрастают на порядок с каждым этапом про­движения от проектирования к производству, установке оборудова­ния, а затем к его эксплуатации14. То есть если предотвращение или устранение ошибки на стадии проектирования стоит 1000 рублей, то на стадии производства машины оно обойдется в 10 тыс. рублей, на стадии монтажа и наладки у заказчика — 100 тыс. рублей, в про­цессе эксплуатации оно будет стоить 1 млн. руб., если вообще ока­жется возможным.

Исследования издержек по обеспечению качества в отечествен­ном машиностроении приводят к аналогичным результатам15. Они иллюстрируются данными, которые представлены в таблице 1.2.

Происходит возврат к прежнему пониманию качества, понима­нию качества, при котором 100% продукции — товаров или услуг полностью соответствуют установленным требованиям. Но обеспе­чение этого уровня качества носит комплексный характер.

Тактический подход к качеству во многом определяется видом производства и выпускаемой продукции, соотношением спроса и предложения, конкурентной борьбой основных производителей дан­ной продукции. В соответствии с этим изыскиваются пути и средства достижения заданного уровня качества. С другой стороны, стратегия в достижении качества по ряду направлений становится универсаль­ной.

 

Таблица 1.2

Влияние суммарных затрат по этапам жизни изделия на обеспечение уровня качества

 

Этап жизни изделия Доля в суммарных затратах (в %) Влияние этапа на суммарные затраты (в %)
Исследования и разработка 1—6 60—80
Производство 40-45 5—10
Доведение до ввода в эксплуатацию 5—15 20—30
Эксплуатация 40—54 15—25

 

Например, такие разные американские компании, как АТТ, «Эйвон», «Корпинг Гласе», «Дженерал Моторз», «Хьюлетт-Паккард», «ИБМ», «Полароид» разработали единые для них десять ос­новных направлений в области управления качеством16:

1. Достижение заинтересованности руководства высшего звена.

2. Создание руководящего совета по улучшению качества.

3. Вовлечение всего руководящего состава.

4. Обеспечение коллективного участия в повышении качества.

5. Обеспечение индивидуального участия в повышении качества.

6. Создание групп совершенствования систем, регулирования процессов.

7. Более полное вовлечение поставщиков в борьбу за качество.

8. Меры обеспечения качества функционирования системы управления.

9. Краткосрочные планы и долгосрочная стратегия улучшения работы.

10. Создание системы признания заслуг.

Эти направления отражают суть организационно-экономических основ управления качеством.


Глава 2.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных