ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Таким образом, фактически происходит междисциплинарное объединение предметов.Тест 11 В тематические планы преподавания входят вопросы социологии сети Internet? Нет Да Слайд 119
4. Методические рекомендации к изучению темы: «Социология и кибернетика» Слайд 120 Зададимся вопросом: кто является автором термина «кибернетика»? Винер, Ампер или кто-то другой?.. Кибернетикой назвал гипотетическую науку об управлении государством Ампер (см.: Поваров Г.Н. Ампер и кибернетика. — М., 1977). Кибернетика явилась, по существу, первой интегральной наукой. Она обратила внимание, пытаясь их связать, на такие общеупотребительные понятия, как: «саморегуляция», «автономия», «иерархия», которые не упоминались в энциклопедиях. Затем в кибернетике появились понятия «циркуляция», «обратная связь», «равновесие», «адаптация», «управление», «функция», «система», «информация», «модель» и другие. Попытайтесь определить, что такое социальная кибернетика? Какую систему можно назвать кибернетической? Чем отличается социальная кибернетика от информатики? Кибернетика в США никогда не разделялась. В ней преобладающими идеями и методами исследования всегда были анализ социальных систем и процессов (см.: Воробьев Г.Г. Программа курса «Введение в социальную кибернетику — М., 1993).
Кибернетика владеет теорией тестов, анкетированием и другими методами. Слайд 121 В каких социальных науках используются тесты я анкетирование? В чем заключаются кибернетические принципы самоорганизации? В 60-е годы ХХ века канадцем Маршаллом Маклюэном была разработана концепция средств общения. Основные идея были изложены в книгах: «Исследование в области средств коммуникации», «Гутенбергова галактика» и «Средства понимания: расширение возможностей человека». М. Маклюэна прозвали «оракулом электронного века» и сравнивали с Ньютоном, Дарвином и Фрейдом. Приведите основные принципы, изложенные Маклюэном в сфере политики, экономики и культуры. По теме см. также: Воробьев Г.Г. Информационно-психологические модели в социальной кибернетике // Научно-техническая информация: сер.2 М., 1992. 11; Бирюков Б.В., Геллер Е.С, Социологические вопросы кибернетики / ‘Энциклопедия кибернетики Т. 2.— Киев, 1974; Воробьев Г.Г. Социология и кибернетика.// Социологические исследования. 1993, 11.
5. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ТЕМЫ: «ОРГАНИЗАЦИЯ И СОЦИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ» Слайд 122 «Предметом социологии - по мнению профессора Камиля Монье, -- является изучение организации и эволюции человеческих обществ, для того, чтобы лучше направить наше активное вмешательство с целью их изменения. Изучать, чтобы улучшать - вот девиз, которым должны мы руководствоваться в ваших изысканиях, и тем более при изысканиях социологического и морального характера». В структуре того или иного общества, с западной социологической точки зрения, выделяется два критерия: 1) теория порядка и 2) теория прогресса. Организация - это группа людей, деятельность которых сознательно координируется ля достижения общественной цели или целей Слайд 123 (см.: Мескон М.., Альберт М. <0сновы менеджмента). — М., 1992. С. 38). Философ, социолог А. Богданов в своей работе «Всеобщая организационная наука. (Тектология), —Л.; М., 1925, развил науку о человеческих организациях, о планомерном их функционировании. Определите понятия А. Богданова «организация внешних сил природы», «организация человеческих сил, организация опыта». Что такое специализация? Покажите схематически «Основные организационные механизмы» у А. Богданова. Управление является существенно-важной деятельностью для организации. Определите понятие управления. Раскройте содержание двух нижеприведенных определений:
«Управление это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимых для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации» Слайд 124 (Мескон М.Х., Альберт М. Основы менеджмента — М., 1992. В «Философии истории» Гегель говорит об управлении, что «…деятельность, состоящая в осуществлении законов, есть управление вообще. Управление есть прежде всего формальное выполнение законов и их поддержание; внутри страны оно должно обеспечивать благосостояние государства и всех его классов; и это есть обязанность администрации, потому что нужно, чтобы гражданин мог не только заниматься своим делом, но и получать доход от этого; не достаточно, чтобы человек мог пользоваться сво ими силами - он должен находить и применение для них. Итак, в государстве есть нечто всеобщее, которое осуществляется. Осуществление выпадает на долю субъективной воли, такой воли, которая принимает постановления и решения. Уже составление законов — нахождение этих определений и их положительная формулировка - есть осуществление. Затем следует принятие решения и исполнения» (см.: Гегель. Соч., Т. 10. С. 144; Т.8, С. 414-415). Нарисуйте «Принципы и технологию управления» (по функциям) у Тэйлора, Файоля, Мэйо и других. Дайте свое определение каждому из элементов системы управления: цели, методы, функция, структура, информация, технические средства, человек в системе, представляющие собой общие принципы процесса управления. Раскройте содержание характеристики систем управления в Японии и США. В Японии: 1) пожизненный найм, 2) принцип старшинства при оплате и назначениях, З) неформальный контроль, 4) нечеткое описание рабочей задачи, 5) коллективная ответственность, б) отсутствие должности и задания, 7) акцент на координацию и сотрудничество, 8) согласованное решение, 9) управление «снизу вверх», 10) обучение без отрыва от производства, 11) вербовка новых выпускников вузов, 12) долгосрочная ориентация. В США: 1) Краткосрочная работа по найму, 2) оплата по индивидуальным результатам работы, З) формальный контроль, 4) четкое описание рабочей задачи, 5) индивидуальная ответственность, б) задание определяется должностью, 7) акцент на эффективность и результаты, 8) индивидуальное решение, 9) управление «сверху вниз», 10) специальные программы повышения квалификации, 11) вербовка новых выпускников вузов я более зрелых сотрудников, 12) повышенное внимание к текущим результатам. Определите, какие, на Ваш взгляд, качества и черты характера наиболее приемлемы для Вас? (В мировой практике уже давно утвердилась американская и английская система качества и черт характера менеджера). Англия: 1) способность делегировать власть, 2) коммуникабельность, 3) доступность, 4) умение слушать, 5) авторитетность, б) компетентность, 7) техническая вооруженность, 8) честность, 9) твердость, 10) заинтересованность в людях, 11) позитивность, 12) решительность, 13) юмористичность, 14) широта способностей. США: 1) развитость ума, 2) честность, 3) логичность, 4) техническая вооруженность, 5) широта познания, 6) перспективность,7) коммуникабельность, 8) цельность характера, 9) лидерство,10) способность делегировать власть, 11) ораторские способности, 12) умение принимать решения, 13) твердость, 14) умение сосредоточиться. Нарисуйте типовые подходы в управленческих решениях в нашей стране (авторитарный) и в США (демократический). Исследуя работу или рабочий процесс, нуждающийся в совершенствовании, мы действуем по определенной методике: 1) выбор, 2) анализ, 3) исследование, 4) разработка, 5) применение результатов. Существует четыре вида работ, требующих с первоочередного внимания: 1) «узкие места», 2) «пожиратели времени», 3) «бродячие работы», 4) пустая работа. Распознать узкие места часто помогают отдельные исследования «помех» и «пробок». Аналитический этап делается в двух направлениях: 1) разбивка и 2) классификация. Разбивка заключается в детальном последовательном выделении каждой операции рабочего процесса. Далее идет исследование: 1) что мы делаем? 2) зачем мы это делаем? 3) где это делается? 4) почему это делается именно здесь? 5) когда это делается? б) кто это делает? 7) как это делается? и т.п. Порядок вопросов очень разумен: что, где, когда, кто, как? Задавая перечисленные вопросы, необходимо: 1) Основывать свои заключения на наиболее надежных фактах, а в отсутствие фактов на наиболее надежной информации, лишь в самых крайних и редких случаях, опираясь на умозаключения и никогда не прибегая к догадкам; 2) Ищите подлинные причины и занимайтесь ими. Не довольствуйтесь лишь выявлением следствий.
Разработка оптимального метода начинается после того, как мы получили информацию (ответы) на вопросы: «что, когда, кто, как». Слайд 125 Теперь, по отношению к имеющимся у нас сведениям, нужно задать вопрос «почему» и, ответив на него, применить один из следующих приемов: 1) полностью исключить некоторые операции, 2) объединить некоторые операции в ту или иную комбинацию, 3) пересмотреть порядок операции, 4) упростить работу. Тест 12 Владеет ли кибернетика теорией тестов? Да Нет
Основные составляющие процесса принятия решений: факты, знания, опыт, анализ, суждения. Слайд 126 Их заменители: информация, советы, эксперимент, интуиция, замены нет. Постарайтесь выполнить следующее управленческое задание: дайте расшифровку ниже приведенному Алгоритму использования социологического знания при принятии управленческого решения: 1) сбор необходимой информации для постановки проблемы, подлежащей решению, 2) предварительное формулирование проблемы, 3) определение цели, 4) задание критериев оптимальности, 5) выявление возможных альтернатив решения, б) взвешивание последствий намеченного решения, 7) выработка общей последовательности задач, 8) выбор методов решения задач, 9) принятие решения. Рассмотрите: а) общественный прогресс как последовательную смену общественно формаций; б) роль народных масс и личности в истории, покажите, какие особенности влияют на становление личности; - в-шестых, нарисуйте таблицу общественного прогресса Д. Вико, Кондорсэ и других; - в-седьмых, опишите модель общественного развития М. Вебера (1861—1920). В чем заключается его концепция идеальных типов, понимающей социологии и теория социального действия и как он определяет, что такое рациональность; - в-восьмых, обратите внимание на противоречия науки и общества, изложенные О. Ульрихом, у которого наука выступает как выражение иррационалистической реакции, что про является, в частности, в том, что, при существующей в настоящее время тенденции сверхразвитого индустриализма, ученые в области общественных наук должны решительно порвать с превалирующей ныне концепцией рациональности науки; что любая общественная дисциплина, критикующая индустриальную систему, должна одновременно удовлетворять нескольким условиям, если при этом признается необходимость этой социальной системы. Она должна тщательно исследовать и подвергать критике социальные условия индустриальной системы, она должна быть способна дать альтернативные институциональные предложения.
Критика, анализ и предложения должны излагаться на языке, понятном тем, к кому они обращены, и все это должно оставаться наукой в смысле открытости и общности утверждений. Слайд 127 Любая централизация способствует усилению власти немногих и зависимости от нее большинства, Следовательно, децентрализация рассматривается в данном контексте как залог устойчивого общества. Слайд 128 Дайте свое видение науки — индустриализации. Обратите внимание на преимущества и недостатки централизации. Преимущества: 1) решения принимаются лицом, хорошо представляющем себе работу всей организации; 2) лица, принимающие решения на высоких уровнях управления, имеют обычно больше опыта; 3) устраняется дублирование работ, а, следовательно, снижаются затраты; 4) централизованная система управления обеспечивает возможность роста квалификации управляющих. Недостатки: 1) решения принимаются лицом, плохо осведомленным о конкретных обстоятельствах; 2) лица, принимающие решения на высоких уровнях, редко вступают в прямые контакты с исполнителями; 3) протяженные линии коммуникаций вызывают потерю времени; 4) менеджеры низшего звена управления практически отстраняются от процесса принятия решений. В условия к стихии рынка централизация часто довольно сильно тормозит оперативное управление. Однако и децентрализация не идеальна. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|