ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Производство, товарообмен, товарISBN 5-98204-005-3
Ó Институт управления и бизнеса, 2004 Ó Городецкий В.К., 2004 СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Переход к рыночной экономике вызвал фундаментальные изменения в народном хозяйстве России. Трансформируются принципы функционирования экономической системы страны, отношения собственности на средства производства, организационная структура, система управления и земельные отношения. Ускорение темпов экономического развития народного хозяйства страны в условиях перехода к рыночной экономике во многом зависит от укрепления материально-технической базы предприятий, эффективного использования всех факторов производства, внедрения достижений научно-технического прогресса, инновационной и инвестиционной деятельности, качества трудовых ресурсов и, особенно, предпринимательского ресурса. В условиях рыночного хозяйства центр экономической деятельности перемещается к основному звену экономики - предприятию. Именно на предприятии формируются выбор поставщиков и покупателей, объем и ассортимент выпускаемой продукции, отпускные цены, кадры, техника и технологии. В современных условиях главным условием совокупного экономического роста и наиважнейшей проблемой народного хозяйства страны является повышение эффективности использования материальных, трудовых, природных и финансовых ресурсов. Решение данной проблемы в решающей мере зависит от состояния квалификации управленческих кадров и уровня их экономического образования. В этой связи в процессе подготовки кадров для народного хозяйства страны важная роль принадлежит глубокому изучению экономических дисциплин, в том числе курсу «Экономика организаций (предприятий)». Знание экономических законов, их специфики расширяет возможности управленческого корпуса, повышает качество кадрового потенциала, позволяет делать объективную оценку деятельности предприятия и его подразделений, способствует выявлению и эффективному использованию резервов на предприятии, внедрению новых технологий и техники, приемов и методов организации труда. Наука «Экономика организаций (предприятий)» является составной частью системы экономических наук, которые изучают различные стороны общественных отношений людей в сфере производства и распределения материальных благ. Ее теоретическим и методологическим фундаментом является экономическая теория. Предметом изучения науки «Экономика организаций (предприятий)» является предприятие как главное звено общественного производства, его производственные ресурсы, организация и мотивация труда на предприятии, инновации и инвестиции, их взаимосвязи и пути улучшения использования. Отсюда возникают два одинаковые по названию, но принципиально отличные понятия: - экономика предприятия - как наука, изучающая и раскрывающая социально-экономический и административно-хозяйственный механизм процесса создания необходимых обществу благ, наука об использовании главным звеном общественного производства ограниченных ресурсов для производства полезных продуктов в рамках отдельно взятого предприятия; - экономика предприятия – как органическая совокупность экономических ресурсов, факторов производства, непроизводственных фондов, фондов обращения, готовой продукции, денежных средств, находящихся на счетах предприятий в банках, ценных бумаг, нематериальных активов, доходов и прибыли, полученных в результате реализации продукции и/или услуг. Учебное пособие подготовлено в соответствии с государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования по специальностям «060400 - Финансы и кредит», «060500 - Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «060800 - Экономика и управление на предприятии (по отраслям)», «061100 - Менеджмент организации», «061500 – Маркетинг», утвержденными Министерством образования РФ 17.03.2000 г. Глава 1. РЫНОК И ПРЕДПРИЯТИЕ Производство, товарообмен, товар
Производство представляет собой процесс создания необходимых обществу различных видов экономического продукта, который осуществляется на предприятии. Это бесконечный кругооборот: «товар» - «деньги» - товар». Он начинается с акта обмена (купли-продажи необходимых средств труда и найма рабочей силы), сопровождается и оканчивается обменом готовой товарной продукции на деньги. Производство является первоначальной фазой общественного воспроизводства, после которой следуют распределение, обмен, потребление. Обмен выступает, с одной стороны, как одна из фаз общественного воспроизводства, обусловленная общественным разделением труда, а с другой стороны – как форма общественной связи между производством и обусловленным им распределением и потреблением. Товарная форма обмена возникает в результате обособления собственников друг от друга, появления товарного производства и всеобщего эквивалента – денег. Без товара нет сферы товарных отношений, нет рынка. Следовательно, генератором товарообмена является производство. В сфере материального производства различают естественные законы природы и законы общественного развития, которые совместно образуют совокупность правил, по которым развивается производство и формируются отношения между людьми в области экономики. Материальное производство является ключевым звеном общественного развития. Производство товаров и товарообмен взаимно дополняют друг друга и обеспечивают функционирование производственного и рыночного процессов экономики. Вместе с тем они принципиально отличаются друг от друга как экономические категории. Производство - процесс создания продукта, а обмен – результат общественного и географического разделения труда. Отсюда, производство – это средство достижения цели владельца капитала, а обмен – путь к достижению этой цели. Товар представляет собой: - любой продукт производственно-экономической деятельности в материально-вещественной форме; - объект купли-продажи, рыночных отношений между продавцами и покупателями. Мерой ценности товара в качестве универсального, пропорционально взвешенного посредника служат деньги. Деньги в процессе обмена сами становятся товаром, ценность которого относительно материальных благ определяется соотношением спроса и предложения. Но за деньгами всегда стоят товары, предназначенные для обмена путем купли-продажи, в процессе которого изменяется не содержание товара, а лишь право владения. Товары подразделяют на две группы: - материально-вещественные блага – пища, одежда, жилище, машины и т.д.; - услуги – связи, транспорта, науки, образования, здравоохранения и т.д. Продукция, изготовленная предприятием с целью последующей продажи, называется товарной продукцией, а изготовление товаров и услуг с целью обмена и продажи – товарным производством. Основным методом развития современной экономики является товарообмен между отдельными производителями товаров. Он строится на принципах общественного разделения труда, специализации и кооперирования производства. Вся деятельность предприятия ориентирована потребности, структуру, динамику и емкость рынка, потому что именно на рынке предприятие приобретает необходимые для производства продукции сырье, материалы, оборудование, трудовые ресурсы и продает свою товарную продукцию. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|