Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Идеализм, его формы и исторические разновидности.




Идеализм — направление в философии, в котором признается примат духовного над вещественным. Понятия материализм и идеализм б. введены Лейбницем в нач. XVIII в. В св. письмах 1-м идеалистом он назвал Платона, а материалистом Демокрита («линия Платона» и «линия Демокрита).

Совр. смысл термину И. придал Гегель. Он различал объективный идеализм (Платон, Лейбниц, Гегель) и субъективный (Беркли, Юм).

1-м возник объективный И.

Духовное – высший род бытия, вещи и события в мире зависят от идеального. Бытие духовного вечно, телесного – временно.

Платон: бестелесные прообразы вещей, вещи зависят от идей, а идеи первичны хронолически, логически, качественно и нравственно.

Согл. объективному И., дух. начало существует само по себе, т.е. объективно.

Гегель переосмыслил Платона: чистые идее -> чистое мышление. Понять все многообразие форм можно увидев чистое мышление, находящееся в частном, в телесном.

Природа – инобытие духа. Дух спит в природе (в неживой – глубокий сон, в органике начинает пробуждаться и т.д.). Окончательное пробуждение духа происходит в обществе и истории. Дух как мировой разум задает истории логику. Но история делается через людей, великих личностей, народы, которые на каком-то этапе выполняют логику мирового разума («исторические народы»). Дух свободен и познает собств. содержание.

Гегель различал объективный дух (закономерность, возвышающаяся над жизнью человека: право, мораль, искусство, Ф., религия и т.п.) и субъективный (дух отдельного человека).

Субъективный дух, объективный дух, мировой разум – воплощения абсолютной идеи.

Субъективный идеализм. Дж. Беркли: существовать = быть в восприятии. За пределы восприятия чел. не может выйти и судить, что за его пределами.

Крайняя форма субъективного идеализма – солипсизм: ничего, кроме индивидуального душевного опыта нельзя считать действительным.

 

38. Античная философия: этапы развития, основные школы, проблематика.

Основные черты:

1) Космоцентричность. представление о чувственно-материальном космосе. Бытие как единство при множественности вещей; космос - гармоническая взаимосвязь существующих вещей. 2) художественное понимание космоса как симметрии, гармонии, меры, красоты и ритма. 3). Пр-п объективизма. Прасимвол – отдельное материальной тело; космос – хорошо упорядоченное множество, он замкнут, за пределами его ничего нет. Человек создан по образцу космоса, его душа и ум – слабое отражение праобразца. 4). Пантеистичность. Космос абсолютен, божественен, боги не творят мир, а лишь придают ему форму с согласия природной необходимости. 5) Фатализм и героизм 6) Рационализм. попытка разгадать тайну мифа,

Периодизация

В. Виндельбанд (культ. фон и духов. стремления):

1) греч. Ф. (на основе замкнутой нац. к-ры и стремящаяся к чистому познанию) до 322 г. до н. э.

2) эллинистическо-римская Ф. (на почве мировой к-ры того времени, стремление к наилучшему устройству жизни людей – практический результат)

С. Н. Трубецкой (по главным фигурам):

1) до Сократа; 2) от Сократа до Аристотеля; 3) после Аристотеля

Г. И. Челпанов (по смене объекта и задач философии):

1. Натурфилософский период (6 – сер. 5 века до н. э.)

Милетцы Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит; Элеаты: Парменид, Зенон; Пифагорейцы; Атомисты Левкипп, Демокрит

Осн. оппозиция – противостояние учений милетцев (все движется, мир изменчив; мир – единство множества; борьба противоположностей) и элеатов (мир неизменен и целостен). Вопр. о первоначале – один из центральных. Атомисты – попытка создать сис-му, объясняющую мир.

2. Антропологический период (вторая половина V в. до н. э.)

Софисты (Протагор, Горгий, Гиппий, Продик), Сократ (и сократич. школы: киники, киренаики, мегарики) сместили филосфск. рефлексию с проблематики физики и космоса к проблематике человека как члена общества. Утверждение софистов об относительности чел. познания. Горгий: сущее не совпадает ни с мыслью, ни со соловом →его невозможно познать →объективной истины не сущ., а есть лишь мнения → можно убеждать всех во всем.

Сократ: человеческое самопознание – источник всякого истинного знания в Ф. В чем сущность чел.? (в его душе, разуме и нравственности). Рационалистич. этика – зная добро, чел. поступает соотв. ему. Чтобы получить это знание, надо отрешиться от иллюзий → диалектика (диалог: ирония и майевтика (знание может «родить» только сам человек).

Киники (Диоген): отрицание значимости общего, внутр. свобода как подлинное благо.

Киренаки (Гегесий): гедонизм

Мегарики (Евклид): развитие аргументации, софизмы.

3. систематический (5 – 4 века до н. э.) – открытие сверчувственного и категориальная диалектика Платона и Аристотеля, давших формулировки осн. философ. проблем

4. этический (3 век до н. э. – 1 век н. э.) совпал с эллинизмом. Стоицизм, эпикуреизм, скептицизм. Этика; как человеку достичь счастья.

5. религиозный (1 – 6 века н. э.) – неоплатонизм (Плотин, Порфирий, Ямвлих Прокл) систематизировали платоновск. идеи, дополнив их идеями стоицизма, аристотелизма, неопифагореизма.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных