ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Компьютер целесообразно использовать не в качестве устройства, претендующего на интеллект, а в качестве специфического средства для управления учебной деятельностью человека.Слайд 99 Таким образом, компьютер целесообразно использовать не в качестве устройства, претендующего на интеллект, отчего он неминуемо подстраивается к традиционному обучению и пытается заменить собой учителя, а в качестве специфического средства для управления учебной деятельностью человека. Сама учебная деятельность представляет собой сложное явление, состоящее из двух принципиально разных составляющих: а) деятельности обучаемого и б) деятельности обучающего (преподавателя). Управление учебной деятельностью осуществляет преподаватель, поэтому его основные функции могут и должны быть автоматизированы. А вот что касается учащегося, то та деятельность, которой он должен научиться, никогда, ни при каких условиях, не может быть передана компьютеру, так как нельзя научиться деятельности, не выполняя ее. Компьютер должен «предоставить» учащемуся самому осуществлять действия, на что «электронный учитель» вполне способен. А вот характер и объем вспомогательных действий, содержание той или иной вспомогательной функции в процессе обучения, должно обусловливаться спецификой объектов, с которыми работает ученик, особенностями его взаимодействия с преподавателем, и другими обстоятельствами.
Компьютерная система, как утверждают американские специалисты, не должна выполнять роль учителя - эксперта, а скорее должна быть «инструментом познания», развивающим умственные способности учащихся. Слайд 100 Следовательно, в центре процесса обучения должна находиться самостоятельная преподавательская деятельность учащихся. В условиях формирования постиндустриального, информационного общества, самостоятельное приобретение знаний становится потребностью современного человека. Однако в любом случае, использование новых информационных технологий позволяет реализовать идеи развивающего обучения, повышает эффективность и интенсифицирует процесс обучения, открывает доступ к значительно большему объему информации по изучаемой дисциплине и существенно облегчает ее аналитическую обработку, усиливает интеллектуальные возможности учащегося, активно воздействует на его память, эмоции, мотивы и интересы. Но, прежде всего нас интересует вопрос о том, в какой мере и как использование компьютерных технологий может способствовать процессу изучения и понимания социологического знания. Здесь следует, прежде всего, учитывать особенность, специфику социально-гуманитарного образования, которая связана с его слабой формализуемостью; наличием многовариантных, зачастую альтернативных точек зрения, связанных практически со всеми формами культуры; огромным многообразием способов изложения своих мыслей с помощью языка, - все это создает большие, иногда кажущиеся непреодолимыми, трудности применения НИТ при его преподавании. Действительно, до сих пор
главным инструментом преподавания социально-гуманитарных дисциплин, в том числе и «Социологии», была и остается книга, диалог, и они не утратят своего значения и в обозримой перспективе. Слайд 101 Компьютеризацию не следует представлять как замещение преподавателя каким-либо техническим средством. С.И. Шапиро подчеркивает, что все больше специалистов склоняется к принципу «дополнительности», что означает: ЭВМ вместе, рядом с человеком на основе взаимовыгодного сотрудничества, а не вместо человека. Этот принцип «дополнительности», являясь одним из основных методологических принципов использовании компьютерных технологий, сегодня должен быть наполнен новым содержанием, отражающим изменения функций педагога. Следует отметить, что применение новых информационных технологий в преподавании «Социологии» и связанный с ними процесс улучшения преподавания социологического знания, в настоящее время тормозится недостаточным количеством и низким качеством применяемых в вузах электронно-вычислительных машин, а также недостаточной разработанностью, слабым, а порой неумелым, применением программных средств преподавателями «Социологии». В специальной методической литературе, опубликованной в нашей стране за последние годы, эта тема не получила должного освещения. Однако, эта область применения компьютерной технологии является наиболее перспективной и требует пристального внимания и творческого осмысления методистами, преподавателями, разработчиками автоматизированных обучающих систем.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|