Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Принципы, методы и функции хозяйственного управления




 

Система управления опирается на выработанные и обоснованные принципы и методы. Принципы – это основные правила, требования, идеи управления и его основа, которые определяют философию и стратегию руководства фирмой и ее подразделениями. На основе принципов корректируются цели организации, уточняются приоритеты, формулируется ее политика, разрабатываются методы управления. Реализация принципов, целей, политики и приоритетов осуществляется с помощью методик, инструкций, положений, нормативов.

В организации управления фирмой различают следующие основные направления: функциональную (профессионально направленную), количественную, пространственную и временную. На их основе и строятся общие и частные принципы управления. Частные принципы характерны для отдельных предприятий и сфер деятельности.

Общие принципы управления следующие.

Принцип целевой совместимости и сосредоточения – заключается в создании связанной целенаправленной системы управления, при которой все ее звенья образуют единый механизм, направленный на решение общей задачи.

Принцип непрерывности и надежности – означает создание таких организационных и технических условий, при которых достигаются устойчивость и непрерывность заданного режима производственного процесса.

Принцип планомерности, пропорциональности и динамизма – выражается в нацеленности системы управления на решение не только текущих, но долговременных задач развития фирмы. При этом система управления с помощью долговременного, текущего и оперативного планирования поэтапно увязывает во времени действия людей и используемые ресурсы в единую синхронно действующую систему производства и реализации продукции.

Демократический принцип распределения функций управления – основывается на методах и правилах общественного разделения труда, в соответствии с которыми за каждым органом управления и должностным лицом закрепляется определенная функция управления.

Принцип научной обоснованности методов и правил управления – методы и правила управления должны научно обоснованы и выверены практикой, их незнание или неправильное применение ведет к нарушению процессов производства, реализации и, как следствие, к банкротству предприятия.

Принцип эффективности управления – вызван наличием различных вариантов достижения цели, выбирать из которых необходимо на основе расчетов эффекта и эффективности того или иного варианта.

Принцип совместимости личных, коллективных и государственных интересов – вытекает из общественного характера производства, географического размещения фирмы и необходимости совокупного соблюдения интересов общества, государства, коллектива предприятия и его владельца.

Методы управления представляют собой способы воздействия субъекта управления на объекты управления для практического осуществления стратегических и тактических целей организации. В теории и практике управления различают следующие методы:

административные или организационно-распорядительные методы (методы принуждения) – базируются на жестком требовании исполнения директив, нормативно-методических документов, соблюдения дисциплины;

экономические (методы побуждения) – основаны на использовании экономических механизмов регуляции поведения людей, экономических интересов исполнителей, когда экономические цели людей и организации совпадают, деятельность людей оценивается экономическими результатами и они получают определенную плату за результаты труда;

социально-психологические (методы убеждения) – заключаются в изучении и моделировании социально-психологических процессов труда, которые позволяют находить оптимальные меры воздействия субъекта управления на объект управления в зависимости от его индивидуальных черт, мотивов и стимулов (моральных, материальных и др.), включают в себя мотивацию человека, управление его поведением с помощью стимулов и социальных потребностей.

В зависимости от преобладания тех или иных методов в управлении организацией различают стиль руководства: традиционный, административно-командный, не имеющий долгосрочной перспективы и демократичный, современный,основанный на взаимопонимании и взаимоуважении менеджера и подчиненных.

Власть на предприятии и формы его проявления в организации сегодня являются одним из предметов изучения менеджмента, одной из основных проблем управления. Специалисты различают пять основных форм проявления власти в организации:

право вознаграждать - повысить в должности, оплату труда и т.п.;

право наказывать - уволить, штрафовать, налагать взыскания;

право делегировать полномочия - для подписания контрактов, найма и т.п.;

право компетентности - руководитель лучше подчиненных должен разбираться в профессиональных вопросах;

власть личного обаяния.

Первые три формы власти автоматически сопутствуют при занятии должности. Две последние зависят от индивидуальных качеств руководителя.

Функция управления представляет собой круг деятельности и обязанностей отдельного лица или органа управления, представляющих часть управляющей системы.

Современная наука выделяет следующие функции управления:

анализ – разложение целого на элементы и последующее установление взаимосвязей между ними с целью повышения качества прогнозирования, оптимизации, обоснования, планирования и оперативного управления реализации решения по развитию объекта;

прогнозирование – процесс разработки прогноза – научно обоснованного суждения о возможных состояниях объекта в будущем с целью получения различных вариантов тенденций развития показателей качества, элементов затрат и других показателей, используемых при разработке стратегических планов, для принятия научно обоснованного управленческого решения;

планирование – процесс разработки планов, которые представляют собой описание будущего состояния организации путем фиксации показателей, характеризующих состояние в конце планового периода, определения путей и способов достижения поставленных целей, а также необходимых для этого ресурсов;

организация процессов – комплекс управленческих, производственных, вспомогательных и обслуживающих процессов, представляющий собой совокупность процедур воздействия субъектов управления на объекты управления, направленных на реализацию разработанных планов (изготовление продукции и т.д.);

мотивация – процесс побуждения персонала к деятельности для достижения целей организации;

регулирование – изучение изменения факторов внешней и внутренней среды, оказывающих влияние на качество управленческих решений, эффективность управления, изменение утвержденных планов и принятие мер, направленных на устранение этих причин;

координация – центральная функция управления по установлению связей, организации взаимодействия и согласованности работы всех компонентов системы управления, оперативной диспетчеризации выполнения планов и заданий;

учет – регулярный процесс фиксации расхода производственных ресурсов по времени, объемам и другим параметрам на различных видах носителей информации;

контроль – процесс обеспечения выполнения программ, планов, письменных или устных заданий и прочих документов, реализующих управленческие решения.

В управлении различают профессионально-отраслевые и структурно-пространственные функции.

Профессионально-отраслевые функции основаны на профессиональном разделении труда и охватывают деятельность персонала системы управления: планово-экономическую, учетно-статистическую, коммерческую, инженерно-технологическую, расчетно-аналитическую, оперативно-производственную, кадровую и др.

Структурно-пространственные функции управления основаны на разделении обязанностей руководителей и специалистов по группам цехов, отделов и филиалов. К ним относится управление цехами, участками, бригадами.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных