ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Платон и его учение. Платонизм.Платон (V в. до н. э.) - ученик Сократа, основатель собств. фил. школы — Академии, основоположник идеалистич. напр. в Ф. Платон — 1й др-гр. философ, оставивший после себя ряд фундаментальных философских произведений, наиболее важными из которых являются "Апология Сократа", "Государство", "Законы". Учение об идеях. В основе космоса 3 разнородных начала: Бог (активное), идеи (качественное) и материя (телесное). Схема замысла: Бог-демиург, имея материю-хору (телесное, бесформенное, изменчивое, но восприимчивое) и эйдосы-идеи, создает чувственно-конкретный космос, придавая ему совершенную, сферическую форму. Основные положения идеалистического учения: • материальные вещи изменчивы и преходящи, а идеи вечны и постоянны; • окружающий мир ("мир вещей") также временен и изменчив и в действительности не существует как самостоятельная субстанция; • реально существуют лишь чистые (бестелесные) идеи (эйдосы); • любая существующая вещь является всего лишь материальным отображением первоначальной идеи данной вещи. В основе космоса 3 разнородных начала: Бог (активное), идеи (качественное) и материя (телесное). Схема замысла: Бог-демиург, имея материю-хору (телесное, бесформенное, изменчивое, но восприимчивое) и эйдосы-идеи, создает чувственно-конкретный космос, придавая ему совершенную, сферическую форму. Мировая душа – объединяет мир идей и мир вещей, заставляет вещи подражать идеям, а идеи присутствовать в вещах; источник разума в душе человека, что делает возможным познание мира идей; обеспечивает целесообразность и закономерность космоса. Творится демиургом из смеси тождественного, иного и сущности; по принципу симпатии (подобное познается подобным) тождественное – идеи, иное – материя, а их смесь – вещи. Подлинное бытие у мира идей, материя (бескачественна и пассивна) – небытие, чувственно-конкретные вещи – мир вечного становления. Гноссеология: материальный мир - лишь отображение "мира идей" → предметом познания должны стать прежде всего "чистые идеи"; их можно познать лишь разумом, благодаря высшей духовной деятельности; высшей духовной деятельностью могут заниматься только люди подготовленные — образованные интеллектуалы, философы→ только они способны увидеть и осознать "чистые идеи". Мир вещей – объект мнения или представления (единичные вещи имеют относит. сущ-ние). Общие отношения между вещами не чувствуются, а понимаются (тождество, различие, сходство, величина, единство, множество). Человеч. душа способна непосредственно усмотреть эти общие начала, т. е. знание – результат духовного созерцания, припоминания (анамнесис), что связано с учением о переселении душ (метемпсихоз) (душа припоминает виденное в мире идей). Способ побуждения к припоминанию – диалектическая беседа-рассуждение. Познание как мнение и истинное знание; мнение (докса) как знание о преходящих вещах – воображение и верование. Истинное знание (эпистема): дианойя (знание рассудочное, опосредованное) и ноэзис (интуитивное, чистое созерцание, усмотрение мира идей разумом непосредственно; доступно лишь мудрецам). Проблема государства (после Золотого века боги ушли от людей и далее идет деградация). Платон выделяет 6 типов ныне сущ-х государств: тимократия (власть четолюбцев); олигархия (власть желающих обогатиться); демократия (власть бедных, желающих стать богатыми); тирания (неограниченная жажда власти и богатства). Чтобы не было деградации нужно создать гос-во, где все на своем месте. "государство будущего": 3 сословия - правители (философы), воины и дельцы (ремесленники и земледельцы) в соотв. с их душой (у чел. 3 части души – разумная, яростная и вожделеющая; у каждого преобл. 1 часть души, передалать чел. нельзя). У каждого – своя задача. Общая добродетель – справедливость (мудрое равновесие всех сторон души, всех ее добродетелей и всех сословий гос-ва). Философы и стражи не должны иметь семью или собственность (привязывает к матер. миру и мешает созерцанию вечно-тождественных идей и их воплощению в соц. бытии). Обществ. воспитание детей и общая соб-сть у управляющего класса решают проблему сочетания личных и обществ. интересов, что делает гос-во устойчивым и стабильным. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|