Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Философия эпохи эллинизма.




Этический период АФ. Тождество человека и гражданина в полисе разрушено, субъект нового типа осознает себя отличным от общества и гос-ва. Этика, разработка правил и норм человеч. жизни.

Эпикуреизм. 4 век до н. э. – 4 век н. э. Эпикур, Тит Лукреций Кар. Метафизич. основа – др/греч атомизм→теория самоотклонения атомов (случайность в космосе и возможность свободы человека). Стремление к удовольствию как сдержанному наслаждению души, полного спокойствия и умственного равновесия (эвдемонизм). Ф как деят-ть, посредством рассуждений приводящая к счастью. Препятствия – вера в бессмертие (как причина страха смерти) и вера во влияние богов на жизнь.

Стоицизм. Древняя Стоя (3 – 2 вв. до н. э., Зенон, Клеанф, Хрисипп), Средняя Стоя (2 – 1 вв. до н. э., Панэций, Посидоний), Поздняя Стоя (1 – 2 вв. н. э., Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий). Их этика опирается на физику (учение о природе) и логику (учение о высказывании). Космос как единый, целостный, одушевленный и телесный организм, подчиняющийся неумолимым законам Логоса; Душа космоса – пневма (огненный эфир, движущая сила вещества). Человек как часть космоса, его жизнь под необходимыми з-ми целого (судьбой); отрицание случайности и фатализм. Добродетель – подчинение вселенскому закону (жить ради и во имя целого). Человек как субъект отличается умением осмысливать сущ-щее словами (бестелесный лектон, невещественный смысл каждой вещи, обозначаемое как словесно выраженное→семантика). Идеал – человек, мужественно и с достоинством подчиняющийся судьбе; истинное счастье в свободе от страстей, спокойствии духа как результате самовоспитания. Благо в 4 добродетелях: благоразумие, умеренность, мужество, справедливость; все остальное от человека не зависит. Объект выбора человека – душевное состояние, кот. не зависит от тела (оправдано и самоубийство). Идея братства всех людей, космополитизм на основе причастности всех людей Логосу, мирового целого.

Скептицизм. Кон. 4 века до н. э. – 3 век н. э. Пиррон, Карнеад, Секст Эмпирик. Исходили из изменчивости мира Гераклита→нельзя достичь объективного знания о мире и рационально обосновать нормы человеч. поведения. Единственно правильно воздержание от суждений как ср-во достижения атараксии (невозмутимости ко всему внешнему). Абсолютно молчать и бездействовать нельзя→жить сообразно законам, обычаям или благоразумию без твердых убеждений.

Религиозный период АФ.

Неоплатонизм. Философ. синтез, преодолевший субъект-объектную противоположность за счет возврата к мифу о трансцендентном, сверхразумном Едином, кот. постижимо лишь мистически + триединство Единого, Ума и Души, зло как недостаток добра → влияние на догматы христианства

Плотин, Порфирий, Ямвлих, Прокл (3 – 5 вв).

Абсолютное первоначало бытия – Единое, невыразимо, апофатическая (отрицающая) теология; сверх-бытие, сверх-мысль, сверх-жизнь; благо, кот. само себя творит, свет, освещающий всё вокруг, самопродуцирующаяся активность, вневременно. Ум (Дух) – само себя мыслящее мышление (бог Аристотеля), содержит в себе множественный мир платоновских идей; мысля свое содержание (идеи), он их и творит. Душа – сущ-т во времени, непосредственно происходит от Ума, верхняя сторона обращена к Уму, нижняя – к чувственному миру, источник движения и порождения конкретных единичных вещей. Материя как тьма, результат угасания свечения Единого, источник зла, но не самост. начало. Душа человека в состоянии экстаза способна отделиться от тела с Единым как Богом.

42. Философия Средневековья: основные особенности, этапы развития, проблематика.

Назначение философии: «Ф. должна служить Священному Писанию, как служанка св. госпоже» (Петр Дамиани, XI в.). Зад. Ф. – системно и рационально выстроить мировоззрение, к-е бы поддерживало христ. устои, догматику, пропагандировало истины веры, опираясь на достижения предшеств. культуры, но включая опыт хр. веры.

До 12-13 вв. Ф. и теология не разграничивались, опирались на догматы христ-ва. Предметы размышлений: Бог, душа, мир в их взаимосвязях.

Ортодоксальность (нет индивид. свободы ф-фа), универсализм мышл-я, демократизм.

Традиции от античности: рационализм, индивидуализм (вопросы личности), социальный активизм, юридизм.

Периоды: 2-3 по 8 вв. – патристика – учения «отцов церкви» (1) апологеты: гонения, защита хр-ва Ориген, Тертуллиан; 2) зрелая: ведущ. полож. хр-ва, утверждение догматики, переработка античности – Августин; 3) поздняя: размышл. над каноническ. материалом – Максим Исповедник);

9-15 вв. схоластика а) зарождение (9 – 10 вв.)

б) ранняя (11 – 12 вв.): платоновско-августиновское направление (Ансельм Кентерберийский, Пьер Абеляр)

в) зрелая (13 в.): аристотелизм (доминиканцы Альберт Великий, Фома Аквинский) ↔ августинианский волюнтаризм (францисканцы Роджер Бэкон, Иоанн Дунс Скот)

г) поздняя (14 – 15 вв.): кризис, противопоставления философии и теологии, разума и веры, воли и интеллекта, религии и науки, номинализм (Уильям Оккам)

Важнейшие принципы хр. миропонимания (Майоров Г. Г.):

1) Теоцентризм. В центре мировидения – Бог, вневременный и внепространств., средоточие всех ценностей, все бытие и благо – от него. 2) Креационизм. Бог – Творец, создавший мир из ничего. Мир как осуществление замысла Божьего. 3) Провиденциализм. история – исполнение Божественного предначертания. События земной жизни имеют высший, Божественный смысл. 4). Персонализм. Каждый человек и Бог – личность, отношения между Богом и людьми, между самими людьми – личностные, высшее из них – любовь. 5). Ревеляционизм. Пр-п откровения: Бог открывает человеку свою волю, истины бытия в Свящ. Писании.

Основные проблемы.

1). Проблема соотношения веры и разума.Как соотносятся истины религиозные (откровения) с теми, которые человек добывает собств. разумом?

Божеств. позиция выше человеч. разума (если между ними конфликт, то чел. ошибся). Вера – истина без док-ва, она вкл. в себя доверие источнику божеств. знаний, верность ему и уверенность в его истинности.

3 позиции:

а) верую, чтобы понимать (Аврелий Августин) – догматы без критики и обоснования, б) понимаю, чтобы верить (Пьер Абеляр) – истины веры получают рац. обоснование и фил. истолкование; относится к истинам, идущ. от отцов церкви, но не от писания.

в) верую, ибо нелепо (Тертуллиан + Уильям Оккам) – концепция двух истин, их расхождение: разуму нечего делать в истинах веры и наоборот.

2). Доказательства бытия Бога. Бытие Бога как истина веры несомненно, споры о возможности подтверждения разумом.

а) рац. док-ва невозможны, можно только верить (Оккам)

б) онтологические: Бог как высшее существо, абсолютно совершенная реальность → его бытие как составная высшего совершенства (Августин, Ансельм Кентерберийский)

в) космологические: относительность и обусловленность всего в мире → есть бытие его абсолютного начала, безусловно необходимой сущности – Творца

г) телеологические: целесообразность и порядок в мире → есть его совершенный, мудрый устроитель (Фома Аквинский «доводы от мира»)

3). Проблема универсалий. Проблема содержания общих понятий (универсалий)

Постановка проблемы у неоплатоника Порфирия:

- существуют ли роды и виды самостоятельно или только в мышлении

- если самостоятельно, то тела это или бестелесные вещи

- обладают ли они в последнем случае отдельным бытием или же сущ-т в телесных вещах.

Платон: общее (идеи) существует до вещей; киники: общего нет.

Реализм. Существуют самостоятельно, вне вещей (Ансельм Кентерберийский, Ф. Аквинский) или в вещах как их сущности (Августин).

Номинализм. Возникают в человеч. уме и закрепляются названиями (nomen), не сущ-т вне человеч. ума. Крайняя позиция – унив. сущ. только в звуках: Иоанн Росцелин, Оккам.

Концептуализм. Общим понятиям соотв-т нечто в самих вещах, но это нечто не имеет самост. сущ-я, а выявляется человеч. разумом (Абеляр, Иоанн Дунс Скот).

4). Проблема теодицеи.Если Бог благ и всемогущ, то почему в мире есть зло?

- нет абсолютного зла, но разные уровни благого (Августин), разное совершенство мира как его разнообразие, разноступенчатость, зло – необх. составляющая блага

- это из-за несовершенства человека, рез. злоупотребления свободой выбора, грех непочитания, гордыни, ценностная беспорядочность; зло наказывается, что тоже благо

- мир сотворен из ничего, и прорехи, его разреженность создает зло

Периодизация (см. вопрос 43).






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных