Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Схоластика. Философское учение Ф.Аквинского.




Ф. Аквинский (13в.) Его учение ориентировано на аристотелизм: ценность индивида в этм мире, представление всего сущего как гармоничн. сис-мы, где все им. св. место и все можно гармонизировать, выводя место всего.

Разделил теологию (идет от бож. истин к миру) и Ф. (идет от мира к богу).

Фома Аквинский считал недостаточным онтологическое дока­зательство существования Бога (то есть доказательст­во существование Бога, выводимое из существования его творе­ния — окружающего мира, как считал Августин).

Фома выдвигает 5 собств. доводов в пользу существова­ния Бога:

1. все им. источник движ-я →есть первоисточник — Бог;

2. все имеет причину → есть первопричина всего — Бог;

3. случайное зависит от необхо­димого → первоначальн. необходимость - Бог;

4. есть градации совершенства → должно существовать высш. совершенство - Бог;

5. есть цели → есть высшая цель - Бог.

Вопр. об универсалиях: рационализм → универсалии существуют 1) в уме бога (до вещей), 2) в вещах как их сущность, 3) в уме человека (после вещей).

Также Ф. Аквинский исследует проблему бытия не только Бога, но и всего сущего. В частности, он разделяет сущность (эссенцию) и существование (экзистен­цию). Их разделение — одна из ключевых идей католичества.

• подразумевает в качестве сущности (эссенции) "чистую идею" вещи либо явления, совокупность признаков, черт, назначе­ния, которые существуют в разуме Бога (Божественный за­мысел);

• подразумевает в качестве существования (экзистенции) сам факт бытия вещи;

• считает, что любая вещь, любое явление есть сущность, ко­торая обрела существование по воле Бога (то есть "чистая идея", которая приобрела материальную форму в силу акта Божественной воли);

• доказывает, что бытие и благо обратимы, то есть Бог, дав­ший сущности существование, может данную сущность су­ществования и лишить, окружающий мир бренен и непостоянен;

• сущность и существование едины только в Боге, следова­тельно, Бог не может быть обратим — Он вечен, всемогущ и постоянен, не зависит от иных внешних факторов.

Исходя из данных посылок, согласно Фоме все состоит из материи и формы (идеи), суть любой вещи — единство формы и материи, форма является определяющим началом, а материя есть лишь вместилище различных форм, форма есть одновременно цель возникновения вещи, форма любой вещи троична: существует в Божествен­ном разуме, в самой вещи, в восприятии человека.

Исследуя проблему познания, Фома Аквинский приходит к сле­дующим выводам. Откровение и разум (вера и знание) - не одно и то же (как считал Августин Блаженный), они одновременно участвуют впроцессе познания и дают истинное знание. Все делится на то, что можно познать разумом (рационально) и через откровение. Философия может объяснить только то, что познаваемо разумом, познаваемое через откровение может объяснить теология. Разумом можно познать факт существования Бога, единство Бога, бессмертие человеческой души и др. Не поддаются рациональному познанию про­блемы сотворения мира, первородного греха, троичность Бо­га. Если человеческий разум противоречит вере, то он дает не­истинное знание.

Учение Ф. Аквинского решением Папы Римско­го было объявлено официальной идеологией католицизма.

44. Философия эпохи Возрождения: особенности, проблематика, представители.

Т-н Джорджо Вазари – как оценка, оживление античности.

Приметы времени. складывание нац. гос-в и абсолютных монархий в Европе, глубокие соц. и религ. потрясения (Крест. война в Германии, религ. конфликты во Франции, Реформация и Контрреформация), эсхатологические пророч-ва (с кон. 15 в.). книгопечатание, компас, телескоп, Вел. геогр. открытия, античная к-ра, открытие Востока, гелиоцентрич. учение Н. Коперника.

Идеи об отсутствии у Ф. В. сам-сти: Гегель (это конец cр. вв. Ф.); Виндельбанд (подготовка Ф. Нового времени).

типологические черты:

Пантеизм: отождествл. природы с богом; натуральная религия (Н.Кузанский: пр-пы всех религий одинаково истинны, т.к. бог непознаваем, все идеи о нем имеют под собой единую натуральную религию).

Эстетизм: постоянное развитие в себе «человеческих» качеств, преимущ. эстетич.

Антропоцентризм: В центре мироздания – человеч. инд-сть, личность как творец собств. жизни и судьбы (речь «О достоинстве человека» Пико делла Мирандола). человеч. свобода выше природной необходимости. Бог – источник творчества и сил, человека, но он создает его неопределенным – чел. должен достроить св. мир. Чел. - творец св. мира по примеру бож. творца, чел.- малый бог. Чел. как художник, мир как произв. иск-ва.

Периодизация.

1). Гуманистический п-д (сер. 14 – сер. 15 в.): противопоставление теоцентризму интереса к земному предназначению человека, социально-этическая проблематика на первом плане (Петрарка, Колюччо Салютати, Леонардо Бруни, Лоренцо Валла, Пьетро Помпонацци, Эразм Роттердамский).

Зарождается в литературе и связ. с творч. Петрарки (памфлет «О своем и чужом невежестве» - критика сис-мы ср-вв. фил. знания).

Утверждаются нов. ценности: стремление к славе, красота человеч. тела, культ наслаждения и пользы. Чел. рассм. как единство души и тела. Лоренцо Валла трактат «Об удовольствии или истинном благе»: критика ср.-вв. аскетизма; высшее благо - наслаждение от положительного удовольствия, а не эпикурейское спокойствие духа.

Пьетро Помпонацци: отрицание бессмертия души и ее сотворения богом; вера в бессмертие души лишь понижает нравственный ур-нь чел., т.к. тогда чел. поступает нравственно только из страха.

Эразм Роттердамский пытался возродить подлинный дух и простоту 1х вв. христ-ва, соединить его с античн. наследием; «Похвала глупости» - критика схоластов; за перевод библии на нац. языки.

Томас Мор

2). Неоплатонический п-д (сер. 15 – нач. 16 в.): преобладает онтологическая проблематика (соотношение Бога и мира), новые пути синтеза аристотелизма и платонизма

(Николай Кузанский, Марсилио Фичино, Пико делла Мирандола).

взгляды на этот п-д: Расширительная трактовка (Лосев) – основа всей ф. В.; узкая трактовка (Горфункель) – один из этапов.

Николай Кузанский: Исходил из неоплатонич. учения об эманации и иерархического строения мира → 3 диалектические идеи:

«Ученое незнание»: пр-сс познания бога и мира сложен и противоречив; возможный сп-б постижения бога – отрицательное богословие (интеллектуальное созерцание, умение видеть единство противоположностей); бог лишен антропоморфных черт, это бесконечное единое начало, закл. в себе все противоположности.

учение о совпадении противоположностей в бесконечности: в боге свернуто все, а мир – развертывание закл. в боге возможности бытия.

структурно-математич. метод

3). Натурфилософский п-д (сер. 16 – нач. 17 в.): полное отождествление Бога и природы, человек как исключительно природное существо (Никколо Макиавелли, Джордано Бруно, Бернардино Телезио, Мишель Монтень).

Нов. антиномия: человек свободен и может приблизиться к Богу в своих творч. возможностях, но остается лишь маленькой частицей бесконечной природы.

Н. Макиавелли: Постоянство и неизменность человеч. природы; укротить фортуну можно доблестью. Моральные оценки к истории неприложимы, т. к. человеч. поступки ест-ны. Политика как наука, объективные правила властвования и управления гражд. обществом, автономна от религии и морали. Свобода – стремление в рамках гарант-го гражд. порядка быть творцами своей истории. Цель (достигнутый результат) всегда оправдывает ср-ва. Правитель как ср-во для достижения целей. Дж. Бруно: Вселенная едина, бесконечна, не сотворена, неподвижна; в каждой частице материи все св-ва Вселенной; «душа мира» - внутр. способность к обр-нию форм; вся природа одушевлена и движет саму себя. Вселенная: нет фиксиров. центра, физич. однородность (одни элементы), самодвижение, возможны различные формы жизни и бесчисленные миры. Полное отождествление Бога и природы как «бесконечной субстанции». Смертность индивид. души, разум как «видящее зеркало».

Реформация. Как реакция на гуманистич. титанизм, страх вечности (бесконечность Вселенной и т. д.). Протестантизм делает мирским и демократичным индивидуализм. Попытка внецерковной орг-ции, индивид. вера; 2 святости – Бог и индивид. душа, остальное десакрализуется, не-ценностно; реализация божеств. даров с целью спасения, рационализм, активность, целенаправленность, самореализация (одни на один), преобразование мира (мир как «стройплощадка»), индивид. ответственность. Лютер, Кальвин, Цвингли – против католич. доктрины «добрых дел» (оправдание посредством действий); личная искренняя вера; предопределение. Обретение истины – прерогатива веры, а не разума, личный выбор и жажда действия в мире. Чел. свободен отн-но мира и уполномочен сам решать свои задачи → соврем. полит. и духов. свободы. «Рабство воли».






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных