Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Правовые основы создания, деятельности и ликвидации




Предприятия

 

Законодательство, регламентирующее создание, деятельность и ликвидацию предприятия, состоит из кодексов, федеральных законов и законов субъектов федерации. Правовые акты в этом направлении могут принимать и муниципальные образования. Но законодательные и нормативные акты субъектов федерации и муниципальных образований не должны противоречить федеральному законодательству

Основным сводом законодательных норм, регулирующих гражданские отношения и устанавливающих гражданские права, является Гражданский кодекс РФ.

ГК РФ состоит из двух частей. Структура первой части ГК РФ:

Раздел I. Общие положения: (ст. 1-208).

Подраздел 1. Основные положения (ст. 1-16), в котором определяются гражданское законодательство, возникновение гражданских прав и обязанностей, их осуществление и защита.

Подраздел 2. Определяет права и обязанности граждан (физических лиц) и юридических лиц (ст. 17-127). Устанавливает правовые нормы, определяющие статус хозяйственных товариществ и обществ, дочерних и зависимых обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий и некоммерческих организаций.

Подраздел 3. Определяет объекты гражданских прав (ст. 128-152): вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в т.ч. имущественные права, работы, услуги, информацию, результаты интеллектуальной деятельности, в т.ч. исключительные права на них (интеллектуальная собственность), нематериальные блага.

Подраздел 4. Определяет сделки и представительство (ст. 153-189)

Подраздел 5. Определяет сроки, исковую давность (ст. 190-208).

Раздел II. Определяет право собственности и другие вещные права (ст. 209-306).

Раздел III. Общая часть обязательного права (ст. 307-419) – определяет общие положения об обязательствах и общие положения о договоре.

Структура второй части ГК РФ:

Раздел 4. Регламентирует отдельные виды обязательств (ст. 454-1109), возникающие в процессе: купли-продажи, мены, дарения, ренты и пожизненного содержания с иждивением, аренды, найма жилого помещения, безвозмездного пользования, подряда, выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, возмездного оказания услуг, перевозки, транспортной экспедиции, займа и кредита, финансирования под уступку денежного требования, банковского вклада и счета, расчетов, хранения, страхования, поручения, комиссий, агентирования, доверительного управления имуществом, коммерческой концессии, создания простого товарищества, публичного конкурса, проведения игр и пари, обязательств вследствие причинения вреда, необоснованного обогащения.

Основной свод законодательных норм, регулирующих налоговые отношения государственных и местных органов самоуправления с налогоплательщиками, представляет собой Налоговый кодекс РФ (НК РФ), который состоит из двух частей и устанавливает общие принципы налогообложения и сборов в РФ. Федеральное налоговое законодательство отдает предпочтение развитию фискальных функций налогообложения для обеспечения полноты собираемости налогов. Законодательство о налогах на региональном уровне носит преимущественно стимулирующий характер, поддерживающий отечественного товаропроизводителя.

Структура первой части НК РФ (от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ с изменениями от 30 марта, 9 июля 1999 г., 2 января, 5 августа 2000 г., 24 марта 2001 г.):

Раздел 1 - общие положения (ст. 1 - 18): законодательство о налогах и сборах и иные нормативные правовые акты о налогах и сборах, система налогов и сборов в Российской Федерации.

Раздел 2 - определяет (ст. 19 - 29) налогоплательщиков и плательщиков сборов, налоговых агентов, представительство в налоговых правоотношениях.

Раздел 3 - определяет (ст. 30 - 37) налоговые органы, таможенные органы, органы государственных внебюджетных фондов, органы налоговой полиции, ответственность указанных органов и их должностных лиц.

Раздел 4 - содержит общие правила исполнения обязанности по уплате налогов и сборов (ст. 38 - 79), определяет объекты налогообложения, регламентирует исполнение обязанности по уплате налогов и сборов, способы обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов.

Раздел 5 - определяет сущность налоговой декларации и налогового контроля (ст. 80 - 105)

Раздел 6 – определяет налоговые правонарушения и ответственность за их совершение (ст. 106 – 136).

Раздел 7 – определяет порядок обжалования актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц, рассмотрения жалобы и принятия решения по ней.

Часть вторая НК РФ (от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ с изм. от 29 декабря 2000 г., 30 мая, 6, 7, 8 августа, 27, 29 ноября, 28, 29, 30, 31 декабря 2001 г.) включает в себя:

Раздел 8 – определяет федеральные налоги (ст. 143 - 346): налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на доходы физических лиц, единый социальный налог, налог на прибыль организаций, налог на добычу полезных ископаемых.

Раздел 8.1. – определяет специальный налоговый режим (ст. 346.1 - 346.10), систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог).

Раздел 9 – регламентирует (ст. 347 - 355) особенности введения и действия регионального налога с продаж.

Основной свод законодательных норм, регулирующих правовое положение наемных работников, включен в Трудовой кодекс Российской Федерации (от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ)

Цель трудового законодательства - установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей. Основными задачами трудового законодательства являются: создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений и интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений по организации труда и управлению трудом, трудоустройству у данного работодателя, профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников непосредственно у данного работодателя, социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений; участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях, материальной ответственности работодателей и работников в сфере труда, надзору и контролю (в том числе профсоюзному контролю) за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда), разрешению трудовых споров.

Основные принципы правового регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений (исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией РФ), на которых базируется Трудовой кодекс РФ:

свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности;

запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда;

защита от безработицы и содействие в трудоустройстве;

обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, права на отдых, включая ограничение рабочего времени, предоставление ежедневного отдыха, выходных и нерабочих праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска;

равенство прав и возможностей работников;

обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда;

обеспечение равенства возможностей работников без всякой дискриминации на продвижение по работе с учетом производительности труда, квалификации и стажа работы по специальности, а также на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации;

обеспечение права работников и работодателей на объединение для защиты своих прав и интересов, включая право работников создавать профессиональные союзы и вступать в них;

обеспечение права работников на участие в управлении организацией в предусмотренных законом формах;

сочетание государственного и договорного регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;

социальное партнерство, включающее право на участие работников, работодателей, их объединений в договорном регулировании трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;

обязательность возмещения вреда, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей;

установление государственных гарантий по обеспечению прав работников и работодателей, осуществление государственного надзора и контроля за их соблюдением;

обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, в том числе в судебном порядке;

обеспечение права на разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, а также права на забастовку в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами;

обязанность сторон трудового договора соблюдать условия заключенного договора, включая право работодателя требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя и право работников требовать от работодателя соблюдения его обязанностей по отношению к работникам, трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;

обеспечение права представителей профессиональных союзов осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;

обеспечение права работников на защиту своего достоинства в период трудовой деятельности;

обеспечение права на обязательное социальное страхование работников.

Земельный кодекс Российской Федерации ( от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ) устанавливает правовые основы рационального использования, охраны, защиты и воспроизводства земли, регулирует правовое положение участников земельного оборота.

Земельный кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются на следующих принципах:

учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю;

приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде;

приоритет охраны жизни и здоровья человека, согласно которому при осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие на здоровье человека, даже если это потребует больших затрат;

участие граждан и общественных организаций (объединений) в решении вопросов, касающихся их прав на землю, согласно которому граждане Российской Федерации, общественные организации (объединения) имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на состояние земель при их использовании и охране, а органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и в формах, которые установлены законодательством;

единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами;

приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, согласно которому изъятие ценных земель сельскохозяйственного назначения, земель лесного фонда, занятых лесами первой группы, земель особо охраняемых природных территорий и объектов, земель, занятых объектами культурного наследия, других особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами;

платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства;

разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, согласно которому правовые основы и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами;

дифференцированный подход к установлению правового режима земель, в соответствии с которым при определении их правового режима должны учитываться природные, социальные, экономические и иные факторы;

сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.

При регулировании земельных отношений применяется принцип разграничения действия норм гражданского законодательства и норм земельного законодательства в части регулирования отношений по использованию земель, а также принцип государственного регулирования приватизации земли.

Лесной кодекс Российской Федерации (от 29 января 1997 г. N 22-ФЗ с изменениями от 30 декабря 2001 г.) устанавливает правовые основы рационального использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, повышения их экологического и ресурсного потенциала. Регулирование лесных отношений осуществляется с учетом представлений о лесе как о совокупности лесной растительности, земли, животного мира и других компонентов окружающей природной среды, имеющей важное экологическое, экономическое и социальное значение.

В соответствии с Конституцией РФ лесное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Лесное законодательство Российской Федерации состоит из Лесного кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Лесное законодательство Российской Федерации направлено на обеспечение рационального использования лесов, их охрану, защиту и воспроизводство, исходя из принципов устойчивого управления лесами и сохранения биологического разнообразия лесных экосистем, повышения экологического и ресурсного потенциала лесов, удовлетворения потребностей общества в лесных ресурсах на основе научно обоснованного, многоцелевого лесопользования.

Структура Лесного кодекса РФ:

Раздел 1 – включает в себя общие основные положения, определяет объекты и субъекты лесных отношений.

