Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Структура и функции рынка




 

Рынок как развитая система экономических отношений товарного обмена представляет собой систему отдельных взаимосвязанных рынков, элементов основного рынка. Структура рынка чрезвычайно многообразна.

Дж.М. Кейнс выделял следующие основные макроэкономические рынки: рынок товаров и услуг, рынок труда, рынок капитала, рынок ценных бумаг и валютный рынок.

По отношению к предприятию выделяют рынок труда, рынок сырья и других факторов производства, используемых предприятием, и рынок товаров и услуг, производимых предприятиями.

По масштабам охвата территории различают мировой рынок, зональные, региональные и национальные рынки. А применительно к каждой стране – внутренний и внешний рынки.

Различают также легальные (официальные) и нелегальные (теневые) рынки.

Товаропроизводители подразделяют рынки по функциональным признакам на рынки продаж, рынки закупок, финансовые рынки, рынки посредников рыночных сделок, рынки труда. Функциональная структура рынков отражает практически весь спектр рыночных отношений предприятия и оказывает непосредственное влияние на формирование органов управления предприятием.

Изначально рынки разделяются на оптовые и розничные. Далее они группируются по предметному и отраслевому признакам, в соответствии с которыми выделяют: рынки сырья, материалов, средств производства, недвижимости, потребительских товаров, информационного и интеллектуального продуктов, инноваций, капитала, валюты, ценных бумаг и др.

Дальнейшая дифференциация происходит по отдельным продуктам, в соответствии с которыми выделяют рынки зерна, мяса, нефти, автомобилей, леса и т.п.

Главным объектом исследования и экономико-математического моделирования рынка являются: выявление закономерностей формирования рыночного равновесия, процессы формирования цен в результате взаимодействия спроса и предложения, процессы конкуренции, вхождения новых участников в рынок и выбытия потерпевших неудачу.

В зависимости от состояния конкурентной среды рынки подразделяются на высококонкурентные (свободные), рынки монополистической конкуренции, олигополистические и монополистические (закрытые) рынки.

Таблица 1

Характеристика рынка в зависимости от состояния конкурентной среды

 

спрос \ предложение Один продавец Несколько продавцов Много продавцов
Один покупатель Двусторонняя монополия Ограниченная монопсония Монопсония
Несколько покупателей Ограниченная монополия Двусторонняя олигополия Ограниченная монопсония
Много покупателей Монополия Олигополия Монополистическая конкуренция

 

Основными характеристиками рынка являются стабильность и динамика. Стабильность представляет собой соответствие на рынке между спросом и предложением. Однако она может складываться только по отдельным товарам. Основное же состояние рынка – непрерывное балансирование между спросом и предложением и стремление к равновесию путем устранения дефицита и перепроизводства. Динамика рынка проявляется в виде следующих тенденций: подъем, сокращение объема продаж, стагнация.

Нормальное состояние рынка характеризуется ростом объемов торговли. Перепроизводство отдельных видов товаров сокращается за счет оттока ряда поставщиков путем диверсификации производства, перевода капитала в другие отрасли или банкротства. На рынке остаются самые конкурентоспособные предприятия. Свободный капитал переводится в отрасли, на продукцию которой имеется повышенный спрос.

Вне рыночного товарообмена современная экономика функционировать не может. Поэтому рынок – это объективно необходимое условие обмена товарами и функционирования любого современного общества. Рынок – это основная функция экономики.

Кроме этого рынок выполняет и ряд других функций:

информационную - объективную информацию об общественно необходимом количестве, номенклатуре, ассортименте, качестве товаров и услуг производителям дает рынок через объемы продаж, цены, процентные ставки на кредиты, которые, сопоставляя рыночную информацию со своими возможностями, принимают решения;

посредническую - производители и потребители экономически обособлены и только рынок дает им возможность найти друг друга и осуществить выгодный обмен;

ценообразующую - однотипная продукция разных производителей содержит разное количество материальных и трудовых затрат, но рынок признает только определенные, необходимые затраты, т.е. рынок формирует отражение той стоимости, с которой согласно общество;

регулирующую – она связанас воздействием рынка на все сферы экономики и, прежде всего, на производство; именно рынок отвечает на вопросы: что, для кого и как производить, и стимулирует межотраслевые переливы капитала;

санирующую – рыночный механизм является жесткой системой, в результате функционирования которой происходит естественный отбор товаропроизводителей: на рынке конкуренция очищает общественное производство от экономически нежизнеспособных производств.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных