Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Сущность, этапы, функции и методы прогнозирования




 

Прогнозирование, как любая хозяйственная деятельность, осуществляется на основе упорядоченных правил и концентрируется на решении целевых задач, вытекающих из цели предпринимательства. Прогнозные исследования необходимы, чтобы убедиться, насколько реальны и благоприятны для предприятия поставленные им цели.

Прогнозирование - это система количественных и качественных предплановых изысканий, направленных на выяснение возможного со­стояния и результатов деятельности предприятия в будущем, на ос­нове которых определяется возможность (вероятность) достиже­ния поставленных целей. Обычно в прогнозах указывается вероят­ная степень возможного отклонения от тех или иных целей в зависимости от способа будущих действий и влияния различных внешних научно-технических, природно-климатических, социаль­но-экономических и политических факторов. Прогнозы учитывают требования плана, но являются самостоятельной формой предвидения объективного процесса и возможного конечного результата реализации поставленной цели по времени (годы, меся­цы) и ресурсам, выраженным в деньгах.

Процесс прогнозирования имеет ряд этапов:

начальный этап - определение социально-экономического заказа со стороны общества на выпускаемую продукцию и выявление на рынке спроса на эту продукцию;

научно-техническое прогнозирование, которое опре­деляет вероятное натурально-вещественное состояние прогнозиру­емого объекта;

экономическое прогнозирование, задачами являются:

предвидение возможного наличия и распределения ресурсов по различным секторам экономики и направлениям, по которым может действовать предприятие;

определение нижних и верхних границ получаемых резуль­татов на вложенный труд и капитал по выбранным прогнозным объектам;

оценка максимально возможного количества ресурсов, выде­ление которых для развития предприятия в выбранном целевом направлении оправдано для решения соответствующей хозяйственной и научно-технической проблемы, и др.

Наиболее общими показателями, которые должен давать прогноз, являются:

вероятность достижения поставленной цели в рамках рас­сматриваемого в прогнозе направления;

капитальные вложения, необходимые на программу в целом и на каждом этапе прогнозного периода;

затраты труда (в человеко-часах) в каждом отдельном отрез­ке прогнозного периода с выделением затрат по категориям про­фессий;

текущие издержки производства на каждом этапе прогноз­ного периода с выделением издержек на различных стадиях жиз­ненного цикла изделий;

прибыль предприятия, получаемая в результате достижения поставленной цели.

Практическая задача прогнозирования, как одного из элементов хозяйственного управления, заключается в определении реальности и целесооб­разности намеченной стратегии. Поэтому прогнозирование имеет значительное сходство с планированием. Однако планирование - это процесс принятия и практического осуществления управлен­ческих решений, а прогнозирование – формирова­ние возможных предпосылок принятия подобных решений. План и прогноз — это не два альтернативных подхода к уста­новлению перспектив экономического и технического развития, а взаимно дополняющие друг друга стадии разработки хозяйствен­ных планов при определяющей роли плана как главного инстру­мента управления организацией. Поэтому во всех случаях дол­жен быть обеспечен переход от прогнозируемых показателей к планируемым с учетом их различия.

Директивный характер планирования предполагает его адресность, а прогнозиро­вание может не соответствовать сложив­шейся организационной и экономической структуре предприятия и не иметь конкретного административного адреса. Природа планирования направлена на преодоление вероятностного характера развития экономики. Процесс разработки плана носит вариантный характер, но ут­вержденный план является выработанным директивным вари­антом развития, подлежащим практической реализации. Прогноз же основан на предвидении и является альтерна­тивным (вариантным), причем не только как метод разработки, но и как ко­нечный результат.

Основной функцией прогноза является обоснование возможного состо­яния объекта в будущем и определение альтернативных путей и сроков достижения поставленной цели. Прогноз носит вероятност­ный характер, но обладает определенной степенью достоверности. На практике прогноз - это предплановый документ, фиксирую­щий вероятную степень достижения поставленной цели в зависи­мости от масштаба и способа будущих действий.

К функ­циям прогнозирования также относятся:

количественный и качествен­ный анализ тенденций;

вероятное альтернативное изменение будущего развития предприятия с учетом сложившихся тенденций и поставленных целей;

оценка возможностей и последствий актив­ного воздействия на предвидимые процессы и тенденции.