Раздел 2 – определяет права собственности на лесной фонд и леса, не входящие в лесной фонд, возникновение, осуществление, ограничение, приостановление, прекращение и защиту прав пользования участками лесного фонда, право аренды участка лесного фонда, безвозмездного пользования, концессии.

Раздел 3 - регламентирует основы государственного управления в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов, определяет систему органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов, основы организации лесного хозяйства.

Раздел 4 – определяет основные направления использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов и лесоразведения.

Раздел 5 – регламентирует платежи за пользование лесным фондом и финансирование расходов на ведение лесного хозяйства.

Раздел 6 – регламентирует разрешение споров в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов и ответственность за нарушение лесного законодательства Российской Федерации

Раздел 7 – определяет особенности использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов и древесно-кустарниковой растительности, не входящих в лесной фонд.

Водный кодекс Российской Федерации (от 16 ноября 1995 г. N 167-ФЗ с изменениями от 30 декабря 2001 г.) устанавливает правовые основы рационального использования, охраны, защиты и воспроизводства водных ресурсов. В соответствии с Конституцией РФ водное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Водное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего кодекса и принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Водное законодательство Российской Федерации регулирует отношения в области использования и охраны водных объектов в целях обеспечения прав граждан на чистую воду и благоприятную водную среду; поддержания оптимальных условий водопользования; качества поверхностных и подземных вод в состоянии, отвечающем санитарным и экологическим требованиям; защиты водных объектов от загрязнения, засорения и истощения; предотвращения или ликвидации вредного воздействия вод, а также сохранения биологического разнообразия водных экосистем. Цели водного законодательства Российской Федерации реализуются на основе принципа устойчивого развития, сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей природной среды. Структура Водного кодекса РФ аналогична Лесному кодексу.

Федеральные законы РФ детализируют кодексы, более полно раскрывают те или иные нормы права и условия хозяйствования. Так, в дополнение к Налоговому кодексу РФ по каждому виду налога приняты Федеральные законы: о едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности, о НДС, о налоге на прибыль, о подоходном налоге, об акцизах и т.д.

Особенности создания, деятельности и ликвидации организаций различных правовых форм регламентируются соответствующими федеральными законами: "Об акционерных обществах", "Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)", "Об обществах с ограниченной ответственностью", "О производственных кооперативах".

При отсутствии соответствующего кодекса действуют федеральные законы, регламентирующие определенные направления. Например, Федеральный закон от 3 марта 1995 г. N 27-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О недрах", Федеральный закон от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ "О животном мире", Федеральный закон от 30 ноября 1995 г. N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации", Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

С 1 июля 2002 года вступил в силу новый кодекс об административных нарушениях РФ, в котором значительно повышена ответственность за нарушение вышеперечисленных кодексов и законов РФ.

Федеральный закон № 127-ФЗ от 26 октября 2002 года "О несостоятельности (банкротстве)" в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации:

устанавливает основания признания должника несостоятельным (банкротом) или объявления должником о своей несостоятельности (банкротстве);

регулирует порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), проведения внешнего управления и конкурсного производства и иные отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов;

распространяется на все юридические лица, являющиеся коммерческими организациями (за исключением казенных предприятий), на некоммерческие организации, действующие в форме потребительского кооператива, благотворительного или иного фонда;

дает четкие определения состоянию банкротства юридических и физических лиц, регламентирует разбирательство дел о банкротстве в арбитражном суде и введение различных процедур (наблюдение, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение);

определяет особенности банкротства отдельных категорий должников (градообразующих и сельскохозяйственных предприятий, кредитных и страховых организаций, профессиональных участников рынка ценных бумаг, крестьянских (фермерских) хозяйств, граждан);

регламентирует процедуры упрощенного банкротства в отношении ликвидируемого и отсутствующего должников, процедуру добровольного объявления о банкротстве.

Федеральный Закон РФ от 22 марта 1991 г. N 948-I "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (с изменениями от 24 июня 1992 г., 25 мая 1995 г., 6 мая 1998 г., 2 января 2000 г., 30 декабря 2001 г.) распространяется на отношения, влияющие на конкуренцию на товарных рынках в Российской Федерации, в которых участвуют российские и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также физические лица.

Закон применяется и в тех случаях, когда действия и соглашения, соответственно совершаемые либо заключаемые указанными лицами за пределами территории Российской Федерации, приводят или могут привести к ограничению конкуренции или влекут за собой другие отрицательные последствия на рынках в Российской Федерации.

Отношения, связанные с монополистической деятельностью и недобросовестной конкуренцией на рынках ценных бумаг и финансовых услуг, за исключением случаев, когда складывающиеся на этих рынках отношения оказывают влияние на конкуренцию на товарных рынках, регулируются иными законодательными актами Российской Федерации.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных