ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Схоластика. Философское учение Ф.Аквинского.Ф. Аквинский (13в.) Его учение ориентировано на аристотелизм: ценность индивида в этм мире, представление всего сущего как гармоничн. сис-мы, где все им. св. место и все можно гармонизировать, выводя место всего. Разделил теологию (идет от бож. истин к миру) и Ф. (идет от мира к богу). Фома Аквинский считал недостаточным онтологическое доказательство существования Бога (то есть доказательство существование Бога, выводимое из существования его творения — окружающего мира, как считал Августин). Фома выдвигает 5 собств. доводов в пользу существования Бога: 1. все им. источник движ-я →есть первоисточник — Бог; 2. все имеет причину → есть первопричина всего — Бог; 3. случайное зависит от необходимого → первоначальн. необходимость - Бог; 4. есть градации совершенства → должно существовать высш. совершенство - Бог; 5. есть цели → есть высшая цель - Бог. Вопр. об универсалиях: рационализм → универсалии существуют 1) в уме бога (до вещей), 2) в вещах как их сущность, 3) в уме человека (после вещей). Также Ф. Аквинский исследует проблему бытия не только Бога, но и всего сущего. В частности, он разделяет сущность (эссенцию) и существование (экзистенцию). Их разделение — одна из ключевых идей католичества. • подразумевает в качестве сущности (эссенции) "чистую идею" вещи либо явления, совокупность признаков, черт, назначения, которые существуют в разуме Бога (Божественный замысел); • подразумевает в качестве существования (экзистенции) сам факт бытия вещи; • считает, что любая вещь, любое явление есть сущность, которая обрела существование по воле Бога (то есть "чистая идея", которая приобрела материальную форму в силу акта Божественной воли); • доказывает, что бытие и благо обратимы, то есть Бог, давший сущности существование, может данную сущность существования и лишить, окружающий мир бренен и непостоянен; • сущность и существование едины только в Боге, следовательно, Бог не может быть обратим — Он вечен, всемогущ и постоянен, не зависит от иных внешних факторов. Исходя из данных посылок, согласно Фоме все состоит из материи и формы (идеи), суть любой вещи — единство формы и материи, форма является определяющим началом, а материя есть лишь вместилище различных форм, форма есть одновременно цель возникновения вещи, форма любой вещи троична: существует в Божественном разуме, в самой вещи, в восприятии человека. Исследуя проблему познания, Фома Аквинский приходит к следующим выводам. Откровение и разум (вера и знание) - не одно и то же (как считал Августин Блаженный), они одновременно участвуют впроцессе познания и дают истинное знание. Все делится на то, что можно познать разумом (рационально) и через откровение. Философия может объяснить только то, что познаваемо разумом, познаваемое через откровение может объяснить теология. Разумом можно познать факт существования Бога, единство Бога, бессмертие человеческой души и др. Не поддаются рациональному познанию проблемы сотворения мира, первородного греха, троичность Бога. Если человеческий разум противоречит вере, то он дает неистинное знание. Учение Ф. Аквинского решением Папы Римского было объявлено официальной идеологией католицизма. 44. Философия эпохи Возрождения: особенности, проблематика, представители. Т-н Джорджо Вазари – как оценка, оживление античности. Приметы времени. складывание нац. гос-в и абсолютных монархий в Европе, глубокие соц. и религ. потрясения (Крест. война в Германии, религ. конфликты во Франции, Реформация и Контрреформация), эсхатологические пророч-ва (с кон. 15 в.). книгопечатание, компас, телескоп, Вел. геогр. открытия, античная к-ра, открытие Востока, гелиоцентрич. учение Н. Коперника. Идеи об отсутствии у Ф. В. сам-сти: Гегель (это конец cр. вв. Ф.); Виндельбанд (подготовка Ф. Нового времени). типологические черты: Пантеизм: отождествл. природы с богом; натуральная религия (Н.Кузанский: пр-пы всех религий одинаково истинны, т.к. бог непознаваем, все идеи о нем имеют под собой единую натуральную религию). Эстетизм: постоянное развитие в себе «человеческих» качеств, преимущ. эстетич. Антропоцентризм: В центре мироздания – человеч. инд-сть, личность как творец собств. жизни и судьбы (речь «О достоинстве человека» Пико делла Мирандола). человеч. свобода выше природной необходимости. Бог – источник творчества и сил, человека, но он создает его неопределенным – чел. должен достроить св. мир. Чел. - творец св. мира по примеру бож. творца, чел.- малый бог. Чел. как художник, мир как произв. иск-ва. Периодизация. 1). Гуманистический п-д (сер. 14 – сер. 15 в.): противопоставление теоцентризму интереса к земному предназначению человека, социально-этическая проблематика на первом плане (Петрарка, Колюччо Салютати, Леонардо Бруни, Лоренцо Валла, Пьетро Помпонацци, Эразм Роттердамский). Зарождается в литературе и связ. с творч. Петрарки (памфлет «О своем и чужом невежестве» - критика сис-мы ср-вв. фил. знания). Утверждаются нов. ценности: стремление к славе, красота человеч. тела, культ наслаждения и пользы. Чел. рассм. как единство души и тела. Лоренцо Валла трактат «Об удовольствии или истинном благе»: критика ср.-вв. аскетизма; высшее благо - наслаждение от положительного удовольствия, а не эпикурейское спокойствие духа. Пьетро Помпонацци: отрицание бессмертия души и ее сотворения богом; вера в бессмертие души лишь понижает нравственный ур-нь чел., т.к. тогда чел. поступает нравственно только из страха. Эразм Роттердамский пытался возродить подлинный дух и простоту 1х вв. христ-ва, соединить его с античн. наследием; «Похвала глупости» - критика схоластов; за перевод библии на нац. языки. Томас Мор 2). Неоплатонический п-д (сер. 15 – нач. 16 в.): преобладает онтологическая проблематика (соотношение Бога и мира), новые пути синтеза аристотелизма и платонизма (Николай Кузанский, Марсилио Фичино, Пико делла Мирандола). взгляды на этот п-д: Расширительная трактовка (Лосев) – основа всей ф. В.; узкая трактовка (Горфункель) – один из этапов. Николай Кузанский: Исходил из неоплатонич. учения об эманации и иерархического строения мира → 3 диалектические идеи: «Ученое незнание»: пр-сс познания бога и мира сложен и противоречив; возможный сп-б постижения бога – отрицательное богословие (интеллектуальное созерцание, умение видеть единство противоположностей); бог лишен антропоморфных черт, это бесконечное единое начало, закл. в себе все противоположности. учение о совпадении противоположностей в бесконечности: в боге свернуто все, а мир – развертывание закл. в боге возможности бытия. структурно-математич. метод 3). Натурфилософский п-д (сер. 16 – нач. 17 в.): полное отождествление Бога и природы, человек как исключительно природное существо (Никколо Макиавелли, Джордано Бруно, Бернардино Телезио, Мишель Монтень). Нов. антиномия: человек свободен и может приблизиться к Богу в своих творч. возможностях, но остается лишь маленькой частицей бесконечной природы. Н. Макиавелли: Постоянство и неизменность человеч. природы; укротить фортуну можно доблестью. Моральные оценки к истории неприложимы, т. к. человеч. поступки ест-ны. Политика как наука, объективные правила властвования и управления гражд. обществом, автономна от религии и морали. Свобода – стремление в рамках гарант-го гражд. порядка быть творцами своей истории. Цель (достигнутый результат) всегда оправдывает ср-ва. Правитель как ср-во для достижения целей. Дж. Бруно: Вселенная едина, бесконечна, не сотворена, неподвижна; в каждой частице материи все св-ва Вселенной; «душа мира» - внутр. способность к обр-нию форм; вся природа одушевлена и движет саму себя. Вселенная: нет фиксиров. центра, физич. однородность (одни элементы), самодвижение, возможны различные формы жизни и бесчисленные миры. Полное отождествление Бога и природы как «бесконечной субстанции». Смертность индивид. души, разум как «видящее зеркало». Реформация. Как реакция на гуманистич. титанизм, страх вечности (бесконечность Вселенной и т. д.). Протестантизм делает мирским и демократичным индивидуализм. Попытка внецерковной орг-ции, индивид. вера; 2 святости – Бог и индивид. душа, остальное десакрализуется, не-ценностно; реализация божеств. даров с целью спасения, рационализм, активность, целенаправленность, самореализация (одни на один), преобразование мира (мир как «стройплощадка»), индивид. ответственность. Лютер, Кальвин, Цвингли – против католич. доктрины «добрых дел» (оправдание посредством действий); личная искренняя вера; предопределение. Обретение истины – прерогатива веры, а не разума, личный выбор и жажда действия в мире. Чел. свободен отн-но мира и уполномочен сам решать свои задачи → соврем. полит. и духов. свободы. «Рабство воли». Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|