ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Рационализм в гносеологии Нового времени.XVII в. – в. разума, ценность рационального начала становится первостепенной (протестантизм, успехи естествознания, становление индустриального общества (мануфактуры). Этот рационализм основополагающий для Ф. от Фр. Бэкона до Гегеля (XVII- нач. XIX в.). Центр философс. интересов перемещается с онтологической проблематики к гносеологической. Главной задачей Ф. в этот период считается разработка и обоснование методов правильного, плодотворного мышления, распространение его на различные области знания. Художественно-практическая парадигма культуры меняется на научно-практическую. Различаются 3 осн. значения рационализма в ф. Нов. вр. 1) рациональный оптимизм (вера в то, что люди могут совершенствоваться, опираясь на самовозрастающий разум; для этого нужно построить метод познания); 2) гносеологический рационализм в широком смысле: рационализм в сф. познания в противоположность иррационализму; 3) гносеологич. рационализм в узком смысле: утверждение превосходства рац. сп-ба познания над эмпирическим, т.е. дедуктивного над индуктивным (кр. англ. философов-эмпириков). Рационализма в 1 и 2 значении придерживались почти все крупные философы Нов. вр., рац-м в 3 значении б. принят в континентальной Европе. Идеалом познания признается четкое, строго рациональное мышление (это находит свое проявление в особом интересе Декарта к ясным идеям сознания, Канта к познавательным способностям души, Гегеля к универсальным идеям, Маркса к науке). Изучаются методы, способы познания (сравните методы Локка, Канта, Гегеля, Маркса). Наука ставится превыше всего. Рационалисты выступали против средневековой теологии и схоластики, представители которых видели в основе познания Главными аргументами рационалистов в споре с эмпириками были следующие: 1) сам по себе опыт, не переработанный разумом, не может лежать в основе познания, 2) разум способен самостоятельно делать открытия, которые первоначально не были основаны на опыте и лишь впоследствии подтверждены опытным путем. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|