Прогноз является основой для разра­ботки стратегического плана и организации управления предприя­тием. Поэтому он охватывает:

анализ развития отрасли прогнозируемого направления про­изводства продукции, ее характеристику и современное состоя­ние спроса и предложения;

основные макротехнические и организационно-экономичес­кие проблемы и сроки их решения в отрасли, стране и за ее пре­делами;

наличие материалов, технологии и оборудования, пригодных для изготовления прогнозируемой продукции;

ожидаемый объем производства целевой для предприятия продукции у конкурентов и будущая потребность в ней на рын­ках;

ожидаемую стоимость разработки и производства этой про­дукции и ее рыночную цену;

мощность, необходимую для эффективного изготовления новой целевой продукции;

потребность в трудовых ресурсах и их наличие с учетом изме­нения структуры персонала, его квалификации и ожидаемого роста производительности труда;

выявление перспективных для предприятия технических и хозяйственных решений, уже подготовленных, но не получивших широкого практического применения;

оценку важности проводящихся исследований, требующих затрат для решения будущих технических и хозяйственных задач.

В зависимости от внутренней и внешней ситуации, а также це­лей, которые определяет руководство предприятия, используются два подхода к разработке прогнозов: генетический (исследова­тельский) и целевой (нормативный).

Генетическое прогно­зирование заключается в выявлении экономических и производственно-техничес­ких закономерностей и возможностей данного направления произ­водства исходя из естественной, присущей этому направлению логики развития; оценка возможных изменений ассортимента, характерис­тик и объема выпускаемой продукции; определение достижимых зна­чений экономических и технических параметров и показателей новых изделий и сроков их выпуска.

Целевое прогнозирование направлено на формулирование и кон­кретизацию перспективных целей развития данного предприятия и определение необходимых средств и сроков для решения отдельно­го комплекса и всех вместе взятых задач перестройки производ­ства, создания и освоения выпуска новых изделий с необходимы­ми техническими и экономическими показателями в требуемых объемах. Основой данного прогноза являются установочная цель и требующиеся ее будущие параметры, на основании которых дости­гается цель и определяются возможные пути движения от настоя­щего к будущему.

Составление и согласование прогнозов на базе указанных двух подходов способствует получению наиболее полного материала для определения политики предприятия.

По срокам различают прогнозы:

оператив­ные - со сроком до 3 - 6 месяцев от начала отсчета прогноза;

краткосрочные - до одного года;

среднесрочные - до 2 - 3 лет;

долгосрочные - на период до 10 - 20 лет и более.

Как правило, чем больше период, на который составляется прогноз, тем значитель­ней в будущем может быть отклонение фактических данных от про­гнозируемых.

Все методы прогнози­рования можно разделить на пассивные и активные. Пассивный про­гноз основан на изучении экономических процессов, обладающих довольно выраженной инертностью. Активный (или целевой)ос­нован на системе моделей и приемов, учитывающих возможность воздействия на общий ход экономических процессов.

Наиболее известными и распространенными методами прогно­зирования являются:

экспертные оценки, основу которых составляют упорядо­ченные мнения высококвалифицированных специалистов-экс­пертов;

экстраполяция или статистические методы, основанные на обработке ретроспективных данных об объекте прогнозирования и распространения прошлых тенденций на будущее;

методы моделирования, т. е. конструирование структурной, физической или математической модели, адекватно отображаю­щей наиболее существенные закономерности поведения объекта прогнозирования и их взаимосвязи с внешними факторами.

Экспертные методы прогнозирования разделяются на:

методы индивидуальной экспертной оценки и оценки типа интервью;

методы комиссии (коллективного обсуждения), в том числе «мозговой атаки»;

методы коллективной экспертной оценки — экспертизы.

Экспертные методы в настоящее вре­мя являются наиболее распространенными вслед­ствие их относительной простоты и мобильности. На их основе состав­ляется подавляющее большинство прогнозов.

Методы экстраполяции сводятся к обработке имеющихся дан­ных об объекте прогнозирования за прошлое время и распростра­нению обнаруженной в прошлом тенденции на будущее.

Методы моделирования являются наиболее сложным способом прогнози­рования, и состоят из разнообразных подходов к прогнозирова­нию сложных процессов и явлений. Эти методы могут пересекаться с экстраполяционными и с экспертными методами.

Прогнозы разрабатываются не только в целом по предприятию, но и по отдельным объектам: цехам, филиалам, отдельным изде­лиям и технологиям. При этом методы могут быть различными. Часто применяются методы сценария - деловой игры, когда с помощью имитационных моделей рассматриваются возможные перспективы развития сложных явлений с многочисленными взаимосвязями с целью формирования общего взгляда на совокупность проблем и процессов, относящихся к рассматриваемому объекту.

Надежность прогнозирования в значительной степени определяется полнотой и достоверностью используемой информации, которую предприятие должно накапливать и систематизировать в банке данных.

Прогнозирование, особенно долгосрочное, являет­ся обязательной составной частью определения целей предприятия, разработки стратегии и тактики его деятельности, планирования, особенно долгосрочного, подготовки целевых функциональных программ освоения рынков, инвестиций, инноваций.

Прогнозирование не дает конкретных рекомендаций, а лишь определяет возможные пути достижения поставленных целей. Од­нако квалифицированно составленный прогноз предостерегает пред­приятие от выбора неэффективного способа достижения этих целей.

5. Планирование – средство стратегического управления

Сущность стратегического управления заключается в выборе стратегической цели предприятия и формировании и распределении внутри предприятия мате­риальных, трудовых и финансовых ресурсов, ориентированных на достижение стратегической цели и эффективное реа­гирование на текущие изменения и новые внешние тенденции.

Предприятие может иметь не одну, а несколько стратегических целей. Например:

освоение производства принципиально новой, не имеющей прямых аналогов продукции;

установление на определенных рынках монополии на продажу выпускаемой им продукции;

расширение специализации предприятия и рынков сбыта до безопасного уровня, чтобы ему не угрожал кризис сбыта в какой-либо одной области производства.

Главным ориентиром для всех компо­нентов стратегического управления является соотношение «пред­приятие – среда - ситуация».

Стратегическое управление включает два раз­личающихся, но взаимно дополняющих друг друга процесса - фор­мулирование стратегии и реализацию стратегии.

Формулирование стратегии – является непосредственным процессом стратегического регулирова­ния, который включает в себя:

оценку потенциальных шансов достижения цели;

возможные альтернативы целей;

оценку действия внутренних и внешних факторов, связан­ных с достижением цели;

выбор и окончательную формулировку цели, т. е. принятие стратегии.

Реализация стратегии, в отличие от ее формулирования, включа­ет в себя ряд организационно-административных, интегрирующих, коор­динирующих и контрольных действий, в результате которых пред­приятие постепенно модифицирует свою структуру, ресурсы и ко­нечную цель, ориентируясь на образцы будущего поведения, намеченные стратегией.

Таким образом, стратегическое управление включает в себя: стратегическое планирование, текущие задания, которые непосредственно связаны с реали­зацией стратегии и выступают в качестве управляющего и корректирующего элемента между стратегическим планированием и контролем исполнения плана, и стратегический контроль.

6. Бизнес-план: принципы и техника составления, структура

 

В хозяйственную жизнь российских предприятий понятие «бизнес-план» внедрилось очень быстро. Предпринимательство схематично представляет собой постоянный процесс принятия решений, их реализация и анализ результатов. Основу для принятия эффективных, рациональных и оптимальных решений составляет планирование действий фирмы.

Бизнес-план - это прогрессивная форма планирования, которая позволяет увидеть поставленные перед фирмой задачи комплексно, во взаимосвязи и взаимоувязке всех разделов и аспектов плана. Это первая функция бизнес-плана. Вторая важнейшая функция бизнес-плана - привлечение инвестиций для реализации инвестиционных и инновационных проектов.

Таким образом, бизнес-план необходим:

для планирования социально-экономической деятельности организации на перспективу;

для привлечении внешних инвестиций - займов, кредитов, акционеров, пайщиков.

Бизнес-план - это документ, на основе которого инвестор или кредитор составляет свое мнение о фирме и принимает решение о предоставлении финансовых средств заемщику.

Бизнес-план должен убедить кредитора в надежности фирмы и гарантированности возврата кредита и процентов по нему в установленные в договоре сроки, т.к. процессе анализа бизнес-плана кредитор рассматривает деятельность фирмы с точки зрения надежности и устойчивости, а инвестор - с точки зрения доходности инвестиций.

Бизнес-план должен быть хорошо оформлен, доступным для понимания, легко читаться и восприниматься. На финансовые средства претендуют много фирм, поэтому конкуренция между ними за получение инвестиций начинается с презентабельности бизнес-плана, с его оформления, внешнего вида, обложки, рисунков и т.п.

Важнейшим принципом современного маркетинга является ориентация фирмы не на товар, а на рынок и удовлетворение потребности потребителя. Поэтому в бизнес-плане необходимо отразить те преимущества, которые получит потребитель в сравнении с товарами конкурентов, и которые создадут на рынке конкурентное преимущество фирме: качество, выигрыш во времени, экономия в деньгах, удобство, комплексность, гарантии, послепродажное сопровождение и др.

В бизнес-плане необходимо подчеркнуть универсальность, уникальность, рыночные преимущества (новейшая техника, технология, выгодное географическое положение, высококвалифицированные кадры и т.д.). Особенно необходимо выгодно отразить человеческий фактор: кто владелец, состав менеджеров, их профессионализм, высокая эффективность их работы.

Успех бизнес-плана во многом зависит от умения показать положительные результаты будущего развития фирмы в случае получения инвестиций, подкрепленные экономическими расчетами, большую надежность фирмы и ее персонала, высокую прибыль и рентабельность проекта.

Бизнес-плана в обязательном порядке должен иметь:

титульный лист, который должен содержать:

наименование проекта и его стоимость;

полное официальное название фирмы, под которым она значится в регистрационных документах, фирменный знак фирмы;

организационно-правовую форму;

юридический адрес фирмы, указанный в регистрационных документах;

почтовый адрес фирмы;

фамилию, имя, отчество и должности руководства фирмы, контактные телефоны;

месяц и год составления и рассылки бизнес-плана;

порядковый номер экземпляра бизнес-плана;

гриф конфиденциальности бизнес-плана.

оглавление бизнес плана;

резюме - краткое изложение бизнес-плана на нескольких страницах (фирма, ее продукция, место на рынке, ресурсы, поставщики, клиенты, рыночные возможности, финансовая картина с расчетом необходимых финансовых средств, направлений использования их и предполагаемой прибыли, альтернативные варианты в случае успеха и неудачи), главная цель которого - заинтриговать, вызвать интерес и привлечь внимание инвестора. От качества резюме зависит - будет читать инвестор бизнес-план или нет, резюме должно «пахнуть деньгами»;

основную часть бизнес-плана;

глоссарий -словарь специальных терминов (технических, экономических и т.п.);

сопроводительные документы (приложение: документ о регистрации, устав, патенты, лицензии, финансовые документы и анализ хозяйственной деятельности за предыдущие пять лет и отчетный год, отчеты, балансы, расчеты точек безубыточности, буклеты, чертежи, образцы, копии договоров и контрактов, заключения независимых аудиторов, страховые договоры, рекомендации, заключения и т.д.).

 

Примерная структура основной части бизнес-плана

 

1. Анализ отрасли, рынка, предприятия, его продукции:

анализ и обзор отрасли, рынков сбыта, результаты его тестирования;

описание предприятия, его места в отрасли, конкурентоспособности, персонала;

описание продукции, потребности в ней и спроса на нее, важности и особых потребительских свойств, уникальности, жизненного цикла.

2. Руководство и собственность:

структура органов управления;

совет директоров, основные руководители, их краткая характеристика;

собственники, их доля в капитале.

3. Производственный план:

расчет производственных мощностей;

описание технологии производства;

описание организации производства, ресурсов, кадровой политики;

расчет возможных рисков и пути выхода из них.

4. Маркетинговый план:

маркетинговая стратегия - цели и план завоевания рынка;

описание основных конкурентов, просчет их сильных и слабых сторон;

ценовая стратегия и политика ценообразования;

система продвижения продукции на рынке;

план рекламной кампании и формирования общественного мнения и т.п.

5. Финансовый план:

анализ фактического финансового положения фирмы;

план и прогноз финансовых поступлений с разбивкой по временным интервалам;

план и прогноз будущих расходов;

анализ доходов и расходов, прибыли и убытков;

расчет собственных источников и необходимых заемных и привлеченных инвестиций.

К числу плановых и отчетных форм (по международным требованиям к составлению бизнес-плана) относятся:

оперативные планы и отчеты за каждый период и по каждой группе товаров;

планы и отчеты о доходах и расходах по производству товаров (услуг), прибыли - убытках по каждому виду товара;

план и отчет о движении денежных средств (cash flow), который показывает поступление и расходование денег в процессе производственной деятельности фирмы;

баланс предприятия, подводящий итоги деятельности;

анализ безубыточности коммерческой деятельности с использованием формулы и графиков.

 


Глава 8. ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ПРЕДПРИЯТИЯ






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных