Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Производство, товарообмен, товар




ISBN 5-98204-005-3

 

 

Ó Институт управления и бизнеса, 2004

Ó Городецкий В.К., 2004


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

  Введение  
     
Глава 1 Рынок и предприятие  
Глава 2 Структура национальной экономики. Предприятие – основное звено экономики. Классификация предприятий.  
Глава 3 Предприятие и предпринимательство. Организационно-правовые формы хозяйствования  
Глава 4 Правовые основы деятельности предприятия  
Глава 5 Управление предприятием  
Глава 6 Организация производственного процесса на предприятии  
Глава 7 Планирование деятельности предприятия. Бизнес-план предприятия  
Глава 8 Производственная программа предприятия  
Глава 9 Основные фонды предприятия  
Глава 10 Оборотные средства предприятия  
Глава 11 Трудовые ресурсы и организация оплаты труда на предприятии  
Глава 12 Себестоимость продукции, ценообразование на предприятии, налогообложение предприятий  
Глава 13 Финансы предприятия  
Глава 14 Доходы и прибыль предприятия, рентабельность капитала и производства продукции  
Глава 15 Качество продукции, работ, услуг, стандартизация и сертификация  
Глава 16 Инвестиции и инновации в деятельности предприятия  
Глава 17 Риски в деятельности предприятия  
Глава 18 Оценка финансово-хозяйственной деятельности предприятия  
Глава 19 Банкротство предприятия и меры по его предупреждению    
  Требования государственных образовательных стандартов к дисциплине    
  Учебно-тематический план  
  Программа курса  
  Планы семинарских занятий  
  Вопросы для подготовки к экзаменам  
  Глоссарий  
  Список литературы  

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Переход к рыночной экономике вызвал фундаментальные изменения в народном хозяйстве России. Трансформируются принципы функционирования экономической системы страны, отношения собственности на средства производства, организационная структура, система управления и земельные отношения. Ускорение темпов экономического развития народного хозяйства страны в условиях перехода к рыночной экономике во многом зависит от укрепления материально-технической базы предприятий, эффективного использования всех факторов производства, внедрения достижений научно-технического прогресса, инновационной и инвестиционной деятельности, качества трудовых ресурсов и, особенно, предпринимательского ресурса.

В условиях рыночного хозяйства центр экономической деятельности перемещается к основному звену экономики - предприятию. Именно на предприятии формируются выбор поставщиков и покупателей, объем и ассортимент выпускаемой продукции, отпускные цены, кадры, техника и технологии.

В современных условиях главным условием совокупного экономического роста и наиважнейшей проблемой народного хозяйства страны является повышение эффективности использования материальных, трудовых, природных и финансовых ресурсов.

Решение данной проблемы в решающей мере зависит от состояния квалификации управленческих кадров и уровня их экономического образования.

В этой связи в процессе подготовки кадров для народного хозяйства страны важная роль принадлежит глубокому изучению экономических дисциплин, в том числе курсу «Экономика организаций (предприятий)».

Знание экономических законов, их специфики расширяет возможности управленческого корпуса, повышает качество кадрового потенциала, позволяет делать объективную оценку деятельности предприятия и его подразделений, способствует выявлению и эффективному использованию резервов на предприятии, внедрению новых технологий и техники, приемов и методов организации труда.

Наука «Экономика организаций (предприятий)» является составной частью системы экономических наук, которые изучают различные стороны общественных отношений людей в сфере производства и распределения материальных благ. Ее теоретическим и методологическим фундаментом является экономическая теория.

Предметом изучения науки «Экономика организаций (предприятий)» является предприятие как главное звено общественного производства, его производственные ресурсы, организация и мотивация труда на предприятии, инновации и инвестиции, их взаимосвязи и пути улучшения использования.

Отсюда возникают два одинаковые по названию, но принципиально отличные понятия:

- экономика предприятия - как наука, изучающая и раскрывающая социально-экономический и административно-хозяйственный механизм процесса создания необходимых обществу благ, наука об использовании главным звеном общественного производства ограниченных ресурсов для производства полезных продуктов в рамках отдельно взятого предприятия;

- экономика предприятия – как органическая совокупность экономических ресурсов, факторов производства, непроизводственных фондов, фондов обращения, готовой продукции, денежных средств, находящихся на счетах предприятий в банках, ценных бумаг, нематериальных активов, доходов и прибыли, полученных в результате реализации продукции и/или услуг.

Учебное пособие подготовлено в соответствии с государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования по специальностям «060400 - Финансы и кредит», «060500 - Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «060800 - Экономика и управление на предприятии (по отраслям)», «061100 - Менеджмент организации», «061500 – Маркетинг», утвержденными Министерством образования РФ 17.03.2000 г.


Глава 1. РЫНОК И ПРЕДПРИЯТИЕ

Производство, товарообмен, товар

 

Производство представляет собой процесс создания необходимых обществу различных видов экономического продукта, который осуществляется на предприятии. Это бесконечный кругооборот: «товар» - «деньги» - товар». Он начинается с акта обмена (купли-продажи необходимых средств труда и найма рабочей силы), сопровождается и оканчивается обменом готовой товарной продукции на деньги.

Производство является первоначальной фазой общественного воспроизводства, после которой следуют распределение, обмен, потребление.

Обмен выступает, с одной стороны, как одна из фаз общественного воспроизводства, обусловленная общественным разделением труда, а с другой стороны – как форма общественной связи между производством и обусловленным им распределением и потреблением. Товарная форма обмена возникает в результате обособления собственников друг от друга, появления товарного производства и всеобщего эквивалента – денег. Без товара нет сферы товарных отношений, нет рынка. Следовательно, генератором товарообмена является производство.

В сфере материального производства различают естественные законы природы и законы общественного развития, которые совместно образуют совокупность правил, по которым развивается производство и формируются отношения между людьми в области экономики. Материальное производство является ключевым звеном общественного развития.

Производство товаров и товарообмен взаимно дополняют друг друга и обеспечивают функционирование производственного и рыночного процессов экономики. Вместе с тем они принципиально отличаются друг от друга как экономические категории.

Производство - процесс создания продукта, а обмен – результат общественного и географического разделения труда. Отсюда, производство – это средство достижения цели владельца капитала, а обмен – путь к достижению этой цели.

Товар представляет собой:

- любой продукт производственно-экономической деятельности в материально-вещественной форме;

- объект купли-продажи, рыночных отношений между продавцами и покупателями.

Мерой ценности товара в качестве универсального, пропорционально взвешенного посредника служат деньги. Деньги в процессе обмена сами становятся товаром, ценность которого относительно материальных благ определяется соотношением спроса и предложения. Но за деньгами всегда стоят товары, предназначенные для обмена путем купли-продажи, в процессе которого изменяется не содержание товара, а лишь право владения.

Товары подразделяют на две группы:

- материально-вещественные блага – пища, одежда, жилище, машины и т.д.;

- услуги – связи, транспорта, науки, образования, здравоохранения и т.д.

Продукция, изготовленная предприятием с целью последующей продажи, называется товарной продукцией, а изготовление товаров и услуг с целью обмена и продажи – товарным производством.

Основным методом развития современной экономики является товарообмен между отдельными производителями товаров. Он строится на принципах общественного разделения труда, специализации и кооперирования производства.

Вся деятельность предприятия ориентирована потребности, структуру, динамику и емкость рынка, потому что именно на рынке предприятие приобретает необходимые для производства продукции сырье, материалы, оборудование, трудовые ресурсы и продает свою товарную продукцию.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных