Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде.




Согласно ст.462 ТК РБ надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде осуществляют

- специально уполномоченные государственные органы, действующие в соответствии с законодательством;

- местные органы власти, их исполнительные и распорядительные органы;

- министерства, государственные комитеты и ведомства в отношении подчиненных им предприятий, организаций;

- Генеральный прокурор и подчиненные ему прокуроры.

Общественный контроль за соблюдением законодательства о труде, предварительное уведомление и участие в мероприятиях по контролю и надзору за соблюдением законодательства о труде, проводимых государственными органами, имеют право осуществлять профсоюзы.

На государственном уровне контроль осуществляют:

- Министерство труда и социальной защиты в лице Управления государственной экспертизы по условиям труда и Департамента государственной инспекции труда;

- Министерство по чрезвычайным ситуациям РБ (Главное управление военизированной пожарной службы МЧС РБ (Госпожнадзор) и Департамент по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и атомной энергетике МЧС (Проматомнадзор));

- Министерство энергетики РБ - Управление государственного энергетического надзора концерна «Белэнерго» РБ (Госэнергонадзор);

- Министерство здравоохранения РБ (Государственный санитарный надзор (Госсаннадзор));

- Совет Министров РБ (Государственный комитет по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров РБ (Белгосстандарт));

- Министерство внутренних дел РБ (Государственная автомобильная инспекция (ГАИ));

- Министерство юстиции РБ (Прокуратура РБ).

 

Основными видами контроля за состоянием ОТ являются:

- контроль, осуществляемый органами государственного надзора и технической инспекцией труда профсоюзов;

- административно-общественный (трехступенчатый) контроль;

- контроль, осуществляемый службой ОТ;

- оперативный контроль (производственный) руководителей и др. должностных лиц;

- ведомственный контроль вышестоящих органов.

Контроль, осуществляемый органами государственного контроля. Должностные лица органов государственного надзора и контроля имеют право:

- осуществлять проверки соблюдения законодательства об охране труда;

- выдавать должностным лицам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений законодательства об охране труда;

- приостанавливать работу предприятий и других структурных подразделений, если их производственная деятельность осуществляется с нарушением требований по охране труда, создающим угрозу жизни и здоровью работающих;

- налагать на должностных лиц и на нанимателей штрафы за нарушения законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда;

- в необходимых случаях направлять представления о несоответствии должностных лиц занимаемой должности, передавать материалы органам прокуратуры.

Общественный контроль за соблюдением законодательства о труде осуществляют профсоюзы. Представители профсоюзов имеют право:

- осуществлять проверки соблюдения законодательства РБ о труде по вопросам заключения, изменения и прекращения трудового договора; рабочего времени и времени отдыха; оплаты труда, гарантий и компенсаций, выполнения коллективных договоров, соглашений и т.д.;

- осматривать рабочие места, проводить независимую экспертизу обеспечения здоровых и безопасных условий труда;

- принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

- обращаться в органы государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства РБ о труде для принятия необходимых мер по выявленным профсоюзом нарушениям;

- подавать в суд по просьбе своих членов исковые заявления в защиту их трудовых и социально-экономических прав;

- участвовать в разработке государственных программ по вопросам охраны труда, а также нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы охраны труда, профилактики профессиональных заболеваний.

 

Вопросы охраны труда в соглашениях, коллективных договорах. Ответственность за несоблюдение законодательства о труде и охране труда.

Коллективные договоры и соглашения регулируют трудовые и связанные и с ними отношения, позволяют обеспечить учет и согласование интересов и потребностей всех участников трудовых отношений в сфере труда.

Генеральное соглашение является основной для тарифных и местных соглашений, коллективных договоров.

Коллективный договор – локальный нормативный акт, регулирующий трудовые и социально-экономические отношения между нанимателями и работающими у него работниками.

Соглашение – нормативный акт, содержащий обязательства сторон по регулированию отношений в социально-трудовой сфере на уровне определенной профессии, отрасли, территории.

Соглашения заключаются на республиканском (генеральное соглашение), отраслевом (тарифное соглашение) и местном (местное соглашение) уровнях.

Сторонами коллективного договора являются работники организации в лице их представительного органа (профсоюза) и наниматель (руководитель). При этом руководитель организации и его заместители не могут осуществлять представительство интересов работника.

Коллективный договор обязывает нанимателя регламентировать нормы предоставления определенных льгот и преимуществ (увеличение выплат, установление системы поощрений за достижения в труде, регламентирование рабочего времени и др.) отдельным категориям работников.

Законодательство определяет примерный перечень положений, которые могут быть включены в договор. Это положения об (о): организации труда, системах оплаты труда, продолжительности рабочего времени и отдыха; создания здоровых и безопасных условий труда, улучшении охраны здоровья, гарантиях социального страхования работников и их семей, охране окружающей среды; регулировании внутреннего трудового распорядка и дисциплины труда; строительстве, содержании и распределении жилья, объектов социально-культурного назначения; организации санаторно-курортного лечения и отдыха работников и членов их семей и т.д.

Коллективный договор распространяется на нанимателя и всех работников, от имени которых он заключен, и является обязательным для исполнения. Все работники должны быть ознакомлены с действующими у него коллективными договорами и соглашениями.

За нарушение законодательства о труде наниматели несут установленную законодательством и коллективными договорами ответственность. Должностные лица, виновные в нарушении законодательства о труде, в невыполнении обязательств по коллективным договорам и соглашениям по охране труда, несут дисциплинарную, административную, материальную и уголовную ответственность.

Дисциплинарная ответственность наступает в случаях нарушения трудового распорядка, правил и норм по охране труда. В соответствии с действующим трудовым законодательство за нарушение трудовой дисциплины, в том числе норм по охране труда, наниматель может применять следующие дисциплинарные взыскания): замечание, выговор, увольнение. Независимо от мер дисциплинарного взыскания к работнику могут быть применены и другие меры административной ответственности: лишение премии, штрафы и т.д.

Административная ответственность выражается в наложении штрафа на виновное должностное лицо. К административной ответственности привлекаются должностные лица, допустившие нарушения трудового законодательства, норм и правил охраны труда. Вместо наложения штрафа допускается применять другие административные меры: предупреждение, меры общественного воздействия.

Материальная ответственность. Работник может быть привлечен к материальной ответственности, если по его вине предприятие понесло материальный ущерб (ст.400 ТК). При определении ущерба учитывается только прямой действительный ущерб, неполученные доходы не учитываются. Кроме материальной ответственности виновных должностных лиц предусмотрена ответственность предприятия.

Материальная ответственность – возмещение ущерба, поэтому не исключена возможность одновременного привлечения к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности (ст.408 ТКти (), поэтому не исключена возможность одновременного привлечения к дисциплинарной, административной или уголовной отвественно).

Уголовная ответственность. Законодательство РБ предусматривает за нарушение трудового законодательства, требований техники безопасности и производственной санитарии повышенную ответственность работников, вплоть до привлечения их к уголовной ответственности. К уголовной ответственности привлекаются лица, допустившие злостные нарушения, при условии, что такие нарушения повлекли за собой либо могли повлечь несчастные случаи, профзаболевания или другие тяжелые последствия.

Степень уголовной ответственности за нарушение правил охраны труда при производстве работ, эксплуатации машин и механизмов определяется УК, который предусматривает, в зависимости от тяжести проступка следующие меры наказания: исправительные работы, штраф, общественное порицание, освобождение от должности, лишение свободы от 1 года до 8 лет.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных